Главная / Русский язык и литература / Итоговые работы по теме "Сложноподчиненные предложения" , "Сложные союзные предложения" в 2-х вариантах

Итоговые работы по теме "Сложноподчиненные предложения" , "Сложные союзные предложения" в 2-х вариантах

9 класс Контрольная работа по теме « Сложные союзные предложения (ССП и СПП)». Вариант 1.

1. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то, либо, но; В) как будто, чтобы, так как; С) то…то, однако, же.

2. Укажите сочинительные союзы:

А) потому что, что, который, В) зато, однако, либо, С) ибо, словно, как.


3. Найдите СПП:

А) Уходя, гасите свет!

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.

4. Найдите ССП:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

С) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.


5. Найдите придаточное определительное:

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

В) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

С) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

6. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома? В) Куда река пошла, там и русло будет.

С) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.


7. Найдите ССП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

8. Найдите СПП:

А) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

В) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

С) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.


9. Найдите СПП с придаточным места:

А) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли к вечеру.

В) Вскоре он понял, где он находится.

С) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

10. Найдите СПП с придаточным времени:

А) Ветер налетел с той стороны, откуда мы его не ждали.

В) Пока не взошло солнце, дышать было легко.

С) Мы точно знали, когда приезжают артисты.


11. Найдите СПП с придаточным причины:

А) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их лентой.

В) Щенок скулит так жалобно, будто плачет ребенок.

С) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

12. Найдите СПП с придаточным цели:

А) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

В) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

С) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.




13. Найдите СПП с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.

В) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.

С) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

14. Найдите СПП с придаточным условия:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

В) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

С) Яхта изменила курс, так как попала в туман.


15. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…). Определите вид придаточной части.

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

С) Дышать, когда мы откроем окно, будет легче.

16. Какое предложение соответствует схеме: [Х , (где…), ]. Определите вид придаточной части.

А) Мы побывали в городе, где когда-то жили мои родители.

В) Где граница меж товарищем и другом, я не знаю.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.


17. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Кабы куст не был мил, соловей бы гнезда не вил.

А) условия; В) сравнительное; С) уступки;


18. Выберите сложное предложение.

А) Солнца ещё нет, но уже светло.

В) Сверкнула молния и озарила окрестность.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается струями.


19. Укажите тип предложения: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое; В) ССП; С) СПП.


20. Найдите СПП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.


21. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы СПП, определите виды придаточных предложений.

1) Мы вышли на поляну где рос ..громный дуб.

2) Мол..дость пр..влекает тем что име..т буд..щее.

3) Он пош..л туда где у..кой полоской чернел лес.

4) Хотя я (не)давно читал эту книгу плохо помню её сод..ржание.

5) Когда идеш.. в дальн..ю дорогу то уже не разб..раешь погоды.

6) Всегда от..щеш.. новизну вокруг если меня..ш..ся сам.

7)( Не)даром говорит..ся что дело мастера боит..ся.

8)Что(бы) не заблудит..ся в лесу соб..рая грибы я б..ру с собой компас.

9) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно пр..даться своим мыслям.

10) Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.


22. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, составьте схему СПП с несколькими придаточными, определите виды придаточных предложений и тип подчинения.


Была минута в которую он так сильно вздрогну что Ольга вскрикнула думая что он сорвется.





23. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев)

24. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (А.Гайдар)

25. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин глянул в сторону — и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (М.Зверев)

26. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (В.Бианки)

27. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими глазками, похожими на недоспелую черную смородину, он поглядывал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (В.Савин)





9 класс Контрольная работа по теме « Сложные союзные предложения (ССП и СПП)». Вариант 2.

1. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.


2. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:

И вот я опять в том городе где когда я был молодым пришла ко мне первая любовь.

А) 2; В) 3; С) 1


3. Найдите СПП с придаточным причины.

А) Пускай я слаб, но меч силён.

В) Он счастлив, что видит тебя.

С) Этот слепой не так слеп, как это кажется.


4. Найдите СПП с придаточным времени.

А) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

В) Его не было дома, почему я и оставил записку.

С) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.


5. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

А) образа действия; В) степени; С) определительное.


6. Найдите СПП с придаточным места.

А) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

В) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

С) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.


7. Укажите тип придаточного по значению:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

А) места;

В) причины;

С) определительное.


8. Укажите тип предложения:

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое; В) ССП; С) СПП.


9. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…). Определите вид придаточной части.

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

С) Кустарник, когда мы подкормим его, зацветёт пышнее..


10. Какое предложение соответствует схеме: [Х, (где…), ]. Определите вид придаточной части.

А) Мы побывали в городе, где когда-то жили мои родители.

В) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

С) Где граница меж товарищем и другом, я не знаю.


11. Найдите ССП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.



12. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Дети чувствуют, кто их любит.

А) степени; В) изъяснительное; С) причины.


13. Укажите предложение с сочинительным союзом.

А) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

В) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

С) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику.


14. Найдите СПП с придаточным условия.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.


15. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.

В) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретыми камнями, в изобилии усыпавшими Армению.

С) Он сказал, что _ если будет свободен вечером, то придёт ко мне.


16. Найдите СПП с придаточным цели.

А) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

В) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

С) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.


17. Найдите СПП с придаточным степени.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.


18. Определите тип придаточного предложения по значению:

Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

А) причины, В) изъяснительное, С) цели.


19. Найдите ССП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.


20. Найдите СПП:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

С) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.


21. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы СПП, определите виды придаточных предложений.

1) (На)перёд не угада..ш.. где найдёш.. где потеряеш...

2) Вновь я пос..тил тот уголок земли где я провел изгна(н,нн)иком два года (не)заметных.

3) Я вас любил так искре(н,нн)о так нежно как дай вам бог любим..й быть другим.

4) Там где близ п..верхности есть хотя(бы) (не)большое колич..ство меди об..зательно найдется и малахит.

5) Река так бл..стит и сверка..т на солнце что глазам больно.

6) Легко работать когда зна..ш.. что твой труд цен..т.

7) Если рвёш.. розы думай о ш..пах!

8) Не будьте р..внодушны ибо р..внодушие смерт..носно для души человека.

9) Я уб..жден что настоящая воспита(н,нн)ость пр..явля..тся прежде всего у себя дома в своей семье в отн..шениях со своими родными.

10) Знания которые не п..полняются еж..дневно убывают с каждым днем.


22. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы СПП с несколькими придаточными, определите виды придаточных предложений и тип подчинения.


Сережа догадывался что его пытаются разглядеть через окно и нарочно встал так близко к двери чтобы его нельзя было увидеть.

23. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Полюбовался первым снежком, покрывшим ели и пихты, точно ватой, а голые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Поел ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сначала убегал он без оглядки, а затем сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Снова изредка сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а затем вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Надо думать, что беляк где-то снова залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (В.Савин)

24. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

((1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать - стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Г.Федосеев)

25. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

26. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)

27. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Коленка почти упирается в подбородок. (2) Иголка тянет за собой рыжую нитку. (3) Лёлька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (4) Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Фёдор Фёдорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. (5) Лицо Федора Федоровича коричневое, испечённое на солнце. (6) А военный - бледнолицый. (7) Он еще не загорел на степном солнышке. (8) В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, - шинель. (Ю.Яковлев)















Вариант 3.



1. Какое предложение соответствует схеме: (когда…) , [ ].

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

С) Мать спрашивала о том, когда же мы, наконец, приедем.



2. Какое предложение соответствует схеме: [Х ,(где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.



3. Найдите ССП.

А) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

В) Луна сияла, июльская ночь была тиха.

С) Лето припасает, а зима поедает.



4. Найдите СПП с придаточным уступительным.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.



5. Укажите сочинительные союзы:

А) либо; не только…, но и…; также,

В) так что; если; чтобы,

С) что; зато; потому что…



6. Определите тип придаточного предложения по значению:



Несмотря на то что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.

А) уступки, В) следствия, С) цели.



7. Определите тип придаточного предложения по значению:



Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

А) причины, В) образа действия, С) условия.



8. Найдите СПП с придаточным цели.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.



9. Найдите СПП с придаточным следствия.

А) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.

В) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

С) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно под-нял его.



10. Найдите СПП с придаточным места.

А) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

В) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастлив.

С) Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.



11. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то, либо, но

В) как будто, чтобы, так как

С) то…то, однако, же



12. Найдите СПП:

А) Уходя, гасите свет!

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.



13. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.



14. Найдите предложение, в котором сочинительный союз не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

А) Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.

В) Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.

С) Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам.



15. Выберите сложное предложение.

А) Сверкнула молния и озарила окрестность.

В) Солнца ещё нет, но уже светло.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается струями.



16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.

В) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная прелесть.

С) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии усыпавшими Армению.



17. Определите тип придаточного предложения по значению:

Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и я чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

А) изъяснительное, В) определительное, С) условия.



18. Найдите СПП с придаточным определительным.

А) Надо было работать в выходной, что меня вовсе не устраивало.

В) Комната, куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

С) Иди туда, куда ведёт тебя сердце.



19. Укажите ССП с противительным союзом.

А) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

В) Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось одним глазком посмотреть на его тренировки.

С) Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел.



20. Найдите СПП:

А) Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.

В) Челкаш, всегда весёлый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.

С) Никогда не говори о том, чего не знаешь.



Вариант 3



Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ



СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.





1) Надо мечтать как можно больше как можно сильнее чтобы будущее обратилось в настоящее.



2) Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.



3) Я оттуда где струится тихий Дон краса полей я оттуда где клубится беспредельный Енисей.



4) Ночь была так черна что вплотную столкнувшись лицами нельзя было видеть друг друга.



5)Из чащобы все время доносились неясные шорохи поэтому мальчики долго не могли успокоиться.



6)Охотник вздрогнув быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой-то шум.



7)Мы вышли к реке когда начался дождь скоро превратившийся в ливень.



8) Макар и не заметил что стало светать.



9)Обратите внимание на почки ивы которые слегка набухли.



10) Только теперь я понял чтό для него значила эта вещь.





Задание 2 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ



СХЕМУ СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТИП ПОДЧИНЕНИЯ.





Легко работать когда знаешь что труд твой ценят.











Вариант 4.



1. Сложное предложение - это

А) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.

В) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или во-прос, или побуждение, имеет грамматическую основу.

С) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соеди-ненных при помощи интонации, союзов или союзных слов.



2. Укажите сложное предложение:

А) На пне, где мы сидели, я заметил несколько фигур, вырубленных топором.

В) Меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают про-сторы родной русской природы.

С) В полутьме северной ночи, напоминавшей нам утренний рассвет, посёлок казался особенно угрюмым.



3. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Азовское озеро совсем мелкое: хороший пловец нырнет до дна.

В) Я обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

С) Алехин простился и ушел вниз, а гости остались внизу.



4. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

В) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

С) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…



5. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Нина переводила глаза то на Любу, то на Олю.

В) Волчата ничего не поняли, но замахали хвостом.

С) Ходили за черемухой девчонки, да оборвать черемуху им не позволил гром.



6. Укажите ССП с соединительным союзом:

А) Ни одного возгласа с корабля не раздалось вслед, ни одна рука не взметну-лась прощальным жестом.

В) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево.

С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.



7. В каком предложении в указанном месте запятая не ставится:

А) Из дома регулярно приходили письма _ и нам было спокойно.

В) Глядел мальчик очень умно и прямо _ да и в голосе у него звучала сила.

С) Брат отказался от моей помощи _ и хотел всё сделать сам.



8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора _ И в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

С) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.



9. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого не нужна запятая:

А) Катер пошел со специальным заданием и ввиду бурной погоды за него беспокоились.

В) Он читал и строчки сливались в серые полосы.

С) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников.



10. Найдите СПП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

С) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

11. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Часто в Колонном зале я вспоминаю, как впервые в нём очутился.

В) И лишь вечером, когда воздушный океан успокаивается, в степи становятся слышны и другие звуки.

С) Он просил помощи, так как ему не на кого было надеяться в этой безлюдной местности.



12. Укажите придаточное определительное:

А) Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

В) Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало…

С) Я боялся ночей, когда небо струилось молниями.



13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Я знаю, где ты был.

В) Мы любим дом, где любят нас.

С) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.



14. Найдите лишнее предложение.

А) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

В) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым пере-улкам.

С) Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.



15. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное. В) Неоднородное (параллельное). С) Последовательное.



16. В каком сложноподчиненном предложении определительное придаточное относится к существительному, перед которым стоит указательное слово.

А) Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь.

В) Он был похож на человека, который после длительной и тяжелой болезни только что встал на ноги.

С) Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым на голове коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.



17. Назовите сложноподчиненное предложение, которое соответствует схеме […, (…), …]:

А) Из тех статей, что впоследствии составили книгу его мемуаров, раньше всего была написана им статья о Крамском.

В) Не помню, чтобы когда-нибудь было такое тихое, такое ясное утро.

С) Я не знал, куда деваться.



18. Укажите количество знаков препинания в предложении:

Когда Иван вечером вернулся домой все дневные впечатления нахлынули на него и так как им овладели самые разноречивые чувства то он стал доиски-ваться причин своего душевного волнения.

А) 3; В) 4; С) 5.



19. Укажите количество знаков препинания в предложении:

Теперь ей было нестерпимо жаль его но она сдерживала свои чувства зная что если покажет его Николай растеряется сконфузится.

А) 6; В) 5; С) 7.



20. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:

Из глубины выбежала горничная и так как коридор был довольно узкий про-изошло легкое, торопливое столкновение: Лужин слегка отступил потом шагнул вперед его жена тоже двинулась туда-сюда бессознательно пригла-живая волосы а горничная приговаривая что-то и нагибая голову старалась найти лазейку где бы она могла проскочить.

А) 8; В) 9; С) 10.



Вариант 5.



1. Сложное предложение - это

А) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.

В) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соеди-ненных при помощи интонации, союзов или союзных слов.

С) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.



2. Укажите простое предложение:

А) Самое важное для меня – это семья, и мне всегда хочется быть с моими родными.

В) Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор

С) Меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают просторы родной русской природы.



3. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Березы распустились, дубы же стояли еще обнаженными.

В) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

С) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня и молний.



4. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

В) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

С) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.



5. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Мы жили то на одной, то на другой улице в разных домах.

В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) Разум отличает полезное от вредного, но разум должен быть отважным.



6. Укажите ССП с соединительным союзом:

А) Гром прошел по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Надо бы что-нибудь сказать, да слов нет.

С) Наташа говорила шепотом, дед и лесничий тоже говорили вполголоса.



7. В каком предложении союз И связывает части сложного предложения (знаки препинания не расставлены):

А) Белая пена сверкает и кипит буграми и вздымая косматые волны с грохотом бьёт в громадный чёрный утёс.

В) Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок.

С) С утра до вечера и валил и тихо летел и косо падал снег.



8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Восемнадцать лет назад умер мой товарищ окулист _ И оставил после себя семилетнюю дочь Катю и тысяч шестьдесят денег.

А) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

С) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.



9. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого не нуж-на запятая:

А) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

В) Направо белела песчаная коса и вдали темнела груда дальних гор.

С) В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.



10. Найдите СПП:

А) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.

В) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

С) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.



11. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.

В) Я сказал, куда надо ехать.

С) Но в мире, где я жил, было невыносимо тихо.



12. Укажите придаточное определительное:

А) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша удобнее легла на плечо.

В) Бывают дни, когда жизнь представляется ясной и слаженной.

С) Меня вызвал полицмейстер и сказал, что мне придётся покинуть город.



13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

А) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

В) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

С) Я боялся ночей, когда небо струилось молниями.



14. Найдите лишнее предложение.

А) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.

В) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.

С) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.



15. Определите тип подчинения придаточных предложений.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А) Однородное. В) Параллельное (неоднородное). С) Последовательное.



16. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное предложение находится внутри главного.

А) Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным.

В) Летом в Антарктиде, когда снег на прибрежных скалах тает, взгляд отдыхает от зелени мхов и лишайников.

С) Солнце подымается в туманной мгле горизонта багровым шаром без лучей, точно оно отделено от вас громадным матовым стеклом.



17. Назовите сложноподчиненное предложение, которое соответствует схеме […, (…), …]:

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

С) Иди, куда влечет тебя свободный ум



18. Укажите количество знаков препинания в предложении:

В коридор выходило несколько дверей и пока мы сбивали снег с валенок я ус-лышал как кто-то говорил вполголоса.

А) 3; В) 4; С) 5.



19. Укажите количество знаков препинания в предложении:

Когда художник жил в Крыму он все свое время посвящал созерцанию картин природы и если погода располагала к прогулкам он часами изучал на морском берегу рисунок волн бесконечно бегущих одна за другой.

А) 3; В) 4; С) 5.



20. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:

Из глубины выбежала горничная и так как коридор был довольно узкий произошло легкое, торопливое столкновение: Лужин слегка отступил потом шагнул вперед его жена тоже двинулась туда-сюда бессознательно пригла-живая волосы а горничная приговаривая что-то и нагибая голову старалась найти лазейку где бы она могла проскочить.

А) 10; В) 9; С) 8.

















Итоговая работа по теме "Сложноподчиненные предложения" I вариант


1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.


2. Прочитайте предложение

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения


3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.


4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.


5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.


6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении

Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное


7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.


8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.


9. Какая схема соответствует предложению: Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

А. ( ) , ( ), [ ]. Б. ( ), [ ] ,( ). В. [, ( ), ].


10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.


11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.



14. Определите типы придаточных предложений по значению.

А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное (конкретизировать)

1) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

2) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

3) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

4) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

5) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

6) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.

7) Куда ушла она, никто не мог сказать.

8) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

9) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

10) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

11) Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

12) Дети чувствуют, кто их любит.

13) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

14) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.

15) Раз посеял просо, не жди бобов.

16) Зимой мы часто встречались в чайных и кидали медяки в пузо горласты органов, чтобы музыка заглушала разговоры.

17) Гимназия, где я учился, располагалась на Акбулаке, напротив Евразийского национального университета.

18) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

19) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

20) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

21) Ты рада, что ты дома?

22) Куда река пошла, там и русло будет.

23) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

24) Вскоре он понял, где он находится.

25) Иди, куда влечет тебя свободный ум.





Итоговая работа по теме "Сложноподчиненные предложения" II вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь..

Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.


2. Прочитайте предложение: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения


3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.


4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.


5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.


6.Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении

Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени


7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.


8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.


9.Какая схема соответствует предложению

Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

А. [ ], ( ), ( ). Б. ( ), [ ], ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ).


10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.


11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.



12. Определите типы придаточных предложений по значению.

А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное (конкретизировать)

1) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

2) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

3) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

6) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

7) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

8) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

9) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

10) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

11) Там, где был родник, мы сделали привал.

12) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

13) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

14) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

15) Он счастлив, что видит тебя.

16) Этот слепой не так слеп, как это кажется.

17) Я сказал, что люблю осенний лес.

18) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

19) Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.

20) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.

21) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

22) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

23) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

24) Впервые я услышал, как шелестит лист, падающий поздней осенью с дерева.

25) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.









Вариант 3.



1) Ветер налетел с той стороны, откуда мы его не ждали.

2) Пока не взошло солнце, дышать было легко.

3) Я побывал в городе, где прошло мое детство.

4) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их лентой.

5) Щенок скулит так жалобно, будто плачет ребенок.

6) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

7) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуж-дал.

8) Мы с сестрой хотели, чтобы отец поехал отдыхать.

9) Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек, верба особенно красива.

10) Когда Мария увидела ребят, сердце ее зашлось от жалости к ним.

11) Я поехал туда, где прошло мое детство.

12) Посмотри, как тихо позолоту август рассыпает на полях.

13) Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

14) Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.

15) Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.

16) В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.

17) Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.

18) Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

19) Я рассказал, где прошло мое детство.

20) Чтобы добраться до места стоянки, мы должны были пройти еще километ-ров пять.

21) Мы точно знали, когда приезжают артисты.

22) Ценители понимают, что у художественного произведения должны быть и другие качества.

23) Я унёс бумагу, боясь, что они пропадут.

24) Он не знал, как называется этот цветок.

25) Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.



Вариант 4.



1) Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях, которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.

2) Слышно было, как мать звенела стаканами разливая чай.

3) Летят к вербе пчелы бабочки, потому что их привлекают душистые сережки.

4) Я прежде всего должен высказать то, в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.

5) Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.

6) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.

7) Мы пошли по той тропинке, которая вела прямо к реке.

8) Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

9) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

10) Чуть брезжило, когда нас разбудили

11) Я знал, куда меня направили.

12) Дети знают, что такое благодарность, и умеют сохранять ее надолго.

13) Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.

14) Мы не думали, что он убежит так далеко, и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.

15) Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.

16) В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

17) Мы знали, что трудно выполнить эту работу.

18) Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.

19) Посмотри, какая мгла в глубине долин легла.

20) Вспомни, что не все еще спето.

21) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

22) Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

23) Это и была школа, куда меня направили.

24) В следствие по делу, которое вел новый судья, были внесены дополнитель-ные данные.

25) Я приехал туда, куда меня направили.



Вариант 5.



1) Если у нас ничего не выйдет, я уеду вместе со всеми.

2) За то время, пока рабочий разбирался с гайками, цех опустел.

3) Он так испугался, что не заметил бегущего на помощь отца.

4) Андрей почувствовал, что кто-то дёргает его за рукав.

5) Скажи мне, куда ты идёшь?

6) Колпак, наверное, был закреплён, потому что по физическим законам ему полагалось упасть.

7) Возможно, что игра не состоится.

8) Если гости заблудились, может быть, мы пойдём их встречать?

9) Он полез в нагрудный карман гимнастёрки, где в плоской коробочке лежал шприц.

10) Никому неизвестно, смогу ли я его остановить.

11) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.

12) Вёл он себя так, словно и правда говорил что-то приятное.

13) Чтобы не стоять неподвижно, она повернулась и стала медленно снимать шубу.

14) Огонёк, что виднелся вдали, потух.

15) Все согласятся, что Новый год – самый лучший праздник.

16) Ты вообще знаешь, где ты сейчас находишься?

17) Все эти картины развёртываются передо мной по обе стороны тропинки, которая ведёт вглубь леса.

18) Он думал только о том, чтобы плот выдержал груз.

19) Они медленно пошел вниз, где их уже ждали.

20) Новые знакомые спрашивали, живы ли мои родители.

21) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.

22) Я не знаю, как тебе помочь!

23) Дети просят, чтобы подарки принесли.

24) Двор был точно яма, куда сбросили обломки отжившего.

25) Спасибо, что не забываете старика.



Вариант 6.



1) Два взрослых человека со вниманием смотрели, как третий пьёт кофе и гры-зёт сухарики.

2) Всё в доме было таким, каким Потапов хотел это видеть.

3) По тону доктора легко было догадаться, что он не верил в силу консилиума.

4) Каким будет новый завод, не знал никто.

5) Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.

6) Ответь мне, когда ты вернёшься?

7) Городок стоял среди таких просторов, что от них захватывало сердце.

8) Я думал о том, что называется счастьем.

9) В школе уже знали, что Москву укрепляют и даже строят баррикады.

10) Мельник, что рассказывал эту историю, замолчал.

11) Васька мог только ждать, когда дождь устанет бить его по рёбрам.

12) Севастополь дал понять Европе, как способен защищать свои рубежи го-род.

13) Справа росла яблоня, которая называлась у нас липовой.

14) Он понял, на что надо решиться.

15) Избушка, что виднелась на опушке, оказалась наполовину разрушенной.

16) Отец целый день чинил трактор, чтобы утром на заре выехать в поле.

17) Когда ёлка ожила, в комнате запахло свежестью и смолой.

18) Мы не любим его, потому что не понимаем.

19) Всем известно, что во время рыбной ловли разговаривать нельзя.

20) Нет таких дорог, чтобы они не звали и не манили.

21) Там, где в прошлом году лежала рожь, теперь лежал скошенный овёс.

22) Странно, почему от родителей нет писем.

23) Я унёс бумаги, боясь, что они пропадут.

24) Мы вернулись после купания весёлые, потому что утренняя неловкость и напряжённости растаяли.

25) Пушкин никогда не заставлял нас смеяться громко и весело, как смеялись мы при чтении Гоголя.





Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»



Вариант 1





Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ



СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.





1) Мы вышли на поляну где рос огромный дуб.



2) Молодость привлекает тем что имеет будущее.



3) Он пошел туда где узкой полоской чернел лес.



4) Хотя я недавно читал эту книгу плохо помню её содержание.



5) Когда идешь в дальнюю дорогу то уже не разбираешь погоды.



6) Всегда отыщешь новизну вокруг если меняешься сам.



7) Недаром говорится что мастера боится.



8)Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас.



9) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.



10) Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.





Задание 2 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ



СХЕМУ СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТИП ПОДЧИНЕНИЯ.





Была минута в которую он так сильно вздрогну что Ольга вскрикнула думая что он сорвется.















Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»



Вариант 2





Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ



СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.





1) Наперёд не угадаешь где найдёшь где потеряешь.



2) Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных.



3) Я вас любил так искренно так нежно как дай вам бог любимой быть другим.



4) Там где близ поверхности есть хотя бы небольшое количество меди обязательно найдется и малахит.



5) Река так блестит и сверкает на солнце что глазам было больно.



6) Легко работать когда знаешь что твой труд ценят.



7) Если рвёшь розы думай о шипах!



8) Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.



9) Я убежден что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома в своей семье в отношениях со своими родными.



10) Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днем.





Задание 2 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ



СХЕМУ СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТИП ПОДЧИНЕНИЯ.





Сережа догадывался что его пытаются разглядеть через окно и нарочно встал так близко к двери чтобы его нельзя было увидеть.









Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»



Вариант 3



Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ



СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.





1) Надо мечтать как можно больше как можно сильнее чтобы будущее обратилось в настоящее.



2) Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.



3) Я оттуда где струится тихий Дон краса полей я оттуда где клубится беспредельный Енисей.



4) Ночь была так черна что вплотную столкнувшись лицами нельзя было видеть друг друга.



5)Из чащобы все время доносились неясные шорохи поэтому мальчики долго не могли успокоиться.



6)Охотник вздрогнув быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой-то шум.



7)Мы вышли к реке когда начался дождь скоро превратившийся в ливень.



8) Макар и не заметил что стало светать.



9)Обратите внимание на почки ивы которые слегка набухли.



10) Только теперь я понял чтό для него значила эта вещь.





Задание 2 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ



СХЕМУ СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТИП ПОДЧИНЕНИЯ.





Легко работать когда знаешь что труд твой ценят.













Тест «Готовимся к ГИА. Задание В8. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» для 9 класса



Автор: Захарьина Елена Алексеевна



1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев)











2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (А.Гайдар)









3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин глянул в сторону — и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (М.Зверев)









4. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (В.Бианки)









5. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими глазками, похожими на недоспелую черную смородину, он поглядывал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (В.Савин)









6. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Полюбовался первым снежком, покрывшим ели и пихты, точно ватой, а голые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Поел ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сначала убегал он без оглядки, а затем сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Снова изредка сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а затем вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Надо думать, что беляк где-то снова залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (В.Савин)









7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

((1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать - стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Г.Федосеев)









8. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)









9. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)









10. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Коленка почти упирается в подбородок. (2) Иголка тянет за собой рыжую нитку. (3) Лёлька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (4) Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Фёдор Фёдорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. (5) Лицо Федора Федоровича коричневое, испечённое на солнце. (6) А военный - бледнолицый. (7) Он еще не загорел на степном солнышке. (8) В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, - шинель. (Ю.Яковлев)









Итоговые работы по теме "Сложноподчиненные предложения" , "Сложные союзные предложения" в 2-х вариантах
  • Русский язык и литература
Описание:

1. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то,  либо, но;      В)  как будто, чтобы, так как;       С)  то…то,   однако, же.  

 

2. Укажите сочинительные союзы:                                                                                     

А) потому что, что, который,     В) зато, однако, либо,      С)  ибо, словно,  как.

 

3.  Найдите  СПП:

А) Уходя, гасите свет!

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность. 

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно. 

                                                                                          

4.  Найдите  ССП:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

С) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.

 

 

Автор Нежинская Марина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2221
Номер материала 28164
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓