Главная / Русский язык и литература / «Истоки русского национального характера в устном народном творчестве».(Фольклор в основной школе) Методический аспект: из опыта работы.

«Истоки русского национального характера в устном народном творчестве».(Фольклор в основной школе) Методический аспект: из опыта работы.

8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского округа Пущино


Муниципальная «Школа педагогического мастерства»

Декабрь 2014 г.

Тема:

«Истоки русского национального характера в устном народном творчестве».(Фольклор в основной школе)


Методический аспект: из опыта работы.

Учитель русского языка и литературы Е.В.Борисова


Меткость русского фольклора

феноменальна и поразительна.

Леонид Крайнев-Рытов.


Фольклор - это кладовая,

из которой нужно брать

для сегодняшнего дня.

Михаил Светлов.


Надеюсь, нам понадобятся скоро

азбучные истины фольклора.

Валерий Казанжанц.


Ещё до появления письменности русский народ создал яркий, богатый и образный язык. Эти свойства языка мудрый народ использовал, создавая произведения устного народного творчества. В них отразились взгляды русских людей на окружающий мир, их представления о явлениях природы, их глубокий внутренний духовный мир и складывающиеся на протяжении веков особенности национального характера. Всё это и должно, хотя бы в меньшей мере, быть донесено до каждого ученика в классе.

К сожалению, новая программа предусматривает изучение фольклора в сокращённом варианте и отводит на ознакомление с ним не так много часов.

Я считаю, что пятиклассники должны не только понять, чем устное народное творчество отличается от авторских литературных произведений и усвоить виды жанров фольклора, но и почувствовать, услышать прелесть языка древнерусского народа, национальное своеобразие русского характера.

Ведь не зря А.С. Пушкин создал пролог к поэме «Руслан и Людмила», где вспомнил популярные образы русских народных сказок, где не только перечисляет основных героев этого жанра, но и подчёркивает их своеобразие, наделяя определёнными качествами, заимствуя у народа яркие характеристики и художественно-выразительные средства. Царь Кощей «чахнет» над златом, то есть скупость доводит его до физического и духовного измождения. Он полностью во власти золотого идола. Дорожки «неведомые», о них никто не знает. Это подчёркивает наличие вымысла, фантазии в сказочных сюжетах. И звери там «невиданные», их никто не видел, они необыкновенны.

А вот русский дух не существует, не есть, не витает, а просто: «там русский дух!» И чувствуем, как этот дух пронизывает всё: пространство, время, всё сущее. Русский дух - это национальная стихия, взгляды, мысли, чувства, обычаи, традиции, быт, нравы и даже обоняние, потому что Русью там «пахнет». Ощущение «русскости» как будто разливается по полям, лугам, лесам, одним словом, просторам России от этого таинственного Лукоморья, как от корней могучего дуба сок разливается по стволу к веткам, к зелёной сочной кроне. Точно так от языка русского фольклора этот дух проникает и в язык Пушкина, заражая его этой «русскостью» (все знают, что говорить и читать поэт сначала научился по-французски). Именно образы и язык русских сказок, услышанных от Арины Родионовны и бабушки, Александр Сергеевич активно вводит в свои литературные сказки. Недаром появление его поэмы «Руслан и Людмила» сравнили с появлением мужика-лапотника в благородном собрании. А сам поэт подчёркивает свою связь с народом тем, что не он, якобы, повествует нам о событиях своей сказки, а народный образ, кот учёный, говорит ему свои сказки, одну из которых он просто помнит.

Вот почему в 5-м классе изучение русского фольклора предшествует знакомству с поэмой А.С. Пушкина. И это является логичным.

Поэтому, знакомя ребят с жанрами устного народного творчества в 5-м классе, я, в первую очередь, обращаю внимание на самобытность русского фольклора, в котором раскрывается наша, русская, «самость».

В первую очередь изучаются большие жанры – сказки. Они представлены сказкой «Царевна-лягушка». Все события русских волшебных сказок происходят или в некотором царстве, некотором государстве, или в тридевятом царстве – тридесятом государстве. Последние исследования этнографов утверждают, что тридесятое царство по географическому расположению и есть Россия, Русь. Но для ребят это очень сложно, да и время не позволяет говорить об этом подробно. О принадлежности к русской земле и нации говорит в сказке многое: и русские имена, и предметы быта, и элементы костюма. Сейчас есть возможность показать это и в презентации, и в отрывках экранизации сказок, так как для современных ребят это не всегда знакомо. Но главное для меня – это обращение к русскому характеру, поэтому сразу заостряю внимание детей на выделении главного героя, ведь именно его русский сказитель наделяет именем. Почему же он это делает? Чем Иван-царевич лучше других? С ответа на данный вопрос мы и начинаем работу над образом.

Оказывается, он наделён целеустремлённостью, силою, упорством (до самого вечера искал стрелу). Но главной чертой героя является послушание, ведь пустил он стрелу по велению батюшки, и выполнение его воли для Ивана становится целью. И женится он на лягушке повлиянием отца: «Знать судьба твоя такая…» И перечить ему не пытается. За то и награждает царевича народ счастьем: жена его и рукодельница, и стряпуха, и красавица,и плясунья, и умница. Да и наказан был Иван-царевич за нетерпение, своеволие. «Если бы ты только три дня подождал, - говорит ему Василиса, - то я бы навек твоей была». Сама она тоже терпит, находясь в плену лягушечьей кожи, и тайно вершит чудеса. Послушание и скромность – вот, оказывается, качества, за которые ценит народ своих героев в первую очередь.

А затем смелость, отвагу, силу и ловкость, когда проходит тяжёлые испытания Иван-царевич в поисках своей жены. В одном из вариантов сказки он три пары железных сапог износил, три железных посоха истёр, три железных хлеба изгрыз, блуждая по полям, лесам и болотам. За уважительность, почтение и открытость помогает ему старичок, за доброту и жалость к животным, которых он, голодный, оставляет в живых, они платят ему подмогой в борьбе с Кощеем. За верность и любовь к своей жене Василисе-Премудрой он награждён долгой и счастливой совместной жизнью. Так народ утверждает семейные ценности.

Героические сказки не представлены в новой программе и в учебнике. Но я обязательно отсылаю ребят к сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», так как здесь раскрываются любовь Ивана и его братьев. Стойкость и героизм, мужество и отвага во время её защиты на Калиновом мосту через пограничную реку Смородину. И опять терпение и преодоление собственной слабости приносят Ивану удачу. Сонливые братья посрамлены, а герой, переломивший тягу ко сну, встретил врага во всеоружии и победил его. Иногда хитрость и смекалка, граничащие с мудростью, выручают героя. И это тоже отличительные черты русского человека, прославляемые народом. Недаром этими чертами он наделяет былинного героя Алёшу Поповича, не отличающегося силой и мощью Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Кстати, не имеющего ничего общего с придурковатым героем современных мультфильмов.

Эти же качества, мудрость и смекалка, характеризуют героев бытовых сказок. Прохожий «дурачок» посрамил жадную хозяйку, солдат – скупую старуху, сварив кашу из топора, а мужик – барина, умно разделив гуся. При разговоре об этом всегда стараюсь быть осторожной, чтобы ребята не возвели в ранг величия обман и ложь. Нет, именно ложь хозяйки и старухи, жадность и скаредность барина осмеяны. А мудрая хитрость «простачков», с житейской точки зрения, справедливо торжествует.

В силу сокращения времени на изучение фольклора, здесь мне помогают новые формы обучения – проектная и творческая деятельность по произведениям, не вошедшим в перечень программы. Защита проектов выручает и при изучении малых жанров фольклора.Так при знакомстве с пословицами и поговорками ребята определяют их тематику. Прежде всего, отмечаем общее в пословицах и распределяем их по темам: ученье и книга, труд и лень, дружба и вражда, любовь и ненависть, Родина, история страны, семья, язык и речь. Затем ведём наблюдение над тем. Как народ выражает своё отношение к данным понятиям, и делаем выводы: что народ ценит и уважает, что осуждает и презирает. Уважение к знаниям и книге, презрение к лени и нерадивости, прославление любви к Отечеству и призыв к его защите, преклонение перед настоящей дружбой и любовью, бережное отношение к семье, почитание отца и матери, уважение к истории своей страны, восхищение мудрой и образной речью – вот те ценности, которые возвеличивает русский народ.

Здесь же уместно говорить о необыкновенной талантливости народа, создавшего яркие, меткие, образные поговорки и замысловатые загадки, требующие напряжения ума, сообразительности, умения сравнивать и сопоставлять. Как ни восхититься сравнением простой морковки со сказочной девицей, заточённой в темнице и распустившей свою косу из её окна? Или яркой радугой, повисшей цветным коромыслом над рекою? Как ни улыбнуться сравнению созревшей луковицы со старым дедом, одевшимся во сто шуб и превратившимся от этого в шар?

Малые жанры представлены и песнями. Но подробно об этом говорим в 7-м классе. Это потом будет и тяжёлая доля русской женщины, матери, солдатки. И прославление русской вольницы, мечты о свободе. И исторические песни. А в пятом классе останавливаемся на жанре частушки, снова убеждаясь, что высмеивает русский народ леность, жадность, глупость, заносчивость и непослушание.

Заканчиваем изучение фольклора обобщающим уроком, если укладываемся во времени, или внеклассным мероприятием «Ярмарка фольклора», где и подводим итоги наших наблюдений. Дети получают заранее творческие задания в зависимости от индивидуальных возможностей и собственных желаний. Одни выступают в роли актёров, другие помогают в оформлении праздника-урока, группа ребят делает иллюстрации к выбранным произведениям, наиболее подготовленные сочиняют свои загадки о современных предметах, сказки, рассказы по пословице, раскрывающие её смысл (прямой или переносный), готовят выразительное чтение или пересказ маленькой сказки либо законченного отрывка.

И начинается праздник русского фольклора ярмарка. Почему именно ярмарка? А где же, как не на ярмарке, можно было услышать яркую, сочную, образную речь, где торговцы. Соревнуясь, расхваливали свой товар, зазывая покупателей. Здесь можно было познакомиться с народными промыслами, увидеть и услышать балаган, раёк, встретить потешников, шутников, рассказчиков, веселящих народ. Сюда шли не только за покупками, но и с тем, чтобы что-то узнать, услышать, посмотреть. Одним словом, ярмарка была своеобразным очагом культуры.

Вот и мы торгуем, но отдаём товар даром: обращаясь к разным жанрам, повторяем их своеобразие и особенности, представляем каждый из них, делимся своим творчеством друг с другом. Защищаем иллюстрации, читаем сказки, загадываем свои загадки, поём частушки.

И, конечно, подводя итог, беседуем о значении русского фольклора. Ребята отмечают, что, изучая фольклор, мы учимся уму-разуму, воспитываем свой характер, стремимся быть достойными наших предков, развить в себе лучшие качества русского человека, узнаём много о своём народе и о прошлом русской земли, учимся любить Родину, развиваем свою речь, обогащаем её, делая ярче, образнее, красивее.

Фольклор – это золотые россыпи, он нужен и сегодня.

А потом мы вернёмся к этой теме, изучая сказки А.С. Пушкина, и увидим, как великий поэт учился у народа, создавая свои шедевры.

Но это уже другая история.



































Спрашивает Нелли

Отвечает Александра Ланц, 18.04.2010




Мир вам Нелли!


Вы спрашиваете о пятой заповеди из числа тех, которые были записаны на каменных скрижалях. Если вы не относитесь к числу тех верующих, которые убеждены в том, что Закон был отменён, т.е. полагаете, что верующим всё ещё нельзя прелюбодействовать, лгать, воровать, творить себе кумиров и пр., как об этом говорит Десятисловие, то предлагаю вам прочитать несколько наилучших комментариев, которые когда-либо были даны относительно пятой заповеди.


«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».


Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто другой. Сам Бог, возложив на них ответственность за души, вверенные им, предопределил, чтобы в первые годы жизни детей родители были для них вместо Бога. И тот, кто отрицает законный авторитет своих родителей, — отвергает авторитет Божий.


Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также и любви и нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонных годах.


Соблюдение этой заповеди также подразумевает уважение к служителям, начальствующим, ко всем тем, кого Бог наделил властью. Апостол говорит: «Это — первая заповедь с обетованием» (Еф. 6:2). Для Израиля, ожидающего скорого поселения в Ханаане, соблюдение этой заповеди было залогом долгой жизни в обетованной земле, но она имеет более широкое значение и распространяется на весь Израиль Божий, обещая тем, кто выполняет ее, вечную жизнь на земле, освобожденной от проклятия греха.



"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". Это первая заповедь с обетованием. Ее обязаны исполнять дети и молодежь, люди средних лет и преклонного возраста.


В жизни нет периода, когда детей можно было бы освободить от необходимости почитать своих родителей. Эта серьезная обязанность лежит на каждом сыне и дочери и является одним из условий продления их жизни на земле, которую Господь даст верным.


Это не просто тема, недостойная внимания, но вопрос первостепенной важности. Обетование существует при условии послушания. Если вы послушны, то будете долго жить на земле, которую Господь, Бог ваш, даст вам. Если же вы непослушны, то сократите свою жизнь на этой земле.


Бог не может содействовать тем, кто поступает вопреки ясному долгу, установленному в Его Слове, долгу детей перед своими родителями... Если они относятся непочтительно к своим земным родителям и бесчестят их, то они не будут уважать и любить своего Творца.


Многие нарушают пятую заповедь. - В это последнее время дети особенно проявляют непослушание и неуважение, и Бог особым образом отмечает, что это знамение близкого конца. Это свидетельствует о том, что сатана имеет почти полный контроль над умами молодых.


Многие относятся без уважения к людям преклонного возраста. Многие дети, которые заявляют о том, что знают истину, не чтят своих родителей должным образом, не платят им привязанностью, не проявляют любви к отцу и матери и не почитают их, стараясь уступать их желаниям или облегчать их заботы. Многие, называющие себя христианами, не знают, как почитать отца и мать свою, и в результате будут иметь слабое представление о том, как продлеваются дни на земле, которую Господь, Бог их, дает им.


В этот мятежный век дети, не принимающие верных наставлений и пренебрегающие обучением, плохо представляют себе, в чем заключается их долг по отношению к родителям. Часто случается так: что чем больше родители делают для них, тем более неблагодарными они становятся и тем меньше уважают родителей. Дети, которых баловали и которым прислуживали, всегда рассчитывают на это, и если их ожидания не сбываются, разочаровываются и приходят в уныние. Эта склонность будет проявляться на протяжении всей жизни; они будут беспомощны, будут искать поддержки у других и рассчитывать на то, что те окажутся благосклонны и уступят им. И если они встретят противодействие уже будучи взрослыми, то будут считать себя оскорбленными; так они влачат жалкое существование в мире, едва способные нести свое бремя, часто ропща и раздражаясь, потому что все им кажется не то и не так.


На небе нет места неблагодарным детям. - ...восприимчивость умов настолько притуплена, что они не принимают во внимание повелений святого апостола: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость". "Почитай отца твоего и мать", это - первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу".


Дети, которые бесчестят своих родителей, не повинуются им, не принимают во внимание их советы и наставления, не могут быть приняты на новой земле. Очищенная новая земля не будет местом для упрямых, непослушных, неблагодарных сыновей и дочерей. Если они не научатся послушанию и покорности здесь, то они не научатся этому никогда; мир искупленных не будет омрачен упрямыми, буйными, непокорными детьми. Нарушающий заповедь не может наследовать Царства Небесного.


Нужно проявлять любовь. - Я знаю детей, которые, как видно, не проявляют никакой привязанности к своим родителям, не питают к ним любви и нежности, коих те достойны; но они щедро расточают свою привязанность и ласку на избранных, которым отдают предпочтение. Поступает ли так Бог? Нет и еще раз нет.


Приносите весь свет любви и привязанности в семью. Ваши отец и мать по достоинству оценят эти маленькие знаки внимания, проявляемые вами. Ваши усилия, направленные на то, чтобы облегчить бремя и сдержать всякое раздражительное и неблагодарное слово, показывают, что вы не беспечное дитя и что вы цените заботу и любовь, проявленные к вам во время вашего беспомощного младенчества и детства.


С уважением,

Саша.

«Истоки русского национального характера в устном народном творчестве».(Фольклор в основной школе) Методический аспект: из опыта работы.
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема патриотизма, на мой взгляд, сегодня очень актуальна. Поэтому всё, что связано с национальными особенностями русского народа, необходимо донести до каждого ученика. Вот почему обращение к истокам даёт богатый материал для размышления. Фольклор - это народная мудрость, и при его изучении можно многому ребят научить. Приведу несколько высказываний об устном народном творчестве.

 Меткость русского фольклора феноменальна и поразительна (Леонид Крайнев-Рытов).Фольклор - это кладовая, из которой нужно брать для сегодняшнего дня. (Михаил Светлов). Надеюсь, нам понадобятся скоро азбучные истины фольклора. (Валерий Казанжанц).

Прекрасно, если истины фольклора для кого-то остаются азбучными. Но, к сожалению, сегодня многие отступают от тех нравственных ценностей, которые нам завещали предки, поэтому я делюсь своим опытом работы с учащимися при изучении фольклора и, надеюсь, кому-нибудь это пригодится. 

 

Автор Борисова Евгения Васильевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 321
Номер материала 16334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓