Главная / История / история - Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. (8 класс)

история - Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. (8 класс)




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Алтайского края














урок по истории России для 8 класса

hello_html_780a428a.gif
















Выполнила Гордеева С. В.

Учитель истории и обществознания

высшей категории

МБОУ

«Первомайская СОШ» Первомайского района

Алтайского края






с. Первомайское 2013.



Тема: Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.

Цели урока: образовательная – создать условия для овладения учащимися знаниями о неэффективности крепостнической системы хозяйства в условиях начавшегося промышленного переворота и развития капиталистических отношений в промышленности и торговле;

развивающая – способствовать развитию у учащихся информационно-коммуникативных умений, навыков работы в группе, со справочной литературой, сопоставлять роль малого в большом (Алтай в России);

воспитательная – воспитывать патриотизм, чувство гордости (за вклад Алтая в экономику страны) через содержательный потенциал урока;

Форма урока: эвристическая беседа, работа в группах.

Основной метод обучения: создание проблемных ситуаций и их решение.

Оборудование урока: наглядный материал «Дерево экономики», учебник Худякова А. А. «История Алтайского края», учебник «История России XIX век» (авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина), закрепляющий тест, индивидуальная оценочная карта ученика.


Методические рекомендации по уроку.

Данный урок был разработан в виду того, что учащиеся с трудом понимают суть социально-экономических процессов в России и в мире. «Дерево экономики» стендового и альбомного размеров (см. Приложение №3) позволяет учащимся чётко и довольно быстро уяснить суть социально - экономических отношений (причём не только в России, но и в другой отдельно взятой стране), а так же прослеживать тенденцию изменения, сравнивая и добавляя «листочки» на «дерево», добавляя «корневую систему» – новые социальные группы в зависимости от отрасли экономики. «Дерево» условно делится на три главные отрасли: аграрный сектор, промышленность, торговля (причём «ствол» торговли делится на внутреннюю и внешнюю «ветки» на дереве.) Чтобы учащиеся поняли, почему социально-экономические отношения приняли форму дерева, можно применить такую аналогию (межпредметные связи с биологией/экологией): дерево - живой организм. Его жизнедеятельность осуществляется за счёт корневой системы, которая берёт все необходимые элементы питания для дерева из земли. Если дерево молодое, здоровое и сильное, то листочки у него зелёного цвета. Если дерево слабое, больное или слабая корневая система, то листья жёлтые, пожухлые. Так и в экономике: есть отрасли молодые и сильные, а есть слабые и болезненные. Корнями экономического дерева является социум, т. е. те сословия, которые на данный момент существуют в стане и участвуют в экономической жизни. После того, как учащиеся уяснили, почему дерево сравниваем с экономикой, можно переходить к изучению нового материала.

Учеников ещё до начала урока рекомендуется рассадить по группам. Для каждой группы приготовить задания по отраслям экономики. Альбомный вариант «дерева экономики» необходимо раздать каждому ученику, чтобы в последующих темах социально-экономической направленности он мог сравнить степень и характер произошедших изменений.

Данная форма урока позволяет учителю решить:

1. метапредметные задачи: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность (дать возможность работать и высказаться (в группе) всем учащимся, проектирование ситуации), владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (работа в группах), выстраивание причинно-следственных связей, реализуется системно-деятельностный подход.

2. личностные задачи: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

3. Предметные задачи: овладение целостными представлениями об историческом пути народов страны XIX в. как необходимой основой для понимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности, готовность применять исторические знания.


Позволяет активизировать не только слуховую память, но и зрительную, задействовать несколько способов здоровьесберегающей технологии (изменить сидячую позу в группе, при ответах учащихся других групп поворачивать туловище, при ответах менять позу: сесть-встать, показывая и озвучивая результаты работы в группах выходить к доске, прикреплять «листочки»). Применение этих способов позволяет учителю не тратить драгоценные минуты на физ. паузы. Рефлексию более удобно провести в виде закрепляющего теста.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1. Орг. момент.

- Раскладывает по группам задания и индивидуальные «деревья экономики»

- оценивает готовность учащихся к уроку.

-рассаживаются по группам.

-проявляют интерес и стремление к изучению материа-

ла.

2. Повторение домашнего задания.

-проверяет степень усвоения пройденного материала по средством индивидуальных карточек и фронтального опроса.

- три человека работают по карточкам-схемам

-три – по вопросам в карточках

- остальные – фронтальный опрос.

- показывают стремление показать свои знания.

3. Этап вхождения в урок.

Актуализация знаний учащихся об экономике.

Предлагает учащимся вспомнить:

- что такое социум?

-что такое экономика?

-три составляющих элемента экономики;

- какое отношение социум имеет к экономике?

-какой по характеру была экономика России до 1825 г.?

-какие социальные слои были в России дл 1825 г.?

-какими были государства Европы по своему социально-экономическому характеру?

- отвечают на вопросы учителя.

- стремятся актуализировать свои знания, поделиться с теми, кто эти знания забыл.

4. Целеполагание.

Проблемная ситуация:

- почему Зап. Европа по социально-экономическому характеру была капиталистической, а Россия – феодальной?

- что такое промышленный переворот?

- что мешало России идти по капиталистическому пути (акцентирует внимание на теме урока)

- отвечают на вопросы








-формулируют цели и в чём необходимо разобраться к концу урока

- записывают цели в тетрадь (какой характер носили социально-экономические отношения и доказать неэффектив-

ность крепостнической системы хозяйства)

- самостоятельно формулируют цели и задачи;

- выбирают наиболее приемлемую форму получения знаний или соглашаются с предложенной формой учителем;

- проявляют интерес к новой теме.


5. Изучение нового материала.

Отрасли экономики в первой половине XIX в.: плюсы и минусы.








































Работа в группах.






















































Алтай в середине XIX в.










Проблемное задание


















6. Закрепление (самопроверка) полученных новых знаний















7. Рефлексия.










8. Домашнее задание.






Предлагает учащимся сравнить (аллегория) природное дерево и «дерево экономики» через ряд вопросов:- чем здоровое дерево отличается от старого и больного?

- через что питается дерево?

- почему встречаются деревья с несколькими стволами?

- можно ли экономику России сравнить с деревом?

- почему листья у дерева бывают разного цвета?

Показывая на дерево, учитель обращает внимание учащихся на корни дерева:

- кто является корнями «экономического дерева»?

- что такое сословие?

- какие взаимоотношения существовали между сословиями?




Учитель предлагает на наглядном «экономическом дереве» определить, какие стволы какую отрасль экономики отражают.



Дальнейшая работа учащихся может быть предложена в трёх вариантах (в зависимости от уровня подготовки класса и сложности нового материала):

1 вариант – учитель объясняет новый материал и сам, для наглядности, «развешивает» листья на дереве. Учащимся остаётся сделать анализ и вывод.

2 вариант – учитель объясняет новый материал, а учащиеся в качестве вывода и закрепления материала сами «развешивают» листья на дерево.

(Приложение № 1)

3 вариант – новый материал учащиеся изучают сами при помощи учителя. Учитель предлагает «одеть» листья на «дерево экономики» по отраслям. Сколько отраслей – столько групп учащихся.

1 группа – промышленность. Работая с наглядным материалом, отвечает на вопросы:

- что мешало развитию капиталистических отношений?

- какие успехи были достигнуты в промышленности и в чём это проявилось?

2 группа – аграрный сектор. Работая с наглядным материалом, отвечает на вопросы:

- какие противоречия наблюдались в с/х?

- что нового появилось в сельском хозяйстве и как оно уживалось со старыми порядками?

3 группа – торговля. Работая с наглядным материалом, отвечает на вопросы:

- каково значение финансовой реформы для торговли?

- внутренняя или внешняя торговля развивалась быстрее и какие факторы этому способствовали?

Учитель контролирует работу в группах.


















Учитель предлагает учащимся рассмотреть, какие процессы в социально-экономических отношениях происходили на Алтае и сделать вывод: каков вклад Алтая в социально-экономическое развитие России.




Докажите, работая с учебным материалом, что крепостнический характер отношений на Алтае, тормозил развитие капиталистических отношений и это сказалось на экономике России.



Предлагает сделать общий вывод по изученному на уроке материалу:

- наряду с развитием капиталистических отношений, прочно сохранялись пережитки феодально-крепостнического характера, которые мешали всей экономике и всем сословиям в России.

Предлагает тестовое задание, как закрепление изученного материала. (Приложение № 2).
















Предлагает оценить свою работу на уроке, степень усвоения материала (Приложение №3, №4), работу одноклассников, успешность применённого приёма подачи материала на уроке.

Оценивает работу учащихся.



Объясняет домашнее задание.




- отвечают на вопросы

- делают сравнительный анализ (экономика России действительно похоже на дерево).












- отвечают на вопрос;


- дают определение;

- отвечают на вопрос и делают вывод, что при су-

ществовавших отношениях

сложно было строить капиталистический уклад экономики.

- учащиеся определяют, что толстый ствол – аграрный сектор, потоньше – промышленность, раздвоенный ствол – торговля: внешняя и вну-

тренняя.

















-учащиеся работают в группах,

- получают «листочки» трёх цветов и листы с отраслями экономики, в которых перечислены все процессы в аграрном секторе, промышленности, торговле. Из предложенных процессов учащиеся выбирают, опираясь на материал учебника & 11 стр. 63-67, какие процессы тормозили (написать на «жёлтых» листочках), а какие отражали развитие (написать на «зелёных» листочках) капитализма в России.


















- учащиеся распределяют процессы на «листочки» и «развешивают» их на дереве экономики каждый на свою отрасль и комментируют, почему тот или иной процесс они поместили на «зелёный» или «жёлтый» листочек.

-делают вывод, как развивалась данная отрасль экономики в целом.

- «одев» всё дерево, учащиеся все вместе делают вывод по социально-экономической ситуации России в первой половине XIX в.

- учащиеся работают в группах и так же, как по России, рассматривают процессы которые происходили в отраслях экономики на Алтае.

- в работе учащиеся опираются на материал учебника Худякова «История Алтайского края» & 6.

- комментируя процессы в отношениях экономики Алтая, учащиеся крепят на «дерево экономики» «красные «листочки: носиком вверх – положительные процессы, носиком вниз – отрицательные процессы.

- делают вывод,

- записывают его в тетрадь.









- работа с тестами, из нескольких вариантов выбирают правильный ответ.















- заполняют индивидуальную оценочную карту,

- оценивают, кто и как работал,



- слушают и сравнивают самооценку с оценкой учителя.

- записывают д/з & 11, ответить на вопросы с. 68.

- активно включаются в на-

учно-познаватель-ный процесс.













- активная аналитическая деятельность;

- развивают информационно-коммуникативные навыки.



- самостоятельная аналитическая работа,

- проектирование ситуации.



















- осуществляют самостоятельную, групповую рефлексию, самоконтроль, взаимоконтроль, информационно-аналитическую деятельность.





























- осуществляют самостоятельную, групповую рефлексию, самоконтроль, взаимоконтроль, информационно-аналитическую деятельность.




- осуществляют всеобщую рефлексию.




- осуществляют самостоятельную, групповую рефлексию, самоконтроль, взаимоконтроль, информационно-аналитическую деятельность.



- осуществляют самостоятельную, групповую рефлексию, самоконтроль, взаимоконтроль, информационно-аналитическую деятельность.

- делают установку на дальнейшее исследование данной проблемы.







-осуществляют самоконтроль, затем взаимоконтроль с тем, чтобы выяснить степень

усвоения изученного материала,

- по результатам теста планируют свою индивидуальную домашнюю работу

и делают прогноз на будущее изучение материала.

- осуществляют самоконтроль,


- осуществляют групповую рефлексию.





- планируют свою индивидуальную домашнюю работу.

Приложение № 1 (Включая эскиз и раскрашенное дерево)

Примышленная отрасль экономики.


Распределите процессы в промышленности на «зелёные» листочки – движение по капиталистическому пути, «жёлтые» - отмирание феодально-крепостнических процессов или торможение капиталистического уклада в промышленности.

  1. Преобладание мануфактур и заводов, основанных на использовании ручного труда крепостных крестьян.

  2. Появление заводов, основанных на машинном типе производства.

  3. Образование новых сословий - буржуазии и пролетариата.

  4. Политика протекционизма гос. аппарата.

  5. Промышленный переворот начался в условиях феодально-крепостнической системы.

  6. Появление паровых двигателей.

  7. Осуществлялись опыты по применению новых способов получения металла.

  8. Активно развивалось машиностроение.

  9. Строительство железных дорог.

  10. Строительство современных пароходов.


На листочках проставьте цифры перечисленных процессов в промышленности и размещая листочки на «дереве», зачитать процесс и пояснить, почему вы его написали на «зелёном» или «жёлтом» листе.

Промышленность на Алтае в середине XIX в.


  1. Производительность заводов снизилась.

  2. Усиление эксплуатации рабочих.

  3. Закрытие некоторых заводов.

  4. Техническая отсталость оборудования.

  5. Запрет кабинета на строительство частных предприятий.


«Красные» листочки разместите на «дереве» «носиком» вниз – отрицательные условия для развития промышленности, «носиком» вверх – положительные. Сравните развитие промышленности в начале XIX в. и в середине XIX в.


Торговый сектор экономики.


Распределите процессы и новые явления в торговле на «зелёные» листочки – положительные процессы, и «жёлтые» листочки – отрицательные процессы в торговле. Распределите эти процессы на внутреннюю и внешнюю торговлю.


  1. Денежная реформа 1839-1843гг.

  2. Политика протекционизма.

  3. Ярмарочная торговля

  4. Развитие постоянной торговли.

  5. Низкий спрос на продукцию промышленности.

  6. Трудности сбыта товаров внутри России.

  7. Сбыт товаров на окраинах страны.

  8. Сокращение вывоза льна и металла.

  9. Увеличение вывоза хлеба.

На листочках проставьте цифры перечисленных процессов в торговле и размещая листочки на «дереве», зачитать процесс и пояснить, почему вы его написали на «зелёном» или «жёлтом» листе.


Торговля на Алтае («красные» листочки)

  1. Развитие товарно-денежных отношений.

  2. Расслоение крестьянства.

  3. Запрет на вывоз за пределы Алтая сельхоз.продукции.


«Красные» листочки разместите на «дереве» «носиком» вниз – отрицательные условия для развития торговли, «носиком» вверх – положительные. Сравните развитие торговли в начале XIX в. и в середине XIX в.



Аграрная отрасль экономики.


Распределите процессы в сельском хозяйстве на «зелёные» листочки – движение по капиталистическому пути, «жёлтые» - отмирание феодально-крепостнической системы и торможение капиталистического уклада в сельском хозяйстве.


  1. Использование удобрений.

  2. Применение сельхоз.машин.

  3. Натуральный характер крестьянских хозяйств.

  4. Социальное расслоение крестьян.

  5. Барщина.

  6. Оброк.

  7. Мелкая крестьянская промышленность.

  8. Усиление крестьянских хозяйств с рынком.

  9. Наёмные работники в деревне.

  10. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

  11. Самовыкуп крестьян за большие деньги.


На листочках проставьте цифры перечисленных процессов в сельском хозяйстве и размещая листочки на «дереве», зачитать процесс и пояснить, почему вы его написали на «зелёном» или «жёлтом» листе.


Сельское хозяйство на Алтае в середине XIX в.


  1. Приток переселенцев.

  2. Расширение пашенных земель и новых посевных культур.

  3. Разведение пчеловодства и мараловодства.

  4. Низкая техническая оснащённость.

  5. Залежная система земледелия.

  6. Увеличение эксплуатации крестьян.

  7. Разорение крестьянских хозяйств.


«Красные» листочки разместите на «дереве» «носиком» вниз – отрицательные условия для развития сельского хозяйства ,«носиком» вверх – положительные. Сравните развитие сельского хозяйства в начале XIX в. и в середине XIX в.
















Приложение №2

Закрепляющий тест.



  1. В России промышленный переворот начался с промышленности:

а) с лёгкой

б) с тяжёлой


  1. В России промышленный переворот начался, когда аграрный переворот:

а) был уже завершён

б) только начался

в) ещё не начался.


  1. В России промышленный переворот начался на базе техники:

а) собственной

б) преимущественно ввозимой из-за границы.


  1. Первоначальное накопление капитала в России:

а) предшествовало созданию капиталистических мануфактур

б) совпало со временем создания капиталистических мануфактур.


  1. В России процесс формирования класса пролетариата предшествовал формированию буржуазии:

а) да

б) нет.
































hello_html_m480cac5b.gif

Приложение № 3

«Дерево экономики»

«До» заполнения

























hello_html_m2de49d5.gif «После» заполнения




























Приложение № 3

Рефлексия


Я усвоил тему

Я узнал новое:

Я не понял:

Мне предстоит узнать (доработать)

Что я сделаю…

От 1 до 10 баллов

комментарий

комментарий

комментарий

комментарий










история - Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. (8 класс)
  • История
Описание:

       Данный урок был разработан в виду того, что учащиеся с трудом понимают суть социально-экономических процессов в России и в мире. «Дерево экономики» стендового и альбомного размеров позволяет учащимся чётко и довольно быстро уяснить суть социально - экономических отношений (причём не только в России, но и в другой отдельно взятой стране), а так же прослеживать тенденцию изменения, сравнивая и добавляя «листочки» на «дерево», добавляя «корневую систему» – новые социальные группы в зависимости от отрасли экономики. «Дерево» условно делится на три главные отрасли: аграрный сектор, промышленность, торговля. 

Данная форма урока позволяет учителю решить задачи ФГОС ООО:

   1. метапредметные задачи: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность (дать возможность работать и высказаться (в группе) всем учащимся, проектирование ситуации), владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (работа в группах), выстраивание причинно-следственных связей, реализуется системно-деятельностный подход.

  2. личностные задачи: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

3. Предметные задачи: овладение целостными представлениями об историческом пути народов страны XIXв. как необходимой основой для понимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности, готовность применять исторические знания.

Автор Гордеева Светлана Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1392
Номер материала 31474
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы