Класс 11
Дата_____________
Урок:39
Предмет: История
Казахстана.
Тема:
Характер
общественно-политической жизни в 1920-х годах, партийные и государственные
руководители республики, Ф.И.Голощекин и «Малый Октябрь».
Цели
изучения темы:
составить общее представление о коллективизации в Казахстане, как преступной
политике против крестьянства и казахского населения, которую можно обозначить
как политику геноцида.
Развивающая:.
- отработать навыки решения проблемной ситуации, выявления
причинно-следственных связей, негативных и позитивных последствий исторических
событий
Воспитательная:
воспитание гражданской позиции по отношению к указанным событиям, как политике
геноцида против собственного народа.
Наглядные пособия:
карта Республики Казахстан, схемы-классификаторы по вопросам: Термины, даты.
Глоссарий
Тип урока:
можно провести занятие в форме лекции или в виде комбинированного занятия.
Ход
урока
Организационный момент.
Психологический настрой.
Казахский аул накануне
коллективизации. Последовательное проведение в жизнь НЭПа в республике дало
свои положительные результаты. Дальнейшее развитие получило кооперативное
движение, функционировали потребительские общества, фактории. Однако Ф. И.
Голощекин, став главой краевой партийной организации, избрал курс на
"советизацию аула". Создавалась идейно-политическая основа для
проведения "новой революции" в Казахстане. Национальные лидеры (Т.
Рыскулов и др.) были отозваны в ЦК Всесоюзной Коммунистической партии
(большевиков) (ВКП(б)). С. Садвакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев
были обвинены в национализме. Подверглись гонениям и представители старой
национальной интеллигенции. Уважительное отношение к ним трактовалось как
одобрение антисоветского курса Алаш-Орды, как подрыв советской национальной
политики. Еще более поляризовал обстановку в ауле передел сенокосных и пахотных
угодий. По указанию И. Сталина было разрешено использовать чрезвычайные меры в
ходе хлебозаготовок. В 1928 г. целевую установку на эскалацию силового нажима
определил декрет ЦИК и СНК Казахстана "О конфискации и выселении
крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов". Разрешалось проводить
конфискацию байских хозяйств, выселение владельцев и членов семей из районов их
проживания, ибо они "своим имущественным и общественным влиянием
препятствуют советизации аула". Насильственная коллективизация сельского
хозяйства. В 1927 г. XV съезд Коммунистической партии провозгласил курс на
коллективизацию сельского хозяйства. Идея создания "строя цивилизованных
кооператоров" стала составной частью строительства социализма в СССР. В
развитии кооперативного движения на селе провозглашались принципы
добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности,
поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского
кооперирования. При этом считалось необходимым принимать во внимание силу
примера, степень развития материально-технической базы, на которой
строятся коллективные хозяйства, традиции простых форм крестьянской
кооперации в прошлом и другие факторы. ЦК партии намечал закончить коллективизацию
в Казахской АССР в основном к весне 1932 г. В зерновых районах Казахстана
основной формой колхозного строительства должна была стать сельскохозяйственная
артель, а в животноводческих — товарищество по совместной обработке земли и
сенокосу, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и
инвентаря оплачивалось. Со второй половины 1929 г. в республике форсированными
темпами стало развиваться колхозное движение. Создаются первые
машинно-тракторные станции (МТС). Для проведения коллективизации и оседания
наряду с местными "коллективизаторами" Казкрайком партии привлек 8
тыс. рабочих. Кроме того, в республику были направлены 1 204 представителя
рабочих из внутренних районов России. "Застрельщики" из города очень
часто Понимали смысл и сам механизм оседания весьма поверхностно. Для них чаще
всего это означало стягивание с огромного радиуса территории сотен и сотен
юртовладельцев в одно место (подчас лишенное кормовых и водных ресурсов). Идея
коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована
жесточайшим тотальным террором. Коллективизация форсировалась без учета
местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно
административными методами. Поступали указания об ускорении темпов сплошной коллективизации
в кочевых аулах. При этом создание хозяйственной базы, строительство жилья,
культурно-бытовых объектов просто декларировались. Революционное нетерпение и
утопизм, тоталитарное политическое мышление вновь одержали верх. В условиях жесткого
администрирования преуспевали лжеактивисты, которые приняли на вооружение
приемы и методы периода "военного коммунизма". Директивные органы как
будто бы и предостерегали от чрезмерного залегания вперед, однако имевшиеся на
этот счет многочисленные прецеденты в большинстве своем квалифицировались лишь
как "издержки революционного рвения" или неопытность. Такие
нарушения в крайнем случае вызывали дисциплинарные взыскания, тогда как
обратные тенденции расценивались как проявления "правого оппортунизма"
или даже вредительство. Последствия перегибов: великое бедствие. Нарушение
принципа добровольности и элементарной законности с самого начала приняли
повсеместный характер. Наиболее типичными и распространенными являлись такие
приемы принуждения, как лишение избирательных прав, угроза выселения за пределы
района проживания или превентивный арест в "воспитательных целях".
Излюбленным средством особенно рьяных "коллективизаторов" было
огульное зачисление колеблющихся в так называемые подкулачники. В их разряд
были отнесены тысячи зажиточных и середняцких хозяйств. Крайне тяжелыми
последствиями обернулось раскулачивание. В директивах, доведенных до местных
органов, указывалось, что удельный вес ликвидируемых кулацких дворов по
отношению к общей массе хозяйств не должен превышать 3—5%. Во многих районах
такого числа кулаков не набиралось. Однако командно-административная
система всякую спущенную сверху установку без кого бы то ни было
осмысления ударно претворяла в жизнь. Поэтому численность раскулаченных
почти везде "подтягивалась" до самого верхнего предела.
А нередко план "по валу" выполнялся настолько усердно, что фактически
превышал в два, а то и в три раза субъективно установленный размер.
Домашнее задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.