Главная / История / историческое краеведение в проектировании учебного взаимодействия

историческое краеведение в проектировании учебного взаимодействия

Министерство образования и науки Пензенской области

Управление образования г. Пензы

Городская научно-практическая конференция работников образования

МБОУ СОШ № 64
















Историческое краеведение в проектировании учебного взаимодействия







Автор работы:

Емельянова Елена Анатольевна,

учитель истории и обществознания,

зам. директора по ВР,

МБОУ СОШ № 64 г. Пензы













ПЕНЗА

Содержание



Введение 3


1.Роль исторического краеведения.

Понятие и истоки исторического краеведения. 4-6

II. Основы программы факультативного курса

по историческому краеведению «Истоки» 7-8


III. Проектирование учебного взаимодействия 9


Заключение 10


Примечания 11


Список использованной литературы 12-13


Приложения 14-





























Введение


Время неумолимо. Оно уводит в прошлое одно поколение за другим, унося за собой свою историю. Уходят из жизни и носители народной культуры, а вместе с ними исчезают легенды, поверья, обычаи. Сохранить память о прошлом и наши корни, откуда мы родом- это долг каждого.

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе. Основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны. Это позволяет педагогам активизировать учебную деятельность учащихся, воспитать в них патриотические чувства.

Вопрос о роли исторического краеведения в проектировании учебного взаимодействия с каждым годом становится все более актуальным, т.к. ученик (как настоящий исследователь) при контроле учителя может полноценно изучать историю своей Родины.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Цель данной работы: показать роль исторического краеведения в проектировании учебного взаимодействия.

При решении данной цели и задач предлагаю программу факультативного курса «Истоки» по историческому краеведению.

Цель программы: развить у учащихся духовную потребность в познании и исследовании истории родного края.

Задачи программы:

1. Сформировать представление учащихся и навыки по основам исторического краеведения, научно – исследовательской работе, экскурсоведению, работе с музейными и архивными материалами.

2. Воспитать личность ребенка, сориентированную на познании истории родного края; патриотизм и любовь к своей малой родине – Пензенскому краю.

3. Расширить кругозор учащихся, развить их коммуникабельность.





















I. Роль исторического краеведения

Понятие и истоки исторического краеведения.

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.

Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с Россией, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.

Слово «история» в древнейших источниках не употреблялось. Попытки выяснить реальные причины тех или иных событий тогда не предпринимались, поскольку люди были уверены, что все определяется богами.

На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание быта и обычаев славян: «..живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и т.п.[1].

Государственное значение историческому краеведению придается в XVII веке. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[2].

Все это способствовало тому, что в XVIII веке историческое краеведение добивается значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в различные края России с целью их детального изучения.

Термин «краеведение» впервые был введён В.Я. Улановым в книге «Опыт методики истории в начальной школе». [3].

В 1915г. преподаватель Саратовского учительского института Д.А.Марков издал «Тетрадь для краеведческих работ по изучению истории местного края для учащихся старших классов, учителей начальных классов и любителей старины». [4].

Пенза никогда не стояла в стороне от решения важнейших проблем развития России. В 1815г. учитель Пензенской гимназии А.Г.Раевский подготовил рукопись «Географическое, статистическое и топографическое описание Пензенской губернии». Одна из глав в ней посвящена истории края. [5].

Одними из первых краеведов были В.О.Ключевский, В.Х.Хохряков, Г.Д.Смагин, Б.Н.Гвоздев, А.Л.Хвощёв и др.

В.О.Ключевский уже в первой лекции «Курса русской истории» выделил разделы «Научная задача изучения местной истории», «Два предмета исторического изучения», «Отношение к ним истории общей и местной» и др.

Г.Д.Смагин в 1910г. создал в с. Атмис Нижнеломовского уезда один из первых школьных музеев. [6].

В 1922г. вышел замечательный труд, написанный историком, профессором. Преподавателем 14 школы Пензы А.Л.Хвощёвым «Очерки по истории Пензенского края с этнографической, 2-мя историческими картами Пензенского края с планом Пензы XYIII века». [7].

Н.И. Спрыгина положила начало систематическим археологическим и этнографическим исследованиям. [8].

В 30-е годы были восстановлены систематические курсы истории. При этом появились чёткие указания на необходимость внести в программы по истории и обществоведению элементы краеведения. [9].

В 40-е годы в составе, созданной в 1943г. Академии педагогических наук, была организована специальная комиссия по школьному краеведению. [10].

Историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны. Возрастание интереса к истории вызвало значительное оживление историко-краеведческой работы на местах. «Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией»[11].

В 60-е годы наметилась тенденция поворота школьного краеведения от изучения прошлого к большему изучению современности. Эта проблема была поставлена Н.Г. Дайри. [12].

К 70-м годам историческое краеведение превратилось в общепедагогический принцип. Учебные программы по отечественной истории чётко ориентировали учителя на использование краеведческого материала. Вводились факультативные курсы по краеведению. [13].

За последние десятилетия «Поле» краеведения значительно расширилось. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.








































II. Основы программы факультативного курса

по историческому краеведению «Истоки»


Программа факультативного курса по историческому краеведению «Истоки» [14].

является комплексной, включающей знания по основам исторического краеведения, музееведения, архивоведения, библиотечному делу. Она рассчитана на учащихся интересующихся историческим краеведением, познанием истории своей Малой Родины- Пензенского края.

Необходимость появления данной программы вызвана тем, что занятия в системе образования (по краеведению) в большинстве своем привлекательны; значительно полнее удовлетворяют интересы и потребности учащихся в познании истории.

Программа предназначена для учащихся 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Рекомендуется ее использование в классах гуманитарного профиля.

Оптимальный объем курса: 102 часа. Курс разбит на три модуля (для 9, 10,11 классов), которые могут изучаться независимо друг от друга. Объем каждого модуля 34 часа (один час в неделю).

Цель: развить у учащихся духовную потребность в познании и исследовании истории родного края.

Задачи:

1)Сформировать представление учащихся и навыки по основам исторического краеведения, научно – исследовательской работе, экскурсоведению, работе с музейными и архивными материалами.

2)Воспитать личность ребенка, сориентированную на познании истории родного края; патриотизм и любовь к своей малой родине – Пензенскому краю.

3)Расширить кругозор учащихся, развить их коммуникабельность.

Программа факультатива «Историческое краеведение» предусматривает трехступенчатое обучение (9,10,11 классы), но каждый курс может быть самостоятельным.

Учащиеся 9 класса готовы к самостоятельному изучению истории своей Малой Родины- Пензенскому краю. Учащимися уже пройден материал «История Пензенского края с древнейших времен до конца XIX века.» под редакцией Белорыбкина (региональный компонент 8 класс); происходит изучение «Истории Пензенского края XX века», под редакцией Белорыбкина (региональный компонент 9 класс). В данный период учащиеся уже определяются и готовятся к самостоятельному исследованию истории своей Малой Родины. Поэтому целесообразней всего с 9 класса начинать изучение « Исторического краеведения».

В течение первого года обучения («Основы исторического краеведения») формируется группа переменного состава из учеников 9 класса, интересующихся историческим краеведением.

Цель: познакомить учащихся с основами исторического краеведения, вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД) и их ролью в краеведении.

Задачи:

1. Сформировать представление о сущности и значении исторического краеведения, его типах и видах.

2. дать необходимый объём знаний для осмысления роли исторического краеведения в познании истории Малой Родины и истории России.

Ребята получают знания по «основам краеведения»: узнают о сущности и значении исторического краеведения, его типах и видах; вспомогательных исторических дисциплинах (археологии, этнографии, нумизматике, топонимике, геральдике, генеологии, метрологии), а также их роли в историческом краеведении; основам историко- краеведческой работы, сбору исторических источников по истории Родного края; основам библиотечного, архивного и музейного дела (методах и приемах работы с данными фондами).

Итогом первого года обучения должен стать творческий зачет (подготовка творческих папок по интересующим учащихся темам из истории Пензенского края).

Второй год « Основы исследовательской работы» (10 класс)

Цель: развить творческие способности учащихся ч/з научную исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повысить уровень знаний и эрудиции.

2.Организовать научно–исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3. Обучить учащихся историко–краеведческой, поисковой и научно- исследовательской работе.

Учащиеся получат знания по основам историко- краеведческой и поисковой работы (сбору и систематизации материалов при работе с документами и литературой в библиотеках, архивах и музеях), а также методике научно- исследовательской деятельности, представления результатов исследования.

Итогом второго года обучения является подготовка и защита исследовательских работ. Лучшие работы представляются на школьной и городской научно- практической конференции.

Третий год обучения «Основы экскурсоведения» (11 класс) рассчитан на познание учащимися основ мастерства экскурсоводов, сбор и систематизацию материалов по истории города, составление и проведение экскурсий.

Цель: Познакомить учащихся с основами экскурсоведения и процессом подготовки экскурсии.

Задачи:

1. Дать учащимся основы экскурсоведения.

2.Научить процессу подготовки и проведения экскурсии.

3. Ознакомить с профессиональным мастерством экскурсовода.

Итог третьего года обучения - творческое задание (подготовка и проведение обзорной и тематической экскурсий по истории города).

Учащиеся должны знать:

- основы краеведения: его типы и виды, источники краеведения;

- роль вспомогательных исторических дисциплин в краеведении;

- основы историко- краеведческой, поисковой, научно- исследовательской и экскурсионной работы.

Учащиеся должны уметь:

- собирать и систематизировать краеведческий материал;

- писать исследовательские работы, защищать их;

- составлять и проводить обзорные и тематические экскурсии;

- самостоятельно приобретать знания из научной литературы, публикаций в местной печати;

- работать с документами библиотечных, архивных и музейных фондов;

- уметь выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей и наличия источников.








III. Проектирование учебного взаимодействия


Проектирование учебного взаимодействия проходит в несколько этапов:

1 этап. Наблюдение за учащимися.


2 этап. Выявление интеллектуально- одарённых учащихся, интересующихся историческим краеведением.


3этап. Привлечение учащихся в интеллектуальные лаборатории (исследовательская группа, проектная группа, группа «Эрудит»).


4 этап для учащихся, выбравших исследовательскую группу.


Индивидуальный выбор


hello_html_38b16767.gifhello_html_m77dae311.gif

5 этап. Систематическая работа с учащимися на основе выявленных интересов и проявленных способностей в исследовательской группе интеллектуальной лаборатории.


Данная программа предусматривает изучение учащимися основ, с помощью которых настоящий исследователь сможет полноценно изучать историю своей Родины. Она позволяет проектировать процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся.

















Заключение


Историческое краеведение должно стать одним из главных элементов исторического образования в современной школе. Оно позволяет сохранить в памяти ребёнка многие культурные традиции, обеспечить преемственность и связь поколений, даёт соприкоснуться с живой историей.

Только изучая историю своей малой родины можно воспитать у подрастающего поколения чувство любви и уважения к тому месту, где ты родился, где твои корни, корни твоих предков. Воспитание уважения к истории своей малой родины- это воспитание любви к своей стране. Малая родина- это та капелька, которая питает огромную реку- Россию.

Историческое краеведение вводит учащихся в мир большой истории. Это помогает ребёнку осознать себя её частью. Это вселяет надежду на то, что, повзрослев, эти дети не останутся сторонними наблюдателями, не будут в стороне от тех событий, что происходят, а займут, активную гражданскую позицию, будут истинными патриотами своей родины- России.

Данная программа предусматривает изучение учащимися основ, с помощью которых настоящий исследователь сможет полноценно изучать историю своей Родины. Она позволяет проектировать процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся.




Примечания


1 Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

2 Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

3. В.Я. Уланов «Опыт методики истории в начальной школе»1914г.

4.Это было первое пособие для практической работы по историческому краеведению в школах.

5. Е.М.Персанова. Использование краеведческого материала на уроках истории.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Моя малая Родина». Выпуск 5/ Под общей ред. К.и.н. В.Е. Малязёва. Степановка- Пенза, 2008.с. 16

6. Там же, с. 16.

7. Там же, с.17.

8. Там же, с.19.

9. Там же, с.18

10. Там же, с.18.

11. Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961

12. Е.М.Персанова. Использование краеведческого материала на уроках истории.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Моя малая Родина». Выпуск 5/ Под общей ред. К.и.н. В.Е. Малязёва. Степановка- Пенза, 2008.с. 18.

13. Там же, с.18.

14.Е.А. Емельянова. Авторская программа по историческому краеведению «Истоки»































Список использованной литературы

«Историческое краеведение»

  1. Внеклассная работа по истории / Краеведение /. Пособие для учителей. Сост. Д В Кацгоба. - М.: Просвещение, 1975.

  2. Внеклассная работа по истории / подпед Орлова В. А. – Ленинград. 1960.

  3. Историческое краеведение. / Основные источники изучения истории родного края/. // Под ред. проф. Милонова Н. П. – М.: Просвещение, 1969.

  4. Карманная книга натуралиста и краеведа./ Ред. Кузьмина Н.Е., Стригин В.М. – М., 1960.

  5. Краеведение пособие для учителя/ Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Под ред. Даринского А.В. – М.: Просвещение. 1987.

  6. Методика истории – краеведческой работы в школе: Пособ. для учителей/ Н.С. Борисов, В.В. Драгишнигов, П.В. Иванов, Д.В. Кацгоба; Под ред. Борисова Н.С. – М.: Просвещение 1982.

«Библиотечное дело»

1. Руководящие материалы по библиотечному делу: Справочник/ Под ред. В.В. Серова. – М.; Книга, 1982.

«Архивное дело»

  1. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 июня 1918 г. « О реорганизации и централизации архивного дела. Архивное строительство в СССР (1918 – 1941 гг.)» // Советские архивы. 1978. № 2. С. 5-6.

  2. Закон СССР «Об охране и использование памятников истории и культуры» // Ведомости Верховного совета СССР. 1976. № 44. Ст. 628.

  3. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних спец. Учеб. Завед. – М.: Изд – во НОРМА. 1996.

  4. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах. 7 июля 1993 г.

  5. Постановление Верховного Совета СССР « О порядке введения в действие закона СССР « О порядке введения в действие Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» // Ведомости Верховного совета СССР. 1976. № 44. Ст. 629.

  6. Постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1980 г. « Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и Положения о Главном архивном управлении при Совете министров СССР» // СП СССР. 1980. № 10. Ст. 71.

  7. Постановление Правительства Р.Ф. от 22 декабря 1992 г. № 1006 « Об утверждении Положения о Государственной архивной службе России». М.: Госуд. архивная служба России. Инф. бюллетень. 1993. № 3.

  8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации « О порядке введения в действие «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах». 7 июля 1993 г. № 5342 – 1.

«Музейное дело»

1.Алексеева И.Б. курс музееведения и музейного источниковедения для старшеклассников / из 10 – летнего опыта работы // Теория и практика музейного дела в России и рубеже XXXXIв.// Труды ГИМ. Вып. 104.Н., 2001.

  1. Краткий словарь музейных терминов. Сб. науч. тр. / НИИ культуры № 126. М., 1984.

  2. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. и история / Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста, М., 1988.

  3. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.

  4. Музей и школа: Пособие для учителей / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др. Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М.: Просвещение, 1985.

  5. Паниратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. – М., Владос, 2000.

  6. Российская музейная энциклопедия: в 2т. М., 2001.

  7. Сейненский А.Е., музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 1988.

  8. Тверская Д.И. Музей как научно – исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. М., 1974.

  9. Федеральный закон РФ. « О музейном фонде РФ и музеях в РФ.» Принят Государственной Думой 24 апреля 1996.

  10. Финягина Н.П. состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное дело в СССР. М., 1975.

  11. Шляхтина Л.М., Фомин С.В. Основы музейного дела. СПб., 2000.

  12. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высший школы. – М.: Академический проект, 2003.

«Научно-исследовательская деятельность»

  1. Дереклеева Н.И. Научно - исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М. 2001.

  2. Загвязинский В..И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

  3. Загвязинский В.И. Организация опытно - эксперементальной работы в школе. - Тюмень, 1993.

  4. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М., 1980.

  5. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М, 1985.

  6. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: Аркти, 2006.

  7. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении. - М., 1996.

  8. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

  9. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно -исследовательской деятельности. - М., 1993.

10.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельности педагога и учащегося в современной школе. - М: Секретарь, 1998.

«Экскурсоведение»

1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. -М.: ЦРНБ «Турист», 1992.

  1. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учебное пособие.- М: ЦРНБ «Турист», 1986.

  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М.: Советский спорт, 2000.

  3. Методика подготовки и правоведения экскурсии. Учеб. пособие. - М.: ЦРНБ «Турист», 1980.

  4. Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб. метод, пособие. - М.: Искусство, 1981.

  5. Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

  6. Требования к методической разработке экскурсии: Метод рекомендации. -М.: ЦРНБ «Турист», 1979.



Приложение 1






hello_html_m7aca3b4a.gif






Приложение 2

Календарно-тематический план.

1 г. обучения (34 часа/1 час в неделю). «Основы исторического краеведения»

9 класс

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.


2.

3.



4.

5.



6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное занятие. Цели и задачи.

Раздел I

Историческое

краеведение.


Типы и виды

исторического

краеведения.

История краеведения.

Объекты

краеведческого

изучения.

Источники изучения

краеведения.

Археология.

Этнография.

Топонимика.

Геральдика.

Нумизматика.

Генеалогия

Метрология.

1

1


1



1



1 1




1

1

1 1 1 1 1 1

1

1


1

1

1 1



1

1





1

1 1 1 1

1






14.

Раздел III. Основы

историко-

краеведческой

работы.

Процесс сбора

исторических

источников по

историческому

краеведению.

Раздел IV.

Библиотечное дело.





8





4





4

15. 16.

История

библиотечного дела. Работа с библиотечным фондом.

1 3


1


1




2

17.

18.

Раздел V. Архивное

дело.

История архивного

дела.

Работа с архивными

материалами.

1 4


1



2




2

19. 20.

Раздел V. Музейное

дело.

История музейного

дела.

Работа с музейными

фондами.

Творческий зачет (подготовка творческих папок).

1 4

1 2




2

























Приложение 3


Календарно-тематический план






















Календарно-тематический план.


2г. обучения. (34 часа/1 час в неделю)


«Основы исследовательской работы»


10 класс







Название темы

Количество часов








Всего

Теория

Практика


Вводное занятие. Раздел I. Научно-исследовательская работа.

1

1



Научно-исследовательская работа.

Защита

исследовательских

работ.

33

6

27




























Приложение 4



Календарно-тематический план

3 г. обучения. (34 часа/1 час в неделю)

«Основы экскурсоведения»

11 класс

Название темы

Количество часов


п/п





Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Раздел I. Основы экскурсоведения.

1

1


2.

Экскурсоведение как наука.


1


3.

Сущность экскурсоведения.


1


4.

Классификация экскурсий.


1


5.

Тематика и содержание экскурсии.


1


6.

Экскурсия как вид деятельности. Раздел II. Экскурсионный метод и пути его совершенствования.


1


7.

Экскурсионный метод познания.

1

1


8.

Составление

маршрута

экскурсии.

3

1

2

9.

Процесс проведения экскурсии.

5

3

2

10.

Технология

подготовки

экскурсии.

Раздел III.

Профессиональное

мастерство

экскурсовода.

3

2

1

11.

Экскурсовод-профессия.

1

1


12.

Личность

1

1




экскурсовода.




13.

Экскурсионное мастерство.

1

1


14.

Речь экскурсовода.

2

1

1

15.

Внеречевые средства общения.

1

1


16.

Внешний вид экскурсовода и контакт с группой. Раздел IV.

1

1



Подготовка и

6

1

5


проведение





экскурсии.





Творческий проект.

2


2


































Приложение 5


Список литературы по курсу

1.Алексеева И.Б. курс музееведения и музейного источниковедения для
старшеклассников /из 10 - летнего опыта работы // Теория и практика
музейного дела в России и рубеже XX - ХХ1в.// Труды ГИМ. Вып.
Ю.Н.,2001.

2.Внеклассная работа по истории / Краеведение /. Пособие для учителей.
Сост. Д В Кацгоба. - М.: Просвещение, 1975.

3.Внеклассная работа по истории / под ред. Орлова В. А. - Ленинград.
1960.

  1. Дереклеева Н.И. Научно - исследовательская работав школе. - М.: Вербум-М.. 2001.

  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: ЦРНБ «Турист», 1992.

6. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учебное
пособие.- М: ЦРНБ «Турист», 1986.

7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. -М.: Советский спорт, 2000.

8. Загвязинский В..И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

9. Загвязинский В.И. Организация опытно - эксперементальной работы в школе. - Тюмень, 1993.

10.Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М., 1980. 11 .Историческое краеведение. / Основные источники изучения истории родного края/. // Под ред. проф. Милонова Н. П. - М.: Просвещение,1969.

11. Карманная книга натуралиста и краеведа./ Ред. Кузьмина Н.Е., Стригин В.М.-М., 1960.

12. Краеведение пособие для учителя/ Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Под ред. Даринского А.В. - М.: Просвещение. 1987.

13. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних спец. учеб. Завед. - М.: Изд - во НОРМА. 1996.

14. Краткий словарь музейных терминов. Сб. науч. тр. / НИИ культуры № 126. М, 1984.

15. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М, 1985. 17.Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. -М.: Аркти, 2006

16. Методика подготовки и проведения экскурсии. Учеб. пособие. - М.: ЦРНБ «Турист», 1980.

17. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. и история / Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста, М., 1988.

18. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.

19.Музей и школа: Пособие для учителей / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др. Под общ. ред. Т.А. Кудриной. - М: Просвещение, 1985.

20. Новиков А,М. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении. - М., 1996.

21. Паниратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. - М, Владос, 2000.

22. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

23.Российская музейная энциклопедия: в 2т. М., 2001.

24.Сейненский А.Е., музей воспитывает юных. - М: Просвещение, 1988.

25.Тверская Д.И. Музей как научно - исследовательское учреждение //Музейное дело в СССР. М, 1974.

26.Сергеев НК. Особенности организации и содержания научно - исследовательской деятельности. - М., 1993.

27.Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

28.Требования к методической разработке экскурсии: Метод рекомендации.-М.: ЦРНБ «Турист», 1979.

29.Финягина Н.П. состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное дело в СССР. М., 1975.

30.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельности педагога и учащегося в современной школе, - М.: Секретарь, 1998.

З1.Шляхтина Л.М., Фомин СВ. Основы музейного дела. СПб., 2000.

32.Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высший школы,-М.: Академический проект, 2003.


историческое краеведение в проектировании учебного взаимодействия
  • История
Описание:

         Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе. Основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны. Это позволяет педагогам активизировать учебную деятельность учащихся, воспитать в них патриотические чувства.

         Вопрос о роли исторического краеведения в проектировании учебного взаимодействия с каждым годом становится все более актуальным, т.к. ученик (как настоящий исследователь) при контроле учителя может полноценно изучать историю своей Родины.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Автор Емельянова Елена Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 466
Номер материала 34585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓