Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Власенко Валерий Алексеевич – учитель географии.
Исследовательский
подход
в использовании ИКТ
– как условие
повышения
качества обучения.
2 слайд
Не мыслям
надобно учить,
а мыслить.
И. Кант
3 слайд
В течение нескольких лет я работал над темой
«Технологические карты в обучении географии". Опыт использования элементов этой технологии показал, что не все дети способны работать в режиме самостоятельного изучения учебного материала,
и не всегда есть возможность эту технологию
применять постоянно. Столкнувшись с определенными трудностями, я решил, что использовать элементы технологических карт возможно только в сочетании с другими методиками и технологиями, так как известно,
что качество знаний определяется тем, что умеет с этими знаниями делать обучаемый. В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
4 слайд
Педагоги и психологи считают, что важнейшим
делом обучения должно быть воспитание мышления,
то есть формирование определенных способов
умственных действий. На смену традиционной
технологии обучения в школе должно прийти
обучение нового типа, основной задачей которого
будет не столько приобретение определенной
суммы знаний, сколько интеллектуальное развитие
ребенка, формирование умений самостоятельно
приобретать знания, учебно-исследовательских
умений и навыков. Отсюда все чаще возникает
необходимость ставить ученика в позицию
исследователя, учить его наблюдать и
анализировать окружающие явления и события,
5 слайд
уметь их обосновывать,
пробуждать у него интерес
к еще не решённым задачам,
может быть, ещё не вполне
доступным для данного
возраста заданиям, но с
которыми он столкнётся
в будущем и которые ему
предстоит решать
.
6 слайд
Очень важно учитывать,
что процесс обучения началам
научного поиска, представляет
собой поэтапное, с учетом
возрастных особенностей,
целенаправленное формирование
всех компонентов исследовательской
культуры школьника:
7 слайд
·
- мыслительных умений и навыков
(анализ и выделение главного;
сравнение; обобщение и
систематизация; определение
и объяснение понятий; конкретизация,
доказательство и опровержение,
умение видеть противоречия);
8 слайд
· -умений и навыков работы с
книгой и другими источниками
информации;
· -умений и навыков, связанных
культурой устной и письменной речи;
- Специальных исследовательских
умений и навыков(в старших классах).
9 слайд
В своей работе применяю программу
поэтапного действия по формированию
исследовательской культуры обучающихся:
5-6 классы - Деятельность по формированию
умений и навыков
7 класс - Умение осуществлять несложное
теоретическое обобщение на основе исходных
данных, обобщающих схем, моделей.
8 класс - Учатся анализировать полученную
информацию; умение выполнять целостный
анализ единства содержания; составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста
10 слайд
9-11 класс - Поэтапное усвоение знаний на основе причинно-следственных связей,
устанавливаемых обучающимися при
организации исследовательской деятельности с использованием проектного метода в сочетании с ИКТ; Формулируются проблемы, составляется алгоритм действий для определения способов их решения.
11 слайд
Для выполнения программы, я поставил перед собой следующие
задачи:
Образовательная: способствовать
развитию познавательного интереса
к географии, обеспечить высокий уровень
усвоения знаний, где следующими
Задачами обучения являются:
Развивающая: создать условия для
формирования навыков самостоятельной
мыслительной деятельности
учащихся через развитие творческих и
исследовательских умений, где
следующие задачи обучения:
Воспитывающая: способствовать
формированию культуры
интеллектуального труда, для
нее задачи обучения:
12 слайд
Программу над формированием навыков
учебно-исследовательской деятельности на этапах обучения учащихся 6-8 и 9-11классов можно
представить по 4 направлениям:
формирование специальных
географических умений и навыков;
2. умение работать с информацией;
3. формирование взглядов на взаимосвязи природы и общества;
4. развитие аналитических, оценочных умений
13 слайд
Всех учащихся условно я делю на 2 этапа обучения:
6-8 классы –
работают над формированием и развитием
специальных умений и навыков,
а в 9-11 классах - решение более
сложных задач по этим же направлениям.
в 5 - 6 классах, сразу же начинаю работать
по первому направлению, где моя задача –
сформировать специальные географические
умения и навыки, работа эта продолжается
также в 7 и 8 классе.
14 слайд
Для этого я применяю такие приемы, как:
постановка проблемных вопросов
работа с картами
решение географических задач
творческие задания с картами и
по планам
создание образа территории с помощью заполнения белого листа.
15 слайд
Второе направление, над которым я работаю в 6-8 классах - умение работать с
информацией, применяю приемы:
- работа с источниками информации
использование сети Интернет и
информационных технологий
- создание презентаций
- заочные путешествия и экспедиции
написание сообщений и рефератов.
16 слайд
3 направление.
В 6-8 классах – формирование
взглядов на взаимосвязи природы и общества,
уделяю внимание составлению схем взаимосвязей,
логических цепочек, установлению причинно-
следственных связей, где очень помогает
прием "заполни пропуск".
В 9-11 классах для решения задач при работе по
этому направлению использую создание социальных
проектов, где дети применяют полученные знания и
полученные ранее навыки. В течение определенного
периода учащиеся в группах или индивидуально
ведут работу по изучению статистических
данных, показателей, дополнительной литературы
и т.п. Итогом может стать коллективная работа
или научный проект.
17 слайд
Четвертое направление - развитие аналитических,
оценочных умений.
В 6 классе - это "Строим город мечты" при изучении
темы "Природный комплекс свой местности" дети
применяют знания ранее изученных тем "Литосфера",
"Атмосфера", "Гидросфера", "Биосфера", и проводя
анализ всех факторов, предлагают варианты
размещения социально-значимых объектов, как школа,
больница, заводы, жилой комплекс, парк.
18 слайд
В 9-11 классах итогом работы по этому направлению является учебно-исследовательская работа учащихся.
При изучении темы "Транспортный комплекс"
в 9 классе предлагаю исследовательскую работу по проблеме "Оценка работы транспорта в г. Актобе и области".
19 слайд
Проводимая работа подтверждает китайскую
народную мудрость: "Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь".
Многие считают, что география - предмет второстепенный, и без географических знаний можно прожить. Но я думаю, что география как никакая другая наука подкрепляет эти слова. Итак, моя задача - дать знания не в готовом виде, а научить самостоятельно найти ответ, постоянно стимулируя познавательную деятельность, любознательность, самостоятельность .
20 слайд
Эффективность преподавания во многом
зависит от умения учителя разнообразить
организацию учебного процесса.
Одним из таких направлений является учебно-
исследовательская деятельность учащихся,
которая может способствовать более глубокому
усвоению курса географии, практическому
применению знаний.
Учащийся, включающийся в исследовательскую
деятельность, работает в среде единомышленников,
следовательно, получает образ будущей профессии,
жизнедеятельности, мировоззрения. На протяжении
всей моей педагогической деятельности провожу
работу на развитие познавательного и творческого
потенциала обучающихся, на повышение мотивации
обучения географии через организацию различных
форм и приемов учебной деятельности.
21 слайд
Исследовательский подход - это проблемность в
обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка
в ходе занятий; выполнение практических работ
исследовательского и творческого типа; занимательных
опытов; разбор учащимися географических парадоксов;
проведение взаимного опроса; составление задач и
рецензирование текстов параграфов учебника или
ответов товарищей; организация географических
эстафет и путешествий; уроков - конференций,
семинаров, диспутов. Строить работу по развитию
мышления и познавательной активности мне
помогает одно из основных положений педагогической
науки и практики: интерес развивается активно, если
удовлетворяется естественное стремление ученика
"открывать" новое и вырабатывать собственные
суждения. Ученики предпочитают выполнять такие
виды труда, в которых они могут проявить себя,
показать свои знания и умения. Предлагаемые
мною учащимся задания могут быть доступными,
интересными, жизненно значимыми по содержанию.
Они должны быть интеллектуальными и эстетичными.
22 слайд
Как показывают специальные психологические
эксперименты, самые ценные и прочные знания не те,
что усвоены путём выучивания, а те, что добыты
самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Специалисты в области психологии мышления давно
подметили такую особенность: умственная деятельность учёного,
делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность
ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней
"механике".
Но самое важное то, что ученику гораздо легче
изучать новое, действуя подобно учёному (проводя
собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем
получать добытые кем-то знания в "готовом виде".
Исследовательская деятельность учащихся, цель которой –
влияние достижений инновационных педагогической науки
на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе
новую образовательную среду. В школе формируется новое
педагогическое общение - творческое сотрудничество
учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и
сотворчества.
23 слайд
Завершить свое выступление я хочу
словами В.А.Сухомлинского:
"Передо мной открылась удивительно
богатая, неисчерпаемая по красоте грань
педагогического мастерства – умение
учить детей думать.
Это открытие вдохновляло меня,
я переживал необыкновенное
счастье творчества".
Так и хочется, вслед за В.А.Сухомлинским,
не уставать удивляться нашим ученикам: как
быстро они меняются, становясь исследователями,
как по-новому открываются нам своими,
прежде не замечаемыми нами, талантами,
как преображаются они внутренне и внешне.
24 слайд
Спасибо за внимание.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Использование ИКТ в обучении географии диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях альтернатив является базой для принципиально нового подхода к обучению. Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача - научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации, оценки информации, создания информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляю с помощью современных мультимедиа технологий.
6 663 997 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Власенко Валерий Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.