Главная / Другое / Из опыта работы «Организация проектной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»

Из опыта работы «Организация проектной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»

Из опыта работы

«Организация проектной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»



Образование - это индустрия, направленная в будущее.

С.П.Капица

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в новом стандарте образования.

Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Следовательно, каждый ученик должен быть этому научен.

У каждой «школы» есть своя база практики, своя специфика работы в этом направлении.

Внедрение новых ФГОС, которые являются своего рода конституцией школьного образования, дело серьёзное и сложное. Прежде чем воплотить идеи, а по большому счёту требования в практику, надо обдумать замысел действия, составить план по его реализации, найти оптимальное решение, возникающих по ходу проблем и ещё много, много чего.

Наш коллектив проделал большую подготовительную работу в этом направлении.

На основании анализа имеющегося позитивного опыта разработана модель организации проектной деятельности в условиях перехода к новым образовательным стандартам с учётом интересов и потребностей учащихся гимназии, а именно:

1. В начальной школе проектной деятельностью в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающиеся начинают заниматься с 1 класса.

Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием.

Учитель, начиная с 1 класса, постепенно формирует у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

2. В 5 классе каждый гимназист выполняет проектную работу «Создание мультфильма» в рамках предмета «Информатика». При его выполнении происходит обучение теории (типы проектов, этапы проектной деятельности и т.п.) и технологии выполнения проектной работы. Одновременно заполняется «Дневник проекта», где каждый 5-классник учится планировать свои действия, описывать результаты работы, анализировать полученные результаты. В конце года проект защищается в рамках экзамена по информатике. Выставляется отметка.

3. В 6-8 классах классные руководители совместно с курирующим заместителем определяют общую тему всех проектов на параллель с учётом её общественно-социальной значимости, предметного потенциала. 

В рамках одной этой темы учителя-предметники, заместитель по воспитательной работе, педагог-психолог и т.д. предлагают свои проекты. Они могут быть индивидуальные и коллективные, предметные и межпредметные. Главное условие, чтобы предложение превышало спрос.

4. Руководители к апрелю готовят аннотации запланированных проектов. Аннотация включает в себя следующие пункты: название проекта; краткое содержание; количество участников; сроки выполнения; предполагаемый продукт.

5. На классных часах проходит обсуждение и корректировка выбора учащихся. Учителя-предметники проводят предварительные консультации для учащихся с целью более подробного разъяснения содержания проекта по своему предмету. В сентябре составляется окончательный список выбора учащихся. Каждый ученик должен выбрать не менее одного проекта. В мае в гимназии оформляется стенд «Калейдоскоп проектов» с аннотациями предлагаемых учащимся проектов. Эта же информация выкладывается в сети Дневник.ру, в том числе в интерактивной форме. Учащиеся совместно с родителями выбирают тему проектной работы на следующий год, опираясь на предложения учителей и личный индивидуальный образовательный маршрут (то есть в рамках тех предметов, которые вызывают наибольший интерес). Выбрать можно и несколько проектов, главное расставить приоритеты: какой проект важнее всего для меня.

В мае на классных часах проходит обсуждение и корректировка выбора учащихся. В этом существенную помощь оказывает классный руководитель. Учителя-предметники проводят предварительные консультации для учащихся с целью более подробного разъяснения содержания проекта по своему предмету, в том числе в сети Дневник.ру. В сентябре составляется окончательный список выбора учащихся. Каждый ученик должен выбрать не менее одного проекта.

6. В течение учебного года работа проходит согласно обозначенным в проектах срокам. Проекты выполняются как в урочное, так и во внеурочное время, в зависимости от вида и объема проектной деятельности. В ходе работы над проектом учащиеся ведут «Дневник проекта», в котором продумывают ход и определяют конкретные сроки работы над проектом, ставят цели и задачи, фиксируют результаты всех этапов, проводят рефлексию, учатся писать рецензии. При выборе учеником нескольких проектов Дневник заполняется по одному (по выбору ученика).

7. Результаты проектной деятельности и продукты проектов презентуются в апреле на «Неделе науки в гимназии» в качестве экзамена «Защита проекта по выбранному предмету».

8. Каждый этап проекта оценивается учащимся и учителем – внутренняя оценка. Если в проекте четко прописан благополучатель, заказчик, то они также дают оценку проектной деятельности и проектного продукта. Оценка производится по разработанным критериям и отмечается в «Дневнике проекта».

На будущее организация ПД предполагает обязательность выполнения проектов с 7 по 9 класс, может это будут не предметные проекты, а в большей степени социальные.

9. В 9 классе индивидуальной проектной деятельностью является подготовка к Государственной итоговой аттестации. Выбор предметов связан с реализацией индивидуального образовательного маршрута на протяжении всех лет обучения в гимназии. Как итог, каждый девятиклассник выбирает индивидуальный учебный план на 10, 11 классы. Защищает его на собеседовании в мае.


Мы понимаем, что процесс организации проектной деятельности трудоёмкий, наверняка будут возникать уточняющие вопросы, может даже незначительные «производственные сбои», но в целом мы надеемся, что преодолеем этот сложный период с минимальными издержками, и всё задуманное будет реализовано в полном объёме!






Из опыта работы «Организация проектной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»
  • Другое
Описание:

Новые стандарты диктуют новые «правила» обучения, предполагающие значительные инновационные перемены в российской школе. Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения? Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности? Как успешно её организовать, делая образовательный процесс более продуктивным и интересным? Предлагаю опыт работы в этом направлении нашего учебного заведения.

Автор Култышева Марина Евгеньевна
Дата добавления 08.03.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 660
Номер материала MA-065441
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓