муниципальное
общеобразовательное учреждение
Степановская средняя
общеобразовательная школа им. Н.К.Иванова Галичского муниципального района
Костромской области
Исследовательская работа
«Родной край в цифрах»
Выполнили: учащиеся 7 класса
Самохвалов Артём,
Самохвалова Ариадна, Поленова Анастасия
Научный
руководитель: учитель математики и физики
Елесина Галина Витальевна
д. Степаново
2014 год
ВВЕДЕНИЕ
У каждого
человека есть родина, место на земле, где он появился на свет и где впервые
увидел небо. И пусть он в течение своей жизни побывает во многих городах и
сёлах, он никогда не забудет родной деревни или родного города. Родина, как мать,
единственная на всю жизнь.
Мы часто не
знаем, а порой просто не интересуемся своим селением, не стараемся узнать, как
и почему оно появилось. Судьба же любой, пусть самой небольшой деревушки,
затерявшейся где-нибудь в лесной глуши или в степных просторах, всегда
интересна, и если кто-то попытается её узнать, тот никогда об этом не
пожалеет.
Наше первое
знакомство с историей родного края состоялось очень давно, когда мы учились ещё
в начальных классах. Как известно, история содержит в себе много различных
исторических событий, дат, которые нужно знать и помнить. Мы думаем, чтобы
лучше ориентироваться во всех исторических событиях, чтобы лучше запомнить
исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо очень хорошо
знать основы такой науки, как математика. Ведь не случайно говорят, что «математика
ум в порядок приводит», «математика – царица всех наук».
Как же можно
применить математические знания к истории родной деревни, родного края? Этим
вопросом мы задались на математическом кружке.
Сделать можно
это, конечно же, через решение математических задач, содержание которых
включает в себя разнообразные исторические факты родной деревни.
А где же взять
такие задачи?
На уроках
математики мы не только решали задачи из учебника, но и сами их составляли.
Поэтому мы решили попробовать составить такие математические задачи,
содержание которых основывается на исторических фактах, данных, связанных с
историей нашей деревни. А составляя такие задачи, мы сами будем лучше знать
математику. Это необходимо не только нам, но и любому грамотному человеку.
Совсем скоро нам сдавать экзамены.
Экзамен по
математике в 9 классе состоит из трех разделов: «Алгебра», «Геометрия» и
«Реальная математика». Новый раздел «Реальная математика» включает задания,
формулировка которых содержит практический контекст, знакомый учащимся или
близкий их жизненному опыту. При решении таких задач ученики должны проявить
знания и умения, приобретённые на уроках математики, уметь строить и
исследовать простейшие математические модели. А процесс решения текстовых задач
и есть не что иное, как составление математической модели и нахождение
неизвестных элементов этой модели.
Ход
исследования
Работа
включает в себя несколько этапов:
·
Подготовительный
этап: постановка целей и задач; поиск и сбор информации по теме проекта;
·
Основной
этап: анализ собранного материала; составление математических заданий;
·
Заключительный
этап: оформление полученной информации; выводы по исследованию; защита
полученных результатов.
Цель
исследования:
·
доказать,
что при решении математических задач, содержащих исторические факты родного
края, каждый из нас приобретает умения и навыки решения математических задач с
практическим содержанием;
·
представить
историю родного края в математических задачах с целью расширения знаний об
исторических событиях родной деревни и её округи.
Задачи
исследования:
·
изучить
методы и приемы составления и решения математических задач с использованием
исторического материала;
·
составить
математические задачи, которые содержат исторические факты родного края;
·
сделать
презентацию, содержащую основные этапы нашей работы;
·
выпустить
сборник математических заданий.
Объект
исследования:
·
история
родного края;
·
методы
составления и решения математических задач.
Методы
исследования:
·
анализ
литературы по теме исследования
·
полевой
сбор информации (опрос специалистов)
·
классификация
математических заданий по темам.
Гипотеза:
· знание истории родного края поможет в развитии
умений решения математических задач с практическим содержанием и, наоборот,
умения в составлении и решении текстовых задач расширят наши знания об истории
родной деревни и её округи.
Основной
этап
Изучив
литературу, которую нам посоветовал учитель математики, мы разработали
алгоритм составления задач.
Алгоритм
составления задачи на историческом материале.
·
Сбор
фактических данных.
·
Историческая
справка.
·
Выбор
математического содержания и типа задачи.
·
Установление
зависимости между числами.
·
Составление
условия задачи, ее решение и оформление.
История
родного края в математических задачах
Чтобы составить математические
задачи, необходимо располагать датами и цифрами, связанными с историей и
современной жизнью нашей деревни. Исторические даты и факты мы нашли в нашей
сельской библиотеке в книге Воробьёвой Е.А. «Моя деревня Степаново» и электронном
ресурсе «Наш край Степановский». Современные цифры о нашей деревне получили в
Администрации Степановского сельского поселения, данные о нашей школе собирали
сами. Когда был собран материал, началась работа по составлению задач. Учитель
посоветовал нам составлять задачи, ориентируясь на темы, которые изучаются в
курсе математики 5-6 классов. Вот некоторые задачи, которые мы составили.
1.
Пятый век как на горушке
Кто-то выстроил избушку
Не Василий, не Иван
А, наверное, Степан –
Ведь назвали не Иваньково,
не Васьково, а …
Сейчас вы должны продолжить стихотворение,
т.е. назвать первоначальное название нашей деревни Степаново.
Выполнить
действия и расставить буквы по порядку
1.
23099+1= 9.
145+725=
2.
99999+1= 10.
411+419=
3.
554+46= 11.
783+217=
4.
457+123=
5.
221+479=
6.
333+67=
7.
308+492=
8.
635+1365=
п
|
а
|
ь
|
с
|
о
|
е
|
т
|
о
|
в
|
н
|
к
|
580
|
700
|
800
|
23100
|
870
|
600
|
100000
|
1000
|
830
|
400
|
2000
|
2.
В 2013 году нашей деревне Степаново
отмечали 407 лет. В каком году было первое упоминание о деревне?
3.
На какой улице находится памятник воинам,
погибшим в Великой Отечественной войне?
е.
25+3; р. 7+18; н. 54-8; я.
26+48;
а.
68+5; ь. 4+38; ц. 99+3; л.
12+45;
т.
33+28; н. 28+40.
102
|
28
|
46
|
61
|
25
|
73
|
57
|
42
|
68
|
73
|
74
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. В д.
Степаново проживает 592 человека, в школе обучается на 494 человека меньше.
Сколько человек обучается в Степановской школе?
5. В начальной
школе обучается 18 девочек. Мальчиков – на 4 человека больше. Сколько всего
учеников обучается в начальной школе?
6. На
территории школы 7 рябин, 19 клёнов. Сколько лиственниц на школьной территории,
если их в 4 раза меньше, чем рябин и клёнов вместе?
7.Решите уравнения и
назовите имя героя Великой Отечественной войны, которое носит школа.
|
Й
|
О
|
Н
|
К
|
Л
|
А
|
И
|
409+y=511
|
12
|
201
|
102
|
112
|
205
|
920
|
108
|
802-х=416
|
412
|
385
|
1218
|
396
|
286
|
1217
|
386
|
9х-7х=210
|
98
|
70
|
87
|
105
|
104
|
17
|
30
|
23х-27=2250
|
100
|
99
|
2213
|
2103
|
89
|
98
|
96
|
18(15-х)=216
|
12
|
201
|
18
|
5
|
3
|
7
|
3873
|
198:y=18
|
180
|
101
|
13
|
8
|
9
|
11
|
111
|
225:(х-12)=15
|
27
|
15
|
3363
|
3
|
228
|
232
|
195
|
8.В школьном
парке 6 лиственниц. Сколько процентов составляет количество лиственниц от числа
всех деревьев, если всего в парке 84 дерева? Ответ округлите до целого числа.
9. Длина
школьного огорода 20м, ширина составляет 20% длины. Найдите ширину огорода.
10. В
математическом кружке занимаются 3 учащихся 5 класса и 7 учащихся 6 класса.
Сколько процентов учащихся 5 и 6 классов посещают кружок?
Вычислите
устно
11.
63*19,85+19,85*37 значение выражения – год открытия памятника погибшим солдатам
Великой Отечественной войны.
12. 19,22*35 +
65*19,22 значение выражения – год рождения героя Советского Союза Иванова
Николая Константиновича.
Найдите
значение выражения
13.
(0,3*28.56+0,3:1,5-6,953)*1000 значение данного выражения - год постройки
храма Покрова Пресвятой Богородицы
14.
(2,1-1,965):(0.12*0,45)*728,4 значение данного выражения - дата
открытия храма Николая – Чудотворца.
15. Фамилия
участника ВОВ, проживающего в д. Степаново. Первые буквы слов – это фамилия.
1.
Сумма сторон треугольника.
2.
Что называют равенством, содержащим букву,
значение которой надо найти ?
3.
Результат умножения.
4.
Какой знак используется для записи чисел?
5.
Самый младший разряд в любом классе.
6.
Число, которое вычитают
Заключительный
этап
Из составленных
задач с помощью учителя мы распечатали сборник задач, который
будет применяться на уроках математики в 5 и 6 классах. Сборник включает в себя
81 задачу. В сборнике содержится небольшой теоретический материал, в котором
рассказывается об истории д. Степаново, о храмах Николая Чудотворца и церкви
Покрова, которые находятся на территории нашего поселения, о ветеране ВОВ,
проживающего в нашей деревне Пупцеве Николае Евгеньевиче. В сборник поместили
фотографии, на которых наша современная деревня, а также фотографии старой
деревни. С данным проектом мы выступили на ученической конференции в нашей
школе в апреле 2014 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе
работы над проектом мы изучили краеведческие материалы сельской библиотеки,
методы и приемы составления и решения математических задач. Всё это в целом,
способствовало тому, что были составлены математические задачи, содержание
которых отражает историю родного края, нашей малой родины. Мы считаем, что процесс
составления и решения задач, включающих данные краеведческого характера,
способствует развитию творческого, логического, критического мышления,
эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет наш кругозор.
Д. Пойа сказал: «Хочешь
научиться плавать – иди в воду, хочешь научиться решать задачи – решай их».
И тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал
радость пусть маленького, но открытия (а каждая задача в математике – это
проблема, к решению которой человечество шло порою долгие годы), будет
стремиться познавать всё больше и использовать полученные знания в жизни.
Задачи, содержащие краеведческий материал - это хорошие примеры практических
задач, позволяющие продемонстрировать, как формальные математические знания
применяются в реальных жизненных ситуациях. При этом возникает желание решать
такие задачи, а значит готовиться к ГИА и дальнейшей «взрослой жизни». Кроме
этого, составленные математические задачи можно будет использовать на уроках
математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических
викторин, соревнований.
Таким образом, в
результате проведенной работы, подтвердилась наша гипотеза: знание истории
родного края помогает в развитии умений решения математических задач с
практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении математических
задач, расширяют наши знания об истории родной деревни и каждый из нас захочет
более глубоко изучить прошлое и настоящее родного края.
Выводы:
Наша гипотеза
подтвердилась. Местный краеведческий материал – это
·
Интересно
·
Познавательно
·
Помогает
изучать математику.
Список литературы.
1.
Воробьёва Е.А. Моя деревня Степаново, 2006.
2.
Математика. 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева. А.Г.Мордкович. –М.Мнемозина,
2013. -270с.
3. Пойя Д.
Как решать задачу. Львов, журнал «Квантор»,1991.
4. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать
задачи. Книга для учащихся., М.: Просвещение,1984.
5.
Электронный ресурс «Наш край Степановский» 2011.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.