Итоговый
урок по чтению и развитию речи
Тема:
«Путешествие
по русским народным сказкам»
Провела:
учитель
начальных классов
Е.П.
Зверева
2013
-2014 учебный год
Тема:
Путешествие по русским народным сказкам
Цель:
1.
Закрепить
знания детей о русских народных сказках, учить отвечать полным ответом на
вопросы, обогащать словарный запас;
2.
Развивать
логическое мышление, память, коррегировать устную речь;
3.
Воспитывать
у детей доброту, желание оказать помощь, трудолюбие через русские народные
сказки;
Предварительная
работа:
1)
чтение
и беседа по содержанию русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Колобок», «Теремок»,
Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Маша и медведь»;
2)
разгадывание
кроссвордов, загадок;
3)
рисование
рисунков;
4)
дидактическая
игра «Угадай сказку»
Ход
занятия:
1. Дети
сидят на лавочке (в русской избе). Звучит музыка.
- Ребята, скажите
вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки.
- А какие вы
прочитали сами? Хорошо, молодцы.
- Ребята,
посмотрите, мы с вами находимся в русской избе. Вот так давным-давно собирался
наш русский народ, сочинял и рассказывал сказки.
- Какие русские
народные сказки вы знаете?
- Почему сказки
называются русские народные?
- Хорошо, молодцы!
А вы хотите отправиться в путешествие по русским народным сказкам?
- А кто знает, что
значит отправиться в путешествие?
Словарная
работа: Путешествие - это поездка или
движение пешком по каким-либо местам. (Хоровое
и индивидуальное проговаривание)
- Так вот сегодня
мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам. (Вывешивание
темы)
- Куда мы
отправимся? (ответы детей)
- Мы вспомним
сказочных героев из этих сказок, что с ними происходило и выскажем своё
отношение к поступкам героев.
- Ребята, скажите,
на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Правильно! А мы
с вами в наше сказочное путешествие отправимся на сказочной печке.
Словарная
работа: Печка. (хоровое
и индивидуальное проговаривание)
- Итак, как наше
путешествие необычное сказочное, то и мы с вами будем не просто ребятами, а
сказочными героями из русских народных сказок. (распределение героев)
- А я буду сказочницей
(одеваю платок)
- Итак, сказочные
герои занимайте свои места на печке. Вы должны найти свое место.
- Сели все
поудобнее, и на теплой печке отправляемся в путешествие, но для этого нам надо
сказать волшебные слова из одной русской сказки: По щучьему веленью, по
моему хотенью, ну-ка печка езжай сама!
-Из какой сказки
эти волшебные слова? (По щучьему веленью)
- А теперь все
вместе скажем (говорим слова вместе)
Музыка.
Снимаю шаль с ворот, выключаю музыку. На доске ворота с замком.
- Ребята, мы с
вами оказались перед сказочными воротами (-Где мы с вами оказались?)
- Но вот беда они
закрыты. А чтобы замок нам открыть нужно отгадать нам загадку.
- Назовем нашу
остановку РАЗГАДАЙ-КА
В
ней и мудрость, и намек
Добрым
молодцам урок,
Волшебство
и ласка
Что
это дети? (СКАЗКА)
(Если дети не
отвечают, задаю вопрос: А где мы встречаем такие слова?»)
- Сейчас
проговорим. Смотрите-ка, замок открылся, а значит откроются и ворота.
- Кто это,
сказочные герои? (вопрос детям)
- Правильно, это
кроссворд. (все вместе)
- А здесь еще
что-то! (Достаю конверт, читаю письмо)
Дорогие
друзья
Мы
из сказки.
Вы
нас знаете,
Если
вспомните – отгадаете!
- Ну что ребята вы
хотите разгадать кроссворд?
|
И
|
В
|
А
|
Н
|
У
|
Ш
|
К
|
А
|
|
|
|
Л
|
Я
|
Г
|
У
|
Ш
|
К
|
А
|
С
|
Н
|
Е
|
Г
|
У
|
Р
|
О
|
Ч
|
К
|
А
|
|
|
|
К
|
О
|
Л
|
О
|
Б
|
О
|
К
|
|
|
М
|
Е
|
Д
|
В
|
Е
|
Д
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Тогда слушайте
внимательно и отвечайте.
1. Не
послушался сестрицы,
Выпил
братец из копытца-
Жажда
мучила, устал
И
козленочком он стал.
- Назовите имя
непослушного братца.
2. Какая царевна в болоте жила,
Пока не попала в болото стрела.
3 Из снега старику слепили
С ней зиму долгую прожили.
Жаль
погожим летним днем
Она исчезла над огнем.
4. Укатился
он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный …
5. Первой
в домишко юркнула мышка,
За нею лягушка и серый
зайчишка.
Потом лисичка и волчок,
А кто разрушил теремок?
-
Молодцы! Ребята, вы разгадали весь кроссворд.
- Так кто же нам письмо написал, давайте
вместе прочитаем.
- А теперь давайте посмотрим на буквы в
красных квадратах и составим слово.
- Какое слово получилось? Читаем все
вместе НАРОД.
- А нам пора путешествовать дальше.
Говорим все вместе: По щучьему веленью, по моему хотенью, ну-ка печка езжай сама.
МУЗЫКА
- Вот следующая остановка (Вдруг внезапно
взлетает сорока)
Сорока: Новости, новости, сорочьи новости!
Сказочница: Подожди, сорока, не трещи.
Объясни толком, что произошло?
Сорока: Да вот новостей в нашем лесу
много, а не могу разобраться, где правда, а где выдумка.
Сказочница: Давай поможем сороке, а
назовем нашу остановку ПОМОГАЙ-КА (говорим)
- Ну, рассказывай свои новости, а вы
внимательно слушайте и отвечайте сороке.
Сорока:
- Правда ли, что кто-то из сказочных
героев ловил хвостом рыбу? (волк, сказка «Лиса и волк»
- Правду ли говорят, что один из сказочных
героев варил кашу из топора? (солдат, сказка «Каша из топора»)
- Не верю, не верю неужели один из героев
ездил прямо на печи? (Емеля, сказка «По щучьему веленью»)
- А вот, это уж наверно точно выдумка, что
сказочная героиня снесла золотое яичко? (Курочка Ряба)
- Было ли такое, что героиня одной из
сказок жила на болоте, а потом превратилась в Василису Премудрую?
(Царевна-Лягушка)
Сказочница: Ну что, сорока, помогли тебе
наши герои разобраться с твоими новостями?
Сорока: Да, спасибо. Теперь мне всё стало
ясно, но уже пора улетать. До свидания!
- Ну а нам дальше путь продолжать. Говорим
волшебные слова.
МУЗЫКА
- Итак остановка ОТДЫХАЙ-КА
Физкультминутка под музыку
- Отдохнули мы друзья, а теперь и в путь
пора. Занимайте свои места. (Волшебные слова. Музыка. Вывешивание сказочных
героев)
- Вот наша следующая остановка. Ой, что-то
я никак не могу понять, что это за сказки?
- Ребята, посмотрите, внимательно ли
художник нарисовал сказочных героев?
Всё перепутал художник-чудак.
Найдите, ребята, что здесь не так?
- Давайте поможем мы с вами исправить
ошибки художника. А назовем нашу остановку ИСПРАВЛЯЙ-КА (хором)
Игра-лото.
- Молодцы, помогли художнику исправить
свои ошибки.
- В каких русских народных сказках
встречаются эти герои?
- Правильно. Молодцы. Все задания
выполнили, а теперь нам пора отправляться домой, в нашу школу.
- А по дороге домой давайте споем песню
«Сказки гуляют по свету»
- Все сели поудобнее. Поехали. Говорим
волшебные слова и поем песню.
- Вот мы и дома. Закончилось наше
путешествие. Оно вам понравилось?
- А где мы побывали?
- Русские народные сказки нас быть какими?
(добрыми, трудолюбивыми, дружными)
- Да, ребята, среди русского народа всегда
ценились доброта, трудолюбие, забота о другом человеке.
- Спасибо, молодцы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.