Главная / Русский язык и литература / Исследовательская работа "Яльчикское ручное ремесло- в прошлом и в настоящем"

Исследовательская работа "Яльчикское ручное ремесло- в прошлом и в настоящем"

«EXCELSIOR - 2014»

СЕКЦИЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА: ФОЛЬКЛОРИСТИКА И ЭТНОГРАФИЯ



ЯЛЬЧИКСКОЕ РУЧНОЕ РЕМЕСЛО – В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ



Малышкина Елена, МБОУ «Яльчикская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики», 10 класс

Научный руководитель:

Мартынова Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Яльчикская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»







ВВЕДЕНИЕ

Материальная культура издревле была составляющей чувашского народа. Она богата и многообразна. Ее истоки ученые связывают как с тюркским миром, так и с древней культурой населявших Переднюю Азию племен и народов. Материальная культура чувашей, как и другие стороны их культуры, развивалась в конкретных исторических условиях, и в ней находят отражение историко-этнографические связи, природно-географическая среда обитания и многие другие факторы.

Объектами материальной культуры являются орудия труда: жилищные и хозяйственные постройки: пища и утварь: одежда и украшения и т.д.
Что материально – селяне в старину изготовляли почти все сами, для себя и семьи. Усердное трудолюбие и незаурядное мастерство позволяли им поддерживать жизнь на добрый лад. В деревнях было немало искусных мастеров, занимающихся рукоделием, ремеслом и промыслами. В зимний период во многих домах кипела работа по чистке и обработке шерсти, приготовлению шерстяных изделий. Новоиспеченную лишнюю продукцию продавали на базаре и в близлежащих населенных пунктах. Особенно большим спросом пользовались валенки. В них люди находили спасение в самых суровых зимних условиях своего существования. Во время Великой Отечественной войны в Яльчикском районе были открыты мастерские по производству валяной обуви. Жителями района отправлено на фронт 1567 пар валенок. Добровольная посылка на фронт валяной и другой продукции является одним из ярких проявлений единство фронта и тыла.

На территории нашего Яльчикского района много деревень, больших и маленьких. У каждой деревни своя история, своя судьба, своя особенность, свое предназначение. В одно такое село и привела меня моя исследовательская работа. Составляя карту ремесел своего поселения, я выяснила, что в селе Большие Яльчики жили мастера по валянию валенок, и теперь нам предстояло выяснить, остались ли еще среди местных жителей народные умельцы, передают ли они свое мастерство молодому поколению, да и нужны ли сейчас современным людям валенки?

Я выяснила, что и в настоящее время изготовление валенок остается востребованным занятием, требующее терпения и усидчивости. Только в селе Большие Яльчики в настоящее время в 13 семьях занимаются валянием зимней обуви.

 ЦЕЛЬ моей исследовательской работы - приобщиться к культурному и этническому наследию родного края, познакомиться с народными ремеслами Яльчикского района.

ЗАДАЧИ:

1.изучить историю валяльного промысла в нашей местности,

2.познакомиться с технологией изготовления валенок

3.встретиться с людьми, занимающимися этим промыслом,

4.выяснить, какое значение имеют валенки в жизни современных людей.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

Для выполнения исследовательской работы мы изучили необходимую литературу, материалы из сети Интернет, познакомились с экспонатами школьного краеведческого музея МБОУ «Яльчикская СОШ», краеведческого музея с. Яльчики, провели социологический опрос учащихся, педагогов школы, жителей села. Результатом всего этого и появилась работа «Яльчикское ручное ремесло- в прошлом и настоящем»

Моя работа носит исследовательско - информационный характер, в ней собрано вся информация о значении и изготовлении валенок.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Но в такие холода

Мне без валенок беда.

Чтобы к милому пойти,

Надо валенки найти.

Я хочу рассказать о такой простой и в тоже время очень важной и необходимой вещи, которая сыграла очень важную роль в жизни не только чувашского, но и русского народа, и, наверное, поэтому стала символом – это валенки. Какая благодать: тепло, удобно, легко шагать. Что же такое валенки? Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей  шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Они бывают коричневого, чёрного, серого и белого цвета. Валенки - обувь кочевников. И эти сапожки из овечьей шерсти - такой же символ России, как самовар. Первыми валенками считаются подошвы из скатанной шерсти, найденные в древнем Пазырыкском кургане на Алтае.

Валяная обувь - изобретение, впоследствии модернизированное, оказалось незаменимым во времена холодов.  Особо хочется отметить роль валенок во время Великой Отечественной Войны. В это военное время их заслуга просто неоценима. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Только такая обувь защищала их от обморожения, ведь не один день приходилось проводить в окопах, а зимы были суровые. Солдаты старались бережно относиться к ним. Сколько было случаев, когда раненный солдат, чувствуя, что не выживет, отдавал своему другу солдату не фляжку с водой, не гимнастерку, а именно валенки, чтобы, тот мог идти вперед, к победе, а  частичка тепла, оставшаяся от погибшего друга, согревала его в пути.

И они не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны.

По данным современных ученых, незаменимые лечебные свойства овечьей шерсти помогут справиться с начинающейся простудой. Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, при этом сама оставаясь сухой. Именно такое тепло и помогает при простудах!

Лечебные свойства находил в валенках даже Петр I. Если верить молве, то император советовал: если утром голова болит с похмелья, надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей.

Шерсть богата ланолином, ускоряющим заживление ран и переломов, обладающим антиаллергическими и противовоспалительными свойствами. Врачи подтверждают неоценимое влияние такой обуви на здоровье. Стопа не деформируется, обувь - дышат. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови. А для страдающих артритом и ревматизмом, людей с деформированными стопами, валенки порой - единственное спасение.

Зимние морозные дни многие носим данную обувь, однако мы полностью не представляем - каков путь выхода данной продукции на свет. По рассказу народных умельцев для получения готовой валеной обуви необходимо выполнять 15-17 операций и желательно из овечьей шерсти. В старину разрыхленную руками шерсть взбивали тетивой (хирл\) , которую в старину делали из овечьей или собачьей кишки и натягивали на обычный деревянный лук (ук=у). Позднее стали использовать покупную металлическую струну. Тетиву оттягивали пальцем или специальным битком. При ее спуске грубые части шерсти отбрасывались в сторону, основная масса получалась рыхлой и чистой.

Во второй половине XIX в. в чувашских деревнях появляются механические шерсточесальни. Шерстобойки были на конной тяге, работали они также от водяного колеса. Нынче, например, в селе Большие Яльчики Яльчикского района в трех хозяйствах имеются электрические шерстобойные машины. Ремеслом валяной обуви в селе занимаются Мария Хушкина, Елена Карамаликова, Геннадий Обручков, Алексей Григорьев, Анатолий Убасев, Александра Кузьмина, Зоя Афанасьева, Елена Шакина, Елизавета Катерова, Зинаида Шепилова и другие

Исследовательская работа привела меня в село Большие Яльчики, где до войны в каждом втором доме валяли валенки. Для подробного раскрытии операций я побывала в гостях у Александры Петровны Горшковой. По ее словам, она к этому ремеслу втянулась еще в школьные годы. Сегодня вместе с родителями трудятся уже ее дети – студенты. Ей в этом году исполнилось 52 года. Она бодрая и энергичная женщина. Я расспросила Александру Петровну о валяльном промысле в их семье. Мастерица продемонстрировала нам все тайны получения валенок поэтапно:

1.Полученное сукно валяли

2. Прокипятили в котле или мочили в горячей воде

3. Толкли в ступе

4. Свернув в рулон, катали с помощью валька.

5. Шерсть расстилали ровным слоем,

6. Обдавали кипятком,

7.Прикрывали холстом и мяли. Затем сворачивали и продолжали мять, пока не получался рыхлый войлок

8.Опускали в корыто, ошпаривали кипятком и толкли пестами.

9. Готовый войлок расстилали, растягивали, разравнивали

10. Материал готов

11. Дальше приступают к созданию формы валенок. Прокипятят в горячей воде 1-1,5 часов, впустив туда немного краски.

12. Заново катают, взбивают валькой, гладят обтеркой.

13. Сушат 40 -50 градусной печке, обжигают в маленьком огне.

Для получения готовых валенок необходимо попотеть три дня. А вот качество валенок зависело от шерсти. Но наши валенки всегда славились на всю округу, было много заказов. Таким образом, семья Горшковых за сезон изготовляет более 300 пар валенок.

Заказы на изготовление зимней обуви не уменьшаются. Значит у валенок «история» продолжается…. На прощание Александра Петровна подарила нам колодку для придания валенку формы и показала валенки домашней валки, изготовленные ей самой, в которых сейчас с удовольствием ходит она, её дочь и внуки. Вернувшись домой и записав рассказ рукодельницы, я по-новому стала относиться к такой простой и практичной обуви, как валенки. Столько же труда и пота вкладывали умельцы в их изготовление, и, конечно, своей души. Поэтому и получались валенные сапожки такими теплыми!

Но проходит время и все меняется, совершенствуется. Новая мода диктует свои правила, но даже и сейчас валенки не теряют своей значимости. Я была очень удивлена и поражена, когда увидела коллекцию валенок знаменитого модельера В.Зайцева. Они, как будто зажили новой жизнью. Валенки сохранили то же удобство, тепло, но изменили форму и стали фантастически красивыми, так как каждая пара являлась  произведением искусства. Одни были украшены гербом России, на других изображена природа, деревья, птицы, цветы. Значит и в наше время они занимают важное место в жизни русских людей, их продолжают выпускать и носить.

Мне кажется, что только русский человек может ощутить и понять, какую роль играют валенки в жизни России и почему именно они являются ее символом. Иностранцы, приезжая к нам, стараются увезти домой какую-нибудь вещь, которая ассоциировалась бы с Россией, покупают они и валенки. Для них валенки являются просто сувениром, в который они наряжаются, фотографируются, увозят к себе на родину.  Им никогда не понять души русского человека, а, следовательно, и какой глубокий смысл заложен в этом символе.. В счастливые и радостные моменты валенки не были забыты людьми. В них лихо отплясывали на деревенских свадьбах, ходили на митинги и праздники. Не прочь был щегольнуть в валенках и Сергей Есенин. И, в конце  концов, они дожили до наших дней и опять выбились на первый план. На неделе Высокой моды во Франции они покорили весь мир своей красотой, простотой и своей неповторимостью.

И как актуальны именно сейчас слова Ф.И. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить…,

в которых заключен глубокий смысл русской души, которую очень сложно понять, не зная нашей истории, но перед ней нужно преклоняться, потому что только русский человек столько пережил, и преодолел, и еще преодолеет, имея в помощниках такую, казалось бы, незамысловатую вещь, как валенки.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив историю валяльного промысла в нашей местности, я познакомилась с технологией изготовления валенок, встретились с людьми, занимающимися этим промыслом, выяснила, какое значение имеют валенки в жизни современных людей. Затем в школе провела опрос среди ребят и взрослых ( см. Приложение), и выяснила:

  • из 149 учащихся валенки есть у 137 человек,

  • из 45 учителей 50 % по-прежнему носят валенки в холодное время года.

  • 100 % учащихся, увидев презентацию и узнав о пользе валенок для здоровья, хотели бы приобрести эту прекрасную обувь для себя, родителей или младших братьев или сестёр.

Я на своем опыте убедилась, что валяние – процесс длительный, требующий усилий и упорства, но одновременно очень увлекательный. Узнала, что корни валяльного мастерства уходят в века. Удивительно, как из куска непряденой шерсти путём трения и вымачивания создаётся валеночек – лицо нашей культуры, веселое, смеющееся, теплое, уютное, приветливое и очень простое. Говорят, эта зима будет морозная, так что, торопитесь покупать валенки или закажите их чувашским умельцам. А мы постараемся сделать все, чтобы валяльный промысел в нашем районе возродился!



ЛИТЕРАТУРА


  1. В. Вастулова «Тупатёпах =ём атта, каятёп т.л пулёва». – «Елчек Ен 27.02.2010г.»

  2. Культура Чувашского края, Часть1. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1994г.

  3. Чёваш халёх культури. Эдисон Патмар, Сергей Патмар. Чебоксары 2004г

  4. «Крылатая молодость», Чебоксары «Новое Время», 2013г.

  5. История культуры Чувашской Республики ХХвек ( Часть2 ), Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1997г.

  6. Интернет-ресурсы






















Исследовательская работа "Яльчикское ручное ремесло- в прошлом и в настоящем"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

   Материальная культура издревле была составляющей чувашского народа. Она богата и многообразна. Ее истоки ученые  связывают как с тюркским миром, так и с древней культурой населявших Переднюю Азию племен и народов. Материальная культура чувашей, как и другие стороны их культуры, развивалась в конкретных исторических условиях, и в ней находят отражение историко-этнографические связи, природно-географическая среда обитания и многие другие факторы.

 

    Объектами материальной культуры являются орудия труда: жилищные и хозяйственные постройки: пища и утварь: одежда и украшения и т.д.
    Что материально – селяне в старину изготовляли почти все сами, для себя  и семьи. Усердное трудолюбие и незаурядное мастерство позволяли им поддерживать жизнь на добрый лад.  В деревнях было немало искусных мастеров, занимающихся рукоделием, ремеслом и промыслами. В зимний период во многих домах  кипела работа по чистке и обработке шерсти, приготовлению шерстяных изделий. Новоиспеченную лишнюю продукцию продавали на базаре и в близлежащих населенных пунктах. Особенно  большим спросом пользовались валенки. В них люди находили спасение в самых суровых зимних условиях своего существования. Во время Великой Отечественной войны в Яльчикском районе были открыты мастерские по производству  валяной обуви. Жителями района отправлено на фронт 1567 пар валенок. Добровольная посылка на фронт валяной и другой  продукции является одним из ярких проявлений единство фронта и тыла.

 

   На территории нашего Яльчикского района   много деревень, больших и маленьких. У каждой деревни своя история, своя судьба, своя особенность, свое предназначение. В одно такое село и привела меня моя исследовательская работа. Составляя карту ремесел своего поселения, я  выяснила, что в селе Большие Яльчики  жили мастера по валянию валенок, и теперь нам предстояло выяснить, остались ли еще среди местных жителей народные умельцы, передают ли они свое мастерство молодому поколению, да и нужны ли сейчас современным людям валенки?

 

    Я выяснила, что и  в настоящее время изготовление валенок остается  востребованным занятием,  требующее терпения и усидчивости. Только  в селе  Большие Яльчики в настоящее время  в 13 семьях  занимаются валянием зимней обуви.

 

 ЦЕЛЬ моей исследовательской работы - приобщиться к культурному и этническому наследию родного края, познакомиться с народными ремеслами Яльчикского района.

 

Автор Мартынова Валентина Сергеевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 715
Номер материала 3473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓