Главная / Физкультура / Итоговая работа На тему: «Проектирование образовательной программы по разделу «Волейбол» по физической культуре для учащихся 9 класса имеющих заболевание с нарушением осанки»

Итоговая работа На тему: «Проектирование образовательной программы по разделу «Волейбол» по физической культуре для учащихся 9 класса имеющих заболевание с нарушением осанки»

Оглавление












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что число обучающихся, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, и поэтому отнесенных к специальной медицинской группе, постоянно увеличивается.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечено увеличение числа школьников, имею­щих несколько диагнозов.

Высокая частота диагностирования патологий у обучающихся общеобразовательных учреждений требует осуществления на хорошем уровне коррекционно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья.

Целью физического воспитания обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А» (далее СМГ «А»), является оздоровление, содействие всестороннему гармоничному развитию личности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • укрепление здоровья;

  • повышение функциональных возможностей и резистентности организма;

  • постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;

  • овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;

  • развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;

  • контроль дыхания при выполнении физических упражнений;

  • обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовлен­ности;

  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

  • формирование у обучающихся культуры здоровья.

В своих целях и задачах программа для обучающихся СМГ «А» соотносится с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре.

Программа разработана на основе современных научных данных и большого практического опыта, с учетом обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки обучающихся по предмету «Физическая культура». Она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания обучающихся СМГ «А» на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья и повышении работоспособности.

Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности.

Учебный материал соответствует возрастным особенностям обучающихся и для каждого класса составлен по принципу постепенного перехода от легкого к более трудному. Значительная часть разделов программы повторяется из года в год с постепенным усложнением учебного материала. Такая концентричность является положительной: она способствует лучшему усвоению изучаемого материала, детальному овладению техникой выполнения физических упражнений, а приобретаемые в процессе выполнения упражнений навыки не только закрепляются, но и продолжают совершенствоваться. Концентричность в построении программы позволяет обеспечивать последовательность и преемственность в обучении.

Материал программы позволяет значительную часть уроков проводить на свежем воздухе, который благотворно действует на терморегуляторный механизм, повышая его адаптацию, в результате чего оздоровительный эффект занятий повышается.

Программой предусмотрено выполнение некоторых упражнений на результат, но это не в целях учета успеваемости, а с целью предоставления обучающимся возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями, а учителю определить их уровень физической подготовленности.

Структура и содержание учебной программы. Учебный материал программы распределен по классам, а в пределах каждого класса по разделам: основы знаний, оздоровительная и корригирующая гимнастика, легкая атлетика (легкоатлетические упражнения), спортивные игры (элементы спортивных игр), подвижные игры, гимнастика, лыжная подготовка, плавание.

Раздел «Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в соответствии с основными направлениями развития познавательной деятельности обучающихся.

Раздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» ориентирован на укрепление здоровья обучающихся. Данный раздел включает:

  • упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее укрепляющее воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечно-суставного чувства правильной осанки (у стены, на гимнастической стенке, в движении, в положении лежа на спине и на животе, с гимнастической палкой и др.);

  • упражнения для повышения функциональных возможностей органов дыхания, положительно влияющие на все функциональные системы организма (с произношением гласных и согласных звуков, звукосочетаний на выдохе; соотношение вдоха и выдоха 1:1, 1:2; грудной, брюшной, смешанный тип дыхания; правильное дыхание; дыхание при различных движениях);

  • упражнения для органов зрения, направленные на тренировку мышц глаза, снятие утомления глаз, общую физическую подготовку (специальные упражнения для глаз; общеразвивающие упражнения с движениями глаз; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса, туловища; упражнения с мячами);

  • упражнения для повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения в положении лежа, сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания).

Раздел «Легкая атлетика» содержит дозированную ходьбу и бег, прыжковые упражнения, упражнения в метании правой и левой рукой в цель и на дальность. Ходьба и дозированный бег являются наиболее оптимальными средствами для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения функциональных возможностей организма, развития выносливости. Прыжковые упражнения имеют большое значение для развития ловкости, прыгучести, координации движений, укрепляют нервную систему. Упражнения в метании развивают скоростно-силовые качества верхних конечностей, координацию движений, ловкость, оказывают положительное влияние на органы зрения. Ограничиваются упражнения на развитие скоростных качеств, общей и специальной выносливости за счет уменьшения дистанции и скорости в ходьбе и беге. Исключены прыжки с разбега в длину и в высоту так как имеют противопоказания при нарушениях осанки, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения.

Раздел «Гимнастика» содержит строевые упражнения; общеразвиваю­щие упражнения; элементы акробатики и танцевальные движения; упражне­ния в лазанье и перелезании. Благодаря возможности довольно точного регулирования нагрузки, общего и локального воздействия на организм, гимнастические упражнения имеют корригирующее и лечебное значение. Ограничены упражнения в равновесии, висах и упорах. Исключены: лазанье по канату, опорные прыжки, стойки на голове и руках, кувырки вперед и назад, так как они противопоказаны при дефектах осанки, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения.

Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает изучение техники лыжных ходов, техники подъемов и спусков со склонов, прохождение дистанции по слабопересеченной местности в спокойном темпе. Занятия лыжной подготовкой являются одним из лучших средств оздоровления, укрепления и закаливания организма обучающихся. Передвижение на лыжах развивает всю мышечную систему, органы дыхания и кровообращения, усиливает обмен веществ в организме. Занятия лыжной подготовкой развивают силу, ловкость, выносливость, глазомер.

Разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры» содержат перечень рекомендуемых подвижных и спортивных игр, перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с успехом используются для воздействия на различные системы организма, развивают ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.

Раздел «Плавание» содержит перечень упражнений для изучения техники различных способов плавания. Плавание является оптимальным средством физического воспитания при различных функциональных отклонениях и заболеваниях.

Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, освоение обучающимися теоретических знаний.

Программа предусматривает разумное увеличение двигательной активности и обеспечивает физическую подготовку, необходимую при переводе обучающихся в подготовительную и основную медицинские группы для дальнейшего физического совершенствования.

Планирование учебного процесса. Задачи физического воспитания обучающихся СМГ «А» могут быть решены в результате системы планомерно организованных занятий. Планируется непосредственное содержание учебного процесса, в результате реализации которого они решаются.

Для наиболее целесообразного распределения программного материала на учебный год составляется годовой план-график, который определяет последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года, с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую учебную четверть (триместр). Для каждого этапа предусматривается решение определенных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач и использование соответствующих средств.

Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и последующего этапов, поэтому используется не столько предметный способ прохождения материала (поочередно по видам), сколько комплексный, предусматривающий применение одновременно средств 2-3 видов физической подготовки.

На разделы «Основы знаний», «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» и «Подвижные игры» в годовом плане-графике отдельных уроков не выделяется. Оздоровительная и корригирующая гимнастика прово­дится на каждом уроке в течение всего учебного года. Подвижные игры – на каждом уроке в соответствии с изучаемым материалом. Основы знаний даются в процессе уроков.

Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и непрерывность развития у обучающихся СМГ «А» основных физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей и физической подготовленности.

При планировании учебного материала для бесснежных регионов РФ допускается заменять раздел «Лыжная подготовка» на углубленное освоение содержания других разделов.

При наличии условий для занятий плаванием, время выделяется в равных пропорциях из других разделов.

Программа для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ «А», в общей сетке часов соответствует типовой программе по физической культуре для общеобразовательных учреждений.


5-9 КЛАССЫ

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

(СЕТКА ЧАСОВ ПРИ ТРЕХРАЗОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В НЕДЕЛЮ)


, п/п

Раздел программы

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

1.

Основы знаний

5

5

5

5

5

2



2.1

Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности)

  • оздоровительная и корригирующая гимнастика


22

22

22

22

22

2.2

  • легкая атлетика

21

21

21

21

18

2.3

  • волейбол

9

9

9

12

12

2.4

  • баскетбол

9

12

12

12

12

2.5

  • подвижные игры

9

6

6

3

3

2.6

  • гимнастика

12

12

12

12

12

2.7

  • лыжная подготовка

18

18

18

18

18

2.8

  • плавание






ИТОГО

105

105

105

105

102


9 КЛАСС

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Значение регулярных занятий физической культурой и рационального двигательного режима для укрепления здоровья. Понятие культуры здоровья и ее воспитание в процессе занятий физическими упражнениями. Роль и значение физической культуры в профилактике физических и психических напряжений, вредных привычек. Связь состояния здоровья и образа жизни человека. Первая медицинская помощь при травмах. Как добиться сбалансированного взаимодействия систем организма? Правила самоконтроля.

Требования к обучающимся:

1. Знать о значении регулярных занятий физической культурой для укрепления здоровья.

2. Знать правила самоконтроля.


ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения с гимнастической палкой в положении стоя (различные сочетания движений руками и ногами, повороты, наклоны, приседания, подскоки) и лежа. Упражнения на гимнастической стенке (отведения ног, приседания, наклоны с прямой спиной). Стоя на четвереньках одноименное и разноименное поднимание рук и ног. С грузом на голове (мешочек с песком 100-150 г) поднимание на носки; приседания; ходьба с различными симметричными и асимметричными положениями и движениями рук.

Ходьба с сохранением правильной осанки с различными симметричными и асимметричными положениями и движениями рук. Ходьба с высоким подниманием бедра, с перешагиванием через предметы, по линии. Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с согнутыми пальцами стоп. Ходьба на четвереньках попеременно переставляя руки и ноги («обезьяна»); одновременно переставляя руки потом ноги («лягушка»); попеременно переставляя руки и ноги в упоре сидя сзади ноги согнуты в движении лицом и спиной вперед («тараканы»). Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, по диагонали; передвижение вправо и влево приставными шагами (наступать на рейку средней частью стопы); то же, с грузом на голове (мешочек с песком 100-150 г). Ходьба вдоль и поперек гимнастической палки, по ребристой поверхности. Ходьба по двум параллельно положенным гимнастическим палкам. Приседания, стоя на параллельных палках. Катание палки стопами вперед и назад. Сидя на гимнастической скамейке собирание платочка пальцами ног; перекладывание мелких предметов пальцами ног; «писание ногами», захватив карандаш пальцами ног, надевание носок без помощи рук. Движения ползания стопами вперед и назад поочередно и одновременно в положении сидя и стоя.

Лежа на спине. Потягивание. Одновременное сгибание и разгибание, разведение и сведение пальцев рук и ног. Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах с различными положениями и движениями рук (симметричными и асимметричными). Поочередное и одновременное поднимание ног согнутых под прямым углом в коленных суставах с различными одноименными, разноименными, симметричными и асимметричными движениями рук. Поочередное поднимание прямых ног с различными симметричными и асимметричными движениями рук; одновременное поднимание прямых ног с различными положениями рук. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на велосипеде («велосипед»). Одновременное поднимание одной прямой ноги другой согнутой в коленном суставе («пистолетик»). Попеременные движения ногами вверх-вниз («кроль»), врозь - скрестно («ножницы»). Поднимание головы с различными положениями рук (симметричными, асимметричными), носки на себя; то же, ноги согнуты. Ноги согнуты, поднять таз и вернуться в исходное положение. Прогнуться с упором на локти и пятки. Поднимание плечевого пояса (отрывая лопатки от пола) с различными симметричными и асимметричными положениями и движениями рук. Ноги согнуты, поднимание туловища с помощью и без помощи рук. Поднимание мяча руками, ногами, руками и ногами.

Лежа на животе. Поочередное и одновременное поднимание прямых ног с различными положениями рук. Поднимание туловища с различными симметричными и асимметричными положениями и движениями рук. Поднимание туловища с поочередным подниманием ног и различными (симметричными, асимметричными) положениями и движениями рук. Ноги врозь, руки в стороны, поднимание прямых рук; ног; рук и ног. Руки вдоль туловища, одновременное поднимание рук и туловища («ласточка»). Руки согнуты в локтевых суставах в упоре, поднять туловище, чтобы ладони оторвались от пола («кузнечик»). Руки вверх, одновременное поднимание рук, туловища и прямых ног («лодочка»); то же с дополнительными движениями руками и ногами. Руки в стороны согнуты в локтевых суставах под прямым углом, одновременное поднимание рук и туловища с сохранением положения рук («самолетик»). Поднимание мяча руками, ногами, руками и ногами.

Упражнения для повышения функциональных возможностей органов дыхания

Вдох и выдох через нос. Вдох через нос, выдох через рот. Соотношение вдоха и выдоха 1:1 (на 4 шага вдох, на 4 шага выдох), 1:2 (выдох в два раза длиннее вдоха). Грудной тип дыхания. Брюшной тип дыхания. Смешанный тип дыхания. Правильное дыхание (трехфазное - выдох-пауза-вдох). Дыхание при различных движениях рук. Дыхание при выполнении общеразвивающих упражнений. Дыхание при ходьбе с движениями рук. Дыхание при беге.

Упражнения для органов зрения

Упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса, туловища; общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз. Зажмуривание глаз. Моргание глазами. «Писание носом» с закрытыми глазами. Руки согнуты в локтевых суставах так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз, пальцы разомкнуты, плавные повороты головы вправо-влево при этом смотреть сквозь пальцы вдаль. Посмотреть вдаль и перед собой. Следить глазами за движениями указательного пальца. Круговые движения глазами. Движения глаз по диагонали. Посмотреть вверх, перевести взгляд вниз. Посмотреть вправо, перевести взгляд влево. Глазами рисовать вертикальную восьмерку, горизонтальную восьмерку, писать буквы и слова. Посмотреть, не поворачивая головы, влево (вправо), посмотреть прямо; то же в разных направлениях; то же с поворотом головы. Упражнения с мячами, броски мяча в кольцо.

Упражнения для повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы

Все разновидности ходьбы: обычная, на носках, на пятках, на внешней стороне стоп, скрестными шагами, с высоким поднимание бедра, со сгибанием голени назад, с различными положениями и движениями рук. Ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями.

Сгибание и разгибание пальцев. Круговые движения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Свободные махи расслабленными руками (имитация движений рук при ходьбе на лыжах). Наклоны и повороты головы. Общеразвивающие упражнения в положении лежа, сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания. Бег в чередовании с ходьбой. Дозированный бег в медленном темпе (постепенно увеличивая время бега).

Требования к обучающимся:

1. Уметь сохранять правильную осанку.

2. Уметь сочетать движения с дыханием.

3. Уметь выполнять упражнения для глаз.


СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Теоретические сведения

Правила поведения и техника безопасности на уроках по подвижным и спортивным играм в целях предупреждения травматизма. Самоконтроль во время занятий спортивными играми.


ВОЛЕЙБОЛ

Средства для формирования навыков и умений

Упражнения с мячами. Упражнения в жонглировании. Верхняя передача мяча. Нижняя передача мяча. Передача мяча над собой на месте и с перемещением. Верхняя и нижняя передачи мяча у стены в различных сочетаниях. Верхняя и нижняя передачи мяча в парах на расстоянии 1-6 м, в различных исходных положениях, с продвижением. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Отбивание мяча кулаком через сетку. Поточная передача мяча в колоннах, у стены, через сетку. Передача мяча назад за голову. Поточная передача нескольких мячей. Передача мяча в треугольнике, в квадрате, в кругу. Передача мяча из зон 1, 6, 5 в зону 3. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки. Верхняя прямая подача. Прием и передача мяча с подачи в парах. Прием мяча, отраженного сеткой. Прямой нападающий удар при встречных передачах. Комбинации из освоенных элементов. Позиционное нападение с изменением позиций. Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите. Игра по правилам волейбола.

Требования к обучающимся:

1. Уметь выполнять прием мяча, отраженного сеткой.

2. Уметь выполнять прямой нападающий удар.










ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

для обучающихся СМГ «А» (9 класс)



УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

I Полугодие

I триместр

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Основы знаний

Техника безопасности на занятиях спортивными и подвижн. играми



+















Самоконтроль во время занятий спортивными играми





+












Правила самоконтроля





+











Строевые упражнения

Переход с шага на месте на ходьбу


+


+


+













Строевой шаг




+

+

+

+

+

+







Перестроение из кол по 1 в кол по 2 дроблением и обратно сведением











+


+


+


+


+


+

ОРУ

Комплекс оздоровит. и корр. гимн.


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+

Типа зарядки

+

+

+













С волейбольными мячами




+

+

+










С набивными мячами 2 кг







+

+

+







Со скакалками










+

+

+




Специальные бег. и прыжк. упр.













+

+

+

Волейбол

Верхняя передача мяча


+


+


+













Нижняя передача мяча

+

+

+













Нижняя передача мяча в парах

+

+

+













Передача мяча в треугольн, в кругу

+

+

+













Поточная передача мяча в колонн.

+

+

+













Передача мяча через сетку




+

+

+










Передача мяча через сетку в прыжк




+

+

+










Нижняя прямая подача




+

+

+










Верхняя прямая подача




+

+

+










Прием и перед мяча с подачи




+

+

+










Прямой нападающий удар




+

+

+










Передачи из зон 1, 6, 5 в зону 3







+

+

+







Игра в нападении в зоне 3







+

+

+







Игра в защите







+

+

+







Прием мяча, отраженного сеткой







+

+

+







Отбиван мяча кулаком через сетку







+

+

+







Передача мяча назад за голову







+

+

+







Позиционное напад с измен позиц










+

+

+

+

+

+

Бросок наб. мяча сидя из-за головы










+

+

+




Бросок наб. мяча стоя от груди













+

+

+

Игры и эстафеты

Встречные эстафеты


+


+


+













Линейные эстафеты

+

+

+













Игра по правилам волейбола




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Организация и методика физического воспитания обучающихся СМГ «А»

Организация занятий по физическому воспитанию с обучающимися СМГ «А»

Одним из основных условий для правильной организации физического воспитания в школе является хорошо отлаженная система врачебного контроля. Все обучающиеся в обязательном порядке ежегодно проходят медицинское обследование, цель которого – определить состояние их здоровья и распределить по группам: основной, подготовительной, специальной.

Медицинскую группу для занятий физкультурой на основании заключений специалистов определяет врач-педиатр в соответствии с «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом».

Определение медицинской группы должно проводиться с учетом доступности физических нагрузок, а также создания оптимальных условий для выздоровления обучающихся или предупреждения обострения заболеваний.

Группы обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ «А» комплектуются по заключению врача и оформляются приказом директора школы.

Целесообразно комплектовать медицинские группы по классам. При недостаточном количестве обучающихся следует объединять учеников двух, трех или четырех классов (I-II, III-IV, V-VIII, IX-XI). Наполняемость групп – 10-15 человек.

Чаще всего эти обучающиеся имеют различные заболевания, но объединение их в одну группу возможно по той причине, что они имеют сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Занятия планируются в школьном расписании и могут проводиться во время уроков физической культуры (другим педагогом), а также после основных уроков из расчета 3 раза в неделю по 40 - 45 минут (в младших классах 30 - 40 минут).

Посещение занятий обучающимися СМГ «А» является обязательным. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего занятия, классного руководителя и контролируется заместителем директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе и/или врачом. Родители обязаны систематически контролировать посещение занятий обучающимися.

Занятия проводятся в спортивном зале, кабинете ЛФК или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 м2 на одного занимающегося. Условия проведения занятий должны соответствовать гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Включение обучающихся в СМГ «А» может носить как временный, так и постоянный характер в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического контроля по итогам учебной четверти (триместра), полугодия, года при условии положительной динамики показателей состояния здоровья, функциональных возможностей организма и физической подготовленности.


Принципы, методы и формы физического воспитания обучающихся СМГ «А»

Физическое воспитание обучающихся СМГ «А» представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения.

Одним из важнейших принципов является принцип доступности и индивидуализации, который означает оптимальное соответствие задач, средств и методов возможностям каждого занимающегося.

Индивидуальность обучающегося необходимо учитывать при определении уровня и характера нагрузок. Любое нарушение здоровья ухудшает адаптацию к физическим нагрузкам. Каждому возрастному периоду ребенка свойственен свой уровень развития морфофункциональных показателей. Это определяет необходимость индивидуального подхода в дозировании физических нагрузок с учетом возрастных морфофизио­логических особенностей, характера и степени нарушений в состоянии здоровья обучающегося.

Принцип систематичности и постепенности требует обеспечения непрерывности и последовательности занятий, взаимосвязи между ними, применения нескольких средств физической культуры в течение длительного времени, а также подбора упражнений таким образом, чтобы вначале осваивались простые, а затем более сложные упражнения при увеличении объема нагрузок. Этот принцип имеет в своей основе физиологические представления, которые заключаются в том, что процесс адаптации органов и систем организма обучающихся СМГ «А», улучшение их функций под влиянием регулярных физических нагрузок происходит постепенно, на протяжении достаточно длительного промежутка времени.

Нерациональное использование физических нагрузок, чрезмерное увеличение их объема и интенсивности по истечении некоторого времени приведет к значительному утомлению, снизит сопротивляемость организма, что может привести к очередному обострению болезненного процесса.

При регулярном повторении одних и тех же нагрузок процесс приспособления к ним продолжается определенное время. После этого внешние воздействия перестают быть активными раздражителями, организм отвечает на них строго определенной привычной реакцией, дальнейшего роста физических возможностей не происходит.

Для повышения физической работоспособности и функциональных возможностей организма обучающихся СМГ «А» должен создаваться режим постепенного повышения физических нагрузок. С этой целью используется равномерный метод, при котором физическая нагрузка регулируется за счет изменения объема работы, а интенсивность остается относительно постоянной величиной.

Принцип постепенности физических нагрузок должен применяться и на отдельном занятии. Несоблюдение этого принципа может привести к ухудшению функционального состояния организма.

Для воспитания физических качеств обучающихся СМГ «А» используются методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную работу, без изменения интенсивности: равномерное упражнение (дозированный бег) и стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения – это упражнение, когда повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Для обучающихся СМГ «А» применяются интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 100-120 уд./мин и ниже. Между отдельными упражнениями используется активный и пассивный характер отдыха. При пассивном отдыхе занимающиеся не выполняют никакой работы, при активном – выполняют упражнения на дыхание, расслабление и др.

В физическом воспитании обучающихся СМГ «А» применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.).

Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации обучающихся. На уроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.


Содержание и организационно-методические особенности построе­ния урока физической культуры с обучающимися СМГ «А»

Уроки физической культуры с обучающимися СМГ «А» должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств.

Продолжительность урока составляет 40 - 45 минут (в младших классах 30 - 40 минут). Уроки строятся по обычной схеме и включают подготовительную, основную и заключительную части.

В отличие от урока физической культуры с обучающимися основной медицинской группы продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной - сокращается. Это связано с возможностью организма обучающихся СМГ «А» переносить физические нагрузки, с ослаблением функций отдельных органов и систем, с дефектами осанки. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях, ослаблением функций систем организма и с разновидностями дефектов осанки.

Подготовительная часть длится от 10 до 20 минут в зависимости от задач урока и проводится с целью плавной подготовки функциональных систем организма к выполнению физической нагрузки в основной части урока. В подготовительной части объясняются задачи урока, определяется ЧСС. Выполняются строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба и медленный бег с изменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой. Проводятся общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях с предметами и без предметов, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактику нарушений органов зрения.

Вначале темп выполнения упражнений медленный, постепенно он увеличивается до среднего. Общеразвивающие упражнения выполняются без задержки дыхания и не должны вызывать утомления. При появлении признаков утомления необходимо снизить темп выполнения упражнений и увеличить паузу отдыха между ними. ЧСС в подготовительной части должна повышаться постепенно и к ее окончанию достигать 130-150 уд/мин.

Необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений и оперативно исправлять допускаемые обучающимися ошибки. Особое внимание следует обращать на правильное сочетание дыхания с различными видами движений.

Обучение дыханию следует начинать одновременно с разучиванием каждого нового физического упражнения, постоянно обращая внимание на сочетание дыхания с движениями туловища и конечностей. Во всех согнутых положениях должен следовать выдох, напротив, в выпрямленных положениях необходимо сделать вдох. Сочетанию движений с дыханием необходимо обучать в медленном темпе.

В начале обучения следует регулировать время вдоха и выдоха с помощью подсчета, контролировать диафрагмальное дыхание при помощи обхвата кистями рук нижних ребер, проводить дыхательные упражнения несколько раз в течение урока в положении стоя, лежа, во время ходьбы.

Для овладения смешанным дыханием используется следующий методический прием: правая рука кладется на живот и контролируется опускание диафрагмы (выпячивание живота) при глубоком вдохе, левая кладется на грудь и контролируется расширение грудной клетки.

Рекомендуется уделять особое внимание удлинению выдоха. Выдох должен быть приблизительно в два раза длиннее вдоха. Укорочение выдоха во время выполнения упражнений ведет к увеличению объема воздуха в легких, что неблагоприятно влияет на газообмен в альвеолах. Для удлинения выдоха целесообразно применять метод звуковой гимнастики с произношением на выдохе гласных и согласных звуков, а также их сочетаний. Необходимо приучать обучающихся делать вдох и выдох через нос, что способствует лучшей регуляции дыхания.

В подготовительной части большое внимание следует уделять формированию правильной осанки во время движений, свободной походки с сохранением правильной осанки во время ходьбы.

Основная часть урока продолжается от 15 до 25 минут. В этой части решаются задачи, связанные с повышением работоспособности, уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма, воспитанием физических качеств и овладением программным материалом. Решение задач основной части имеет свою последовательность. Вначале обучают выполнению новых упражнений, требующих концентрации внимания (по мере утомления внимание ослабевает). Закрепление и совершенствование ранее освоенных двигательных навыков проводится в середине основной части. В конце основной части выполняются упражнения на развитие основных физических качеств.

Упражнения подбираются в зависимости от изучаемого раздела учебной программы и от состояния здоровья занимающихся. В основной части урока используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с предметами, метания, упражнения в равновесии, упоры, подвижные и спортивные игры малой интенсивности. Особое внимание уделяется играм, которые проводят за 12-15 минут до окончания урока продолжительностью 5-7 мин. После игры выполняется медленная ходьба и дыхательные упражнения. Выполняются контрольные упражнения с целью получения объективных данных о степени развития физических качеств и уровне физической подготовленности обучающихся.

Для оценки степени развития физических качеств и уровня физической подготовленности можно использовать следующие упражнения:

гибкость – наклон туловища вперед из положения сидя (см);

скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места (см); бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы в положении сидя (см); поднимание туловища из положения лежа на животе (кол-во раз за 15 сек.); поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 15 сек.); приседания (кол-во раз за 30 сек.);

силовая выносливость сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз);

общая выносливость – медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут (м);

координация движений, ловкость, быстрота – броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены (кол-во пойманных мячей в течение 30 сек.); прыжки через скакалку на двух ногах (кол-во прыжков за 30 сек., в младших классах за 20 сек.).

Чтобы определить уровень физической подготовленности, обучающийся выполняет семь упражнений, характеризующих силовые способности мышц рук, ног, спины, брюшного пресса, выносливость, гибкость, координацию движений, ловкость, быстроту.

Выполнение каждого упражнения оценивается по пятибалльной системе: низкий уровень – 1 балл, ниже среднего – 2 балла, средний – 3 балла, выше среднего – 4 балла, высокий – 5 баллов. После оценки каждого упражнения в баллах подсчитывается общая сумма баллов, которой определяется уровень физической подготовленности: 7 - 10 баллов – низкий, 11 - 17 баллов – ниже среднего, 18 - 24 балла – средний, 25 – 31 балл – выше среднего, 32 - 35 баллов – высокий.

Степень развития физических качеств и уровень физической подготовленности обучающихся определяется с разрешения медицин­ского работника.

Для определения степени развития физических качеств и уровня физической подготовленности допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающемуся.

В основной части урока учитель контролирует нагрузку по ЧСС, внешним признакам утомления и степени их выраженности (таблица 1).

Таблица 1

Внешние признаки утомления обучающихся

в процессе занятий физической культурой

Наблюдаемые признаки

Степень выраженности утомления

Небольшая

Средняя

Окраска кожи лица, шеи

небольшое покраснение лица

значительное покраснение лица

Потливость

незначительная

выраженная потливость лица

Характер дыхания

несколько учащенное, ровное

резко учащенное

Характер движений

бодрые, задания выполняются четко

неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения;

у некоторых обучающихся отмечается возбуждение, у других – заторможенность.

Самочувствие

хорошее, жалоб нет

жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

Мимика

спокойное выражение лица

напряженное выражение лица

Внимание

четкое, безошибочное выполнение указаний

рассеянное, задания выполняются неточно

Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение ЧСС. Физиологическая кривая нагрузки определяется при многократном подсчете ЧСС у одного занимающегося в течение основной части урока. Полученная кривая в определенной степени отражает реакцию организма на физическую нагрузку и позволяет проследить ее в динамике. Для обучающихся СМГ «А» характер кривой должен быть волнообразный. Рекомендуется осуществлять постоянный контроль ЧСС, используя часы-пульсомеры.


Таблица 2

Соотношение объема и интенсивности физических нагрузок

для обучающихся специальной медицинской группы «А»


п/п

Дозировка по интенсивности, ЧСС

Дозировка по объему, мин

Интервал отдыха

1.

130 уд./мин

до 10 мин

ЧСС снижается до 100-120 уд./мин и ниже

2.

140 уд./мин

до 5 мин

3.

150 уд./мин

1-2 мин

Интенсивность по ЧСС в основной части урока не должна превышать 150 уд./мин.

Регулирование параметров нагрузки достигается следующими способами:

- изменение количества повторений упражнения;

- изменение количества упражнений;

- изменение скорости выполнения упражнений;

- уменьшение или увеличение интервалов и характера отдыха;

- изменение исходных положений;

- изменение условий выполнения упражнений;

- увеличение или уменьшение амплитуды движений.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность систем организма.

Заключительная часть урока продолжается 5-10 минут и направлена на приведение функциональных систем организма к исходному уровню. Проводится медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и на внимание, определяется ЧСС, подводятся итоги урока и даются домашние задания для самостоятельного выполнения.

Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при выполнении аэробных упражнений циклического характера, поэтому на каждом уроке рекомендуется выполнять дозированную ходьбу, медленный бег в сочетании с ходьбой или медленный бег, постепенно увеличивая их продолжительность от нескольких секунд на первых уроках до 6 мин. При этом ЧСС во время бега должна находиться в пределах 130-150 уд/мин, что отражает оптимальное состояние кардио-респираторной системы в условиях аэробного энергообеспечения.

На каждом уроке должны выполняться комплексы упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к уроку количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений способствует длительному поддержанию высокого уровня деятельности органов дыхания и кровообращения. Однако слишком большое количество повторений приводит к потере интереса и снижению качества выполнения упражнения обучающимися.

Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении:

общеразвивающие упражнения – 50%;

упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30%;

упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10%;

дыхательные упражнения – 10%.

В процессе урока необходимо давать упражнения, вовлекающие в работу как можно больше мышц, что способствует развитию и совершенствованию систем организма. Важно, чтобы нагрузку получало большинство мышечных групп, так как в неработающих мышцах происходит понижение обменных процессов.

Часто сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей больше, чем сила мышц левой стороны туловища и левых конечностей (у правшей). Полная симметричность отмечается достаточно редко, а у некоторых обучающихся асимметричность бывает очень выраженной. На уроках физической культуры следует обращать внимание на упражнения, позволяющие уравновесить силу мышц правой и левой сторон туловища.

Реакция на физическую нагрузку в процессе уроков должна выражать­ся в умеренных сдвигах физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузок ЧСС, АД, ЧД повышаются. Период восстановления показателей до исходного уровня не должен превышать 5-7 минут. ЖЕЛ и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться, что в последнем случае свидетельствует о появлении утомления.

На первых 20 уроках не следует допускать появления признаков утомления (таблица 1). На последующих занятиях, при хорошем самочувствии обучающихся, используются кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости.

Регулярные занятия физической культурой по разным причинам могут прерываться. После таких перерывов необходимо снизить уровень физической нагрузки в 2-3 раза в зависимости от состояния здоровья и самочувствия обучающегося.

На уроках обучающиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для обучающихся СМГ «А», а также научиться использовать данные самоконтроля для оценки своего здоровья.










































План-конспект урока по волейболу с учащимися,

отнесенными по состоянию здоровья к специально-медицинской группе

Цели и задачи



1. Оздоровительные:

- укрепление здоровья

- улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.



2. Образовательные:

- способствовать развитию выносливости, ловкости, координации движений,

- ориентировать учащихся на сохранение правильной осанки;

- совершенствовать элементы игры в волейбол: передачи приёмы мяча двумя руками снизу и сверху



3. Воспитательные:

- формирование дисциплинированности, настойчивости, инициативности.





Части урока

и время

Содержание урока

Интенсив-

ность

Объём

Организационно-методические указания

Вводная

часть

4 мин

Построение. Сдача рапорта.

Ознакомление с задачами урока – 30 сек



Построение в круг.


Измерение пульса в покое - 15 сек



18(72)-отлично

19(76)-хорошо

20(80)-удов.

Более – плохо

(сесть, сделать 2–3 вдоха и выдоха, удлиняя выдох)

Измерить снова











Дыхательные упражнения

(гимнастика Стрельниковой)

1.Упражнение «Ладошки»

И.п. – встать прямо, показать ладошки зрителю, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – «поза экстрасенса».





















2. Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

И.п. – встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз. Спина круглая (не прямая!), голова опущена (смотрит вниз, в пол). Шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона («понюхать пол»).

Слегка приподняться, но не выпрямляться полностью – в этот момент воздух пассивно уходит через нос или через рот.

Снова наклониться и одновременно с наклоном сделать короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямиться, выпуская воздух через нос или через рот.

3. Упражнение «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

И.п. – руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Надо бросать руки навстречу одна другой до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым объятием резко шмыгать носом.



Сделать короткий, шумный активный вдох носом и одновременно сжимать ладошки в кулак (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха воздух совершенно свободно и легко уходит через нос или через рот. В это время кулаки разжимаются.

Снова громко шмыгнуть носом и одновременно сжать ладони в кулак. После шумного вдоха и сжатия ладоней в кулак воздух уходит свободно. Пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе: они так же свободно расслабляются после сжатия, как уходит воздух после каждого вдоха.

Выполнить 8 наклонов-вдохов подряд, затем сделать паузу для отдыха (3–5 сек.) – и еще 8 наклонов-вдохов.

































Руки в момент объятия идут параллельно одна другой (а не крест-накрест), их ни в коем случае не следует менять (при этом все равно, какая рука сверху – правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать.




Подготовительная часть

8 мин

Настрой на урок-1 мин.

1. Давайте настроимся на урок.

Улыбнитесь!…..

И мысленно произнесите: «У меня прекрасное настроение»



Очень важно чтобы урок начинался с положительных эмоций, с хорошего настроения.









А сейчас я проверю, как вы настроились на работу нужную и полезную.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ




Правая рука вперёд – раз, левая рука вперёд – два, правая рука вниз – три, левая рука вниз – четыре (3 раза)

Руки к плечам – раз, руки вверх – два, руки к плечам –три, руки вниз – четыре (3 раза


Проверить правильную осанку-1 мин

Подойдите все к стене, прислонитесь к ней пятками, ягодицами, лопатками, затылком. Вот правильное положение осанки

А теперь отойдите от стены на шаг, постойте в этой позе






Упражнения в движении – 2 мин





Строевые упражнения



Выполняются команды: «В одну шеренгу становись!», «Равняйсь!»,«Смирно!» Повороты


Ходьба на месте



Следить за сохранением осанки, правильным дыханием.


Упражнение в ходьбе на носках и пятках с различными движениями рук



Ходьба сопровождается подниманием рук через стороны вверх и вниз.


Медленный бег в темпе носового дыхания



Объяснить учащимся, что дыхание носом предполагает спокойный темп бега. Это даёт возможность, постепенно разогреваясь и втягиваясь в ритм бега, преодолевать большие дистанции с меньшей усталостью. А так же такое дыхание при беге расширяет сосуды мозга и улучшает его питание, что благотворно влияет на умственную деятельность.



Комплекс ОРУ-4 мин

1. Ходьба на месте с подниманием коленей



Руки на пояс, темп – 1 движение/сек., следить за осанкой


2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:

1 – руки к плечам;

2 – руки вверх, потянуться;

3 – руки к плечам;

4 – и.п.



Для расширения грудной клетки при потягивании – развести руки вверх в стороны ладонями внутрь.

Повторить 4–5 раз


3. И.п. – руки на пояс.

Согнуть левую ногу в колене, стопа на носок. Правая нога прямая. Смена положений ног



Акцент сделать на работе стоп, сохранять правильную осанку, плечи держать неподвижно. Варианты: на 2 счета – акцентированное сгибание в колене левой, затем правой ноги; сочетание сгибания – разгибания на 2 и 4 счета.



4. И.п. – стойка ноги врозь, правая рука вверх, левая на пояс.

1–2 – пружинящие наклоны влево;

3–4 – и.п.



Точный наклон в сторону, малоамплитудные пружинящие движения на выдохе; в и.п. – следить за осанкой, рука направлена вверх по линии уха (вдох). Повторить 4–5 раз



5. И.п. – о.с.

1 – шаг правой ногой вперед, колено левой ноги направить к полу, не касаясь пола;

2 – и.п.



Темп умеренный.

Вариант: на счет 1–3 – сгибание ноги;

4 – и.п.





6. Ходьба на месте



Варианты: изменение темпа ходьбы от среднего к быстрому, затем к среднему и медленному


Перестроение в круг, измерение пульса за 15 сек.



30-40(120-160)- норма

Меньше30(120) – маленькая нагрузка

Более 40(160) - перегрузка

Основная часть

22-23 мин

Совершенствование техники верхней и нижней передач мяча в волейболе-10 мин



Все задания заканчивать по сигналу свистка


1-4 урок

1. Верхняя передача мяча над собой на месте

2. Нижняя передача мяча над собой на месте

3. Верхняя передача мяча у стены на месте

4. Нижняя передача мяча у стены на месте




При выполнении передачи движение начинается разгибанием ног и заканчивается сопровождением мяча кистями рук. Мягким, эластичным движением пальцев мячу придается нужное направление.



5-8 урок

1. Верхняя передача мяча в парах

2. Нижняя передача мяча в парах

3. Чередование верхней и нижней передач мяча в парах

4. Передачи мяча в парах через сетку















Постараться как можно дольше удержать мяч в воздухе.


9-12 урок

1. Чередование верхней и нижней передач мяча в парах

2. Верхняя передача мяча, стоя спиной к партнёру

3. Нижняя передача мяча, стоя спиной к партнёру

4. Передачи мяча в парах через сетку






Игра «Мяч в воздухе» - 5 мин




Внимание акцентировать на передачу и приём мяча двумя руками



Работа по индивидуальным программам - 10 мин.



Работа по карточкам


Комплекс упражнения - сколиоз

  1. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Поднять правый локоть с пола и 2 раза сделать пружинящее движение назад. То же – левым локтем.

  2. Лёжа на животе, руки вверх, пальцы сцеплены в “замок”. Приподнять верхнюю часть туловища. Повороты туловища направо и налево (посмотреть “в окошко” под мышкой).

  3. Стоя на четвереньках. Упражнение “КОШКА”

  4. Стоя на коленях, руки вытянуть вперёд. Садиться на пол поочерёдно справа и слева, руки движутся в противоположном направлении.




СКОЛИОЗ – рекомендуются упражнения для развития подвижности грудной клетки, укрепления мышц спины, живота, межлопаточной области. Не следует заниматься видами спорта, которые нагружают только одну руку (настольный теннис, бадминтон).

Каждое упражнение выполнить 6–12 раз.



























Комплекс упражнения - плоскостопие

Лёжа на спине

  1. Поочерёдно и вместе оттягивать носки

  2. Поочерёдно и одновременно поднять пятки от опоры (пальцы ног касаются опоры).

Сидя

  1. Ноги согнуты в коленях, стопы параллельны. Приподнимание пяток вместе и поочерёдно.

  2. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

  3. Положить одну ногу на колено другой. Круговые движения стопы в обе стороны. То же – другой ногой.

  4. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их. Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп: наклоняя туловище, встать с опорой на боковую поверхность стоп.

Стоя

  1. Стопы на гимнастической палке (палка поперёк стоп). Полуприседания и приседания.






ПЛОСКОСТОПИЕ – профилактика и лечение сводится к снижению массы тела и укреплению мышц стопы.

Каждое упражнение выполнять 10–15 раз.



Комплекс упражнения - ВСД

  1. Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднимать и опускать каждую ногу (прямую) до угла 90 попеременно по 10 раз. При поднимании ноги – вдох, при опускании – выдох (если давление низкое, то дышать наоборот).

  2. Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднимать прямые ноги до угла 90 – 10 раз. При поднимании ног – вдох, при опускании – выдох (при низком давлении дышать наоборот).

  3. Вис на перекладине от 10–20 сек до 3–7 мин. Упражнение снимает напряжение с межпозвоночных дисков.



ВСД – нельзя нагрузку на развитие силы, быстроты, скоростной выносливости, а так же упражнений на натуживание. Рекомендуются упражнения на гибкость и малоинтенсивную работу (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде).


Заключительная часть

10 мин

Измерение пульса – 15 сек



20(80) – отлично

23(92) – хорошо

24(96) – удовлетворительно

Больше – 100 – перегрузка


Мышечная релаксация - 5 мин.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Учитель. Закройте глаза. Крепко сожмите в кулак левую руку и задержите дыхание. Почувствуйте напряжение мышц левой руки, затем выдохните и расслабьте руки. Пусть пальцы руки расслабятся полностью. Почувствуйте разницу между напряжением и расслаблением. Отдохните, расслабьтесь. Заметьте чувства тяжести и тепла, которые следуют за расслаблением, почувствуйте, как приятно тяжелеют руки, когда вы расслабляетесь.

Переходим к упражнениям на развитие мышц лица. Поднимите брови как можно выше, чтобы на лбу появились глубокие морщины и расслабьте их, не открывая глаз. Глаза легко и уютно прикрыты.

Ваш лоб расслаблен. Напрягите мышцы рта, плотно сжимая губы и расслабьте их. Можете слегка открыть рот.

Заметьте как расслабилось ваше лицо: лоб, глаза, губы. Приятное ощущение расслабленности и отдыха. Пусть это расслабление углубляется. Заметьте чувства тяжести и тепла, которые следуют за расслаблением.

Теперь расслабляем мышцы шеи.

Без напряжения рук приподнимите плечи вверх. Плечи напряжены. Расслабьтесь, опустите плечи.

Заметьте это приятное ощущение, когда ваши плечи расслаблены. Упритесь, надавите головой (затылком) в пол как можно сильнее, напрягите шею. Почувствуйте напряжение и расслабьте мышцы шеи. Положите голову снова поудобнее и заметьте чувство расслабления, которое еще углубилось. Перенесем внимание на нижнюю часть тела. Напрягитесь как можно сильнее. Расслабьтесь и ощутите разницу между напряжением и расслаблением.

Напрягите мышцы передней части ног. Слегка приподнимите пятки вверх и расслабьтесь. Продолжайте расслабляться еще глубже. Пусть расслабление распространяется по всей нижней части вашего тела. Заметьте, какую тяжесть вы чувствуете в ногах, когда они расслаблены.

Расслабление – это не только приятное ощущение. Оно дает спокойствие и уверенность. После расслабления вы почувствуете себя отдохнувшим и бодрым. Одновременно у вас появится чувство спокойствия и уверенности в себе.

Сейчас вы начнете пробуждаться.

Сделайте несколько глубоких вдохов. Перед тем как вы откроете глаза, разбудите тело. Напрягите ноги и потянитесь так, как вы это делаете, просыпаясь утром. Слегка вращайте головой. Когда почувствуете, что ваше тело проснулось полностью, еще раз вдохните и откройте глаза. Вы чувствуете себя здоровым и отдохнувшим».




Уложить детей, расположив их так, чтобы они не касались друг друга.



Игра “Волшебные слова” -2 мин




Добрые слова и мысли несут положительную энергию. Поэтому надо щедро делиться ими с окружающими, создавая атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Встать в круг - передавая мяч - сказать хорошие слова





Подведение итогов. -2 мин

Домашнее задание




Повторять комплексы по индивидуальной программе

Что новое, полезное вы взяли для себя?

 Всем спасибо!

Всем здоровья!

Улыбайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, учитесь, проявляйте инициативу и активность.

Будьте здоровы!




Примерный комплекс упражнений

для учащихся СМГ с нарушением осанки



Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей. К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.

При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.

При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.

При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.

Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:

1. Упражнения в вертикальной плоскости:

а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;

б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;

в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.

2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры. Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.



Комплекс корригирующей гимнастики при сколиозах

1-3 степени неуравновешенной формы

Основные задачи:

1. Воспитание навыка правильной осанки.

2. Укрепление мышечного корсета.



Исходное положение



Выполнение упражнения



Дозировка




Методические указания



1. Лёжа на спине. Руки под головой.




Отдых.




2 мин.




Лежать прямо, расслабленно.


2. Лёжа на спине, руки вверху чуть шире плеч.

Продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковремен-ными расслаблениями.



6-8 раз

Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать.

3. Лёжа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч, ладонями вперед.

Сч.1 –кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, поднять левую ногу вперёд, согнутую в коленном и тазобедренном суставах. Сч.2-и.п. Сч.3-4-то же с правой ногой.



6-8 раз

В и. п. – вдох, на сч. 1-2- выдох, дыхание не глубокое, обычное.

4. То же

Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом и руки вперед. Сч. 2 – и.п. Сч. 3-4 – то же с правой ногой.



6-8 раз

В и. п. – вдох. На сч. 1-2 – выдох.

5. Лёжа на спине, руки на поясе.

Сч. 1-2 – скользя по полу, развести ноги врозь шире плеч. Сч. 3-4 – скользя по полу, соединить ноги.



6-8 раз

Дыхание произвольное.

6. Лёжа на спине, руки под головой.

Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом. Сч.2 – поднять правую ногу, согнутую под углом 90 в коленном и т/б суставах. Сч. 3-4–и.п. Сч.5-8 то же с правой



6-8 раз

Строго соблюдать симмет-ричность. Вдох в и.п. и на счёт 1-2-3-4 – выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу.

7. Лёжа на спине, руки вдоль туловища.






Поднимая руки вверх, потя-нуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская ру-ки, сделать медленный выдох.



6-8 раз






Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой.






8. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах.

Сч. 1 – выпрямить левую ногу под углом 45-50 над полом. Сч. 2-выпрямить правую ногу под углом 45-50 над полом. Сч.3-поставить левую ногу в и.п. Сч. 4-поставить правую ногу в и.п. Сч. 5-8 – тоже с правой.



6-8 раз

Дыхание произвольное, не задерживать.

9. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах. Руки на животе.


Диафрагмальное дыхание.



3-4 раза

Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индиви-дуальный.







Литература


  1. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпман Ю.И. Физкультура при близорукости. – М.: Советский спорт, 1993. – 80 с.

  2. Адамюк Е.К. К вопросу о миопии в школах // Вестник офтальм. – 1986. Т.III. – 269 с.

  3. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН, 1993. – № 5. - С. 19 - 24.

  4. Аникин В.В., Курочкин А.А., Кушнир С.М. Нейроциркуляторная дистония у подростков. - Тверь: Губернская медицина, 2000. - 184 с.

  5. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем /П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 197 с.

  6. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида //Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 4. - С. 29 - 31.

  7. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М.: медицина, 1967. – 476 с.

  8. Бабенко Т.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьни­ков, условий их обучения и воспитания: Метод. рек. /Т.И. Бабенко, И.И Каминский. – Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ. — 1995. - 32 с.

  9. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 236 с.

  10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

  11. Белозеров Ю.М., Виноград А.Ф., Кисляк А.С. и др. Кардиология детского возраста. - Тверь, 1995. - 266 с.

  12. Бондаренко С.В. Тренируем зрение // Физ. культ. в школе. – 1993. -№ 2. – С. 35-36.

  13. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.

  14. Горбачев М.С. Осанка младших школьников / М.С. Горбачев // Физическая культура в школе. – 2005. - № 8. – С. 25 – 28.

  15. Гритченко Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры. - М.: Медицина, 1972. - 272 с.

  16. Громбах С. М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988, с. 9-32.

  17. Ермолаев О.Ю. Правильное дыхание: практическое пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 192 с.

  18. Лечебная физическая культура/ Под ред. С.Н. Попова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 414 с.

  19. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 2001. – 592 с.

  20. Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию. 1-11 класс. М.: Просвещение, 2003. – 32 с.

  21. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.

  22. Матвеев А.П. Физическая культура 1-11 классов. Примерная программа. – М.: Дрофа, 2005. – 102 с.

  23. Матвеев А.П. Физическая культура. Программа для учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.

  24. Матвеев Л.П. Концепция образовательной программы «Физичес­кая культура» для средней общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - №1. – С. 19-22.

  25. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. – 272 с.



Итоговая работа На тему: «Проектирование образовательной программы по разделу «Волейбол» по физической культуре для учащихся 9 класса имеющих заболевание с нарушением осанки»
  • Физкультура
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что число обучающихся, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, и поэтому отнесенных к специальной медицинской группе, постоянно увеличивается.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечено увеличение числа школьников, имею­щих несколько диагнозов.

Высокая частота диагностирования патологий у обучающихся общеобразовательных учреждений требует осуществления на хорошем уровне коррекционно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья.

Целью физического воспитания обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А» (далее СМГ «А»), является оздоровление, содействие всестороннему гармоничному развитию личности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • укрепление здоровья;
  • повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
  • постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
  • овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
  • развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
  • обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовлен­ности;
  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • формирование у обучающихся культуры здоровья.

В своих целях и задачах программа для обучающихся СМГ «А» соотносится с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре.

Программа разработана на основе современных научных данных и большого практического опыта, с учетом обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки обучающихся по предмету «Физическая культура». Она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания обучающихся СМГ «А» на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья и повышении работоспособности.

Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности.

Учебный материал соответствует возрастным особенностям обучающихся и для каждого класса составлен по принципу постепенного перехода от легкого к более трудному. Значительная часть разделов программы повторяется из года в год с постепенным усложнением учебного материала. Такая концентричность является положительной: она способствует лучшему усвоению изучаемого материала, детальному овладению техникой выполнения физических упражнений, а приобретаемые в процессе выполнения упражнений навыки не только закрепляются, но и продолжают совершенствоваться. Концентричность в построении программы позволяет обеспечивать последовательность и преемственность в обучении.

Материал программы позволяет значительную часть уроков проводить на свежем воздухе, который благотворно действует на терморегуляторный механизм, повышая его адаптацию, в результате чего оздоровительный эффект занятий повышается.

Программой предусмотрено выполнение некоторых упражнений на результат, но это не в целях учета успеваемости, а с целью предоставления обучающимся возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями, а учителю определить их уровень физической подготовленности.

Структура и содержание учебной программы. Учебный материал программы распределен по классам, а в пределах каждого класса по разделам: основы знаний, оздоровительная и корригирующая гимнастика, легкая атлетика (легкоатлетические упражнения), спортивные игры (элементы спортивных игр), подвижные игры, гимнастика, лыжная подготовка, плавание.

Раздел «Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в соответствии с основными направлениями развития познавательной деятельности обучающихся.

Раздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» ориентирован на укрепление здоровья обучающихся. Данный раздел включает:

  • упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее укрепляющее воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечно-суставного чувства правильной осанки (у стены, на гимнастической стенке, в движении, в положении лежа на спине и на животе, с гимнастической палкой и др.);
  • упражнения для повышения функциональных возможностей органов дыхания, положительно влияющие на все функциональные системы организма (с произношением гласных и согласных звуков, звукосочетаний на выдохе; соотношение вдоха и выдоха 1:1, 1:2; грудной, брюшной, смешанный тип дыхания; правильное дыхание; дыхание при различных движениях);
  • упражнения для органов зрения, направленные на тренировку мышц глаза, снятие утомления глаз, общую физическую подготовку (специальные упражнения для глаз; общеразвивающие упражнения с движениями глаз; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса, туловища; упражнения с мячами);
  • упражнения для повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения в положении лежа, сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания).

Раздел «Легкая атлетика» содержит дозированную ходьбу и бег, прыжковые упражнения, упражнения в метании правой и левой рукой в цель и на дальность. Ходьба и дозированный бег являются наиболее оптимальными средствами для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения функциональных возможностей организма, развития выносливости. Прыжковые упражнения имеют большое значение для развития ловкости, прыгучести, координации движений, укрепляют нервную систему. Упражнения в метании развивают скоростно-силовые качества верхних конечностей, координацию движений, ловкость, оказывают положительное влияние на органы зрения. Ограничиваются упражнения на развитие скоростных качеств, общей и специальной выносливости за счет уменьшения дистанции и скорости в ходьбе и беге. Исключены прыжки с разбега в длину и в высоту так как имеют противопоказания при нарушениях осанки, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения.

Раздел «Гимнастика» содержит строевые упражнения; общеразвиваю­щие упражнения; элементы акробатики и танцевальные движения; упражне­ния в лазанье и перелезании. Благодаря возможности довольно точного регулирования нагрузки, общего и локального воздействия на организм, гимнастические упражнения имеют корригирующее и лечебное значение. Ограничены упражнения в равновесии, висах и упорах. Исключены: лазанье по канату, опорные прыжки, стойки на голове и руках, кувырки вперед и назад, так как они противопоказаны при дефектах осанки, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения.

Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает изучение техники лыжных ходов, техники подъемов и спусков со склонов, прохождение дистанции по слабопересеченной местности в спокойном темпе. Занятия лыжной подготовкой являются одним из лучших средств оздоровления, укрепления и закаливания организма обучающихся. Передвижение на лыжах развивает всю мышечную систему, органы дыхания и кровообращения, усиливает обмен веществ в организме. Занятия лыжной подготовкой развивают силу, ловкость, выносливость, глазомер.

Разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры» содержат перечень рекомендуемых подвижных и спортивных игр, перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с успехом используются для воздействия на различные системы организма, развивают ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.

Раздел «Плавание» содержит перечень упражнений для изучения техники различных способов плавания. Плавание является оптимальным средством физического воспитания при различных функциональных отклонениях и заболеваниях.

Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, освоение обучающимися теоретических знаний.

Программа предусматривает разумное увеличение двигательной активности и обеспечивает физическую подготовку, необходимую при переводе обучающихся в подготовительную и основную медицинские группы для дальнейшего физического совершенствования.

Планирование учебного процесса. Задачи физического воспитания обучающихся СМГ «А» могут быть решены в результате системы планомерно организованных занятий. Планируется непосредственное содержание учебного процесса, в результате реализации которого они решаются.

Для наиболее целесообразного распределения программного материала на учебный год составляется годовой план-график, который определяет последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года, с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую учебную четверть (триместр). Для каждого этапа предусматривается решение определенных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач и использование соответствующих средств.

Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и последующего этапов, поэтому используется не столько предметный способ прохождения материала (поочередно по видам), сколько комплексный, предусматривающий применение одновременно средств 2-3 видов физической подготовки.

На разделы «Основы знаний», «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» и «Подвижные игры» в годовом плане-графике отдельных уроков не выделяется. Оздоровительная и корригирующая гимнастика прово­дится на каждом уроке в течение всего учебного года. Подвижные игры – на каждом уроке в соответствии с изучаемым материалом. Основы знаний даются в процессе уроков.

Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и непрерывность развития у обучающихся СМГ «А» основных физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей и физической подготовленности.

При планировании учебного материала для бесснежных регионов РФ допускается заменять раздел «Лыжная подготовка» на углубленное освоение содержания других разделов.

При наличии условий для занятий плаванием, время выделяется в равных пропорциях из других разделов.

Программа для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ «А», в общей сетке часов соответствует типовой программе по физической культуре для общеобразовательных учреждений
Автор Янушевич Анатолий Юрьевич
Дата добавления 23.06.2016
Раздел Физкультура
Подраздел Планирования
Просмотров 149
Номер материала MA-067398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓