Главная / Директору-завучу / Из опыта организации исследовательской деятельности в областной специализированной школе-лицее для одаренных детей ЛОРД

Из опыта организации исследовательской деятельности в областной специализированной школе-лицее для одаренных детей ЛОРД

Из опыта организации исследовательской деятельности в областной

специализированной школе-лицее для одаренных детей ЛОРД

Ромбаева А.Х. зам.директора по науке и инновациям лицея ЛОРД


В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы
 он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя
человека в подходящие общественные и материальные условия.

А.Н. Толстой


Реализация стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от уровня конкурентоспособности человеческого капитала. На современном этапе развития особое значение приобретает взаимосвязь образования с потребностями экономики. Проблема подготовки высококомпетентных кадров весьма актуальна: ныне во всех сферах общества, производства и управления предпочтение отдается тем работникам, которые умеют мыслить, принимать обоснованные решения, анализировать факты, прогнозировать и проектировать свою деятельность.

Требования времени нашли отражение в нормативных документах. В Концепции образования Республики Казахстан определены следующие ключевые компетенции выпускника: ценностно-ориентированная, общекультурная, когнитивная, коммуникативная, информационно-технологическая, социального взаимодействия, личного саморазвития.

В обучении два процесса идут параллельно: процесс формирования фонда знаний и процесс формирования приемов учебного труда. Как правило, задачу развития мышления учащихся педагоги решают попутно с усвоением программного материала и не выделяют как самостоятельную. Чаще всего ошибка учителей заключается в том, что уделяется достаточное внимание передаче содержания материала курса, но при этом обучение приемам мыслительной деятельности происходит нецеленаправленно и в малом объеме. При таком подходе ученик способен хранить в своей памяти большой объем информации, но не обладает умением воспользоваться полученным багажом знаний на практике, вследствие чего любая нестандартная ситуация ставит его в тупик. Доказано, что у индивида, умеющего мыслить, глубже и шире знание фактов, правил, законов; ему под силу логические и творческие задачи; у него ярко выражены стремление к познанию нового и самообразованию, а несформированность мыслительных действий приводит к тому, что приобретаемые знания отрывочны, поверхностны и даже зачастую ошибочны.

Какие же требования предъявляются в свете вышесказанного к подготовке современного педагога?

Именно учитель выступает в роли организатора и руководителя процесса развития мышления своих учеников, и в связи с этим особую значимость приобретает владение педагогами компетенций различных уровней: компетенцией приобретения опыта, компетенцией сотрудничества, аналитической компетенцией, дающей возможность управлять организацией научного труда, компетенцией действия, т.е. способностью управлять изменениями в процессе работы, компетенцией видения, т.е. способностью управлять контекстом (ключевые компетенции); базовыми компетенциями, необходимыми для осуществления основных видов профессиональной деятельности специалиста; специальными профессиональными компетенциями, помогающими осуществлять конкретный вид профессиональной деятельности. Необходимо добавить, что специальные компетенции определяются конкретным видом деятельности педагога. Владение данными компетенциями очень важно для учителя, работающего с одаренными детьми, так как только в этом случае возможно эффективно организовать процесс выявления и развития одаренности учащихся.

Неоднократно отмечалось, что в целенаправленном формировании и развитии общеучебных умений скрыт огромный потенциал. Как сказал Гегель: «Результат сам по себе - ничто, результат, взятый совместно с процессом его создания, – ценен». Исследования ученого Выготского Л.С. доказывают, что «развитие, как тень, не следует за обучением».

Одним из направлений работы лицея ЛОРД является организация проектной и исследовательской работы учащихся. Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Развитие мыслительной сферы учащихся начинается в начальном звене, что требует от учителя начальных классов особого внимания к подготовке учащихся к научной деятельности. Именно в младших классах закладываются ОУУН. Ученик овладевает необходимыми в последующей жизни умениями: организовать свое рабочее место, слушать учителя и выполнять его указания, понимать учебные задачи, последовательно выполнять действия, вести познавательную деятельность в коллективе.

Очень важно создать для ученика такую среду, которая пробудила бы его творческие начала, стимулировала мыслительную деятельность, подвигла к созданию нового.

Задачу формирования у учащихся первичных навыков исследовательской работы успешно решает учитель- методист с большим стажем Кукарина Г.И. Уже несколько лет она ведет экспериментальную работу по внедрению метода проектов в начальном звене. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, формирует большое количество умений, навыков и дает опыт деятельности. В ходе работы над проектом у детей формируются:

- рефлексивные умения (осмысление задачи);

- поисковые умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки сотрудничества;

- менеджерские умения и навыки;

- коммуникативные и презентационные умения и навыки.

Опыт организации проектной деятельности обобщен ею в методическом пособии «Метод «брошенный вперед».

Неоценимым подспорьем являются уроки риторики, где учащиеся осваивают опыт публичного выступления, и занятия ТРИЗа, целью которых является формирование предпосылок детского научного творчества. Работу Кукариной Г.И. по формированию навыков научного труда гармонично дополняют уроки музыки и изобразительного искусства Грушиной М.Н., на которых большое внимание уделяется развитию творческого воображения, зрительной памяти, наблюдательности.

Как правило, особого внимания требует период адаптации учащихся в среднем звене. Проблема преемственности всегда привлекала к себе внимание педагогов как начальной школы, так и среднего звена. Именно в 5 классе важно не потерять, а развивать далее, оттачивать мыслительные умения, наработанные в начальной школе.

В среднем звене учащиеся готовят сообщения, рефераты, презентации к урокам. На факультативных занятиях и кружках происходит выявление будущих участников олимпиад.

Для выявления и поддержки одаренных учащихся, развития творческих способностей, выработки навыков самостоятельной поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в лицее ЛОРД было создано Научное общество учащихся «Росток», воспитавшее целую плеяду победителей и призеров областных, республиканских, международных научных соревнований школьников и студентов. При организации работы НОУ в школе необходимо четко осознавать разницу между учебным исследованием и научным исследованием. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности  состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося. И призовое место в данном виде деятельности не является самоцелью. Для учащегося  работа над проектом— это еще и возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, использовать полученные знания на практике, показать публично достигнутый результат.

Совершенно иную роль играет в проектно-исследовательском обучении учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Быть руководителем научного проекта нелегко, это особая деятельность, требующая определенного уровня научно-методической подготовки. Для преподавателей лицея была проведена серия семинаров «Руководство научной деятельностью учащихся». Семинар показал учебный проект или исследование как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, т.е. обучать.

В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из  вузов. Лицей активно сотрудничает с преподавательским составом СКГУ. Преподаватели университета Липчанская М.А., Романенко С.М., Васильева О.В., Лежнева М.Ю., Кожаев Ш.М., Побежук Н.Ю. не только ведут факультативные занятия в профильных классах, участвуют в работе олимпийских площадок, но и являются руководителями научных проектов учащихся.

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. Лицей обеспечен всем необходимым: материально-техническим и учебно-методическим оснащением, кадровым составом (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационными (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологическими ресурсами (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационной поддержкой (олимпийская площадка, индивидуальный график работы над проектом).

Надо отметить, что участие лицея в эксперименте по трехъязычию вносит свои коррективы в работу НОУ. В планах педагогов-участников эксперимента не только создание новых методических пособий, но и создание проектов, связанных с полиязыковой тематикой. Это экспериментальное направление работы педагогического коллектива открывает новые перспективы в видении проектной деятельности учащихся лицея для одаренных детей ЛОРД.

В текущем 2013 году лицею исполнилось 20 лет. За эти годы выпущено 446 лицеистов (17 выпусков). Из них 234 выпускника являются победителями областной олимпиады (каждый второй). Подготовлен 31 призер международных олимпиад. Только за последние два года завоевана 31 медаль республиканской предметной олимпиады и конкурса научных проектов.

Работа педагогического коллектива над исследовательскими навыками учащихся дает стабильно высокий результат. Об этом свидетельствует высокое звание «Лучшая олимпийская школа», присвоенное лицею Министром образования РК в 2012 и в 2013 годах.


Список литературы

  1. Послание Президента РК «Построим будущее вместе» от 29.01.2011

  2. Государственная программа развития образования РК 2011-2020 гг

  3. Айзенк Г.К. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995.-№1.-с. 111-133

  4. Битуова Т.Р. Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению республиканских соревнований школьников. РНПЦ «Дарын», Астана, 2005

  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: Интор, 1996

  6. Поспелов Н.Н. Формирование общеучебных умений у старшеклассников.-М.: Просвещение, 1976

  7. Казиева А.Х. Организация научно-исследовательской работы учащихся в современной школе. РНПЦ «Дарын», Астана, 2009

Из опыта организации исследовательской деятельности в областной специализированной школе-лицее для одаренных детей ЛОРД
  • Директору-завучу
Описание:

Вашему вниманию предлагается текст доклада на областной конференции. В докладе освещена система организации научно-исследовательской деятельности учащихся в специализированной школе для одаренных детей ЛОРД. Научное общество учащихся "Росток" динамично развивается, свидетельством тому являются победы лицеистов на областных, республиканских и международных научных соревнованиях. Работая над проектом, школьники получают бесценный опыт исследовательской деятельности, который успешно используют, обучаясь в вузе. Лицеисты  на республиканском туре завоевывают гранты на обучение в престижных вузах Казахстана и России.

Автор Ромбаева Айгуль Хуанышевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 372
Номер материала 34137
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓