Главная / Начальные классы / Исследовательские задания как средство формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.

Исследовательские задания как средство формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.


Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)


Кафедра начального образования



Исследовательские задания как средство формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.





ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА







Выполнил: слушатель по программе № 210

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 129

Советского района

Морозова Любовь Александровна

Проверил:

Николаева Марина Владимировна

Доктор педагогических наук,

профессор






Волгоград – 2014

Содержание


Введение.

Глава 1. Психолого-педагогические и методические аспекты использования заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности младших школьников.

    1. 1.1 Понятие учебно-исследовательской деятельности, её особенности в младшем школьном возрасте.

    1. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.

    2. Использование заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности.

Глава 2. Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития учебно- исследовательской деятельности.

    1. Изучение системы работы учителя МОУ СОШ № 129 Морозовой Л.А по использованию заданий исследовательского характера.

    2. Систематизация групп заданий исследовательского характера и их

апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.






Введение.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Не столь новой, но востребованной в обучении является учебно- исследовательская деятельность обучающихся, цель которой- формирование у них познавательной активности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе поисково- исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников. (22.)

Следует отметить, что данная проблема в современных психолого-педагогических исследованиях раскрыта недостаточно.

Младший школьный возраст содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности. Данные современных отечественных исследований (Н.Г. Алексеева, Л.П.Виноградовой, А.С.Обухова и др.) также говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Исследования зарубежных и отечественных ученых (С.Л. Баранова, В.В.Давыдова, Дж. Брунера и др.) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Закладка основных содержательных линий математического образования, включающего в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходят также и на начальном этапе обучения. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований,

организованных как задания исследовательского характера. Таким образом, формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся- одна из актуальных задач современного образования.

Исходя, из актуальности, мы определили цель нашей квалификационной работы: обосновать необходимость использования заданий исследовательского характера на уроках математики как средства развития учебно-исследовательской деятельности младших школьников и систематизировать методические рекомендации по использованию подобных заданий. (12.)

Объект исследования: процесс развития учебно-исследовательской деятельности у младших школьников.

Предмет исследования: исследовательские задания как средство развития учебно-исследовательской деятельности на уроках математики в школе первой ступени обучения.

Исходя из цели, объекта, предмета квалификационной работы мы выделили следующие задачи:

  1. Охарактеризовать содержание и структуру учебно-исследовательской деятельности, на основе анализа научно-методической литературы, проанализировать формы организации исследовательской деятельности в начальных классах на уроках математики.

  2. Рассмотреть методику исследования различных заданий исследовательского характера, способствующих развитию учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.

  3. Изучить систему организации развития учебно-исследовательской деятельности посредством заданий исследовательского характера на уроках математики в начальной школе на опыте учителя начальных классов МОУ СОШ № 129 Морозовой Л.А


  1. Систематизировать задания исследовательского характера по группам и апробировать их в самостоятельной практической деятельности.





























I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ заданий исследовательского характера КАК СРЕДСТВА развития учебно-исследовательской ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников


1.1 Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте


Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление. (11.)

Очевидно, что наличием самого факта поисковой активности исследовательская деятельность не исчерпывается и не может исчерпываться. Она включает в себя также анализ получаемых результатов, оценку на их основе динамики ситуации и в соответствии с этим прогнозирование (построение гипотез) дальнейшего ее развития. Сюда же можно присовокупить моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверенным на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оцененным, выводит поисковую активность на новый уровень, и вся схематически описанная последовательность повторяется.

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования – исследовательских способностей. Исследовательские способности логично квалифицировать, в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Как и все иные способности, они могут рассматриваться с разных сторон.

Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Причем очень важно понимать, что речь идет и о самом стремлении к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них. (9.)

Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др.

Вопрос о том, когда собственные исследования детей стали применяться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ: они использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем.. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. (18.) Ученые и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются. Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей.

Таким образом, перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родителей.

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов.

Необходимо активно использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы.

Главное, на что стоит ориентироваться при организации групповой работы на уроке – дифференцировать не общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его активности. (21.)

Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными, уделяя последним больше внимания, когда они имеют преимущества.

Таким образом, взаимодополнение личностного, ситуационного и задачного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах позволяет достаточно полно реализовать потенциалы этой деятельности. Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.


1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников


Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. (17.)

Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.). (10.)

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе предполагает:

  • тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного, аксиологического);

  • создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;

  • конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей. Анализ методической литературы показал, что учебно-исследовательская деятельность младших школьников должна выполнять ряд объективных педагогических требований:

  • учитывать возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной деятельности;

  • содействовать формированию научного мировоззрения;

  • стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке знаний и умений. (23.)

В приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацелен не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.


1.3 Использование заданий исследовательского характера как средства развития учебно-исследовательской деятельности


Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Смекалка определяется в педагогике как особый вид проявления творчества в нахождении способа решения. Она проявляется в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. Большая роль отводится интуиции обучаемого. О проявлении сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых ученик самостоятельно приходит к выводам, обобщениям, оперируя знаниями. (6.)

Наиболее полно такие приемы умственной деятельности, как сравнение, обобщение, абстрагирование проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи. (7.)

  • Выделяют три уровня исследовательской деятельности учащихся (1-4) в зависимости от степени их самостоятельности в проведении исследования. Исследовательская деятельность младших школьников находится ниже первого уровня, т.е. на подготовительном уровне.

Главным объективным результатом использования интерактивных исследовательских заданий является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, новых знаний, их обобщения, за счет накопления опыта использования компьютерной поддержки в образовательных целях. У школьника эффективнее развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового. Задания исследовательского характера обеспечивают понимание школьниками учебного математического материала. (14.)

Учебную исследовательскую деятельность считают одним из необходимых условий приобщения школьников к математической, в том числе вычислительной, культуре.

  • Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. (17.)

Исследовательские задачи (решение которых предполагает выполнение нескольких этапов исследования) являются основной формой организации исследовательской деятельности учащихся. Их решение лежит в зоне ближайшего развития младших школьников.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта. (19.)

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

  1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

  2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

  3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

  4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

  5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

  6. Определение последовательности проведения исследования.

  7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

  8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

  9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

  10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

  11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе. При кажущемся обилии научного материала по развитию творческого мышления учащихся, приходится признать, что конкретного методического и дидактического материала, позволяющего строить обучение младших школьников с учетом развития творческого мышления нет. Существует множество методических пособий только для средней и старшей школы.

Одним из действенных и наиболее близких направлений является деятельность по развитию мышления ребенка на специальных занятиях. Эти занятия имеют в школах разное наименование. Их называют уроками логики, развития творческого мышления, развития воображения и другими. Однако они редки и их методическое обеспечение также недостаточно. (20.)

Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач? К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

В первой главе мы рассмотрели сущность понятия учебно-исследовательской деятельности и ее особенности в младшем школьном возрасте, процесс организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников, а также методику использования заданий исследовательского характера.


II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВа развития учебно-исследовательсклй деятельности


2.1 Методика работы учителя МОУ СОШ № 129 Морозовой Л.А. по использованию заданий исследовательского характера

Исследовательские задания на уроке математики могут, выполняются на любом этапе урока, а так же задаваться на дом, например на этапе актуализация опорных знаний можно использовать эвристические задачи, такие как, задачи на установление сходства и соответствия, задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные», задачи на комбинаторные действия.

На этапе открытие новых знаний часто создается проблемная ситуация, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, учащиеся сами должны найти поиск решения задания, а также предлагаются для поиска решения алгоритмические схемы, блоки и задания. Например, для изучения темы «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик» используется следующая схема (приложение №1 рис. 1).

На этапе закрепления используются логические задачи, на активный перебор вариантов отношений, задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений, а так же решение магических квадратов, треугольников и прохождение по магическим лабиринтам, определение множеств, заполнение таблиц, работа с линейными и столбчатыми диаграммами, решение задач с помощью «дерева выбора», определение истинности и ложности высказываний и т.д.

Для решения задач исследовательского характера используются построение схемы, что способствует упрощению поиска решения задачи Например к задаче - В двух клетках живут 4 хомяка и 16 мышей-полёвок. В одной клетке живёт 1 хомяк и половина всех мышей-полёвок. Каждый день Коля и Мишка дают обитателям этой клетки 106 бобовых стеблей, а обитателям другой клетки - 142 таких же стебля. Сколько бобовых стеблей добавляют каждый день в питание 1 хомяку и одной мыши-полёвке? В ходе анализа задачи составляется такая схема: (приложение №1 рис.2) по ходу работы она заполняется, и учащиеся с легкостью находят путь решения задачи.

Такие схемы представлены в учебнике, а так же предлагается учащимся составить и заполнить схему к задаче, а затем решить ее. Иногда дается задание придумать задачу к данной в учебнике или учителем схеме.

На уроках математики учитель предлагает некоторым обучающимся выполнить небольшие индивидуальные исследовательские задания на карточках, поработать над ошибками, которые были допущены при выполнении контрольных, самостоятельных, классных или домашних работах. Для работы над ошибками используется «дерево выбора» с помощью которого можно найти множество вариантов решения проблемы и тем самым исправить свои ошибки. (приложение № 1 рис. 3).

На уроках закрепления тем сложения и вычитания, деления и умножения используются алгоритмические блок-схемы, (приложение № 1 рис. 4) которые способствуют развитию логического и алгоритмического мышления у младших школьников.

Часто на уроках даются опережающие задания поискового характера для группы сильных учащихся.

Для успешного усвоения нового материала важны подготовленные упражнения. Это и диктанты, игры, головоломки и самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики,

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

  2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

  3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

  4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

  5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

  6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

  1. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

  2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

  3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

  4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну-две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

На этапе актуализация опорных знаний для устного счета использовались задачи на развитие логики, алгебраического и математического мышления, а так же на задачи на смекалку . Такие как:

  1. Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?

  2. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать? (На дубе сливы не растут.)

  3. По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы.)

  4. На поляну, где росло 4 мухомора и 7 подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улитках хватит грибов, если они не хотят иметь соседей? (Не всем.)

  5. В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3 человека.)

  6. Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов.)

  7. Сколько концов у трех с половиной палок? (8.)

  8. В корзине лежит несколько яблок. Их меньше 10. Сколько яблок лежит в корзине, если все их можно раздать поровну двум или трем детям? (6 яблок.)

  9. Три карася тяжелее 5 окуней. Что тяжелее: 4 карася или 5 окуней? (Караси тяжелее.)

Данный этап урока назывался «математическая разминка». Использование данной формулировки позволяет учащимся подготовиться и настроиться на дальнейшую работу на уроке. Использование подобных задач на уроках способствует развитию логики, мышления, памяти, внимания. А это необходимые факторы, без которых исследовательская деятельность не имеет место быть.

На этапе открытие новых знаний учащимся сначала предлагается выполнить задание по новой теме, затем задаются следующие вопросы:

  • Справился ли ты с этим заданием?

  • Умеешь ли ты выполнять данные действия?

  • Что нового в вычислениях?

  • Какие затруднения возникли при выполнение данного задания?

Учащиеся объясняют, удалось ли им выполнить данные задания, как они это сделали, какие трудности возникли. Тем самым они сами находят поиск решения данной проблемы. (приложение № 2 урок 1).

При объяснении нового материала используются проблемные ситуации. Зачитывается проблемная (сюжетная) ситуация, учащиеся решают данную проблему, тем самым делают открытие новых знаний (приложение №2 урок 2).

На этапе закрепления знаний используются магические квадраты, треугольники, лабиринты, заполнение таблиц решение задач на логику. Задания такого характера очень хорошо использовать в конце урока, так как под конец обучающиеся устают, а данные задания в игровой форме не перегружают детей (приложение № 2 урок 3).

Для резервных заданий хорошо подходят графические задания такие как, дорисуй рисунок, перерисуй, не отрывая руки (приложение № 2 урок 4). Данные задания развивают логику и мелкую моторику рук.

Использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  • исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера;

  • при исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

Таким образом, организационно- педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.


2.2 Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников


Для практического использования заданий исследовательского характера на уроках математики, на основе анализа методической литературы, мною были систематизированы задания исследовательского характера для младших школьников и методические рекомендации к ним.

Сборник упражнений и методические рекомендации представляют собой описание методики работы с младшими школьниками по развитию у них исследовательских умений и навыков.

В первом разделе сборника представлена классификация исследовательских заданий (эвристические задачи) таких как:

  • задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные» задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений;

  • задачи иных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений;

  • задачи на комбинаторные действия;

  • задачи на установление сходства и соответствия;

  • задачи на активный перебор вариантов отношений.

Во втором разделе сборника описана поэтапная методика работы с младшими школьниками по развитию математического мышления учащихся посредством решения эвристических задач,

В третьем разделе представлены варианты исследовательских заданий, используемых на уроках математики и во внеурочное время: задания, способствующие развитию продуктивности, оригинальности и самостоятельности, исследование суммы, разности, произведения, частного, сюжетные задачи, зачеркивание, превращение, отгадывание чисел, математические фокусы.

Задания исследовательского характера, частично были использованы во время преддипломной практики на уроках математики. Данные задания способствовали активизации мыслительной и поисковой деятельности школьников

Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у учащихся. В математике исследование – образ мышления. Исследование должно быть доступно ученику. Задача учителя создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания в незнакомой нестандартной ситуации. Для этого необходимо определенным образом подобрать систему упражнений.

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.

Таки образом можно сделать вывод: исследовательская деятельность открывает огромные возможности для сотрудничества учеников и ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный подбор и анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ психолого-педагогической и методической литературы, апробирование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.

Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Возможно выделение условий формирования исследовательских умений младших школьников:

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Развитие исследовательских умений дает:

  • возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

  • возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

  • возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

  • умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

  • умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

  • умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

  • умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:

  • самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;

  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

  • проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

  • устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

  • рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;

  • применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);

  • находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

  • рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.

Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).

Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.

Цель квалификационной работы достигнута. Мы рассмотрели психолого-педагогические и методические аспекты развития учебно-исследовательской деятельности младших школьников посредством заданий исследовательского характера. Систематизировали исследовательские задания и методические рекомендации по их использованию. Практическая значимость методических рекомендаций - в использовании их начинающими учителями школы первой ступени обучения для формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики [Текст] / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. 2011. №4 - С. 45-47

  2. Бостоногова, Л. П. Творческие задания для детей 6 лет. [Текст] /Л. П. Бостоногова // Начальная школа. 2011. №4 -С. 21-35

  3. Братанова, Т. А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т. А. Братанова // Начальная Школа. 2012. № 5. -С. 2-7

  4. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся. [Текст] / В. К. Буряк // М., 2011. 360с.

  5. Горшкова, О. Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1-4 классы. [Текст] / О. Д. Горшкова // 2013. -С.43-54

  6. Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст]/ «Вестник Омского государственного педагогического университета», 2011. -С.71-73

  7. Дебашина, Е. Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е. В. Дебашина // Начальная школа. 2012. № 7. -С.76

  8. Дзанагова, Р. М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] /Р. М. Дзанагова // Начальная школа. 2012. №6 . -С. 91-100

  9. Иванов, Г. Готовим юных исследователей [Текст] / Г. Иванов // Народное образование. 2012. № 6. -С.56-63

  10. Ивашова, О. А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст] // «Культ-Информ-Пресс», 2011. -С. 93-118.

  11. Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. [Текст] /Л. В. Ляхова // Начальная школа. 2013. №7. -С.45

  12. Пакет прикладных программ «Кирилл и Мефодий».

  13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2012 г. № 37

  14. Пержинская, Е. В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. [Текст] / Е. В. Пержинская // Начальная школа. 2011. № 5. -С. 55-57

  15. Пичугин, С. С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики [Текст] / С. С. Пичугин //Начальная школа. 2012. №6. -С.43-47

  16. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] /Н. А. Семенов // Начальная школа. 2013. №2. -С.21-26

  17. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] /А. И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров». 2011. 540с.

  18. Смирнова, А. А. Метод варьирования текстовых задач по математике как средство повышения качества знаний учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. / А. А. Смирнов // [Текст] СПб., 2012.

  19. Смолкина, Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е. В. Смолкина // Начальная школа. 2012. №2. -С. 28-31

  20. Тимофеева, В. П. Исследовательская работа в начальной школе. [Текст] / В. П. Тимофеева // Начальная школа. 2011. №2. -С. 78-81

  21. Тупичкина, Е.А., Виды самостоятельных работ на уроках математики // Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. // Начальная школа. 2011. № 5. -С. 39-42

  22. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования

  23. Ямалтдинова Д. Г Организация самостоятельной творческой деятельности младших школьников на уроках математики [Текст] / Д. Г. Ямалтдинова // Начальная школа До и После. 2011. №10. С.90-94




ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

hello_html_m29dd2a69.png










Рис. 1

Рhello_html_m15047da5.png
hello_html_4aa86001.gif
ис.
2


Рис. 3




hello_html_m26e85df.png

Рис. 4

























Приложение 2


Урок 1.

Тема урока: «Работа над ошибками. Решение задач».

Цель урока: исправить допустимые в контрольной работе ошибки, потренироваться в решении типичных задач.

Задачи урока:

  1. Исправить допустимые в контрольной работе ошибки, потренироваться в решении типичных задач, а также потренироваться в переводе величин в единую единицу измерения.

  2. Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.

  3. Создать условия для воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетради для контрольных работ на печатной основе.

II. Математическая разминка

Логическая задача.

В одну из этих коробок мальчики положили новорожденного цыплёнка и забыли в какую. Могут ли обе надписи на этих коробках быть истинными?

  • Если надписи на коробках одновременно ложные, то в какой коробке спрятался цыплёнок?

Решение: надписи на обеих коробках не могут быть одновременно истинными, так как в условии задачи сказано, что цыпленок в одной из коробок есть, а на одной из коробок написано: «цыплят в коробках нет».

Следовательно, обе надписи ложные и цыпленок находится в коробке с надписью «цыплят в коробках нет».


Урок 2

Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик с двумя переходами через десяток».

Цель урока: тренировать умение складывать и вычитать трехзначные числа в столбик.

Задачи урока:

  1. Тренировать умение складывать и вычитать трехзначные числа в столбик, знакомство со случаем письменного сложения и вычитания с «двумя переходами через разряд».

  2. Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.

  3. Создать условия для воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, математические задания.

III. Открытие новых знаний

Задание № 1.

Цель работы:

- создание проблемной ситуации и выдвижение гипотез.

Запиши примеры в столбик и вычисли.

142 + 38 =

142 + 83 =

142 + 88 =

Задание № 2.

Цель работы:

- на основе наблюдений над представленными способами вычислений сформулировать новое правило.

Мишка выполнил сложение в столбик. Как он это сделал? Что нового в его вычислениях?

Задание № 3.

Цель работы:

- создание проблемной ситуации и выдвижение гипотез.

Запиши примеры в столбик и вычисли.

180 - 38

225 - 142

230 - 88

Задание № 4.

Цель работы:

- на основе наблюдений над представленными способами вычислений сформулировать новое правило.

Коля выполнил вычитание в столбик. Как он это сделал? Что нового в его вычислениях?
















Урок 3

Тема урока: «Умножение и деление трехзначных чисел».

Цель урока: Познакомиться с алгоритмами устных приемов умножения и деления трехзначных чисел, аналогичных таким же приемам при умножении и делении двузначных чисел.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с алгоритмами устных приемов умножения и деления трехзначных чисел, аналогичных таким же приемам при умножении и делении двузначных чисел. решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида.

  2. Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.

  3. Создать условия для воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, математические задания.

III. Постановка цели и темы урока:

1. Выполни задание Лики, найди число, которое:

а) в 3 раза больше 20;

б) в 6 раз меньше 78;

в) в 6 раз меньше 780.

  • Смог ли ты полностью выполнить это задание?

  • В каком случае ты столкнулся с затруднениями?

  • Как вы справились с этим заданием?

Сформулируйте цель и тему этого урока.

«Умножение и деление трехзначных чисел».

IV. Открытие новых знаний

2. Витя тоже дал Лике задание.

Можешь ли ты помочь Лике ответить на вопросы Вити?

а)На прибрежном мелководье Малайского архипелага растёт 840 видов бурых, красных и зелёных водорослей, а у берегов Чёрного моря их в 4 раза меньше. Сколько видов бурых, красных и зелёных водорослей растёт у берегов Чёрного моря?

б) Подводная лодка погрузилась на глубину 300 м, а батискаф - в 2 раза глубже. На какую глубину погрузился батискаф?

? Что нужно знать, чтобы решить эти задачи?

3. Лика составила к задачам Вити выражения и нашла их значения. Как она это сделала?

а)840:4 = 84 д. : 4 = 21 д. = 210

840:4 = 210 (в.)

б)300 • 2 = 3 с. • 2 = 6 с. = 600

300 м•2 = 600 м

? Как можно найти произведение или частное трёхзначных чисел, запись которых оканчивается нулями?

! Трёхзначные числа, запись которых оканчивается нулями, можно выразить в сотнях или десятках и выполнить умножение или деление этих сотен или десятков.

4. Вычисли.

30 • 39:360:212-648:6

300-3900:3600 : 2120-6480:6

Что общего в выражениях каждого столбика?









Урок 4

Тема урока: «Работа над ошибками».

Цель урока: решать на новом числовом концентре примеры и текстовые задачи изученного вида.

Задачи урока:

  1. Решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида, решать на новом числовом концентре приметы и текстовые задачи изученного вида;

  2. Способствовать развитию логического мышления и рассуждения, самостоятельности, смекалки и расширению кругозора, умение работать в коллективе.

  3. Создать условия для воспитания упорства, старательности, трудолюбия, умения довести дело до конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, математические задания.

VIII. Резервное задание

Мишкина сестра Майя сделала рисунки на коробках. Какой из этих рисунков можно сделать одним движением руки, не обводя ни одной линии дважды.


hello_html_m7f859d92.png



Исследовательские задания как средство формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
  • Начальные классы
Описание:

Цель нашей квалификационной работы: обосновать необходимость использования заданий исследовательского характера на уроках математики как средства развития учебно-исследовательской деятельности младших школьников и систематизировать методические рекомендации по использованию подобных заданий. 

Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Автор Морозова Любовь Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2118
Номер материала 49927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓