Главная / Другое / Исследовательская работа "Учитель дарящий свет!"

Исследовательская работа "Учитель дарящий свет!"





ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

ПОС. ШМИДТА Г.О.НОВОКУЙБЫШЕВСК










hello_html_736b4ef0.gif









Работу выполнила:

ученица 7 класса ГБОУ ООШ №12

пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

Дерегузова Анастасия

Руководитель:

учитель истории и обществознания

ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

Дерегузова Наталья Васильевна




г.о. Новокуйбышевск 2014-2015 уч.год




Содержание: стр.


I. Введение. 3 – 5

Актуальность исследовательской работы 3 – 5

«Труд учителя»

II. Жизненный путь и педагогическая деятельность

Аникиной Александры Борисовны. 6 – 13

1. Детство и школьные годы. 6 – 7

2. Мастер своего дела. 7 – 10

3. Награды за достигнутые успехи 10

4. «В её работе нет мелочей» (отзывы коллег). 11

5. Слова благодарности выпускников 11 – 12

III. Заключение. 13 – 14

Человек с большой буквы

IV. Источники информации. 14















I. Введение

Актуальность темы.

«Учитель - священное слово для всех,

За ним и победа, и первый успех.

Сокровища знаний и щедрость души,

И искренний смех, и беседа души…»

Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле.

С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель.

Известные строки Н.А.Некрасова «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» полны почтения и признательности. Может, для кого-то они покажутся слегка напыщенными, но только так и можно обратиться к Учителю.

Ведь это он ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком.

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто




невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!

К сожалению, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. И не случайно общество стоит перед такой актуальной проблемой «вымирании» профессии учителя, ведь как показывает статистика, что через 10 -15 лет с такими «притоками» молодых специалистов в образовании как сейчас некому будет развивать материально-духовные ценности, ведь учитель – это фундамент современного общества.

Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и роль педагога в обществе! Недаром 2010 год был объявлен Годом Учителя, так как труд учителей заслуживает искреннего признания и благодарности. Как отметил Медведев Д.А., «государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». И сегодня руководство страны провозглашает одним из основных принципов новой государственной политики в образовании новый статус российского учителя.

Данной работой мы начинаем исследовательскую серию «Жизнь замечательных учителей», в которой будут раскрываться личности выдающихся наставников, работавших и работающих в нашей школе.

Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет об отличнике народного просвещения, о ветеране труда, о любимом и заслуженном Учителе всех поколений, об Учителе во всех его проявлениях, Учителе с большой буквы, Учителе по большому призванию и таланту – об Аникиной Александре Борисовне.

Цель исследования:

изучить жизнь и педагогическую деятельность учителя истории и обществознания Аникиной Александры Борисовны, определить какое значение ее деятельность сыграла в жизни её выпускников.




Задачи:

  1. Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Аникиной А. Б.

2. Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и

школьного архивов.

3. Оформить собранный материал.


Методы исследования:


  • Интервью с Аникиной А. Б.

  • работа со школьным и личным архивами - изучение документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки.

  • Встречи с выпускниками учителя, коллегами, родственниками.

  • изучение и исследование литературы, материалов периодической печати

  • Обобщение полученных данных.

-

Объектом исследования является история жизни и педагогической деятельности Аникиной А.Б. в истории государства от её истоков до современности.

Предмет исследования:

Исторический путь жизни и педагогической деятельности учителя

Новизна данного исследования:

собрать материал об Аникиной А. Б. и довести его до широкого круга общественности. На школьном уровне создать серию «Жизнь замечательных учителей», которых в нашей школе не мало.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить школьную музейную комнату.







II. Жизненный путь и педагогическая деятельность

Детство и школьные годы.

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду твоё имя – учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру не легка

2hello_html_2134ac34.jpg3 октября 1949 года в городе Дрогобыч Львовской области, что на Украине в семье Бардаковых Бориса Михайловича и Брониславы Ивановны родилась удивительная, милая девочка Саша.

В счастливой, дружной семье подрастали четыре прекрасных девочки – Раиса, Александра, Людмила и Ольга. Главным и единственным работником в семье был отец. Трудное тогда было время. Не так давно закончилась война. Жили не богато. Отец Саши был вольнонаемником и поэтому часто ездил по командировкам вместе с семьей, восстанавливать мосты. Мама занималась воспитанием детей. Из воспоминаний Александры Борисовны «Папа очень много работал, чтобы мы ни в чём не нуждались, поэтому часто приходилось ездить с ним по командировкам». [3.1]

В 1956 году семья переехала в город Октябрьск Куйбышевской области, а через год Сашенька пошла в первый класс Октябрьской школы №1.

В марте 1958 года началось строительство автодорожного моста – гиганта через Волгу у Саратова. И вновь семья была вынуждена переехать вместе с отцом, но на этот раз в город Энгельс. В этом городе Александра пошла в 3 класс школы №14. Но и здесь семья долго не задержалась, так как через три года они уже жили в Куйбышеве.

В это время Саша уже училась в 6 классе школы №11 города Куйбышева. В этой школе она и познакомилась с учителем истории – своим классным руководителем, Понамарёвой Екатериной Михайловной.




Большинство людей выбирают будущую профессию еще во время обучения в школе, и на их решение часто влияют те учителя, которые открыли им дверь в ту или иную страну знаний.

Из воспоминания учителя «До встречи с Екатериной Михайловной я не любила историю, а если честно просто ненавидела. Именно она изменила мой взгляд на многое в жизни и особенно отношение к своему предмету. Мы очень любили и уважали своего учителя, и мне казалось, что лучше профессии нет на земле. Именно Екатерина Михайловна оказала большое влияние на выбор моей профессии». [3.1]

В 1967 году Александра окончила среднюю трудовую политехническую школу №1 с производственным обучением имени Л.Н. Толстого города Куйбышева. Перед ней не стоял выбор «Куда пойти учиться?». Она уже знала, что её призвание - это учитель.

Мастер своего дела.

hello_html_m5dbc9c1d.jpg После окончании школы Саша подала документы в педагогический институт имени В.В. Куйбышева, но не поступила, так как не добрала один балл.

Нhello_html_464bceff.jpgо это не остановило Александру Борисовну на пути достижения цели, и свою педагогическую деятельность она начала в качестве старшей пионервожатой в своей родной школе. С первых дней к работе относилась с большой ответственностью и любовью. Это были замечательные годы. Жизнь пионерской организации была активной и интересной. Проводили соревнования между отрядами, туристические слеты, собирали металлолом для комсомольских строек, посылали посылки на целину. Помимо работы в школе, Александра Борисовна активно занималась общественной работой. Она была активным работником комсомольской организации, членом горкома комсомола г. Куйбышева, избрана делегатом на XXIII районную отчетно-выборную комсомольскую конференцию от



комсомольской организации школы, в 1973 году вступила в ряды партии, и была избрана секретарём партийной организации.

Награждена всеми пионерскими и комсомольскими наградами.

Спустя два года она осуществила свою мечту и поступила в институт на исторический факультет. Из воспоминаний: «После поступления в институт я продолжала работать в школе, и обучаться на заочном отделении, так как директор школы меня не отпустил на дневное обучение, и так я проработала в школе №13 года. С 1969 – 1974 годы работала в школе № 57 старшей пионервожатой, а в 1975 году, через год после окончания института, была переведена учителем географии». [3.1]

В 1975 году вышла замуж за Глазунова Геннадия Васильевича и продолжала трудиться в школе.

В 1977 году судьба ее привела в село Горки Волжского района. Ей очень понравилось то, что село расположено на живописном берегу реки Чапаевка. Вокруг лес, земляничные поля и грибные поляны. Круглый год можно любоваться удивительной волжской природой. Ну, а в школе нового учителя истории и организатора внеклассной работы дети встретили с радостью.

После первого урока они с замиранием сердца ждали следующего. «Это были незабываемые путешествия по историческим местам нашей Родины, древних государств, удивительные встречи на берегах Нила, бродили по улицам древнего Рима. Встречались с героями Спарты и царем Леонидом. На уроках она говорила, что без прошлого нет будущего, и каждому человеку необходимо знать историю своей страны и своего народа, делать соответствующие выводы». [3.7]

Александра Борисовна использовала картографический и иллюстративный материалы. На доске предлагались схематические, графические изображения исторических процессов и конкретных действий и явлений на примерах смены различных формаций общества - переход от одного исторического этапа к другому. Детальное и динамическое изложение битв и сражений. Большую часть времени урока


занимал коммуникативный обмен между преподавателем и классом, проводились аналогии исторических событий различных эпох. Предоставлялась возможность учащимся высказать свою точку зрения на исторические процессы и явления.

Она всегда использовала педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником в процессе получения знаний, а не быть просто пассивным слушателем учителя.

Свою любовь к предмету она старалась передать своим ученикам, а к своей работе всегда подходила с фантазией и творчеством. Уроки всегда носили яркую эмоциональную окраску. Ученики радовались, сострадали и сопереживали историческим процессам. Все становилось ясно и понятно.

Задавая вопрос «А много ли у Вас было талантливых учеников?», Александра Борисовна ответила: «Все дети уникальны по-своему, просто нужно вовремя увидеть талант каждого из них, поддержать в нужную минуту, похвалить и дать возможность проявить себя». [3.1]

В 1985 году была назначена завучем школы. Под её руководством коллектив учителей и учащихся принимал активное участие в уборке урожая, оказывал помощь совхозу «Маяк». За что награждались туристическими путёвками по городам СССР, а именно по городам Куйбышевской области, в Москву, Пензу, Прибалтику – города Каунас, Вильнюс и другие.

Более двадцати лет она руководила методическим объединением учителей естественного цикла, исполняла обязанности директора школы. Была наставником студентов, проходивших педагогическую практику в школе; делилась с коллегами своим опытом, выступая на областных и районных конференциях. После уроков проводила краеведческую работу, была участником художественной самодеятельности, на протяжении многих лет являлась председателем выборной компании села Горки. Она покоряла всех своей одержимостью и ответственностью в работе, неизменным доброжелательным отношением к людям. А еще – способностью с удивительной стойкостью переносить все трудности и беды, выпавшие на ее



долю. До сих пор ученики школы вспоминают ее с большим теплом, некоторые пошли по ее стопам и выбрали профессию учителя.

В 2009 году в возрасте 60 лет ушла на заслуженный отдых, отработав в сфере образования 42 года.

За годы работы в нашей школе Александра Борисовна выпустила 6 классных коллективов. Её ученики стали учителями, юристами, врачами, работниками налоговой инспекции, предпринимателями, певцами оперного театра, военнослужащими, работниками администрации Волжского района в отделе образования … и просто хорошими людьми и все они ей благодарны.

После выхода на пенсию начала заниматься своим любимым делом - это выращивание овощных культур и цветов. Возле её дома раскинулись превосходные клумбы и удивительный огород. Каких только цветов и овощей нет на её грядках, которые цветут и растут с ранней весны до поздней осени.

Награды за достигнутые успехи [2.2]

В 1970 и 1971 годах объявлены благодарности за участие и хорошую подготовку в смотре художественной самодеятельности в школе № 57 города Куйбышева. За большую работу в деле воспитания подрастающего поколения Александра Борисовна награждена в 1973 году Почётной грамотой от Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. В 1980 году Почётной грамотой за добросовестную работу на выращивании и уборке овощных культур в совхозе «Маяк».

Вhello_html_1ee22085.jpg 1987 году за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Куйбышевского областного совета народных депутатов награждена медалью «ветеран труда». В 1991 году она награждена значком «отличник народного просвещения». В 2004 году объявлены благодарности за умелую организацию классного коллектива в рамках городской акции «Есть проблема по благоустройству памятников» и за подготовку и реализацию сценария торжественного мероприятия посвященного Дню Победы.



«В её работе нет мелочей»

В ходе интервьюирования нескольких учителей нашей школы, мы выяснили, каково отношение коллег к Александре Борисовне.

Было сказано много добрых слов об этом человеке. Вот некоторые высказывания коллег.

Дадонова Светлана Петровна – зам. директор ГБОУ ООШ № 12

«hello_html_59bddb0f.jpgАлександра Борисовна – очень ответственный и трудолюбивый человек. Меня всегда поражало, с какой тщательностью и кропотливостью она готовится к любому делу. Для всех она была очень строгим и требовательным завучем, учителем а для меня добрым, отзывчивым человеком с огромной и чистой душой. Если мне нужно было доверить ей какие - то важные дела по работе, то я всегда знала, что все будет выполнено безукоризненно. Определить, какой ты учитель, можно по его детям. У Александры Борисовны нет своих детей, но она вырастили и воспитали прекрасного племянника Константина, который считает её своей мамой». [3.2]

Дерегузова Наталья Васильевна – учитель истории ГБОУ ООШ №12.

«hello_html_m56d6e32b.jpgКогда пришла работать в школу, то поначалу даже побаивалась, когда на уроки приходила Александра Борисовна, а потом поняла, что она приходит не критиковать меня, а помогать, дать дельный совет, поделиться опытом. Она уважаемый человек в нашем коллективе, с нее всегда и во всём можно брать пример. Она отличается неимоверным умом и в тоже время очень скромная. Я работаю на такой же должности, что и Александра Борисовна и первое время она была моим наставником и другом, да и сейчас частенько обращаюсь к ней по работе, спрашиваю совета». [3.3]

Слова благодарности выпускников

Мы встретились на вечере встречи выпускников с учениками разных годов и узнали, что Александра Борисовна уважаема и любима ими. О ней говорят с чувством благодарности восхищения. Приведём некоторые высказывания.


Святкина (Дюкова) Ирина Анатольевна – юрист ТЭЦ №1, выпускница 1983 года.

«hello_html_73c64e02.pngЯ помню всех учителей, которые меня учили, но к одному учителю у меня особое отношение. Это Аникина А.Б. Она преподавала в нашем классе историю и обществознание. Я счастлива, что именно она вела в нашем классе этот важный предмет, так как превосходно его знает. Этот учитель доступно и понятно доносит материал урока до учеников. Она человек, который полностью отдается своему делу. Сколько сил, времени и здоровья она отдала нам» [3.6]

Кулакова (Платошина) Елена Валентиновна старший работник налоговой инспекции города Новокуйбышевск, выпускница 1987 года.

«hello_html_m59f7e0c1.pngАлександра Борисовна стала нашим классным руководителем, когда я училась в 6 классе. Невысокого роста, с пышной красивой прической и яркими голубыми глазами - такой портрет стоит у меня перед глазами. Строгая на уроках, с чувством собственного достоинства, но открытая и душевная вне уроков, понимающая подростковые проблемы, с большим чувством юмора. Она преподавала историю.

Ярко сохранились в памяти походы класса за речку Чапаевка, на туристические слеты и военный гарнизон на игру «Орлёнок» и «Зарница». А летний трудовой лагерь? Это отдельная история жесткой борьбы с сорняками на совхозных полях, войны с полчищами комаров и мошек, вечерними кострами, веселыми тематическими праздниками, поездками в ТЮЗ и цирк, на набережную Волги. И в этих воспоминаниях на первом месте всегда находится Александра Борисовна – талантливый учитель, яркая личность, со щедрой душой. Когда случилась беда с нашим одноклассником – он получил тяжелую травму, именно, она посоветовала наши заработанные деньги передать ему на лечение, именно она поддерживала его и многих других в самые тяжелые моменты жизни. К ней всегда можно обратиться за советом, поделиться своей проблемой. Спасибо Вам Александра Борисовна!» [3.5]




III. Заключение

Человек с большой буквы

Заканчивая интервью, мы задали Александре Борисовне два вопроса:

Хотелось бы Вам изменить свою жизнь? - «Нет, я ни о чем не жалею. Мне немного обидно за отношение к профессии учителя сегодня, ведь это дело всей моей жизни». [3.1]

Считаете ли Вы себя счастливым человеком? – «Да, так как у меня была и есть любимая работа, семья, внимание со стороны моих учеников, коллег и просто окружающих меня людей. Любовь близких и родных». [3.1]

Работая над этой темой, мы поняли, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем.

В результате изучения документов и фотоматериалов из архива Аникиной А.Б., а также во время бесед с учителями и учениками (нынешними и бывшими), друзьями, самой Александрой Борисовной нам открылась удивительная личность: высокообразованная, разносторонний человек, внесший большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что ей пришлось пройти множество испытаний, она до сих пор удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг.

Даже уйдя на заслуженный отдых, Александра Борисовна интересуется жизнью своих бывших учеников. Радуется их успехам и огорчается неудачам. Её часто можно увидеть в школе на тематических уроках, торжественных линейках, на всех праздниках школы.

Она - учитель не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Бывшие ученики все ее любят, уважают, звонят, потому что она всем раздарила частички своего доброго сердца.

Огонёк, зажженный когда-то Александрой Борисовной, по-прежнему горит в сердцах - сердцах её учеников и коллег.

Изучив жизнь и педагогическую деятельность учителя мы решили, что

учащиеся нашей школы должны знать историю жизни учителей преданных своему делу, поэтому следующим нашим обектом исследованием будет учитель физкультуры Горбунов Леонид Иванович.

IV. Список источников и литературы

1. Список литературы:

  1. А. Мудрик. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1988. – Гл.

«Время выбора и решений».


2. Источники:

Семейный и школьный архивы:

1) Документы

2) Награды

3) Семейные фотографии

4) Вырезки из СМИ

5) Приказы

6) Материалы школьного музея: фотографии, воспоминания.


3. Информаторы:

  1. Аникина Александра Борисовна

  2. Дадонова Светлана Петровна

  3. Дерегузова Наталья Васильевна

  4. Прокофьева Елена Анатольевна

  5. Кулакова Елена Валентиновна

  6. Святкина Ирина Анатольевна

  7. Петрова Татьяна Николаевна

hello_html_m4d466bb7.png


Исследовательская работа "Учитель дарящий свет!"
  • Другое
Описание:

Эта  исследовательская работа дань уважения человеку, который  посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это  путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет об отличнике народного просвещения, о ветеране труда, о любимом и заслуженном Учителе истории всех поколений, об Учителе во всех его проявлениях, Учителе с большой буквы, Учителе  по большому призванию и таланту – об Аникиной Александре Борисовне. 

 

Автор Дерегузова Наталья Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1788
Номер материала 46070
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓