Инфоурок География Другие методич. материалыИсторическое краеведение в проектировании учебного взаимодействия

историческое краеведение в проектировании учебного взаимодействия

Скачать материал

Министерство образования и науки Пензенской области

Управление образования г. Пензы

Городская научно-практическая конференция работников образования

МБОУ СОШ № 64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческое краеведение в проектировании учебного взаимодействия

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Емельянова Елена Анатольевна,

учитель истории и обществознания,

зам. директора по ВР,

МБОУ СОШ № 64 г. Пензы

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

ПЕНЗА   


Содержание

 

 

Введение                                                                                                                               3

 

1.Роль исторического краеведения.

Понятие и истоки исторического краеведения.                                                              4-6   

                                                                                                  

II. Основы программы факультативного курса

 по историческому краеведению «Истоки»                                                                      7-8

 

III. Проектирование учебного взаимодействия                                                                9

 

Заключение                                                                                                                          10

 

Примечания                                                                                                                         11

 

Список использованной литературы                                                                                12-13

 

Приложения                                                                                                                          14-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Время  неумолимо. Оно уводит в прошлое одно поколение за другим, унося за собой свою историю. Уходят из жизни и носители  народной культуры, а вместе с ними исчезают легенды, поверья, обычаи. Сохранить память о прошлом и наши корни, откуда мы родом- это долг каждого.

         Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе. Основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны. Это позволяет педагогам активизировать учебную деятельность учащихся, воспитать в них патриотические чувства.

         Вопрос о роли исторического краеведения в проектировании учебного взаимодействия с каждым годом становится все более актуальным, т.к. ученик (как настоящий исследователь) при контроле учителя может полноценно изучать историю своей Родины.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Цель данной работы: показать роль исторического краеведения в проектировании учебного взаимодействия.

        При решении данной цели и задач предлагаю программу факультативного курса «Истоки» по историческому краеведению.

Цель программы: развить у учащихся духовную потребность в познании и исследовании истории родного края.

Задачи программы:

1. Сформировать представление учащихся и навыки по основам исторического краеведения, научно – исследовательской работе, экскурсоведению, работе с музейными и архивными материалами.

2. Воспитать личность ребенка, сориентированную на познании истории родного края; патриотизм и любовь к своей малой родине – Пензенскому краю.

3. Расширить кругозор учащихся, развить их коммуникабельность.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Роль исторического краеведения

                                  Понятие и истоки исторического краеведения.

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.

Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с Россией, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.

Слово «история» в древнейших источниках не употреблялось. Попытки выяснить реальные причины тех или иных событий тогда не предпринимались, поскольку люди были уверены, что все определяется богами.

На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть временных лет». Изложение датированных событий начинается  в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание быта и обычаев славян: «..живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и т.п.[1].

Государственное значение историческому краеведению придается в XVII веке. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[2].

Все это способствовало тому, что в XVIII веке историческое краеведение добивается значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в различные края России  с целью их детального изучения.

Термин «краеведение» впервые был введён В.Я. Улановым в книге «Опыт методики истории в начальной школе». [3].

В 1915г. преподаватель Саратовского учительского института Д.А.Марков издал «Тетрадь для краеведческих работ по изучению истории местного края для учащихся старших классов, учителей начальных классов и любителей старины». [4].

Пенза никогда не стояла в стороне от решения важнейших проблем развития России. В 1815г. учитель Пензенской гимназии А.Г.Раевский подготовил рукопись «Географическое, статистическое и топографическое описание Пензенской губернии». Одна из глав в ней посвящена истории края. [5].

Одними из первых краеведов были В.О.Ключевский, В.Х.Хохряков, Г.Д.Смагин, Б.Н.Гвоздев, А.Л.Хвощёв и др.

В.О.Ключевский уже в первой лекции «Курса русской истории» выделил разделы «Научная задача изучения местной истории», «Два предмета исторического изучения», «Отношение к ним истории общей и местной» и др.

Г.Д.Смагин в 1910г. создал в с. Атмис Нижнеломовского уезда один из первых школьных музеев. [6].

В 1922г. вышел замечательный труд, написанный историком, профессором. Преподавателем 14 школы Пензы А.Л.Хвощёвым «Очерки по истории Пензенского края с этнографической, 2-мя историческими картами Пензенского края с планом Пензы XYIII века». [7].

Н.И. Спрыгина положила начало систематическим археологическим и этнографическим исследованиям. [8].

В 30-е годы были восстановлены систематические курсы истории. При этом появились чёткие указания на необходимость внести в программы по истории и обществоведению элементы краеведения. [9].

В 40-е годы в составе, созданной в 1943г. Академии педагогических наук, была организована специальная комиссия по школьному краеведению. [10].

Историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны. Возрастание интереса к истории вызвало значительное оживление историко-краеведческой работы на местах. «Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией»[11].

В 60-е годы наметилась тенденция поворота школьного краеведения от изучения прошлого к большему изучению современности. Эта проблема была поставлена Н.Г. Дайри. [12].

К 70-м годам историческое краеведение превратилось в общепедагогический принцип. Учебные программы по отечественной истории чётко ориентировали учителя на использование краеведческого материала. Вводились факультативные курсы по краеведению. [13].

За последние десятилетия «Поле» краеведения значительно расширилось. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основы программы факультативного курса

 по историческому краеведению «Истоки»

 

 Программа факультативного курса  по историческому краеведению «Истоки» [14].

 является комплексной, включающей знания по основам исторического краеведения, музееведения, архивоведения, библиотечному делу. Она рассчитана на учащихся  интересующихся историческим краеведением, познанием  истории своей  Малой Родины- Пензенского края.

        Необходимость появления данной программы вызвана тем, что занятия в системе образования (по краеведению) в большинстве своем привлекательны;  значительно полнее удовлетворяют интересы и потребности учащихся в познании истории.

        Программа предназначена для учащихся 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Рекомендуется ее использование в классах гуманитарного профиля.

        Оптимальный объем курса: 102 часа. Курс разбит на три модуля (для 9, 10,11 классов), которые могут изучаться независимо друг от друга. Объем каждого модуля 34 часа (один час в неделю).

Цель: развить у учащихся духовную потребность в познании и исследовании истории родного края.

 Задачи:

1)Сформировать представление учащихся и навыки по основам исторического краеведения, научно – исследовательской работе, экскурсоведению, работе с музейными и архивными материалами.               

 2)Воспитать личность ребенка, сориентированную на познании истории родного края; патриотизм и любовь к своей малой родине – Пензенскому краю.

3)Расширить кругозор учащихся, развить их коммуникабельность.

     Программа факультатива «Историческое краеведение» предусматривает трехступенчатое обучение (9,10,11 классы), но каждый курс может быть самостоятельным.

     Учащиеся 9 класса  готовы к самостоятельному изучению истории своей Малой Родины- Пензенскому краю. Учащимися уже пройден материал «История Пензенского края с древнейших времен до конца XIX века.» под редакцией Белорыбкина (региональный компонент 8 класс); происходит изучение «Истории Пензенского края  XX века», под редакцией Белорыбкина (региональный компонент 9 класс). В данный период учащиеся уже определяются  и готовятся к самостоятельному исследованию истории своей Малой Родины. Поэтому целесообразней всего с 9 класса начинать изучение « Исторического краеведения».

     В течение первого года обучения («Основы исторического краеведения») формируется группа переменного состава из учеников 9 класса, интересующихся историческим краеведением.

Цель: познакомить учащихся с основами исторического краеведения, вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД) и их ролью в краеведении.

Задачи:

1. Сформировать представление о сущности и значении исторического краеведения, его типах и видах.

2. дать необходимый объём знаний для осмысления роли исторического краеведения в познании истории Малой Родины и истории России.

        Ребята получают знания по «основам краеведения»: узнают о сущности и значении исторического краеведения, его типах и видах; вспомогательных исторических дисциплинах (археологии, этнографии, нумизматике, топонимике, геральдике, генеологии, метрологии), а также их роли в историческом краеведении;  основам  историко- краеведческой работы, сбору исторических источников по истории Родного края; основам библиотечного, архивного и музейного дела (методах и приемах работы с данными  фондами).

Итогом  первого года обучения должен стать  творческий зачет (подготовка творческих папок по интересующим учащихся темам  из истории  Пензенского края).

      Второй год  « Основы исследовательской работы» (10 класс)

 Цель: развить творческие способности учащихся ч/з научную исследовательскую деятельность.

Задачи:

   1.Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повысить уровень знаний и эрудиции.

     2.Организовать научно–исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

    3. Обучить учащихся историко–краеведческой, поисковой и научно- исследовательской работе.

     Учащиеся получат знания по основам историко- краеведческой и поисковой работы (сбору и систематизации материалов при работе с документами и литературой в библиотеках, архивах и музеях), а также методике научно- исследовательской деятельности, представления результатов исследования.

      Итогом второго года обучения является подготовка и защита исследовательских работ. Лучшие работы представляются  на школьной и городской научно- практической конференции.

    Третий год обучения «Основы экскурсоведения» (11 класс) рассчитан на познание учащимися основ  мастерства экскурсоводов, сбор и систематизацию материалов по истории города, составление и проведение экскурсий.

Цель: Познакомить учащихся с основами экскурсоведения и процессом подготовки экскурсии.

Задачи:

1. Дать учащимся основы экскурсоведения.

2.Научить процессу подготовки и проведения экскурсии.

3. Ознакомить с профессиональным мастерством экскурсовода.

Итог третьего года обучения - творческое задание (подготовка и проведение обзорной и тематической экскурсий по истории города).

Учащиеся должны знать:

- основы краеведения: его типы и виды, источники краеведения;

- роль вспомогательных исторических дисциплин в краеведении;

- основы историко- краеведческой, поисковой, научно- исследовательской и экскурсионной работы.

Учащиеся должны уметь:

- собирать и систематизировать  краеведческий материал;

- писать исследовательские работы, защищать их;

- составлять и проводить обзорные и тематические  экскурсии;

- самостоятельно приобретать знания из научной литературы, публикаций в местной печати;

- работать с документами библиотечных, архивных и музейных фондов;

- уметь выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей и наличия источников.

 

 

 

 

 

 

 

III. Проектирование учебного взаимодействия

 

   Проектирование учебного взаимодействия  проходит в несколько этапов:

1 этап.  Наблюдение за учащимися.

 

2 этап.   Выявление интеллектуально- одарённых учащихся, интересующихся историческим краеведением.

 

3этап. Привлечение учащихся в интеллектуальные лаборатории (исследовательская группа, проектная группа, группа «Эрудит»).

 

4 этап для учащихся, выбравших исследовательскую группу.

 

Индивидуальный выбор

 

5 этап. Систематическая работа с учащимися на основе выявленных интересов и проявленных способностей в исследовательской группе интеллектуальной лаборатории.

 

    Данная программа предусматривает изучение учащимися основ, с помощью которых настоящий исследователь сможет полноценно изучать историю своей Родины. Она позволяет проектировать процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Историческое краеведение должно стать одним из главных  элементов исторического образования в современной школе. Оно позволяет сохранить в памяти ребёнка многие культурные традиции, обеспечить преемственность и связь поколений, даёт соприкоснуться с живой историей.

          Только изучая историю своей малой родины можно воспитать у подрастающего поколения чувство любви и уважения к тому месту, где ты родился, где твои корни, корни твоих предков. Воспитание уважения к истории своей малой родины-  это воспитание любви к своей стране. Малая родина- это та капелька, которая питает огромную реку- Россию.

         Историческое краеведение вводит учащихся в мир большой истории. Это помогает ребёнку осознать себя её частью. Это вселяет надежду на то, что, повзрослев, эти дети не останутся сторонними наблюдателями, не будут в стороне от тех событий, что происходят, а займут, активную гражданскую позицию, будут истинными патриотами своей родины- России.

       Данная программа предусматривает изучение учащимися основ, с помощью которых настоящий исследователь сможет полноценно изучать историю своей Родины. Она позволяет проектировать процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся.

 

 


 

Примечания

 

1 Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

2 Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

3. В.Я. Уланов  «Опыт методики истории в начальной школе»1914г.

4.Это было первое пособие для практической работы по историческому краеведению в школах.

5. Е.М.Персанова. Использование краеведческого материала на уроках истории.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Моя малая Родина». Выпуск 5/ Под общей ред. К.и.н. В.Е. Малязёва. Степановка- Пенза, 2008.с. 16

6. Там же, с. 16.

7. Там же, с.17.

8. Там же, с.19.

9. Там же, с.18

10. Там же, с.18.

11. Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961

12. Е.М.Персанова. Использование краеведческого материала на уроках истории.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Моя малая Родина». Выпуск 5/ Под общей ред. К.и.н. В.Е. Малязёва. Степановка- Пенза, 2008.с. 18.

13. Там же, с.18.

14.Е.А. Емельянова. Авторская программа по историческому краеведению «Истоки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

«Историческое краеведение»

  1. Внеклассная работа по истории / Краеведение /. Пособие для учителей. Сост. Д В Кацгоба. -  М.: Просвещение, 1975.
  2. Внеклассная работа по истории / подпед  Орлова В. А. – Ленинград. 1960.
  3. Историческое краеведение. / Основные источники изучения истории родного края/. // Под ред. проф. Милонова Н. П. – М.: Просвещение, 1969.
  4. Карманная книга  натуралиста и краеведа./ Ред. Кузьмина Н.Е., Стригин В.М. – М., 1960.
  5. Краеведение  пособие для учителя/ Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Под ред. Даринского А.В. – М.: Просвещение. 1987.
  6. Методика истории – краеведческой работы в школе: Пособ. для учителей/ Н.С. Борисов, В.В. Драгишнигов, П.В. Иванов, Д.В. Кацгоба; Под ред. Борисова Н.С. – М.: Просвещение 1982.

«Библиотечное дело»

1. Руководящие материалы по библиотечному делу: Справочник/ Под ред. В.В. Серова. – М.; Книга, 1982.

«Архивное дело»

  1. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 июня 1918 г. « О реорганизации и централизации архивного дела. Архивное строительство в СССР (1918 – 1941 гг.)» // Советские архивы. 1978. № 2. С. 5-6.
  2. Закон СССР «Об охране и использование памятников истории и культуры» // Ведомости Верховного совета СССР. 1976. № 44. Ст. 628.
  3. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних спец. Учеб. Завед. – М.: Изд – во НОРМА. 1996.
  4. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах. 7 июля 1993 г.
  5. Постановление Верховного Совета СССР « О порядке введения в действие закона СССР « О порядке введения в действие Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» //  Ведомости Верховного совета СССР. 1976. № 44. Ст. 629.
  6. Постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1980 г. « Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и Положения о Главном архивном управлении при Совете министров СССР» //  СП СССР. 1980. № 10. Ст. 71.
  7. Постановление Правительства Р.Ф. от 22 декабря 1992 г. № 1006 « Об утверждении Положения о Государственной архивной службе России». М.: Госуд. архивная служба России. Инф. бюллетень. 1993. № 3.
  8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации « О порядке введения в действие «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах». 7 июля 1993 г. № 5342 – 1.

«Музейное дело»

1.Алексеева И.Б. курс музееведения и музейного источниковедения для старшеклассников / из 10 – летнего опыта работы // Теория и практика музейного дела в России и рубеже XX  – XXIв.// Труды ГИМ. Вып. 104.Н., 2001.

  1. Краткий словарь музейных терминов. Сб. науч. тр. / НИИ культуры № 126. М., 1984.
  2. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. и история / Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста, М., 1988.
  3. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.
  4. Музей и школа: Пособие для учителей / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др. Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Паниратова Т.Н., Чумалова Т.В.  Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. – М., Владос, 2000.
  6. Российская музейная энциклопедия: в 2т. М., 2001.
  7. Сейненский А.Е., музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Тверская Д.И. Музей как научно – исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. М., 1974.
  9. Федеральный закон РФ. « О музейном фонде РФ и музеях в РФ.» Принят Государственной Думой 24 апреля 1996.
  10. Финягина Н.П. состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное дело в СССР. М., 1975.
  11. Шляхтина Л.М., Фомин С.В. Основы музейного дела. СПб., 2000.
  12. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высший школы. – М.: Академический проект, 2003.

«Научно-исследовательская деятельность»

1.  Дереклеева  Н.И.   Научно  -  исследовательская  работа в  школе.  - М.: Вербум-М. 2001.

2.             Загвязинский   В..И.,   Атаханов  Р.   Методология   и   методы   психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

3.             Загвязинский В.И. Организация опытно - эксперементальной работы в школе. - Тюмень, 1993.

4.             Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М., 1980.

5.             Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М, 1985.

6.              Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: Аркти, 2006.

7.              Новиков   А.М.       Научно-экспериментальная       работа       в общеобразовательном учреждении. - М., 1996.

8.              Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

9.              Сергеев   Н.К.    Особенности    организации   и    содержания    научно   -исследовательской деятельности. - М., 1993.

10.Чечель  И.Д.   Управление  исследовательской  деятельности  педагога  и учащегося в современной школе. - М: Секретарь, 1998.

«Экскурсоведение»

1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. -М.: ЦРНБ «Турист», 1992.

2.              Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учебное пособие.- М: ЦРНБ «Турист», 1986.

3.              Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М.: Советский спорт, 2000.

4.              Методика подготовки и правоведения экскурсии. Учеб. пособие. - М.: ЦРНБ «Турист», 1980.

5.              Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб. метод, пособие. - М.: Искусство, 1981.

6.              Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

7.              Требования к методической разработке экскурсии: Метод рекомендации. -М.: ЦРНБ «Турист», 1979.

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Приложение 2

         Календарно-тематический план.

1 г. обучения (34 часа/1 час в неделю). «Основы исторического краеведения»

9 класс

 

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

 

2.

3.

 

 

4.

5.

 

 

6.

 

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное           занятие. Цели и задачи.

Раздел                           I

Историческое

краеведение.

 

Типы         и         виды

исторического

краеведения.

История краеведения.

Объекты

краеведческого

изучения.

Источники   изучения

краеведения.

Археология.

Этнография.

Топонимика.

Геральдика.

Нумизматика.

Генеалогия

Метрология.

1

1

 

1

 

 

1

 

 

1 1

 

 

 

1

1

1 1 1 1 1 1

1

1

 

1

1

1 1

 

 

1

1

 

 

 

 

1

1 1 1 1

1

 

 

 

 

 

14.

Раздел III. Основы

историко-

краеведческой

работы.

Процесс сбора

исторических

источников по

историческому

краеведению.

Раздел IV.

Библиотечное дело.

 

 

 

 

8

 

 

 

 

4

 

 

 

 

4

15. 16.

История

библиотечного дела. Работа с библиотечным фондом.

1 3

 

1

 

1

 

 

 

2

 

17.

18.

Раздел V. Архивное

дело.

История архивного

дела.

Работа с архивными

материалами.

1 4

 

1

 

 

2

 

 

 

2

 

19. 20.

Раздел V. Музейное

дело.

История музейного

дела.

Работа с музейными

фондами.

Творческий зачет (подготовка творческих папок).

1 4

1 2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Приложение 3

 

Календарно-тематический план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план.

 

                        2г. обучения. (34 часа/1 час в неделю)

 

«Основы исследовательской работы»

 

                10 класс

 

 

 

 

 

 

Название темы

Количество часов

 

 

 

 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Раздел I. Научно-исследовательская работа.

1

1

 

 

Научно-исследовательская работа.

Защита

исследовательских

работ.

33

6

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

              Календарно-тематический план

3 г. обучения. (34 часа/1 час в неделю)

«Основы экскурсоведения»

11 класс

 

 

Название темы

Количество часов

 

п/п

 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Раздел I. Основы экскурсоведения.

1

1

 

2.

Экскурсоведение как наука.

 

1

 

3.

Сущность экскурсоведения.

 

1

 

4.

Классификация экскурсий.

 

1

 

5.

Тематика и содержание экскурсии.

 

1

 

6.

Экскурсия как вид деятельности. Раздел II. Экскурсионный метод и пути его совершенствования.

 

1

 

7.

Экскурсионный метод познания.

1

1

 

8.

Составление

маршрута

экскурсии.

3

1

2

9.

Процесс проведения экскурсии.

5

3

2

10.

Технология

подготовки

экскурсии.

Раздел III.

Профессиональное

мастерство

экскурсовода.

3

2

1

11.

Экскурсовод-профессия.

1

1

 

12.

Личность

1

1

 

 

 

экскурсовода.

 

 

 

13.

Экскурсионное мастерство.

1

1

 

14.

Речь экскурсовода.

2

1

1

15.

Внеречевые средства общения.

1

1

 

16.

Внешний вид экскурсовода и контакт с группой. Раздел IV.

1

1

 

 

Подготовка и

6

1

5

 

проведение

 

 

 

 

экскурсии.

 

 

 

 

Творческий проект.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Список литературы по курсу

1.Алексеева И.Б. курс музееведения и музейного источниковедения для
старшеклассников
/из 10 - летнего опыта работы // Теория и практика
музейного дела в России и рубеже XX - ХХ1в.// Труды ГИМ. Вып.
Ю.Н.,2001.

2.Внеклассная работа по истории / Краеведение /. Пособие для учителей.
Сост. Д В Кацгоба. - М.: Просвещение, 1975.

3.Внеклассная работа по истории / под ред. Орлова В. А. - Ленинград.
1960.

4.            Дереклеева Н.И. Научно - исследовательская работав школе. - М.: Вербум-М.. 2001.

5.             Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: ЦРНБ «Турист», 1992.

6. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учебное
пособие.- М: ЦРНБ «Турист», 1986.

7.   Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. -М.: Советский спорт, 2000.

8.  Загвязинский В..И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

9. Загвязинский В.И. Организация опытно - эксперементальной работы в школе. - Тюмень, 1993.

10.Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М., 1980. 11 .Историческое краеведение. / Основные источники изучения истории родного края/. // Под ред. проф. Милонова Н. П. - М.: Просвещение,1969.

11.  Карманная книга натуралиста и краеведа./ Ред. Кузьмина Н.Е., Стригин В.М.-М., 1960.

12.  Краеведение   пособие для учителя/ Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А.,  Луканенкова В.К.  Под ред.  Даринского  А.В.  - М.: Просвещение. 1987.

13. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних спец. учеб. Завед. - М.: Изд - во НОРМА. 1996.

14. Краткий словарь музейных терминов. Сб. науч. тр. / НИИ культуры № 126. М, 1984.

15. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М, 1985. 17.Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. -М.: Аркти, 2006

16.   Методика подготовки и проведения экскурсии. Учеб. пособие. - М.: ЦРНБ «Турист», 1980.

17. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. и история / Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста, М., 1988.

18. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.

19.Музей и школа: Пособие для учителей / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др. Под общ. ред. Т.А. Кудриной. - М: Просвещение, 1985.

   20. Новиков А,М. Научно-экспериментальная       работа       в общеобразовательном учреждении. - М., 1996.

   21. Паниратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. - М, Владос, 2000.

 22. Проектная      и      исследовательская      деятельность      учащихся      в образовательной       среде       негосударственного       образовательного учреждения. - М., 2001.

23.Российская музейная энциклопедия: в 2т. М., 2001.

24.Сейненский А.Е., музей воспитывает юных. - М: Просвещение, 1988.

25.Тверская Д.И. Музей как научно - исследовательское учреждение //Музейное дело в СССР. М, 1974.

26.Сергеев   НК.   Особенности   организации   и   содержания   научно   - исследовательской деятельности. - М., 1993.

27.Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

28.Требования к методической разработке экскурсии: Метод рекомендации.-М.: ЦРНБ «Турист», 1979.

29.Финягина Н.П. состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное дело в СССР. М., 1975.

30.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельности педагога и учащегося в современной школе, - М.: Секретарь, 1998.

З1.Шляхтина Л.М., Фомин СВ. Основы музейного дела. СПб., 2000.

32.Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высший школы,-М.: Академический проект, 2003.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Историческое краеведение в проектировании учебного взаимодействия"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе. Основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны. Это позволяет педагогам активизировать учебную деятельность учащихся, воспитать в них патриотические чувства.

         Вопрос о роли исторического краеведения в проектировании учебного взаимодействия с каждым годом становится все более актуальным, т.к. ученик (как настоящий исследователь) при контроле учителя может полноценно изучать историю своей Родины.

Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 488
    • DOCX 215 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Емельянова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Емельянова Елена Анатольевна
    Емельянова Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 4781
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 40 регионов

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 41 региона

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе