Из опыта работы
«Организация проектной деятельности учащихся в
условиях внедрения ФГОС»
Образование - это индустрия, направленная в
будущее.
С.П.Капица
Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в
новом стандарте образования.
Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид
деятельности.
Следовательно, каждый ученик должен быть этому научен.
У каждой «школы» есть своя база практики, своя специфика
работы в этом направлении.
Внедрение новых ФГОС, которые являются своего рода конституцией
школьного образования, дело серьёзное и сложное. Прежде чем воплотить идеи, а
по большому счёту требования в практику, надо обдумать замысел действия,
составить план по его реализации, найти оптимальное решение, возникающих по
ходу проблем и ещё много, много чего.
Наш коллектив проделал большую подготовительную работу в этом
направлении.
На основании
анализа имеющегося позитивного опыта разработана модель организации проектной
деятельности в условиях перехода к новым образовательным стандартам с учётом
интересов и потребностей учащихся гимназии, а именно:
1. В начальной
школе проектной деятельностью в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающиеся
начинают заниматься с 1 класса.
Темы проектов
учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием.
Учитель, начиная
с 1 класса, постепенно формирует у младших школьников умения по отдельным
элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание,
формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными
источниками информации и так далее).
2. В 5 классе
каждый гимназист выполняет проектную работу «Создание мультфильма» в рамках
предмета «Информатика». При его выполнении происходит обучение теории (типы
проектов, этапы проектной деятельности и т.п.) и технологии выполнения
проектной работы. Одновременно заполняется «Дневник проекта», где каждый
5-классник учится планировать свои действия, описывать результаты работы,
анализировать полученные результаты. В конце года проект защищается в рамках
экзамена по информатике. Выставляется отметка.
3. В 6-8
классах классные руководители совместно с курирующим заместителем
определяют общую тему всех проектов на параллель с учётом её
общественно-социальной значимости, предметного потенциала.
В рамках одной этой темы учителя-предметники,
заместитель по воспитательной работе, педагог-психолог и т.д. предлагают свои
проекты. Они могут быть индивидуальные и коллективные, предметные и
межпредметные. Главное условие, чтобы предложение превышало спрос.
4. Руководители
к апрелю готовят аннотации запланированных проектов. Аннотация включает в себя
следующие пункты:
название проекта; краткое содержание; количество
участников; сроки выполнения; предполагаемый продукт.
5. На классных
часах проходит обсуждение и корректировка выбора учащихся. Учителя-предметники
проводят предварительные консультации для учащихся с целью более подробного
разъяснения содержания проекта по своему предмету. В сентябре составляется
окончательный список выбора учащихся. Каждый ученик должен выбрать не менее
одного проекта. В мае в гимназии оформляется стенд «Калейдоскоп
проектов» с аннотациями предлагаемых учащимся проектов. Эта же информация
выкладывается в сети Дневник.ру, в том числе в интерактивной форме. Учащиеся
совместно с родителями выбирают тему проектной работы на следующий год,
опираясь на предложения учителей и личный индивидуальный образовательный
маршрут (то есть в рамках тех предметов, которые вызывают наибольший интерес).
Выбрать можно и несколько проектов, главное расставить приоритеты: какой проект
важнее всего для меня.
В мае на классных
часах проходит обсуждение и корректировка выбора учащихся. В этом существенную
помощь оказывает классный руководитель. Учителя-предметники проводят
предварительные консультации для учащихся с целью более подробного разъяснения
содержания проекта по своему предмету, в том числе в сети Дневник.ру. В
сентябре составляется окончательный список выбора учащихся. Каждый ученик
должен выбрать не менее одного проекта.
6. В течение
учебного года работа проходит согласно обозначенным в проектах срокам. Проекты выполняются
как в урочное, так и во внеурочное время, в зависимости от вида и объема проектной
деятельности. В ходе работы над проектом учащиеся ведут «Дневник проекта», в
котором продумывают ход и определяют конкретные сроки работы над проектом,
ставят цели и задачи, фиксируют результаты всех этапов, проводят рефлексию,
учатся писать рецензии. При выборе учеником нескольких проектов Дневник
заполняется по одному (по выбору ученика).
7. Результаты проектной деятельности и продукты
проектов презентуются в апреле на «Неделе науки в гимназии» в качестве экзамена
«Защита проекта по выбранному предмету».
8. Каждый
этап проекта оценивается учащимся и учителем – внутренняя оценка. Если в
проекте четко прописан благополучатель, заказчик, то они также дают оценку
проектной деятельности и проектного продукта. Оценка производится по
разработанным критериям и отмечается в «Дневнике проекта».
На будущее
организация ПД предполагает обязательность выполнения проектов с 7 по 9 класс,
может это будут не предметные проекты, а в большей степени социальные.
9.
В 9 классе
индивидуальной проектной деятельностью является подготовка к Государственной
итоговой аттестации. Выбор предметов связан с реализацией индивидуального
образовательного маршрута на протяжении всех лет обучения в гимназии. Как итог,
каждый девятиклассник выбирает индивидуальный учебный план на 10, 11 классы.
Защищает его на собеседовании в мае.
Мы понимаем,
что процесс организации проектной деятельности трудоёмкий, наверняка будут
возникать уточняющие вопросы, может даже незначительные «производственные
сбои», но в целом мы надеемся, что преодолеем этот сложный период с
минимальными издержками, и всё задуманное будет реализовано в полном объёме!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.