Главная / Другое / Исследовательская работа учащейся 5 класса МОУ "Койская ООШ Сонковского района Тверской области" Сидоровской Анастасии, 2012 год. Тема "Моя малая родина"

Исследовательская работа учащейся 5 класса МОУ "Койская ООШ Сонковского района Тверской области" Сидоровской Анастасии, 2012 год. Тема "Моя малая родина"

Моя малая родина. Село Кой.


Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду - смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор...

(З. Александрова)

Первое упоминание о селе Кой относится к 1238 году. В книге Василия Яна "Батый" читаем:

«Отряд Бату-xaнa прибыл в Углич, оттуда рекой Корожечной поднялся вверх по течению до лесного поселка Кой. Третий отряд пошел на город Мышкин и далее, пробираясь лесными дорогами, направился к верховьям реки Мологи. Татары пытали на огне захваченных в пути крестьян, стараясь выведать от них, где находится боевой стан князя Георгия владимирского. Мелкие татарские отряды были разосланы Бату-ханом для разорения великого княжества владимирского. Они жгли все встречные города и погосты. В начале марта Бату-хан стоял в лесном поселке Кой, где нашел много сена, заготовленного к весеннему сплаву. Темник Бурундай расположился в Бежецке. Оба уже знали, что где-то невдалеке, среди дремучих лесов, собираются воинские силы великого князя Георгия.»

В марте 2008 года исполнилось 770 лет битве на реке  Сить русских воинов с монголо-татарскими завоевателями. Лаврентьевская летопись гласит: «Татары, эти окаянные кровопийцы, пленив Владимир, пошли на великого князя Юрия. Одни пошли к Ростову, а другие к Ярославлю, иные на Волгу, на Городец и пленили все на Волге до самого Галича Мерьевского.   Еще другие пошли на Переяславль и взяли его оттуда всю эту землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где бы не воевали татары на Суздальской земле. В один месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов». (Летопись по Лаврентьевкому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872).

История села.

Село Кой, известное с 15 века старинное торговое село, находится в 25 км к юго-востоку от Сонково.

Кой был славен своими ярмарками. Обычно ярмарки проводились на протяжении всего года и приурочены были к сезонным и церковным праздникам. В селе Кой Сонковского района ярмарки проходили едва ли не каждое воскресенье. На ярмарки стекался разный торговый люд из Рыбинска, Череповца, Твери, Устюжны и даже из Новгорода. Торговали разным товаром. Село Кой славилось конными ярмарками. Привозили лошадей отовсюду. Еще торговали птицей, рыбой, свиньями, мукой и дегтем. Ярмарка в селе Кой сохранилась в памяти людей, как яркое событие, как пёстрый праздник. Балаганы, качели, карусели, ледяные горки зимой - без этого ярмарка не обходилась. Бойкие продавцы умели так обрабатывать гулящий люд, что те и опомниться не успевали, как набирали ненужные товары. К сожалению, память не донесла до нас имен остроумных продавцов. Остались только их веселые присловия. Старейшая жительница села Кой Кучина Александра Николаевна рассказывала, что богатые любили вечером в праздники кататься на колясочках вдоль деревни. Это было яркое и красочное зрелище, особенно на Пасху и на Масленицу. Лошадей наряжали, или, как здесь говорят, “бантили”.

В селе было четыре храма, и у каждого свои прихожане.

Самой красивой была Церковь Троицы (1731 года с оградой и воротами, с двумя рядами торговых рядов и часовней 1805 года), построенная во имя Животворящей Троицы с благословения архиепископа ростовского и ярославского Георгия. Строительство начато в 1721 году 20 января.

В храме служил священномученик Виктор Ильинский, родившийся 31 октября 1872 года в селе Кой Сонковского уезда Тверской губернии в семье диакона Николая Ильинского. Он окончил учительские курсы в Новгородской губернии и вернулся в родное село, где служил священником его отец. Виктор Николаевич был учителем в церковно-приходской школе, а с 1906 года стал служить в храме псаломщиком. В 1912 году он был рукоположен в сан диакона к той же церкви. Едва в 1918 году в России была установлена советская власть, начались гонения на Православную Церковь. Отец Виктор первый раз был арестован в 1920 году, обвинен в сокрытии излишков хлеба и приговорен к трем месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Из заключения он вернулся в родное село. В 1927 году местные власти развернули кампанию по закрытию храма в селе Кой. Диакон Виктор вместе с прихожанами энергично выступили с протестом против действий властей. Около шестидесяти женщин отправились в сельсовет и потребовали прекращения пропагандистской кампании по закрытию храма. Верующие действовали столь уверенно и решительно, что властям пришлось уступить, кампанию прекратить и от своих планов временно отказаться. ОГПУ стало искать повод арестовать о. Виктора.

В 1930 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Кой. Сразу же после рукоположения власти арестовали его и приговорили к восьми месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отец Виктор из заключения вернулся в свой храм.

Преследования священника, однако, не прекратились — в 1934 году о. Виктор был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей и мелкой разменной монеты. Его приговорили к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере, но по состоянию здоровья в 1935 году он был освобожден и вернулся в родное село.

В марте 1936 года сотрудники НКВД произвели в храме обыск и изъяли церковные регистрационные книги родившихся, бракосочетавшихся и умерших.

Священнику был учинен допрос по поводу найденных книг. Отец Виктор ответил, что записи велись по долгу его священнической службы на основании распоряжения благочинного протоиерея Николая Троицкого и епархиального архиерея архиепископа Фаддея. На этот раз священника не арестовали. Отец Виктор продолжал служить в храме И к 1937 году число постоянных прихожан значительно увеличилось. 12 ноября 1937 года о. Виктор был арестован и заключен в тюрьму в Бежецке. Священник Виктор Ильинский был расстрелян 27 ноября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

В XIX – начале XX века селом владели дворяне Пономаревы: Николай Иванович, камер-юнкер, и его дети Николай, полковник, Александр, поручик, Александра (баронесса Дризен).

В состав имения Пономаревых входили село Шолтомеж, деревни Ботовицы, Глибени, Елупово, Павлово, Старово.

В их имении было открыто училище, при имении был сад и при нем две каменные бабы.

С приходом Советской власти на территории Койской волости созданы "голодные комитеты" (прообраз комбедов). В 1929 в селе образована коммуна "Труд", в 1931 – колхоз, которому впоследствии было присвоено имя П.В. Майорова.

Пётр Васильевич Майоров родился в деревне Корино Сонковского района Тверской области 3 июля 1889 года. Окончил 4 класса церковно-приходской школы. В 14 лет уехал в Петроград и поступил на завод «Новый Лессер», там же вступил в марксистский рабочий кружок. В 1914 году организует Тверское земличество , возглавляет отряд рабочей милиции. Майоров участвует в штурме Зимнего дворца. Делегат Второго Всероссийского съезда Советов от Кашинского уезда Тверской губернии. Член ВЦИК. 20 января 1919 погиб на Уральском фронте. Именем П.В. Майорова назван проспект в Санкт-Петербурге.

К сожалению, Кой за последние десятилетия из большого ярмарочного села с четырьмя храмами и часовней, с не одной тысячей населения превратился в деревню сотни на 2-3 человек.

Особенно тяжелыми для села и крестьян выдались годы Великой Отечественной войны. Мужчины ушли на фронт, дома остались только женщины, дети и старики. На их плечи и легла вся работа. И хотя фронт не дошел до села, здесь было не легче, чем на передовой: надо было работать в поле, ухаживать за скотиной. А лошадей на селе не оставалось, они тоже были на фронте. Все приходилось делать вручную. Кроме того, молодых девушек и женщин, а также подростков направляли то на рытье окопов по Тверь, то на лесозаготовки, то на торфоразработки.

Окончилась война. Немногие вернулись с фронта. В каждой семье не досчитались отца, брата или сына. На деньги односельчан в 1975 году в Кою был открыт памятник Скорбящей матери. Ежегодно односельчане 9 мая приходят к памятнику, чтобы отдать дань памяти погибшим. Дети приносят цветы. Цветы возлагают и к небольшому памятнику на сельском кладбище. Это могила двух летчиков, похороненных в Кою в 1941 году. Долгое время могила была безымянной. Учащиеся Койской восьмилетней школы искали имена летчиков. Их старания не прошли бесследно. Из письма, пришедшего из Центрального архива Министерства Обороны СССР в апреле 1988 года, они узнали фамилии погибших воинов: Марчишина и Баранова.

Любимый учитель А. С. Пушкина.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

(А. С. Пушкин)

Вот уже много лет в России ежегодно проводятся Пушкинские праздники, и. когда речь заходит о самых дорогих и близких поэту людях, всегда вспоминают нашего земляка Александра Куницына, его любимого лицейского учителя.

По воспоминаниям лицеиста Ивана Пущина, «Пушкин, охотнее всех других классов занимался в классе Куницына».

Александр Петрович Куницын родился в 1783 году в селе Кой. Его отец служил дьячком в местной Троицкой церкви. Первым учебным заведением, где Александр Куницын постигал азы науки, было Кашинское духовное училище. Потом он продолжает учебу в Тверской семинарии. В 1803 году Куницына, как одного из лучших учеников семинарии, направляют продолжать учиться в престижный Санкт-Петербургский педагогический институт. В 1807 году он заканчивает этот институт по курсу нравственно-политических наук. Вскоре его «за отличные успехи и примерное добронравие» посылают для совершенствования знаний за границу — сперва в Германию, а потом во Францию. Александр Петрович слушает лекции в Геттенгенском и Парижском университетах.

Вернувшись на родину и получив звание адъюнкт-профессора в 1811 году 17 августа определяется на службу в Царскосельский лицей, основанный императором Александром I. 19 октября на церемонии открытия лицея профессор политических и нравственных наук А.П. Куницын, обращаясь к лицеистам, сказал: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями». Этот день навсегда сохранился в памяти Пушкина. В 1836 году, по случаю 25-летия со дня открытия лицея, в стихотворении «19 октября» он напишет:

Вы помните:

Когда возник Лицей,

Как царь для нас

Открыл чертог царицын,

И мы пришли.

И встретил нас Куницын

Приветствием меж

Царственных гостей…

Полный курс лекций Куницына был весьма обширен, состоял из 12 циклов. Он читал лицеистам лекции по психологии, логике, этике. Но особый интерес у слушателей вызывали его юридические лекции по праву естественному, праву гражданскому, праву финансовому и праву уголовному.

На своих лекциях профессор Куницын говорил лицеистам о цели общества, об идеалах добра, свободы и справедливости, о правах и обязанностях правительства, осуждал тиранию, отмечал решающую роль народа в выборе власти. Слова его об уважении к простому человеку, о свободе и равенстве всех граждан страны перед законом, о необходимости отменить крепостное право в России навсегда запомнились его ученикам.

Прогрессивные взгляды Куницына привели к тому, что в 1821 году он был смещен с занимаемых им должностей в лицее и уволен со службы по Министерству народного просвещения. Поводом для расправы с Куницыным послужила его книга «Право естественное». Эта книга была запрещена, так как, по мнению правительства, в ней содержались мысли «весьма вредные, противоречащие истинам христианства и клонящиеся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных».

Главная книга Куницына «Историческое изображение древнего производства в России» вышла в свет через три года после его смерти.
Умер Александр Петрович Куницын 1 августа 1840 года и похоронен в Петербурге на Георгиевском кладбище (Большая Охта). Ныне, к сожалению, его могила утеряна. Но память о нем жива. Наш земляк по праву вошел в историю России хотя бы уже потому, что научил свободомыслию Пушкина.

Народное образование.

В 1829 году в имении Николая Ивановича Пономарева в селе Кой открылась школа (училище). Дети крепостных крестьян получили возможность учить грамоту. Занятия в школе проводили дьякон и дьячок Троицкой церкви и обучали они детей арифметике, чистописанию, грамматике, чтению гражданскому и церковному, закону Божьему и нотному пению. За свой труд они получали в год 38 рублей серебром, а обучали 35 мальчиков. Содержали же школу на народные средства, то есть собранные «с миру» - 50 рублей серебром в год.

В 1905 году для школы было построено новое просторное здание. Школа была преобразована во второклассную, то есть начальную школу и педагогическое училище. С тех пор до 2012 года дети села Кой и близлежащих деревень получали знания в нашей школе. В июне 2012 года школу закрыли. Оставалось всего 2 года до юбилея образования в районе…


Список использованных материалов:

  1. Летопись по Лаврентьевкому списку. Изд. Археолог. Комиссии. СПб, 1872

  2. http://valuh.livejournal.com/

  3. http://forum.vgd.ru/1/9548/

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki

  5. http://selo-koi.narod.ru/

  6. http://www.savelrr.ru/poselenie-sonkovo.html

  7. http://www.sonkovo.ru/

  8. http://sobory.ru/article/?object=20733



5



Исследовательская работа учащейся 5 класса МОУ "Койская ООШ Сонковского района Тверской области" Сидоровской Анастасии, 2012 год. Тема "Моя малая родина"
  • Другое
Описание:

Первое упоминание о селе Кой относится к 1238 году.  В книге Василия Яна "Батый" читаем:

 

«Отряд Бату-xaнa прибыл в Углич, оттуда рекой Корожечной поднялся вверх по течению до лесного поселка Кой. Третий отряд пошел на город Мышкин и далее, пробираясь лесными дорогами, направился к верховьям реки Мологи. Татары пытали на огне захваченных в пути крестьян, стараясь выведать от них, где находится боевой стан князя Георгия владимирского. Мелкие татарские отряды были разосланы Бату-ханом для разорения великого княжества владимирского. Они жгли все встречные города и погосты. В начале марта Бату-хан стоял в лесном поселке Кой, где нашел много сена, заготовленного к весеннему сплаву. Темник Бурундай расположился в Бежецке. Оба уже знали, что где-то невдалеке, среди дремучих лесов, собираются воинские силы великого князя Георгия».

Автор Сидоровская Елена Станиславовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 296
Номер материала 39261
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓