Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательская работа в начальной школе

Исследовательская работа в начальной школе

Скачать материал

"Исследовательская работа в начальной школе"

Машакова Надежда Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная  школа»


В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Понимая, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, я решила заняться этой проблемой  и определила для себя следующие цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

 

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

1.   Выбор темы.

2.   Постановка цели и задач.

3.   Гипотеза исследования.

4.   Организация исследования.

5.   Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности. Главными темами наших работ является краеведение. 

Развития работы по  краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России,  и для любого уголка  нашей РодиныОна наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся.  Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в  начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного  и гражданского воспитания.

 Эта работа стала для родителей, дети которых писали исследовательские работы, интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делали фотографии, помогали подбирать информацию, готовили защиту своей работы. Работы получились  очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

В 3-4 классах ученики уже сами могут выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. 

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером.  Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, музеям,  другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой учащимся.

Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.  На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.     Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.     Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

 

3.Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4.      Выработка гипотезы.

5.      Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).

6.      Определить последовательность проведения исследования.

7.      Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

8.      Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9.      Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10.  Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

 

Детям предлагается памятка.

 

 Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?  «О жизни ..».

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» 

4.Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить  литературу…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

5. Дата и место проведения моего исследования.  Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта.

6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. Брал интервью, изучал архивные материалы.

7. Описание работы. Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами.

8. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

Наше предположение подтверждается ( не подтверждается).

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения.

 

Любая  исследовательская  работа должна быть защищена. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотек,  они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Две  ученицы  моего класса Иванова Настя и Боброва Ксюша в прошлом учебном году приняли участие в школьной исследовательской конференции. Награждены грамотами за победу в номинации «Удачный дебют». Их исследовательская  работа была посвящена заведующей школьным музеем Лешуковой Полине Павловне. Девочки задались вопросом, почему в задании к фото-викторине о Полине Павловне говорилось как о знаменитом человеке нашего края. Им удалось выяснить, что учительница всю жизнь посвятила изучению истории и культуры своей малой родины – лешуконской земли.

 В этом учебном году уже трое моих учеников работали над исследовательскими работами, готовя их к участию в  районной исследовательской конференции. Ксюша продолжила работу об учителе – краеведе Лешуковой Полине Павловне, а Настю заинтересовал боевой путь своего прадедушки – Иванова Петра Петровича, участника трёх войн. И ещё одна работа родилась у нас после поездки в д. Селище в дом – музей деда Мартына. Одну из учениц привлекла самодельная кукла. Она поинтересовалась у экскурсовода, кто её сделал. В ответ услышали, что жила в д. Селище мастерица кукол – Дорожкина Маврея Павловна, возможно, это её кукла. А у девочки тоже фамилия Дорожкина. Стали выяснять, уж не родственница ли она этой мастерице. Оказалось, это её прабабушка, мама дедушки. Родственники почти не общались, и поэтому Валя ничего про прабабушку не знала. Стало интересно, а прабабушкина ли это кукла. В ходе исследования удалось узнать, что прабабушка не только кукол мастерила, а ещё и замечательной певуньей была, сказки сказывала. Даже фольклорные экспедиции из Санкт-Петербурга приезжали и записывали бабушку.

 Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

"Исследовательская работа в начальной школе"

Машакова Надежда Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная  школа»

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Понимая, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, я решила заняться этой проблемой  и определила для себя следующие цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

 

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

1.   Выбор темы.

2.   Постановка цели и задач.

3.   Гипотеза исследования.

4.   Организация исследования.

5.   Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности. Главными темами наших работ является краеведение. 

Развития работы по  краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России,  и для любого уголка  нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся.  Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в  начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного  и гражданского воспитания.

 Эта работа стала для родителей, дети которых писали исследовательские работы, интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делали фотографии, помогали подбирать информацию, готовили защиту своей работы. Работы получились  очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

В 3-4 классах ученики уже сами могут выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. 

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером.  Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, музеям,  другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой учащимся.

Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.  На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.     Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.     Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

 

3.Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4.      Выработка гипотезы.

5.      Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).

6.      Определить последовательность проведения исследования.

7.      Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

8.      Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9.      Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10.  Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

 

Детям предлагается памятка.

 

 Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?  «О жизни ..».

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» 

4.Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить  литературу…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

5. Дата и место проведения моего исследования.  Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта.

6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. Брал интервью, изучал архивные материалы.

7. Описание работы. Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами.

8. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

 

 Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

Наше предположение подтверждается ( не подтверждается).

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения.

 

Любая  исследовательская  работа должна быть защищена. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотек,  они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Две  ученицы  моего класса Иванова Настя и Боброва Ксюша в прошлом учебном году приняли участие в школьной исследовательской конференции. Награждены грамотами за победу в номинации «Удачный дебют». Их исследовательская  работа была посвящена заведующей школьным музеем Лешуковой Полине Павловне. Девочки задались вопросом, почему в задании к фото-викторине о Полине Павловне говорилось как о знаменитом человеке нашего края. Им удалось выяснить, что учительница всю жизнь посвятила изучению истории и культуры своей малой родины – лешуконской земли. В этом учебном году уже трое моих учеников работали над исследовательскими работами, готовя их к участию в  районной исследовательской конференции. Ксюша продолжила работу об учителе – краеведе Лешуковой Полине Павловне, а Настю заинтересовал боевой путь своего прадедушки – Иванова Петра Петровича, участника трёх войн.

И ещё одна работа родилась у нас после поездки в д. Селище в дом – музей деда Мартына. Одну из учениц привлекла самодельная кукла. Она поинтересовалась у экскурсовода, кто её сделал. В ответ услышали, что жила в д. Селище мастерица кукол – Дорожкина Маврея Павловна, возможно, это её кукла. А у девочки тоже фамилия Дорожкина. Стали выяснять, уж не родственница ли она этой мастерице. Оказалось, это её прабабушка, мама дедушки. Родственники почти не общались, и поэтому Валя ничего про прабабушку не знала. Стало интересно, а прабабушкина ли это кукла. В ходе исследования удалось узнать, что прабабушка не только кукол мастерила, а ещё и замечательной певуньей была, сказки сказывала. Даже фольклорные экспедиции из Санкт-Петербурга приезжали и записывали бабушку.

 Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 264 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 889
    • DOCX 61 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Машакова Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Машакова Надежда Ивановна
    Машакова Надежда Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1800
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов