Главная / Начальные классы / Исследовательская работа в начальной школе

Исследовательская работа в начальной школе

"Исследовательская работа в начальной школе"

Машакова Надежда Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа»

hello_html_190e626f.gif

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Понимая, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, я решила заняться этой проблемой и определила для себя следующие цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.





В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы.

  2. Постановка цели и задач.

  3. Гипотеза исследования.

  4. Организация исследования.

  5. Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности. Главными темами наших работ является краеведение. 

Развития работы по  краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России,  и для любого уголка  нашей РодиныОна наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся.  Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в  начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного  и гражданского воспитания.

Эта работа стала для родителей, дети которых писали исследовательские работы, интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делали фотографии, помогали подбирать информацию, готовили защиту своей работы. Работы получились очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

В 3-4 классах ученики уже сами могут выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. 

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, музеям, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой учащимся.

Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

  1. Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

  2. Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?


3.Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

  1. Выработка гипотезы.

  2. Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).

  3. Определить последовательность проведения исследования.

  4. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

  5. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

  6. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

  7. Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).


Детям предлагается памятка.


Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?  «О жизни ..».

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» 

4.Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить литературу…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

5. Дата и место проведения моего исследования.  Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта.

6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. Брал интервью, изучал архивные материалы.

7. Описание работы. Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами.

8. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

Наше предположение подтверждается ( не подтверждается).

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения.

 

Любая исследовательская работа должна быть защищена. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотек, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Две ученицы моего класса Иванова Настя и Боброва Ксюша в прошлом учебном году приняли участие в школьной исследовательской конференции. Награждены грамотами за победу в номинации «Удачный дебют». Их исследовательская работа была посвящена заведующей школьным музеем Лешуковой Полине Павловне. Девочки задались вопросом, почему в задании к фото-викторине о Полине Павловне говорилось как о знаменитом человеке нашего края. Им удалось выяснить, что учительница всю жизнь посвятила изучению истории и культуры своей малой родины – лешуконской земли.

В этом учебном году уже трое моих учеников работали над исследовательскими работами, готовя их к участию в районной исследовательской конференции. Ксюша продолжила работу об учителе – краеведе Лешуковой Полине Павловне, а Настю заинтересовал боевой путь своего прадедушки – Иванова Петра Петровича, участника трёх войн. И ещё одна работа родилась у нас после поездки в д. Селище в дом – музей деда Мартына. Одну из учениц привлекла самодельная кукла. Она поинтересовалась у экскурсовода, кто её сделал. В ответ услышали, что жила в д. Селище мастерица кукол – Дорожкина Маврея Павловна, возможно, это её кукла. А у девочки тоже фамилия Дорожкина. Стали выяснять, уж не родственница ли она этой мастерице. Оказалось, это её прабабушка, мама дедушки. Родственники почти не общались, и поэтому Валя ничего про прабабушку не знала. Стало интересно, а прабабушкина ли это кукла. В ходе исследования удалось узнать, что прабабушка не только кукол мастерила, а ещё и замечательной певуньей была, сказки сказывала. Даже фольклорные экспедиции из Санкт-Петербурга приезжали и записывали бабушку.

Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

.

 


Исследовательская работа в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

"Исследовательская работа в начальной школе"

Машакова Надежда Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная  школа»

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Понимая, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, я решила заняться этой проблемой  и определила для себя следующие цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

 

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

1.   Выбор темы.

2.   Постановка цели и задач.

3.   Гипотеза исследования.

4.   Организация исследования.

5.   Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности. Главными темами наших работ является краеведение. 

Развития работы по  краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России,  и для любого уголка  нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся.  Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в  начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного  и гражданского воспитания.

 Эта работа стала для родителей, дети которых писали исследовательские работы, интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делали фотографии, помогали подбирать информацию, готовили защиту своей работы. Работы получились  очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

В 3-4 классах ученики уже сами могут выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. 

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером.  Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, музеям,  другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой учащимся.

Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.  На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.     Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.     Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

 

3.Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4.      Выработка гипотезы.

5.      Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).

6.      Определить последовательность проведения исследования.

7.      Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

8.      Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9.      Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10.  Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

 

Детям предлагается памятка.

 

 Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?  «О жизни ..».

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» 

4.Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить  литературу…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

5. Дата и место проведения моего исследования.  Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта.

6. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. Брал интервью, изучал архивные материалы.

7. Описание работы. Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами.

8. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

 

 Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

Наше предположение подтверждается ( не подтверждается).

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения.

 

Любая  исследовательская  работа должна быть защищена. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотек,  они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Две  ученицы  моего класса Иванова Настя и Боброва Ксюша в прошлом учебном году приняли участие в школьной исследовательской конференции. Награждены грамотами за победу в номинации «Удачный дебют». Их исследовательская  работа была посвящена заведующей школьным музеем Лешуковой Полине Павловне. Девочки задались вопросом, почему в задании к фото-викторине о Полине Павловне говорилось как о знаменитом человеке нашего края. Им удалось выяснить, что учительница всю жизнь посвятила изучению истории и культуры своей малой родины – лешуконской земли. В этом учебном году уже трое моих учеников работали над исследовательскими работами, готовя их к участию в  районной исследовательской конференции. Ксюша продолжила работу об учителе – краеведе Лешуковой Полине Павловне, а Настю заинтересовал боевой путь своего прадедушки – Иванова Петра Петровича, участника трёх войн.

И ещё одна работа родилась у нас после поездки в д. Селище в дом – музей деда Мартына. Одну из учениц привлекла самодельная кукла. Она поинтересовалась у экскурсовода, кто её сделал. В ответ услышали, что жила в д. Селище мастерица кукол – Дорожкина Маврея Павловна, возможно, это её кукла. А у девочки тоже фамилия Дорожкина. Стали выяснять, уж не родственница ли она этой мастерице. Оказалось, это её прабабушка, мама дедушки. Родственники почти не общались, и поэтому Валя ничего про прабабушку не знала. Стало интересно, а прабабушкина ли это кукла. В ходе исследования удалось узнать, что прабабушка не только кукол мастерила, а ещё и замечательной певуньей была, сказки сказывала. Даже фольклорные экспедиции из Санкт-Петербурга приезжали и записывали бабушку.

 Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Автор Машакова Надежда Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1936
Номер материала 53252
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓