История
старинной вещи.
В нашей семье много старинных вещей, которые имеют свою память и историю. Одна
из них это старинный поддужный колокольчик. Я постаралась узнать о нём больше.
Это поддужный колокольчик, который прикреплялся к дуге и являлся частью конской
упряжи. Долгие десятилетия он пролежал на чердаке нашего старого деревенского
дома.
Много красивый легенд и историй ходит о всех русских колокольчиках и колоколах
- из Великого Новгорода, Валдая, Кирилло-Белозерского монастыря, Пскова.
Славны были и мастера, которые отливали колокола для разных нужд русского
человека.
А что расскажет нам наш поддужный колокольчик ? На колокольчике есть надпись: «
Нижегородская губ. Завод А.М.Трошина в Пурехе». Подробности о мастере и его
заводе удалось найти в специальной литературе и справочниках.
На нижегородской земле стоит старинное село Пурех, которое до сих пор не
потеряло своего прежнего облика.
Оказалось, что Пурех бывшая вотчина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, а
Спасо-Преображенский собор, находящийся в центре села, был построен им на
собственные средства в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.
Но
Пурех прославился не только благодаря князю Пожарскому. Его прославили мастера
– ремесленники. Здесь процветали различные промыслы, среди которых был и
медно-литейный.
В 1860-ых годах появились пурехские колокольчики, которые изготовлялись на
маленьких заводах и мастерских. К концу XIX века село Пурех и его окрестности
стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Это были
почтовые, дверные, круглые, корабельные, школьные и другие колокольчики. В
начале XX столетия продукция местных литейщиков экспонировалась в Париже,
Брюсселе, Риме и стала пользоваться спросом за рубежом. Секреты колокольного
мастерства бережно хранили, передавали из поколения в поколение.
Основателями колокольного промысла в Пурехе были литейщики Трошины. Алексей
Макарович Трошин – самый знаменитый из этой династии. Его имя как раз и
написано на нашем колокольчике. В 1896 году на Всероссийской
промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде он был награждён
серебряной медалью. Алексей Трошин был одним из первых медно-литейщиков, кто
представил промысел ямских колокольчиков на международном уровне.
Династия Трошиных - братья Алексей Макарович, Федот Макарович, Михаил
Макарович и Иван Макарович.
Были и продолжатели традиций колокольного промысла. Среди них – Егор
Спиридонович Клюйков.
Пурехские мастера не занимались литьём больших церковных колоколов, но и
производство маленьких – дело было не простым. У мастеров существовала старая
примета: в момент литья колокольчиков надо было говорить без умолку и сочинять
небылицы. Тогда у колокола будет красивый звонкий голос. В связи с этим в
русский язык вошли выражения, которые называются фразеологизмами:
«Лить колокола» -
говорить несбыточные, выдуманные новости
«Колоколить» - без
умолку говорить
«Заливать» -
говорить неправду.
В России к колоколам относились, как к живым существам. Им давали имена,
узнавали по голосам. Колокольчик делился на несколько частей, и каждая имела
своё название:
1.Ушко
2. Сковорода
3. Тулово
4. Юбка
5. Профилированный
поясок
6. Язычок
8.Торец
При покупке их выбирали по частоте звука. Колокольчик с низким голосом называли
«мужиком», а с высоким – «бабой».
С появлением железных дорог почтовые тракты утратили постепенно своё былое
значение. Исчезли почтовые станции, русские быстрые тройки, а вместе с ними и
ямские колокольчики, производство которых продолжалось до начала XX века. Но и
сейчас колокольчики радуют нас своим мелодичным звоном, а имена династии
Трошиных и других мастеров остались на их изделиях и в памяти потомков.
Почтовый колокольчик родился одновременно с «тройкой» в 1770-ые годы. Он был
явлением специфическим , русским и играл заметную роль в народном быту.
Правда, поддужные колокольчики применялись не только на почтовых лошадях. Это
было сопряжено с некоторыми неудобствами для «почтовых». Поэтому был введён
строгий запрет использовать их частным владельцам. Однако, любовь народа к
переливистым колокольчикам обходила эти запреты, и они стали явлением
национальной культуры. Праздники, свадьбы, масленица, поездки в гости не обходились
без дуги с колокольчиком. А сколько песен и стихов было посвящено этой милой
вещице, радовавшей всю дорогу своим мелодичным звоном.
«Слышишь, сани
мчатся в ряд,
Колокольчики
звенят,
Серебристым лёгким
звоном
Слух наш сладостно
томят…» (К. Бальмонт)
Потому неудивительно появление поддужного колокольчика
даже в маленькой глухой деревне такой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.