Аннотация
В данной исследовательской работе
проанализировано здоровье одноклассников за 3 года учебы в начальной школе. На
основании анкетирования изучен образ жизни учеников, даны практические
рекомендации по сохранению и укреплению здоровья. Будем знакомы! Это я,
Данила Паджев.
Здоровье - это одна из важнейших ценностей
человека, залог его благополучия и долголетия. Ведь от здоровья человека
зависит его жизнь. При встрече мы спрашиваем друг друга о здоровье, желаем его
друг другу. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать.
Жить здраво, т.е. полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с
природой. Жить одухотворённо. Жить качественно. Здоровье - главное условие
человеческого счастья.
n
Цель
исследования: определить, как закаливание влияет на здоровый образ
жизни. В нашем классе с наступлением зимы ребята часто болеют, я слышал, что
закаленные люди почти не болеют, и мне захотелось побольше узнать и рассказать
всем о закаливании.
Я
хочу, чтобы и я, и мои друзья, и родственники всегда были здоровы. Для
этого мне нужно больше узнать о факторах, влияющих на здоровье, и показать связь
образа жизни со здоровьем.
Задачи исследования:
1. Узнать,
какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить здоровье.
2. Узнать,
какой образ жизни ведут одноклассники и что они знают о закаливании.
3. Проследить
связь здоровья учеников с их образом жизни.
4. Организовать
работу по соблюдению правил здорового образа жизни.
5. Определить,
есть ли изменения в здоровье учеников после моего исследования.
Гипотеза: закаливание способствует укреплению здоровья.
Методы исследования:
1.Анализ
литературы.
2.
Анкетирование.
3.
Анализ полученных результатов.
4.
Беседа.
Первым
шагом в моей работе было изучение и анализ научной литературы. Из
Детской энциклопедии здоровья я узнал, что такое здоровый образ жизни,
факторы, влияющие на здоровье школьника. Что определяющим фактором здоровья
школьника является его образ жизни, который включает в себя:
Ø
режим
дня,
Ø
гигиену
умственного труда,
Ø
двигательную
активность,
Ø
рациональное
питание,
Ø
закаливание,
Ø
отказ
от вредных привычек.
Я учусь в 4 классе. Это так называемое начало «переходного» возраста, когда
становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении. По
признанию специалистов, главная особенность подростка - личностная
нестабильность. Мы взрослеем - происходит становление нашей готовности к жизни
в обществе взрослых людей, причём как равноправных участников этой жизни. Нам
ещё далеко до истинной взрослости, но мы стремимся к ней и претендуем на равные
со взрослыми права. Мы хотим самоутвердиться, и нередко самым простым и быстрым
способом удовлетворения этих потребностей нам представляется употребление
алкоголя, табака, а иногда и наркотиков. Но какова цена этих сомнительных
удовольствий? По опросам социологов, возрастная планка начала употребления
алкоголя, курения, наркотиков с каждым годом снижается. Сегодня она находится
на уровне 10-11 лет.
На дворе 21 век. Век Интернета и телевидения. Современный человек, находясь
в постоянном круговороте событий, предпочитает отдыхать у экранов компьютера
или телевизора. Но разве это отдых? На мой взгляд, это пустая трата времени,
вред здоровью. А жизнь нужно ценить, каждую минуту. «Зачем я живу? С какой
целью родился?»- эти вопросы мало трогают современного молодого человека.
Отсутствие же целей в жизни и стремления к чему-либо порождают лень. А от
безделья человек может начать пить, курить, Употреблять наркотики. Каждый
должен сохранить в себе человека, ведь пагубные привычки приобретаются в коллективе.
Не надо стараться быть похожим на кого-либо, надо иметь собственное мнение,
надо думать о последствиях, прежде чем совершать глупые поступки! Каждый
человек хочет быть здоровым, крепким и красивым. Его здоровье зависит от его
самого. Что предпочитают люди? Мне кажется, что здоровых людей больше, чем
людей, которые имеют вредные привычки.
Правильное и здоровое питание не сможет обеспечить здоровье и красоту нашего
тела. На помощь к нам приходит спорт. Ежедневные занятия спортом - вот залог
здоровья и красоты. Чтобы спорт доставлял удовольствие, нужно правильно выбрать
занятия, и спорт будет приносить здоровье не только телу, но и душе.
Хочу вернуться к нашей школьной жизни и факторам здоровья школьников нашего
класса.
Ø
Режим
дня. По итогам опроса одноклассников, я отметил, все ребята стараются соблюдать
режим дня, тем более что над этой темой мы работали и на классных часах, и
составляли свой режим дня на уроках окружающего мира.
Ø
Гигиена
умственного труда. Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания,
дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть
телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают нас времени, необходимого для
отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник
перегружен информацией, и это ведёт к развитию хронического умственного
утомления. Итак, мы попали в яму? Но как же не попасть в западню? Есть выход, и
этот выход – спорт. Великая сила - спорт! Он приносит
здоровье, счастье, чувство оптимизма. Спорт наполняет нас жизненными силами,
дарит радость и удовольствие. Он тренирует упорство, выносливость, терпение,
стремление быть первым. Спорт помогает нам справиться с трудностями и обрести
веру в собственные силы. В нашем классе 17 человек. Все мы ведём здоровый
образ жизни. Нас всех объединяет интерес к спорту. В нашей школе много делается
для сохранения и укрепления здоровья. Все вместе мы – ученики, наши родители и
учителя – работаем над этой проблемой:
1) Каждый год у нас проходят « Дни здоровья», спортивные соревнования,
проводится акция «Спорт вместо наркотиков». Агитбригада нашего класса два года
подряд занимает 1 место в конкурсе агитбригад. Готовим презентации о здоровом
образе жизни.
2)
Мальчики занимаются в спортивных секциях;
Ø
Двигательную
активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и
других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме
дня. Недостаточная двигательная активность является одной из причин,
способствующих возникновению многих заболеваний Двигательная активность –
один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского
организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными
медиками, в различные годы показали, что детская активность у большинства детей
ниже физиологического минимума. Двигательная активность детей складывается из
ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в
режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной.
Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так,
например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной
самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по
интенсивности и объёму физической нагрузки.
Общая
двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%,
снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная
активность школьника должна соответствовать 8-10 часам в неделю. Малоподвижное
положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих
систем организма школьника, особенно сердечно - сосудистой и дыхательной.
Отрицательное последствие малоподвижного образа жизни (гипокинезии)
проявляется также в сопротивляемости молодого организма к
простудным и инфекционным заболеваниям. Гипокинезия на фоне
чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе
может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы.
При
систематических занятиях физической культурой и спортом происходит
совершенствование органов и систем организма человека. В этом
главным образом и заключается положительное влияние физической культуры
на укрепление здоровья. Занятие физическими упражнениями также вызывает
положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому
становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и
спорта, стремится к регулярным занятием ими.
1) В нашей
школе проводится 3 урока физической культуры;
2) Проводится
динамические паузы;
3) Во время
урока мы можем перейти на конторку и продолжить работу на уроке стоя.
Ø
Рациональное
питание. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и то же установленное
время благоприятно сказываются на состоянии организма. Повседневная пища
должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все
необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он
питается разнообразно, ему необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно
для поддержания нормальной работы детского организма употреблять достаточное
количество витаминов.
В
нашем классе проводятся занятия по программе «Разговор о правильном питании,
принимаем участие в районных конкурсах о питании.
Ø
Ну
и наконец, закаливание.
Закаливание — это система использования
физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к
простудным и инфекционным заболеваниям. Закаливание — обязательный элемент
физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое
значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения
самочувствия, настроения, бодрости.
Я
провёл среди ребят нашего класса анкетирование «Что я знаю о закаливании».
Получились
такие результаты:
-
есть в классе ребята, которые часто болеют, это Котенко Н., Крютченко А.;
-
только половина ребят назвали почти все факторы, влияющие на здоровье;
-больше
половины учащихся дала правильную формулировку понятия закаливания;
-
ребятами были перечислены практически все виды закаливания.
Прославленный русский
полководец А.В.Суворов, будучи хилым и слабым, благодаря неотступно проводимому
на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким. Фельдмаршал
М.И.Кутузов продолжал ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров
соблюдения правил закаливания и гигиены.
Правила использования воздушных, водных и солнечных
процедур.
n
Постепенность.
Начинать закаливание надо со сравнительно слабых раздражителей, постепенно
повышая их силу. Закаливание более эффективно при усилении интенсивности
процедур, а не продолжительности их.
n
2.
Систематичность. Закаливание следует проводить систематически, ежедневно,
чтобы выработался условный рефлекс. Следует помнить, что состояние
закаленности весьма неустойчивое и довольно быстро исчезает при прекращении
занятий закаливанием.
n
3.
Разнообразие средств закаливания. Для закаливания используют различные
природные факторы: воздух, воду, солнце, сочетая занятия закаливанием с
трудовыми процессами, физическими упражнениями. Это ускоряет закаливание,
расширяет диапазон температур» делает занятия по закаливанию менее
утомительными.
n
Закаливание
должно быть общим, т. е. действию холода подвергается все тело. Но если такой
возможности нет, то полезно и местное закаливание отдельных участков тела:
стоп, ног, глотки.
Закаливание воздухом
n
Чувствительность
кожи отдельных участков тела к температуре воздуха очень различна: части тела,
обычно закрытые одеждой, более чувствительны к холоду. Это обусловливает
целесообразность проведения закаливания воздухом по возможности в обнаженном
или полуобнаженном виде, чтобы воздействовать на большую поверхность тела и
получить более сильные ответные реакции.
n
Эффект
закаливания достигается и при пребывании на морозе в облегченной одежде.
Поэтому все зимние виды спорта связаны с закаливанием организма. В летнее время
года эффект закаливания в процессе занятий физической культурой значительно
слабее вследствие меньшего охлаждающего воздействия воздуха. Закаливание
воздухом проводят в виде специальных процедур (воздушные ванны) или в сочетании
с физическими упражнениями, прогулками. Воздушные ванны принимают в тени
зеленых насаждений, в местах, удаленных от источников загрязнения атмосферы
пылью, дымом, вредными газами.
Закаливание водой
n
Вода
вследствие большей теплопроводимости и теплоемкости вызывает более сильное
термическое раздражение, чем воздух той же температуры.
n
Температурный
фактор является главным при наружном действии воды на организм. Но наряду с
этим вода оказывает механическое давление на ткани тела, особенно при движениях,
плавании, под душем с напором. Это способствует лучшему лимфо- и
кровообращению, оказывает массирующее действие. Имеет значение и химический
состав воды, например при морских купаниях.
Водные
процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ, купание.
n
Обтирание
— наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью губки или
полотенца, смоченных в воде. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею,
грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а
затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние
конечности). Конечности растирают от пальцев к телу, туловище растирают
круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам.
Продолжительность процедуры не превышает 4—5 мин, включая растирание Тела. Для
обтирания применяют вначале прохладную воду (20—24°), а затем постепенно
переходят к холодной (ниже 16°).
n
Обливание
— более сильнодействующая водная процедура. К действию холода присоединяется
небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела, которое усиливает
эффект раздражения. Обливание холодной водой повышает тонус нервно-мышечного
аппарата, работоспособность, создает чувство бодрости. Обливание противопоказано
людям с повышенной возбудимостью нервной системы, так как оно может послужить
новым сильным раздражителем.
n
Наиболее
сильное действие оказывает холодный душ. Механическое раздражение, производимое
падающей струёй воды, весьма значительно. Благодаря этому душ в короткое время
вызывает более сильную местную и общую реакции, чей предыдущие способы закаливания
водой. Температура воды в начале закаливания должна быть около 30—32°;
продолжительность приема, душа не более 1 мин. В дальнейшем температуру
постепенно снижают примерно на 1° через каждые 3—4 дня, а продолжительность
процедуры увеличивают до 2 мин.
Купание
n
Один
из наиболее эффективных методов закаливания— купание в открытых водоемах.
Полезное действие купаний усиливается тем, что закаливание холодной водой
сочетается с одновременным воздействием на обнаженную поверхность тела воздуха
и солнечных лучей, а также с эффектом, даваемым физическими упражнениями
(плавание).
n
Купание
начинают при температуре воды не ниже 18—20°. Заканчивают купальный сезон при
температуре воды 12—13° и воздуха 14—15°. Лучшее время для купания — утренние и
вечерние часы. Нельзя купаться сразу после еды, так как в этом случае
нарушается пищеварение и затрудняется дыхание и кровообращение при плавании
(необходим перерыв 1—2 ч). Купание натощак должно быть кратковременным.
n
Продолжительность
пребывания в воде при купании зависит от ее температуры, метеорологических
условий и степени закаленности человека. Пребывание в воде вначале
ограничивается 4—5 мин, а затем увеличивается до 15—20 мин и более. Можно
купаться несколько раз в день с достаточно большими промежутками, чтобы тело
успело согреться. Нельзя входить в воду в возбужденном, разгоряченном состоянии,
сразу после физических упражнений, а также в состоянии озноба.
n
Контрастное
закаливание расширяет диапазон устойчивости организма к воздействию как низких,
так и высоких температур. Проще всего использовать для контрастного закаливания
душ с изменением температуры воды. Начинают закаливание обычно с прохладного
душа (температура воды около 30°), постепенно понижая температуру до 20—22°.
После этого приступают к контрастному закаливанию. В процессе занятия чередуют
обливание холодной (20°) и теплой водой (35—36°) в течение 1 мин. Всего за один
сеанс проделывают 2—3 цикла. Постепенно диапазон температур увеличивают
примерно на 1° через каждые 3 суток, при этом температуру теплой воды повышают,
а холодной—понижают. Таким образом, через 1,5—2 месяца закаливания уже можно
чередовать воду 40—42° с водой 12—15°.
Местное закаливание холодом
Определенные
участки тела, например стопы ног, глотка, являются особо чувствительными, к
охлаждению. Поэтому закаливать эти наиболее чувствительные участки тела надо в
первую очередь.
n
Закаливание
стоп ног осуществляется путем приема ножных водяных ванн. Ежедневно в вечернее
время (за 1,5—2 ч до сна) стопы ног следует погружать в прохладную или холодную
воду с последующим вытиранием их насухо (растирать не обязательно). Эффективное
средство закаливания — хождение босиком по полу, земле, траве.
n
Закаливание
глотки производится путем ее полоскания холодной водой по утрам во время,
умывания, а также в течение дня.
n
Закаливание
солнцем проводится на открытом воздухе во время работы, занятии спортом.
Практические шаги
Я
решил поделиться с одноклассниками своими результатами исследования. Для этого
подготовил презентацию на тему «Хорошее здоровье – превыше всего». Мои выводы
удивили ребят. После классного часа мы решили всем классом следить за своим
образом жизни, а значит за здоровьем Мы провели классный час на тему «Влияние
образа жизни на здоровье человека». Очень интересным были сообщения о вредных
привычках, пользе зарядки, влиянии физкультуры на здоровья человека. Выполняя
уроки, делать активные паузы и физкультминутки для глаз. Выполнять
закаливающие процедуры (обтирание или обливание), соблюдать режим дня.
Уходя на летние каникулы, все ребята обещали вести активный образ жизни: больше
играть на свежем воздухе, не засиживаться у компьютеров и телевизоров, не
забывать выполнять утреннюю зарядку и проводить закаливание воздухом и водой.
Результаты исследования
В результате я
пришёл к выводам:
Как
показывают исследования, закаленные люди в 1,5—3 раза меньше болеют, чем
население в целом. Сущность закаливания организма к холоду заключается, в
тренировке физиологических механизмов регулирования тепла в организме и
повышении его невосприимчивости. При закаливании под воздействием какого-либо
фактора происходит повышение сопротивляемости организма не только к данному
фактору. Эффект закаливания значительно шире: повышается сопротивляемость и к
некоторым неблагоприятным воздействиям — недостатку кислорода, чрезмерной
физической нагрузке и даже к воздействию на организм отдельных ядовитых
веществ. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье обязательно
закаляйтесь!
Тема
моего исследования актуальна, так как состояние и укрепление здоровья
подрастающего поколения зависит от образа жизни. В настоящее время только
незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому
выбор образа жизни детьми и подростками приобретает социальную значимость.
Из моей работы я сделал вывод, что для сохранения здоровья необходимо вести
здоровый образ жизни. Многие школьники слышат о пользе такого образа жизни, но
мало о нем знают. Ученики не знают, как организовать день с пользой для
здоровья, из чего состоит здоровый образ жизни.
Я достиг своей цели, выявил влияние образа жизни на состояние здоровья
школьника. В результате моей работы одноклассники узнали факторы, влияющие на
их здоровье и стали придерживаться здорового образа жизни. Они стараются
выполнять основные правила, которые зависят от их самих это: соблюдение
режима дня, выполнение утренней гимнастики, физкультминуток во время
умственного труда. Ученики узнали о правильном питании, негативном влиянии
некоторых привычек.
За время исследования мое самочувствие и самочувствие моих одноклассников
улучшилось. Улучшились и некоторые показатели здоровья отдельных учеников.
Опыт моей работы, памятки, созданные во время исследования, могут быть
использованы учениками, учителями, родителями для поддержания здоровья во время
учебы и правильном закаливании круглый год.
Я очень редко пропускаю занятия в школе, моя мама очень заботится о моём
здоровье. Стали традиционными в нашей семье ежегодные поездки летом к чёрному
морю.
Литература
1.
Ротенберг Р. Расти
здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991.;
2.
Интернет-сайты http://zakalivanie.ru/
3.
http://famill.ru/publ/medicina_i_zdorove/zakalivanie/ponjatie_zakalivanija_chto_zhe_ehto_takoe/47-1-0-118
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.