Главная / Физика / Из опыта работе. Формирование пзнавательной потребности у обучающихся

Из опыта работе. Формирование пзнавательной потребности у обучающихся







hello_html_187244bb.gif














ОМСК

2014



Формирование познавательной потребности у обучающихся

Любой учитель хочет, чтобы его ученики усвоили содержание изученного предмета: понятия, законы, научные факты, теории. С первых дней работы в школе я все время пытаюсь учить детей, так чтобы им было интересно. Учить можно по-разному: деспотично или дипломатично. Она – сторонница второго метода. Считает, что хороший учитель – это умный взрослый ребенок. Поэтому в своей деятельности пытается понять «шалости» детей, порой их лень, невнимательность, нежелание воспринимать что-то новое, разделять интересы ребят, жить их жизнью.

Мое главное педагогическое кредо: развитие каждого обучающего через интерес.

Все мои методические наработки направлены на формирование интеллектуальных умений в процессе самостоятельной деятельности обучающихся , пробуждение потребности к саморазвитию, стремлении к самопознанию и самосовершенствованию.

И если удается пробудить ученика - зажечь в нем костер желания узнавать новое, то в этом вижу залог успеха. При планировании деятельности опираюсь на уровень сформированности ОУУН, реальные учебные возможности и способности учащихся.

Педагогическую деятельность планируе так, чтобы средства и приемы обучения были направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию их деятельности на уроках.

По методике И.Я. Лернера всю деятельность обучающихся разделяю на четыре основных типа по степени развития мышления:

  • пассивно – наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать);

  • репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных аналогичных упражнений);

  • частично-поисковые, или эвристическая деятельность (проблемные диалоги на уроках, решение проблемных задач с помощью подсказок, эвристические беседы);

  • исследовательская деятельность (самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера).

Все средства, с помощью которых можно организовать разные виды деятельности обучающихся также условно разделяет на четыре вида:

  • иллюстративно – информационные средства (учебники, иллюстрации к тексту, кинофильмы, мультимедиа, доклады, лекции…);

  • справочники и таблицы, схемы и чертежи, то что содержит информации не в простом или текстовом виде, а подразумевает элементы абстрагирования;

  • наглядно практические средства – любая работа учащихся с приборами;

  • логико-математические (теоретические) средства – графики, функции, системы уравнений, выводы законов и их интерпретации.

А далее все обозначения вносит в систему координат: деятельность и средства (ось ординат), уроки и дни ось абцисс.

Такой способ планирования и самоконтроля помогает быстро моделировать разнообразие средств обучения, применяемых в работе, вносить элемент творчества в ежедневную работу.

Проблемная тема «Развитие познавательной потребности у обучающихся»

Цель: формировать интеллектуальные умения в процессе самостоятельной деятельности учащихся, пробудить потребность к саморазвитию, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Идея к руководству: потребность возникает у человека в процессе его личной деятельности.

  • Направление поиска

  • Обеспечить развитие познавательных способностей каждого обучающегося на основе учета индивидуальных особенностей познавательной деятельности. Формировать компетентную личность, готовую к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в изменяющихся социально- экономических условиях. Способствовать физическому, нравственному, интеллектуальному развитию личности.

  • Под развитием мышления следует понимать - систематическую, последовательную тренировку творческих, критических, сознательных актом мышления, сконструированных для того, чтобы сознание учащихся было гибким, открытым для необычного, не заглушая огонек естественного любопытства, присущего ребенку.

  • Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки:

  • знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность;

  • процесс обучения должен строится на поступательном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.

  • Цель деятельности учителя: учить так, чтобы каждый обучаемый мог пользоваться знаниями.

Этапы формирования познавательной потребности:

IВопрос : «Зачем нам нужно знать?» (в ответе есть указание на деятельность).

II – Выполнение деятельности в конкретной ситуации, где возникают затруднения.

III – Анализ затруднений: «Не все смогли эту деятельность выполнить, нужно этому поучиться».

I V – Побудить обучающихся сформулировать цель деятельности.



п/п

Основные направления поиска


Содержание

1.

Развитие познавательного интереса

Использование художественных текстов, в которых содержится описание физических явлений.

1. Я землею рождено, я водою вспоено.

Взращено средь небесной равнины,

Отдыхаю в горах, исчезаю в морях.

Я меняюсь, но нет мне кончины. (облако)

2. Объясни смысл пословицы «Обухом в дерево – дупло само скажется». (Звук)

2.

Опора на субъектный опыт

Разработайте метод определения объема комнаты с помощью достаточно длинной и тонкой нити, часов и гирьки.

3.

Воздействие на эмоции, воображение

Вы оказались на необитаемом острове.

Как из соленой воды получить пресную?

4.

Развитие качеств ума (глубины, гибкости, устойчивости, осознанности, самостоятельности).

Почему днем небо голубое, а при закате красное?

В кастрюле с кипящей водой варятся макароны. Будет ли кипеть вода внутри макарон?


Способы решения проблемных ситуаций.

  1. Логический (Какие очки нужны человеку, если в воде он видит нормально?).

  2. Математический (Определите выталкивающую силу, действующую на вас?)

  3. Экспериментальный (Можно ли с помощью льда добыть огонь?)

Формы учебных занятий

Примеры

Пресс-конференции

«Охрана окружающей среды», Радиоактивность и человек», «Электромагнитное излучение».

Круглый стол

«Современные средства связи»

Игры: КВН, Поле чудес, Заседание клуба знатоков, Счастливый случай, Своя игра.

«Оптика», «Атомная физика», «Твердые тела», «Законы постоянного тока».

Физика природы

Викторина «Зима», «Весна»

Путешествие

«На остров не разгаданных тайн», «По стране знаний», «В теплоград»….

Турниры эрудитов, интеллектуальные марафоны

«Раскрытие тайн световых лучей», «В мире занимательной физики»…

На учебных занятиях использую электронные учебники. Осуществляю дифференцированный подход при подборе заданий самостоятельной работы, а также на уроках контроля знаний.

Использование ИКТ технологий.

  1. Уроки физики Кирилла и Мефодия.

    • Обучает самостоятельной работе с учебным материалом.

    • Позволяет показать эксперимент, смоделировать физические процессы.

    • Использование учебного материала отрабатывает умения и навыки с помощью тренажеров.

    • Позволяет проверить знания по отдельным темам урока, и всему учебному материалу в целом,

    • Выявляет слабые места в понимание предмета и стимулирует к более глубокому его изучению.

    • Отслеживает динамику успеваемости.

    • Учащиеся получают основополагающие знания по изучению курса.

  2. Открытая Физика. Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла. ФИЗИКОН

    • Позволяет обучащимся проводить исследование, анализировать физические закономерности, более детально понять сущность физических явлений и процессов, представлять информацию в графической и табличной форме. Обучающиеся включаются в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую.

  3. Использование Интернет ресурсов:

  1. Участие школьников в НОУ;

  2. Участие школьников в интеллектуальных марафонах;

  3. Подготовка к олимпиадам;

  4. Подготовка к ЭГЭ, ГИА

Работа с одаренными детьми

В своей работе с одаренными детьми руководствуется высказыванием Нейгауза. «Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты».

Цель программы исследовательской работы по физике и астрономии с одаренными детьми, заключается в следующем: построить обучение так , чтобы максимально развивать заложенные природой способности ученика к определенным видам деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе вне обучения и вне деятельности они развиваться не могут.

Для того, чтобы добиваться положительного результата включаю обучающихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую

Основные задачи:

- выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;

- развивать сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных задач, связанной с практической деятельностью.

Основные принципы в реализации данных задач являются:

- к творчеству ученика нужно подходить постепенно, основываясь на имеющиеся у него знания. Задания не связанные с имеющимися знаниями, не только бесполезны, но и вредны т.к. могут вызвать стресс внести распад в уже имеющие знания;

- строгий отбор учебного материала, нечетко поставленная цель, отодвигает ее достижение;

- многократность повторения, новые знания должны отражаться на уже усвоенных, чтобы не снижать интерес к знаниям и стимулировать творческую работу ученика;

- разносторонне развивать обучающегося т.е распространяя отработки навыков приемов решения задач от анализа к синтезу;

- формирование устойчивого интереса к учебному предмету, чтобы поддерживать интерес и развивать ученика творчески, надо менять виды работы, переходить от заданий аналитических к заданиям экспериментальным, от качественных к расчетным, ставить проблемные вопросы и решать их;

- обучать грамотному выполнению работы, дочитывать задание до конца. Обучать обучающихся разнообразным рациональным способам деятельности, освобождая его от длительного пути проб и ошибок;

- осуществлять индивидуальный подход, т.к. каждый обучающийся имеет свой багаж знаний, свой уровень умственного развития, обладая своими способностями и психическими качествами.

Опыт работы показывает, что сформированная познавательная потребность у учащихся вызывает потребность к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот, пробуждает интерес к жизни к работе, научит использовать ум, проявить волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное.

  • За положительные результаты деятельности считает конкурентноспособность выпускников, результаты олимпиад, государственной итоговой аттестации.

  • Награждена грамотами Министерства Образования Российской Федерации, Областного Комитета образования Омской области, районного комитета образования, имею звание «Почетного работника основного общего образования Российской Федерации»

  • Имею благодарственные письма за подготовку участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии.

  • За участие в работе семинара НПК «Применение современных образовательных технологий в образовании» и разработку проекта «Влияние солнечной активности на биосферу Земли» была награждена дипломом 1 степени.


9


Из опыта работе. Формирование пзнавательной потребности у обучающихся
  • Физика
Описание:

Учить можно по-разному: деспотично или дипломатично.  Она – сторонница второго метода. Считает, что хороший учитель – это умный взрослый ребенок. Поэтому в своей деятельности пытается  понять «шалости» детей, порой их лень, невнимательность, нежелание воспринимать что-то новое, разделять интересы ребят, жить их жизнью.

Мое главное педагогическое кредо: развитие каждого обучающего  через интерес.

Все  мои методические наработки направлены на формирование интеллектуальных умений в процессе самостоятельной деятельности обучающихся , пробуждение потребности  к саморазвитию, стремлении к самопознанию и самосовершенствованию.

И если удается пробудить ученика -  зажечь в нем костер желания  узнавать новое, то в этом  вижу  залог успеха. При планировании деятельности  опираюсь  на  уровень  сформированности  ОУУН, реальные учебные возможности  и способности учащихся.

Педагогическую деятельность планируе  так, чтобы средства и приемы обучения были направлены на развитие творческих способностей  учащихся через организацию их деятельности на уроках.

Автор Адамова Марина Владимировна
Дата добавления 06.04.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 438
Номер материала 59282
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓