Главная / Начальные классы / Из опыта работы по обогащению словарного запаса учащихся

Из опыта работы по обогащению словарного запаса учащихся

Из опыта работы по обогащению словарного
запаса учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Обогащение словарного запаса учащихся и активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом.

Суть словарной работы состоит в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

В школьной практике мною используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:

1) выяснение значения путем показа картинки или макета;

2) уточнение значения по толковому словарю;

3) подбор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять; правда - ложь);

4) словообразовательный анализ (бесстрашный -- страшный -- страх);

5) этимологический анализ (лукавый - от лука - «изгиб», «кривизна», лукавый - «криводушный»);

6) включение нового слова в словосочетание или предложение;

7) перевод (интернациональный - международный).

Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

Обучение грамоте - первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. В ходе работы анализируются тексты и иллюстрации, составляются тематические словарики, продумывается система упражнений по уточнению и обогащению словаря, выбираются из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.

Вот примеры некоторых заданий, которые я использую на уроках для уточнения и расширения словаря учащихся.

Задание 1. Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением; знакомство с омонимами в игре.

Омонимы-загадки

1. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос.)

  1. В тетради я бываю косая и прямая.
    В другом своём значении я планка для черчения. И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (Линейка.)

  2. Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу и могу, если хочу, телеграмму передать и загадку разгадать. (Ключ.)

Задание 2. Цель: уточнение значения слов, формирование элементарных понятий и усвоение соответствующих им словесных обозначений; знакомство с антонимами.

Загадки в стихах

Я антоним к слову лето,
в шубу снежную одета,
хоть люблю мороз сама,
потому что я …(зима).

Задания:

1) назови одним словом лопатка, ведёрко, совок (игрушки);

2) подбери близкое по значению слово к слову ребята (дети);

3) к словам подбери близкие по значению слова (родник - ключ, источник; студёный - холодный).

4) подбери слова, противоположные по смыслу холодный – горячий, чистый - грязный.

Работа с иллюстрациями.

Цель: обогащение словаря синонимами - разными частями речи. Например:

Лукошко, корзинка.
Ребёнок, дитя, малыш.
Забавы, развлечения.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся чаще всего проводится в следующей последовательности:

1) выяснение понимания детьми слов;

2) подбор близких (противоположных) по значению слов;

3) составление предложения со словом;

4) использование слов и предложений в устной речи при составлении рассказа.

Такая работа способствует обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыка чтения и развитию речи и создает прочную основу для последующей языковой практики.

Словарная работа на уроках русского языка
на основе применения синонимов и антонимов

Данная работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ.

Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частями речи. Упражнения для введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны. Вот некоторые из них.

1. Подбери слова, близкие по значению. Используй данные слова при составлении предложений.


Имя
существительное

Имя прилагательное

Глагол

груз - багаж
гнев - ярость
враг - противник

застенчивый -робкий страшный - жуткий подвижный - гибкий

Работать-трудиться мыслить-думать
грустить-горевать



2. Выпиши слова, отвечающие на вопрос что делать? Подбери близкие по значению слова.

Одеяло убежало,
улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.

  1. Допиши имя прилагательное.
    Подул ветер... (холодный, студёный).
    Полетели листья... (жёлтые, золотые).

  2. Подбери слова, близкие по значению.
    Кудрявый (курчавый) мальчик; липкие (клейкие) листочки; просторный (свободный) класс.

5. Выбери одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в... . Я помог товарищу в этом трудном ... . Хорошо тому, кто любит свою ... .

Слова: работа, дело, труд.

6. Составь словосочетания:

Весёлый (смех, танец), радостное (событие, настроение)> печальная (мелодия, история).

Упражнения со словом на уроках русского языка формируют навыки правописания, особенно безударных гласных. Приведу примеры таких упражнений.

  1. Подчеркни корень в словах, вставь пропущенные буквы.

Подбери синонимы.

поб...дить (сл...митъ)
пр...щатъ (изв...нять)
т...нуть (т...щитъ)
см...треть (гл...деть)

2. Измени слово так, чтобы ударные гласные стали безударными. Подбери синонимы.

дождь - дожди (ливень) глаз - глаза (очи)

3. Подбери родственное слово, которое отвечало бы на вопросы кто? что?. Подбери близкие по значению слова.

война - воин (боец) гневить - гнев (ярость) горестный - горе (грусть, тоска)

4. Выпиши родственные слова. Подбери близкие по значению слова.

Родник родит речку, а речка течёт через всю Родину, кормит народ.

5. Спиши, добавляя близкие по значению слова. Проверь безударную гласную в слове.

Ребёнок - м...лыш, утёс - ск...ла, молчание - т...шина, горе - б...да.


Работа с антонимами

Основным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова.

В «Словаре» учитель найдет богатый материал для работы: антонимические пары, цитаты из произведений русской художественной литературы, пословицы, поговорки.

Пословицы и поговорки обладают большой выразительной силой. Работа с ними приобретает глубокий характер, если учащиеся размышляют, почему в данных пословицах использованы антонимы. Приведу некоторые упражнения.

1. Прочитай пословицы, найди слова, противоположные по смыслу. Объясни смысл пословицы.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Корень учения горек, да плод его сладок.

2. Составь словосочетания, подбери к словам, обозначающим признаки предмета, антонимы.

старый (кузнец, дом)
мелкий (дождь, пруд)
чёрствый (хлеб, человек)

3. Допиши предложения словами с противоположным значением.

Грач черный, а лебедь ... .
Малина слад
кая, а редька ... .

4. К данным словам припиши слова, противоположные по смыслу.

Укажи, какими частями речи они являются.

друг - … молодость - ...
дружеский - ... молодой - ...
дружить - ... молодеть - ...


5. Закончи предложение.

Погода испортилась: ясные, жаркие дни сменились ... (пасмурными, холодными) днями.

6. Что общего и что различного в данных словах?

Грубый, грубость, грубить, грубиян.

Подбери слово с противоположным значением (вежливый).




Словарно-орфографическая работа

В процессе данной работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, можно разделить по тематическим группам: «Животные», «Растения», «Школа», «Люди» и т. д. Слова печатаются крупным шрифтом на карточках, безударные гласные выделяются красным цветом.


Работа над художественным произведением

Следующий этап развития речи - это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение. Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.

При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой прием для объяснения значения слова будет использован. Необходимо также выделить слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас.

Словарь к литературному произведению – это учебный материал, который требует внимательной и глубокой работы на уроке. Главное, чтобы это слово вошло в речь учащихся. Цель словарной работы на уроках литературного чтения – показать, что художественное слово незаменимо. Автор выбирает именно то слово, при помощи которого создает определенный художественный образ. Заменить авторское слово сложно – это означает разрушение образа. Работа над уяснением художественного смысла слов ведется в процессе вчитывания в произведение, его анализа. Большое значение имеет работа с синонимами, но при этом внимание учеников направляется на то, что слова – синонимы не заменяют друг друга.

Учитель: - Подумайте, писатель говорит: «Ручей роптал, протекая по лесу». Почему нельзя сказать другое слово – ворчал, жаловался?

Уточняем, что слово роптал более насыщенное по смыслу, чем слово жаловался. В одном этом слове передается, как тек ручей: он журчал, глухо, тихо, и его журчание лес понимал как жалобу, недовольство. Ручей сравнивается с человеком, который свою жалобу выражает в словах очень негромко, но настойчиво. Вот какой большой смысл в одном слове.

Лютый мороз – это не просто сильный, а невыносимо тяжкий, причиняющий мучение.

В процессе работы с произведением составляется тематический словарик (как рабочий материал), включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст.

Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи. Учащиеся обращаются к данным словарикам, когда готовят пересказ текста, выделяют главную мысль прочитанного, дают характеристику героям.

Наиболее рациональными приемами словарной работы на уроках чтения являются:

1) замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;
2) включение слова в словосочетание, предложение;
3) словообразовательный анализ;
4) использование толкового словаря.

В I и II классах дети обучаются приемам словарной работы, в III и IV классах словарная работа частично выполняется учащимися самостоятельно.

Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенки отчетливо выявляются в контексте. Особенность словарной работы состоит еще и в том, что учитель управляет этим процессом, делает его эффективнее, обеспечивает правильность и полноту усвоения ее детьми.

Все приведенные приемы словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

Нужно, чтобы это была продуманная система работы, направленная на всестороннее развитие детей. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для развития мышления. Психолог Н. И. Жикин писал: «Речь - это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания».



Из опыта работы по обогащению словарного запаса учащихся
  • Начальные классы
Описание:

Обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка»- с этими словами К. Д. Ушинского трудно не согласиться. Невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовать свои жизненные планы, не умеющим грамотно писать и излагать свои мысли.

Обогащать словарный запас учащихся — значит систематически работать над содержанием речи учащихся, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Предлагаю находки из личного опыта работы.

Автор Захарова Елена Николаевна
Дата добавления 24.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 950
Номер материала MA-065161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓