Главная / Классному руководителю / Исследовательская работа студентов ТЕМА: Развитие традиционных Российских народных ремесел в городе Абаза.

Исследовательская работа студентов ТЕМА: Развитие традиционных Российских народных ремесел в городе Абаза.



Филиал ГБОУ РХ СПО « Черногорский горно-строительный техникум»











Исследовательская работа



ТЕМА: Развитие традиционных Российских

народных ремесел в городе Абаза.





Выполнили студенты гр. №2 «Мастер

отделочных строительных работ»:

Бондаренко И., Токарев А.,

Петрова Ю., Бутанаева Ю.,

Байчурин М.

Руководитель: Горяйнова Н.Н.-

преподаватель математики,

кл. руководитель,

Соловьева И.В.-

мастер производственного обучения



г. Абаза -2014 г.

Содержание


Введение стр.3

Цель, задачи, гипотеза, методика исследования стр.3

План реализации задач стр.4

Традиционные ремесла России стр. 5

Описание работы по изучению традиционных ремесел в городе Абаза стр.13

Полученные результаты стр. 15

Список использованных источников и литературы стр. 16


































Введение

Актуальность темы.

2014 год в России объявлен годом культуры. В начале года у нас в группе прошел цикл классных часов, посвященных культуре и различным ее направлениям.

Один из них назывался «Традиционные народные ремесла России».

Мы готовимся стать мастерами отделочных строительных работ, и данная тема заинтересовала меня и группу ребят. В современном обществе, где изобилие заводских и фабричных изделий, строительных и отделочных материалов, к сожалению, нет места традиционным русским ремеслам.

Мы задали себе вопрос: « А есть ли в Абазе мастера таких ремесел? Много ли их?».

Было решено этой теме посвятить небольшую исследовательскую работу.

Цель работы – Узнать, как развиты народные ремесла в нашем городе, познакомиться с мастерами, способствовать популяризации их мастерства среди студентов.

Задачи:

  1. Изучить традиционные ремесла российского народа.

  2. Найти жителей нашего города, занимающихся народными ремеслами.

  3. Познакомиться с ними и их работами.

  4. Обобщить и проанализировать собранный материал.

Гипотеза. Мы предположили, что в таежном регионе, где расположен наш город, где издавна добывают железную руду, могут развиваться народные промыслы, связанные с обработкой железа и древесины.

Методика исследования. Группа студентов посетила организации, которые могут располагать информацией о мастерах различных ремесел - ЦДТ, общество инвалидов, магазин сувениров и некоторые предприятия. После знакомства с этими людьми, их приглашали в техникум или мы посещали мастерские. После каждой встречи делали фотоотчёт, вели дневник, для изучения отдельных вопросов использовали опрос жителей города.

Время проведения исследовательской работы: февраль-апрель 2014 г.

План реализации задач.

  1. Изучение традиционных ремесел российского народа с помощью различных источников информации.

  2. Знакомство с мастерами, проживающими в городе Абаза, их работами и планами.

  3. Обобщение полученного материала, выводы, составление презентации, оформление работы.


Перед началом работы нам стало интересно, что означают слова «промысел» и «ремесло»? Ответ нашли в словаре.

Про́мысел (или про́мысл) — в общем смысле — совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата.

Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью или бригадой.

Промыслы по характеру своей деятельности можно подразделить на

- те, в которых производится что-либо и

- те, в которых добывается что-либо, созданное природой.

Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами, а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название.

Ремёсла — это такой вид производства, при котором не требуется очень сложного и энергоёмкого оборудования, хотя набор инструментов, используемых в некоторых ремёслах, может быть довольно многочисленным и разнообразным, а сами инструменты бывают довольно сложными по своему устройству, и требуют большого мастерства в их применении. Такое производство нередко называется кустарным.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, её могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность и тогда артель перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность.

Нас интересовали традиционные ремесла России, т.е. производства, основанные на ручном труде с использованием инструментов (орудий труда). Изучая интернет - ресурсы и различные печатные издания, мы узнали много интересного о таких видах промысла.

Мы их условно разделили на следующие группы (в зависимости от материалов):

- изделия из древесины;

-изделия из металла;

-керамические изделия;

-изделия из кости;

-рукоделие (вязание, вышивание, ткачество).

Весь собранный материал мы обобщили и изучили, кратко изложили в работе « Традиционные ремесла России», которая может быть полезна всем, кто интересуется данным вопросом.


Традиционные ремесла России

1.Изделия из древесины.

Резьба по дереву. В России резьба по дереву называлась резным делом. История этого ремесла уходит вглубь времен. Наша страна всегда была богата лесами, дерево был и остается основным подручным материалом. Самой ранней считается резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. Появились новые инструменты, немецкие названия и термины. В резьбе и мебели появились карнисы, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Складывались неповторимые, присущие только России ремесла, связанные с обработкой древесины.

Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, ложки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Но главным русским сувениром считается матрешка - полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы.

Её назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По сей день, матрёшка остаётся символом материнства и семьи.

Городецкая росписьзнаменитый народный промысел Нижегородского края. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры.

Изделия из бересты

На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).

В России из берёсты изготовляют наборные рукояти ножей. Такие рукояти позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности берёсты. Высокие водоотталкивающие свойства берёсты позволяют делать рукояти ножей без дополнительной пропитки. Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий.

2.Изделия из металла

-Кузнечное дело. Самым древним народным промыслом на Руси было кузнечное дело. История кузнечного дела начинается с железного века, когда первобытный человек впервые стал делать из него инструменты. Тогда люди заметили, что если на углях нагреть определенный тип породы до очень высокой температуры, то получиться железо. Поэтому можно сказать, что кузнечное дело очень долгое время оставалось основным способом обработки металла для создания орудий труда и оружия. Где и как развивалось кузнечное дело, зависело от топлива и железной руды.

Раньше кузнец объединял несколько специальностей. Один человек мог делать доспехи, оружие, орудия труда, замки, подковы для лошадей и многое другое. В прошлом кузнец даже мог вытаскивать людям зубы. У кузнеца в деревне обычно была своя кузница, в которой продавались различные бытовые предметы, к тому же он ремонтировал цепи, колесные диски, топоры и другие инструменты. Без кузнеца людям было не прожить. Кузнецы - это всегда сильные, порядочные и трудолюбивые люди.

Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

- Художественная роспись изделий из металла.

Жостовские подносы

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос". Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Уральские подносы.

Уральские расписные подносы стали изготовлять в 18в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. Здесь выковывали различных форм подносы: с просечным высоким бортом, с фигурными ручками. По загрунтованному металлу наносился цветной фон, выполнялась с помощью кисти размашистая роспись веток с цветами или букетов, некоторые элементы наносились даже пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения. Но её цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство подносов.

3.Керамические изделия

Гончарное ремесло в России имеет глубокие корни. В XI в. появляется гончарный круг. С этого момента ремесленники стали производить различные изделия из глины. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Фарфор первоначально был изобретен в Китае. В Европе он был исключительно привозной, стоил баснословно дорого и являлся принадлежностью лишь знатных и богатых домов. В Европе была известна лишь майолика — изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью и расписанные красками. Разумеется, начались попытки разгадать секрет изготовления фарфора, которые привели европейских мастеров к успеху: в начале XVIII века в Европе появилось несколько крупных фарфоровых мануфактур. В России мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году королевскую резиденцию Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и был восхищён увиденным. По его указанию была создана Китайская комната Монплезира и произведены первые закупки фарфора.

Первые попытки собственного производства. С XVI века существовал и развивался так называемый «ценинный промысел» — изготовление посуды и других бытовых предметов из обожжённой глины, покрытой белой или цветной глазурью, нередко с художественной росписью (русская майолика). Чаще, правда, по этой технологии изготавливались изразцы, применявшиеся для облицовки печей и для украшения церквей и богатых домов. Ещё в начале XVIII гжельские мастера начали делать из местной белой глины посуду, в том числе покрытую разноцветной глазурью.

В 1724 году в Москве Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл ценинный завод — первый в России, производивший майолику с росписью по сырой эмали. Сначала завод производил только курительные трубки, позже к ним добавились изразцы, а в конце 1730-х годов — посуда, покрытая эмалью. Гребенщиков стал официальным «поставщиком Её Императорского Величества».

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы, в 10 км от Петербурга началось строительство «порцелиновой мануфактуры». Для организации производства был приглашён арканист (алхимик) Кристоф Конрад Хунгер (в России его называли Гунгером), имевшим большой опыт работы в фарфоровом производстве в Европе. Работа Гунгера привела к провалу: фарфора из местной глины так и не получил, Приставленный к Гунгеру берг-мейстер Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова, параллельно занимался собственными экспериментами, и после долгих поисков ему удалось в 1746 году получить приемлемый по качеству фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. После нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому, хотя и производившийся исключительно из местного сырья.

Первыми изделиями мануфактуры были посуда, декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору, фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги. Лишь в 1756 году был построен большой горн, в котором начали изготавливать более крупные предметы. Тогда же был выпущен первый известный сервиз: «Собственный», принадлежащий лично императрице.

В 1765 году невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод.

- Скопинская керамика. Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный вид народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось имя первого скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.

В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.

- Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель ещё в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён Солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Свистульки имели формы различных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

-Филимоновская игрушка- русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново. Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

-Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Искусство Гжель - это производство и украшение керамики, фарфора, керамических изделий и украшений.

Издавна гжель славилась своими глинами, из которой создавалась различная утварь, посуда, сосуды и др. Гжельская роспись, которая традиционно украшает гжельскую посуду, также является уникальной и характерной только для этого вида народного промысла. В основном это голубые, синеватые оттенки, особый мазок кисти, который образует форму и её тень. Традиционными считаются изображения птиц, цветов (в основном роз) и узоров. В последнее время гжельская роспись, благодаря своей незамысловатой, ясной и лёгкой красоте набирает всё больше популярности.

4.Изделия из кости.

-Чукотский косторезный промысел

Чукотский косторезный промысел - наиболее древний центр искусства резьбы и гравировки на моржовых клыках.

Своеобразие этого искусства состоит в органическом соединении рационально сделанного предмета с художественным оформлением.
    Разнообразные предметы из кости выполнялись как необходимые в быту охотников вещи: ножи, гарпуны, наконечники. Их поверхность украшалась гравированным орнаментом, рисунки которого до сих пор не разгаданы, или скульптурным изображением, усиливающим функцию предмета, охраняющим его владельца от беды, способствующим удаче в охоте.
Мастера выполняют скульптуры отдельных животных во время отдыха и скульптурные группы. Одинарные фигурки имеют совсем небольшой размер и редко помещаются на подставку из блока кости. Многофигурные композиции чаще связаны с размещением их на клыке.
    На боковой стороне подставки как правило, дан гравированный рисунок, дополняющий рассказ об охоте или другом событии, зафиксированном в персонажах скульптуры. Сочетание двух видов искусства - скульптуры и гравюры - подчеркивает и расширяет содержание изображаемого события.

-Тобольская резьба по кости

Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 1860-х годов. Наличие ископаемой мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь, подсказали возможность заниматься художественной обработкой кости и русскому населению.

В основном изображали северных жителей, занятых своими повседневными делами. Персонажи скульптур вырезались отдельными фигурами и затем размещались на подставке. При большом количестве фигур, деревьев и чума вся скульптурная группа напоминает макет, в котором рассказ о событии был важнее художественно- пластической организации пространства.

5.Рукоделие

Рукоде́лие — вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов. Преимущественно термин используется для женского труда: ткачества, шитья, плетения, вышивания и вязания. Россия издавна славилась своими рукодельницами. В современном обществе остаются популярными шитье, вязание и вышивка.

Даже такие старинные виды рукоделия, как ткачество, ковроткачество и художественная обработка кожи в современном мире очень актуальны и востребованы. Наиболее популярно в России и за ее рубежами Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевельниковые или березовые; булавки; узор.

Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века.

По официальным исследованиям (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году — художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

В России большинство женщин владели искусством вышивки и вязания. Красота природы была отражена в вышитых узорах. Особенности холодного климата заставляли женщин вязать шерстяную одежду для всех членов семьи. В настоящее время эти два промысла тоже распространены и популярны.

Описание работы по изучению традиционных ремесел в городе Абаза.

Не столица, не станица рудный город Абаза,

А Руси родной частица и Хакасии краса.

Здесь прекрасная природа и здоровый здесь народ,

Крепкой, кряжистой породы испокон веков живет.

(Валентин Степанов - Абазинский поэт)

В таежном, отдаленном от столиц городе Абаза проживает очень много трудолюбивых и творческих людей. Для изучения того, как развиваются народные ремесла сегодня, мы начали с истории города. Для этого посетили краеведческий музей. Узнали о том, как возник и развивался рудник, как жили наши предки.

Затем стали знакомиться с мастерами- ремесленниками, проживающими в Абазе в настоящее время.

Вся информация, которая используется в нашей работе, разрешена для публикации её владельцами. Получили мы разрешение и на использование фотографий в презентации.

Кузнечным и ювелирным ремеслом в нашем городе занимается не так много мастеров, точнее - всего два.

Ковкой занимается Мурыгин Александр Михайлович, открывший мастерскую «Сварог» по производству литых и кованых изделий. Его мы пригласили на классный час, встреча прошла интересно. В России кузнецы всегда были люди творческие, отличающиеся своеобразным мировоззрением, таковым является и Александр Михайлович. Он - патриот своей страны, поклонник старинных обычаев и обрядов. Рассказывая о кузнечном деле, отметил, что в современных условиях это очень энергоемкий процесс, требующий много знаний. В мастерской они изготавливают перила, решетки для окон и каминов, ограды и различные сувениры.

Ремесло это не очень прибыльное, но спрос на изделия растет, главным образом для интерьеров.

Изготовлением ювелирных изделий в нашем городе занимается Маклаков Олег Сергеевич, его мастерскую «Новое золото» знает каждый. Олег Сергеевич имеет среднее профессиональное образование по профессии « Мастер- ювелир», уже 3 года занимается продажей, ремонтом и изготовлением ювелирных изделий. По его словам многие качества требуются для ювелира - художественный вкус, терпение, выдержка, знание психологии человека, религиозные и астрологические особенности, минералогия и материаловедение. Кроме того, нужно иметь специальное оборудование.

Изделия из древесины в Абазе изготавливают гораздо больше мастеров.

Мы не ставили своей целью познакомиться с производством столярных изделий, хотя на Руси - это очень распространенный вид ремесла. Мы хотели познакомиться с мастерами художественной обработки древесины, точнее- с резьбой.

Первым откликнулся на наше приглашение Базаров Владимир Владимирович - очень известный мастер резьбы по дереву. Мы с ним встретились на классном часе, куда он пришел с инструментами, фотографиями, заготовками. Получился мастер-класс резьбы по дереву. Все присутствующие попробовали поработать инструментами и отметили, что для этого нужны определенные навыки, знания и умения. Владимир Владимирович- автор многих изделий высокого класса.

Работает он в пожарной части инженером. Все свободное время занимается любимым ремеслом. Его работы экспонировались на многих региональных и общероссийских выставках.

Сазыкина Сергея в нашем городе знают многие. Это шахтер, у которого поистине «золотые руки». Большая загруженность Сергея не позволила нам встретиться. Договорились, что познакомимся в мае, но он любезно предоставил нам свои фотографии и разрешил их использовать в работе. Он - участник многих фестивалей, ярмарок, конкурсов. Талант его многообразен: это изделия из бересты, резьба по дереву, роспись по дереву. Многие предметы удостоены почетного места в городском краеведческом музее.

В Абазе - заречной творит чудеса из дерева Можаев Роман Сергеевич.

Его изделия - деревянные скульптуры. По желанию заказчика он сделает любого животного, резной столб и многое другое. Роман родом из Таштыпа, является родственником Исакова А.В, который там создал мастерскую «Сибирские узоры», известную даже в Москве. У этих мастеров Роман и научился резьбе по дереву. Сегодня изделия Романа Сергеевича имеют обширную географию от Востока до Запада нашей страны.

По соседству проживает другой молодой мастер - Пиневский Алексей Александрович, с ним мы познакомились, заметив на заборе деревянную сову. Алексей Александрович работает в строительной фирме «Деревянный дом» и все свободное время занимается любимым делом- резьбой по дереву. Особый интерес у него вызывают деревянные скульптуры, которые несомненно украсят любой интерьер или ландшафт.

Теряев Сергей Васильевич – изготавливает музыкальные инструменты. В круг его интересов входят не только инструменты русского и хакасского народа, но других народов мира. Сергей Васильевич постоянный участник фестиваля «Саянское кольцо», в интернет - магазинах есть его инструменты. В руках мастера возникают бубны, барабаны, гитары, шарманки, чатханы, концертино и многое другое. Сергей Васильевич любит путешествовать по Юго-Восточной Азии. Привозит оттуда не только массу впечатлений, но и материал для будущих инструментов. Наш земляк необычайно одаренный человек, талантлив во многих областях. Он прекрасно рисует, знает музыку, способен провести сложные расчеты при изготовлении шарманок и концертино.

Чернобай Василий Федорович - занимается резьбой по дереву, рисунками и столярными изделиями. Человек очень разносторонний и занятой.

Пенчук Владимир Александрович- мастер по работе с лозой. Жители Абазы хорошо знали его изделия из краснотала - корзины, хлебницы, кресла, мебель. В настоящее время он серьезно болен.

Рукоделие. Для изучения того «Как много в Абазе рукодельниц, и какие виды рукоделия они предпочитают?», мы решили провести опрос случайно выбранных женщин. Был задан вопрос: «Вы хорошо умеете:

-вязать на спицах

-вышивать

-вязать крючком

-ткать

-шить?»

Все дали письменные анонимные ответы. В результате из 60 случайных опрошенных женщин умеют:

-вязать на спицах- 44 чел, 73%

-вышивать- 8 чел, 13 %

-вязать крючком-21 чел, 35 %

-ткать- 0чел, 0 %

-шить- 11чел, 18 %

Таким образом, в нашем городе самый распространенный вид рукоделия - вязание на спицах. Совсем нет ткачих, этот вид рукоделия практически исчезает, тканые половики стали редкостью в наших домах.

Полученные результаты

В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что в Абазе много талантливых и творческих людей, занимающихся традиционными российскими ремеслами. В таёжном краю жители не только заняты добычей того, что дает природа (охотой, рыбалкой, сбором дикоросов, кедрового ореха), но и создают настоящие шедевры своими руками.

За короткий срок мы познакомились с наиболее известными в городе людьми, занимающимися традиционными в России ремеслами, уверены, что таких мастеров еще очень много. Поэтому работу планируем продолжить и постоянно пополнять новыми именами.

Наша гипотеза подтвердилась, наиболее распространены в Абазе ремесла, связанные с деревообработкой. Мы познакомились с семью жителями города Абаза, мастерство которых общепризнано.

Не оправдалась наша гипотеза о развитии в Абазе кузнечного дела. Только один человек из 14500 человек занимается изделиями из металла, и один - ювелирным делом.

Распространенным является вязание на спицах среди женщин Абазы.

Самым ценным в нашей работе стало то, что мы узнали много нового и интересного о традиционных Российских ремеслах, обобщили собранный материал и готовы поделиться с теми, кто этим интересуется.

Познакомились с прошлым и настоящим нашего города, узнали замечательных людей, которые делают нашу жизнь интересней.

Для будущей профессии «Мастер отделочных строительных работ» полученные знания тоже очень полезны.

Литература

  1. Интернет-ресурсы.

  2. Сайт города Абаза.

  3. Журнал «Абаза- 2001», посвященный 35-летию города


Приложение 1: Фотоотчет

















19


Исследовательская работа студентов ТЕМА: Развитие традиционных Российских народных ремесел в городе Абаза.
  • Классному руководителю
Описание:

Содержание исследовательской работы "Развитие традиционных Российских народных ремесел в городе Абаза". Работа вызвала интерес со стороны студентов, позволила провести цикл классных часов, посвященных Году Культуры, познакомиться с интересными людьми. провести мастер- классы. приобщить студентов к ремеслам русского народа. В ходе исследовательской работы было изучено много исторического материала. Работа была признана лучшей на традиционной конференции исследовательских работ студентов филиала техникума, была полезна будущим мастерам отделочных строительных работ.

Автор Горяйнова Надежда Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 659
Номер материала 45150
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓