Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательская разработка ученика 4 класса по теме "Закаливание организма"

Исследовательская разработка ученика 4 класса по теме "Закаливание организма"

Скачать материал

Аннотация

В данной исследовательской работе проанализировано здоровье одноклассников за 3 года учебы в начальной школе. На основании анкетирования изучен образ жизни учеников, даны практические рекомендации по сохранению  и  укреплению здоровья.   Будем знакомы! Это я, Данила Паджев.

 

Здоровье - это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Ведь от здоровья человека зависит его жизнь. При встрече мы спрашиваем друг друга о здоровье, желаем его друг другу. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать. Жить здраво, т.е. полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой. Жить одухотворённо. Жить качественно. Здоровье - главное условие человеческого счастья.

n  Цель исследования:  определить, как закаливание влияет на здоровый образ жизни.  В нашем классе с наступлением зимы ребята часто болеют, я слышал, что закаленные люди почти не болеют, и мне захотелось побольше узнать и рассказать всем о закаливании.

Я хочу,  чтобы и я, и  мои друзья, и родственники  всегда были здоровы.  Для этого мне  нужно больше узнать о факторах, влияющих на здоровье, и показать  связь образа жизни со здоровьем.

 

Задачи исследования:

1.     Узнать, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить здоровье.

2.     Узнать, какой образ жизни ведут одноклассники и что они знают о закаливании.

3.     Проследить связь здоровья учеников с их образом жизни.

4.     Организовать работу по соблюдению правил здорового образа жизни.

5.     Определить, есть ли изменения в здоровье учеников после моего исследования.

Гипотеза: закаливание способствует укреплению здоровья.

Методы исследования:

1.Анализ  литературы.

2.  Анкетирование.

3. Анализ полученных результатов.

4. Беседа.

 

Первым шагом в моей работе было изучение и анализ научной литературы. Из Детской энциклопедии здоровья я узнал, что такое  здоровый образ жизни, факторы,  влияющие на здоровье школьника. Что определяющим фактором здоровья школьника является его образ жизни,  который включает в себя: 

Ø режим  дня,

Ø  гигиену умственного труда,

Ø двигательную активность,

Ø рациональное питание,

Ø закаливание,

Ø отказ от вредных  привычек.

   Я учусь в 4 классе. Это так называемое начало  «переходного» возраста, когда становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении. По признанию специалистов, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Мы взрослеем - происходит становление нашей готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправных участников этой жизни. Нам ещё далеко до истинной взрослости, но мы стремимся к ней и претендуем на равные со взрослыми права. Мы хотим самоутвердиться, и нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей нам представляется употребление алкоголя, табака, а иногда и наркотиков. Но какова цена этих сомнительных удовольствий? По опросам социологов, возрастная планка начала употребления алкоголя, курения, наркотиков с каждым годом снижается. Сегодня она находится на уровне 10-11 лет.
   На дворе 21 век. Век Интернета и телевидения. Современный человек, находясь в постоянном круговороте событий, предпочитает отдыхать у экранов компьютера или телевизора. Но разве это отдых? На мой взгляд, это пустая трата времени, вред здоровью. А жизнь нужно ценить, каждую минуту. «Зачем я живу? С какой целью родился?»- эти вопросы мало трогают современного молодого человека. Отсутствие же целей в жизни и стремления к чему-либо порождают лень. А от безделья человек может начать пить, курить, Употреблять наркотики. Каждый должен сохранить в себе человека, ведь пагубные привычки приобретаются в коллективе. Не надо стараться быть похожим на кого-либо, надо иметь собственное мнение, надо думать о последствиях, прежде чем совершать глупые поступки! Каждый человек хочет быть здоровым, крепким и красивым. Его здоровье зависит от его самого. Что предпочитают люди? Мне кажется, что здоровых людей больше, чем людей, которые имеют вредные привычки.
   Правильное и здоровое питание не сможет обеспечить здоровье и красоту нашего тела. На помощь к нам приходит спорт. Ежедневные занятия спортом - вот залог здоровья и красоты. Чтобы спорт доставлял удовольствие, нужно правильно выбрать занятия, и спорт будет приносить здоровье не только телу, но и душе.
   Хочу вернуться к нашей школьной жизни и факторам здоровья школьников нашего класса.

Ø Режим  дня. По итогам опроса одноклассников, я отметил, все ребята стараются соблюдать режим дня, тем более  что над этой темой мы работали и на классных часах, и составляли свой режим дня на уроках окружающего мира.

Ø Гигиена  умственного труда.  Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают нас  времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией, и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. Итак, мы попали в яму? Но как же не попасть в западню? Есть выход, и этот выход – спорт. Великая сила - спорт! Он приносит здоровье, счастье, чувство оптимизма. Спорт наполняет нас жизненными силами, дарит радость и удовольствие. Он тренирует упорство, выносливость, терпение, стремление быть первым. Спорт помогает нам справиться с трудностями и обрести веру в собственные силы. В нашем классе 17  человек. Все мы ведём здоровый образ жизни. Нас всех объединяет интерес к спорту. В нашей школе много делается для сохранения и укрепления здоровья. Все вместе мы – ученики, наши родители и учителя – работаем над этой проблемой:

1) Каждый год у нас проходят « Дни здоровья»,  спортивные соревнования, проводится акция «Спорт вместо наркотиков». Агитбригада нашего класса два года подряд занимает  1 место в конкурсе агитбригад. Готовим презентации о здоровом образе жизни.

 

2) Мальчики занимаются в спортивных секциях;

Ø Двигательную активность. Последние годы в силу  высокой учебной нагрузки в школе и дома и других  причин  у  большинства  школьников  отмечается дефицит в  режиме  дня.   Недостаточная  двигательная  активность является одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний   Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования,  проведённые различными медиками, в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического  минимума.  Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной.  Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки.

     Общая  двигательная активность детей с поступлением в школу падает   почти  на  50%, снижаясь  от  младших  классов  к  старшим.  Установлено,  что  двигательная  активность   школьника  должна соответствовать 8-10 часам в неделю.  Малоподвижное положение за партой или рабочим столом  отражается  на функционировании многих систем  организма  школьника,  особенно  сердечно - сосудистой и дыхательной. Отрицательное  последствие   малоподвижного образа жизни (гипокинезии)  проявляется   также в сопротивляемости   молодого    организма    к простудным    и    инфекционным заболеваниям.  Гипокинезия   на   фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в  дневном  рационе может вести к ожирению.    У малоподвижных детей очень  слабые  мышцы.

 При систематических  занятиях  физической  культурой  и  спортом происходит    совершенствование  органов   и   систем   организма человека.  В  этом  главным  образом  и  заключается  положительное  влияние  физической культуры на укрепление здоровья. Занятие физическими упражнениями   также  вызывает   положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение.  Поэтому  становится  понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений  и спорта,  стремится к регулярным занятием ими.

1)     В нашей школе проводится 3 урока физической культуры;

2)    Проводится динамические паузы;

3)    Во время урока мы можем перейти на конторку и продолжить работу на уроке стоя.

 

Ø Рациональное питание. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и то же установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма.   Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он питается разнообразно, ему необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно для поддержания нормальной работы  детского организма  употреблять достаточное количество  витаминов.

В нашем классе проводятся занятия по программе «Разговор о правильном питании, принимаем участие в районных конкурсах о питании.

 

Ø Ну  и наконец,  закаливание.

Закаливание — это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простуд­ным и инфекционным заболеваниям. Закаливание — обязательный эле­мент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения, бодрости.

 Я провёл среди ребят нашего класса анкетирование «Что я знаю о закаливании».

Получились такие результаты:

- есть в классе ребята, которые часто болеют, это Котенко Н., Крютченко А.;

- только половина ребят назвали почти все факторы, влияющие на здоровье;

-больше  половины учащихся дала правильную формулировку понятия закаливания;

- ребятами были перечислены практически все виды закаливания.

 

 

Прославленный русский полководец А.В.Суворов, будучи хилым и слабым, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким. Фельдмаршал М.И.Кутузов продолжал ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены.

Правила использования воздушных, водных и солнечных процедур.

n  Постепенность. Начинать закаливание надо со сравнительно слабых раздражителей, постепенно повышая их силу. Закаливание более эффективно при усилении интенсивности процедур, а не про­должительности их.

n  2. Систематичность. Закаливание следует проводить систематичес­ки, ежедневно, чтобы выработался условный рефлекс. Следует пом­нить, что состояние закаленности весьма неустойчивое и довольно быстро исчезает при прекращении занятий закаливанием.

n  3. Разнообразие средств закаливания. Для закаливания исполь­зуют различные природные факторы: воздух, воду, солнце, сочетая занятия закаливанием с трудовыми процессами, физическими упраж­нениями. Это ускоряет закаливание, расширяет диапазон температур» делает занятия по закаливанию менее утомительными.

n  Закаливание должно быть общим, т. е. действию холода подвер­гается все тело. Но если такой возможности нет, то полезно и местное закаливание отдельных участков тела: стоп, ног, глотки.

Закаливание воздухом

n  Чувствительность кожи отдельных участков тела к температуре воздуха очень различна: части тела, обычно закрытые одеждой, более чувствительны к холоду. Это обусловливает целесообразность проведения закаливания воздухом по возможности в обнаженном или полуобнаженном виде, чтобы воздействовать на большую поверхность тела и получить более сильные ответные реакции.

n  Эффект закаливания достигается и при пребывании на морозе в облегченной одежде. Поэтому все зимние виды спорта связаны с закаливанием организма. В летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физической культурой значительно слабее вследствие меньшего охлаждающего воздействия воздуха. Закаливание воздухом проводят в виде специальных процедур (воздушные ванны) или в сочетании с физическими упражнениями, прогулками. Воздушные ванны принимают в тени зеленых насаждений, в местах, удаленных от источников загрязнения атмосферы пылью, дымом, вредными газами.

 

Закаливание водой

 

n  Вода вследствие большей теплопроводимости и теплоемкости вызывает более сильное термическое раздражение, чем воздух той же температуры.

n  Температурный фактор является главным при наружном действии воды на организм. Но наряду с этим вода оказывает механическое давление на ткани тела, особенно при движениях, плавании, под душем с напором. Это способствует лучшему лимфо- и кровообращению, оказывает массирующее действие. Имеет значение и химический состав воды, например при морских купаниях.

 

Водные процедуры разделяют  на обтирание, обливание,  душ, купание.

n  Обтирание — наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью губки или полотенца, смоченных в воде. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечнос­ти). Конечности растирают от пальцев к телу, туловище растирают круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры не превышает 4—5 мин, включая растирание Тела. Для обтирания применяют вначале про­хладную воду (20—24°), а затем постепенно переходят к холодной (ниже 16°).

 

 

n  Обливание — более сильнодействующая водная процедура. К действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела, которое усиливает эффект раздражения. Обливание холодной водой повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособность, создает чувство бодрости. Обливание противопоказано людям с повышенной возбудимостью нервной системы, так как оно может послужить новым сильным раздражителем.

n  Наиболее сильное действие оказывает холодный душ. Механическое раздражение, производимое падающей струёй воды, весьма значительно. Благодаря этому душ в короткое время вызывает более сильную местную и общую реакции, чей предыдущие способы закали­вания водой. Температура воды в начале закаливания должна быть около 30—32°; продолжительность приема, душа не более 1 мин. В дальнейшем температуру постепенно снижают примерно на 1° через каждые 3—4 дня, а продолжительность процедуры увеличивают до 2 мин.

 

 

Купание

n  Один из наиболее эффективных методов закаливания— купание в открытых водоемах. Полезное действие купаний усили­вается тем, что закаливание холодной водой сочетается с одновременным воздействием на обнаженную поверхность тела воздуха и сол­нечных лучей, а также с эффектом, даваемым физическими упражне­ниями (плавание).

n  Купание начинают при температуре воды не ниже 18—20°. За­канчивают купальный сезон при температуре воды 12—13° и воздуха 14—15°. Лучшее время для купания — утренние и вечерние часы. Нельзя купаться сразу после еды, так как в этом случае нарушается пищеварение и затрудняется дыхание и кровообращение при плава­нии (необходим перерыв 1—2 ч). Купание натощак должно быть крат­ковременным.

n  Продолжительность пребывания в воде при купании зависит от ее температуры, метеорологических условий и степени закаленности че­ловека. Пребывание в воде вначале ограничивается 4—5 мин, а затем увеличивается до 15—20 мин и более. Можно купаться несколько раз в день с достаточно большими промежутками, чтобы тело успело сог­реться. Нельзя входить в воду в возбужденном, разгоряченном состоя­нии, сразу после физических упражнений, а также в состоянии озноба.

 

 

 

 

 

n  Контрастное закаливание расширяет диапазон устойчивости организма к воздействию как низких, так и высоких температур. Проще всего использовать для контрастного закаливания душ с изменением температуры воды. Начинают закаливание обычно с прохладного душа (температура воды около 30°), постепенно понижая температуру до 20—22°. После этого приступают к контрастному закаливанию. В процессе занятия чередуют обливание холодной (20°) и теплой водой (35—36°) в течение 1 мин. Всего за один сеанс проделывают 2—3 цикла. Постепенно диапазон температур увеличивают примерно на 1° через каждые 3 суток, при этом температуру теплой воды повышают, а холодной—понижают. Таким образом, через 1,5—2 месяца закалива­ния уже можно чередовать воду 40—42° с водой 12—15°.

Местное закаливание холодом

Определенные участки тела, например стопы ног, глотка, являются особо чувствительными, к охлаждению. Поэтому закаливать эти наиболее чувствительные участки тела надо в первую очередь.

n  Закаливание стоп ног осуществляется путем приема ножных водяных ванн. Ежедневно в вечернее время (за 1,5—2 ч до сна) стопы ног следует погружать в прохладную или холодную воду с последующим вытиранием их насухо (растирать не обязательно). Эффективное средство закаливания — хождение босиком по полу, земле, траве.

n  Закаливание глотки производится путем ее полоскания холодной водой по утрам во время, умывания, а также в течение дня.

n  Закаливание солнцем проводится на открытом воздухе во время работы, занятии спортом.

 

Практические шаги

Я решил  поделиться с одноклассниками своими результатами исследования. Для этого  подготовил презентацию  на тему «Хорошее здоровье – превыше всего». Мои выводы удивили ребят.  После классного часа мы решили всем классом следить за своим образом жизни, а значит за  здоровьем Мы провели классный час на тему «Влияние  образа жизни  на здоровье человека». Очень интересным были сообщения о вредных привычках, пользе зарядки, влиянии физкультуры на здоровья человека.  Выполняя уроки, делать активные  паузы и физкультминутки для глаз. Выполнять закаливающие процедуры (обтирание или обливание), соблюдать режим дня.   

   Уходя на летние каникулы, все ребята обещали вести активный образ жизни: больше играть на свежем воздухе, не засиживаться у компьютеров и телевизоров, не забывать выполнять утреннюю зарядку и проводить закаливание воздухом и водой.

Результаты исследования

В результате я пришёл к выводам:

Как показывают исследования, закаленные люди в 1,5—3 раза меньше болеют, чем население в целом. Сущность закаливания организма к холоду заключается, в тренировке физиологических механизмов регулирования тепла в организме и повышении его невосприимчивости. При закаливании под воздействием какого-либо фактора происходит повышение сопротивляемости организма не только к данному фактору. Эффект закаливания значительно шире: повышается сопротивляемость и к некоторым неблагоприятным воздействиям — недостатку кислорода, чрезмерной физической нагрузке и даже к воздействию на организм отдельных ядовитых веществ. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье обязательно закаляйтесь!

Тема моего исследования актуальна, так как состояние и укрепление здоровья подрастающего поколения зависит от образа жизни. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому выбор образа жизни детьми и подростками приобретает социальную значимость.

      Из моей работы я сделал  вывод, что для сохранения здоровья необходимо вести здоровый образ жизни. Многие школьники слышат о пользе такого образа жизни,  но мало о нем знают. Ученики не знают, как организовать день с пользой для здоровья, из чего состоит здоровый образ жизни.

       Я  достиг своей цели, выявил  влияние образа жизни на состояние здоровья школьника. В результате моей работы  одноклассники узнали факторы,  влияющие на их здоровье и стали придерживаться здорового образа жизни.  Они стараются выполнять   основные правила, которые зависят от их самих это: соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, физкультминуток во время умственного труда. Ученики узнали о правильном питании, негативном влиянии некоторых привычек.

        За время исследования  мое самочувствие и самочувствие моих одноклассников улучшилось. Улучшились и некоторые показатели здоровья отдельных учеников.     

        Опыт моей работы, памятки, созданные во время исследования, могут быть использованы учениками, учителями, родителями для поддержания здоровья во время учебы и правильном  закаливании круглый год.

  Я очень редко пропускаю занятия в школе, моя мама очень заботится о моём здоровье. Стали традиционными в нашей семье ежегодные поездки летом к чёрному морю.

 

 

 

 

 

                                                    Литература

 

1.     Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991.;

2.    Интернет-сайты   http://zakalivanie.ru/

3.    http://famill.ru/publ/medicina_i_zdorove/zakalivanie/ponjatie_zakalivanija_chto_zhe_ehto_takoe/47-1-0-118

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская разработка ученика 4 класса по теме "Закаливание организма""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной  работе проанализировано здоровье одноклассников за 3 года учебы в начальной школе. На основании анкетирования изучен образ жизни учеников, даны практические рекомендации по сохранению  и  укреплению здоровья.   

  Цель исследования:  определить, как закаливание влияет на здоровый образ жизни.  В нашем классе с наступлением зимы ребята часто болеют, я слышал, что закаленные люди почти не болеют, и мне захотелось побольше узнать и рассказать всем о закаливании.Я хочу,  чтобы и я, и  мои друзья, и родственники  всегда были здоровы.  Для этого мне  нужно больше узнать о факторах, влияющих на здоровье, и показать  связь образа жизни со здоровьем.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 497 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1291
    • DOCX 4.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никишина Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никишина Ольга Ивановна
    Никишина Ольга Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4183
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1191 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 535 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе