Главная / География / Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения.

Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения.

Исследовательский подход в использовании ИКТ –

как условие повышения качества обучения.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить».

И. Кант

В течение пяти лет я работал над темой самообразования "Элементы модульной технологии в обучении географии". Опыт использования элементов этой технологии показал, что не все дети способны работать в режиме самостоятельного изучения учебного материала, и не всегда есть возможность эту технологию применять постоянно. Столкнувшись с определенными трудностями, я решил, что использовать элементы модульной технологии возможно только в сочетании с другими методиками и технологиями, так как известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с этими знаниями делать обучаемый. В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Педагоги и психологи считают, что важнейшим делом обучения должно быть воспитание мышления, то есть формирование определенных способов умственных действий. На смену традиционной технологии обучения в школе должно прийти обучение нового типа, основной задачей которого будет не столько приобретение определенной суммы знаний, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование умений самостоятельно приобретать знания, учебно-исследовательских умений и навыков. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к еще не решённым задачам, может быть, ещё не вполне доступным для данного возраста заданиям, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного поиска, представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

         Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия);

         Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

         Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

         Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

В своей работе применяю программу поэтапного действия по формированию исследовательской культуры обучающихся:

6 Класс - Деятельность по формированию умений и навыков

Развитие умений выделять главное, учить разделять информацию на логические части и сравнивать их, отделять главное от второстепенного; анализировать сущность явлений, событий, выделять и анализировать причинно-следственные связи и другие зависимости

7 класс - Умение осуществлять несложное теоретическое обобщение на основе исходных данных, обобщающих схем, моделей. Учатся высказывать обоснованную гипотезу, самостоятельно строить план решения познавательных задач; сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме

8 класс - Учатся анализировать полученную информацию; умение выполнять целостный анализ единства содержания; составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста

9-11 класс - Поэтапное усвоение знаний на основе причинно-следственных связей, устанавливаемых обучающимися при организации исследовательской деятельности с использованием проектного метода в сочетании с ИКТ; формулируются проблемы, составляется алгоритм действий для определения способов их решения. Для выполнения программы, я поставил перед собой следующие задачи:

1. Образовательная: способствовать развитию познавательного интереса к географии, обеспечить высокий уровень усвоения знаний, где следующими задачами обучения являются:

         Формирование специальных географических умений и навыков: работа с картами атласа, контурными картами, статистическими данными, графиками, диаграммами;

         Формирование общеучебных умений и навыков: работа с учебником, справочной литературой и другими источниками информации.

2. Развивающая: создать условия для формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности учащихся через развитие творческих и исследовательских умений, где следующие задачи обучения:

         Развивать логическое мышление, внимание, память, речь;

         Уметь анализировать полученные результаты и делать выводы, проводить сравнение географических процессов, делать прогноз;

         Учить формулировать гипотезу, проблему и находить пути их решения;

         Умение моделировать географические процессы и объекты.

3. Воспитывающая: способствовать формированию культуры интеллектуального труда, для нее задачи обучения:

         Способствовать формированию трудолюбия;

         Повышать интерес к знаниям;

         Воспитывать чувство патриотизма.

Программу над формированием навыков учебно-исследовательской деятельности на этапах обучения учащихся 6-8 и 9-11 классов можно представить по 4 направлениям:

1. формирование специальных географических умений и навыков;

2. умение работать с информацией;

3. формирование взглядов на взаимосвязи природы и общества;

4. развитие аналитических, оценочных умений

Всех учащихся условно я делю на 2 этапа обучения: 6-8 классы - работаю над формированием и развитием специальных умений и навыков, а в 9-11 классах - решение более сложных задач по этим же направлениям.

Получив детей в 6 классе, сразу же начинаю работать по первому направлению, где моя задача - сформировать специальные географические умения и навыки, работа эта продолжается также в 7 и 8 классе. Для этого я применяю такие приемы, как:

  постановка проблемных вопросов

  работа с картами

  решение географических задач

  творческие задания с картами и по планам

  создание образа территории с помощью заполнения белого листа.

Например, при изучении темы "Климат Казахстана" в 8 классе - проблемный вопрос "Как изменился бы климат Казахстана, если бы вдоль северной границы страны располагались горы?". В 9-11 классах, работая в этом направлении, учу прогнозировать и оценивать с помощью решения проблемных географических задач, доказательства либо опровержения выдвинутых гипотез. Например, в 10 классе при изучении темы "География отраслей мирового хозяйства" решаем проблемную задачу - почему Норвегия, не имея собственного алюминиевого сырья, производит алюминий на экспорт?

Второе направление, над которым я работаю в 6-8 классах - умение работать с информацией, применяю приемы:

  работа с источниками информации

  использование сети Интернет и информационных технологий

  создание презентаций

  заочные путешествия и экспедиции

  написание сообщений и рефератов

Например, используя разные источники информации, учащиеся знакомятся с природой Антарктиды и готовят проект станции полярников в Антарктиде, костюмы полярников; в работе должны учитывать условия жизни, погоду, используемые материалы. В 9-11 классах учу обработке информации. Для этого учу сбору и анализу полученной информации при посещении научных центров, лабораторий, промышленных предприятий, библиотек, статистического управления.

3 направление. В 6-8 классах - формирование взглядов на взаимосвязи природы и общества, уделяю внимание составлению схем взаимосвязей, логических цепочек, установлению причинно-следственных связей, где очень помогает прием "заполни пропуск". В 9-11 классах для решения задач при работе по этому направлению использую создание социальных проектов, где дети применяют полученные знания и полученные ранее навыки. В течение определенного периода несколькими группами учащихся или индивидуально ведется работа по изучению статистических данных, показателей, дополнительной литературы и т.п. Итогом может стать исследовательская работа для школьной или городской научно-практической конференции.

Четвертое направление - развитие аналитических, оценочных умений. В 6 классе - это "Строим город мечты" при изучении темы "Природный комплекс свой местности" дети применяют знания ранее изученных тем "Литосфера", "Атмосфера", "Гидросфера", "Биосфера", и проводя анализ всех факторов, предлагают варианты размещения социально-значимых объектов, как школа, больница, заводы, жилой комплекс, парк. В 9-11 классах итогом работы по этому направлению является учебно-исследовательская работа учащихся. При изучении темы "Транспортный комплекс" в 9 классе предлагаю исследовательскую работу по проблеме "Оценка работы транспорта в г. Актобе и области". Проведённая работа подтверждает китайскую народную мудрость: "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь". Многие считают, что география - предмет второстепенный, и без географических знаний можно прожить. Но я думаю, что география как никакая другая наука подкрепляет эти слова. Итак, моя задача - дать знания не в готовом виде, а научить самостоятельно найти ответ, постоянно стимулируя познавательную деятельность, любознательность, самостоятельность.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. Учащийся, включающийся в исследовательскую деятельность, работает в среде единомышленников, следовательно, получает образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения. На протяжении всей моей педагогической деятельности провожу работу на развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся, на повышение мотивации обучения географии через организацию различных форм и приемов учебной деятельности.

Исследовательский подход - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; организация географических эстафет и путешествий; уроков - конференций, семинаров, диспутов. Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика "открывать" новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие виды труда, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Предлагаемые мною учащимся задания могут быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию. Они должны быть интеллектуальными и эстетичными.

Результатами моей работы считаю:

1. Наличие призёра на городской научно-практической конференции "Знание-Поиск-Труд" в 2007году;

2. II место в городской географической классной олимпиаде среди 7-х классов, проводимой кафедрой географии и природопользования и Зауральским отделом Русского Географического Общества;

3. Положительная динамика выпускных экзаменов за последние 3 года;

4. Выбор выпускниками естественно-географического факультета для поступления в ВУЗы;

5. Интерес обучающихся к занятиям на элективном курсе "Введение в научно-исследовательскую деятельность" в 8-10 классах;

6. Участие в городской научно-практической конференции в феврале 2009 г. с исследовательской работой по теме "Проблемы утилизации бытовых отходов".

Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней "механике". Но самое важное то, что ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в "готовом виде". Исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: "Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества". Так и хочется, вслед за В.А.Сухомлинским, не уставать удивляться нашим ребятам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как преображаются они внутренне и внешне.

Литература:

1. Вединеева Н. А. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. 3. С.6-7.

2. Леонтович А. В., В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. 2001. - 1.

3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. 4. С. 83-84.































Кобдинская средняя школа







Д О К Л А Д



на тему:

«Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения».







Власенко Валерий Алексеевич – учитель географии, высшей квалификационной категории.

















2014 г Кобда

Исследовательский подход в использовании ИКТ – как условие повышения качества обучения.
  • География
Описание:

В течение пяти лет я работал над темой самообразования "Элементы модульной технологии в обучении географии". Опыт использования элементов этой технологии показал, что не все дети способны работать в режиме самостоятельного изучения учебного материала, и не всегда есть возможность эту технологию применять постоянно. Столкнувшись с определенными трудностями, я решил, что использовать элементы модульной технологии возможно только в сочетании с другими методиками и технологиями, так как известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с этими знаниями  делать обучаемый. В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Педагоги и психологи считают, что важнейшим делом обучения должно быть воспитание мышления, то есть формирование определенных способов умственных действий.

Автор Власенко Валерий Алексеевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 264
Номер материала 32881
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы