Главная / Русский язык и литература / Исследовательский очерк .«Проблемы воспитания в «Поучении»Владимира Мономаха и трудах Димитрия Ростовского».

Исследовательский очерк .«Проблемы воспитания в «Поучении»Владимира Мономаха и трудах Димитрия Ростовского».


Исследовательский очерк .

«Проблемы воспитания в «Поучении» Владимира Мономаха и трудах Димитрия Ростовского».

Учитель начальных классов МБОУ лицей №13 Хабовец Т.В.

Побеждай ярость любовью, отвечай добром

на зло, скупость побеждай щедростью, лжеца – словом правды.

(Буддийская мудрость)


Сделал ли ты своему ближнему зло, хотя бы

и небольшое, считай таковое большим, а

сделал ты ему большое добро, считай его маловажным; небольшое же добро, оказанное тебе другим, считай большим.

(Талмуд)


Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите

ненавидящих вас и смолитесь за обижающих вас и гонящих вас.

(От Матвея, V, 43-4)


Проблема воспитания в современном обществе.

Мир сходит с ума. К экологическим катаклизмам каждый день прибавляются социальные и политические. Вновь и вновь мы слышим о насилии, убийствах, терроре…

Рвется нить, которая связывает наше тело с душой. Духовное начало, именуемое БОГ, постепенно растворяется в хаосе современной жизни. К чему сегодня пришло человечество, забыв нравственные идеалы, заповеди? Духовные ценности, на которых воспитывались целые поколения, утратились. Миром правят деньги, насилие, жестокость.

Как вернуть в сердца людей любовь к ближним, уважение к старикам, доброжелательность к ровесникам, жалость и терпение к ущербным, больным?

Современные педагоги создают сотни научных программ по воспитанию подрастающего поколения, многие из которых опираются на опыт ученых-воспитателей прошлых столетий, где основа состояла из норм христианской морали. Что же практика? Несмотря на представленные системы ценностей, в современном 21 веке выживает сильнейший, без жалости в сердце, без сострадания: сочувствие – слабость. Получается, мы возвращаемся к первобытнообщинному строю, где главенствует естественный отбор выживания.

Как же быть педагогам, воспитателям, родителям, чтобы обрести тот истинный путь к сердцам детей, при котором нация, государство не страшилось бы будущего?

Наш мир компьютеров, высоких технологий, Интернета достаточно многогранен, интересен, несет множество перспектив в различных областях. А как же душа? Этот мир настоящего и будущего ничто перед духовными ценностями русской литературы.

Литература дает нам огромный, глубочайший опыт жизни, тем самым, являясь основой воспитания любого человека. Что, как ни литература развивает чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Искусство слова дает нам понимание жизни, всех её сложностей. С самого своего возникновения в Древней Руси литература не была простым развлечением. Необходимость в ней появилась тогда, когда людям стало нужно помнить о прошлом, о своих корнях, нравственных и духовных ценностях. Может именно сейчас нашему обществу стоит обратить внимание на опыт предков – вернуться к началу. А вначале было слово…

Одним из старейших бесценных литературных памятников являются «Поучения» Владимира Мономаха. Не одно поколение было воспитано на наставлениях великого русского князя. А не найдут ли современные педагоги и родители ответы на многие, так волнующие их вопросы, обращаясь к рукописным заветам мудреца, жившего и правящего около 9 веков назад? Может, несмотря на столетия, они так актуальны сегодня…


II. Труды великих педагогов.

  1. Владимир Мономах и его «Поучения».

Великий князь, выдающаяся личность, умнейший писатель… Спустя столетия, вряд ли найдется человек, который мог бы стать с ним рядом, соперничая как в слове, так и деле.

Владимир Всеволодич Мономах был не только активным политическим деятелем, организатором совместных походов на половцев, но и одним из авторитетнейших русских князей, словом и поступками отстаивавшим свои взгляды и убеждения. В чем же величие его души? В том, что он умел заслуживать любовь всех окружающих «во всяком возрасте», в том, что был послушным сыном своему отцу, смелым в бою, приветливым дома, был добрым государем, благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества, разумно уговорил всех русских князей объединиться, собрав воедино свои войска, и совершенно разбить врага, и не только, но и заключить с ними выгоднейший мир.

Народ «выпросил» для своего любимца престол великого киевского князя, хотя черед княжить ему не пришёл. Князья не только уступили престол Владимиру, но и не стали вести новых войн за свое наследство.

Много славных дел совершил Владимир Мономах во время своего двенадцатилетнего правления. В конце жизни оставил «Духовное завещание», которое знали как «Поучения» Владимира Мономаха.

В нем великий князь обращается к «детям» - не только к своим сыновьям, но и ко всем младшим современникам и потомкам – с моральными наставлениями. Кроме общехристианских заветов – призывов к благочестию, «покаянию, слезам, милостыни», трудолюбию, щедрости, справедливости, Владимир Всеволодич дает и конкретные советы.


«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».


Такими словами обращается великий князь к читателям своих наставлений, советов.

Каждый абзац «Поучения» - новая заповедь, жизненный опыт, с которым делится Владимир Мономах. В «Поучении» встречаются цитаты из Псалтыря, что говорит о христианской направленности наставлений.


«И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите…»


Злом ответить на причиненную боль – вот то правило, которое царит в нашем мире, 21 веке. Что же говорит об этом Владимир Мономах:


«Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и избавляться от них: покаянием, слезами и милостынею…»


Не раз мы встречаем в наставлении строки – отношение к окружающем:

«Старых чти, как отца, а молодых, как братьев…»


Интересно, что вначале «Поучения» Владимир Всеволодич дает наставления бытового характера, будучи великим князем:

«В дому своем не ленитесь, …чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело…»


Государь в первых строках своего наставления учит чтить свой дом и заботиться о нем. Дом, стол объединяет семью, друзей. Недаром в старину у русских трон назывался пре-столом. Запоминается слово «гроб»:

«..гордости не имей в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу…»


Как не согласиться с великим князем о том, что хотя бы на время нужно постараться понять другого, не ставить личную выгоду превыше блага ближнего.


«Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветствовав его, и доброе слово ему молвите…»


Почему же так почтительно Владимир Всеволодич говорит об отношении к гостю? Не райскую жизнь обещает князь своим детям, а ориентирует на достойную жизнь на земле, на которой мы не вечны.


«Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо».


Эта особенность Владимира Мономаха убеждать в своей правоте своего «Поучения», предсказывать последствия той или иной ошибки, очень интересна, во многом переплетена с библейским текстом. В Библии Иисус тоже подкрепляет каждое наставление предостережением:

«…выполняйте, … ибо, если не выполните…» (страх перед грехом, перед Богом).


Жизненная направленность «Поучения» делает его достаточно понятным и полезным сегодня, когда все находятся в поисках идеальной программы воспитания Человека с добром в сердце, с любовью и состраданием к ближним. Автобиография великого киевского князя является примером для подражания. Вся его жизнь – книга, по которой можно воспитать не только хорошего человека, но и мудрого справедливого правителя. Что и говорить, в Древней Руси кровь текла реками. Сам Владимир Всеволодич признается в «Поучении»:


«Всех походов моих было восемьдесят три; а других, маловажных не упомню. Я закончил с половцами девятнадцать мирных договоров, взял в плен и выпустил из неволи более ста лучших князей их, а более двухсот казнил и топил в реках…»


В военное время понятие «враг» предполагает действие «убить». «Убивая», становятся героями, совершают подвиги, покрывают себя вечной славой защитника Родины. В мирное время рекомендуется «простить сотворившего тебе зло». Великодушие, смирение гнева, даже если он праведный, есть проявление мудрости.


«Если смогли простить – радуйтесь, если прогневались – кайтесь. На войне врага убивайте, но превыше всего чтите мир…»


Вот, чему учит в своих наставлениях князь будущих воинов, защитников. Скольких бед, войн, разрушений можно было бы избежать нашему многострадальному народу, если бы правителей, царей воспитывали в духе «Поучений» Владимира Мономаха – великого князя киевского, мудрого человека, справедливого военачальника.

Самый верный путь воспитания интернационализма – это изучение языков, нескольких языков, многих языков. Тогда для нас будет меньше чужих народов.


« Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран…»

«Приближаясь к гробу, благодарю Бога за долгие дни мои: рука Его довела меня до глубокой старости… Страх к Богу и любовь к людям есть начало добродетели…Не пост, не монашество спасет вас, но благодеяния…»


Вся жизнь великого Владимира Мономаха светится в этом поучении.

К нам в будущее обращается со страниц своих сочинений не только мудрый политик, храбрый воин, человек высоких моральных достоинств, но и человек высокообразованный и начитанный: в своих «Поучениях» Владимир Мономах использует цитаты из Псалтыри, из сочинений византийского богослова Василия Великого (трактат «Шестиднев»), строки из Евангелие.

«Я сам делал все, что мог бы велеть отроку».


Безусловно, Владимир Мономах был великим педагогом-воспитателем, вырастившим десять сыновей, любившим свое Отечество, отличавшимся храбростью, умом, подарившим великое духовное наследие воспитательного характера «Поучения», которое несет в основе своей нормы христианской морали – смирение, терпение, подражание Христу, любовь ко всему живому в сердце своем.

«Счастливы были бы люди, если бы следовали этим наставлениям». (А.О.Ишимова).


2.Святой Димитрий Ростовский и его сочинения.

Не менее интересна личность человека, в трудах которого ясно проглядывается идея христианского воспитания, затронутая в «Поучении» Владимира Мономаха. И не только этим сходны судьбы этих двух великих людей…

Не каждый город имеет своего святого. Наш город Ростов-на-Дону связан с именем Димитрия Ростовского. Святой Димитрий – создатель образцового духовного училища, великий наставник, воспитатель, педагог, церковный писатель, создавший двенадцатитомное жизнеописание святых «Четьи Минеи», сборник наставлений подрастающему поколению.

Интерес к этой уникальной личности связан не только с тем, что Святитель Димитрий – святой покровитель нашего родного города, прежде всего, поражает его судьба и значительность его трудов, как настоящих пособий по современной педагогике!

В 1675 году в возрасте 24 лет Димитрий в сане иеромонаха проповедовал Слово Божие. Димитрий обладал не только живой и увлекательной речью, но и сопровождал проповеди своими мудрыми пояснениями. Многие прихожане приходили в церковь послушать речь Димитрия.

Будучи архимандритом, Святой Димитрий открыл при церкви духовное училище, потому что чувствовал в воспитании необходимость доброго наставничества и учения, действовал мягко, отеческим «вразумением» , добрым примером.

Хотя, розги в учебном заведении 18 века никто не отменял (в некоторых случаях это даже необходимое воспитательное средство, сопровождающее учебный процесс), Святитель Димитрий использовал в воспитании шутки и поощрения как самое надёжное средство исправления. Никогда не наказывал за отставания, поощрял успех. Больше Святитель заботился о нравственном воспитании учащихся.

Чувствуя близкий конец своей жизни, Святитель написал духовное завещание, посвященное своим «детям» - ученикам и будущим поколениям, где давал жизненные наставления, что тесно связывает его с великим князем киевским Владимиром Мономахом. И не только жанром произведения, но и самим содержанием, где главная мысль – христианские заповеди, в основе которых - человеколюбие. Большую любовь Святитель Димитрий пронес через всю жизнь к книгам. Переживая о нравственности подрастающего поколения, он дал ряд наставлений, опираясь на свой жизненный опыт. Уважение к людям, способность к состраданию, умение прощать – вот основные составляющие завещания Святителя.


«Кто имеет усердие к добру, тому дается оно, а кто не имеет, у того возьмется и то, что он думает иметь…»


Искренняя любовь важна, прежде всего, для самого человека, человека любящего. Димитрий говорит о том, что любовь окружающих нужно заслужить делом, словом. Насильно заставить любить нельзя:


«Иногда любят за благодеяния, которых если бы не получили, то и не любили бы…Но истинная любовь своего не ищет и ничего не боится, одно она имеет в виду – любить любимого…»


Святитель призывает избавляться от зависимости, если таковая имеется, и предостерегает от её вреда:


«Зависимость – это меч обоюдоострый; ибо он и другому, и себе наносит смертоносный вред, но себе прежде, чем другому…»


Не только к молодому поколению обращается Святой в своих наставлениях, но и к родителям, воспитателям, которых считает ответственными за душу «отроков»:


«Пусть научатся родители воспитывать детей своих с их младенчества (по совету апостольскому) « в наказании и учении Господни»… не попускать, чтобы они творили бесчинства и сквернословия или какие-либо другие нелепые дела, или привыкали к какому-нибудь злонравию…»


Своими взглядами по проблемам воспитания Святитель Димитрий сходится с поучениями Владимира Мономаха. Центральной линией, связывающей труды этих двух великих мыслителей, является воспитание лучших христианских качеств: понимание жизни, принятие её со всеми горестями и радостями, любовь, вера в святое, в добро.


III. Основы христианской морали в современной педагогике.

Проблема воспитания издавна затрагивала как воспитателей и наставников, правителей, так и обычных родителей, не имеющих специального педагогического образования. Поиски наиболее идеальной системы продолжаются. А может, стоит все-таки обратиться к истокам, к корням. Ведь по прошествии более 9 веков с написания «Поучения» Владимира Мономаха и более трёхсот лет со времени создания назидательных трудов Святителя Димитрия, вопросы воспитания практически не изменились. Также родителей и воспитателей волнует отношение к близким, к старикам, детям; долг перед Отечеством; милосердие и сострадание.

Основа этих трудов – нормы христианской морали. Заповеди Иисуса Христа, проповедовавшего около тысячи лет назад, брали в центр своего творчества не только эти выдающиеся личности, но и многие другие воспитатели-педагоги, для которых воспитание любовью и есть та самая программа развития личности, к которой так стремятся современники.


«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами».Не осуждайте других – и вас не осудят, - ибо каким судом судите вы, таким и вас осудят. Ведь порой мы видим сучок в глазу брата, не замечая бревно в собственном глазу.»


«Не мстите тому, кто причинил вам зло, не следуйте правилу «око за око, зуб за зуб»: кто хочет отобрать у тебя рубашку, отдай ему и плащ, помогай всякому, кто в этом нуждается.»


Это слова из Нагорной проповеди Христа. Это же мы находим и в «Поучении» князя Владимира, и в трудах Святого Димитрия Ростовского. Любовь и добро к ближнему – вот то, что должно понять и осознать наше общество, то, к чему должен стремиться укрепить в каждом ребёнке любой воспитатель. И тогда будет Жизнь, а не борьба за выживание, будет Любовь, а не видимость и зависимость, будет Добро и Милосердие, а не редкая спонсорская помощь малоимущим, детям, инвалидам, старикам, будет, наконец, твердая Вера в наше будущее, в светлое будущее нашей державы, нашей страны - России.













9


Исследовательский очерк .«Проблемы воспитания в «Поучении»Владимира Мономаха и трудах Димитрия Ростовского».
  • Русский язык и литература
Описание:

Исследовательский очерк .

«Проблемы воспитания  в «Поучении»Владимира Мономаха и трудах  Димитрия Ростовского».

Проблема воспитания издавна затрагивала как  воспитателей и наставников, правителей, так и обычных родителей, не имеющих специального педагогического образования. Поиски наиболее идеальной системы продолжаются. А может,  стоит  все-таки обратиться к истокам, к корням. Ведь по прошествии более 9 веков с написания «Поучения» Владимира Мономаха и  более трёхсот лет  со времени создания назидательных трудов Святителя Димитрия,   вопросы воспитания практически не изменились. Также родителей и воспитателей волнует отношение к близким, к старикам, детям; долг перед Отечеством; милосердие и сострадание.

Автор Хабовец Татьяна Вячеславовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1186
Номер материала 39907
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓