Министерство образования и науки Пензенской области
Управление образования г. Пензы
Городская научно-практическая конференция работников
образования
МБОУ СОШ № 64
Историческое краеведение в проектировании учебного
взаимодействия
Автор работы:
Емельянова
Елена Анатольевна,
учитель
истории и обществознания,
зам.
директора по ВР,
МБОУ СОШ №
64 г. Пензы
ПЕНЗА
Содержание
Введение
3
1.Роль исторического краеведения.
Понятие и истоки исторического краеведения. 4-6
II. Основы программы факультативного курса
по историческому краеведению
«Истоки» 7-8
III. Проектирование учебного
взаимодействия 9
Заключение
10
Примечания
11
Список использованной
литературы 12-13
Приложения
14-
Введение
Время неумолимо. Оно уводит в прошлое одно поколение за другим, унося
за собой свою историю. Уходят из жизни и носители народной культуры, а вместе
с ними исчезают легенды, поверья, обычаи. Сохранить память о прошлом и наши
корни, откуда мы родом- это долг каждого.
Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе.
Основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории
местного края с историей страны. Это позволяет педагогам активизировать учебную
деятельность учащихся, воспитать в них патриотические чувства.
Вопрос о роли исторического краеведения в проектировании учебного
взаимодействия с каждым годом становится все более актуальным, т.к. ученик (как
настоящий исследователь) при контроле учителя может полноценно изучать историю
своей Родины.
Сегодня именно благодаря
краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это
история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего
народа, в прошлом родного края и страны.
Цель данной работы: показать роль исторического краеведения в проектировании учебного
взаимодействия.
При решении данной цели и задач предлагаю программу факультативного курса
«Истоки» по историческому краеведению.
Цель
программы: развить у учащихся духовную потребность в познании и исследовании
истории родного края.
Задачи
программы:
1.
Сформировать представление учащихся и навыки по основам исторического
краеведения, научно – исследовательской работе, экскурсоведению, работе с
музейными и архивными материалами.
2.
Воспитать личность ребенка, сориентированную на познании истории родного края;
патриотизм и любовь к своей малой родине – Пензенскому краю.
3.
Расширить кругозор учащихся, развить их коммуникабельность.
I. Роль исторического краеведения
Понятие и истоки исторического краеведения.
Историческое краеведение – один из элементов исторического
образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.
Историческое краеведение в школе является одним из
источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему
и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся
знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с Россией, помогает
улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с
историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать
своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.
Слово «история» в древнейших источниках не употреблялось.
Попытки выяснить реальные причины тех или иных событий тогда не
предпринимались, поскольку люди были уверены, что все определяется богами.
На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего,
в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть
временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 года. В
ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание быта и
обычаев славян: «..живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие
кождо родом своим на своих местех» и т.п.[1].
Государственное значение историческому краеведению придается
в XVII веке. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле
или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие
или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо
и необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[2].
Все это способствовало тому, что в XVIII веке историческое краеведение добивается значительных успехов, прежде
всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в
различные края России с целью их детального изучения.
Термин «краеведение» впервые был введён В.Я. Улановым в
книге «Опыт методики истории в начальной школе». [3].
В 1915г. преподаватель Саратовского учительского института
Д.А.Марков издал «Тетрадь для краеведческих работ по изучению истории местного
края для учащихся старших классов, учителей начальных классов и любителей
старины». [4].
Пенза никогда не стояла в стороне от решения важнейших
проблем развития России. В 1815г. учитель Пензенской гимназии А.Г.Раевский
подготовил рукопись «Географическое, статистическое и топографическое описание
Пензенской губернии». Одна из глав в ней посвящена истории края. [5].
Одними из первых краеведов были В.О.Ключевский,
В.Х.Хохряков, Г.Д.Смагин, Б.Н.Гвоздев, А.Л.Хвощёв и др.
В.О.Ключевский уже в первой лекции «Курса русской истории»
выделил разделы «Научная задача изучения местной истории», «Два предмета
исторического изучения», «Отношение к ним истории общей и местной» и др.
Г.Д.Смагин в 1910г. создал в с. Атмис Нижнеломовского уезда
один из первых школьных музеев. [6].
В 1922г. вышел замечательный труд, написанный историком,
профессором. Преподавателем 14 школы Пензы А.Л.Хвощёвым «Очерки по истории
Пензенского края с этнографической, 2-мя историческими картами Пензенского края
с планом Пензы XYIII века». [7].
Н.И. Спрыгина положила начало систематическим
археологическим и этнографическим исследованиям. [8].
В 30-е годы были восстановлены систематические курсы
истории. При этом появились чёткие указания на необходимость внести в программы
по истории и обществоведению элементы краеведения. [9].
В 40-е годы в составе, созданной в 1943г. Академии
педагогических наук, была организована специальная комиссия по школьному
краеведению. [10].
Историческое краеведение получило широкое развитие в нашей
стране после Великой Отечественной войны. Возрастание интереса к истории
вызвало значительное оживление историко-краеведческой работы на местах.
«Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей
культурной традицией»[11].
В 60-е годы наметилась тенденция поворота школьного
краеведения от изучения прошлого к большему изучению современности. Эта
проблема была поставлена Н.Г. Дайри. [12].
К 70-м годам историческое краеведение превратилось в
общепедагогический принцип. Учебные программы по отечественной истории чётко
ориентировали учителя на использование краеведческого материала. Вводились
факультативные курсы по краеведению. [13].
За
последние десятилетия «Поле» краеведения значительно расширилось. Изучаются
различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений
исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих
судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение
повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали
использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов,
материалы «спецхранов» музеев и библиотек. У краеведов появилась возможность
слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был
молчать.
Сегодня
именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:
история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей
семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.
II.
Основы программы факультативного курса
по историческому краеведению «Истоки»
Программа факультативного курса по
историческому краеведению «Истоки» [14].
является комплексной, включающей знания по основам
исторического краеведения, музееведения, архивоведения, библиотечному делу. Она
рассчитана на учащихся интересующихся историческим краеведением, познанием
истории своей Малой Родины- Пензенского края.
Необходимость появления данной
программы вызвана тем, что занятия в системе образования (по краеведению) в
большинстве своем привлекательны; значительно полнее удовлетворяют интересы и
потребности учащихся в познании истории.
Программа предназначена для учащихся 9, 10, 11 классов общеобразовательных
школ, гимназий, лицеев. Рекомендуется ее использование в классах гуманитарного
профиля.
Оптимальный объем курса: 102 часа. Курс разбит на три
модуля (для 9, 10,11 классов), которые могут изучаться независимо друг от
друга. Объем каждого модуля 34 часа (один час в неделю).
Цель:
развить у учащихся духовную потребность в познании и исследовании истории
родного края.
Задачи:
1)Сформировать
представление учащихся и навыки по основам исторического краеведения, научно –
исследовательской работе, экскурсоведению, работе с музейными и архивными
материалами.
2)Воспитать
личность ребенка, сориентированную на познании истории родного края; патриотизм
и любовь к своей малой родине – Пензенскому краю.
3)Расширить
кругозор учащихся, развить их коммуникабельность.
Программа факультатива «Историческое краеведение» предусматривает
трехступенчатое обучение (9,10,11 классы), но каждый курс может быть
самостоятельным.
Учащиеся 9 класса готовы к самостоятельному изучению истории своей Малой Родины-
Пензенскому краю. Учащимися уже пройден материал «История Пензенского края с
древнейших времен до конца XIX века.» под редакцией
Белорыбкина (региональный компонент 8 класс); происходит изучение «Истории
Пензенского края XX века», под редакцией Белорыбкина (региональный
компонент 9 класс). В данный период учащиеся уже определяются и готовятся к
самостоятельному исследованию истории своей Малой Родины. Поэтому
целесообразней всего с 9 класса начинать изучение « Исторического краеведения».
В течение первого года обучения («Основы исторического краеведения») формируется группа переменного состава из учеников 9 класса,
интересующихся историческим краеведением.
Цель: познакомить учащихся с основами исторического краеведения,
вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД) и их ролью в краеведении.
Задачи:
1.
Сформировать представление о сущности и значении исторического краеведения, его
типах и видах.
2.
дать необходимый объём знаний для осмысления роли исторического краеведения в
познании истории Малой Родины и истории России.
Ребята получают знания по «основам краеведения»: узнают о сущности и значении
исторического краеведения, его типах и видах; вспомогательных исторических
дисциплинах (археологии, этнографии, нумизматике, топонимике, геральдике,
генеологии, метрологии), а также их роли в историческом краеведении; основам
историко- краеведческой работы, сбору исторических источников по истории
Родного края; основам библиотечного, архивного и музейного дела (методах и
приемах работы с данными фондами).
Итогом
первого года обучения должен стать творческий зачет
(подготовка творческих папок по интересующим учащихся темам из истории
Пензенского края).
Второй год «
Основы исследовательской работы» (10 класс)
Цель: развить
творческие способности учащихся ч/з научную исследовательскую деятельность.
Задачи:
1.Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повысить
уровень знаний и эрудиции.
2.Организовать научно–исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования
процесса обучения и профориентации.
3. Обучить учащихся историко–краеведческой, поисковой и научно-
исследовательской работе.
Учащиеся получат знания по основам историко- краеведческой и поисковой работы
(сбору и систематизации материалов при работе с документами и литературой в
библиотеках, архивах и музеях), а также методике научно- исследовательской
деятельности, представления результатов исследования.
Итогом второго года обучения является подготовка и защита исследовательских
работ. Лучшие работы представляются на школьной и городской научно-
практической конференции.
Третий год обучения «Основы экскурсоведения» (11 класс) рассчитан на познание
учащимися основ мастерства экскурсоводов, сбор и систематизацию материалов по
истории города, составление и проведение экскурсий.
Цель: Познакомить учащихся с основами экскурсоведения и процессом
подготовки экскурсии.
Задачи:
1.
Дать учащимся основы экскурсоведения.
2.Научить
процессу подготовки и проведения экскурсии.
3.
Ознакомить с профессиональным мастерством экскурсовода.
Итог
третьего года обучения - творческое задание (подготовка и
проведение обзорной и тематической экскурсий по истории города).
Учащиеся
должны знать:
- основы краеведения: его типы и виды,
источники краеведения;
-
роль вспомогательных исторических дисциплин в краеведении;
-
основы историко- краеведческой, поисковой, научно- исследовательской и
экскурсионной работы.
Учащиеся
должны уметь:
-
собирать и систематизировать краеведческий материал;
-
писать исследовательские работы, защищать их;
-
составлять и проводить обзорные и тематические экскурсии;
-
самостоятельно приобретать знания из научной литературы, публикаций в местной
печати;
-
работать с документами библиотечных, архивных и музейных фондов;
-
уметь выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории,
исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей и наличия
источников.
III.
Проектирование учебного взаимодействия
Проектирование
учебного взаимодействия проходит в несколько этапов:
1 этап. Наблюдение за учащимися.
2 этап. Выявление интеллектуально- одарённых учащихся, интересующихся
историческим краеведением.
3этап. Привлечение учащихся в интеллектуальные лаборатории (исследовательская
группа, проектная группа, группа «Эрудит»).
4 этап для учащихся, выбравших исследовательскую группу.
Индивидуальный
выбор
5 этап. Систематическая работа с учащимися на основе выявленных интересов и
проявленных способностей в исследовательской группе интеллектуальной
лаборатории.
Данная программа предусматривает изучение учащимися основ, с помощью
которых настоящий исследователь сможет полноценно изучать историю своей Родины.
Она позволяет проектировать процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся.
Заключение
Историческое
краеведение должно стать одним из главных элементов исторического образования
в современной школе. Оно позволяет сохранить в памяти ребёнка многие
культурные традиции, обеспечить преемственность и связь поколений, даёт
соприкоснуться с живой историей.
Только
изучая историю своей малой родины можно воспитать у подрастающего поколения
чувство любви и уважения к тому месту, где ты родился, где твои корни, корни
твоих предков. Воспитание уважения к истории своей малой родины- это
воспитание любви к своей стране. Малая родина- это та капелька, которая питает
огромную реку- Россию.
Историческое
краеведение вводит учащихся в мир большой истории. Это помогает ребёнку
осознать себя её частью. Это вселяет надежду на то, что, повзрослев, эти дети
не останутся сторонними наблюдателями, не будут в стороне от тех событий, что
происходят, а займут, активную гражданскую позицию, будут истинными патриотами
своей родины- России.
Данная программа предусматривает изучение учащимися основ, с помощью
которых настоящий исследователь сможет полноценно изучать историю своей Родины.
Она позволяет проектировать процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся.
Примечания
1 Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.:
Просвещение.- 1980.
2 Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.:
Просвещение.- 1980.
3. В.Я. Уланов «Опыт методики истории в начальной
школе»1914г.
4.Это было первое
пособие для практической работы по историческому краеведению в школах.
5. Е.М.Персанова.
Использование краеведческого материала на уроках истории.// Материалы
всероссийской научно-практической конференции «Моя малая Родина». Выпуск 5/ Под
общей ред. К.и.н. В.Е. Малязёва. Степановка- Пенза, 2008.с. 16
6. Там же, с. 16.
7. Там же, с.17.
8. Там же, с.19.
9. Там же, с.18
10. Там же, с.18.
11. Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961
12. Е.М.Персанова.
Использование краеведческого материала на уроках истории.// Материалы
всероссийской научно-практической конференции «Моя малая Родина». Выпуск 5/ Под
общей ред. К.и.н. В.Е. Малязёва. Степановка- Пенза, 2008.с. 18.
13. Там же, с.18.
14.Е.А. Емельянова.
Авторская программа по историческому краеведению «Истоки»
Список использованной литературы
«Историческое
краеведение»
- Внеклассная
работа по истории / Краеведение /. Пособие для учителей. Сост. Д В
Кацгоба. - М.: Просвещение, 1975.
- Внеклассная
работа по истории / подпед Орлова В. А. – Ленинград. 1960.
- Историческое
краеведение. / Основные источники изучения истории родного края/. // Под
ред. проф. Милонова Н. П. – М.: Просвещение, 1969.
- Карманная книга
натуралиста и краеведа./ Ред. Кузьмина Н.Е., Стригин В.М. – М., 1960.
- Краеведение
пособие для учителя/ Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А.,
Луканенкова В.К. Под ред. Даринского А.В. – М.: Просвещение. 1987.
- Методика истории
– краеведческой работы в школе: Пособ. для учителей/ Н.С. Борисов, В.В.
Драгишнигов, П.В. Иванов, Д.В. Кацгоба; Под ред. Борисова Н.С. – М.:
Просвещение 1982.
«Библиотечное
дело»
1.
Руководящие материалы по библиотечному делу: Справочник/ Под ред. В.В. Серова.
– М.; Книга, 1982.
«Архивное
дело»
- Декрет Совета
Народных Комиссаров РСФСР от 1 июня 1918
г. « О реорганизации и централизации архивного дела. Архивное
строительство в СССР (1918 – 1941 гг.)» // Советские архивы. 1978. № 2. С.
5-6.
- Закон СССР «Об
охране и использование памятников истории и культуры» // Ведомости
Верховного совета СССР. 1976. № 44. Ст. 628.
- Крайская З.В.,
Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних спец. Учеб. Завед. – М.:
Изд – во НОРМА. 1996.
- Основы
законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской
Федерации и архивах. 7 июля 1993 г.
- Постановление
Верховного Совета СССР « О порядке введения в действие закона СССР « О
порядке введения в действие Закона СССР «Об охране и использовании
памятников истории и культуры» // Ведомости Верховного совета СССР. 1976.
№ 44. Ст. 629.
- Постановление
Совета Министров СССР от 4 апреля 1980
г. « Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и
Положения о Главном архивном управлении при Совете министров СССР» // СП
СССР. 1980. № 10. Ст. 71.
- Постановление
Правительства Р.Ф. от 22 декабря 1992
г. № 1006 « Об утверждении Положения о Государственной архивной службе
России». М.: Госуд. архивная служба России. Инф. бюллетень. 1993. № 3.
- Постановление
Верховного Совета Российской Федерации « О порядке введения в действие «Основ
законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской
Федерации и архивах». 7 июля 1993
г. № 5342 – 1.
«Музейное
дело»
1.Алексеева
И.Б. курс музееведения и музейного источниковедения для старшеклассников / из
10 – летнего опыта работы // Теория и практика музейного дела в России и рубеже
XX – XXIв.// Труды ГИМ. Вып. 104.Н.,
2001.
- Краткий словарь
музейных терминов. Сб. науч. тр. / НИИ культуры № 126.
М., 1984.
- Музееведение.
Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. и история /
Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста, М., 1988.
- Музееведение. На
пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.
- Музей и школа:
Пособие для учителей / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др.
Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М.: Просвещение, 1985.
- Паниратова Т.Н.,
Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для
младших школьников. – М., Владос, 2000.
- Российская
музейная энциклопедия: в 2т. М., 2001.
- Сейненский А.Е.,
музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 1988.
- Тверская Д.И.
Музей как научно – исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР.
М., 1974.
- Федеральный закон
РФ. « О музейном фонде РФ и музеях в РФ.» Принят Государственной Думой 24
апреля 1996.
- Финягина Н.П.
состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное
дело в СССР. М., 1975.
- Шляхтина Л.М.,
Фомин С.В. Основы музейного дела. СПб., 2000.
- Юренева Т.Ю.
Музееведение: Учебник для высший школы. – М.: Академический проект, 2003.
«Научно-исследовательская
деятельность»
1.
Дереклеева Н.И. Научно -
исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М. 2001.
2.
Загвязинский
В..И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.
3.
Загвязинский В.И. Организация
опытно - эксперементальной работы в школе. - Тюмень, 1993.
4.
Загвязинский В.И. Учитель как
исследователь.- М., 1980.
5.
Львова Ю.Л. Творческая
лаборатория учителя. - М, 1985.
6.
Маслова Е.В. Творческие работы
школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.:
Аркти, 2006.
7.
Новиков
А.М. Научно-экспериментальная
работа в общеобразовательном
учреждении. - М., 1996.
8.
Проектная и исследовательская
деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного
образовательного учреждения. - М., 2001.
9.
Сергеев Н.К.
Особенности организации и содержания научно -исследовательской
деятельности. - М., 1993.
10.Чечель И.Д.
Управление исследовательской деятельности педагога и учащегося в
современной школе. - М: Секретарь, 1998.
«Экскурсоведение»
1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. -М.:
ЦРНБ «Турист», 1992.
2.
Емельянов
Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учебное пособие.- М: ЦРНБ «Турист», 1986.
3.
Емельянов
Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М.: Советский спорт, 2000.
4.
Методика
подготовки и правоведения экскурсии. Учеб. пособие. - М.: ЦРНБ «Турист», 1980.
5.
Петрова
А.Н. Сценическая речь: Учеб. метод, пособие. - М.: Искусство, 1981.
6.
Столяров
Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
7.
Требования
к методической разработке экскурсии: Метод рекомендации. -М.: ЦРНБ «Турист», 1979.
Приложение 1
Приложение
2
Календарно-тематический
план.
1 г. обучения (34 часа/1 час в неделю). «Основы исторического
краеведения»
9 класс
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
|
Вводное занятие. Цели и
задачи.
Раздел I
Историческое
краеведение.
Типы и виды
исторического
краеведения.
История краеведения.
Объекты
краеведческого
изучения.
Источники изучения
краеведения.
Археология.
Этнография.
Топонимика.
Геральдика.
Нумизматика.
Генеалогия
Метрология.
|
1
1
1
1
1 1
1
1
1 1 1 1 1 1
|
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 1 1 1
1
|
|
14.
|
Раздел III. Основы
историко-
краеведческой
работы.
Процесс сбора
исторических
источников по
историческому
краеведению.
Раздел IV.
Библиотечное дело.
|
8
|
4
|
4
|
15. 16.
|
История
библиотечного дела. Работа с
библиотечным фондом.
|
1 3
|
1
1
|
2
|
|
17.
18.
|
Раздел V. Архивное
дело.
История архивного
дела.
Работа с архивными
материалами.
|
1 4
|
1
2
|
2
|
|
19. 20.
|
Раздел V. Музейное
дело.
История музейного
дела.
Работа с музейными
фондами.
Творческий зачет (подготовка
творческих папок).
|
1 4
|
1 2
|
2
|
|
Приложение
3
Календарно-тематический
план
Календарно-тематический
план.
|
|
2г. обучения. (34 часа/1
час в неделю)
|
|
«Основы
исследовательской работы»
|
|
10
класс
|
|
|
Название темы
|
Количество часов
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
Вводное занятие. Раздел I.
Научно-исследовательская работа.
|
1
|
1
|
|
|
Научно-исследовательская работа.
Защита
исследовательских
работ.
|
33
|
6
|
27
|
|
Приложение
4
Календарно-тематический
план
3 г.
обучения. (34 часа/1 час в неделю)
«Основы
экскурсоведения»
11
класс
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
|
п/п
|
|
|
|
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие Раздел I. Основы экскурсоведения.
|
1
|
1
|
|
2.
|
Экскурсоведение
как наука.
|
|
1
|
|
3.
|
Сущность
экскурсоведения.
|
|
1
|
|
4.
|
Классификация экскурсий.
|
|
1
|
|
5.
|
Тематика и содержание экскурсии.
|
|
1
|
|
6.
|
Экскурсия как вид
деятельности. Раздел II. Экскурсионный метод и пути его совершенствования.
|
|
1
|
|
7.
|
Экскурсионный
метод познания.
|
1
|
1
|
|
8.
|
Составление
маршрута
экскурсии.
|
3
|
1
|
2
|
9.
|
Процесс проведения экскурсии.
|
5
|
3
|
2
|
10.
|
Технология
подготовки
экскурсии.
Раздел III.
Профессиональное
мастерство
экскурсовода.
|
3
|
2
|
1
|
11.
|
Экскурсовод-профессия.
|
1
|
1
|
|
12.
|
Личность
|
1
|
1
|
|
|
экскурсовода.
|
|
|
|
13.
|
Экскурсионное
мастерство.
|
1
|
1
|
|
14.
|
Речь
экскурсовода.
|
2
|
1
|
1
|
15.
|
Внеречевые средства общения.
|
1
|
1
|
|
16.
|
Внешний вид экскурсовода и контакт с
группой. Раздел IV.
|
1
|
1
|
|
|
Подготовка
и
|
6
|
1
|
5
|
|
проведение
|
|
|
|
|
экскурсии.
|
|
|
|
|
Творческий
проект.
|
2
|
|
2
|
Приложение 5
Список
литературы по курсу
1.Алексеева И.Б. курс
музееведения и музейного источниковедения для
старшеклассников /из 10 - летнего опыта работы //
Теория и практика
музейного дела в России и рубеже XX - ХХ1в.//
Труды ГИМ. Вып.
Ю.Н.,2001.
2.Внеклассная работа по истории
/ Краеведение /. Пособие для учителей.
Сост. Д В Кацгоба. - М.: Просвещение,
1975.
3.Внеклассная работа по истории / под ред. Орлова В.
А. - Ленинград.
1960.
4.
Дереклеева Н.И. Научно -
исследовательская работав школе. - М.: Вербум-М.. 2001.
5.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение.
- М.: ЦРНБ «Турист», 1992.
6. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство
экскурсовода: Учебное
пособие.- М: ЦРНБ «Турист», 1986.
7. Емельянов Б.В.
Экскурсоведение. Учебник. -М.: Советский спорт, 2000.
8. Загвязинский
В..И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.
9. Загвязинский
В.И. Организация опытно - эксперементальной работы в школе. - Тюмень, 1993.
10.Загвязинский
В.И. Учитель как исследователь.- М., 1980. 11 .Историческое краеведение. / Основные источники изучения
истории родного края/. // Под ред. проф. Милонова Н. П. - М.: Просвещение,1969.
11. Карманная
книга натуралиста и краеведа./ Ред. Кузьмина Н.Е., Стригин В.М.-М., 1960.
12. Краеведение
пособие для учителя/ Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А.,
Луканенкова В.К. Под ред. Даринского А.В. - М.: Просвещение. 1987.
13. Крайская З.В.,
Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних спец. учеб. Завед. - М.: Изд -
во НОРМА. 1996.
14.
Краткий словарь музейных терминов. Сб. науч. тр. / НИИ культуры № 126. М, 1984.
15.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М, 1985. 17.Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм
построения и оформления: Практическое пособие. -М.: Аркти, 2006
16.
Методика подготовки и проведения экскурсии. Учеб. пособие. - М.: ЦРНБ «Турист», 1980.
17.
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. и история / Под. ред. К. Г. Левыкина, В.
Хербста, М., 1988.
18. Музееведение.
На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.
19.Музей и школа:
Пособие для учителей / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др. Под
общ. ред. Т.А. Кудриной. - М: Просвещение, 1985.
20. Новиков А,М.
Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении. -
М., 1996.
21. Паниратова Т.Н., Чумалова Т.В.
Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. -
М, Владос, 2000.
22.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной
среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.
23.Российская
музейная энциклопедия: в 2т. М., 2001.
24.Сейненский А.Е.,
музей воспитывает юных. - М: Просвещение, 1988.
25.Тверская Д.И.
Музей как научно - исследовательское учреждение //Музейное дело в СССР. М,
1974.
26.Сергеев
НК. Особенности организации и содержания научно - исследовательской
деятельности. - М., 1993.
27.Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы
экскурсионного дела. СПб., 2002.
28.Требования к методической разработке экскурсии: Метод
рекомендации.-М.: ЦРНБ «Турист», 1979.
29.Финягина Н.П. состав и структура музейных фондов, содержание фондовой
работы // Музейное дело в СССР. М., 1975.
30.Чечель
И.Д. Управление исследовательской деятельности педагога и учащегося в
современной школе, - М.: Секретарь, 1998.
З1.Шляхтина Л.М., Фомин СВ. Основы музейного дела. СПб.,
2000.
32.Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высший школы,-М.: Академический
проект, 2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.