Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИтоговое сочинение по литературе 2015

Итоговое сочинение по литературе 2015

Скачать материал

Итоговое сочинение  по литературе 2015

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015  

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 
2 . Вопросы, заданные человечеству войной 
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 
4 . Спор поколений: вместе и врозь 
5 . Чем люди живы?

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»  

     1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 

   2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

    3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. 

    4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

   5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

    Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки.

sochinenie11.ru/novosti/78-tematicheskie-napravleniya-itogovogo-sochineniya-v-vypusknyh-klassah-na-uchebnyy-god-2014-2015.html

 

Тема сочинения

Комментарий к теме

Аргументы из произведений

русской и советской литературы

Аргументы из произведений

зарубежной литературы

1.«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п

М.Ю.Лермонтов

Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"

С.Минаев

«Духлесс»

Роман о потерянном поколении 80-х

Тема свободы и одиночества

«На севере диком…», Парус», «Листок»

 

 

Образ поэта-пророка

  «Смерть Я жить хочу…», поэта», «Нет, я не Байрон…»,

 

 

«Над миром мы пройдем без шума и следа». Отношение поэта к своему поколению.

«Дума», »И скучно и грустно»

 

 

Тема России и ее своеобразие в лирике Лермонтова.

 «Родина», »Когда волнуется желтеющая нива»

 

 

 

«Жизнь моя - я сам» Лермонтов о поэтическом творчестве.

 « Смерть Поэта», »Поэт», »Пророк»

 

 

Лирический герой поэзии

 «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно, и грустно…», «Молитва», «Сон», «Элегия», «Стансы»

 

 

Символические образы поэзии

«Тучи», «Утес», «Смерть», «Листок», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…», «Звезда», «Воздушный корабль», «Три пальмы»

 

 

Историческая тема в творчестве поэта.

 Поэма  «Последний сын вольности», «Поэт», поэма «Боярин Орша»,  «Наполеон», «Умирающий гладиатор»,«Воздушный корабль», «Два великана»,баллада «Атаман»,неоконченный роман «Вадим»

 

 

 

 

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» 

М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени.

 

 

Тема любви и женские образы в романе.

М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени.

 

 

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Нравственно-философская проблематика произведения.

М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени.

 

 

2.Вопросы, заданные человечеству войной 

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

 

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Война несёт смерть и горе, несчастья и страдания. Л. Толстой отрицал войну вообще, считал её величайшим проявлением зла, «противным всей человеческой природе событием». Поэтому автора романа «Война и мир» интересуют не сражения, а «самый факт войны – убийство».

2.Словами Андрея Болконского Л. Толстой выражает своё отношение к войне. По его мнению, война – время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, «страшное дело» и великое преступление.

Э. Хемингуэй

 

«Прощай,

оружие!»

Лейтенант Генри понимает, что война — это убийство еще бо­лее жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые живот­ным инстинктом.

 В. Некрасов

«В окопах Сталинграда»

Писатель показал бесчеловечность войны и людей, которые постепенно привыкали к жестокости. Ужасно и то, что иногда бездарность руководства стоила многих человеческих жизней. Такова страшная правда о войне.

Г. Уэллс

«Вой­на миров»

Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивле­ние продолжалось всего не­сколько дней. Потом исчезли государство, общество, циви­лизация. Остались лишь обе­зумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подра­зумевается не только это со­бытие, но и разрушительные войны, научные открытия, ко­торые приведут к гибели че­ловечества.

В. Быков

«Одна ночь»

Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя ока­зались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено зем­лей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказа­лось много общего: мирные профессии, тоска по семье, не­нависть к войне.

Орсон Скотт Кард

«Игра Эндера»

Земная цивилизация под угрозой. Уже семь десятилетий человечество ведет безвыйгрышную войну с чуждой инопланетной расой. Неужели человечеству придется погибнуть? Но на Земле рождается гениальный ребенок  Эндер, что значит победитель, которому суждено спасти человечество.

 

Л. Толстой

«Севасто­польские рассказы»

«Война — противное человече­скому разуму и всей человече­ской природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.

Джозеф Хеллер

«Поправка-22»

Произведение в жанре «черной комедии», рассказывающее о том, как на человека действует война. И о его желании выжить в этой войне.

 

 

Генрих Белль «Поезд пришел вовремя» и «Где ты был, Адам?»

Творчество немецкого писателя Генриха Белля почти полностью посвящено теме войны и послевоенной жизни Германии.

 повесть В. В. Быкова «Сотников»

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства.

 

 

 

 

Роман Л. Е. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик»

 

Историческое время – от Второй мировой войны до наших дней. Повествование существенно дополняет историю Второй мировой войны, позволяет увидеть трагедию не только в рамках одной России, но в мировом масштабе: события в Польше, партизанские отряды в Белоруссии, еврейские гетто, толпы беженцев. Человек, как в начале времен, оказался полностью незащищенным. Пытаясь выжить, с сердцем, полным ужаса, люди метались из страны в страну.

 

 

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. 

В.Астафьев.

 Цикл рассказов «Конь с розовой гривой» .

ребятишки сгубили  выводок белогрудой куницы, и она, обезумев от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю птицу в двух соседних деревнях, пока сама не погибает от ружейного заряда.)

 

Д. Стейнбек

«Жемчужина»

 

Связь сюжета произведения с фольклорными преданиями. Любовь и привязанность автора к «детям природы». Мотив богатства, приносящего несчастье, гибель его владельцу. Два полюса повести – добро и зло, душевная чистота людей труда и жадность, жестокость стяжателей. Связь человека и природы.

Романы

«Царь- рыба»,

« Последний поклон»

Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для то­го, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на сво­боду. Встреча с рыбой, симво­лизирующей нравственное на­чало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

А. де Сент- Экзюпери

 « Планета людей»

 

Человек раскрывается в борьбе с препятствиями. Пилот подобен крестьянину, который возделывает землю и тем самым исторгает у природы некоторые из её тайн.

Б.Васильев

 «Не стреляйте в белых лебедей

В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»  звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

Патрик Уайт

«Древо человеческое»

 

Истинная жизнь заключена в  другом — «...глядеть на небо, искать в нем приметы погоды, слушать, как сыплется овёс, брать на руки мокрого телёнка, только что выпавшего из коровьей утробы и силившегося доказать, что он устоит на ногах».

Ч.Айтматов

«Плаха»

человек собственными руками рушит многокрасочный и многонаселённый мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных – угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к животным чревата трагедией.

 

 

 

Ф. И. Тютчев

«Слёзы людские…»

(стихотворение)

Неразрывную связь природы с жизнью людей показывает в своих стихах Ф. Тютчев. Его произведения о природе – не что иное, как выражение дум о человеке. Например, в стихотворении «Слёзы людские…» дождевые капли – это слёзы человека. Так, поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи людей с окружающим миром.

 

 

В. Распутин

«Прощание с Матёрой»

Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти . В этом произведении Распутин размышляет о проблемах человека и природы, культуры и экологии, смысла человеческой жизни и преемственности поколений.

 

 

М.Булгаков

«Собачье сердце»

Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича  Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!

 

 

4 . Спор поколений: вместе и врозь 
 

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы)

В.Распутин

«Последний срок»

Повесть появилась в то время, когда значительная часть населения переселилась из деревни в город. Молодые люди, покидавшие отчий дом, оставляли пожилых родителей, стыдились своего происхождения. У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически.

Э. Хемингуэй

«Старик и мо­ре»

Старый кубинский рыбак Сан­тьяго надеется, что его .мастер­ство сохранится в веках, но са­мое главное — оно может быть передано как самое дорогое на­следство следующим поколе­ниям. Поэтому он учит маль­чика всем премудростям ремесла и жизни

К.Паустовский «Телеграмма»

 Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна. Дела, которые кажутся ей важными, не позволяют поехать к матери. Когда же она приезжает  в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Подлинная любовь детей к родителям проявляется в заботе о них.

Джером Д.Сэлинджер.

«Над пропастью во ржи»

 

 Именно в разговоре с Фиби Холден выражает свою мечту: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня... И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

И.С. Тургенев

«Отцы и дети»

Можно ли избежать конфликта поколений? Этот вопрос волновал И.С. Тургенева. Проблему взаимоотношений «Отцов и детей» писатель показал на примере жестокого спора Павла Кирсанова и Е. Базарова. Первый из них, ссылаясь на прошлое, пытался убедить собеседника в ошибочности нигилистических взглядов. Евгений спокойно и смело обобщал что русскому человеку ни аристократизм, ни устаревшие принципы «даром не нужны». Так, идейные позиции обеих сторон ярко проявились в спорах между старшим поколением и молодёжью.

А. де Сент- Экзюпери

«Маленький принц»

Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

 

Л. Толстой

Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев, постепенно познавая мир, понимает, что многое в нём несовершенно. Он сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»).

 

 

А. Алексин

«Безумная Ев­докия»

Родители, ослепленные талант­ливостью дочери Оли, уверо­вавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремя­щуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». Много позже отец поймет учительницу и со­гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.

 

 

А. Алексин

«Раздел иму­щества»

Отношения между людьми в се­мье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечно­сти, умения отказаться от лично­го ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой краси­выми фразами бездуховности, прагматизма (мать). Конфликт разрешается трагедией.

 

 

Ф Абрамов

«Алька»

Героиня повести в поисках луч­шей жизни уехала в город, оста­вив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро прохо­дит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.

 

 

 

 

пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота»

Пьеса «Утиная охота» (1971) – наиболее яркое и зрелое произведение А. Вампилова. В ней выражен основной, по мнению автора, конфликт его эпохи – девальвация духовных ценностей.

 

 

 

5 . Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия

А.  Пушкин

«Евгений Онегин»

Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.

 

Дж. Олдридж

«Последний дюйм»

Десятилетний Дэви не растерялся  в тяжёлые минуты, когда его отец после нападения акул чудом остался в живых. Мальчик, преодолевая страх и ужас, сумел перевязать раны отца и вести самолёт по его указке. Рассказ Олдриджа – это ещё один яркий пример веры в безграничные возможности человека

М. Лермонтов

«Герой нашего времени».

Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.

 

Э. Хемингуэй

«Там, где чисто, свет­ло»

Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, оди­ноки и опустошены. Они пре­вратились в живых мертвецов.

И Гончаров

«Обломов»

Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.

Великая сила любви – тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.

Д. Лондон

«В далеком краю»,

«Лю­бовь к жизни»

Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на до­верии и взаимной честности. Су­ровые условия обнажают под­линную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убежде­нию автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».

 

А. Куприн

Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.

Р. Бах

«Чайка по имени Джо­натан Ливингстон»

Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом бес­предельных возможностей то­го, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.

 

 

Ф. Достоевский

Честь открытия неисчерпаемости человеческой души в мировой литературе принадлежит Ф. Достоевскому. В романе «Преступление и наказание» писатель показал возможность сочетания в одном человеке подлинных и мнимых ценностей. Даже сама фамилия героя романа указывает на неоднозначность личности Раскольникова. Писатель приветствует прозрение героя, ведь его индивидуалистическая теория стала источником его постоянных страданий и внутренней борьбы. При соприкосновении с реальной действительностью обнаружилась несостоятельность мнимых желаний студента.

П. Коэльо

«Победитель остаётся один»

Автор осмысливает роль искусства в разных профессиях - модельера, модели, актёра. Возможные проблемы: индивидуализм и общество, пути достижения карьеры, деформация личности - Ангел и Абсолютное Зло). Многослойность идеи (гипертекст).

Н. Лесков

«Очарованный странник»

Очарованному страннику из одноимённого рассказа Н.С. Лескова не суждено было стать знаменитым и известным. Это простой русский человек. Однако он обладает силой и способностью видеть красоту во всём. Ивану Флягину никогда не найти своего призвания, но его участь – указать на предназначение других людей. В этом и заключается истинная ценность человеческой жизни – быть полезным и необходимым людям.

Ф. С. Фицджеральд

"Алмазная гора"

 

Проблема подлинных и мнимых ценностей.

М.Лермонтов

«Герой нашего времени»

Переливы добра и зла в душе человека – большое художественное открытие М. Лермонтова. Герой его романа не находил достойного применения своим незаурядным способностям. Окружающие его адъютантики, напыщенные франты пили, играли и жаловались на скуку. Печорин же отлично видел их ничтожество. Наряду с недостатками герой имел глубокий ум и трезвый расчёт. Так, человек не может быть только хорошим или только плохим

Олдон Хаксли

«О дивный новый мир»

Остроумная антиутопия о генетически программируемом «обществе потребителей»

Л.Толстой

 « Война и мир»

Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» подводит нас, читателей, к мысли о том, что не в богатстве, не в знатности, не в славе выражается счастье, но в любви, всепоглощающей и всеобъемлющей. Такому счастью нельзя научить. Князь Андрей перед смертью определяет своё состояние как «счастье», находящееся в нематериальных и внешних влияний души, - «счастье любви»… Герой как будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия.

2.Чтобы быть счастливым, надо запомнить пять простых правил. 1.Освободи своё сердце от ненависти – прости. 2.Освободи своё сердце от волнений – большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4.Отдавай больше. 5.Ожидай меньше

Бернхард Шлинк

 

«Чтец».

 

Роман-исследование: о любви и предательстве, человеческой истории и памяти. Чувство вины, присущее поколению немцев, выросших после холокоста. Одна из тем романа – взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Исследование человеческой души как исповедь героя. Тема персональной ответственности человека. Тема памяти. Тема любви.

Б. Екимов

«Мальчик на велосипеде»

Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире ма­териальных интересов, а в самой жизни на родной зем­ле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и си­деть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Ра­ботать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»

Сомерсет Моэм

«Бремя страстей человеческих»

Весть о смерти Хэйуорда заставляет Филипа снова задуматься о смысле человеческой жизни. Он вспоминает слова уже умершего Кроншоу о персидском ковре. Сейчас он толкует их так: хотя человек и плетёт узор своей жизни бесцельно, но, вплетая различные нити и создавая рисунок по своему усмотрению, он должен удовлетворяться этим. В уникальности рисунка и состоит его смысл. 

 

 

Олег Дивов «Выбраковка»

Как и чем жить? Эти вопросы народ не задает, т. к. за него все решили сверху…а всего –то и нужно было для счастья- разобраться, кто мешает нам жить по – людски…

А. де Сент- Экзюпери

 « Планета людей»

 

Человек раскрывается в борьбе с препятствиями.  Экзюпери вспоминает разговор с одним из таких кочевников — этот человек защищал не свободу (в пустыне все свободны) и не богатства (в пустыне их нет), а свой потаённый мир.

 

Военная тема в современной литературе

  • О. Ермаков. «Знак зверя».
  • В. Астафьев. «Прокляты и убиты».
  • О. Блоцкий. «Стрекозел».
  • Г. Владимов. «Генерал и его армия».
  • О. Ермаков. «Крещение».
  • А. Азольский. «Диверсант».
  • Б. Астафьев. «Веселый солдат».
  • A.Бабченко. «Алхан-Юрт».
  • B.Макании. «Кавказский пленный».
  • С.Дышев. «До встречи в раю»

Учитель Федотова Л.С.2014

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Итоговое сочинение по литературе 2015"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ТАБЛИЦА АРГУМЕНТОВ из зарубежной и отечественной литературы по темам.

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015  

 

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 
2 . Вопросы, заданные человечеству войной 
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 
4 . Спор поколений: вместе и врозь 
5 . Чем люди живы?

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»  

     1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 

   2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

    3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. 

    4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

   5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 543 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2466
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3169
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 865
    • DOCX 140 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федотова Людмила Степановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федотова Людмила Степановна
    Федотова Людмила Степановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30415
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 338 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов