Главная / Начальные классы / История старинной вещи. Проект по краеведению в начальной школе (1-4 классы)

История старинной вещи. Проект по краеведению в начальной школе (1-4 классы)

История старинной вещи.

В нашей семье много старинных вещей, которые имеют свою память и историю. Одна из них это старинный поддужный колокольчик. Я постаралась узнать о нём больше.

Это поддужный колокольчик, который прикреплялся к дуге и являлся частью конской упряжи. Долгие десятилетия он пролежал на чердаке нашего старого деревенского дома.

Много красивый легенд и историй ходит о всех русских колокольчиках и колоколах - из Великого Новгорода, Валдая, Кирилло-Белозерского монастыря, Пскова. Славны были и мастера, которые отливали колокола для разных нужд русского человека.

А что расскажет нам наш поддужный колокольчик ? На колокольчике есть надпись: « Нижегородская губ. Завод А.М.Трошина в Пурехе». Подробности о мастере и его заводе удалось найти в специальной литературе и справочниках.

На нижегородской земле стоит старинное село Пурех, которое до сих пор не потеряло своего прежнего облика.

Оказалось, что Пурех бывшая вотчина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, а Спасо-Преображенский собор, находящийся в центре села, был построен им на собственные средства в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

Но Пурех прославился не только благодаря князю Пожарскому. Его прославили мастера – ремесленники. Здесь процветали различные промыслы, среди которых был и медно-литейный.

В 1860-ых годах появились пурехские колокольчики, которые изготовлялись на маленьких заводах и мастерских. К концу XIX века село Пурех и его окрестности стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Это были почтовые, дверные, круглые, корабельные, школьные и другие колокольчики. В начале XX столетия продукция местных литейщиков экспонировалась в Париже, Брюсселе, Риме и стала пользоваться спросом за рубежом. Секреты колокольного мастерства бережно хранили, передавали из поколения в поколение.

Основателями колокольного промысла в Пурехе были литейщики Трошины. Алексей Макарович Трошин – самый знаменитый из этой династии. Его имя как раз и написано на нашем колокольчике. В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде он был награждён серебряной медалью. Алексей Трошин был одним из первых медно-литейщиков, кто представил промысел ямских колокольчиков на международном уровне.

Династия Трошиных - братья Алексей Макарович, Федот Макарович, Михаил Макарович и Иван Макарович.

Были и продолжатели традиций колокольного промысла. Среди них – Егор Спиридонович Клюйков.

Пурехские мастера не занимались литьём больших церковных колоколов, но и производство маленьких – дело было не простым. У мастеров существовала старая примета: в момент литья колокольчиков надо было говорить без умолку и сочинять небылицы. Тогда у колокола будет красивый звонкий голос. В связи с этим в русский язык вошли выражения, которые называются фразеологизмами:

«Лить колокола» - говорить несбыточные, выдуманные новости

«Колоколить» - без умолку говорить

«Заливать» - говорить неправду.

В России к колоколам относились, как к живым существам. Им давали имена, узнавали по голосам. Колокольчик делился на несколько частей, и каждая имела своё название:

1.Ушко

2. Сковорода

3. Тулово

4. Юбка

5. Профилированный поясок

6. Язычок

8.Торец

При покупке их выбирали по частоте звука. Колокольчик с низким голосом называли «мужиком», а с высоким – «бабой».

С появлением железных дорог почтовые тракты утратили постепенно своё былое значение. Исчезли почтовые станции, русские быстрые тройки, а вместе с ними и ямские колокольчики, производство которых продолжалось до начала XX века. Но и сейчас колокольчики радуют нас своим мелодичным звоном, а имена династии Трошиных и других мастеров остались на их изделиях и в памяти потомков.

Почтовый колокольчик родился одновременно с «тройкой» в 1770-ые годы. Он был явлением специфическим , русским и играл заметную роль в народном быту.

Правда, поддужные колокольчики применялись не только на почтовых лошадях. Это было сопряжено с некоторыми неудобствами для «почтовых». Поэтому был введён строгий запрет использовать их частным владельцам. Однако, любовь народа к переливистым колокольчикам обходила эти запреты, и они стали явлением национальной культуры. Праздники, свадьбы, масленица, поездки в гости не обходились без дуги с колокольчиком. А сколько песен и стихов было посвящено этой милой вещице, радовавшей всю дорогу своим мелодичным звоном.

«Слышишь, сани мчатся в ряд,

Колокольчики звенят,

Серебристым лёгким звоном

Слух наш сладостно томят…» (К. Бальмонт)

Потому неудивительно появление поддужного колокольчика даже в маленькой глухой деревне такой.

История старинной вещи. Проект по краеведению в начальной школе (1-4 классы)
  • Начальные классы
Описание:

Ты мира не узнаешь, не зная края своего.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм, любовь ко всему живому. Помогает организовать коллективную работу в изучении и представлении материала, соединить учебную и внеучебную деятельность.

Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 28.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 869
Номер материала MA-062734
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓