Главная / История / История создания знамен и хоругвей

История создания знамен и хоругвей



Я очень люблю читать книги о боевых похода русских воинов, о великих битвах и сражениях в истории нашего государства. У меня много интересных книг, но когда нам в школе задали написать работу на тему: «Овеянные славою флаг наш и герб», я призадумалась. Меня заинтересовала тема « История создания знамен и флагов».

Цель моего исследования: узнать историю создания знамен и флагов, их предназначение, выяснить почему знамена были символичны и значимы для воинов .

На Руси, кроме церковных хоругвей, основным видом знамён были военные. Боевые стяги и знамёна после крещения Руси в 10 веке были в прямом смысле слова священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв вкапывались в землю (при сильном ветре они «ревели»), изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Они освящались как иконы, перед такими стягами служили молебны, на них молились. Стяг считался душой, славой и честью.

История создания знамен и флагов

Одним из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков являются знамена. Первейшей побудительной причиной к возникновению знамен следует считать военное дело. Длинный, броско украшенный шест возвышался над строем воинов, указывая на центр этого строя и на местонахождение руководителя войска – полководца, обычно стоявшего в строю рядом со знаменем. Таким образом, знамя обозначало место, откуда исходят приказы, помогало поддерживать равнение в бою, указывало пункт, вокруг которого бойцам следует сплачивать ряды, направление, в котором следует двигаться воинам. 
Залогом победы в бою, как в первобытные времена, так и сегодня, в пору электронных технологий, служит дезорганизация неприятеля – лишение врага способности действовать сплоченно, осмысленно, под единым командованием. Поэтому центральным событием любого боя стала борьба за знамя. Пробиться к неприятельскому знамени и захватить его в большинстве случаев означало выиграть битву: когда знамя было повергнуто, воины лишались своего главного руководящего знака, а полководец, обычно находившийся у знамени, чаще всего погибал или попадал в плен. 
 В этой связи, знамена с древнейших времен стали считаться самым желанным и достойным трофеем, потеря знамени считалась высшим воинским позором, а охрана знамени – одной из важнейших задач военного дела. Возле знамен обычно располагались самые опытные и закаленные воины, а некоторые из них не имели вовсе никаких боевых задач, кроме ношения знамени и его защиты.
 Война является самой загадочной и непредсказуемой стихией из тех, с которыми сталкивается человек. Исход войны, сражения всегда зависит от случайного стечения обстоятельств, многочисленных, подчас невероятных превратностей судьбы. В этой связи, люди, когда дело касалось войны, всегда с особым старанием искали помощи высших сил, тех сил, которые, как считалось в той или иной культуре, определяют человеческие судьбы, решают исход событий нашей жизни. Редко случаются молитвы столь страстные и искренние, как молитвы воинов перед боем. Мало кто берет с собой столько оберегов, амулетов, святынь, как воин, отправляющийся в сражение. 
Вполне естественно, что существовали святыни и общие, те, которые, как считалось, оберегают все войско, обеспечивают помощь высших сил всем его бойцам. Такие святыни также брали с собой в бой, и носителем этих святынь, естественно, становилось знамя – самый важный и наиболее тщательно оберегаемый предмет воинского обихода. 
Таким образом, уже в доисторические времена знамена становятся святынями. Их окружают почетом и охраной не только потому, что это необходимо в бою, но и потому, что знамя служит духовной ценностью, вызывает почитание само по себе, является предметом мистическим, помогающим победе, а потому заслуживающим почестей не только в военную пору.
Историческая эпоха, которую мы называем Средневековьем, завершилась в XV-XVI вв. в пору формирования централизованных европейских государств. Соперничество между новыми – крупными – государствами разворачивалось не только на суше, но и на море. Военные флоты нуждались в опознавательных знаках и воинских святынях не менее остро, чем сухопутные армии.Однако специфика действий на море привела к тому, что на флоте, оказалось, совершенно невозможно пользоваться главными воинскими символами – знаменами.

  • Во-первых, пестрые, многофигурные композиции знамен не распознавались с большого расстояния, а на море это было крайне важно.

  • Во-вторых, морские ветры и волны безжалостно трепали полотнища и знамена приходили в негодность за считанные недели, их требовалось заменять новыми – а культура почитания знамени предполагает, что знамя должно быть одно и сохраняться предельно долго.

  •  В-третьих, флоты состояли из многих кораблей, действовавших вместе и, следовательно, необходимо, чтобы все эти корабли были отмечены одним и тем же символом, дабы ясно продемонстрировать какой стране эти корабли принадлежат.  

Так требования морского дела привели к рождению нового символа – флага. Особенности конструкции флагов сводятся к следующему.

  • Во-первых, Флаг должен быть хорошо узнаваем с большого (многокилометрового) расстояния. В связи с этим композиция флага должна быть очень проста: полотнище одного цвета, полотнище состоящее из двух-трех разноцветных частей (полос), либо полотнище одного цвета с одной-двумя крупными и четко очерченными фигурами на нем.

  • Во-вторых, флаг – это полотнище и только оно.  

Особенности применения и почитания флагов обуславливаются практикой их использования. Флаги поднимаются на самых разных объектах, долгое время остаются под открытым небом, их треплют ветры, поливают дожди, загрязняют пыль и осадки. В этой связи полотнища флагов периодически требуют стирки и чистки, а со временем выходят из строя.
Первым флагом, получившим по настоящему широкое распространение на суше, стал флаг революционной Франции, появившийся в пору Великой французской революции 1789 года и остающийся государственным символом Французской Республики до наших дней.  

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.

hello_html_m582dcf5.jpg



Иисус Навин на знамени

hello_html_1ba77a8c.jpg

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель – Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Илл. «Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.










Великий Стяг Ивана Грозного

hello_html_m6d89c70b.jpg

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный».  Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.


Стяги по чину святых икон

hello_html_m3d967417.jpg

Илл. Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко


В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон. Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами .Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

Русский Стяг

hello_html_3cc84a9c.jpg

Илл. Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско.  Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».












Русская Хоругвь

hello_html_4bd2e5f.jpg

Илл. Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами. В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.





Сегодня Россия вернула себе забытые почти столетие символы. Сможет ли она вместе с ними вернуть себе славу и былое величие? Я верю в возрождение России! Может быть потому, что происходит Возвращение человека к богу, а значит к духовности. Люди научились прощать, хотя бы за события, которые произошли десятилетия назад. И жить бы я хотела в стране, в которой «народы распри, позабыв в единую семью объединяться!»  











































Список литературы

1.Карамзин Н.М. История государства Российского: т. 6. - Калуга, 1994.с.203.
2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: т.З.-М.,1993. с. 162.
3.Ключевский В.О. История государства Российский: т.3.-М.,1994.с.182.
4. Татищев В.Н. История Российская. - М., 1962. Т. 1. с.368. 
5.Карамзин Н.М. История государства Российского: Т. 6. - Калуга, 1994. с.327.
6.Николаев Ю. К. Основы геральдики. Российская и Пермская символика. Пермь, 2002. с. 
7. Пчелов Е.В. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. М., «Русское слово», 2007. с. 36 – 39.
8.Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. История и современность. М., ЦНСО. 2003. с. 25 – 28.
9. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современности. М., 2003. с.108.

История создания знамен и хоругвей
  • История
Описание:

 

На Руси, кроме церковных хоругвей, основным видом знамён были военные. Боевые стяги и знамёна после крещения Руси в 10 веке были в прямом смысле слова священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв вкапывались в землю (при сильном ветре они «ревели»), изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Они освящались как иконы, перед такими стягами служили молебны, на них молились. Стяг считался душой, славой и честью. В работе представлен материал об истории создания знамен и флагов, их предназначение,  почему знамена были символичны и значимы для воинов .

 

Автор Мосинцева Екатерина Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 964
Номер материала 52532
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓