Главная / География / Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта инновационной деятельности.

Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии. Связано это, прежде всего с тем, что ребята, разделив предметы (на свой взгляд), относят географию к предметам неприоритетного изучения. И не случайно президент РФ В.В. Путин видит проблемы в изучении географии, говорит о необходимости проведения общероссийского географического диктанта.

Видя такую ситуацию, я пришла к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения. Эти методы детям уже не интересны, нужно исключать пассивное заучивание информации.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Это накладывает свои отпечатки и на педагогическую деятельность учителя, который должен не столько «заполнить» голову учащегося информацией, сколько научить ребёнка добывать нужные сведения и материалы, анализировать их, делать выводы и на основе этого излагать своё собственное заключение по возникшему вопросу. Поставленных задач невозможно добиться без активизации познавательной деятельности учащихся. Общеизвестно, что уровень и глубина познавательных интересов у разных школьников далеко не одинаковы. Те школьники, у которых есть интерес к предмету, они, как правило, намного лучше учатся. Изучаемый материал им даётся легко.

Я постаралась определить наиболее эффективные методы и формы работы с учащимися, используемые при обучении географии, которые в большей степени повышают качество полученных знаний, помогают раскрыть в каждом ребёнке его индивидуальные способности, создать все условия для развития творческой, всесторонне развитой личности.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Для работы на уроках географии характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учителем и учащимися, которые таким образом становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Поэтому я стала чаще применять на уроках групповую форму работы. Работа в группе помогает, вовлечению в активную деятельность весь состав группы, между членами которой возникает соревнование, возрастает эмоциональная привлекательность учебной работы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свою позицию, защищать её. В коллективной работе происходит распределение ролей: одни учащиеся выдвигают идеи, т.е. предлагают варианты решения учебной задачи, другие конкретизируют решение, подбирают примеры, передают всем членам группы смысл предлагаемых решений, третьи выступают в роли критиков. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения. Например, на уроке в 7 классе «Географическое положение Южной Америки» (Приложение 1).

Еще одним средством формирования познавательной активности учащихся служит проблемное обучение. В большинстве случаев правильно поставленная перед учащимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение, хотя бы сделать такую попытку. Начальным этапом решения учебных проблем служат познавательные задачи. Например, мотивацией к изучению рек Северной Америки может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что названия рек можно объединить в три группы: индейские названия (Юкон, Миссисипи, Огайо и др.), английские (Маккензи), испанские (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Школьникам предлагается объяснить происхождение этих названий.

Иногда чтобы заинтересовать учащихся я даю необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат , например: «Капелька путешественница», «Знакомьтесь, Канада»

При организации образовательного процесса на уроках географии стараюсь использовать как традиционные (работа с книгой, географической картой), так и нетрадиционные методы и формы проведения занятий: это и использование игровых элементов, присутствие на уроках литературной минутки (стихотворения), использование кроссвордов, видео – роликов, мультимедийных учебников при объяснении и повторении ранее изученного, составление учащимися синквейнов, и т.д.

Уроки формирования новых знаний провожу в виде путешествий, исследований, экспедиций. Урок обобщения и закрепления проводится в игровой форме, соревнований, викторин, конкурсов. Использование нетрадиционных форм обучения позволяет учащимся систематизировать и закрепить знания, способствует осознанному применению данных знаний на практике.

Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Практически каждый ребёнок владеет компьютером (в нашей школе оборудованы 2 компьютерных класса, есть медиатека). Почти каждый третий из детей имеет дома компьютер, им доступна любая информация. Поэтому в настоящее время для активизации познавательной деятельности как на уроках, так и во внеклассной работе отдаю предпочтение компьютерным технологиям. На протяжении всего курса обучения географии для развития мотивации изучения предмета использую электронные средства обучения. Учащиеся с удовольствием выполняют практические работы за компьютерами, составляют презентации по изучаемой теме, решают вопросы тематических викторин, используют тесты для проверки знаний и умений. Это позволяет учителю корректировать выявленные пробелы в знаниях учащихся, вместе с тем, помочь ребятам овладевать навыками получения новых знаний. Тестирование провожу на любом этапе урока. Чаще всего использую для тестирования электронную программу ADTester. Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке. Такая система повышает интерес учащихся к обучению.

Одним из основных методов объяснения нового материала считаю эвристическую беседу. Задавая вопросы учащемуся, учитель подводит его к правильному пониманию изучаемого материала, самостоятельной формулировке определений, понятий. Примером такого урока является проведение в 6 классе занятия по теме «Топографическая карта», где учащиеся на основе полученных ранее знаний о плане местности формулируют определение «топографическая карта». Так как ребёнок самостоятельно сформулировал определение, оно получается доступным и легко запоминается.

Одним из важнейших методов обучения географии необходимо отметить метод сравнения. Он способствует активной познавательной деятельности, позволяет увидеть свойство изучаемых объектов, их сходство и различие. Учу ребят читать, искать находить и делать выводы. Примером может служить обобщающий урок по теме «План местности» и «Географическая карта» в 6 классе. Ребята самостоятельно заполняют таблицу, где, сопоставляя данные, находят сходства и различия между планом местности и географической картой.

Большое значение в усвоении географических терминов и понятий имеет работа с учебником. В последние годы у учащихся наблюдается снижение интереса к чтению: они мало читают, не могут рассказать о прочитанном, хотя учебники красочные, не содержат лишней информации, написаны доступным языком. В связи с этим на уроках стараюсь научить ребят пользоваться учебником: анализировать текст, выделять главное в прочитанном, выполнять алгоритм решения заданий, использовать при ответе иллюстрации, устанавливать связи с картами, схемами. Это позволяет учащимся лучше усвоить материал курса, а так же выявить пробелы в изученном материале. Здесь одновременно совершенствуется культура умственного труда, проявляется активная мыслительная деятельность школьников. Всё это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, улучшает качество образовательного процесса. Приведу примеры работы с текстом учебника, которые могут быть использованы при изучении новой темы: комментированное учение, составление развёрнутого плана – конспекта текста, ответы на вопросы по тексту, составление схем и таблиц по тексту учебника (Приложение 2). При повторении изученного материала обращаюсь к вопросам в конце параграфа, на вопросы обобщения изученной темы. Применяю индивидуальные задания для самостоятельной работы, в том числе и домашней.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии большую роль имеет организация работы учащихся с картографическим материалом. Кроме обычного обозначения географических объектов на карте использую для проверки знаний номенклатуры готовые каточки (Приложение 3), карты –схемы С.В. Рагачёва (Приложение 4 ). При работе с картой использую и другие методы: чтение карты (топографической, экономической и т.д.), анализ изучаемых показателей (климатическая карта, транспорт мира и т.д.), сопоставление карт различного содержания (физическая карта России, геологическая карта, карта полезных ископаемых). Таким образом, основные средства обучения являются материалом, способствующим развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать обоснованные выводы, что в свою очередь развивает познавательный интерес ребёнка к изучению предмета.

При завершении работы над темой применяю метод составления синквейнов. Примером составление синквейна может служить изучение в 8 классе темы «Циклоны и антициклоны» .

Циклон

Облачная, пасмурная

Поднимается, охлаждается, движется

против часовой

Изменяет погоду

Атмосферный вихрь

Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке можно при помощи использования игровых моментов. Они требуют минимальных затрат времени и сил учителя, но их использование помогает решить ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, развивают познавательный интерес к предмету, способствуют становлению творческой личности. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации познавательного интереса, формируют навыки коллективной работы. Они дают возможность учащимся понять принцип моделирования как способа познания окружающего мира. В игре ребята осознают свою социальную ответственности, выбирают стратегию своего поведения.

Заключение

Описанные методы обучения повышают качество знаний учащихся, полученных на уроках, развивают творческие способности, повышают учебную мотивацию школьников. А это и есть главный результат любого учителя.

Ежедневная работа в данном направлении позволила мне увидеть, что учащиеся становятся активными, заинтересованными, отходят от стандартного мышления, растёт мотивация к изучению предмета, учащиеся с удовольствием участвуют в конкурсах, исследовательских работах, отсутствуют неуспевающие.

Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка его усвоений.

Из своего опыта я поняла, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Поэтому учитель всегда должен напряженно работать, это трудно. Самое страшное, когда промахи учителя, непродуманность уроков гасят познавательную активность учеников, приводят к инерции.

Учителям географии скучать некогда. Географическая наука движется вперёд семимильными шагами и её проекция – школьный предмет географии – должна, как минимум, поспевать за этими изменениями. Тогда можно быть уверенным за её стабильное будущее как школьного курса.

Приложение 1.

Урок по теме: Географическое положение. Очертания берегов. Из истории исследования и открытия Южной Америки.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Цели и задачи урока: сформировать у учащихся представление о физико – географическом положении Южной Америки и истории открытия материка.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, ноутбуки, интерактивная доска.

Ход урока.

Слайд №1

I – организационный момент. Ролик.

Слайд №2

Слайд №3

Постановка познавательной задачи урока.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на материк Южная Америка. Что она вам напоминает?

Ученики: Гроздь винограда.

Учитель: Верно. А как вы думаете, там растет виноград, если да, то почему?

Ученики: Растет, так как там тепло.

Учитель: Как вы догадались?

Ученики: Пересекается экватором.

Учитель: Скажите, нам достаточно знаний о материке того, что там растет виноград?

Ученики: Нет.

Учитель: Чем же мы будем сейчас заниматься, чтобы узнать больше о Южной Америке?

Ученики: Прочитаем учебник, посмотрим карты, но сначала определим географическое положение.

Учитель: Молодцы! Я предлагаю начать определение географического положения материка Южная Америка не так как мы это делали, немного иначе. Вы согласны?

Ученики: Да.

Учитель: При изучении материка Южная Америка мы будем путешествовать

Учитель: Я предлагаю разделиться на три группы и составить справочник по Южной Америки.

Слайд №4

II. Задания для 1 группы.

Первая группа учащихся отправляется определять географическое положение и очертание береговой линии материка. Наносят на контурную карту объекты: острова, полуострова, мысы, заливы и проливы, моря и океаны омывающие материк.

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.

Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

Задания для 2 группы.

Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.

Протяженность:

с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км;
с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км.

Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

Далее учащиеся определяют крайние точки материка и наносят их на карту.

Северная точка – мыс Гальинас - 12° с.ш., 72° з.д.;

Восточная точка – мыс Кабу - Бранку - 7° ю.ш., 34°з.д.;

Южная точка – мыс Фроуард - 54° ю.ш.; 71° з.д.;

Западная точка – мыс Париньяс - 5° ю.ш., 82°з.д..

Задания для 3 группы.

История исследования Южной Америки.


Дата .

Исследователь.

Событие.







hello_html_m7ac226bf.png

hello_html_6f525667.png




Сhello_html_3778835f.pnghello_html_2904eb46.pngправочник по Южной Америке.

hello_html_mab81e2c.png

История исследования и открытия Южной Америки.


Дата

Исследователь

Событие




1492

Христофор Колумб

hello_html_m783c86e8.png

Во время плавания через Атлантический океан Колумб открыл __________________течение, _____________ море. Он совершил четыре плавания к берегам _________, открыл много островов, вступил на материк. Стало ясно, что открыты новые, неизвестные европейцам земли.

конец XV — начало XVI в.

Америго Веспучи

hello_html_20e70b58.png

Высказал _______мысль о том, что Колумб открыл ________ материк, принял участие в _______ экспедициях к новым землям. Любознательный и наблюдательный человек, он составил ___________________ новых земель, которые позже были названы его именем.

конец XVIII начало XIX в.

Александр Гумбольт

hello_html_474e2d99.png

Вместе с французским ботаником _________________ предпринял экспедицию по изучению природы Южной Америки. А. Гумбольдт создал первую ____________ карту материка, описал __________ у западных берегов, объяснил его значение для климата прибрежных районов. Изучая природу Анд, он обосновал идею __________________.



1923 -1933 гг.

Н.И. Вавилов

hello_html_m697ec161.png

Во время своих экспедиций на материк установил географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений, родиной которых является______________________.



Географическое положение Южной Америки.

hello_html_483f3e78.jpghello_html_313bcc05.gif

Эhello_html_1a9a5afc.gifhello_html_5f290e42.gifhello_html_m6cb16a1c.gifhello_html_m1fd7d610.gifhello_html_739720f5.gif

1-


2-


3-


4-


5-


6-

- Панамский канал

- Карибское море

- Тихий океан

- о. Огненная Земля

- Магелланов пролив

- Атлантический океан

кватор пересекает материк ____________ части, большая часть материка расположена в __________ полушарии. Нулевой меридиан и полярные круги __________________ Южную Америку. Южный тропик проходит почти по _____________ материка. На севере материк омывает _____________ море, на западе ___________ океан, а на востоке ___________________ океан.

Вывод: Как расположение материка повлияет на его природу.

Географическое положение Южной Америки.


крайние точки материка

координаты

Северная точка – мыс Гальинас


Восточная точка – мыс Кабу - Бранку


Южная точка – мыс Фроуард


Западная точка – мыс Париньяс



Протяженность:

с севера на юг по 70° з.д. ~

с запада на восток по 10° ю.ш.~

hello_html_483f3e78.jpgВывод: Как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки?

hello_html_m2da988fe.gifhello_html_m6d0b1155.gifhello_html_950147e.gifhello_html_950147e.gifhello_html_950147e.gifhello_html_950147e.gif

Приложение 2.

Схема образования муссонов.

hello_html_6906b7d.png

Схема подразделения равнин по высоте.

hello_html_m137b5642.png









Схема виды движения воды в океане (заполнить недостающие)

hello_html_32ecbcf1.png



hello_html_43363bcc.jpgПриложение 3.

Карточки используются для проверки изученной ранее номенклатуры.


hello_html_1135e6e2.jpg

Приложение 4.

hello_html_3e83d66d.png

Ответы:

Акватория —
Город*

* Искомый город должен по своему положению в системе административно-территориального деления РФ соответствовать двум другим обозначенным на схеме.

hello_html_m36845bab.png










Ответы:

Архипелаг —
Полуостров —
? —
Укажите:
а) чем этот ? известен
б) в честь чего (кого) назван

hello_html_13138ef6.png






Ответ:

Возвышенность —

18


Из опыта работы
  • География
Описание:

Активизация познавательной деятельности учащихся Для работы на уроках географии характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учителем и учащимися, которые таким образом становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Поэтому я стала чаще применять на уроках групповую форму работы.Работа в группе помогает, вовлечению в активную деятельность весь состав группы, между членами которой возникает соревнование, возрастает эмоциональная привлекательность учебной работы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свою позицию, защищать её. В коллективной работе происходит распределение ролей: одни учащиеся выдвигают идеи, т.е. предлагают варианты решения учебной задачи, другие конкретизируют решение, подбирают примеры, передают всем членам группы смысл предлагаемых решений, третьи выступают в роли критиков. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения. Например, на уроке в 7 классе «Географическое положение Южной Америки»

Автор Бурцева Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 07.10.2015
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 715
Номер материала MA-061082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓