Главная / История / Исследовательская работы "Легенды Верхнего Дона"

Исследовательская работы "Легенды Верхнего Дона"

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова




Наименование секции: «Фольклор и этнография»






Летняя исследовательская работа



Тема: «Легенды Верхнего Дона»







Автор работы:

Артамонова Елена, 8 класс,

МБОУ Верхнедонская гимназия,

ст. Казанская,

Верхнедонской район,

Ростовская область.


Руководитель:

Харченко Лилия Николаевна,

учитель физики,

МБОУ Верхнедонская гимназия,

ст. Казанская,

Верхнедонской район,

Ростовская область

8 905 430 83 48







ст. Казанская

2014 г.



Оглавление


Введение

3

Глава 1. Легенды о происхождении названий станиц и хуторов Верхнего Дона

5

Вывод по 1 главе

6

Глава 2. Предания об исторических событиях

7

Вывод по 2 главе

8

Глава 3. Ермак легендарный

8

Вывод по 3 главе

10

Глава 4. Легенды о донской Зое

10

Вывод по 4 главе

11

Заключение

13

Список литературы

14

Приложения

15




























Введение


Проблема. С давних пор живут легенды и предания на донской земле. Они ценны своей связью с прошлым и современны своим глубоким нравственным смыслом. В них возвеличивается личность способная на героический подвиг, поэтизируются поступки, в основе которых - честь, достоинство, жажда справедливости.

Тема. Легенды Верхнего Дона.

Актуальность. Я хочу знать историю своей земли. Информация, содержащаяся в учебниках, освещает официальные стороны жизни общества и не дает полного представления о быте, привычках, обычаях казаков Верхнего Дона. Легенды и предания отражают колорит и особенности народной жизни верховых казаков.

Цель: собрать, изучить предания Верхнего Дона, найти документальные им подтверждения.

Задачи:

собрать информацию;

анализировать, систематизировать и сравнить собранный материал;

изложить ход и результаты исследования;

сформулировать выводы.

Гипотеза: если сравнить старинные предания и документы по краеведению, можно прийти к выводу, что легенды основываются на реальных событиях, ярких моментах истории.

Объект исследования: устное народное творчество.

Предмет исследования: предания Верхнего Дона.

Методы исследования: теоретические (при изучении научной литературы),

практические:

- опрос старожилов, музейных работников;

- анализ газетных статей;

- систематизация, сравнение и обобщение полученных данных;

- презентация полученных результатов.

Ожидаемый результат. Изучая предания Верхнего Дона, я узнаю о важнейших исторических событиях на Верхнем Дону, об отношении к ним народа и среде, их создавшей.

Практическая значимость. Приложения к работе могут быть использованы учащимися гимназии как сборник легенд Верхнего Дона на уроках литературы Дона.

Социальная значимость. Я создала в социальных сетях группу «Легенды Верхнего Дона», в которой участники делятся и обсуждают легенды. Оказалось, что эта тема интересна многим моим сверстникам и взрослым, что легенды являются одним из способов передачи и получения информации об истории родного края.



Начало исследования


Весной в нашей гимназии проходила неделя краеведения. При подготовке к краеведческой викторине я познакомилась с легендами о родном крае. Выяснила, что «Казаночка» – это совсем не жительница станицы Казанской. Поняла, какая существует связь между парнями хутора Солонцовского и девушками задонских хуторов. Узнала, что существует несколько легенд о происхождении названия станицы Казанской.

Мне стало интересно, а какие еще легенды связаны с моей малой родиной. В районной библиотеке не оказалось готового сборника преданий Верхнедонья. Пришлось прочесть много книг, выбирая старинные сказания, связанные с нашим краем. Я решила попытаться собрать легенды, бытующие у нас на Верхнем Дону.

Чтобы систематизировать собранный материал, нужно было разобраться с терминами «легенда, предание». Толковые словари не проводят четкую грань между ними.

Больше всего мне понравилось толкование понятия «легенда», приведенное в словаре синонимов под редакцией А.И.Евгеньева: «легенда (живущий в изустной передаче рассказ о каком-либо действительно бывшем событии), предание»[7].

Это толкование побудило меня не только на сбор легенд, но и на поиск материалов, так или иначе подтверждающих действительность описываемых событий.

Из «Энциклопедии для детей» я узнала, что: «грамотность и книги на Руси были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории»[8].

На мой взгляд, особенность легенд в том, что они воспринимаются серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.

Собранный материал оказался очень разнообразным по форме и содержанию: версии и дошедшие до нас сведения, устные сказания и цитаты из документов, легенды, записанные со слов и переложенные на литературный язык.

Легенды я разделила на 3 группы:

  • о происхождении названий станиц и хуторов Верхнего Дона;

  • об исторических событиях;

  • об исторических личностях.






Глава 1


Легенды о происхождении названий станиц и хуторов Верхнего Дона


Жители каждого поселения хранят предания о том, как возникло это поселение, откуда пришло его название.

Наша «станица Казанская, основанная в 1647 году, ранее существовала под названием Казанский городок. С начала XVIII века бывшие казачьи городки уже официально стали именоваться станицами»[10].

Существует две легенды том, как появилось название нашей станицы.

Первая легенда. В давние времена возвращались татары из похода. На привал расположились у колодца в устье притока Дона. Развели костры, повесили казаны на огонь. Вдруг, откуда ни возьмись, налетел на них казачий отряд, перебил все татарское войско. Среди добычи, которую захватили тогда наши прадеды, были и казаны, очень удобные для приготовления пищи в полевых условиях. Колодец вскоре стали называть «Казанец», приток: «речка – Казанка», а по названию речки и станица стала именоваться «Казанская».

Вторая легенда - еще более, невероятная. Во время похода на Азов в 1696году расположился как-то царь Петр Первый на отдых где-то на левой стороне Дона и велел денщику набрать в казан воды из Дона, чтобы умыться. Денщик случайно уронил в речку казан. А казан то был непростой, а золотой! Стали нырять, искать казан – нет его, подхватило его течение и унесло. На месте, где был потерян золотой казан, вскоре возникла станица, и назвали ее «Казанская».

Легенды, конечно, красивые, но мне больше нравится версия, которую выдвигает доктор географических наук Э.М.Мурзаев. Он предполагает, что название станицы произошло от слова тюркского происхождения. «В топонимии «казан» - впадина, межгорная котловина»[4]. Действительно, на правом берега Дона протянулась - Донская гряда, а на левом берегу - Калачская возвышенность. Между ними, находится долина Дона, вдоль которой уютно расположилось наша станица.

Предания о происхождении названий хуторов и станиц нашего района часто связаны с именами выдающихся людей. Например, жители старейшей на Дону станицы Мигулинской из поколения в поколение передают легенду о том, что их станица названа в честь крымского хана Мигулы. «Недалеко от станицы расположена мигулинская гора, это урочище, по мнению некоторых, носит название по имени одного из татарских предводителей Мигулы или Мугулы, разбившего там свое стойбище. До сих пор в окрестностях этой горы находят древние черепки…» [9]. Я привела цитату из статьи основателя музея донского казачества в Новочеркасске Х.И.Попова «Исторические и этнографические сведения о станице Мигулинской».

Фраза Х.И Попова «по мнению некоторых» меня насторожила - я же ищу документальное подтверждение каждой легенды. Но в данном случае одна легенда подтвердилась другой. В сборнике «Шолоховские чтения» я нашла

легенду, в центре которой стоят две яркие личности: казачий сын Егорушка и злой Мигула – хан. (Приложение 1.) Силач Мигула превосходит всех физической мощью и не имеет равного противника. Егорушка превращается в воина – богатыря, умывшись на молодом месяце росой цветка донника. «Схватились в смертный бой казак и степняк-кочевник. Задрожала земля от боя великого. Поднял Егор Мигулу-хана вместе с конем, и загремела земля, потемнело вдруг небо, и превратились они оба в камень» [5].

В этой легенде много сказочного. Но благодаря этой легенде, мифический хан Мигула обретает черты реального человека, а я начинаю верить в его существование.

К концу XVIII века каждый казак имел земельный пай. Казаки, а очень часто это были родственники, объединялись паями, и по грамоте им определялось место из юртовой земли под заселение хутора. За хутором закреплялось именование - или по названию местности, или по фамилии одного из паевых казаков.

В XVII-XVIII веках хутор, известный сейчас как Поповский, назывался Казаночка (по названию притока Дона речки Казанки). Существует легенда, что название хутора Поповский произошло от фамилий двух братьев, есаулов Поповых. В администрации поселения, нет никаких сведений о братьях Поповых. А в районной библиотеке, я нашла данные о Поповых - казаках станицы Казанской. Вот информация о четвертом колене:

«Петр Ильич Попов, из дворян, 1824 года рождения, хорунжий, участник Венгерской кампании 1849 года, войны с турками 1858 года;

Павел Ильич Попов, из дворян, 1825 года рождения, есаул, награжден крестом за службу на Кавказе»[3].

Надеюсь, что именно что в честь этих братьев Петра и Павла Поповых получил свое название хутор Поповский.

Среди легенд о происхождении некоторых топонимов, есть незатейливые, лирические. Одна из таких о хуторе Гормиловском. Будто бы на месте нынешнего хутора жили три красавицы - сестры. На противоположном берегу в хуторе Солонцы жили три молодых казака. Они любили этих девушек и плавали к ним через Дон на каюке1. С кургана Заклиного, что в Солонцах, были хорошо видны меловые горы. У их подножия стоял курень2, в котором жили сестры. Казаки-женихи называли это место - «горы милые». Отсюда и название хутора – Гормиловский.

Я не стала проверять достоверность этой легенды. Думаю, это название говорит о том, что первые поселенцы хутора просто очень любили родной хутор, каждый уголок его земли.



Вывод по первой главе


С названиями хуторов и станиц связано много легенд, они не всегда совпадают с историческими или научными фактами. Но эти предания показывают отношение и понимание своего прошлого нашими предками.




Глава 2. Предания об исторических событиях


На мой взгляд, очень значимы предания, которые повествуют о важных событиях в истории России.

Носители самой распространенной в районе фамилии Гребенниковы очень гордятся своим корнями. Они считают, что являются потомками гребенских казаков. По дошедшим до наших дней сведениям был в старину на Верхнем Дону казачий городок Гребни. Казаки этого городка во время нашествия Мамая, накануне Куликовской битвы (8 сентября 1380 года) пришли на помощь князю Дмитрию, показали броды через Дон и подарили при встрече образ Богородицы Гребенской.

Данное предание мне показалось невероятным, но в книге Юрия Сухарева «Цвет лазоревый» нахожу документальное тому подтверждение. «В «Гребенской летописи», составленной в Москве в 1471 году сказано: «там в верховьях Дона, народ христианский воинского чина зовется казаци, в радости встречая его (князя Дмитрия Донского) со святыми иконами и со кресты поздравляющие ему о избавлении от супостатов»[7, с.197].

Теперь и я согласна с тем, что Гребенниковы – действительно легендарная фамилия.

Еще одна распространенная легенда связана с набегами монголо-татар на Русь. Напротив места, где первоначально располагался казанский казачий городок, на правом берегу Дона стоят два холма: Большой Стог и Малый Стог. Большой Стог – это самое высокое место Донской гряды в нашем районе, он возвышается над окружающей местностью на 64 метра, рядом с ним - еще один холм. Внешне холмы напоминают стоги сена, поэтому и получили свое название «стоги». Существует легенда – будто насыпаны они монголо-татарами. Переправившись через Дон, каждый воин-кочевник высыпал шапку земли. Так образовался Больший Стог. Когда же после поражения от русских дружин они покидали наш донской край, вновь высыпали по шапке земли, но было кочевников уже намного меньше прежнего, так образовался Малый Стог.

Документальных подтверждений этой легенде нет, и на сайте Министерства культуры Ростовской области в списке объектов археологического наследия я не нашла кургана «Большой стог». Но то, что Большой Стог служил основателям нашей станицы отличным наблюдательным пунктом и своеобразным способом оповещения засвидетельствовано в газете «Донские епархальные Ведомости» № 18 за 1894 год. «Станица первоначально находилась на левой стороне Дона на острове, образуемом Доном, р. Песковаткой и притоком ее Варгункой. Место это называется «Старый городок». Через реку Варгунку был устроен мост, возле которого стояла пушка. За появлением неприятеля следили часовые, которые находились: первый на левой стороне р. Дона, на кургане Заклином, а второй на правой стороне его, на кургане Большой стог»[10]. В случае беды на них разжигали огромные костры.

Думаю, что седые «стоговские» курганы – место, действительно, историческое. Они хранят память о нашем прошлом.


Вывод по 2 главе


Донские легенды передают из поколения в поколение память о славной истории предков, об их месте в историческом прошлом России.




3. Ермак легендарный


На уроках по истории Дона мы изучали походы Ермака. Четыреста лет всех волнует его личность. Ермак - один из любимейших героев русской истории. Казачий атаман, совершивший с небольшим отрядом героический сибирский поход, стал легендой. Мне стало интересно, а был ли Ермак на Верхнем Дону.

Я искала материал, который бы связывал имя Ермака с Верхним Доном. В книге известного на Дону поэта и прозаика Николая Федоровича Дика «Донские сказки и байки» нашла несколько баек о Ермаке Тимофеевиче.

По одной из них еще в начале 1500-х годов «появился в верховьях Дона из-за Волги беглый мужик молодой, статный такой, да десятка два людишек с собой привел. Ермолаем его звали. Ох уж и буйный он был! С хлопцами своими сразу к вольному казачеству пристал, тут же на подвиги его и потянуло. Через пару недель сам в низовье Дона стал на стругах захаживать да зипунов в Диком поле собирать от турок ненавистных. Рассерчали знатные казаки на Ермишку за самовольство, да и выгнали с Дона. Помотался он с хлопцами по полям и лугам турецким, одумался и вернулся на Дон совсем иным, готовым дружбу великую с дончаками водить. За двадцать лет пребывания в донских степях многие стали считать Ермишку своим, будто бы он с верховьев Дона. Залюбили храброго казака местные, стали величать его теперь не Ермишкой, а Ермаком Тимофеевичем»[1].

Эта маленькая байка о Ермаке вселила в меня надежду: наш Верхний Дон причастен к имени легендарного атамана! К большой моей радости в сборнике преданий и песен о Ермаке, составленном Тамарой Ивановной Тумилевич, я нашла легенду «Ермак стережет границы», записанную в 1966 году со слов Дронова М.С. - жителя нашего хутора Рубеженский. (Приложение 2.)

Легендарная биография Ермака начинается с того момента как он собирает ватагу. «Начал он собирать ватагу. Слух об таком деле пошел по всей России. Многие мужики от своих панов отроились и подались к Ермаку.

Набрал он войско большое, пошел на татар, ногайцев, освободил донскую землю и стал заселять вольными людьми, казаками»[2, с.42].

Согласно легенде Ермак заселял хутора вольными людьми, казаками. «Заселил и наш хутор, назвал его Рубежным – хутор наш на границе стоит. В трех верстах от него поставил пограничный каменный столб – по ту сторону столба земля воронежская была, царская.

Заселил Ермак станицы до Раздорской, установил границу по всей войсковой земле. На границе столбы и часовни поставил, по ту сторону часовни написан был двуглавый орел, а с нашей – висела божья мать. В России жили по царским законам, а на Дону - по божьим, по совести. На Дону царя не было. Установил порядок в войске Ермак, собрал большую ватагу и гутарит:

- Землю, казаки, пахать нельзя, мы – воины! Станем землю пахать - паны появятся. Ловите рыбу, разводите скотину, ходите на гульбу, за зипунами»[2, с.43].

За этой легендой чувствуется хорошее знание рассказчиком своей истории. Действительно казачьи городки стали появляться уже в 15 веке.

«К сожалению, нет документов, касаемых досибирского периода казачьей жизни Ермака. Но по русским преданиям и песням (конец 16-начало 17 веков) Ермак казаковал в «диком поле» уже в начале 50-х годов 16 века. Брал Казань и Астрахань.

А также в челобитной казак Гаврила Иванов, ветеран похода в Сибирь, в 1623 году писал царю, что служил царям в Сибири 42 года, а до того «на поле 20 лет у Ермака в станице и с иными атаманы». О том, что 20 лет «полевал с Ермаком в поле», писал другой ермаковец, Гаврила Ильин»[7, с.165].

Благодаря этим документам, надеюсь, что легенды о связи Ермака с Верхним Доном имеют некоторые основания.

В этом же сборнике есть легенда о сибирском периоде жизни Ермака, записанная со слов жителя станицы Мигулинской К.С. Меркулова в 1967 году. (Приложение 3.) Эта легенда рассказывает о жизни казачьей дружины у купцов Строгановых, о любимом занятии казаков – кулачных боях. Подробно описаны отношения Ермака с Кругом: голосование шапками, беспрекословное подчинение слову атамана. В случае, когда Ермак превышает свои права, осуждается не атаман, а казаки-смутьяны. Например:

«Атаман, кричат казаки, - мы - не гуси, надоело нам плавать по рекам, пора ко дворам! Снега и на Дону много…» Гомонили, гомонили, дошли до того лодки стали рубить… Загорелся Ермак: «Я вам, чертовы дети, посбиваю рога. Затеете еще свару, не видать вам красного солнышка – всех перевешаю!.. Сами меня выбрали, служить кто будет? Удумали домой идтить, непутевые, до царя Кучума – шапкой докинуть, а вы паникуете?!

Скинул Ермак шапку, вдарил об Землю, - это был старый обычай. Кто за атамана – подходили и бросали свои шапки на атаманову»[2, c.68].

Историк И.В. Тимощенков в статье «Общественный быт и народные обычаи Казанской станицы», опубликованной в 1873 году привел очень ценные сведения о том, как проходили выборы: «Если мнения разделялись, то прибегали к голосованию по большинству голосов. Большинство голосов узнавали посредством шапок. Кандидатов расставляли врозь, и каждый из граждан бросал свою шапку к тому из них, которого считал более достойным. Шапки потом считались, и подле кого их было больше, тот и был атаманом» [11]. Как видим, в легенде очень точно воспроизведен казачий демократичный способ голосования.

В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Например, в этой легенде не раз упоминается по имени один из казаков, и мы воспринимаем его как реального героя. «Тут Игренька Косошеин с кулаками наскочил на Ермака:

-Злоехидный ты зверь, злокозненная душа, сумел завести - сумей и вывести».

Общим для устных преданий о Ермаке является героизм атамана. Поступки Ермака в преданиях идеализируются.

Возгорелось гневом сердце Ермака, выхватил палаш – передние попятились. Ермак перехватил клинок за носок, а эфесом к толпе:

- Назовись удалой, руби голову атаману!

Буяны поутихли. Ермак повторил:

- Руби!

Никто руку на Ермака не поднял. Ермак отдал приказ: «приготовиться к бою». Вышел со своею полусотней, у татар расширение зрачков получилось, выскочили они на полусотню, думали, что это все казаки, а Ермак отрезал их от засеки и с тыла стал бить по ним из пушек. И тут они пошли уходить, пока казаки всю Сибирь не взяли»[2, c.69].

Мне кажется, что эта легенда ценна тем, что помимо описания действий Ермака по покорению Сибири, она передает взрывной, решительный характер Ермака.

А сколько песен сложили донские казаки про Ермака Тимофеевича. Значит, слава Ермака на Дону велика была. «В столице Донского казачьего Войска Новочеркасске поставлен памятник, а в его лице – всей его дружине. В предельно краткой надписи на памятнике выражена оценка казачьему подвигу «Ермаку – донцы»[7, c.183].

Я задумалась, нужно ли нам, молодым, знать о человеке, который жил более пятисот лет назад. Наверное, да. Ведь, когда мы гордо называем себя «казаками», мы гордимся не своими достижениями, а смелостью и отвагой наших далеких предков, заслугами Ермака и его дружины.


Вывод по 3 главе


В ходе исследования обнаружены несколько свидетельств того, что атаман Ермак был на Верхнем Дону. Ермак навсегда останется в легендах и песнях Верхнего Дона, как человек справедливый, честный, храбрый воин.


4. Легенды о донской Зое

В современной истории нашего района также есть имя, окутанное легендой. Спросите у любого, кто такая Катя Мирошникова, и вам расскажут, что Катя - героиня – партизанка.

Катя была обыкновенной девушкой, жила как все её сверстники. Она родилась 14 декабря 1922 года в станице Мигулинской, здесь училась, стала учительницей, заведующей отделом райкома комсомола. В первые дни оккупации района немецко-фашистскими захватчиками, в начале августа 1942 года, в станице Мигулинской был создан партизанский отряд. В составе отряда сражалась комсомолка Катя Мирошникова. Несколько раз Катя пробиралась через линию фронта. Она выполняла важные задания командования 153 стрелковой дивизии.

Отличаясь смелостью, Катя была неуловима. Девушка переодевалась то старушкой, то чумазой девчонкой, шла к «родной тётеньке» за продуктами. С худой котомкой за плечами она каждый раз «сбивалась с дороги», подходила то к штабу, то к танковой части.

Катя добывала сведения о силах противника, передавала населению последние сводки информбюро, узнавала местные новости. Возвращаясь в отряд, Мирошникова с гневом рассказывала о злодеяниях фашистов, называла имена предателей.

Последнее своё задание Катя получила в середине сентября1942 года. Юную партизанку выдал староста Фёдор Деревянкин. Он опознал её и крикнул проходившим мимо немецким солдатам:

- Хватайте её, она – партизанка!

Её увезли в хутор Коноваловский. Восемь дней гестаповцы держали Мирошникову в заключении, избивали, пытали, а потом вывели за хутор и задушили. Катя погибла, но не выдала своих боевых товарищей.

Много легенд рассказывают жители станицы Мигулинской о Кате – «нашей донской Зое», как её с любовью называют земляки. Вот какой предстает Катя Мирошникова в последние часы своей короткой жизни:

«Никого не выдала фашистам Катя. Её опухшие глаза горели ненавистью к палачам.

- Говори, кто ты? - шипел гестаповский офицер.

- Я – ваша смерть! - гордо отвечала партизанка.

- Где партизаны? Сколько их?

- Партизаны на всей нашей земле. Их миллионы».

Екатерина Александровна Мирошникова посмертно была награждена орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Кавказа» и за участие в партизанском движении. Ее подвигу посвящены стихи, очерки, которые публикуются ежегодно в местной газете.

Вывод по четвертой главе

Легенды - живой жанр, они рождаются и в наше время. Народная память в ряду событий, отбирает те, которые представляются самыми важными и в будущем могут дойти до потомков удивительными историями.

Заключение


1. В ходе исследования я познакомилась с теми произведениями устного народного творчества, которые пришли к нам из далекого прошлого, из них узнала о важнейших исторических событиях на Верхнем Дону, о роли легенд в жизни простых людей и духовных ценностях родного края.

2. Познакомившись с легендами о разных людях, я поняла - чтобы о человеке помнили, слагали о нем легенды, нужно совершить поступок жизненно значимый для всего народа.

3. Слова и мысли, выраженные в легендах актуальны всегда. Они учат нас выбору выполнять или нет те или иные действия, совершать те или иные поступки.

3. Гипотеза о том, что большая часть старинных преданий основывается на реальных событиях, подтверждается результатами проведенного исследования.

4. В будущем хочу собрать и изучить другие жанры устного народного творчества Верхнего Дона.






























Список литературы


  1. Дик Н.Ф. Донские сказки и байки / Ростов н/Д: Феникс, 2012.

  2. Ермак легендарный. Донские песни и предания. Составитель Тумилевич Т.И. / Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство,1987.

  3. Корягин С.В. Поповы. Серия «Генеалогия и семейная история Донского казачества»/ М.: Русаки, 2001.

  4. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов - Москва: Мысль, 1984.

5. Шолоховские чтения. Сборник докладов научных конференций. 5 т. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 2005.

6. Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН; под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель: АСТ, 2005.

  1. Сухарев Ю. Лазоревый цвет (Страницы казачьей истории) / г. Чапаевск, 2001.

  2. Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998.

  3. Попов Х.И. «Исторические и этнографические сведения о станице Мигулинской», «Донские областные ведомости» - 1877.

  4. Сулин И.М. «Краткое описание станиц Области Войска донского», «Донские епархальные ведомости», - 1894 - №18.

  5. Тимощенков. Статистико-экономический очерк, «Донские Областные Ведомости», - 1873- №37.






















Приложение 1

В давние-предавние времена, когда появились на Дону первые казачьи городки, повадился нападать на казачьи поселения злой Мигула – хан с ордой разбойников. Налетят, скот угонят, пожгут казачьи куренья, молодых казачек в полон уведут. Соберут казаки войско свое, выйдут супротив Мигулы – хана, да и полягут все в чистом поле. Одолеть не могут. В ту пору рос у казака Кондратия сын Егор – статный да ладный и силой крепкий. Вышел он как – то в широкую степь и задумался, как одолеть хана Мигулу. Слышит вдруг голос девичий:

- О чем грустишь, печалишься Егорушка?

Смотрит казак, а подле него ящерица головой кивает. Удивился он и спрашивает:

- Ты откуда прозвище мое знаешь, насекомое?

- А я все знаю, отвечает ящерица.- Ты скажи, какая грусть-тоска гложет тебя? О чем думу думаешь?

Рассказал Егор, а ящерица отвечает ему:

- Трудное это дело, Егорушка. Непросто Мигула-хана одолеть. Коль не жалко с жизнью расстаться тебе, умойся на молодом месяце росой цветка донника, силу земли донской этот цветок тебе передаст. А потом выходи в степь неоглядную, вызывай Мигулу-хана силой меряться. Подними его выше себя, чтоб копыта вражьего коня земли донской не касались, тут и придет конец злому хану.

Исчезла ящерица, будто и не было ее. А Егор пошел к отцу-матери и сказал:

- Благословите на дело доброе…

Получив благословение родителей, выполнил он наказы ящерицы, и поехал чужеземцам навстречу. Увидел Егор шатры, битком злыми врагами набитые, крикнул зычным голосом:

- А кто тут проклятый Мигула-хан? Не хоронись, выходи на честный бой. Вышел Мигула-хан, и схватились в смертный бой казачий сын и степняк-кочевник. Задрожала земля от боя великого. Поднял Егор Мигулу-хана вместе с конем, и загремела земля, потемнело вдруг небо, и превратились они оба в камень, и встал ковыль вокруг камня – пушистый, лохматый.













Приложение 2


Ермак стережет границы


Ермак был из беглых. От боярина ушел на Дон. А кто на Дон прибегал – становился вольным.

Начал он собирать ватагу. Слух об таком деле пошел по всей России. Многие мужики от своих панов отроились и подались к Ермаку.

Набрал он войско большое, пошел на татар, ногайцев, освободил донскую землю и стал заселять вольными людьми, казаками».

Заселил и наш хутор, назвал его Рубежным – хутор наш на границе стоит. В трех верстах от него поставил пограничный каменный столб – по ту сторону столба земля воронежская была, царская.

Заселил Ермак станицы до Раздорской, установил границу по всей войсковой земле. На границе столбы и часовни поставил, по ту сторону часовни написан был двуглавый орел, а с нашей – висела божья мать. В России жили по царским законам, а на Дону - по божьим, по совести. На Дону царя не было.

Установил порядок в войске Ермак, собрал большую ватагу и гутарит:

- Землю, казаки, пахать нельзя, мы – воины! Станем землю пахать - паны появятся. Ловите рыбу, разводите скотину, ходите на гульбу, за зипунами

Он, Ермак, скажем прямо, шел против царя, разорял помещиков, бояр не миловал и царские войска. За бедный класс стоял, вот какой он, Ермак!


Записано от М.С. Дронова в х. Рубежном ст. Казанской 1966 г.




Приложение 3


Ермак в Сибири


На Дону Ермак имел свою ватагу, Иван Кольцо – свою, Матвей Мещеряков – свою.

На Волге действовал Мамыка – атаман бурлаков (люди, которые по Волге справляли лес). Встретились они с Ермаком, схватились. Мамыка полез на Ермака. Ермак схватил Мамыку – у него голова и покатилась. А вся ватага его пошла к Ермаку.

Узнали про Ермака купцы Строгановы. Так назывались они по отцу, которого татары стругали до скелета. Когда на Строгановых стали нападать остяки, татары, чуваши, Строганов Петро говорит:

- Я казаков вызову!

- Да ты что, с ума сошел? Могут ли овцы с волками жить?

- А я выдвину условия!

Поехали к Ермаку с грамотой. Казаки посла приняли. Думают: «Нам туда ехать – надо коренного атамана избрать!» Когда стали избирать атамана, поп Остап Лаврентьев говорит:

- Иван Кольцо!

- Водку больно пьет да в одних кальсонах остается.

-Матвея Мещеряка!

- Еще мы не ходили под этим гусаком. Нам надо, чтоб ни себя, ни нас в обиду не дал.

Дошло дело до Ермака.

- Люб, люб, люб! Закричали казаки.

Ермак встал и сказал:

- Кто со мной, тот и мой. Свободному воля, а бешеному поле.

И все воедино пошли за Ермаком.

Пришли к Строгановым. Когда они развернули всю охрану, купцы почувствовали свободу и стали расширять свое хозяйство, стрноить заводы.

У казаков не было поединщиков. Кто бы на них ни напал – в нос хрясь, юшка из носа. А то друг дружку затеют охаживать да приговаривать: «Шатурила, батурила, на лапте дыра, жулики-разбойники ограбили меня»

Строгановы купцы обратились к Ермаку:

- Мы не можем себе представить, что же это такое – единое войско, а друг другу нос бьют.

- А мы не можем спокойно жить. Нет поединщика – мы должны кулачки производить!

Когда узнал Грозный об этих казаках, прислал грамоту: «Перевешать всех казаков!»

Тут Строгановы с этой грамотой обратились к атаману.

- Я не бунтовщик и не разбойник, - ответил Ермак.- Я убью тех, кто лезет на наше отечество. Иду на хана.

Тут Строгановы стали создавать огнестрельное оружие. Погрузили казаков, и они пошли на Сибирь.

У татар были собранные войска всех сибирских наций. Окружили они казаков, как галки.

- Эй, татары, сгрызите свиное ухо! – крикнули казаки.

В ответ полетели стрелы. Тогда Ермак обратился к пушкарю:

- Полухан, дай им картечи.

И покатились татары до самого Иртыша. Остановились казаки под Чувашскою горою.

Живут казаки тихо, благо. Но скоро кончились продукты меж казаков пошли разговоры:

- Плаваем тут по рекам, мы - не гуси, а люди. Надоело плавать пора ко дворам!

Дело дошло до того, что решили затопить каторгу.

Осташка Лаврентьев, есаул, услыхал – и к Ермаку. Тот спал.

- В чем дело?

- Дуруют, хотят затопить твою каторгу и разойтись.

- А кто?

- Игренька Косошеин, Полухан.

- Ну, чертячьи дети,- я вам посбиваю рога.

Заиграла есаульская труба сбор. Когда собрались к атаманову шатру, Ермак стоял на поваленном кедре – с заломом шапка, малиновый верх. Одежа из жеребячьих шкурок с двойными рукавами, одни висели для красы. Глянул Ермак на казаков и сразу к атаманам, старшим (к простым не обращался):

- Дуром, валом и поблажкой распустили своих людей. Коли впредь будете такое чинить, не взвидать вам красного солнышка завтра всех перевешаю на одной осине. Сами избрали меня атаманом и хотите идти на свою волю. Где мы прошли огнем и мечом – ходу нет, а других дорог не видно. До Кучума шапкой докинуть, а вы хотите, чтоб я вас распустил. Не было этого и не будет.

Скинул Ермак шапку, вдарил об Землю, - это был старый обычай. Кто за атамана – подходили и бросали свои шапки на атаманову. Тогда Ермак и говорит:

- Ватага атаманова крепка. Ноне бог да я над вашими головами вольными. Что прикажу – выполняй. Что нужно, то делай по приказу атаманову. Завтра солнце на восход – все за мной на татар, а сейчас, не мешкая ни часа, болтунов и языкастых расказнить при народе.

Тут Игренька Косошеин с кулаками наскочил на Ермака:

-Злоехидный ты зверь, злокозненная душа, сумел завести - сумей и вывести.

Возгорелось гневом сердце Ермака, выхватил палаш – передние попятились. Ермак перехватил клинок за носок, а эфесом к толпе:

- Назовись удалой, руби голову своему атаману!

Буяны приутихли. Ермак повторил:

- Руби!

Никто руку на Ермака не поднял. Ермак отдал приказ: «приготовиться к бою». Вышел со своею полусотней - у татар расширение зрачков получилось, выскочили они на полусотню, думали, что это все казаки, а Ермак отрезал их от засеки и с тыла стал бить по ним из пушек. И тут они пошли уходить, пока казаки всю Сибирь не взяли.


Записано от К.С. Меркулова в ст. Мигулинской. 1967 г.

1 Каюк – лодка, выдолбленная из цельного дерева.

2 Курень – казачье жилище, дом.

17


Исследовательская работы "Легенды Верхнего Дона"
  • История
Описание:

В ходе исследования автор познакомилась с теми произведениями устного народного творчества, которые пришли к нам из далекого прошлого, из них узнала о важнейших исторических событиях на Верхнем Дону, о роли легенд в жизни простых людей и духовных ценностях родного края.

Познакомившись с легендами о разных людях, автор поняла - чтобы о человеке слагали легенды, нужно совершить поступок жизненно значимый для всего народа.

Автор уверена в том слова и мысли, выраженные в легендах актуальны всегда. Они учат нас выбору выполнять или нет те или иные действия, совершать те или иные поступки.

Автор Харченко Лилия Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1057
Номер материала 49627
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓