Главная / Классному руководителю / Исследовательский проект "Учителя в шинелях"

Исследовательский проект "Учителя в шинелях"


Оглавление.


  1. Введение…………………………………………………………………3

  2. Основная часть. Учителя-фронтовики………………………………..4

2.1. Соколов А. И………………………………………………………5

2.2. Бужин А. Н…………………………………………………………5

2.3. Шишаков Б. В……………………………………………………...6

2.4. Шафаренко Н. И…………………………………………………..7

2.5. Шафаренко А. В…………………………………………………..8

2.6. Кудрявцев С. В……………………………………………………11

2.7. Дороднов Б.И……………………………………………………..13

2.8. Криволап Г. П…………………………………………………….19

2.9. Халеев А. З……………………………………………………….28

3. Заключение……………………………………………………………..37


















  1. Введение.

Много лет назад закончилась одна из самых страшных войн в истории России. Мы знаем о ней, к счастью, только по книгам и фильмам. На нашей Костромской земле не шли бои, здесь не ступала нога фашистского солдата. Но наши земляки, так же, как и тысячи других русских людей, отправлялись на фронт, другие трудились без устали в тылу, на своей родной земле. Все стремились приблизить долгожданный День победы.

Среди учителей, работавших в разное время в нашей школе, тоже есть участники Великой Отечественной войны. Наши сверстники ещё помнят эти имена. Но пройдёт время, и оно может стереть их из памяти наших земляков. Этого нельзя допустить. Ниточка, связывающая нас с тем героическим поколением не должна оборваться. Учителя-ветераны войны – это часть истории нашей школы, это наша гордость, это пример для подражания.

Поэтому мы выбрали для своей исследовательской работы тему «Учителя в шинелях». Значима она и для музейной комнаты школы. Продолжается сбор материалов по краеведению, который может быть использован для работы по патриотическому воспитанию и стать отправной точкой для дальнейших исследований.


Цель работы: развитие на основе краеведческой работы гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей человека, формирование профессионально значимых качеств молодёжи, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи:

  • продолжить ознакомление с историей своего населенного пункта, изучение героических страниц этой истории, связанных с Великой Отечественной войной;

  • показать на примере судеб конкретных учителей трудовой подвиг в годы войны;

  • систематизировать имеющийся по данной теме материал и дополнить его новыми исследованиями с дальнейшей передачей в музейную комнату школы;

  • вовлечь в работу учащихся из неблагополучных семей, учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с целью оказания им помощи в адаптации в обществе;

  • заинтересовать в работе не только учащихся, но и их родителей, представителей старших поколений, способствовать укреплению межпоколенческих связей;

  • стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, навыки исследования и проектирования деятельности;

  • развивать творческие способности учащихс


Предмет исследования: судьбы учителей, участников Великой Отечественной войны.

Источники исследования:

  • личные и семейные материалы:

  • материалы музейной комнаты Сидоровской школы;

  • материалы кабинета духовно-нравственного воспитания;

  • воспоминания жителей села Сидоровского;

  • СМИ.

Гипотезы:


  1. Памятник учителям – фронтовикам необходим в с. Сидоровское Красносельского района;

  2. В с. Сидоровское Красносельского района нет необходимости ставить памятник учителям – фронтовикам, так как уже имеется мемориал памяти павших в Великой Отечественной войне.


2.Основная часть. Учителя – фронтовики.


Учитель!

Тебе я обязан

Всем чистым,

Всем светлым,

Что есть на земле,

И думой о судьбах Отчизны,

Что нёс ты на светлом челе!

В.Фирсов


В этой исследовательской работе мы отдаем дань памяти и признательности людям самой мирной и человечной из профессий — учителям, нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны.


1.1. Соколов Андрей Иванович.

Директор школы с 1937 по 1941 год.

Ушёл на фронт в первые месяцы войны. Учителя, работавшие с ним, говорили: « Строг, требователен, но справедлив. В часы отдыха был весел, прост, общителен. С коллегами держался на равных».

После войны семья во главе с Андреем Ивановичем переехала в Белоруссию…


    1. Бужин Александр Николаевич (1911 -1982)


Работал директором школы с 1942 года.

Участник Финской войны 1939-1940 г., участник Великой Отечественной войны, инвалид войны.

После войны работал в г. Кострома.





2.3. Шишаков Борис Васильевич (1912-1984)

hello_html_16036345.png

Фронтовые друзья: 1947 год.

Слева направо: Бутов П. П., Шишаков Б. В., Балдин Н. А.




Директор школы 1947-1962 г., учитель математики.

Приехал на постоянное место жительства в село Сидоровское на родину своей жены Коровкиной Анастасии Ивановны после демобилизации. Огромной заслугой Бориса Васильевича является строительсво второго каменного здания школы, где в последствии разместились начальные классы, библиотека, спортивный зал. Школа работала в 2-3 смены.

Коллега Халеев А.З.: «Очень порядочный, энергичный, трудолюбивый человек.С утра и до поздна в школе. Школа для него была и дом и работа. Учащиеся его уважали и любили».







2.4 Шафаренко Николай Иванович (1905 – 1968)


hello_html_449e580f.jpg


Шафаренко Николай Иванович родился в Белоруссии в г. Речица Гомельской области. Закончил Гомельский педагогический институт. Работал учителем в школе, преподавал физику. В 1941 году после начала войны был мобилизован в ряды Красной Армии. Он воевал на II Украинском фронте под командованием маршала Конева в авиационном полку, в звании капитана, в должности начальника ГСМ (горюче смазочных материалов). Во время войны был контужен, получил ранение, но продолжал воевать. Победу встретил под Берлином. За боевые заслуги Шафаренко Николай Иванович был награжден орденом Красной Звезды за сражение на Орловско - Курской дуге, медалями «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.». После Победы

он служил в Австрии, демобилизовался в 1947 году. Послевоенную жизнь посвятил педагогике. Последнее место работы - Сидоровская средняя школа, учитель физики.




2.5. Шафаренко Александра Васильевна (1924 - 1998)

hello_html_m7ce3aadf.jpg


Бок о бок с Николаем Шафаренко сражалась в одном полку красавица - телефонистка Саша Щербакова (будущая жена) - уроженка с. Красное - на - Волге. Она была младше Николая на 18 лет. Встретив Сашу, он не захотел с ней расставаться и никого к ней не подпускал. За боевые заслуги Александра Васильевна Шафаренко награждена медалями "За освобождение Варшавы", "За освобождение Праги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", в послевоенный период - юбилейными медалями Победы, к 40-летию Победы - Орденом Отечественной войны IІ степени.

Александра Васильевна окончила Рыбинское педагогическое училище, работала сначала лаборантом, потом библиотекарем в Сидоровской средней школе, воспитала 5 детей.


МАМА

Воспоминания дочери: Аладьиной Ольги Николаевны.


Когда началась война, первой из семьи моих родителей мобилизовали старшую сестру Галину. Она воевала на 3-м Украинском фронте – была зенитчицей. Маму призвали в ряды Красной Армии летом 1943 года на 2-ой Украинский фронт. Ей было 19 лет. В то время на Орловско-Курской дуге шли ожесточённые бои. Первым распределением был прифронтовой медицинский госпиталь. По пути следования к фронту колонны боевой техники и военнослужащих попали под бомбардировку вражеских самолётов. Была команда прыгать с машин в кюветы - это многим спасло жизнь. Маму ранило под правую лопатку. Ранение было незначительное, но отметина осталась на всю жизнь. А вот девушка, с которой они только что подружились, умерла у неё на руках.

При госпитале приходилось выполнять разную работу: мама была санитаркой, прачкой, колола дрова, стояла в карауле. Она рассказала нам историю, которая глубоко запала мне в душу.

Дело было в конце августа, ночи тёмные, звёздные. Госпиталь располагался на краю села. Недалеко от него находился колодец. Это был стратегический объект: в чистой воде нуждались раненые, приходилось его охранять. С другой стороны от дороги лежало поле неубранной пшеницы. Стоя карауле однажды ночью, рассказывала мама, она услышала какой-то шорох, насторожилась, прислушалась, винтовку привела в боевую готовность. Колосья шуршат, колышутся. "Стой! Стрелять буду". Тишина, шорох стих. Так повторилось несколько раз: то тишина, то очередное движение. В голове одна мысль - немецкий лазутчик к колодцу подбирается, хочет воду отравить. Затем видит: на её оклик из пшеничного поля ближе к дороге выползла раненая собака, а на спине у неё сумка с красным крестом. Отлегло от сердца. Боевая собака сопровождала санитаров к раненым бойцам на поле боя. Маме объявили благодарность за бдительность.

Госпиталь находился в прифронтовой полосе, и часто случались налёты вражеских самолетов. Страшная эта картина. Раненые прыгали из окон, ломали руки, ноги - их было не удержать. После очередной бомбёжки двухэтажный госпиталь, бывшая школа, был уничтожен
Раненых эвакуировали в тыл, военнообязанных расформировали по
разным частям. Мама попала в авиаполк,
где служила телефонисткой до конца войны. Очень достоверно о жизни лётчиков в период Великой Отечественной войны показано в фильмах "В бой идут одни старики" и "Небесный тихоход", песню из

которого мама любила напевать. Она гордилась тем, что в их полку служил отважный лётчик, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. С ним ей не раз доводилось танцевать на вечерах отдыха,
Мама и её сестра Галина уже после войны, вспоминая о том, где и когда они
воевали, удивлялись, что в сентябре 1944 года в одно и то же время находились метрах в двухстах друг от друга (тогда 2-й и 3-й Украинские фронты тесно соприкасались при боевых операциях), но так и не встретились. Мама рассказывала ещё один интересный случай. Они ездили за кинофильмом для своей части, но припозднились и остались ночевать на КПП. Ночью проснулись от крика, шума, стрельбы. Выскочили на улицу, а там что-то невероятное: светло, как днём, все радуются, стреляют в небо из всех видов оружия, обнимаются, целуются, плачут. Так они узнали, что войне конец. Но каково же было их удивление, когда выяснилось, что
фильм, привезённый в часть, назывался
"В 6 часов вечера после войны"! За боевые заслуги Александра Васильевна Шафаренко награждена медалями
"За освобождение Варшавы", "За освобождение Праги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". В послевоенный период маму награждали юбилейными медалями Победы, к 40-летию Победы - орденом Отечественной войны 2

степени.










2.6. Кудрявцев Сергей Владимирович (1923 – 1981)


hello_html_65bfa0c2.jpg


Родился в Межевском районе.



войну. В Костроме окончил артиллерийское училище.

После 10 класса работал учителем в школе. Добровольцем ушёл на войну. В Костроме окончил артиллерийское училище. В ноябре 1942 года получил боевое крещение на Юго-Западном фронте. 31 января 1944 года – тяжелейшее ранение.13 месяцев московские врачи боролись за его жизнь. За две недели до окончания войны вернулся домой и на всю жизнь остался учиелем. Будучи директором Сидоровской средней школы (1962-1970г.), добился строительства 3 домов для учителей и интерната для учащихся, организовал сельские радиопередачи (диктор - жена Галина Ивановна).


О России.


Автор: Кудрявцев Сергей Владимирович.


Люблю Россию - край свой милый.

Люблю как сын родную мать.

Люблю за мужество и силу,

Которых ей не занимать.

За твёрдый дух, упорство, смелость.

За мудрость испокон веков.

За смётку и неторопливость,

Степенность русских мужиков.

За добрый нрав российских женщин.

За верность хлебу деревень.

За красоту природы сельской,

За труд упорный всех людей.

Люблю всем сердцем и душою

За удаль русскую, размах,

За грандиозность новостроек,

За детский смех в её домах.





















2.7. Дороднов Борис Иванович (1920-1994)

F:\Альманах\Глава 2 Учиителя - фронтовики\Фото\Дороднов Б. И..BMP


Работал директором школы с августа 1970 года по август 1980 года. Преподаватель математики. Был призван на срочную службу в армию в октябре 1940 года. Начало Великой Отечественной войны встретил на границе в крепости Осовец, воевал в составе 1-го Белорусского фронта, был станковым пулеметчиком и ротным агитатором. Через три месяца боев их часть попала в окружение, где он был взят в плен. Работал он на угольных шахтах Германии в районе Силезии, а затем в Чехословакии заготавливал лес в горах. Вместе с победой, 8 мая 1945 года, пришло и освобождение из плена, к тому времени Борис Иванович весил 32 кг. Выхаживали его долгие месяцы чешские женщины. Вернулся домой Борис Иванович в мае 1946 года, после многочисленных проверок и службы в строительном батальоне. После войны Дороднов Борис Иванович работал учителем математики, завучем, а затем и директором Сидоровской средней школы.



Солдат и педагог.


Воспоминания Дородновой Руфины Павловны, супруги Бориса Ивановича.


hello_html_72260bba.png

Супруги Дородновы.


Мой муж, Дороднов Борис Иванович, был учителем математики. После окончания Красносельской средней школы, в 1938 году, он поступил в Ярославль на годичные курсы учителей математиков-физиков. В 1939 году был направлен в Гущинскую школу Красносельского района и работал там до 1940 года.

В 1940 году Борис Иванович был призван в армию, где его и застала война. С войны после госпиталя он пришел в июне 1946 года. Через месяц мы поженились, а с сентября Борис Иванович пошел работать учителем математики в Сидоровскую среднюю школу и проработал до 1981 года. Общий педагогический стаж работы Бориса Ивановича составляет 36 лет, из них в Сидоровской средней школе – 35 лет.

За время своей работы в Сидоровской средней школе Борис Иванович 6 лет был завучем школы и 9 лет ее директором. Под его руководством было выстроено современное, новое здание нашей школы. Борис Иванович очень любил школу и своих учеников. Отдавал много времени своей работе.

Наши ученики очень любили математику и многие из них стали учителями-математиками:

Пластова Г. В. – учитель Георгиевской средней школы Межевского района.

Балдина Т. К. – учитель Сидоровской средней школы и ее завуч.

Болотова Т. В. – учитель Сидоровской средней школы.

Сорокина В. А. – директор Веселовской девятилетней школы Красносельского района.

Сорокин В. А. – учитель математики школы №17 г. Костромы и другие.

Наш сын, Дороднов Николай Борисович, после окончания института и службы в армии с 1877 года тоже работал преподавателем Сидоровской средней школы, мастером производительного обучения.

Моя сноха, Дороднова Валентина Борисовна, работает учителем начальных классов Сидопровской средней школы. Ее педагогический стаж – 23 года.

Внучка, Малафеева Ольга Львовна, окончила Костромской государственный университет им. Некрасова в 1999 году. Она преподаватель иностранных языков.

Внучка Лодочникова Анна учится на факультете естествознания в этом же университете.

Внучка Дороднова Галина тоже учится в этом университете на физико-математическом факультете.

Сейчас я на заслуженном отдыхе, но связь со школой не теряю. И школа нас, пенсионеров, не забывает, приглашают на школьные мероприятия, присылают поздравления.

Мы, учителя-пенсионеры, восхищаемся работой учителей нашей школы. Они отдают много сил и энергии обучению и воспитанию молодого поколения.

Общий педагогический стаж семьи Дородновых составляет более 120 лет!!




Я жив, Родная…

Автор: Борис Иванович Дороднов.

Я жив, Родная,

Слышишь, я живой.

В полях чужой земли я нахожусь,

И немец стережет мою тюрьму.

Здесь кровь и горе, все чужое.

Чужое солнце всходит над холмами.

Но почему нахмурилось оно?

Не греет, не ласкает нас лучами

Безжизненное, бледное пятно?

Но я - солдат!

Этих слов забывать я не смею!

Ни в пути, ни в беде, ни в бою!

Узник черного лагеря смерти,

Как молитву шепчу в тишине:

«Я вернусь к тебе, Россия,

Знаю, помнишь ты о сыне,

Брови русы, очи сини,

Я вернусь к тебе, Россия!»



Воспоминания Дородновой Надежды Александровны,

снохи Бориса Ивановича.


Мне хочется рассказать о Человеке с большой буквы, Человеке, которого мы будем помнить всегда. Это Дороднов Борис Иванович. Каким он был для жены, детей, внуков и для нас, снох.

Борис Иванович закончил Костромской педагогический институт и всю жизнь проработал в школе. Он преподавал математику, был директором школы. Вместе с супругой Руфиной Павловной они построили дом и воспитали шестерых детей:

«Старший Лева, затем Олег,

Никон, Коля – сын за сыном,

Родилась пятой – дочка Нина,

А спустя годков пяток –

Родился Женечка сынок».

hello_html_4611db41.png

Супруги Дородновы с детьми.


Отец для детей был примером во всем. Он научил детей обрабатывать землю, строить, трудиться, чтобы не было стыдно, а главное взаимоотношениям в семье. С какой нежностью он относился к своей жене Руфине Павловне! Каким нежным взглядом он смотрел на нее!

В семье на детей не повышали голоса. Дети это ценили. Они также сейчас относятся к своим женам, детям, внукам. Ведь в семейном климате, ее порядках, традициях закладываются основы поколений.

Дети и внуки выросли очень трудолюбивыми, добрыми. Я в семье Дородновых прожила 3 года, затем мы получили с мужем квартиру в г.Волгореченске. за это время, да и последующие годы у меня о Борисе Ивановиче сложились очень теплые воспоминания. Он был очень тактичным, честным, но прямым человеком, не любил ложь, грубость. И в тоже время относился к нам, снохам, с отцовской теплотой, боялся чем-то обидеть. Очень часто старался чем-то удивить. Мы помним, как ему было нелегко, когда он уже болел, но старался поддержать жену, детей. Ему надо было чаще отдыхать, беречь себя.

«Только видно, судьба

Ему другая дана:

Жить в заботах, трудах

До последнего дня».

Борис Иванович пример для всей нашей большой семьи.

«Сделал добра ты столько,

Долго в том будешь жить.

Дети и внуки тебя не забудут,

Примером им будешь служить».

03.03.2014г.


hello_html_3f5545e8.png

Дружная семья Дородновых.






    1. Криволап Григорий Петрович (1927- 1999)



hello_html_mbdd9dd5.jpg

Криволап Г. П.



Криволап Григорий Петрович родился 2 февраля 1927 года в с. Бирловка Драбовского р-на Полтавской области. В 1934 г. Пошёл учиться в 1 класс. Первый и второй классы окончил за один год. В 1941 году окончил 8 классов. В 1943 году добровольно ушёл на фронт. В Советской армии служили до 1951 году. В этом же году демобилизовался и приехал в село Сидоровское. Сначала поступил работать в «Новый труд» в качестве столяра – строителя, где проработал 8 лет. Последние два года работал в должности мастера строй участка. Одновременно учился в 10 классе ШРМ при Сидоровской средней школе. 10-ый класс закончить не успел, так как был направлен на учёбу с отрывом от производства в Институт повышения квалификации руководящих и ИТР ПК при «Роспромсовете», который в 1960 году окончил с отличием.

В период реорганизации промышленной артели был приглашен на работу в Сидоровскую среднюю школу в качестве учителя по трудовому обучению, а потом и завучем по производственному обучению. В 1965г. по разрешению ОБЛОНО сдал экзамен экстерном за 10 класс и в этом же году поступил учиться заочно в Костромской государственный педагогический институт на художественно – графический факультет. В школе преподавал черчение, рисование и труд в мастерских. С 1980г. по 1983 год был директором Сидоровской средней школы.

Что бы ни делал Григорий Петрович, он во всё вкладывал душу. Работая военруком, воспитывал настоящих патриотов, готовых к защите Родины. Высокий, статный, подтянутый он был примером для учащихся. Новое здание школы достраивалось и обживалось (1982г.) под его заботливым руководством.

Григорий Петрович – пример для подражания всем нам.


Воспоминания дочери: Ларионовой Галины Григорьевны.

3 сентября 2005 года.



Криволап Григорий Петрович родился 2 февраля 1927года на Украине в селе Бирловка Шрамковского района Черкасской области.

Позже семья переехала в хутор Гречановка недалеко от Киева. Там Григорий учился все годы на «отлично», но закончить школу не успел, так как началась Великая Отечественная война.

В первые месяцы Украина была оккупирована немцами, где они грабили, убивали и издевались над мирными жителями.

По этой причине в 1944 году в 17 лет Григорий ушел добровольцем на фронт и сражался с фашистами до Победы на I-om Украинском фронте артиллеристом. Затем после окончания войны проходил службу в армии по 21 марта 1951 года в городе Ярославле.

В армии он познакомился и подружился с Николаем Веселовым из села Сидоровского. Однажды Николай пригласил Григория съездить к нему на родину в село. Село Сидоровское тогда было очень большое, молодежи было много. Друзья пришли в клуб на танцы, и Григорий сразу приметил очень красивую девушку с длинными черными косами в ярко-голубом платье. Это была любовь с первого взгляда. Девушку звали Валентина Касаткина. Так началась дружба и любовь Григория и Валентины. После окончания службы в армии Григорий сделал Валентине предложение выйти за него замуж. Валентина приняла предложение Григория, и вскоре они поженились.

В 1952 году в семье Криволап родился сын Валерий.

Григорий устроился работать на ювелирную фабрику строителем. (Фабрика в то время была единственным крупным предприятием в селе.) Руки у него были «золотые», и любая работа спорилась в его руках. Он мог сделать любую мебель, мог построить любой дом. Ведь учеба в Москве на курсах в Инженерно-сторительном институте не прошла даром.

В 1953 году родилась дочь Галина, а в 1956 году - дочь Алла.

Семья в это жила в доме родителей Валентины, стало очень тесно, и Григорий стал строить свой собственный дом своими руками.

50-е годы были очень тяжёлыми: время было послевоенное, голодное, люди получали мизерные зарплаты, 40-60 рублей в месяц.

Трудно было даже с хлебом. Я не помню, чтобы в магазине был белый хлеб, но хорошо запомнила огромные очереди, где люди почти целый день ждали, когда привезут хлеб, а потом получали 1 буханку в руки. Иногда люди не выдерживали и падали в обморок от духоты.

В конце 50-х годов Григорий Петровичу строился работать в Сидоровскую среднюю школу учителем труда. Работа в школе потребовала специального педагогического образования.

В 1965г. родился сын Владимир. Сдав экстерном экзамены за курс средней школы, Григорий Петрович, получив аттестат, поступает в 1965 году в педагогический институт имени Н. А. Некрасова на художественно графический факультет по специальности учитель черчения, изобразительного искусства и труда, где учится заочно. Специальность была выбрана неслучайно: у Григория Петровича был природный талант, он прекрасно рисовал, чертил и разбирался в чертежах.

В 1970 году он успешно закончил институт. Григорий Петрович был прекрасным отцом, любил свою жену и детей, был очень трудолюбивым и честным человеком, упорным.

Вечерами, закончив все дела, он любил читать вслух для нас книги. Это были и детские книги, и про войну, а мы, забравшись на печку или сев около него, слушали, затаив дыхание. Отец читал с выражением, как артист. Хотя годы были тяжёлые, но в селе, в клубе, был создан прекрасный хор, где Григорий Петрович был солистом. Хор выступал на все праздники, ездили с выступлениями в разные города и сёла, а в Ленинграде стали лауреатами художественной самодеятельности. У отца был прекрасный чистый высокий тенор. В праздники родные любили собираться у нас в доме и всегда пели песни, романсы.

hello_html_m61c920fe.png

На концерте в Сидоровском ДК.


Дети в семье росли старательными, помогали родителям, учились очень хорошо.

Отец признавал только оценку «отлично», приучал нас делать любое дело очень хорошо.

Закончив школу, Валерий поступил в г. Москву и стал архитектором.

Дочь Галина поступила в г. Кострому в педагогический институт имени Н.А. Некрасова на художественно - графический факультет и стала учителем черчения и рисования, с 1975 года работает в г. Волгореченске в школе № 2.

Дочь Алла поступила в г. Иваново в энергетический техникум, закончила его, но потом поступила в Костромской педагогический институт на физико- математический факультет, успешно закончила его и сейчас работает в Нерехтском районе учителем физики и математики.

Сын Аллы Григорьевны Максим тоже стал учителем химии и биологии и работает вместе с ней.

Сын Владимир после службы в армии поступил работать токарем на Костромскую ГРЭС, где и работает токарем 6-го разряда.

hello_html_me5bafe3.png


Криволап Г. П. с супругой Валентиной Ивановной

и сыном Владимиром.


Григорий Петрович всю свою жизнь посвятил школе, детям, работал учителем черчения, рисования и труда, военным руководителем школы.

Все свои силы, знания и любовь отец отдавал своим ученикам, коллегам по работе.

Любой человек мог обратиться к нему за помощью, за советом, и отец никому никогда не отказывал.

В 1981 году его назначают директором школы.

Старая деревянная школа постепенно ветшала и встала необходимость в строительстве новой школы. Сколько потребовалось сил и настойчивости, чтобы добиться разрешения на строительство, знают учителя, которые работали в то время.

Строительство новой школы начали, а потом всё остановилось на несколько лет.

Учителя всем коллективом писали письмо в Министерство просвещения, и после этого школу стали строить.

Отец лично конструировал строительство, не жалея на это ни сил, ни времени. Новая школа была построена. Отец сам доставлял и завозил оборудование, лично своими руками оформлял кабинеты, коридоры.

Выйдя на пенсию, отец еще работал 3 года, но потом по состоянию

здоровья он закончил трудовую деятельность в школе. В 1999 году в конце февраля отец заболел гриппом, получил осложнение на бронхи. Его положили в Волгореченскую больницу, там он пролежал 3 дня и умер от удушья из-за преступной халатности врачей 5марта, ему было 72года.

hello_html_m36cc6c54.png

Григорий Петрович с родными и близкими.



Светлая память о Григории Петровиче навсегда сохранится в сердцах всех людей, кто знал его - этого красивого во всех отношениях человека, который любил жизнь, людей и жил ради людей, не щадя себя и забывая о отдыхе. Он не делил работу на «мужскую» и «женскую», всегда и во всем помогал своей жене и до конца жизни пронес свою любовь к ней. Валентина Ивановна последние годы тяжело болела, и он выхаживал её как маленького ребенка, всегда шутил, радовал её разными подарками.


Рассказ артиллериста.


Автор: Г. Криволап, военрук Сидоровской средней школы.


Мне довелось в семнадцать лет узнать, что такое война. Был зенитчиком. Вначале в тылу в Рыбинске, когда наша часть прикрывала объекты от воздействия авиации противника, а потом на фронте.

Некоторые полагают, что служба в артиллерии значительно легче и безопаснее, чем в других родах войск действующей армии. Спорить по этому поводу не буду, потому что ни пехотинцем, ни танкистом не был. Думаю, однако, в любом роде войск бывают ситуации, которым не позавидуешь. И к «легкой жизни» не отнесешь. Вот один из боевых эпизодов, которые подтверждают мою мысль.

Прибыл наш дивизион в марте сорок четвертого под Васильков. Есть такой городок на Украине, в 35 километрах юго-западнее Киева. Занял огневые позиции. Мы получили приказ мост и какую-то стрелковую часть прикрывать своими восьмидесятипятками. Хорошие пушки тогда у нас были, не то что до этого - сорокапятки, да 37-миллиметровые. Но погодка некуда не годилась: то дождь, то снег хлещет. Грязища, валенки мокрущие у всех.

А тут еще обстановка усложнялась. Я хоть рядовым был, подносчиком снарядов, и к тактическим делам в общем-то, отношения не имел, но и то понял, что дела какие-то не ясные пошли: то вдруг нас с тыла обстреляют , то мы срочно меняем позиции в самом неожиданном направлении. Оказалось потом, что в условии абсолютного бездорожья наши войска сделали немцам очередной «котел» под Корсунь-Шевченковским. А немцы усиленно пытались выйти из окружения. Вот и менялась обстановка ежечасно.

Раз вечером собирает нас командир батареи, говорит:

- Не исключена возможность, что ночью или на рассвете придется отражать контратаку немецких танков прямой наводкой. Вот откуда, - показал на рощицу за железнодорожной насыпью.

Объяснил, конечно, по каким наземным ориентирам следует заранее пристреляться, в какие места по танку целить надо, приказал углубить окопчики, боеприпасы окопать. Одним словом к наземному бою мы были готовы.

Многие не знают, что такое стрельба примой наводкой: им - что прямая, что с закрытых позиций. А я вот - узнал. И после этого стал с уважением относиться к артиллеристам, что в противотанковой работали. В общем, стрельба прямой наводкой, если говорить на военном языке - это когда высота траектории снаряда не превышает высоты цели. Ну, а попросту сказать - это когда бьешь с близкой дистанции, в том числе и в упор.

Подготовили мы тогда бронебойно - зажигательные, ждем. Дождь сильный пошел, мокрые с головы до ног на боевой позиции дежурим, а вроде не холодно. Это от напряжения, наверное. Посмотришь на орудия. непривычно кок-то: не в небо смотрят стволы, а в сторону насыпи хоботы свои нацелены.

Ночь у нас на участке тихо прошла, тока где-то левее артиллерийская дуэль велась: и немецкие орудия как в бочку железную бухали, и наши «катюши» пели.

На рассвете дождь затих, а тучи низко над землей плывут. Сержант, командир орудия, погасил цигарку, сказал:

- Пасмурно. Самолетов не будет. Хоть на два фронта воевать.

Но нам и одного хватило. Вскоре дан был по нам огневой налет. И по нам, и по пехоте нашей, что вдоль насыпи железнодорожной залегла. Но не слишком жестокий. Танкисты, как правило, неважно стреляют с закрытых позиций.

А потом пошли танки и за ними пехота. Здесь уже огонь вражеский стал прицельнее. Как только танки стали преодолевать насыпь, вступила в бой наша батарея.

Я уже не помню всех подробностей боя, который длился минут тридцать, но запомнил на всю жизнь то огромное напряжение и азарт, в котором мы находились.

Выстрелы пушек почти заглушали слова команды командира батареи. А когда танки перелезли через насыпь и, натужно урча, поползли по жидкой машине из грязи и снега в нашу сторону, каждое орудие вело огонь самостоятельно. Помню красное, злое лицо своего наводчика, сбросившего шинель и прильнувшего к прицелу. Помню, как командир наш, сержант, наспех перебинтовывая руку, кричал ему:

- В борт, в борт давай, по правому…

Я как бешеный носился от окопчика со снарядами к орудию, подавал их заряжающему. Кроме пушки своей ничего как будто и не видел, однако, почувствовал как-то сразу, что в бою перелом наступил: вроде полегче стало.

Отошел фриц за насыпь с потерями: три танка ставил горящими. Тут и наши танки подошли, вместе с пехотинцами погнали немцев к роще и дальше. Какой-то офицер подъехал на лошади, соскочил, радостный такой, нашего командира батареи обнял…

Вот и весь эпизод. Мы тоже пушку потеряли: разбило прямым попаданием. И убитых и раненых имели. Ну, а я вот не ранен был и жить остался. Медаль «За отвагу» получил вскоре. Именно за этот бой.

Потом наш дивизион, 436 отдельный зенитный, дальше пошел. На запад. Прикрывали войска с воздуха, важные объекты. Например, в районе Умани порядочное время находились на огневых позициях. Я в это время уже наводчиком был в расчете.

Да, всякое бывало, но вот на прямой наводке мне приходилось воевать один раз. А запомнилось на всю жизнь.

hello_html_6f7570c0.png

На митинге 9 мая. Конец 70-х годов.

Справа от памятника – Криволап Г. П., слева – Халеев А. З.




Халеев Анатолий Зиновьевич (1923 - 2013).


Две статьи – одна судьба…


Статья 1. Газета «Красное Приволжье» от 30апреля 2010г.
Автор: Надежда Аладьина.


Родился Анатолий Зиновьевич в 1923 году в крестьянской семье. Мечта стать военным или учителем математики, поэтому задачки он щелкал, как орешки. Как-то к другу приехали на побывку дядя. Увидев военную форму с погонами, значками, Толя обмер. «Обязательно буду военным»,-решил он.

С 12 лет Толя уже работал. Что доверяли ребятишкам в ту пору? Многое. С лошадьми управлялись, возили сено, подвозили снопы на молотилки. Постарше стали – баржи разгружали, лес сплавляли. Закончил 7 классов в Сидоровской школе. Пошел учиться в Красносельскую среднюю школу, закончил её в 1941 году. 16 июня сдали последний экзамен. Отшумел выпускной балл. Мечтали, строили планы на будущее, влюблялись. А тут война!

С первых дней войны Анатолия вместе с друзьями направляют в Чкаловское летное училище. Но не суждено было стать ему лётчиком. 29 октября 1941 года их перебрасывают на оборону столицы. Анатолий попадает в пехоту, где тогда воевали даже профессиональные лётчики. Задача для всех была одна: не допустить врага в сердце страны.

Из-под Москвы Анатоля Халеева посылают учиться в Гороховецкие лагеря во Владимирской области. Оттуда – на маньчжурскую границу на Дальний Восток. Обстановка там была сложная. Япония продолжала рассматривать агрессию против нашей страны как одну из основных целей своей политики.

В феврале 1942 года Анатолия, так как он имел среднее образование, посылают учиться в Хабаровское военное училище. Первая мечта юного Толи сбылась, но не суждено было ему стать профессиональным военным.

В 1943 году направляют на фронт в 47-ю армию 1-го Белорусского фронта. 1 мая в г. Ковель Анатолий получил ранение. Этот осколок до сих пор сидит в ветеране и все чаще напоминает о себе.

Из госпиталя в июне 1944 года Анатолий попадает в знаменитую 8-ю гвардейскую армию под командованием В.И. Чуйкова и воюет до самой победы. Анатолий Зиновьевич дошел до Берлина. 22 апреля 1945 года при штурме Берлина он получает сложнейшее комбинированное ранение. Не многие выживали после такого. Анатолию Зиновьевичу повезло. Друзья сразу же отправили его в немецкий офицерский госпиталь под Берлином, где была новейшая аппаратура. Долечивался в г. Горьком. Из-за этого ранения не сбылась первая мечта Анатолия Халеева: не стал он военным.

После войны работал военруком в КУХОМе, ювелиром в промколхозе «Путь к коммунизму». В 1949 году Анатолий Зиновьевич поступил в Костромской лесомеханический техникум. А мечта детства продолжает жить. И не доучившись в техникуме, в сентябре 50-го он поступает в учительский институт на физико-математическое отделение.

В 1952 году приходит работать в Сидоровскую среднюю школу. Заочно заканчивает Костромской педагогический институт. Долгие годы учил ребят самой точной науке – математике.

За мужество и отвагу награждён орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Медалью «За победу над Германией» и другими, имеет благодарность от Верховного главнокомандующего.

F:\Альманах\Глава 2 Учиителя - фронтовики\Фото\Грамота Халеева.BMP








Статья 2. Газета «Красное Приволжье» от


Автор: Манькова В. Д., руководитель историко-краеведческого отряда «ШТОРМ».


Ряды ветеранов Великой Отечественной редеют с каждым годом. Почти 2 месяца прошло с тех пор, как жители с. Сидоровского проводили последнего из них - Халеева А. З. Но память снова и снова возвращает нас к этому печальному событию 15 октября.

Давайте вспомним вместе…

В солнечный, но не по – октябрьски холодный день у дома ветерана Великой Отечественной войны Халеева Анатолия Зиновьевича собрались сидоровчане. Они пришли, чтобы попрощаться с уважаемым в селе человеком, прошедшим по дорогам войны, посвятившим себя детям (его педагогический стаж - лет), человеком, так любившим жизнь и так много успевшим в ней сделать для людей.

Люди стояли небольшими группами и почти не разговаривали. Никак не верилось, что этого общительного, жизнерадостного, никогда не унывающего человека больше нет. Все знали, что в последнее время он был болен, все знали, что его возраст солидный, но никто из нас не допускал мысли, что когда-то его не станет…Вот и теперь, когда случилось непоправимое, в это просто невозможно было поверить.

Показалась ритуальная машина. В толпе людей – ни звука. Наверное, каждый из нас в это время вспоминал свои встречи, беседы с Анатолием Зиновьевичем, ведь этого удивительного человека в селе знали и любили все.

Около гроба произносят прощальные слова. Все выступавшие подчёркивают, насколько трудолюбивым, ответственным и порядочным он был, как любил своих односельчан, своё родное село.

А я смотрю на спокойное, бледнее обычного лицо ветерана, на алые гвоздики у его изголовья– и в моей памяти всплывает встреча с Анатолием Зиновьевичем, когда мы с ребятами из историко - краеведческого отряда пришли брать у него интервью.

Он встретил нас очень приветливо, по-доброму пригласил в дом. Как всегда, очень удачно шутил, мы вспоминал школу, ведь я была когда-то его ученицей. Но когда ребята стали задавать вопросы о войне, лицо ветерана сразу как-то изменилось, он скромно сказал: «Да чего рассказывать-то, воевал, как и все». Потом задумался, глядя куда-то вдаль, будто бы стараясь увидеть сквозь время те далёкие годы, и начал свой рассказ.


Изображение 001

Отряд «ШТОРМ» в гостях у ветерана.


«Уже в первые месяцы войны на фронт отправились тысячи солдат. Я был тогда ещё совсем мальчишкой и даже не предполагал, отправляясь на фронт, что меня ждёт военная дорога протяжённостью в 4 года и закончится она в 45-м в Берлине.

Халеев

Халеев А. З. 1941 год.

Сначала мы были в Гороховецких военных лагерях во Владимирской области, где нас готовили к отправке на фронт. Потом приехала медицинская комиссия и объявила, что всех больных отправят на дальний Восток. Больных оказалось только 88 человек, а нужно было гораздо больше. Набирали 2000 человек. Так я совершенно случайно оказался в их числе на Дальнем Востоке. Сначала попал в Приморский край, потом на границу с Японией, в Манчжурию. Там стояла японская армия численностью 1 миллион человек.

Нас троих поставили помощниками командира роты: двоих москвичей, т. к. они закончили техникум, и меня, потому что имел среднее образование.

Как- тот раз пришли незнакомые люди, спрашивают:

-Какое образование?

-Среднее, - отвечаю я.

-Комсомолец?

- Да, комсомолец.

-В военное училище хочешь?

Не раздумывая, согласился. Учился я в Хабаровском стрелково-миномётном училище, которое окончил в 1943 году. Сразу после окончания учёбы попал на фронт. Был командиром миномётной роты, потом командиром батареи. Приходилось работать в разведке. Без разведки не обойтись. Где находятся вражеские пушки, миномёты, дзоты, в каком количестве – всё это выясняла разведка. Было опасно, но об этом тогда не думали.

Было ли страшно? Нет, страха почему-то не испытывали. Хотя война – это мясорубка. Видел оторванные головы, руки, ноги. Помню, около меня солдата разорвало снарядом, как ножом разрезало всего. Молодые, как я, ребята умирали у меня на глазах. Много было трассирующих пуль. Помню, идём в наступление, их видно, как они летят. Это похоже на грачей, которые собираются в стаи. Когда немцы начинают стрелять, и ты видишь: как стая грачей, летят на тебя пули.

Только слышишь, как около головы то с одной стороны, то с другой свистят.

После 2 дней, проведённых на передовой, уже по звуку умеешь определять, где летит пуля: если визжит, то где-то совсем рядом. По сторонам посмотришь: кого в руку, кого в голову ранило. Больше всего я почему-то боялся, чтобы не ранило в живот. Всегда, когда бежал под пулями, старался живот закрыть. Чего боишься, то и происходит: ранило меня в живот, разорвало селезёнку, рассекло диафрагму. Было ещё одно ранение, очень сильное, в самом конце войны. Но страха пред смертью не было даже в момент ранения. Поэтому, наверное, я и остался в живых.

Приходилось бывать во время боя в самом пекле. Нужно было передавать командованию по рации данные о вражеских орудиях. О чём думаешь в такие минуты? Пули свистят, одного рядом убили, другого ранили, третий стонет, кости ног перебиты. В одном из таких боёв меня в шею ранило, до сих пор осколок сидит. Сильной боли не почувствовал, будто рукой кто ударил. А вот если кости перебиты – адская боль. Приходилось не раз видеть, как страдали наши ребята в ожидании санитаров.

В такие минуты думаешь, как дойти до цели. Где по-пластунски, где вскочишь, побежишь, потом опять упадёшь, ползёшь. Только бы добраться. Кто добежал – молодец. Спешили на помощь раненым. Товарищей не оставляли в беде. Никогда.

Запомнились места, по которым проходили. Западная Украина, освобождали г. Ковель, в Польше – Познань, в Германии – Берлин. Начали штурмовать Берлин 22 апреля. Наступали сразу по нескольким фронтам. Я был на 1 Украинском фронте, командовал им маршал Жуков. Вот в эти последние дни меня и ранило. 12 дней я пролежал в госпитале без сознания. Там, в 30 километрах от Берлина, и встретил я День победы. К нам пришёл командир дивизии и сказал: «Ребята, война закончилась». Какие простые слова, но как ждали их все…

Радость была огромная. Радовались, что войне конец и что живыми остались. Со мной в госпитале лежали молодые ребята, 18-25 лет. Помню, проснёшься утром: две-три кровати пустые, ночью умерли солдаты. Хоронили прямо в саду госпиталя. Ставили или кресты, или памятники со звёздочками».


Image0044








Ветеран замолчал. И снова взгляд его устремился вдаль. Что видел он там? Может быть, горящие города и сёла, а может быть, своих товарищей, которые не дожили до долгожданной победы…


Притихшими вышли тогда ребята на улицу. Непривычно серьёзные, без шуток и смеха, попрощавшись с Анатолием Зиновьевичем, они направились по домам. Я оглянулась: всё так же приветливо смотрел нам вслед седой ветеран, а на его глазах блестели слёзы.

Вспоминая всё это, я невольно подумала: а всегда ли мы уделяем достаточно внимания этим людям? Всегда ли проявляем должную заботу, находим ли время, чтобы просто поговорить? Мы в таком долгу перед ними, ведь они дали нам самое дорогое: возможность жить. И заплатили за это очень дорогой ценой.

Траурная процессия медленно удалялась. Низкий поклон, дорогой Анатолий Зиновьевич, от коллег Сидоровской школы, от всех односельчан, от бывших и сегодняшних учеников.

Низкий поклон всем, кто в этой страшной войне завоевал для нас Победу.















3.Заключение.

F:\Альманах\Глава 2 Учиителя - фронтовики\Фото\Начало главы.BMP

Педагогический коллектив школы начала 70-х годов.

Первый ряд: Криволап Г. П. (первый слева), Шишаков Б.В.(второй слева), Халеев А. З. (пятый слева).

Второй ряд: Дороднов Б. И. (четвёртый слева).


Учителя Сидоровской школы с оружием в руках, проявив свои лучшие качества патриотов, защищали нашу Родину. Девятеро учителей – фронтовиков, сражавшиеся в борьбе за освобождение родной земли от фашистов, стали гордостью нашей школы. Вернувшись с войны, они посвятили себя нелёгкому, но нужному делу – воспитанию детей.

Их дела, как военные дороги, так и мирные будни, были бесстрашными и громкими, но об этом сейчас мало кто знает. Потому что они не любили говорить сами о себе, потому что уже поработало время...

Всем известно, что без любви к своему Отечеству, к своей малой родине, без знания её истории невозможно строить завтрашний день нашего государства. Поэтому наш долг – сохранить память о наших доблестных земляках. Главное, чтобы наша благодарность ветеранам не закончилась после праздничных торжественных дат, не ограничилась только словами, а нашла своё воплощение в реальных добрых делах, в сохранении исторической памяти. И это в наших руках!

Эхо прошедшей войны

Мне не даёт уснуть.

Отзвук минувшей беды

Болью пронзает грудь.


Память нельзя убить.

Память живёт всегда.

И мы должны сохранить

Своих земляков имена.




Общий вывод:

Выбранная нами тема исследования актуальна для наших сверстников и для всего Сидоровского сельского поселения. Молодое поколение должно знать и помнить своих героев-учителей, брать пример с этих людей, показавших себя мужественными в годы испытаний и проявивших лучшие человеческие качества в мирное время.

Поэтому мы считаем необходимым увековечить память учителей- фронтовиков путём установки мемориальной доски с их именами в Сидоровской средней школе.



37


Исследовательский проект "Учителя в шинелях"
  • Классному руководителю
Описание:

   Много лет назад закончилась одна из самых страшных войн в истории России. Мы знаем о ней,  к счастью, только по книгам и фильмам. На нашей Костромской земле не шли бои, здесь не ступала нога фашистского солдата. Но наши земляки, так же, как и тысячи других русских людей, отправлялись на фронт, другие трудились без устали  в тылу, на своей родной земле. Все стремились приблизить долгожданный День победы.

    Среди учителей, работавших в разное время в нашей школе, тоже есть участники Великой Отечественной войны. Наши сверстники ещё помнят эти имена. Но пройдёт время, и оно может стереть их из памяти наших земляков.

      Поэтому мы выбрали для своей исследовательской работы тему «Учителя в шинелях».  Значима она и для музейной комнаты школы.   Продолжается сбор материалов по краеведению, который  может быть использован для работы по патриотическому воспитанию и стать отправной точкой для дальнейших исследований.

 

   

Автор Манькова Валентина Дмитриевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 647
Номер материала 31152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓