Главная / Русский язык и литература / итоговая контрольная работа 8 класс

итоговая контрольная работа 8 класс

Итоговая контрольная работа

8 класс

При выполнении задания этой части (А1 – А14) обведите кружком номер правильного ответа.


А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАверх 2) клялАсь 3) отрОчестство 4) сОзыв.

А2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

  1. к...са, к…саться, г…лерея

  2. в…риант, цв...ток, оз…ро

  3. отв…рить рыбу, препод…ватель, насл…ждаться

  4. р…стение, бл…стать, з…рька

А3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1. Из-за частых простуд мне приходилось (ПО)ДОЛГУ оставаться дома, ЗА(ТО) я успел прочитать много книг из домашней библиотеки.

  2. Правовые документы регулируют обязанности граждан, а ТАК(ЖЕ) трудовые и семейные отношения, ПО(ЭТОМУ) являются основой работы судебных органов.

  3. ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться; человек сам должен принимать решения, И(ТАК) было всегда.

  4. Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЕМ) подарок должен стать полной неожиданностью для малыша.

А4. Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.

  1. Волк не пастух.

  2. По реке и кустам начинает шуметь редкий дождь.

  3. Я сходил бы к ним в гости.

  4. Вечер был дождливый.

А 5. Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Жизнь прекрасна и удивительна!

2) Пруд словно зеркало.

3) Ты полевая ромашка, никем не любимый цветок.

4) Хотеть значит победить.

А6. Укажите предложение (предложения), в котором (которых) нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

  1. В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

  2. В гостиной графа зеркала картины вазы были настоящими произведениями искусства.

  3. Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

  4. Хорошо теплой осенью потеряться в густых чащах осин и берез и дышать прелым запахом трав.



А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Если ты когда-нибудь видел картины Карла Брюллова, то (1) конечно (2) заметил, что они полны света, радости, движения, Краски в них (3) кажется (4) играют и искрятся, и это результат вдохновенного и напряжённого труда художника.

1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

А8. Укажите верную характеристику предложения

Вверху, на палубе, перекликались матросы.

  1. Простое односоставное предложение с уточняющими членами предложения.

  2. Простое односоставное предложение с однородными членами.

  3. Простое односоставное предложение с приложением.

  4. Простое двусоставное предложение с уточняющим членом предложения .

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Успенский собор Кремля (1) построенный под руководством Аристотеля Фиораванти (2) и (3) бывший местом проведения художественных церемоний (4) и ныне радует наши взоры.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 4 3) 1, 2 4) 3, 4.

А10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.

  2. Лесные поляны покрылись яркими звездочками земляники, обильно цветущей в этом году.

  3. Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.

  4. В «Ровеснике» печатают много интересных статей.


Прочитайте текст и выполните задания А11 – А14; В1 – В9; С1 – С2.

1. (1)Мамы давно уже нет... (2)А я все еще мысленно говорю: «Прости меня, мама». (3)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (4)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (5)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (6)Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (7)Случалось, забывал позвонить в назначенный час, но мама не обижалась: «Я понимаю, ты так занят!» (8)Иногда раздражался по пустякам, а она не отвечала тем же: «Я понимаю, как ты устал!» (9)Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (10)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (11)Поздно.

2. (12)В истории Второй мировой войны много и таких трагических фактов, которые полузабыты или вовсе поросли сорняками забвения. (13)Алюминиевые предприятия до войны были расположены в местах весьма уязвимых, недалеко от западной границы, и все те заводы были уничтожены в первые же месяцы битвы. (14)Страна практически осталась без алюминия, это было событием катастрофическим. (15)И тогда было решено на базе маленького уральского алюминиевого завода в кратчайший срок и, естественно, «не считаясь с потерями» создать гигант алюминиевой промышленности. (16)Самый мощный и опытный в стране строительный коллектив, в котором работала мама, был брошен на выполнение «исторического» задания.

3. (17) «Ты будешь нам нужен!» – сказал мне начальник стройки Андрей Никитич Прокофьев, которого любили и называли стариком, хотя теперь я понимаю, что ему было едва за пятьдесят. (18)Он знал меня и потому, что я был сыном своей мамы, и потому, что уже тогда, в мальчишеском возрасте, часто печатался и выступал по радио. (19)Одним словом, мы с мамой отправились вместе.

4. (20)Эшелон добирался до места назначения полмесяца, и мама в пути заболела... (21)Помню первое ноября сорок первого года, когда мы выгрузились, покинули эшелон, и перед нами простерлось неоглядное, промозглое пространство: разбухшая, вся в лужах и ямах земля, бараки, палатки, одинокие, закопченные дома и цеха. (22)Холодный, унылый дождь, казалось, заладил навечно...

5. (23)Ко мне подошел Яков Белопольский, впоследствии знаменитый архитектор, лауреат всех и всяческих премий.

6. (24)– Толя, ты должен быть мужчиной, – сказал он. – Мама, ты знаешь, в дороге тяжело заболела... И помочь ей здесь никто не сумеет. Нужна срочная операция! А до города, сказали, довезти не успеют...

7. (25)Помню, я сразу же, по наитию свыше, рухнул коленями на мокрую землю и воздел руки к небу:

Господи, спаси мою мамочку!

8. (26)Минут через пятнадцать выяснилось, что жена одного из инженеров – искусный хирург, что она привезла с собой инструменты, лекарства. (27)В барачных, воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию, и мама прожила еще тридцать семь лет, а я с того дня, с первого ноября сорок первого года, стал верить в Бога. (28)Он услышал меня... (29)Могу ли я сомневаться?..

(По А. Алексину)

А11 В каком предложении содержится обоснование ответа на вопрос:

«Почему рассказчик на всю жизнь запомнил первое ноября сорок первого года?»

1) Это был промозглый пасмурный день.

2) В этот день он поверил в Бога.

3) В этот день эшелон, в котором он ехал на Урал, прибыл на станцию назначения.

4) В этот день тяжело заболела его мама.


А12 Какой стиль и тип речи представлен в предложениях 12-16?


1) художественный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение

3) научный стиль, описание

4) художественный стиль, повествование


А13

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «житейских» (предложение 4)



1) жизненных

2) бытовых

3) семейных

4) личных


А14

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 22: «Холодный, унылый дождь, казалось, заладил навечно...»




1) градация

2) синтаксический параллелизм

3) сравнение

4) эпитеты


Часть 2


Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Из предложения 14 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответ:_____________________________________________________________________


В2 Из предложения 18 выпишите все местоимения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.

Ответ:_____________________________________________________________________


В4 Среди предложений 20-22 найдите такое сложное предложение, одна из частей которого является определённо- личным односоставным предложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В5 Среди предложений 8-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В6 Среди предложений 21-23 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В7 Среди предложений 12-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________

В8 Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ТЕЗИС АБЗАЦ ТЕКСТА

  1. Многие алюминиевые предприятия во время Второй А) восьмой абзац

Мировой войны были уничтожены. Поэтому на базе

маленького уральского завода стали создавать гигант

алюминиевой промышленности.

  1. Жена одного из инженеров, искусный хирург, в Б) первый абзац

невероятных условиях сделала операцию и спасла

маме жизнь. В тот день я поверил в Бога.


  1. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить В) второй абзац

ничего нельзя.


Ответ:

1)


2)


3)




Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задания С1-С2. запишите ваши развёрнутые ответы после каждого задания.


С1 Сформулируйте в одном или нескольких предложениях основную мысль (идею) прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

С2 Передайте сжато содержание 1 и 2 абзацев текста, сохранив микротемы каждого абзаца (можно использовать слова из текста).

  1. Абзац 1

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Абзац 2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольная работа

8 класс вариант 1


При выполнении задания этой части (А1 – А14) обведите кружком номер правильного ответа.


А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нашелкАть 2) отлучИт 3) отлитЫ 4) Отдала

А2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1)гр…мадный, к…саться, предположение

2)сохр…нять, прод…лжение, ост…новиться

3)водор…сли, заг…релые, распол…гаться

4)к…заться, вообр…жжение, пор…зительный

А3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Притяжение между парой электроновможет возникать, (НЕ)СМОТРЯ на то что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ ДВИЖЕНИЕ электронов в паре становится согласованным.

  2. Для композитора, который способен слышать мир ТАК(ЖЕ), как художник-видеть его в цвете, музыка-это именно звучание, (ТО)ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.

  3. (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В.Ломоносов занимается изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.

  4. (ОТ)ТОГО, (НА)СКОЛЬКО человек приучен ценить своё и чужое время, зависит его будущее.

А4. Укажите предложение, которое содержит составное именное сказуемое.

  1. Утро было прохладным.

  2. Я хочу учиться в институте.

  3. Он должен знать это.

  4. На небе начинает светать.

А 5. Укажите предложение, в котором тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

1) Скала словно медведь.

2) Пятью пять двадцать пять.

3) Дмитров жемчужина Подмосковья.

4) Поэзия Н.Клюева это прежде всего любовь к России.

А6. Укажите предложение (предложения), в котором (которых) нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

  1. В музыке марта и журчание ручьёв и барабанная дробь капели и визг пилы и стук топора.

  2. Русскому языку можно учиться всю жизнь и так до конца и не выучиться.

  3. Изменения в научном методе приводят к изменениям как в других методах так и в содержании знания.

  4. Хозяева и гости зааплодировали и дружно запели песню.



А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Каждый русский писатель (1) по мнению литературоведов (2) считал для себя счастьем унаследовать хотя бы одну из особенностей А.С.Пушкина. А.Н.Некрасов(3) например(4) развивал народно-песенную стихию, а Л.Н.Толстой – эпическую мощь.

1) 1,2 2)1, 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А8. Укажите верную характеристику предложения

Впереди, прямо на дороге, сидел заяц.

  1. Простое односоставное предложение с уточняющими членами предложения.

  2. Простое односоставное предложение с однородными членами.

  3. Простое односоставное предложение с приложением.

  4. Простое двусоставное предложение с уточняющим членом предложения .

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Державин вступил в литературу немолодым человеком(1)уже многое повидавшим(2) и пережившим(3) и очень скоро стал известен как поэт(4)говоривший о бренности жизни, о бессмертии.

1) 2, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 3

А10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Я ещё не решил, буду ли в этом году поступать в университет.

  2. Постоянное увлечение Андрея, поглощающее всё его свободное время,- это спортом.

  3. Статью «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбов посвятил анализу пьесы А.Н.Островского «Гроза».

  4. Периодический закон Д.И.Менделеева объединил в строгую систему огромное количество фактов, относящихся к химии и физике.


Прочитайте текст и выполните задания А11 – А14; В1 – В9; С1 – С2.

1. (1)Владимир Александрович Гиляровский – человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

2. (2)Это был веселый труженик. (3)Всю жизнь он работал (он переменил много профессий – от волжского бурлака до актера и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.

3. (3) Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». (4)Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, которые, несомненно, у него были, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого. (5)Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить – так уж бить сплеча.

4. (6)И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная – сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

5.(7) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (8)Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9)Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10)Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11)Глубокий старик - отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

6. (12)У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

7. (13)Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (14)С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие писатели, актеры и художники.

8. (15)Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (16)Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки – приюта нищих, босяков, отщепенцев – множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (17)Хитровцы, или хитрованцы, любили его как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, несчастий и опущенности.

9. (18)Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

10. (19) Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (20)Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (21)Лучшей охранной грамотой было его великодушие: оно смиряло даже самые жестокие сердца.

11. (22)Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (23) О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва».

12. (24)Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно ее представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

(По К. Паустовскому)



А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой»»?



1) Гиляровский был большим и видным человеком, крепким физически.

2) Его все любили.

3) Он все делал с особым размахом.

4) Он готов был бескорыстно всего себя отдать людям.


А2 Какой стиль и тип речи представлен в предложениях 12-16?


1) художественный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение и описание

3) научный стиль, описание

4) художественный стиль, повествование


А3

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «герой» (предложение 17)



1) человек, выдающийся храбростью, доблестью, совершивший подвиг

2) действующее лицо произведения

3) лицо, являющееся предметом восхищения

4) лицо, воплощающее в себе характерные признаки среды


А4

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты»?



1) перифраз

2) антитеза

3) эпитеты

4) гипербола


Часть 2

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответ:_____________________________________________________________________


В2 Из предложения 17 выпишите все местоимения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В3 Выпишите грамматическую основу предложения 12.

Ответ:_____________________________________________________________________


В4 Среди предложений 21-24 найдите такое сложное предложение, части которого являются односоставными безличными предложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В5 Среди предложений 7-10 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В6 Среди предложений 12-16 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.

Ответ:_____________________________________________________________________


В7 Среди предложений третьего абзаца найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________

В8 Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ТЕЗИС АБЗАЦ ТЕКСТА

1) Москву конца девятнадцатого века нельзя представить А) 8

без Гиляровского.

2) Гиляровский всю жизнь работал, испробовав множество Б) 12

профессий, в том числе и рабочих.


3) Больше, чем дружбой со знаменитостями, Гиляровский В) 2

гордился тем, что был любим московской беднотой


Ответ:

1)


2)


3)



Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задания С1-С2. запишите ваши развёрнутые ответы после каждого задания.


С1 Сформулируйте в одном или нескольких предложениях основную мысль (идею) прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

С2 Передайте сжато содержание 1 и 2 абзацев текста, сохранив микротемы каждого абзаца (можно использовать слова из текста).

  1. Абзац 1

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Абзац 2

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа

8 класс вариант 2


При выполнении задания этой части (А1 – А14) обведите кружком номер правильного ответа.


А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) недУг 2) взвИлась 3) кОрысть 4) пережилА

А2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

1)зам..чательный, в..теран, зап..рать

2)соб..рать, орнам..нт, г..роический

3)тр..щать, осв..тить(фонарём), пок..зательный

4)л..нгвистический, ош..ломлённый, прот..реть.

А3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Я часто замечаю, что моя собака ТО(ЖЕ) поэт и мечтает точно ТАК(ЖЕ), как и я.

  2. СКОЛЬКО(БЫ) десятков серьёзных и умных докладов ни было написано, наверное, (НА)ВСЕГДА останется «загадка Джоконды» .

  3. Посуда была начищена до блеска, а (В)СЕРЕДИНЕ стола возвышался кувшин (В)ВИДЕ цветка.

  4. (С)ЛЕВА от меня росли маленькие сосенки, а (ВО)КРУГ них пушились кусты можжевельника.

А4. Укажите предложение, которое содержит простое глагольное сказуемое.

  1. Девочка перестала плакать.

  2. Ум не замещает знания.

  3. Я был рад его видеть.

  4. Зелень – это песня земли.

А 5. Укажите предложение, в котором тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

1) Жить Родине служить.

2) Чай пить не дрова рубить.

3) Слепая ненависть плохой советчик.

4) Курить здоровью вредить.

А6. Укажите предложение (предложения), в котором (которых) нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

  1. Своеобразный сплав мыслей и чувств отличает как лирику так и прозу этого автора.

  2. Лучшей проверкой достоинств того или иного произведения является его исполнение перед читателями.

  3. Среди сложных и трагических судеб ровной и беспечальной казалась судьба А.Н.Островского.

  4. На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации.



А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Если вы изучили звуковой состав чужого языка и его грамматику, но у вас бедный словарный запас, вы (1) вероятно (2) никогда не сможете понимать этот язык. Но (3) конечно (4) одни слова без знания звукового состава также не обеспечивают владения языком.

1) 1,2,3,4 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 3, 4

А8. Укажите верную характеристику предложения

За печкой тикал, как ходики, сверчок.

  1. Простое односоставное предложение со сравнительным оборотом.

  2. Простое односоставное предложение с однородными членами.

  3. Простое двусоставное предложение со сравнительным оборотом.

  4. Простое двусоставное предложение с уточняющим членом предложения .

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В опере «Война и мир»(1)написанной С.Прокофьевым по роману Л.Толстого(2) есть сцены(3) оставляющие незабываемое(4) впечатление: первый бал Наташи, ночь в Отрадном.

1) 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 3,4

А10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Л.Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.

  2. Выпускники высших учебных заведений должны быть профессионалами, знающими основы наук.

  3. Не те мудрецы, кто любит поучать, а те, кто сам не устаёт учиться.

  4. На протяжении нашей тысячелетней истории не было ни одного праздника, который проходил бы без хлеба.


Прочитайте текст и выполните задания А11 – А14; В1 – В9; С1 – С2.

1. (1)Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. (2)Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток», а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. (3)Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами.

2.(4)Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. (5)Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. (6)Деликатность ее выражалась главным образом в манере есть. (7)Она никогда не попрошайничала, наоборот, ее всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку.

3.(8)Между Барбосом и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. (9)Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае, явно она никогда этого не высказывала.

4. (10)Однажды к нам во двор забежала бешеная собака. (11)Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал. (12)Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей, и на животных.

5. (13)Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. (14)Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. (15)Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. (16)Потом они столкнулись... (17)Это все произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. (18)От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу. (19)Когда Жульку осмотрели, то на ней не нашли ни одного следа зубов, и, вероятно, собака не успела ее даже укусить. (20)Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке... (21)В один день она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь темном углу, то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. (22)Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда ее звали по имени. (23)На третий день она так ослабела, что не могла приподняться с земли. (24)Глаза ее, такие же светлые и умные, как и прежде, выражали глубокое внутреннее мучение. (25)По приказанию отца, ее отнесли в пустой дровяной сарай, чтобы она могла там спокойно умереть ...

6. (26)Через час после того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. (27)Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. (28)Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.

7. (29)Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. (30)Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову – ей это не удалось. (31)В прощании собак было что-то трогательное ...

8. (32)Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. (33)Он уже больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. (34)Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. (35)Жулька лежала неподвижно на боку. (36)Она издохла...

(По А.И. Куприну)


А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем автор объясняет гибель Жульки»?



1) Она умерла от старости.

2) Собака не выдержала перенесенного стресса.

3) Ее искусала бешеная собака.

4) Жулька получила травмы, когда «от сильного толчка она упала и покатилась по земле».



А2 Какой стиль и тип речи представлен в предложениях 12-16?


1) художественный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение и описание

3) научный стиль, описание

4) художественный стиль, повествование


А3

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «искони» (предложение 3)



1) всегда

2) повсеместно

3) с давних пор

4) с недавних пор


А4

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 5: «Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость.»?



1) метафора

2) метонимия

3) эпитеты

4) синекдоха





Часть 2

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответ:_____________________________________________________________________


В2 Из предложения 1 выпишите все частицы.

Ответ:_____________________________________________________________________


В3 Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ:_____________________________________________________________________


В4 Среди предложений 1-3 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В5 Среди предложений 11-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________


В6 Среди предложений 8-10 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.

Ответ:_____________________________________________________________________


В7 Среди предложений второго абзаца найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________________________________

В8 Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ТЕЗИС АБЗАЦ ТЕКСТА

1) Барбос и Жулька жили в любви и согласии. А) 5

2) Героическое столкновение Жульки с бешеной собакой

не прошло для неё даром: Жулька заболела. Б) 7

3) Барбос нежно и трогательно попрощался с Жулькой В) 3


Ответ:

1)


2)


3)



Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задания С1-С2. запишите ваши развёрнутые ответы после каждого задания.


С1 Сформулируйте в одном или нескольких предложениях основную мысль (идею) прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

С2 Передайте сжато содержание 5 и 8 абзацев текста, сохранив микротемы каждого абзаца (можно использовать слова из текста).

  1. Абзац 5

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Абзац 8

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

итоговая контрольная работа 8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Итоговая контрольная работа составлена по типу экзаменационной работы регионального экзамена по русскому языку. Работа включает в себя тестовые задания, задания с выбором ответа и творческую работу по предложенному тексту. 

Первая часть контрольной работы состоит из заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных. Вторая часть работы предполагает самостоятельный ответ учащегося. Третья часть - сочинение по тексту. 

В контрольную работу включены вопросы на понимание прочитанного текста, на анализ изобразительно-выразительных средств языка.

Автор Григорьева Оксана Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 992
Номер материала 39347
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓