Главная / Химия / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


Ким Е.П.,

Гимназия №1, г. Саратов


«Творчество – деятельность человека, созидающая новые материальные ценности, обладающие общественной значимостью», - так определил творчество известный российский психолог С.Л.Рубинштейн 3. С внедрением в учебный процесс развивающего обучения в педагогической практике появилось понятие «творческое развитие учащихся». Важным фактором формирования творческих способностей учащихся можно считать исследовательские естественнонаучные проекты. Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов решения актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Задача учителя в руководстве школьными естественнонаучными проектами сводится к подготовке учащихся к продолжению образования в вузах; к формированию личности, способной к самореализации и самоорганизации.

Научно-исследовательская деятельность школьников помогает формировать творческую личность с развитым самосознанием, позволяет не только выявить, но и разбудить в ученике интерес и внимание к исследованию и осуществлению практических действий, а также понимание и осмысление объекта исследования, способствует получению более глубоких знаний и развитию общей культуры учащихся.

Приобщение к исследованию помогает школьникам преодолеть фрагментарность содержания естественнонаучного образования, а также оказывает им помощь в реализации способностей и потребностей, создает условия для дальнейшего профессионального образования. У учащихся формируются навыки работы с научной литературой, обогащается химическая лексика, совершенствуются умения выполнять химический эксперимент, возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению новых знаний. Развивающееся естественнонаучное мировоззрение ребят становится фундаментом их духовной культуры, способствует определению жизненных позиций.

В процессе выполнения исследований закладываются основы доверительных отношений между учителем и учеником, создаются условия взаимного доверия. Это облегчает воспитание у детей умения совершенствовать себя и создает благоприятные условия для творческого подхода к исследуемой проблеме, т.е. обеспечивает творческую продуктивность. Творческая продуктивность – это «способность предлагать различные варианты решения творческой задачи и находить оригинальное решение» 2. Академик В.А.Энгельгардт считал, что «творчество есть результат действующего в нас инстинкта, результат стремления удовлетворить внутреннюю потребность, заложенную в нас природой, потребность расширить область человеческого знания, внести ясность в то, что ранее было туманным…» 5.

Приемы и методы, используемые учителем при осуществлении руководства естественнонаучными проектами учащихся, способствуют творческому и интеллектуальному росту одаренных детей. Наилучшие результаты достигаются, если учащиеся выполняют исследования, соблюдая последовательность:

  1. выбор темы;

  2. изучение литературы по интересующей проблеме;

  3. трансформация материала, позволяющая свести сложное к простому;

  4. осмысление предстоящего исследования;

  5. подготовка оборудования для экспериментальной части;

  6. экспериментальная часть исследования;

  7. наблюдение за ходом эксперимента;

  8. обобщение результатов эксперимента;

  9. формулировка выводов.

Научно-исследовательская работа учащихся – это целенаправленная экспериментальная деятельность, результаты которой учащимся заранее не известны. Она носит поисковый характер, способствует расширению знаний учащихся, развитию их практических умений. «Принцип активизации поисковой учебно-исследовательской деятельности учащихся – это принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, «изобретения» новых способов приложения знаний к практике» 1. В отличие от научного ученическое исследование требует создания особых условий, при которых школьник исследует объекты, свойства и явления окружающего мира. Перед выполнением работ исследовательского характера учащихся следует предупредить о том, что результаты научных исследований результаты могут отличаться от результатов, полученных в рамках школьного эксперимента. При возникновении таких ситуаций необходимо пересмотреть план работы, тщательно проанализировать все детали эксперимента, а также предположить возможные причины его несовпадения с предполагаемым исходом.

В качестве примера можно привести ряд тем исследовательских естественнонаучных проектов, выполненных учащимися гимназии №1 г. Саратова.

  1. Работы, имеющие практическую направленность:

    • Получение индикаторов из растений. Цель работы: ознакомление учащихся с методами и условиями экстракции, титрования, изготовления индикаторов, исследования кислотно-основных свойств растительных индикаторов.

    • Регенерация цинка. Цель работы: знакомство со способами очистки металлов, с различными методиками переработки химических отходов.

    • Синтез малахита. Цель работы: получение малахита в условиях школьной химической лаборатории, совершенствование умений в выборе оптимальных количественных соотношений реагентов.

    • Анализ сточных вод АО «Саратовский авиационный завод» в районе р.Черниха. Цель работы: исследование химического состава сточных вод различными химическими и физико-химическими методами анализа, изучение проблемы восстановления и оздоровления реки Черниха.

    • Экологические особенности железосодержащих подземных вод г. Саратова и перспективы их использования в лечебных целях. Цель работы: выявление в пределах волжских островов участков распространения неглубоко залегающих грунтовых вод, содержащих повышенные концентрации железа, исследование механизма формирования их химического состава, обоснование возможности их применения в лечебных целях.

  2. Работы по проектированию приборов для осуществления химических реакций в условиях школьной лаборатории.

    • Изготовление электрифицированной таблицы «Растворимость солей и оснований в воде»

    • Изготовление коллекции «Металлы и сплавы», сопровождающейся подробным описанием физических свойств и практического применения предлагаемых материалов.

    • Изготовление объемных моделей молекул органических веществ: этана, этена, этина, бензола.

  3. Исследования, связанные с изучением оптимальных условий проведения ряда демонстрационных опытов по химии.

    • Световое излучение при проведении окислительно-восстановительных реакций. Цель работы: приготовление пиротехнических составов и их использование на уроках и во внеклассной работе по химии.

    • Медико-биологическое значение кинетики. Цель работы: изучение скорости протекания химических реакций в живых организмах.

Таким образом, выполнение учащимися научных исследований, развивающих экспериментов формируют у них способность «мыслить творчески, вовлекают их в активную познавательную деятельность, ставят новые проблемы и задачи, создают возможности для переноса теоретических знаний в незнакомые ситуации» 4. Научно- исследовательская работа является показателем активности ученика, его умений увидеть новую проблему и решить ее своими силами, обеспечивает устойчивый интерес к поиску и исследованиям. Знания, приобретаемые усилиями собственной мыслительной деятельности, усваиваются учащимися осознанно и прочно.













Литература


  1. Глазкова О.В., Клеянкина М.К., Зайцев О.С. // Химия в школе. 1998, №3. С. 37.

  2. Оржековский П.А. // Химия в школе. 1999, №6. С. 28.

  3. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН, 1958. 34 с.

  4. Сурин Ю.В. // Химия в школе. 1996, №5. С. 63.

  5. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М., 1984. 297с.






















6


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
  • Химия
Описание:

            Школьная научно-исследовательская деятельность – это сочетание приемов и методов, направленных на решение актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Научно-исследовательская работа учащихся – это практическая работа поискового характера, которая способствует расширению знаний учащихся, развитию их практических умений. В процессе создания естественнонаучных проектов у школьников возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность учащихся, развивается умение мыслить творчески

Автор Ким Елена Петровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 351
Номер материала 50042
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓