Главная / Русский язык и литература / Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Урок по внеклассному чтению в 3-4 классах.

Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Урок по внеклассному чтению в 3-4 классах.

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец.»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А.Крылова; формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль, «крылатые слова» в произведении; учить читать выразительно басню по ролям; развивать творческие способности, навыки беглого чтения, читательский кругозор.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь самостоятельно понимать поступки героев; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, фотоиллюстрации памятника «Крылов в Летнем саду», к басням Крылова, толковый словарь Ожегова, грамзапись басни «Кукушка и Петух», выставка книг басен Крылова, рисунки детей, текст басни «Кукушка и Петух», (словарные слова для пояснения из басни), костюмы к инсценировкам, кроссворд, атрибуты к игре «Что, где, когда» (6 конвертов с фотографиями Крылова с вопросами, «чёрный ящик», зеркало, очки, музыка), напечатанные слова на отдельных карточках: басня, иносказание, мораль, Эзоп, крылатые выражения, лесть, эпиграф к уроку.

Предварительная подготовка:

Ученики объединились в три творческие группы, каждая группа готовит свой мини-проект с презентацией, выбирают басню для представления.

1 группа – «Жизнь и творчество И.А. Крылова», чтение по ролям басни на выбор (выбрали «Квартет»);

2 группа – «Язык и мораль басен», инсценировка басни на выбор (выбрали «Стрекоза и муравей»);

3 группа – кроссворды по басням И.А. Крылова, инсценировка или выразительное чтение басни на выбор (выбрали инсценировку басни «Ворона и Лисица»).

Всем ученикам дается задание:

1)прочитать произведения и в читательские дневники выписать мораль каждой басни:

Стрекоза и Муравей

Мартышка и очки

Зеркало и обезьяна

Волк на псарне

Волк и ягненок

Слон и Моська

Ворона и Лисица

Лебедь, Щука и Рак

Квартет;

2)нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне;



Эпиграф к уроку. «Басни Крылова – достояние народное и составляют книгу мудрости народа» Н.В.Гоголь. (на доске)

Ход урока.

1.Организационный момент. (Перед уроком ученики вывешивают на доску свои рисунки, готовят костюмы на инсценировки, помогают учителю вывесить другие иллюстрации, расставляют парты по группам и рассаживаются по группам)

- Вот опять звенит звонок, начинается урок.

- Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Поздоровайтесь. Садитесь. Глядя на вашу готовность к уроку, я могу сказать, что нас ожидают интересные минуты и открытия. У нас три группы, у каждой группы своя презентация.

- Итак, мы начинаем!

2. Мотивация.

- В Петербурге в Летнем саду стоит памятник, который изображает сидящего человека с грустным, умным лицом, он смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него - лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. Кто это? (фотоиллюстрация на доске)

-Ну,конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! Сформулируйте тему урока и цели урока. И эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам высказывание великого писателя Н.В.Гоголя. Прочитайте (один ученик читает вслух).

3. Работа по теме урока

- О Крылове знаменитый русский критик Белинский написал: «Честь, слава и гордость нашей литературы». Кто такой Крылов? Как стал писателем? Ответить на эти вопросы нам помогут ребята 1 группы.

Выходят ученики 1 группы, вывешивают на доску портрет И.А.Крылова и начинают рассказ о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Семья постоянно переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова оставил военную службу, и семья поселилась в городе Твери. Отец стал мелким государственным служащим.

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство, ему пришлось много работать. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал высокообразованным для своего времени человеком.

В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Первая его книга с баснями была издана, когда Крылову было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. И.А. Крылов в своих баснях учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости

жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

- Спасибо, ребята, за ваш рассказ. Кратко, но точно вы рассказали о Крылове.Что ещё вы подготовили?

Читают басню «Квартет» по ролям. (На доске показывают рисунки к этой басне)

Что такое квартет? (вывешивают на доску табличку со словом КВАРТЕТ)

- В чём мораль этой басни? Какую пословицу можно подобрать к этой басне?

Не место красит человека, а человек место. - Молодцы!

4. Актуализация знаний.

- Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Волка на псарне. А что такое басня, знаете? (ученики вывешивают на доску табличку со словом БАСНЯ)

Ответы детей. (Басни - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.)

- Басня – это литературный жанр.

- Как вы думаете, где можно точно узнать определение басни? Ответы детей.

- Правильно в толковом словаре.

-Вот такое определение даёт толковый словарь С.И.Ожегова. (вызванный ученик читает определение басни)

БАСНЯ – 1.Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение. 2.Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

- Действительно, басня – иносказательное поучительное повествование, где обычно действующие герои животные.

- Мы уже знаем, что басни Крылов написал в 17 веке, зачем же вам детям 21 века, века мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни? Как вы думаете? Ответы детей.

- Правильно, потому что и сейчас есть человеческие пороки, и басни Крылова как никогда актуальны для усовершенствования своих черт характера. Полезно посмотреть на себя со стороны и избавиться от недостатков.

5. Продолжение работы по теме урока.

И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями. Сейчас ребята 2 группы прочитают стихотворение М. Исаковского, посвящённые юбилею И.А. Крылова. (Читают ученики 2 группы)

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Крылатые выражения” (ученики вывешивают на доску табличку КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ)

Почему выражения называются “крылатыми”? Ответы детей 2 группы.

-Правильно, крылатые выражения – это остроумные, меткие слова, образные выражения, широко вошедшие в употребление.

6. Применение знаний.

А сейчас проведём конкурс “крылатых выражений”, вы должны отгадать из какой басни то или иное выражение. Гости в жюри, записывают результаты.

Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона” (Слон и Моська)

А вы, друзья, как ни садитесь, (Квартет)

Всё в музыканты не годитесь”

Да только воз и ныне там” (Лебедь, щука и рак)

Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и виноград)

От радости в зобу дыханье спёрло” (Ворона и Лисица)

Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)

7. Продолжение работы по теме урока. Презентация мини-проекта учеников 2 группы. Мораль, язык басен.

Выходят ученики 2 группы и начинают свой рассказ

В баснях Крылова присутствует мораль. Она помещена в начале или в конце басни. Наличие морали характерно для всех басен Крылова. А вы знаете, что такое мораль? (Ответы детей),(ученик вывешивает табличку с надписью МОРАЛЬ).

Мораль – это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки. – Правильно, например, в басне «Ворона и Лисица» осуждается (высмеивается) глупость, лесть, подхалимство. (Вывешиваю на доску табличку с надписью ЛЕСТЬ)

Лесть – это угодливое восхваление.

Дальше продолжают ребята. Язык басни – язык усмешки, намёка. Не случайно художественную речь, в которой много иносказаний, недомолвок, иронии называют Эзоповым языком. - Каким? (Эзоповым.)

Кем являлся Эзоп? Кто это? (Великий баснописец, философ Древней Греции.)

Ребята продолжают. Эзоп жил в Древней Греции около 3000 лет тому назад

(вывешивают фотопортрет Эзопа). Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он показывает плохие поступки определённого человека. Это и называется иносказанием. Поэтому иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни мы будем понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа И.А.Крылов перевёл на русский язык.

- Итак, благодаря рассказу ребят, какие литературные термины вспомнили и узнали?

Ответы детей. (Иносказание, мораль, Эзопов язык)

- Что ещё вы подготовили?

8.Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей» показывают ученики 2 группы.

- Молодцы, ребята! Вы очень правдиво передали образы героев басни. А в чём мораль этой басни? Ответы детей.(Нужно делать всё вовремя. Сначала сделай дело, а потом отдыхай.)

- Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?

Делу – время, потехе – час.

Сделал дело,гуляй смело.

- Ребята, а у вас бывает так – не сделали уроки, а гуляете? Какой совет можно дать таким ученикам? Ответы детей.

- Хорошо, молодцы! Ребята этой группы нарисовали рисунки к басне «Стрекоза и Муравей»

9. Интересно, что подготовили ребята 3 группы? (Инсценировку басни «Ворона и Лисица» и составили кроссворд)

- Смотрим инсценировку. Ученики показывают инсценировку.

- Молодцы, очень выразительно передали характеры героев басни. Какова мораль этой басни? ( Не надо быть глупым и доверчивым, понимать, где правда, а где ложь). Какую пословицу можно подобрать к этой басне? ДЕРЖИ УХО ВОСТРО. Как понимаете смысл этой пословицы?

10. Физкультминутка.

11. -Ваш кроссворд мы отгадаем, когда проведём литературную игру «Что, где, когда». Басни И.А.Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Вашему вниманию представлены иллюстрации художников к басням. Вы тоже нарисовали рисунки и украсили наш класс. Похвально!

- Посмотрите на выставку книг с баснями Крылова. Есть книги напечатанные раньше, есть издания современные. Всегда можно взять для чтения в школьной библиотеке.

12. – Подводим итоги по первой части урока. Дайте оценку выступлению ребят.(Ученики высказывают своё мнение) Да, я согласна с вашими оценками, интересно было слушать и смотреть, поэтому все ребята, кто показывал свои презентации получают пять, молодцы.

13. Применение знаний.

Игра «Что, где, когда». Каждая группа является одной командой. Каждая команда получает по очереди вопрос, если не отвечает, то другая команда получает шанс ответить. Какая команда наберёт больше очков, та и победила. Наши гости будут в жюри, они определят победителя. Один вопрос – одно очко. (Вопросы в конвертах прицеплены с обратной стороны доски).

1.Назовите героя, который “слушает да ест”. (Кот Васька, басня “Кот и Повар”.)

2. Кто так говорил:

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час,

Так, что голову вскружило”? (Стрекоза, басня “Стрекоза и Муравей”.)

3. Перечислите героев басни, которые “затеяли сыграть квартет”. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка, басня “Квартет”.)

4. (Звучит музыка) Внимание, “чёрный ящик”.(Выносит – любой учитель) С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть “что там за рожа?” Что это за предмет? (Зеркало, басня “Зеркало и обезьяна”.)

5. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”.)

6. Куда попал “Волк ночью, думая залезть в овчарню”? (На псарню, басня “Волк на псарне”.)

7. (Звучит музыка) Внимание, “чёрный ящик”. В нём находится предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе достала”. (Очки, басня “Мартышка и Очки”.)

8. “У сильного всегда бессильный виноват. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем…”. В какой басне звучат эти слова? (“Волк и Ягнёнок”.)

Подведение итогов по игре.

Разгадаем кроссворд “Басни Крылова”. Работать будете по группам, какая команда будет готова, поднимает руку.

1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)

3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? (Муравей.)

4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)

5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”? (Моська.)

6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. (Рак.)

7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)

Подведение общих итогов. Победила ДРУЖБА! Молодцы!

14. Работа над новой басней.

А) - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова и научимся выразительно её читать. Что значит выразительно читать? (Это значит во время чтения выразить настроение и характер героев басни, показать как герои говорят.)

- Посмотрите на иллюстрации и попробуйте догадаться о каких героях мы ещё не вспоминали?

- Правильно, басня называется «Кукушка и Петух». (Иллюстрацию - на доску)

- Подумайте, глядя на иллюстрацию, о чём пойдёт речь в этой басне?

Б) Чтение басни про себя.

- Оправдались ваши предположения?

- Что понравилось в басне?

- О чём это произведение: о хорошо знакомых нам птицах или о чём-то ещё?

(Оно о том, как часто мы хвалим другого в надежде, что и он потом похвалит нас)

В) Прослушивание басни в аудиозаписи с заданием.

- Пока актёр будет читать, вы должны расставить карандашом роли.

Г) Работа с текстом.

- Подумайте, на сколько частей мы разделим басню? (3)

Вступление, основная часть, мораль.

- Встретились ли вам незнакомые слова? Словарная работа. (Вывешиваю на доску табличку со словами КУМАНЁК, КУМ, БОЖУСЬ, ОТКОЛЬ)

-Назовите главных героев сказки. Кто ещё присутствует в басне? (автор).

Д) Чтение басни вслух хорошо читающими детьми.

Чтение по ролям (2 раза)

Е) Зарядка для глаз

Руки за спину, головку назад,

Глазки пусть в потолок поглядят.

Головку опустим, на парту глядим

И снова наверх, там муха (кукушка) летит.

Глазки повертим, поищем её

И на урок возвратимся опять.

Ж) –Мы прочитали басню. Попробуем пояснить мораль этой басни, а прежде, давайте попробуем описать внешний вид кукушки. Какая она? (небольшая, серенькая). Она действительно поёт так, как говорит петух?

Зачитайте! «Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей» (Нет, она только кукует).

- А Петух, действительно поёт громко, важно, лучше райской птички? (Нет, он только кукарекает).

- Для чего Кукушка так расхваливала Петуха? (Для того, чтобы добиться его расположения к себе)

- А Петух для этого же хвалит Кукушку.

- А что сказал об их пении Воробей? Зачитайте.

- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

.За что же не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку…

- Вот это , ребята, и есть преувеличенное или ложное восхваление кого-либо, чьи- либо качеств с целью выгоды, и называется – лесть. Где лесть, там и хитрость. Кукушка хитрит, когда восхваляет Петуха. Ей удаётся обмануть его. А почему? (потому что он глуп, честолюбив, самолюбив, легковерен, недогадлив). То же можно сказать и о Кукушке.

Вывод. Итак, что же осуждается в басне? ( Лесть, честолюбие, хитрость) В первой половине урока Таня рассказала о древнегреческом баснописце Эзопе. Как же называется такой литературный приём, когда высмеивают плохие черты характера человека, приписывая их животным или птицам?

- Кто из героев басни умеет правильно общаться? Кто вам симпатичен? Почему?

- А всегда ли приятно слушать правду? (Нет)

- Почему? (Потому что правда бывает неприятной).

- Надо ли говорить друг другу приятное? В каких ситуациях? (Когда сделал что-то полезное, доброе, хорошее).

15. Оценивание за чтение и работу по басне «Кукушка и Петух»

16. Итог.

- Чему же учат нас басни Крылова? (Говорить правду, не хитрить, не обманывать)

17. Рефлексия.

- Подумайте, как вы работали на уроке? Что нового узнали?

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Оцените свою деятельность, раскрасьте кружочек на оценочной линеечке.

18.Д/з: можно выучить басню наизусть по желанию и рассказать на уроке литературного чтения.

- Урок окончен, спасибо за урок.

19.Выставление отметок в дневники.

Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Урок по внеклассному чтению в 3-4 классах.
  • Русский язык и литература
Описание:

В конспекте представлена предварительная подготовка к уроку,что необходимо при проведении внеклассного чтения, работа в группах учеников. Много новых слов, поэтому большая словарная работа с карточками и словарём. Урок знакомит учеников с жизнью и творчеством Крылова. Урок построен так, что даёт детям творчески раскрыться и показать себя - это инсценировки, художественное оформление басен (рисунки),составление кроссвордов. Учащиеся учатся понимать поступки героев и соотносить с реальными жизненными ситуациями. Учатся понимать нравственный смысл басни, соотносить смысл басни с пословицей.

Автор Казакова Александра Ивановна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3001
Номер материала 19101
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы