Главная / Обществознание / Историческое развитие человечества. Поиски социальной макротеории

Историческое развитие человечества. Поиски социальной макротеории

«Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

Теория локальных цивилизаций»

Цель урока – ознакомить учащихся с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций и предположить прогноз на будущее;
- развить у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся;
- объяснить понятия и термины «цивилизация», локальная цивилизация, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.

Форма урока – изучение новой темы, урок-анализ
План изучения новой темы:

  1. Понятие «цивилизации»;

  2. Теория локальных цивилизаций:

  3. Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы;

  4. Типология по О. Шпенглеру – культуры и цивилизации

  5. Типология цивилизаций по А. Тойнби;

  6. Общие черты теории локальных цивилизаций

  7. Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода


- А какой смысл вы вкладываете в понятие «цивилизация»?
- Каким вы видите современную цивилизацию?
- Каковы рамки и перспективы современной цивилизации?
Учитель - Ребята, чтобы дать точное определение понятию цивилизация, увидеть перспективы развития современной цивилизации и определить макротеорию (общую теорию) направленности развития человечества, мы обратимся к истории вопроса.

^ Изучение нового материала

«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» 
(С. Есенин)
Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но, если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва ли различаем и часто подход к ним неточен и субъективен.
Для характеристики истории общества на сегодняшний день используются два основных подхода: локально-цивилизационный и линейно-стадиальный (формационный). Сегодня познакомимся с локально-цивилизационным подходом в изучении истории (слайд 1). 
Учитель сообщает - Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш-Л.Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход был развит в трудах Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Карла Ясперса (1883-1969,) Арнольда Тойнби (1889-1975) слайд 2.
Вопрос Учителя - Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?
Ответы учащихся - Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни.
Цивилизация – часть всемирной культуры, существовавшая на определенном историческом этапе и конкретной территории. 
Рассказ учителя - По-мнению основоположников цивилизационного подхода, в человеческом обществе с древнейших времен до сегодняшних дней, сменяя друг друга, существовали и существуют «локальные цивилизации» - самостоятельные, независимые и изолированные друг от друга закрытые общности. Они имеют свои особенности в социально-экономическом и культурном развитии – слайд 4

2. В 19 в. в трудах Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби зародилась и получила широкое распространение «Теория локальных цивилизаций» -показываю фотографии на доске
Обращаюсь к учащимся – Внимательно прочитайте выдержку из труда Н.Данилевского «Россия и Европа» и ответьте на вопросы.
^ 1 ряд - Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде «Россия и Европа»

Типы цивилизаций:

Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;

Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);

Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);

Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)

Ведущее начало, основа данного КИТа – религия, культура, политика – (слайд №5-6)



2 ряд - Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру

Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры. 


Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции - «становящееся» - культура и «ставшее» - цивилизация.

Цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм. 

Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

Египетскую;

Вавилонскую;

Индийскую;

Китайскую;

Арабо-византийскую;

Греко-римскую;

Западную;

Культуру инков

По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя. Слайды 7-9


Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»

По его мнению, цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

Религия и форма ее организации

Территориальный признак

Тойнби выделял следующие цивилизации:

Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);

Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);

Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

- Какова судьба цивилизаций по-мнению Арнольда Тойнби? 
Цивилизации развиваются независимо друг от друга

Возможна гибель 

Спасение цивилизации путем создания единой высшей религии, «вселенской церкви» и «вселенского государства»

Таким образом, Главной «единицей» общественно-исторического процесса по их мнению являются локальные цивилизации
Вопрос учителя - Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?:
Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;

Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;

Центр исследования – человек, как творец истории;

Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития

Вопрос темы - Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода

-Учащиеся на основе изученного и пункта параграфа составляют ответ на вопрос «^ Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?»
Достоинства:
Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки:
При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; 

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом

Вопрос: 
- Как вы относитесь к теории локальных цивилизаций? Принимаете ли вы их точку зрения, что в мире с древних времен существовали только локальные друг от друга изолированные, независимые цивилизации и что каждую цивилизацию в будущем ждет гибель? 
- Какова судьба современной цивилизации?
Возможные ответы: 
- Даже в Древнем мире цивилизации не носили закрытый, локальный характер. 
- Они взаимовлияли друг на друга (египетская повлияла на формирование цивилизации Древнего Междуречья, древнегреческая повлияла на древнеримскую цивилизацию)
-Цивилизации продолжали и продолжают существовать (например, китайская цивилизация, западноевропейская цивилизация);
- Современная цивилизация под влиянием общественных процессов видоизменится и даст начало качественно новому продолжению цивилизации (западноевропейская цивилизация, российская цивилизация)
Домашнее задание: 

-прочитать параграф 13(стр. 126-130), 

Историческое развитие человечества. Поиски социальной макротеории
  • Обществознание
Описание:

«Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

Теория локальных цивилизаций»

Цель урока – ознакомить учащихся с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций и предположить прогноз на будущее;
- развить у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся;
- объяснить понятия и термины «цивилизация», локальная цивилизация, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.

Форма урока – изучение новой темы, урок-анализ
План изучения новой темы:

1.      Понятие «цивилизации»;

2.      Теория локальных цивилизаций:

3.      Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы;

4.      Типология по О. Шпенглеру – культуры и цивилизации

5.      Типология цивилизаций по А. Тойнби;

6.      Общие черты теории локальных цивилизаций

7.      Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода


- А какой смысл вы вкладываете в понятие «цивилизация»?
- Каким вы видите современную цивилизацию?
- Каковы рамки и перспективы современной цивилизации?
Учитель - Ребята, чтобы дать точное определение понятию цивилизация, увидеть перспективы развития современной цивилизации и определить макротеорию (общую теорию) направленности развития человечества, мы обратимся к истории вопроса.

^ Изучение нового материала

«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» 
(С. Есенин)
Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но, если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва ли различаем и часто подход к ним неточен и субъективен.
Для характеристики истории общества на сегодняшний день используются два основных подхода: локально-цивилизационный и линейно-стадиальный (формационный). Сегодня познакомимся с локально-цивилизационным подходом в изучении истории (слайд 1). 
Учитель сообщает - Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш-Л.Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход был развит в трудах Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Карла Ясперса (1883-1969,) Арнольда Тойнби (1889-1975) слайд 2.
Вопрос Учителя - Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?
Ответы учащихся - Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни.
Цивилизация – часть всемирной культуры, существовавшая на определенном историческом этапе и конкретной территории. 
Рассказ учителя - По-мнению основоположников цивилизационного подхода, в человеческом обществе с древнейших времен до сегодняшних дней, сменяя друг друга, существовали и существуют «локальные цивилизации» - самостоятельные, независимые и изолированные друг от друга закрытые общности. Они имеют свои особенности в социально-экономическом и культурном развитии – слайд 4

2. В 19 в. в трудах Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби зародилась и получила широкое распространение «Теория локальных цивилизаций» -показываю фотографии на доске
Обращаюсь к учащимся – Внимательно прочитайте выдержку из труда Н.Данилевского «Россия и Европа» и ответьте на вопросы.
^ 1 ряд - Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде «Россия и Европа»

Типы цивилизаций:

Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;

Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);

Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);

Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)

Ведущее начало, основа данного КИТа – религия, культура, политика – (слайд №5-6)



2 ряд - Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру

Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры. 


Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции - «становящееся» - культура и «ставшее» - цивилизация.

Цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм. 

Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

Египетскую;

Вавилонскую;

Индийскую;

Китайскую;

Арабо-византийскую;

Греко-римскую;

Западную;

Культуру инков

По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя. Слайды 7-9


Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»

По его мнению, цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

Религия и форма ее организации

Территориальный признак

Тойнби выделял следующие цивилизации:

Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);

Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);

Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

- Какова судьба цивилизаций по-мнению Арнольда Тойнби? 
Цивилизации развиваются независимо друг от друга

Возможна гибель 

Спасение цивилизации путем создания единой высшей религии, «вселенской церкви» и «вселенского государства»

Таким образом, Главной «единицей» общественно-исторического процесса по их мнению являются локальные цивилизации
Вопрос учителя - Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?:
Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;

Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;

Центр исследования – человек, как творец истории;

Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития

Вопрос темы - Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода

-Учащиеся на основе изученного и пункта параграфа составляют ответ на вопрос «^ Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?»
Достоинства:
Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки:
При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; 

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом

 

Вопрос: 
- Как вы относитесь к теории локальных цивилизаций? Принимаете ли вы их точку зрения, что в мире с древних времен существовали только локальные друг от друга изолированные, независимые цивилизации и что каждую цивилизацию в будущем ждет гибель? 
- Какова судьба современной цивилизации?
Возможные ответы: 
- Даже в Древнем мире цивилизации не носили закрытый, локальный характер. 
- Они взаимовлияли друг на друга (египетская повлияла на формирование цивилизации Древнего Междуречья, древнегреческая повлияла на древнеримскую цивилизацию)
-Цивилизации продолжали и продолжают существовать (например, китайская цивилизация, западноевропейская цивилизация);
- Современная цивилизация под влиянием общественных процессов видоизменится и даст начало качественно новому продолжению цивилизации (западноевропейская цивилизация, российская цивилизация)
Домашнее задание: 

-прочитать параграф 13(стр. 126-130), 

Автор Иванченко Валентина Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1680
Номер материала 26267
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓