Главная / Начальные классы / «Исследовательское обучение в современном образовании»

«Исследовательское обучение в современном образовании»

Захарова Инга Алексеевна

учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная школа № 39 инновационного типа с гимназическими классами города Павлодар.

«Исследовательское обучение в современном образовании»

«Ребёнок, - солнце,

вокруг которого

вращается весь

педагогический процесс».

Важно, чтобы весь процесс обучения опирался на личностные качества учащегося, уровень его развития, его потребности и склонности. Исследовательское обучение играет в этом ведущую роль, т.к. отвечает индивидуальным потребностям ученика. Хотя, конечно, данный способ обучения нельзя использовать для всех учащихся класса, особенно в начальной школе. Поэтому предпочтение отдаётся внеклассной исследовательской работе – творческим заданиям, при выполнении которых проводится теоретическое и (или) экспериментальное решение проблемы. Таким образом, формируются созидательные качества личности.

Ребёнок – исследователь по своей природе и это его естественное состояние; он настроен на познание мира, он хочет его познать. Эта природная активность составляет суть его исследовательской деятельности, важнейшего источника получения детьми знаний о мире, и важного условия его саморазвития.

Учёные в области мышления вывели такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальные открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своим внутренним механизмам. Именно это и позволяет определить данную работу с ребёнком, как научно – исследовательскую работу.

Наука – результат мгновенного развития познавательной деятельности человечества, активно преобразующего мир в своих интересах.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска – важнейшая задача современного образования.

У ребёнка есть способность к исследовательской деятельности, если он:

  • обладает ярко выраженною способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

  • умеет чётко выразить словами свою и чужую мысль или наблюдение;

  • проявляет интерес к научно – популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;

  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций…

  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан или осмеян

Как известно, познавательная деятельность применительно к обучающимся может быть воспроизводящей (непродуктивной) и преобразовательной (творческой, исследовательской).

Познавательная преобразовательная деятельность учащихся осуществляется с помощью метода, который именуют исследовательским.

Исследовательские задания выполняются по следующему плану:

  1. постановка проблемы;

  2. составление плана работы;

  3. анализ литературы и теоретическое решение проблемы

  4. опытная проверка решения проблемы;

  5. составление выводов, оформление работы.

К функциям исследовательского подхода относятся: воспитание познавательного интереса, активности и самостоятельности; создание положительной мотивации; формирование глубоких, прочных, действенных знаний; формирование умений и навыков самообразования.

Для детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями должна быть представлена возможность для самостоятельного обучения, то есть такого обучения, которая определяется, управляется и осуществляется самим ребёнком. Самостоятельное исследование учащихся способствует удовлетворение их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, самостоятельные исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные исследовательские умения. С помощью самостоятельного исследования школьники, познавая окружающий мир, открывают для себя новые знания, они получают их в готовом виде. Исследования выполняют важную функцию – функцию развития.

Постоянное отсутствие поисковой активности приводят к тому, что индивид оказывает беспомощным при любом столкновением с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются.

Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Но всё же специалисты в области изучения исследовательского поведения попытались выработать приёмы и алгоритмы, которые позволяют отыскивать истину. Приведём некоторые из них:

  1. Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем.

  2. Оценить, является ли ответ на поставленный вопрос возможным с точки зрения имеющихся знаний.

  3. Разбить задачу на подзадачи и подвопросы и искать ответы на них.

  4. Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.

  5. Сопоставить полученный результат с известными данными.

  6. Проверить точность использования логических приёмов.

  7. Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.

  8. Результат решения формулировать логически строго.

  9. Оценит все «за» и «против» полученного результата.

Подготовка к исследовательской работе проходит в несколько этапов.

1 этап – 1 класс.

Ученики получают первые уроки сбора информации, анализа, синтеза, учатся видеть противоречия при проведении опытов, анализе поступков героев сказок, фильмов, намечать последовательность действий, работать с учебником, находить нужную книгу, ориентироваться в библиотеке, формулировать вопрос, пересказывать, составлять рассказ по теме, рассуждать… Дети знакомятся с работами учащихся 2 – 4 классов. В это время учителя пытаются организовать коллективную работу, совместно собирая информацию, делая зарисовки, выводы. На этом этапе проводится первичное обследование психологом, которое позволяет определить уровень развития интеллекта учащихся и

На этом этапе наибольшей популярностью пользуются фантастические проекты: «Автомобиль будущего», «Дом моей мечты», «Летательные аппараты»…Работая над данными проектами, у детей развивается творческое мышление, их фантазия соотносится с реалиями окружающего мира.

2 этап – 2 класс.

Учащиеся учатся ставить цель, задачи, определять этапы исследования, разделять целое на элементы, выделять существенные и несущественные признаки, определять предмет мысли, придумывать заголовки, давать оценку получаемой информации, вести записи в дневнике наблюдений. Данная работа проходит совместно с учителем. Для работы привлекаются и родители.

3 этап – 3 класс.

В третьем классе продолжается работа, начатая в первом и во втором классах, только с большей долей самостоятельности. Дети учатся последовательности сравнения и его целенаправленности, умению завершать суждение простыми логическими выводами.

4 этап – 4 класс.

К этому времени ребята уже готовы самостоятельно заниматься исследовательской работой, ставить цель, задачи, выдвигать гипотезу, обобщать, анализировать, проводить простейшую группировку и систематизацию, делать выводы по итогам анализа и сравнения, уметь находить нужную функцию объекта, пользоваться энциклопедиями, словарями, задавать вопросы к тексту. Учитель чаще всего выступает в роли помощника, направляющего звена. Причём, создание проекта – не сама цель. Главное научить ребят самостоятельно добывать знания, искать ответы на интересующие вопросы.

Исследовательская работа начинается там, где видят проблему. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные, прежде всего, на изучение того, что связано с самой проблемы.

Умение видеть проблему – интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для развития данного умения предлагаем ряд упражнений:

«Смотреть на мир чужими глазами». Детям предлагается небольшой рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на тротуар, дома, деревья, газоны…»

Задание: продолжи рассказ несколькими способами: представь, что ты гуляешь с друзьями, ты – водитель грузовика, едущего по дороге, зайчик или лисичка в лесу, увядающая трава на газоне.

«Сколько значений у предмета». Детям предлагается хорошо знакомый предмет (кирпич, мел, карандаш, мыло). Задание: найти несколько вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования предметов. Поощряются самые оригинальные и смелые решения, и, при этом, чем их больше, тем лучше. В ходе этого задания развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления…

«Наблюдаем настроение» Прекрасный материал для этого задания – сказки: «Морозко», «Чудесная шуба Алдара - Косе», «Снегурочка»…Детям читается сказка, а они в цветограмме отмечают изменения в настроении главного героя. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, отражая настроение двух и более героев.

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Слово гипотеза происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

В умении выдвигать гипотезы можно просто потренироваться. Например: «Подумай, как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему железный гвоздь тонет, а корабль, сделанный из железа нет?».

Упражнение «Почему?»

  • Почему весной тает снег?

  • Почему цветы имеют такую яркую окраску?

  • Почему самолёт оставляет след в небе?

  • Почему Луна не падает на Землю?

  • Почему мы чувствуем запах духов?

«Найди возможную причину явления».

  • Дети стали больше играть во дворах.

  • Миша весь вечер играл с конструктором.

  • Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

  • Друзья поссорились.

  • Айдос пришёл из школы радостный.

Представь, что случится, если:

  • Воробьи будут такого размера, как люди.

  • Волшебник выполнил твои самые заветные желания.

  • Слоны станут меньше кошек.

  • Исчезнут все школы.

  • Люди научатся летать.

  • На нашу планету прилетят инопланетяне.

Как оценивать идею или гипотезу? Самый лучший способ – это поверить её в ходе исследования., но возможен и другой способ оценки, более быстрый и экономичный, - идею можно проверить и оценить в уме. Провести опрос, анкетирование, тестирование среди разных слоёв населения и возрастных категорий.

Как научить ребёнка делать выводы и умозаключения? Для формирования первичных навыков умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

  1. Скажи, на что похожи:

    • Узоры на ковре;

    • Очертания деревьев за окном

    • Старые автомобили;

    • Новые кроссовки;

    • Тень от дерева.

  2. Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными (стекло, лёд, пластик, кристалл,..)

  3. Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются блестящими, синими, твёрдыми.

  4. Назови как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, сильный, подвижный, шумный.

Кроме умозаключений, сделанных по аналогии, существует множество способов делать выводы и строить умозаключения. Для этого существует ряд заданий под общим названием «Как люди смотрят на мир».

  • Ученикам показать размытый след от краски и предложить рассказать, что видит каждый из них.

  • На листе бумаги нарисовать геометрические фигуры, линии, не изображающие ничего конкретного. Предложим ответить на вопрос: «Что здесь изображено?».

Будет предложено большое количество разнообразных ответов. Зададим вопрос: «Кто же прав?». Оказывается, правы были все, но каждый по–своему. Данный вид работы поможет детям сделать вывод, что все люди смотрят на мир по–разному. Очень важно, чтобы дети поняли, как делается умозаключение

Исследовательская работа не должна быть долговременной, поскольку со временем угасает интерес к исследовательской работе, и ребята переключаются на другой вид деятельности. Нужно привлекать родителей для исследовательской работы со своими детьми. Для этого организуются выступления учащихся на родительских собраниях, выставка семейных работ «История моей семьи», «Мои друзья», «Моё свободное время».

«Исследовательское обучение в современном образовании»
  • Начальные классы
Описание:

Захарова Инга Алексеевна

учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная школа № 39 инновационного типа с гимназическими классами города Павлодар.

«Исследовательское обучение в современном образовании»

 «Ребёнок, - солнце,

вокруг которого

вращается весь

 педагогический процесс».

Важно, чтобы весь процесс обучения опирался на личностные качества учащегося, уровень его развития, его потребности и склонности. Исследовательское обучение играет в этом ведущую роль, т.к. отвечает индивидуальным потребностям ученика. Хотя, конечно, данный способ обучения нельзя использовать для всех учащихся класса, особенно в начальной школе. Поэтому предпочтение отдаётся внеклассной исследовательской работе – творческим заданиям, при выполнении которых проводится теоретическое и (или) экспериментальное решение проблемы. Таким образом, формируются созидательные качества личности.

Ребёнок – исследователь по своей природе и это его естественное состояние; он настроен на познание мира, он хочет его познать. Эта природная активность составляет суть его исследовательской деятельности, важнейшего источника получения детьми знаний о мире, и важного условия его саморазвития.

Учёные в области мышления вывели такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальные открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своим внутренним механизмам. Именно это и позволяет определить данную работу с ребёнком, как научно – исследовательскую работу.

Наука – результат мгновенного развития познавательной деятельности человечества, активно преобразующего мир в своих интересах.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска – важнейшая задача современного образования.

У ребёнка есть способность к исследовательской деятельности, если он:

-                          обладает ярко выраженною способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

-                          умеет чётко выразить словами свою и чужую мысль или наблюдение;

-                          проявляет интерес к научно – популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;

-                          с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций…

-                          не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан или осмеян

Как известно, познавательная деятельность применительно к обучающимся может быть воспроизводящей (непродуктивной) и преобразовательной (творческой, исследовательской).

Познавательная преобразовательная деятельность учащихся осуществляется с помощью метода, который именуют исследовательским.

 Исследовательские задания выполняются по следующему плану:

1.     постановка проблемы;

2.     составление плана работы;

3.     анализ литературы и теоретическое решение проблемы

4.     опытная проверка решения проблемы;

5.     составление выводов, оформление работы.

К функциям исследовательского подхода относятся: воспитание познавательного интереса, активности и самостоятельности; создание положительной мотивации; формирование глубоких, прочных, действенных знаний; формирование умений и навыков самообразования.

Для детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями должна быть представлена возможность для самостоятельного обучения, то есть такого обучения, которая определяется, управляется и осуществляется самим ребёнком. Самостоятельное исследование учащихся способствует удовлетворение их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, самостоятельные исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные исследовательские умения. С помощью самостоятельного исследования школьники, познавая окружающий мир, открывают для себя новые знания, они получают их в готовом виде. Исследования выполняют важную функцию – функцию развития.

Постоянное отсутствие поисковой активности приводят к тому, что индивид оказывает беспомощным при любом столкновением с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются.

Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Но всё же специалисты в области изучения исследовательского поведения попытались выработать приёмы и алгоритмы, которые позволяют отыскивать истину. Приведём некоторые из них:

1.     Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем.

2.     Оценить, является ли ответ на поставленный вопрос возможным с точки зрения имеющихся знаний.

3.     Разбить задачу на подзадачи и подвопросы и искать ответы на них.

4.     Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.

5.     Сопоставить полученный результат с известными данными.

6.     Проверить точность использования логических приёмов.

7.     Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.

8.     Результат решения формулировать логически строго.

9.     Оценит  все «за» и «против» полученного результата.

Подготовка к исследовательской работе проходит в несколько этапов.

1 этап – 1 класс.

Ученики получают первые уроки сбора информации, анализа, синтеза, учатся видеть противоречия при проведении опытов, анализе поступков героев сказок, фильмов, намечать последовательность действий, работать с учебником, находить нужную книгу, ориентироваться в библиотеке,  формулировать вопрос, пересказывать, составлять рассказ по теме, рассуждать… Дети знакомятся с работами учащихся 2 – 4 классов. В это время учителя пытаются организовать коллективную работу, совместно собирая информацию, делая зарисовки, выводы.  На этом этапе проводится первичное обследование психологом, которое позволяет определить уровень развития интеллекта учащихся и

           На этом этапе наибольшей популярностью пользуются фантастические проекты: «Автомобиль будущего», «Дом моей мечты», «Летательные аппараты»…Работая над данными проектами, у детей развивается творческое мышление, их фантазия соотносится с реалиями окружающего мира.

2 этап – 2 класс.

Учащиеся учатся ставить цель, задачи,  определять этапы исследования, разделять целое на элементы, выделять существенные и несущественные признаки, определять предмет мысли, придумывать заголовки, давать оценку получаемой информации, вести записи в дневнике наблюдений. Данная работа проходит совместно с учителем. Для работы привлекаются и родители.

 3 этап – 3 класс.

В третьем классе продолжается работа, начатая в первом и во втором классах, только с большей долей самостоятельности. Дети учатся последовательности сравнения и его целенаправленности, умению завершать суждение простыми логическими выводами.

4 этап – 4 класс.

К этому времени ребята уже готовы самостоятельно заниматься исследовательской работой, ставить цель, задачи, выдвигать гипотезу, обобщать, анализировать, проводить простейшую группировку и систематизацию, делать выводы по итогам анализа и сравнения, уметь находить нужную функцию объекта, пользоваться энциклопедиями, словарями, задавать вопросы к тексту. Учитель чаще всего выступает в роли помощника, направляющего звена. Причём, создание проекта – не сама цель. Главное научить ребят самостоятельно добывать знания, искать ответы на интересующие вопросы.

Исследовательская работа начинается там, где видят проблему. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные, прежде всего,  на изучение того, что связано с  самой проблемы.

Умение видеть проблему – интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно  в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для развития данного умения предлагаем ряд упражнений:

«Смотреть на мир чужими глазами». Детям предлагается небольшой рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на тротуар, дома, деревья, газоны…»

Задание: продолжи рассказ несколькими способами: представь,  что ты гуляешь с друзьями, ты – водитель грузовика, едущего по дороге, зайчик или лисичка в лесу, увядающая трава на газоне.

 «Сколько значений у предмета».  Детям предлагается хорошо знакомый предмет (кирпич, мел, карандаш, мыло). Задание: найти несколько вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования предметов. Поощряются самые оригинальные и смелые решения, и, при этом,  чем их больше, тем лучше. В ходе этого задания развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления…

«Наблюдаем настроение» Прекрасный материал для этого задания – сказки: «Морозко», «Чудесная шуба Алдара - Косе», «Снегурочка»…Детям читается сказка, а они в цветограмме отмечают изменения в настроении главного героя. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, отражая настроение двух и более героев.

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Слово гипотеза происходит от  древнегреческого  hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

В умении выдвигать гипотезы можно просто потренироваться. Например: «Подумай, как птицы узнают дорогу на юг?  Почему птицы поют? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему железный гвоздь тонет, а корабль, сделанный из железа нет?».

Упражнение «Почему?»

·        Почему весной тает снег?

·        Почему цветы имеют такую яркую окраску?

·        Почему самолёт оставляет след в небе?

·        Почему Луна не падает на Землю?

·        Почему мы чувствуем запах духов?

 «Найди возможную причину явления».

·        Дети стали больше играть во дворах.

·        Миша весь вечер играл с конструктором.

·        Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

·        Друзья поссорились.

·        Айдос пришёл из школы радостный.

Представь, что случится, если:

·        Воробьи будут такого размера, как люди.

·        Волшебник выполнил твои самые заветные желания.

·        Слоны станут меньше кошек.

·        Исчезнут все школы.

·        Люди научатся летать.

·        На нашу планету прилетят инопланетяне.

Как оценивать идею или гипотезу? Самый лучший способ – это поверить её в ходе исследования., но возможен и другой способ оценки, более быстрый и экономичный,  - идею можно проверить и оценить в уме. Провести опрос, анкетирование, тестирование среди разных слоёв населения и возрастных категорий.

Как научить ребёнка делать выводы и умозаключения?  Для формирования первичных навыков умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

1.     Скажи, на что похожи:

·        Узоры на ковре;

·        Очертания деревьев за окном

·        Старые автомобили;

·        Новые кроссовки;

·        Тень от дерева.

2.     Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными (стекло, лёд, пластик, кристалл,..)

3.     Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются блестящими, синими, твёрдыми.

4.     Назови как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, сильный, подвижный, шумный.

Кроме умозаключений, сделанных по аналогии, существует множество способов делать выводы и строить умозаключения. Для этого существует ряд заданий под общим названием  «Как люди смотрят на мир».

·        Ученикам показать размытый след от краски и предложить рассказать, что видит каждый из них.

·        На листе бумаги нарисовать геометрические фигуры, линии, не изображающие ничего конкретного. Предложим ответить на вопрос: «Что здесь изображено?».

Будет предложено большое количество разнообразных ответов. Зададим вопрос: «Кто же прав?».  Оказывается, правы были все, но каждый по–своему. Данный вид работы поможет детям сделать вывод, что все люди смотрят на мир по–разному. Очень важно, чтобы дети поняли, как делается умозаключение

Исследовательская работа не должна быть долговременной, поскольку со временем угасает интерес к исследовательской работе, и ребята переключаются на другой вид деятельности. Нужно привлекать родителей для исследовательской работы со своими детьми. Для этого организуются выступления учащихся на родительских собраниях,  выставка семейных работ «История моей семьи», «Мои друзья», «Моё свободное время».

Автор Захарова Инга Алексеевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 357
Номер материала 13378
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓