Главная / ИЗО, МХК / Исследовательская работа Тема: « Идеал нравственности и чистоты на полотне М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею»

Исследовательская работа Тема: « Идеал нравственности и чистоты на полотне М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею»



Догадинские чтения









Тема : « История одного шедевра

из собрания Астраханской картинной галереи»













Научно-исследовательская работа

ученика МКОУ

« Осыпнобугорская СОШ»

Хаджаева Эмиля Рамильевича

Руководитель: Кириченко

Светлана Георгиевна





Астрахань 2013







1. ВВЕДЕНИЕ

Тема: « Идеал нравственности и чистоты на полотне М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею»

Актуальность: возрождение интереса к религиозным образам , как к идеалам нравственности и чистоты. Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей. Полотно создаётся для того, чтобы закрепить в материале произведения жизненно ценное, выразить то, что волнует современников. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце, сердце станет добрее, а глаза – зорче.

Новизна: исследование истории поэтапного создания шедевра М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею».

Цель: понять идею картины М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею» и выявить позицию художника по отношению к проблеме духовного подвига человека.

Задачи:

1) Активизировать эмоциональную чуткость, ощутить себя в художественном мире картины.

2) Дать импульс к формированию познавательного интереса к изучению истории христианской православной культуры.

3) Воспитание патриотизма, духовности, глубокого уважения к святым заступникам Земли Русской.

Гипотеза: Чистота человеческой души ценится во все времена.

Объект исследования: Картина М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею».

Предмет исследования: религиозная живопись « серебряного века».

Методы исследования:

проблемно – поисковый ( исследование материалов, знакомство с литературой, просмотр документальных фильмов)

наглядно – иллюстративный ( презентация)

Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться учителями литературы и истории при проведении интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.















































2. СЛОВО О П. М. ДОГАДИНЕ

П. М. Догадин родился в семье астраханских купцов, получил инженерное образование. Идеей создать в Астрахани картинную галерею он увлёкся в начале 1910-х годов и, не откладывая дела в долгий ящик , послал задаток московскому коллекционеру А. Г. Голикову на покупку трёх картин . За пять лет, с 1912 по 1917 годы, Догадин увеличил свою коллекцию до ста тридцати произведений искусства. Уже в 1916 году он вынашивал мысли о передаче этого собрания в дар городу, которыми делился с художником М. В. Нестеровым. Сохранился ответ живописца собирателю : « Можно только приветствовать прекрасное намерение Ваше со временем принести своё собрание в дар родному городу. Такое намерение Ваше мне столь понятно…» Но коллекция ещё не была, по мнению Догадина, сформирована полностью, поэтому он медлил. Поторопиться его заставил октябрьский переворот. Опасаясь за судьбу собрания, Догадин передал его в собственность города, вместе со своим особняком и библиотекой.

Одной из любимых картин П. М. Догадина был последний эскиз картины М. В . Нестерова « Видение отроку Варфоломею», это полотно висело у Догадина в кабинете, а теперь является экспонатом Астраханской картинной галереи. Окончательный вариант картины « Видение отроку Варфоломею» находится в Москве в Третьяковской галерее. Между последним эскизом и картиной есть различия…



C:\Users\Pavilion g6\Desktop\последний эскиз.jpeg



















3. У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ПОЛОТНА

Хорош божий мир! Хороша моя родина!

И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что

не удалось ей отдать больше внимания, сил,

изобразить все красоты ее, тем самым помочь

полюбить и другим мою родину.

М. Нестеров

Картина писалась в Уфе вдали от столичной суеты. Художник рассказывал: «Приехал я больной, и слабый ещё принялся за картину, но, верно, в недобрый час. У меня закружилась голова, и я, упав с подставки, на которой сидел, прервал картину». После долгих ожиданий, новое полотно было доставлено, и Нестеров принялся за дело. Три недели он работал с утра до вечера. И вот холст окончен, вставлен в раму, доставлен в Москву. Павел Михайлович Третьяков, несмотря на критические высказывания некоторых современников в адрес картины, купил этот шедевр для своей галереи.

М. В. Нестеров посвятил Сергию целую серию работ, начало же ей положила картина « Видение отроку Варфоломею». Сергий для художника – не схимник, не подвижник, а исторический деятель « игумен земли русской». Его деяния М. В. Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопчённой келье, а среди великой русской Природы. Сам художник так говорил об этом: « Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Одна из таких легенд и легла в основу картины « Видение отроку Варфоломею».









3.1 СЮЖЕТ КАРТИНЫ

Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вданбыхучитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях").





















3.2 ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М. В. НЕСТЕРОВА

Образ Сергия Радонежского был близок и дорог Нестеровым с самого детства. Наверное потому, что в детстве с ним произошло чудо. Вот как он об этом вспоминает…

« Помнить себя я начал лет с трех-четырех. До двух лет я был слабым, едва выжившим ребенком. Чего-чего со мной ни делали, чтобы сохранить мою жизнь! Какими медицинскими и народными средствами ни пробовали меня поднять на ноги, а я все оставался хилым, дышащим на ладан ребенком. Пробовали меня класть в печь, побывал я и в снегу на морозе, пока однажды не показалось моей матери, что я вовсе отдал богу душу. Меня обрядили, положили под образ. На грудь положили небольшой финифтяный образок Тихона Задонского. Мать молилась, а кто-то из близких поехал к Ивану Предтече заказать могилу возле дедушки Ивана Андреевича Нестерова. Но случилось так: одновременно у тетушки Е. И. Кабановой скончался младенец, и ему тоже понадобилась могилка. Вот и съехались родственники и заспорили, кому из внуков лежать ближе к дедушке Ивану Андреевичу... А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила бога, приписав мое воскрешение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни.

С этого счастливого случая мое здоровье стало крепнуть, и я совершенно поправился».



















3.3 ПЕЙЗАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ

На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев.

По возвращении из Италии Нестеров поселился в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного. Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа. В своей бесплотности она словно просвечивала в иную, метафизическую реальность. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.

Напитавшись "русским духом", Нестеров начинает искать в жизни "подлинники" своих грез. Навсегда сохраняется его стремление опереться на натуру, даже в том случае, когда он создает ирреальные образы. С крыльца абрамцевского усадебного дома ему открывается, по его воспоминаниям, "такая русская, русская осенняя красота". Он проникается каким-то особым чувством "подлинности" и "историчности" этого вида. Здесь он пишет эскиз, ставший в переработанном и дополненном виде фоном картины.

На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка. C:\Users\Pavilion g6\Desktop\ВАРФОЛОМЕЙ\этюд к картине.jpg



Всё в тающей дымке - холмы, перелески,

Здесь краски неярки и звуки нерезки,

Здесь медленны реки, туманны озёра,

И всё ускользает от беглого взора...



3.4 ВОПЛОЩЕНИЕ ЗАМЫСЛА

Над воплощением своего замысла художник работал с большим воодушевлением и в то же время с большой требовательностью к себе, проверял на натуре не только основные образы, но и каждую деталь картины. Например, М.В. Нестеров до самых точнейших подробностей разработал этюд дуба, около которого стоит схимник. Уже в этюде была прекрасно передана мощь векового дерева, могучий ствол которого не могли сломать никакие бури и грозы. От времени его кора только потемнела и выглядела как надежная броня дерева-великана. И на этом же стволе - нежные зеленые листочки, а у подножия дуба - молодая рябинка с краснеющими листьями, рядом - склоненные травы и былинки.

Такие же этюды М.В. Нестеров выполнил и для других деталей картины. На одном из них Варфоломей, например, стоял сначала перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. В дальнейшем М.В. Нестеров переносит главный акцент на фигуру маленького Варфоломея, которая и стала впоследствии, смысловым центром всей картины.





C:\Users\Pavilion g6\Desktop\ВАРФОЛОМЕЙ\otrok.jpg



















4. ГЕРОИ КАРТИНЫ: ФИГУРА СТАРЦА И ОТРОКА

На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.

Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.

C:\Users\Pavilion g6\Desktop\ВАРФОЛОМЕЙ\картина.jpg

















4.1 ГОЛОВА ВАРФОЛОМЕЯ

Не сразу Нестерову удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем "сосуд избранный".

Художник почти отчаялся найти подходящий облик…

Из воспоминаний Нестерова: "Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу - березки, осинки и еще кое-что. И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то... Образ был найден."

C:\Users\Pavilion g6\Desktop\девочка-варф.jpg





















4.2 ВЕЩИЕ СНЫ НЕСТЕРОВА

В дни работы над «Видением отроку Варфоломею» Нестерову приснилось два сна. Первый такой: высокая, до самых небес, лестница. Он поднимается по ней всё выше и выше – к облакам. Второй – «Варфоломей» в Третьяковской галерее. Висит в Ивановском зале. Повешен прекрасно, почётно. Оба они оказались пророческими. Прошёл год, «Варфоломей» действительно висел в Третьяковской галерее, и даже именно в том зале, который видел во сне художник. «Варфоломей» вознёс Михаила Васильевича Нестерова и прославил его имя. А для самого художника «Видение отроку Варфоломею» было огромным шагом к стойкой вере в победу света.



«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».































5. СПОРЫ ВОКРУГ КАРТИНЫ

Избрав в искусстве путь "поэтизированного реализма", Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни, а "людей духовного подвига" всегда писал особенно любовно. Каждая картина художника становилась событием в искусстве, вокруг его произведений разгорались споры самых горячих его поклонников и не менее страстных противников. Так было и с картиной "Видение отроку Варфоломею".

Картина "Видение отроку Варфоломею" появилась на Десятой выставке художников-передвижников и сразу же произвела на публику ошеломляющее впечатление: у одних вызвала искреннее негодование, у других - полное недоумение, у третьих - восторг. Все в картине было наполнено тем трепетным умилением, которое М.В. Нестеров хотел вложить в душу грезящего отрока Варфоломея, и это очень сильно действовало на зрителя. Более всего публику поражала именно необычная трактовка самого сюжета, поражали стиль картины и соответствующая ему живопись.

Критик того времени Дедлов писал тогда: "Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, - общее мнение забраковало картину за ее "ненатуральность". Конечно, видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик".

Однако публику волновало не само видение, а (как это ни странно) золотой венчик вокруг головы явившегося отроку святого. Золотой венчик святого и даже само отсутствие у него лица, невидимого за краем схимы, придавали его реальной фигуре волнующую душу призрачность. Но зрители задавались вопросом, допустимо ли это золото в картине, которая вся должна быть написана красками? Не низводится ли художественная картина до церковного образа, который тогда никому не представлялся истинным художественным произведением? Допустимо ли уважающему себя художнику писать такое?

"Видение отроку Варфоломею" действительно вызвало много споров. "Страшным судом" судили это полотно некоторые передвижники (Н.Н. Ге, и некоторые др.) называли картину вредной. Г.Г. Мясоедов на открывшейся выставке отвел М.В. Нестерова в сторону и всячески пытался убедить, чтобы тот закрасил этот золотой венчик: "Поймите, ведь это же абсурд, бессмыслица, даже с точки зрения простой перспективы. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам enface? Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо. А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица".

М.В. Нестерову трудно было ответить на это, да подобные замечания его мало трогали. А вот впечатление и шум, который поднялся вокруг картины, заострили мысль художника на личности этого отрока и ее дальнейших переживаниях.









































6. ПОДБОРКИ РИСУНКОВ И ЭСКИЗОВ КАРАНДАШОМ

Как и всякий великий мастер, Нестеров оставил после себя многочисленные наброски и рисунки карандашом, большинство из которых служило прообразами для будущих больших картин. На этой странице представлены некоторые из таких рисунков. Особенно интересно будет взглянуть подготовительные рисунки для главного произведения Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Они помогают нам почувствовать ход мысли автора, и стать свидетелем его поисков художественного воплощения картины.

C:\Users\Pavilion g6\Desktop\ВАРФОЛОМЕЙ\эскиз1.jpgC:\Users\Pavilion g6\Desktop\ВАРФОЛОМЕЙ\первоначальный замысел.jpg











C:\Users\Pavilion g6\Desktop\ВАРФОЛОМЕЙ\risunok.jpgC:\Users\Pavilion g6\Desktop\ВАРФОЛОМЕЙ\первый вариант варф 1888.jpg











C:\Users\Pavilion g6\Desktop\ВАРФОЛОМЕЙ\risunok.jpg







7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории мирового искусства не так много мастеров, достигших вершин творчества сразу в нескольких жанрах. Нестеров Михаил Васильевич относится к их числу. Можно сказать, что он прожил не одну, а несколько жизней. С одной стороны, он вошел в историю русского искусства как крупнейший художник- пейзажист. И одновременно является виднейшим представителем русской церковной живописи. Кроме того, Нестеров без сомнения входит в число виднейших портретистов ХХ века - его считали главой портретной школы новой русской живописи.

Трудно найти в истории отечественного искусства другого мастера, в творчестве которого с подобной силой и проникновенностью нашли бы отражение лирические стороны национальной природы и национального характера. Несомненно, что своей идейной глубиной и содержательностью н творчество Нестерова во многом обязано русской литературе и, но еще более – русской философии. Глубокая религиозность, патриотизм, склонность к философскому созерцанию являются яркими сторонами личности художника. Современность на его полотнах постоянно перекликалась с церковной историей. Его привлекали красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Торжественные церковные службы во время православных праздников завораживали художника нездешней духовной красотой, а неяркая природа средней полосы России с ее лесистыми холмами и реками, раздольными лугами и монастырскими угодьями казалась ему частью вселенского поднебесного храма. Все это соединилось, слилось для художника в ёмком понятии Родины, ставшем для него особой «философской категорией» и основным предметом творчества.





















8. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1. Васильева Л. «Душа Москвы» Литературно- художественное издание.

Москва, «РООССА», «Буколика», 2008 год.

2. Орлова Н.Г., «Золотое кольцо России» Москва, «Белый город», 2008 год.

3. Энциклопедия «Кто есть кто в мире», филологическое общество «СЛОВО».

Москва, «ОЛМА ПРЕСС», 2005 год.

4. Скоробогатько Н.В., « Русские святые» Москва, « Белый город», 2008 год.

5. Майорова Н.О., « Русская история» Москва, « Белый город», 2006 год.

6. Энциклопедия мирового искусства « Шедевры русской живописи»

Москва, « Белый город», 2005 год.

7. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2

Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство ХVII-XX веков Москва, «Аванта+», 1999 год

8. «50 великих русских художников» Москва, «Белый город», 2008 год

9. «100 великих художников» Москва « Вече» 2010г.

10. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2 диска

Москва, 2008 год

11. http://ru.wikipedia.org





























ПРИЛОЖЕНИЕ



































Церковный словарь

Погост – отдельно стоящая церковь с кладбищем Позднее сельское кладбище.

Благовест – праздничный колокольный звон, совершаемый одним колоколом.

Благоговение – глубочайшее почтение (перед кем-то)

Вечерня – одна из христианских церковных служб.

Благообразный старец, черноризец-монах.

Пресвитер – священник.

Нимб – символ святости, сияние в виде кружка вокруг головы (на иконах в церкви)

Святой – обладающий божественной благодатью, человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.

Ряса – у православного духовенства: верхняя длинная одежда с широкими рукавами.

Ковчег (ковчежек) – в старинном церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения предметов, относящихся к обряду причастия – образ, признанный открыть истину тому, к кому он был послан.

Просфор (просвира) – в православном богослужении: маленький круглый белый пресный хлебец.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

















ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ



C:\Users\Pavilion g6\Desktop\Преподобный Сергий Радонежский.jpg













































hello_html_55f0d3dd.png

















































hello_html_62fdce33.png

























hello_html_m162498a2.png























hello_html_m53e9e29f.png

















































C:\Users\Pavilion g6\Desktop\Спаситель земли Русской.jpg











































СПАСИТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ





C:\Users\Pavilion g6\Desktop\Отрок.jpeg











































ОТРОК

Исследовательская работа Тема: « Идеал нравственности и чистоты на полотне М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею»
  • ИЗО, МХК
Описание:

Актуальность: возрождение интереса к религиозным образам , как к идеалам нравственности и чистоты. Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем, если его чувства не воспринимают  красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей.  Полотно создаётся для того, чтобы закрепить в материале произведения жизненно ценное, выразить то, что волнует современников. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце, сердце станет добрее, а глаза – зорче.

Новизна: исследование истории поэтапного создания  шедевра                              М. В. Нестерова  « Видение отроку Варфоломею».

Цель: понять идею картины М. В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею» и выявить позицию художника по отношению к проблеме духовного подвига человека.

Задачи:

1) Активизировать эмоциональную чуткость, ощутить себя в художественном мире картины.

2) Дать импульс к формированию познавательного интереса к изучению истории христианской православной культуры.

 

3) Воспитание патриотизма, духовности, глубокого уважения к святым заступникам Земли Русской.

Автор Кириченко Светлана Георгиевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 602
Номер материала 48625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓