ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
ПРОЕКТЫ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Ким Е.П.,
Гимназия №1, г. Саратов
«Творчество
– деятельность человека, созидающая новые материальные ценности, обладающие
общественной значимостью», - так определил творчество известный российский
психолог С.Л.Рубинштейн [3].
С внедрением в учебный процесс развивающего обучения в педагогической практике
появилось понятие «творческое развитие учащихся». Важным фактором формирования
творческих способностей учащихся можно считать исследовательские
естественнонаучные проекты. Школьная научно-исследовательская деятельность –
это сочетание приемов и методов решения актуальных проблем, которые служат
активизации познавательной деятельности учащихся. Задача учителя в
руководстве школьными естественнонаучными проектами сводится к подготовке
учащихся к продолжению образования в вузах; к формированию личности, способной
к самореализации и самоорганизации.
Научно-исследовательская деятельность школьников помогает формировать
творческую личность с развитым самосознанием, позволяет не только выявить, но
и разбудить в ученике интерес и внимание к исследованию и осуществлению практических
действий, а также понимание и осмысление объекта исследования, способствует
получению более глубоких знаний и развитию общей культуры учащихся.
Приобщение
к исследованию помогает школьникам преодолеть фрагментарность содержания
естественнонаучного образования, а также оказывает им помощь в реализации
способностей и потребностей, создает условия для дальнейшего профессионального
образования. У учащихся формируются навыки работы с научной литературой,
обогащается химическая лексика, совершенствуются умения выполнять химический
эксперимент, возрастает познавательный интерес к общим законам природы,
стремление к приобретению новых знаний. Развивающееся естественнонаучное
мировоззрение ребят становится фундаментом их духовной культуры, способствует
определению жизненных позиций.
В процессе выполнения исследований
закладываются основы доверительных отношений между учителем и учеником,
создаются условия взаимного доверия. Это облегчает воспитание у детей умения
совершенствовать себя и создает благоприятные условия для творческого подхода
к исследуемой проблеме, т.е. обеспечивает творческую продуктивность. Творческая
продуктивность – это «способность предлагать различные варианты решения
творческой задачи и находить оригинальное решение» [2]. Академик В.А.Энгельгардт
считал, что «творчество есть результат действующего в нас инстинкта, результат
стремления удовлетворить внутреннюю потребность, заложенную в нас природой,
потребность расширить область человеческого знания, внести ясность в то, что
ранее было туманным…» [5].
Приемы и
методы, используемые учителем при осуществлении руководства естественнонаучными
проектами учащихся, способствуют творческому и интеллектуальному росту
одаренных детей. Наилучшие результаты достигаются, если учащиеся выполняют
исследования, соблюдая последовательность:
1.
выбор темы;
2. изучение литературы по
интересующей проблеме;
3.
трансформация
материала, позволяющая свести сложное к простому;
4. осмысление предстоящего
исследования;
5.
подготовка
оборудования для экспериментальной части;
6. экспериментальная часть
исследования;
7. наблюдение за ходом
эксперимента;
8. обобщение результатов
эксперимента;
9. формулировка выводов.
Научно-исследовательская работа учащихся – это целенаправленная
экспериментальная деятельность, результаты которой учащимся заранее не
известны. Она носит поисковый характер, способствует расширению знаний
учащихся, развитию их практических умений. «Принцип активизации поисковой
учебно-исследовательской деятельности учащихся – это принцип самостоятельного
«открытия» выводов науки, «изобретения» новых способов приложения знаний к
практике» [1].
В отличие от научного ученическое исследование требует создания особых условий,
при которых школьник исследует объекты, свойства и явления окружающего мира.
Перед выполнением работ исследовательского характера учащихся следует
предупредить о том, что результаты научных исследований результаты могут
отличаться от результатов, полученных в рамках школьного эксперимента. При
возникновении таких ситуаций необходимо пересмотреть план работы, тщательно
проанализировать все детали эксперимента, а также предположить возможные
причины его несовпадения с предполагаемым исходом.
В качестве примера можно привести ряд тем
исследовательских естественнонаучных проектов, выполненных учащимися гимназии
№1 г. Саратова.
I.
Работы,
имеющие практическую направленность:
·
Получение
индикаторов из растений. Цель работы: ознакомление учащихся с методами и
условиями экстракции, титрования, изготовления индикаторов, исследования
кислотно-основных свойств растительных индикаторов.
·
Регенерация
цинка. Цель работы: знакомство со способами очистки металлов, с различными
методиками переработки химических отходов.
·
Синтез
малахита. Цель работы: получение малахита в условиях школьной химической
лаборатории, совершенствование умений в выборе оптимальных количественных
соотношений реагентов.
·
Анализ
сточных вод АО «Саратовский авиационный завод» в районе р.Черниха. Цель
работы: исследование химического состава сточных вод различными химическими и
физико-химическими методами анализа, изучение проблемы восстановления и
оздоровления реки Черниха.
·
Экологические
особенности железосодержащих подземных вод г. Саратова и перспективы их
использования в лечебных целях. Цель работы: выявление в пределах волжских
островов участков распространения неглубоко залегающих грунтовых вод,
содержащих повышенные концентрации железа, исследование механизма формирования
их химического состава, обоснование возможности их применения в лечебных целях.
II.
Работы по
проектированию приборов для осуществления химических реакций в условиях
школьной лаборатории.
·
Изготовление
электрифицированной таблицы «Растворимость солей и оснований в воде»
·
Изготовление
коллекции «Металлы и сплавы», сопровождающейся подробным описанием физических
свойств и практического применения предлагаемых материалов.
·
Изготовление
объемных моделей молекул органических веществ: этана, этена, этина, бензола.
III.
Исследования,
связанные с изучением оптимальных условий проведения ряда демонстрационных
опытов по химии.
·
Световое
излучение при проведении окислительно-восстановительных реакций. Цель работы:
приготовление пиротехнических составов и их использование на уроках и во
внеклассной работе по химии.
·
Медико-биологическое
значение кинетики. Цель работы: изучение скорости протекания химических
реакций в живых организмах.
Таким образом, выполнение
учащимися научных исследований, развивающих экспериментов формируют у них
способность «мыслить творчески, вовлекают их в активную познавательную
деятельность, ставят новые проблемы и задачи, создают возможности для переноса
теоретических знаний в незнакомые ситуации» [4]. Научно- исследовательская
работа является показателем активности ученика, его умений увидеть новую
проблему и решить ее своими силами, обеспечивает устойчивый интерес к поиску и
исследованиям. Знания, приобретаемые усилиями собственной мыслительной
деятельности, усваиваются учащимися осознанно и прочно.
Литература
1. Глазкова О.В., Клеянкина
М.К., Зайцев О.С. // Химия в школе. 1998, №3. С. 37.
2. Оржековский П.А. // Химия в
школе. 1999, №6. С. 28.
3. Рубинштейн С.Л. О мышлении и
путях его исследования. М.: АПН, 1958. 34 с.
4. Сурин Ю.В. // Химия в школе.
1996, №5. С. 63.
5. Энгельгардт В.А. Познание
явлений жизни. М., 1984. 297с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.