Инфоурок Литература Другие методич. материалыИстория рода Окотэтто. Создание сборника сказок «Сказки дедушки Омдя из рода Окотэтто»

История рода Окотэтто. Создание сборника сказок «Сказки дедушки Омдя из рода Окотэтто»

Скачать материал
Скачать материал "История рода Окотэтто. Создание сборника сказок «Сказки дедушки Омдя из рода Окотэтто»"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • История рода Окотэтто. Создание сборника сказок «Сказки дедушки Омдя из рода...

    1 слайд

    История рода Окотэтто. Создание сборника сказок «Сказки дедушки Омдя из рода Окотэтто»
    Выполнили: ученицы 9 класса
    МБОУ СОШ № 4,Морозова Светлана,
    Фролова Анастасия;
    Научные руководители: учитель русского языка и литературы - Лященко С. Ю. , учитель ИЗО - Козлова Л. О.
    Салехард 2013

  • До сих пор жизнь, обычаи и культура ненцев, представителей коренных сев...

    2 слайд

    До сих пор жизнь, обычаи и культура ненцев, представителей коренных северных народов, населяющих Ямал, остаётся загадкой, потому что прошлое и настоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследований, что можно уверенно сказать: разбираться в них предстоит ещё долго.

  • Цель и задачи работы: 
Выяснить, кто такие ненцы и их происхождение;
Узнать...

    3 слайд

    Цель и задачи работы:
    Выяснить, кто такие ненцы и их происхождение;
    Узнать культуру народа ненцы;
    Узнать историю древнего рода Окотэтто;
    Собрать сказки, легенды и притчи этого рода для того, чтобы выяснить, что общего в сказках и притчах разных народов Ямала.

  • Объект исследования: семья Окотэтто, Крайний север Ямальского полуострова,...

    4 слайд

    Объект исследования: семья Окотэтто, Крайний север Ямальского полуострова, побережье Северного Ледовитого океана, Сеяхинская тундра.
    Предмет исследования: Семья Окотэтто, фольклор семьи (сказки, притчи)
    Методы исследования: запись сказок на ненецком языке, перевод на русский язык, литературная обработка, создание иллюстраций к каждой сказке.

  • Предварительная гипотеза: выяснить связаны ли сказки рода Окотэтто со сказк...

    5 слайд

    Предварительная гипотеза: выяснить связаны ли сказки рода Окотэтто со сказками других родов (Вануйто, Сэротэтто, Яунгад, Няруй и др.), используются ли в сказках фольклорные традиции народов Севера, использование при оформлении сказок национальных орнаментов.

  • НенцыНенцы, ненэц или хасова (самоназвание — "человек"), народ в России, коре...

    6 слайд

    Ненцы
    Ненцы, ненэц или хасова (самоназвание — "человек"), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе.Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные ненцы. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы.
    Традиционные занятия ненцев: оленеводство, охота, рыбная ловля.

  • Историческая справка    Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформиро...

    7 слайд

    Историческая справка
    Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении I тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья. Там они ассимилировались с аборигенным населением - охотниками на дикого оленя и морскими зверобоями.

  • Этническая история    В формировании ненцев принимали участие, с одной сторон...

    8 слайд

    Этническая история
    В формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем сихиртя.

  • Культура народаУ каждого народа есть своя культура. Культуры разных народов п...

    9 слайд

    Культура народа
    У каждого народа есть своя культура. Культуры разных народов переплетаются, как ветви деревьев. У них есть и общие черты, и различия. В различиях заключен особый облик и дух народов. Народы должны жить в мире, уважать друг друга. Нужно ценить культурные достижения своих соседей. Культура – это умение создавать ценности и жить в соответствии с ними. Это всё, что создано человеком: язык, жилище и одежда, средства передвижения и орудия промысла, орнамент и изображения, правила поведения, предания, песни и сказки. Культурой являются хозяйство, законы и совесть, искусство и умение вести себя.

  • Виды культурыКультура – это способ понимания и представления мира, в котором...

    10 слайд

    Виды культуры
    Культура – это способ понимания и представления мира, в котором человек живет.
    Культура многолика так же, как и человеческая мысль, как и фантазия. Есть культура материальная – вещи, которые создал человек. Есть и культура духовная – умение видеть и чувствовать мир, в котором живет человек. Есть такая культура, которая свойственна только одному человеку, например, его личная мечта или творческие интересы. А есть и общая культура, чьи ценности принадлежат народу или всему человечеству.

  • Культура ненцевЭто мир ценностей, все то, что ненцы считают ценным для себя,...

    11 слайд

    Культура ненцев
    Это мир ценностей, все то, что ненцы считают ценным для себя, каждый человек знает что ценно лично для него.
    Ценностями коренных народов являются:
    Природа, составляющие родовые угодья и влияющая на жизнь
    Предметы и животные, доставляющие средства к жизни( орудия труда, охоты, рыбной ловли, оленей у ненцев, рыба и т.д.)
    Чум
    Одежда
    Род и семья
    Язык
    Традиции предков, заключенные издревле предписанные в правилах жизни и передающиеся через легенды и предания
    Культы и обряды
    Формы отдыха(праздники, спортивные соревнования, игры, и т.д.)
    Кроме этого, для детей ценностями являются игрушки, игры, через которые они обучаются основным ценностям своего народа..

  • Основные ценностиСеверные народы -  последние из народов Земли, кто умеет под...

    12 слайд

    Основные ценности
    Северные народы - последние из народов Земли, кто умеет поддерживать гармонию между человеком и природой. Говоря о культуре коренных народов Ямальского Севера, надо знать, что является у них основными ценностями.
    Основными ценностями коренных народов Ямала являются: род и семья; язык; традиции предков, заключенные в издревле предписанных правилах жизни и передающиеся через легенды и предания, культы и обряды.

  • ОрнаментОрнамент для ненцев – своеобразная система, отчасти заменяющая письме...

    13 слайд

    Орнамент
    Орнамент для ненцев – своеобразная система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути от рождения до смерти.
    Каждый орнамент имеет свое название. По орнаментам можно узнать откуда прибыл её носитель, богат он или нет, рукодельница ли его жена.


  • Орнамент рода ОкотэттоДля каждого рода главным является свой орнамент в украш...

    14 слайд

    Орнамент рода Окотэтто
    Для каждого рода главным является свой орнамент в украшении вещей и рисунка.
    Орнаментами украшают все, что создает род Окотэтто.
    С помощью их орнаментов мы украсили иллюстрации в созданной нами книге.

  • Род     Родом называется объединение людей по родству. 
     Принадлежность к...

    15 слайд

    Род
    Родом называется объединение людей по родству.
    Принадлежность к роду определялась по мужской линии. Браки внутри рода запрещались. Безродному, то есть не имеющему рода, сочувствовали.
    Роды объединялись в крупные племенные сообщества- тензы.
    Ненцы Ямала разделялись на два тэнза – Вануйто и Харючи.
    К тэнзу Харючи относились роды: Окотэтто, Сэротэтто, Хороля, Худи, Тусида, Ямал, Лапцуй, Пырерко и другие.
    К тэнзу Вануйто относились роды: Яптик, Яунгад, Лаптандер, Сэрпива, Вэненга, Яр, Махаку, Пуйко, Нойнгоба и другие.

  • Религия ненцев    С давних времен сохранились в тундре многие обычаи и верова...

    16 слайд

    Религия ненцев
    С давних времен сохранились в тундре многие обычаи и верования. Кроме двух главных богов – верхнего, живущего на небесах и нижнего, властителя подземного мира – существуют множество духов. Их называют «седай». В тундре немало святых мест, где приносят жертвы, просят духов помочь. Изображения духов делаются из дерева. Устанавливаются такие изображения на определенных местах, связанных с началом пути, с охотой и так далее. На этих места приносятся жертвы – олени. Начиная с XIX века ненцев пытались обратить в христианскую веру. Довольно многие из них крестились и в добавок к ненецкому имени получали православное, а в чумах после этого рядом с «домашними» деревянными божками появлялись иконы.


  • Боги верхнего и нижнего мира      По воззрениям ненцев, Вселенная делится на...

    17 слайд

    Боги верхнего и нижнего мира
    По воззрениям ненцев, Вселенная делится на три мира, населенных людьми, животными и различными божествами и духами,- Верхний, Сред­ний и Нижний миры.
        Верхний мир состоит из семи слоев неба; восьмой и девятый пред­ставляют собой бесконечное пространство. Каждый из них управляется особыми божествами и имеет своих особых духов.
        Местожительство Нума находится выше звезд, луны, далеко за солнцем. С Нумом живет его супруга богиня Я'Миня - защитница семьи, душ детей. До Нума никто не может подняться, даже самый сильный шаман. Шаманы достигают лишь пятого слоя неба, где их встречает посланник Нума - Микола Мутратна или Яв'мал Вэсоко.
        Согласно мифам, Нум - творец Вселенной, в этом деле ему помогал брат Нга. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил темное. До появления земли и неба везде была вода. Нум нырнул в воду и достал из глубин сухую и ровную землю. Создал много рек, озер, населил землю большими и малыми животными, воды - рыбами, небо - птицами.
       

  •  Сотворив землю, Нум стал думать, кому отдать ее во владение. Нга попросил от...

    18 слайд

     Сотворив землю, Нум стал думать, кому отдать ее во владение. Нга попросил отдать ему, Нум отказал. Тогда Нга покрыл всю землю снежными сугробами, деревья сразу замерзли, растения погибли. Вокруг стало темно и холодно. Когда братья помирились, то решили сделать солнце, луну и звезды. Нум взял­ся за создание солнца, доверив Нга делать луну и звезды. С появлением солнца на землю пришли свет и тепло. Нум приступил к созданию человека. Взяв глину, он слепил тела людей и уже собирался вдохнуть в них жизнь, но пришел Нга. Тогда Нум предложил вершить суд над людьми совместно с Нга, с условием, что они оба вдохнут жизнь в человека. Тот из них, чье начало победит в человеке, и будет хозяином души. Нга дал свое согласие.
        По верованиям ненцев, Нум и Нга равны по силе, могуществу и власти, проявляющихся в управлении судьбой всего мира, в котором все создано братьями и подчиняется их воле по направленности своих действий в мире они разные, Нум творит добро, а Нга зло. Когда-то Нга жил вместе с Нумом, но после того, как была создана Вселенная, они решили разделиться: Нум взял себе Небо, а Нга - Нижний мир. Во всей природе зло смешалось с добром, темное со светлым, и человеку дали право на выбор. Чем больше он согрешит при жизни, тем сильней будет наказание Нга.

  • Имя и Фамилия      Имя для ненца имеет, как они считают, большое значение. Пе...

    19 слайд

    Имя и Фамилия
    Имя для ненца имеет, как они считают, большое значение. Первые несколько лет ребенка называют ласковым прозвищем и только годам к пяти, когда определяется характер, получает настоящее имя. Иногда родители дают ребенку имя, соответствующее его внешним или еще каким-то данным.
    У ненцев, живущих на Ямале, всего двадцать-тридцать фамилий. Они пошли от двух основных родов. Это фамилии Окотэтто – «Многооленный» и Вануйто – «Коренной». У каждого рода появились своеобразные «дети» под новыми фамилиями, по десять-пятнадцать с каждой стороны.

  • Легенда о происхождении рода Окотэтто.     Существовали два брата – Нума (Вер...

    20 слайд

    Легенда о происхождении рода Окотэтто.
    Существовали два брата – Нума (Верховного Бога Неба) и Нга (бога нижнего мира).
    И решили они сотворить людей. Те, за которых отвечал Нга – были болезнями. Другие были люди Нума, которые жили на земле. Когда все устроились, то появилось среди них два братства – Вануйто и Харючи. В них входили несколько родственных родов.
    Одна из древних легенд гласит: жил-был старик Харючи. Было у него несколько сыновей. Однажды старик заболел и умер. Тогда один из сыновей вышел из чума, заарканил только белых оленей и уехал. И стал он Сэротэтто. Значит – «Белооленный». Те, кто жалел животных , стали прародителями родов Ядне и Тэсидо – что значит «Пеший» и «Безоленный».Самое большое количество оленей разных мастей досталось младшему сыну – Ноктэтта (Окотэтто), что в переводе означает « Многооленный».

    Харючи
    Сэротэтто
    «Белоолений»
    Ядне
    «Пеший»
    Тэсидо
    «Безоленный»
    Ноктэтто
    (Окотэтто)
    «Многооленний»

  • Саде ОкотэттоПредок Омдю Палёвича
Окотэтто, дедушка в пятом 
колене Саде Окот...

    21 слайд

    Саде Окотэтто
    Предок Омдю Палёвича
    Окотэтто, дедушка в пятом
    колене Саде Окотэтто, был
    известен на Ямале своей
    добротой, заботой о неимущих
    тундровиках, обладал даром
    исцеления. Более трехсот лет
    назад он встречался с русским
    царем Петром первым. Он
    назначил его князем
    полуострова Ямал, собирал
    ясак у своих соплеменников.

  • Омдю Палёвич ОкотэттоОн был не раз награжден 
медалями и орденами за 
многол...

    22 слайд

    Омдю Палёвич Окотэтто

    Он был не раз награжден
    медалями и орденами за
    многолетний и
    добросовестный труд,
    работал оленеводом,
    охотником, а в юности был
    мичманом в
    рыболовецкой артели,
    сегодня он на
    заслуженном отдыхе, ветеран труда и Ямала. Живет он в
    тундре со своими сыновьями.

  • Почему мы начали эту работуВ 6 классе учится девочка по имени Емзне (Брусничк...

    23 слайд

    Почему мы начали эту работу
    В 6 классе учится девочка по имени Емзне (Брусничка), которая каждое лето проводит у дедушки Омдю в Сеяхинской тундре. Он рассказывал ей сказки, которые передаются из поколения в поколение, на ненецком языке. После, на уроках КНЯ, она стала приносить свою ненецкую сумочку, в которой находились нитки из сухожилий оленя, шкурки песца, кусочки оленьей шкуры. Ещё она рассказывала сказки своего дедушки на ненецком и русском языках. Нам стало очень интересно, и мы решили создать книгу сказок и иллюстрировать её.

  • Фольклорные сказкиФольклорная сказка — это эпический жанр устного народного т...

    24 слайд

    Фольклорные сказки
    Фольклорная сказка — это эпический жанр устного народного творчества: устный прозаический рассказ о ненастоящих событиях в фольклоре различных народов. Повествовательный, в основном прозаический фольклор, включает в себя разные жанры произведений, тексты которых рассказывают о вымышленных событиях. Основные жанры сказочного фольклора: сказки о растениях, животных, предметах и неживой природе; сказки об одураченном чёрте; волшебные сказки; анекдоты; небылицы; докучные сказки; кумулятивные сказки; легендарные сказки.

  • Ненецкий фольклор   До сих пор не существует единой классификации ненецкого ф...

    25 слайд

    Ненецкий фольклор
    До сих пор не существует единой классификации ненецкого фольклора. Невозможно четко отделить один жанр от другого, не всегда определение научное совпадает с народным. Жанр, относительно которого меньше всего разногласий, – сказания сюдбабц и ярабц.
    Выделяют сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Из животного мира чаще действуют мышь, лисица, ворона, медведь, чайка. Часто персонажами сказок выступают ненецкие божества, духи, хозяева отдельных местностей. Они же являются главными лицами и в других жанрах ненецкого фольклора – преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.

  • Сказание сюдбабц    Название «сюдбабц» происходит от сюдбя – великан и означа...

    26 слайд

    Сказание сюдбабц
    Название «сюдбабц» происходит от сюдбя – великан и означает сказание о великанах. Позже произошло переосмысление слова «сюдбя», и под ним стал подразумеваться герой-богатырь или его противник. В классической сюдбабц герой именуется по особенностям внешнего вида («Довольно Стройный», «Носящий на подоле бубенчики», «Хозяин Ледяного Острова», «Светлый Ездовой Бычок»). Самые распространенные темы сюдбабц – добывание жены и кровная месть за убийство. На обратном пути герою нередко приходится преодолевать препятствия: то его настигает жаждущий мести отец невесты, то нападают иные претенденты на ее руку.

  • Сказание ярабц  
В ярабц (от яр – плач) оплакиваются тяжелая жизнь, страдания...

    27 слайд

    Сказание ярабц

    В ярабц (от яр – плач) оплакиваются тяжелая жизнь, страдания и злоключения героя, причем повествование ведется от первого лица. Ярабцарка (полуярабц) – это бытовые рассказы с отдельными эпизодами о злоключениях героя или животного в тундре.

  • Медведь и Мышонок В кустах жил Мышонок. Бегал он по своим делам: в траве зёр...

    28 слайд

    Медведь и Мышонок

    В кустах жил Мышонок. Бегал он по своим делам: в траве зёрна
    собирал, и в норку таскал. Однажды копая землю, упал он
    в глубокую яму.
    Сначала Мышонок ничего не понял. Пока вертелся, чтобы на
    ноги встать, рядом заревел Медведь:
    - Кто у меня в ухе вертится?
    Мышонок испугался и спрыгнул с головы Медведя на землю.
    Сонный Медведь опять заревел:
    - Что ты в ухе у меня делал? Ты разбудил меня. Я тебя сейчас
    раздавлю лапами!
    Мышонок стал умолять:
    - Ты меня не дави. Я тебе когда-нибудь приду на помощь.
    Засмеялся Медведь:
    - Какой прок от тебя будет?
    С этими словами Медведь отпустил Мышонка.
    Прошло много времени. Однажды Медведь проснулся и пошёл
    искать себе пищу. Неожиданно он попал в ловушку и не
    смог из неё вытащить лапу.
    Услышав плачь Медведя Мышонок выбежал из норы:
    - Кто это так громко кричит?
    Увидел плачущего Медведя, подбежал Мышонок к верёвке, и
    начал грызть её зубами. Долго грыз он верёвку, и наконец
    одолел.
    Обрадовался Медведь. После этого случая Мышонок долго
    гостил у него.
    Когда Мышонку было холодно, он залезал в ухо к деду и грелся.

  • Медведь и Солнце Целую зиму Медведь спал в берлоге. Разбудила его
вода. Смот...

    29 слайд

    Медведь и Солнце

    Целую зиму Медведь спал в берлоге. Разбудила его
    вода. Смотрит он – штаны намокли. Полная берлога
    воды. Закричал Медведь:
    - Что за вода такая? Почему ты меня намочила? Я
    тебя сейчас ударю!
    Испугалась вода и тихо прожурчала:
    - Дедушка, я не виновата, это из-за снега. Снег
    растаял, я и появилась.
    Рассердился Медведь:
    - Снег намочил мои штаны! Я его сейчас ударю!
    С нег тоже испугался:
    - Я не виноват. Это Солнце меня растопило.
    Ещё пуще Медведь рассердился:
    - Вот кто делов наделал. Зачем Солнце снег
    растопило? Вода мне штаны намочила. Я тебе
    сейчас как дам!
    А как до Солнышка добраться? Ни зубами, ни лапами не взять. Сияет оно на небе. Вышел Медведь на
    улицу. Ворчит сам по себе. Штаны
    повесил сушить.
    Видно весна пришла!

  • Ворона, Куропатка и МышкаЖили в тундре три товарища: Ворона, Куропатка и Мыш...

    30 слайд

    Ворона, Куропатка и Мышка

    Жили в тундре три товарища: Ворона, Куропатка и Мышка. Однажды они захотели поесть лепёшек.
    Мышка спрашивает:
    - Кто за мукой пойдёт?
    Ворона отвечает:
    - Я не могу, у меня горло болит, я сегодня много каркала.
    - Я тоже не могу, - сказала Куропатка, - сегодня я ноги промочила, далеко ходила.
    - Ну ладно, я сама схожу, вздохнула Мышка.
    Принесла она муки и спрашивает:
    - Кто тесто замесит?
    Ворона говорит:
    - Я не буду, не хочу стать белой вороной.
    Куропатка сказала:
    - Я тоже не буду. Мои острые когти затупятся.
    Мышка говорит:
    - Ну ладно, я сама займусь тестом.
    Мышка просеяла муку, налила воду, добавила соли. Слепила лепёшки и положила их на доску. Затем спрашивает:
    - Кто будет лепёшки печь?
    Ворона говорит:
    - Я не буду печь, мои глаза станут красными как у Куропатки.
    Куропатка говорит:
    Я тоже не буду печь, мои перья станут чёрными как у Вороны.
    Мышка говорит:
    - Ладно, я сама испеку.
    Мышка испекла лепёшки и спрашивает:
    - Кто лепёшки будет есть?
    Ворона обрадовалась:
    - Я поем.
    Куропатка закудахтала:
    - Я тоже поем.
    Не, - отвечает Мышка. Когда я работала, вы смотрели. Теперь вы смотрите, как я ем.

  • Осётр и дикий оленьВстретились однажды Осётр и дикий Олень на берегу. Осётр...

    31 слайд

    Осётр и дикий олень

    Встретились однажды Осётр и дикий Олень на берегу. Осётр говорит Оленю:
    - Дай мне немножко своего мяса.
    Олень отвечает:
    - Как я тебе его дам? Чем я его заменю? Дай мне и ты кусочек своего хряща.
    И поменялись Олень с Осетром в знак дружбы. Так плавает Осётр с оленьим мясом, а дикий Олень в носу кусочек хряща носит.

  • Почему рыбы живут в водеДавно это было. В ту пору рыбы ещё на земле жили, ка...

    32 слайд

    Почему рыбы живут в воде

    Давно это было. В ту пору рыбы ещё на земле жили, как все.
    Однажды рыбка заболела. Лежит и стонет.
    - Ох! Ох!
    Слушал, слушал её сынок и вышел из чума помощи искать. Вышел и видит на ветке сидит старая ворона.
    Ворона тоже увидела маленькую рыбку и говорит:
    - Сын Рыбки, почему ты печальный?
    - Мама заболела. Помощи ищу.
    - Не печалься – говорит Ворона - хочешь, я тебе помогу? Только если твоя мама будет кричать, не иди, это болезнь уходит. Понятно?
    - Понятно, понятно – ответил сын Рыбки и остался на улице.
    Старая Ворона зашла в чум, смотрит, а там в углу лежит рыбка, чешуя блестит жиром.
    «Вкусная!» - думает Ворона, а сама говорит:
    - Почему ты лежишь?
    - Да заболела я.
    - Хочешь, я тебя вылечу?
    - А как?
    - А вот так! – и Ворона сильно клюнула Рыбку.
    Рыбка испугалась и закричала:
    - Сынок, ты где? Ворона меня сейчас съест.
    Кинулся сынок в чум и прогнал Ворону.
    А Ворона разозлилась и созвала своих подруг. Стали они теснить рыбок теснить. А они метались и упали в воду, но не утонули.
    С тех пор рыбы в воде живут.

  • Автор сказок:  Окотэтто Омдю
Записала сказки:
Тайбери Емзне (Брусничка)
МОУ С...

    33 слайд

    Автор сказок: Окотэтто Омдю
    Записала сказки:
    Тайбери Емзне (Брусничка)
    МОУ СОШ № 4 6 б класс
    Литературный редактор:
    Учитель русского языка и литературы
    Лященко Светлана Юрьевна
    Рисовали иллюстрации и орнаменты:
    Яр Татьяна, Тимирханова Эльнара – 6 б класс
    Куклина Юлия – 8 б класс
    Художественное оформления:
    Учитель искусства
    Козлова Любовь Оровна

  • Значение животных в сказках   Среди ненцев было распространено почитание разн...

    34 слайд

    Значение животных в сказках
    Среди ненцев было распространено почитание разных животных, особенно медведя. Волк считался одним из воплощений злого духа (нгылека).Ворона являлась умом и мудростью. Почитались некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Большим почетом пользовался олень, считавшийся воплощением чистоты. Уши и рога, священных оленей украшали красными ровдужными лентами.

  • Чем связанны сказки ненцев:В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц...

    35 слайд

    Чем связанны сказки ненцев:
    В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое или двое.
    Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил.
    Деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством.
    В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия – дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие.
    Разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу.
    Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека. Поэтому совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка - в ягоду (сказка “Голубика”), несчастная мать - в кукушку (сказка “Кукушка”), парень- в гагару (“Девушка и гагара”), ветер- в щуку (“Синяя щука”), шаман- в оленя (“Ваханде и Нойсама”).

  • ВыводБыло выяснено откуда пошел род Окотэтто,
     собраны древние легенды, п...

    36 слайд

    Вывод
    Было выяснено откуда пошел род Окотэтто,
    собраны древние легенды, по которым ясно, что существовало два бога: Нум и Нга, что с древности земля была поделена между родами на два основных рода: Вануйто и Харючи.
    Сказки каждого рода отличаются друг от друга, но общими в этих сказках и притчах являются общечеловеческие ценности, сказки передаются из поколения в поколение и рассказываются на ненецком языке.
    Культура для ненцев - это способ понимания и представления мира, в котором живет человек.
    Для каждого рода главным является свой орнамент в украшении вещей и рисунка.
    Исследовалась культура ненцев, история, фольклор и орнамент.
    Народы Севера очень родственны по отношению друг другу и у них много общего.

  • Литература:Культура народов Ямала/ Борко Т. И., Галкин В. Т./учебник 5-7 клас...

    37 слайд

    Литература:
    Культура народов Ямала/ Борко Т. И., Галкин В. Т./учебник 5-7 классы. Тюмень, 2002
    Фольклор ненцев / Е. Т. Пушкарева, Л. В. Хомич. - Новосибирск, 2001.
    http://arcticportal.ru/index.php/%D0%9D%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%AB
    http://festival.1september.ru/articles/312623/
    http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_n/nency.php

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель и задачи работы:1. Выяснить, кто такие ненцы и их происхождение;2. Узнать культуру народа ненцы;3. Узнать историю древнего рода Окотэтто;4. Собрать сказки, легенды и притчи этого рода для того, чтобы выяснить, что общего в сказках и притчах разных народов Ямала.Объект исследования: семья Окотэтто, Крайний север Ямальского полуострова, побережье Северного Ледовитого океана, Сеяхинская тундра. Предмет исследования: Семья Окотэтто, фольклор семьи (сказки, притчи) Методы исследования: запись сказок на ненецком языке, перевод на русский язык, литературная обработка, создание иллюстраций к каждой сказке.Предварительная гипотеза: выяснить связаны ли сказки рода Окотэтто со сказками других родов (Вануйто, Сэротэтто, Яунгад, Няруй и др.), используются ли в сказках фольклорные традиции народов Севера, использование при оформлении сказок национальных орнаментов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.07.2020 2078
    • PPTX 3.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каракетова Лейла Али-Солтановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74125
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов