Главная / Начальные классы / Итоговый урок по предмету "Народное искусство".

Итоговый урок по предмету "Народное искусство".


Зачётный урок по предмету:

«Русское народное искусство»


Итоговый урок является зачётным, который проводится в игровой форме. Учащимся предлагается сыграть в «Игру по станциям», которую готовят для них: специалист по народному искусству, проводивший предшествующие занятия, руководитель школьного музея и педагоги начальных классов. Они участвуют в игре и оценивают усвоение учащимися пройденного материала по теме: «Введение в мир народного искусства», а также знание русских народных сказок и пословиц.

Все делятся на 4 команды, каждая из которых состоит из учащихся разных классов (2, 3 и 4 кл.). Команды передвигаются по станциям, расположенным в близлежащих классах. Через каждые 15 минут по звонку они меняются друг с другом. За каждый правильный ответ и выполненное творческое задание учащиеся получают жетоны. Команда, набравшая большее количество жетонов, является победителем, и её участники отмечаются призами. Дополнительно в каждой команде отмечается по одному учащемуся, набравшему большее количество жетонов за правильные ответы.

Каждая команда получает маршрутный лист, по которому по звонку сама переходит по станциям. В этот лист капитаны команд вписывают название команд, а ведущий станций вписывают количество набранных жетонов и лучших учащихся.


I станция: «Диво дивное, чудо чудное».

Педагог. Вы прибыли на станцию, где мы будем говорить о русской крестьянской избе. Изба – это не просто дом, в котором жил человек, это образ целого мира, который его окружал. Образ дома объединял все виды народного искусства, которыми владели русские крестьяне, начиная с постройки самого дома до его украшения.

Задание первое.

Учащимся предлагается ответить на вопросы по устройству русской крестьянской избы и предметам быта, которые могли в ней находиться. По изображениям, данным в компьютерном варианте, дети должны быстро и правильно назвать то, что изображено на слайде, и вспомнить, для чего был предназначен тот или иной предмет и какого его место в избе.

  • сруб - лавка и скамья

  • конёк на крыше - поставец

  • резные наличники - тябла

  • сени - светец

  • бабий кут - прялка

- Красный угол - сундук-подголовник


Задание второе.

Объяснить русские пословицы и поговорки:

  • Без Троицы и дома не строятся.

  • Окна — глаза дома.

  • Конь на крыше — в избе тише.

  • Дом без печки — нежилой дом.

  • Руки да душа — горница хороша.

  • Где оконенки брюшины, тут и жители кручины; где оконницы стеклянны,

тут и жители ветляны (приветливы, веселы).




II станция: «Пир на весь мир».

Педагог. На моей станции речь пойдёт о крестьянской посуде и тех предметах, которые использовались для приготовления и хранения пищи.


Задание первое.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Что делали с глиняным горшком, когда он давал трещину, и каково было его новое назначение и название? Найти этот предмет среди других находящихся на столе предметов и рассказать о нём.

(Ответ: когда горшок давал трещину, его оборачивали полосками бересты, называли «пеленашкой» и использовали для сыпучих продуктов).

  • Как назывался предмет, который был обязательным на праздничном столе или братском пиру? Найти этот предмет среди других находящихся на столе предметов и рассказать о нём.

(Ответ: братина (братчина) - сосуд с вином, который пускался по кругу и ещё имел название «круговой чаши»).

  • Что означает «поскрести по сусекам»?

(Ответ: муку хранили в амбарах в специальных ларях; это означает выскрести остатки муки из углов ларя).

  • Накрыть стол на простую крестьянскую семью из пяти человек. Учащимся предлагаются различные виды посуды на выбор.

(Ответ: на стол кладутся пять деревянных ложек и один большой чугунок).

  • На какой реке в Ленинградской области жили мастера, которые изготовляли глиняную посуду с росписью? Найти эту посуду на столе среди других предметов.

(Ответ: эта посуда называется оятской, так как её делают в деревнях на реке Оять).

  • Как называлась берестяная дорожная сумка – рюкзак для переноса продуктов, сбора ягод, грибов.

(Ответ: пестерь или заплечный кошель).


Задание второе.

Вспомнить и назвать русские народные сказки, где фигурируют следующие предметы:

  • стол, три миски и три ложки («Машенька и три медведя»)

  • котелок и топор («Каша из топора»)

  • хлебная лопата («Иванушка-дурачок»)

  • кувшин и тарелка («Лиса и журавль»)

  • скалка («Лисичка со скалочкой»)

  • солонка («Соль»)


Задание третье.

Объяснить русские пословицы и поговорки, связанные с крестьянской посудой или пищей.

- Что есть в печи – всё на стол мечи.

- Хлеб на стол, так и стол престол.

- Сухая ложка к обеду горло дерёт.

- Мал горшок, да угодник.

- Была б мука да сито и сама б я была сыта.

- Мы с ним пуд соли съели.


III станция: «По одёжке встречают, по уму провожают»

Педагог. Здравствуйте, дорогие путешественники! Вы прибыли на станцию, где мы будем говорить с вами о русской народной одежде. Одежда всегда имела большое значение в жизни людей. Она защищала человека от зимнего холода и от летнего зноя, преображала в праздник, передавалась по наследству. Первое впечатление о человеке создаётся по его внешнему виду.

Какой должна быть одежда, чтобы это впечатление было хорошим? (Ответы: красивая, чистая, опрятная, отглаженная).

А каким человек должен быть, чтобы с ним было интересно общаться? (Ответы: умным, добрым, душевным).

Задание первое.

Вспомните, что носили наши предки и как называются эти предметы одежды. Перед вами экспонаты из нашего школьного музея. Попробуйте их быстро назвать. (Ответы: сарафан, рубаха женская праздничная, мужская рубаха – косоворотка, душегрея, передник, пояс, лапти, тулуп, накосник, повойник, шаль).


Задание второе.

А теперь я предлагаю вам вопросы для сравнения:

- Чем отличается женская одежда северных и южных губерний России?

(Ответ: северная женская одежда – рубаха и сарафан; южная женская одежда – рубаха, юбка, понёва)

- Чем отличается женская рубаха от мужской?

(Ответ: женская рубаха длинная, а мужская короткая и менее нарядная)

- Чем отличаются летние лапти от зимних?

(Ответ: летние лапти плелись из лыка, тростника или полосок бересты и были более лёгкие и мелкие, а зимние лапти были глубокие, плелись из более прочной коры и могли иметь подмётки).

- Чем отличаются девичий головной убор от женского?

(Ответ: женский головной убор полностью закрывает волосы, а девичий оставляет открытыми затылок и косу).

- Чем отличается нагрудный передник от завески?

(Ответ: нагрудный передник имел пояс с завязками и завязывался на спине, а завеска (или занавеска) шилась на проймах, с рукавами и имела короткую спинку и длинную переднюю часть).

- Чем отличается панёва от юбки?

(Ответ: юбка – это поясная женская одежда, сшитая вкруговую и собранная на талии в сборку, а панёва – эта поясная, распашная одежда замужних женщин из клетчатой ткани).


Задание третье.

Из каких же тканей шили одежду? Попробуйте их назвать. На стол выкладываются образцы текстильных материалов. (Учащиеся показывают их и называют: холст, лён неотбелённый, набойка, пестрядь, шерсть, х/б ткань фабричная, кумач, сукно).

Задание четвёртое.

Костюм, особенно праздничный, всегда украшали. Какие виды отделок вы знаете? Покажите их на образцах. ( Учащиеся показывают их и называют: вышивка, узорное ткачество, золотное шитьё, кружево, шитьё бисером).


Задание пятое.

А теперь объясните пословицы связанные с одеждой :

- Шито на скорую руку, хозяину на муку.

- Сапожник без сапог, портной без порток.

- Береги платье снову, а честь смолоду.

- Курицу не накормить, девицу не нарядить.

- У бабы рукава что мешки: завяжи и что хочешь положи.

- Не рада баба повою, а рада бы покою.

…………………………………………………………………

Порты (портки) – мужские брюки.

Рукава – часть женской рубахи (были широкими).

Повойник (повой) - головной убор замужней женщины.


IV станция: «Делу – время, потехе – час»

Педагог. Моя станция вам очень понравится, потому что на ней вы попадёте в мир народных игрушек. Эти игрушки в руках умелого мастера порой превращались в настоящие произведения искусства. Их делали во всех уголках России и даже зарабатывали деньги, изготовляя игрушки на заказ или продавая их на ярмарках. Так родился целый промысел.


Вопрос: Как назывался этот промысел? (Ответ: игрушечный или потешный).

Вопрос: Какие материалы использовали для изготовления игрушек? ( Ответ: глину, дерево, солому, кусочки тканей, сено, бересту).

Задание первое.

Перед вами народные игрушки, которые имеют названия по месту, где родился и развивался их промысел. Попробуйте, как можно быстрее, сгруппировать игрушки и дать каждой группе правильное название по той местности, где их изготовляют.

- Архангельские деревянные игрушки (ручная резьба )

- Каргапольские глиняные игрушки

- Дымковские глиняные игрушки

- Богородские деревянные игрушки (ручная резьба)

- Сергиев-Посадские деревянные игрушки (точёные на станке)

- Полх-Майданские деревянные игрушки (точёные на станке)

- Федосеевские деревянные игрушки (ручная резьба)

- Филимоновские глиняные игрушки


Задание второе.

Что такое «бирюльки»? (Очень мелкие деревянные игрушки). Педагог вынимает из кармана «бирюльки» и предлагает учащимся показать, как в них играли. (Надо попытаться подцепить эти игрушки за петельку специальным крючком - кто больше подцепит).


Задание третье.

А в этом ларце лежат игрушки, которые сопровождали человека всю его жизнь. В каждой крестьянской семье их было большое количество. Они имели большое воспитательное значение, участвовали во всех традиционных праздниках и обрядах, их дарили на свадьбу, они играли роль оберегов. Что же лежит в ларце? (Ответ: куклы).

Выньте куклы из ларца и дайте им традиционные названия. Учащиеся их называют: крупеничка, стригушка, вепская кукла, пеленашка, крестушка, кукла – закрутка, свадебная кукла «неразлучники», мартинички, «Божье Око».


Завершение игры

Игра заканчивается. Все команды собираются в одном классе и сдают свои путевые листы. Педагог подсчитывает общее количество баллов, набранное каждой командой. Объявляются победители.

Итоговый урок по предмету "Народное искусство".
  • Начальные классы
Описание:

Для повышения качества обученности ,что является сейчас предметов работы многих специалистов, используются разновозрастные группы учащихся по некоторым дисциплинам. Например, занятия по МХК, любому виду искусства, поезди лучше совершать ,когда дети разных возрастов. Как учителя говорят, "солянка" из детей 2-4 классов. Во время таких мероприятий старшие и младшие являются взаимодополняющим звеном, помогают друг другу, происходит быстрое развитие творческих способностей,уважение к чужому мнению. Младшие и старшие дети в групповой работе являются образцом учительства. Когда старшие берут на себя ответственность за младших, а младшие получают себе еще наставников среди детей .

Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 20.05.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 145
Номер материала MA-067024
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓