Главная / Другое / Истоки. «Сев и жатва».

Истоки. «Сев и жатва».

Открытый урок во 2а классе в рамках методической недели

«Формирование УУД на уроках в начальной школе».


Дата проведения: 04.02.2012

Учитель: Плотникова И.Н.

Предмет: Истоки

Тема: «Сев и жатва».

Цель: Воспитание чувства уважения к труду земледельца.

Задачи:

  1. Расширить знания детей по категории «Сев и жатва».

  2. Развивать умения присоединяться к восприятию партнера и излагать свои мысли.

  3. Продолжить развивать навык работы в паре.

  4. Обогащать словарный запас детей.

Место урока в теме: первый урок в разделе «Труд земной».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки опоры, каравай, серп, репродукции картин И.Шишкина, таблицы, п.т. «Истоки» ч.2.


Содержание и технология урока


Этапы урока


Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудова-ние

I. Вводно-мотивационный Присоединение

1. Формировать положитель-ную учебную мотивацию.

2. Развивать умение излагать свои мысли.

-Ребята, мне приятно вместе с вами продолжить путешествие в мир истоков. Вспомните, какие темы мы изучили?

-Как много потрудились душа и руки человека.

-Откройте учебник на стр.49 и прочитайте, какую тему мы будем изучать в течение нескольких уроков.

- Подумайте, что мы увидим, услышим, почувствуем, изучая тему «Труд земной»?

Передавая колокольчик, поделитесь своими ощущениями и мыслями.

-Какое умение формировали?

-Мы изучили темы: «Имя», «Семья», «Род», «Дом», «Деревня», «Город»…





-«Труд земной».



( Высказывания детей)





-Формировали умение высказывать свое мнение.

Познаватель-ные:

-поиск информации.

Коммуника-тивные:

-формирование умения высказывать собственное мнение,

-формирование умений слушать и понимать других.

Учебник

II.Постановка темы и цели урока.

Определить тему и цель урока.

-Переверните страницу учебника и на стр.51 прочитайте тему нашего урока.

-О труде кого сегодня пойдет речь на уроке?

-Для чего мы изучаем эту тему?

-Какова цель нашего урока?

-Земля родная всегда была кормилицей для человека. Труд на земле был и остается самым главным. И за доброе отношение человек получает благодарение – это урожай.

-Какие умения формировали?




-«Сев и жатва».


-О труде крестьян, земледельцев, пахарей.

(Высказывания детей)

-Научиться уважать труд земледельца.






-Формировали умения определять тему урока и ставить цель.

Регулятивные:

-формирование умения высказывать своё предположе-ние на основе работы с учебником и с опорой на имеющиеся знания.

-формирование умения ставить цель.

Учебник

III. Открытие нового знания

1. Расширить знания детей по категории «Сев и жатва».

2. Обогащать словарный запас учащихся.

-Вспомните из окружающего мира, как славяне подготавливали землю к посеву зерна. В помощь откройте стр. 53







-Пора начать сев. С этого момента пахарь превращается в сеятеля. В несколько рядов вставали сеятели и сеяли зерно вручную. Для посева отбирали самое лучшее зерно. Зерно у сеятелей находилось в туесах, перекинутых через плечо на ремнях. Сеятель шел по пашне и из его рук сыпался золотой дождь. Радостным взором через два-три месяца окинет золотую ниву сеятель, забьётся его сердце в ожидании урожая.

-Вспомните, как помечали плодородную ниву в старину?


-В конце лета начинается жатва. Что такое жатва?

-Выходили на жатву семьями, трудились – не ленились. Жали серпом.

Посмотрите на серп – орудие труда земледельца. Серп ловко в руках земледельца подрезал колосья (показ учителем).

-Почему же часто можно услышать слова «В поте лица добывается хлеб»?

-Много стараний и труда надо приложить, чтобы вырастить зерно и получить хлеб.


Физминутка – загадка.

Вырос в поле дом

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

-О чем идет речь в загадке?

-Обратим внимание на таблицы.

-Какие машины пришли на помощь в наше время земледельцам?


-Расскажите, как происходит жатва в наше время, используя таблицу.

-Какое умение формировали?



-Когда же труд земледельцев был тяжелее? Почему?

-С наступлением весны мужчины валили деревья, корчевали пни, а женщины с детьми срубленное жгли. После этого земледелец с плугом или двузубой сохой пахал почву. Помощником ему был конь. После плуга землю обрабатывали бороной, для того чтобы пашня стала более рыхлой.













-У плодородной нивы ставили часовню или памятный крест, таким образом, ниву признавали священной.

-Сбор урожая зерна.








(Высказывания детей)






(Показ движений детьми)







-Речь идет о колоске.


-Трактор с плугом и бороной для вспашки земли.

-Комбайны.

(Рассказ детей)


-Формировали умение сравнивать труд земледельцев в разные времена.


-В давние времена.

Познаватель-ные:

-развитие речи учащихся с опорой на знания из окружающего мира.

-развитие умения слушать речь учителя.

-обогащение словарного запаса детей.


















Регулятивные:

-формирование умения удерживать цель урока.










Коммуникативные:

-формирование умения строить речевые высказывания.



Познаватель-ные:

-формирование умения сравнивать.

Карточки-опоры








Таблица





Картина И.Шишкина «Золотая нива»













Серп

















Таблицы






IV. Применение нового знания. Активное занятие «Полевые работы»

1. Продолжить развитие навыка работы в паре.

2. Развивать умения присоединять-ся к восприятию партнера и излагать свои мысли.

3. Оценить деятельность пары по установленному критерию.

-Откройте печатную тетрадь «Истоки» ч.2 на стр.5. Прочитайте тему активного занятия и задание.

-Какие умения будем формировать?




-Расскажите, как распределили порядок выполнения полевых работ?

-На полях начертите «волшебную линеечку», на ней по критерию «Работа в паре» отметьте уровень выполнения задания.

-Активное занятие «Полевые работы». Необходимо установить порядок выполнения полевых работ.

-Умение находить последовательность полевых работ.

-Умение работать самостоятельно.

-Умение работать в паре.

(Ответ пары)


Самоанализ.




Познаватель-ные:

-формирование умения определять последователь-ность действий.

Регулятивные:

-контроль за собственной деятельностью

-формирование оценочных умений по заданному критерию.

Коммуникативные:

-формирование умения работать в паре.

Печатная тетрадь «Истоки» ч.2

V. Заключитель-ный этап.




1. Наблюдать за сходством и различием пословиц и примет.

2. Создать эмоциональ-ный фон.


3. Развивать умение излагать свои мысли.

-Часто люди говорят фразу. Зачитайте.

-Что это такое?

-Что такое пословица?


-Как понимаете пословицу?


-Но чаще всего земледельцы обращаются к приметам.

-Прочитайте примету

«Береза начнет распускать листья – сей овёс».

-Как понимаете примету?

-Что такое примета?

-Примета складывалась из многолетних наблюдений за погодой, люди записывали наблюдения из поколения в поколение, находили взаимосвязь между погодой и полевыми работами и эти наблюдения превратились в примету.

-Обратимся к стр.52 учебника.

-В четвертом абзаце найдите приметы и зачитайте их.

-Что общего между пословицей и приметой?

-Какое умение формировали?


-Сев и жатва. Из века в век, из года в год выходит человек на хлебную ниву. В поте лица добывается хлеб и хлеб – всему голова (показ каравая).

-Ребята, в конце урока мне хочется, чтобы вы высказали те чувства, те знания, которые сегодня получили на уроке, глядя на этот душистый каравай.

(Благодарность учителя за урок).


-«Что посеешь, то и пожнешь».

-Это пословица.

-Это произведение фольклора, которое содержит народную мудрость.

-Сколько труда вложишь в дело, такой результат и получишь.



(Дети читают)



(Высказывания детей)









(Работа с учебником)



-Они пришли из народа.


-Формировали умение отличать пословицы от примет.





(Дети излагают свои мысли, ощущения)

Познаватель-ные:

-формирование умения отличать пословицу от приметы.





Коммуникативные:

-формирование умения высказывать собственное мнение.













Личностные:

-выражение собственного отношения к результату труда земледельца.

Регулятивные:

-формирование умения удерживать цель урока.

Карточки-опоры



















Учебник










Каравай



Истоки. «Сев и жатва».
  • Другое
Описание:

Открытый урок во 2а классе в рамках методической недели

«Формирование УУД на уроках в начальной школе».

 

Дата проведения: 04.02.2012

Учитель: Плотникова И.Н.

Предмет: Истоки

Тема: «Сев и жатва».

Цель: Воспитание чувства уважения к труду земледельца.

Задачи:

1.     Расширить знания детей по категории «Сев и жатва».

2.     Развивать умения присоединяться к восприятию партнера и излагать свои мысли.

3.     Продолжить развивать навык работы в паре.

4.     Обогащать словарный запас детей.

Место урока в теме: первый урок в разделе «Труд земной».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки опоры, каравай, серп, репродукции картин И.Шишкина, таблицы, п.т. «Истоки» ч.2.

 

Содержание и технология урока

 

Этапы урока

 

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудова-ние

I. Вводно-мотивационный Присоединение

1. Формировать положитель-ную учебную мотивацию.

2. Развивать умение излагать свои мысли.

-Ребята, мне приятно вместе с вами продолжить путешествие в мир истоков. Вспомните, какие темы мы изучили?

-Как много потрудились душа и руки человека.

-Откройте учебник на стр.49 и прочитайте, какую тему мы будем изучать в течение нескольких уроков.

- Подумайте, что мы увидим, услышим, почувствуем, изучая тему «Труд земной»?

Передавая колокольчик, поделитесь своими ощущениями и мыслями.

-Какое умение формировали?

-Мы изучили темы: «Имя», «Семья», «Род», «Дом», «Деревня», «Город»…

 

 

 

 

-«Труд земной».

 

 

( Высказывания детей)

 

 

 

 

-Формировали умение высказывать свое мнение.

Познаватель-ные:

-поиск информации.

Коммуника-тивные:

-формирование умения высказывать собственное мнение,

-формирование умений слушать и понимать других.

Учебник

II.Постановка темы и цели урока.

Определить тему и цель урока.

-Переверните страницу учебника и на стр.51 прочитайте тему нашего урока.

-О труде кого сегодня пойдет речь на уроке?

-Для чего мы изучаем эту тему?

-Какова цель нашего урока?

-Земля родная всегда была кормилицей для человека. Труд на земле был и остается самым главным. И за доброе отношение человек получает благодарение – это урожай.

-Какие умения формировали?

 

 

 

-«Сев и жатва».

 

-О труде крестьян, земледельцев, пахарей.

(Высказывания детей)

-Научиться уважать труд земледельца.

 

 

 

 

 

-Формировали умения определять тему урока и ставить цель.

Регулятивные:

-формирование умения высказывать своё предположе-ние на основе работы с учебником  и с опорой на имеющиеся знания.

-формирование умения ставить цель.

Учебник

III. Открытие нового знания

1. Расширить знания детей по категории «Сев и жатва».

2. Обогащать словарный запас учащихся.

-Вспомните из окружающего мира, как славяне подготавливали землю к посеву зерна. В помощь откройте стр. 53

 

 

 

 

 

 

-Пора начать сев. С этого момента пахарь превращается в сеятеля. В несколько рядов вставали сеятели и сеяли зерно вручную. Для посева отбирали самое лучшее зерно. Зерно у сеятелей находилось в туесах, перекинутых через плечо на ремнях. Сеятель шел по пашне и из его рук сыпался золотой дождь. Радостным взором через два-три месяца окинет золотую ниву сеятель, забьётся его сердце в ожидании урожая.

-Вспомните, как помечали плодородную ниву в старину?

 

-В конце лета начинается жатва. Что такое жатва?

-Выходили на жатву семьями, трудились – не ленились. Жали серпом.

Посмотрите на серп – орудие труда земледельца. Серп ловко в руках земледельца подрезал колосья (показ учителем).

-Почему же часто можно услышать слова «В поте лица добывается хлеб»?

-Много стараний и труда надо приложить, чтобы вырастить зерно и получить хлеб.

 

Физминутка – загадка.

Вырос в поле дом

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

-О чем идет речь в загадке?

-Обратим внимание на таблицы.

-Какие машины пришли на помощь в наше время земледельцам?

 

-Расскажите, как происходит жатва в наше время, используя таблицу.

-Какое умение формировали?

 

 

-Когда же труд земледельцев был тяжелее? Почему?

-С наступлением весны мужчины валили деревья, корчевали пни, а женщины с детьми срубленное жгли. После этого земледелец с плугом или двузубой сохой пахал почву. Помощником ему был конь. После плуга землю обрабатывали бороной, для того чтобы пашня стала более рыхлой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-У плодородной нивы ставили часовню или памятный крест, таким образом, ниву признавали священной.

-Сбор урожая зерна.

 

 

 

 

 

 

 

(Высказывания детей)

 

 

 

 

 

(Показ движений детьми)

 

 

 

 

 

 

-Речь идет о колоске.

 

-Трактор с плугом и бороной для вспашки земли.

-Комбайны.

(Рассказ детей)

 

-Формировали умение сравнивать труд земледельцев в разные времена.

 

-В давние времена.

Познаватель-ные:

-развитие речи учащихся с опорой на знания из окружающего мира.

-развитие умения слушать речь учителя.

-обогащение словарного запаса детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

-формирование умения удерживать цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

-формирование умения строить речевые высказывания.

 

 

Познаватель-ные:

-формирование умения сравнивать.

Карточки-опоры

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

 

 

 

 

Картина И.Шишкина «Золотая нива»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицы

 

 

 

 

 

IV. Применение нового знания. Активное занятие «Полевые работы»

1. Продолжить развитие навыка работы в паре.

2. Развивать умения присоединять-ся к восприятию партнера и излагать свои мысли.

3. Оценить деятельность пары по установленному критерию.

-Откройте печатную тетрадь «Истоки» ч.2 на стр.5. Прочитайте тему активного занятия и задание.

-Какие умения будем формировать?

 

 

 

-Расскажите, как распределили порядок выполнения полевых работ?

-На полях начертите «волшебную линеечку», на ней по критерию «Работа в паре» отметьте уровень выполнения задания.

-Активное занятие «Полевые работы». Необходимо установить порядок выполнения полевых работ.

-Умение находить последовательность полевых работ.

-Умение работать самостоятельно.

-Умение работать в паре.

(Ответ пары)

 

Самоанализ.

 

 

 

Познаватель-ные:

-формирование умения определять последователь-ность действий.

Регулятивные:

-контроль за собственной деятельностью

-формирование оценочных умений по заданному критерию.

Коммуникативные:

-формирование умения работать в паре.

Печатная тетрадь «Истоки» ч.2

V. Заключитель-ный этап.

 

 

 

1. Наблюдать за сходством и различием пословиц и примет.

2. Создать эмоциональ-ный фон.

 

3. Развивать умение излагать свои мысли.

-Часто люди говорят фразу. Зачитайте.

-Что это такое?

-Что такое пословица?

 

-Как понимаете пословицу?

 

-Но чаще всего земледельцы обращаются к приметам.

-Прочитайте примету

«Береза начнет распускать листья – сей овёс».

-Как понимаете примету?

-Что такое примета?

-Примета складывалась из многолетних наблюдений за погодой, люди записывали наблюдения из поколения в поколение, находили взаимосвязь между погодой и полевыми работами и эти наблюдения превратились в примету.

-Обратимся к стр.52 учебника.

-В четвертом абзаце найдите приметы и зачитайте их.

-Что общего между пословицей и приметой?

-Какое умение формировали?

 

-Сев и жатва. Из века в век, из года в год выходит человек на хлебную ниву. В поте лица добывается хлеб и хлеб – всему голова (показ каравая).

-Ребята, в конце урока мне хочется, чтобы вы высказали те чувства, те знания, которые сегодня получили на уроке, глядя на этот душистый каравай.

(Благодарность учителя за урок).

 

-«Что посеешь, то и пожнешь».

-Это пословица.

-Это произведение фольклора, которое содержит народную мудрость.

-Сколько труда вложишь в дело, такой результат и получишь.

 

 

(Дети читают)

 

 

(Высказывания детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

(Работа с учебником)

 

 

-Они пришли из народа.

 

-Формировали умение отличать пословицы от примет.

 

 

 

 

(Дети излагают свои мысли, ощущения)

Познаватель-ные:

-формирование умения отличать пословицу от приметы.

 

 

 

 

Коммуникативные:

-формирование умения высказывать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

-выражение собственного отношения к результату труда земледельца.

Регулятивные:

-формирование умения удерживать цель урока.

Карточки-опоры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каравай

 

 

 

Автор Плотникова Ирина Николаевна
Дата добавления 16.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 729
Номер материала 56481
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓