Главная / Начальные классы / исследовательская работа "Село Сургодь в годы войны"

исследовательская работа "Село Сургодь в годы войны"


Исследовательская работа « Село Сургодь в годы войны»

Выполнила: Ждакаева Алина, 7 класс

Руководитель: Данилина Л.И., учитель начальных классов

2014 год Сургодь



План.

1.Введение

2.Основная часть. Село Сургодь в годы войны.

*Земляки- фронтовики.

*Эхо блокадного Ленинграда.

*Учителя- участники войны.

*Молодость, опалённая войной.

*Песня солдатских вдов.

*Никто не забыт, ничто не забыто.

3.Экспериментальная часть:

*Рассказы старых фотографий.

4.Заключение.

5.Литература.

6.Приложение.


Актуальность определяется значимостью знания истории своих земляков в военные годы.


Предметом исследования являются фотографии земляков- ветеранов.


В качестве объекта исследования является отдел школьного музея боевой славы.


Отсюда целью исследования является:


1.Проследить связь истории села в военные годы с историей Родины.

2.Изучить старые фотографии сельчан-ветеранов.


Гипотеза исследования:


Говорить о возрождении России невозможно без понимания необходимости воссоздания исторической памяти военных лет села, отдельных её личностей.

История села и история России- одно целое.


Задачи исследования:


Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:

1.Проследить, как связана история села с историей Отечества.

2.Понять роль или значимость жизни этих людей для следующих поколений.

3.Опытно-экспериментальным путём проверить гипотезу исследования.

В работе использовались следующие методы:

-описательный

-аналитический

-приём систематизации и классификации


Введение


Земля моя родная…

Как я тебя от сердца отлучу ?

Ведёт к тебе тропиночка лесная,

К твоим садам, к студёному ключу.

И.Д. Пиняев


Я часто задумываюсь, что значит для меня понятие «родной край»?

Будто ничего особого в той местности, где я живу. Ан нет. Всё-таки что –то самое ближнее, самое родное. Даже птицы и рыбы стараются когда-нибудь возвратиться в то место, где вывелись. Как, к примеру, деревенская ласточка, что ежегодно возвращается к гнезду под карнизом нашего дома.

В чём же это заключается ? Ведь в мире больше местностей с суровым климатом, безводных, с разными природными катаклизмами, чем «райских уголков». Большинство людей, хотя и любят бывать в таких « уголках », отдают предпочтение именно родному краю- пустыне, тундре, джунглям, болотистым, лесным или степным местностям.

Думаю, что объяснение этому есть. Родной край всегда ассоциируется с домом, с матерью, семьёй, друзьями, односельчанами. Именно отсюда начинается освоение и познание внешнего мира, здесь проходят первые шаги в обучении, первое чувство и другие первые сильнейшие впечатления.

Поэтому таким дорогим он и есть для каждого человека- как воспоминание о детстве, как связь с прошлым.

Моя малая родина - село Сургодь. Здесь я родилась, сделала первые шаги. Наша семья пустила корни на этой благодатной почве.

Из разных источников я узнала интересные сведения о прошлом и настоящем нашего села.

Село Сургодь расположено в низменности, окружено с двух сторон невысокими холмами,с северной стороны примыкает роща. Живописны сургодьские места! Обширные поля, разноцветье луговых трав, прозрачная гладь реки с её песчаными плёсами, возвышающаяся «заячья гора», а поодаль- сосновый бор манит к себе человека и пленяет своей красотой.

Достопримечательностью нашего села является мечеть. А рядом музей поэта Хади Такташа, открытый в 2005 году. Долгие годы Коновалова Равиля Алимовна, которая более 40 лет преподавала в местной школе русский язык и литературу, ведя кружок « Татарская национальная культура »,собирала материалы для школьного краеведческого музея. Именно её сельчане считают одной из основателей музея. По крупицам она собирала материал о судьбах земляков, опалённых войной. Нельзя без волнения пройти мимо музейного стенда « Они защищали Родину ». На тебя смотрят пожелтевшие от времени фотографии. За каждой из них судьба человека, непростая судьба.


Основная часть.


Наше прошлое призрачной тоненькой дымкой

Сквозь потёртые вещи и старые фото,

Сквозь года и счастливые наши улыбки

В мою память войдёт и напомнит о чём-то.

А. Мельников

Много времени мы, члены краеведческого кружка, проводим в музее имени Хади Такташа. Вот уже несколько лет вместе с руководителем Коноваловой Р.А. мы собираем интересный материал о земляках нашего села. Мы являемся их частыми гостями, с интересом слушаем их рассказы о военном времени, рассматриваем их семейные фотографии, записываем их воспоминания, беседуем с родственниками. Полученный материал тщательно обрабатываем и помещаем в отдел боевой славы. С трепетом останавливаюсь около стенда « Они защищали Родину».

Внимательно вглядываюсь в молодые лица на этой фотографии. Немного задумчивые, наверное, строили планы на счастливое будущее. Но война по -своему распорядилась судьбой этих молодых людей. Сражаясь за родину на Курской земле, Айсин Алим Мухаммеджанович пропал без вести в июле 1943 года. Его молодая супруга Айсина Рябия осталась одна с четырьмя дочерьми. Ей пришлось заменить им и отца.

Много лет тому назад Равиля Алимовна, одна из его дочерей, написала своему отцу письмо. Его мы нашли среди архивных документов музея.

Вот что оно нам рассказало:

Дорогой отец!

62 года прошло с тех пор, как ты пропал без вести на Курской земле. В 34 года ты ушёл из жизни!

Отец! Ты ведь мог и не пойти на фронт: у тебя была броня. Но ты был учителем и понял всю опасность этой войны для Родины.

Отец! Когда ты ушёл на фронт, мне было 7 месяцев. Я тебя совсем не помню.Твой образ я создала сама: высокий, грустные глаза, густые чёрные волосы. Я всю жизнь находила подобных людей и…находила. А сейчас в центре села стоит памятник погибшим воинам односельчанам. Солдат точь в точь как ты: высокий, молодой и родной.

Все четверо твоих детей выросли без тебя. Нас мама воспитала, любя по- женски и строго. Хотя не всегда смогла заменить тебя. Чтобы накормить нас, мать надрывалась на колхозной работе. А 1 сентября в первый класс я пошла босиком. Не в чем было. В доме всегда было холодно. Печка наша топилась соломой, кизяками. Жгли лучинки, коптилку. Что такое голод, я тоже знаю.

Отец! Ты никогда не уходишь из нашего дома и памяти. Твоё чёрное пальто долго висело над койкой. А потом оно исчезло. Оказывается, мать обменяла его на два ведра картошки. А потом исчез велосипед. С твоей гитарой я играла на печке, когда оставалась одна( сёстры с матерью уходили на поле собирать колоски). И портфель твой тоже стал игрушкой.

Мама пока жива. Отец! Судьба её хлестала, ты бы знал, как! Но ты можешь ею гордиться .Она все эти годы ждала тебя, жила только тобой. Ты ведь обещал ей вернуться. В одном письме ты сообщил, что будете в Рязани несколько дней. Она поехала туда с продуктами, но отыскать тебя среди фронтовиков не смогла. Мама всегда за тебя молилась и плакала. В такие минуты было больно на неё смотреть. Ты оставил её молодую, в 29 лет.

Отец! Я тоже тебя всегда ждала. Помнится, в 7 классе учитель объясняет урок, а я думаю: вот сейчас откроется дверь и скажут: Айсина, иди домой, отец приехал. Но…

Отец! На селе всё меньше остаётся людей, которые помнили бы тебя. При встрече иные говорят: а твой отец был моим учителем. И рассказывает о тебе. В школьном музее есть твоя фотокарточка и зачётная институтская книжка. Я горжусь тобой. Я ведь тоже стала учителем. И внучка твоя Элла тоже учитель.

9 мая- великий праздник Победы. Но знай: ни один праздник Победы не проходит в нашем доме без слёз. Ты бы видел, как пристально вглядывается мать в лица фронтовиков, когда показывают военные кадры. Среди них она ищет тебя. Очень печально в такие минуты. Жалко её.

Отец! Ты отдал свою жизнь за Родину, за нас, значит, ты не пропал без вести.

А на этой фотографии мы видим Пелагею Ивановну Волчкову, блокадницу Ленинграда. или как мы её всегда называли тётя Поля. Она не раз приходила к нам в школу и делилась своими воспоминаниями.

Вот что она рассказывает:

Видели мы холод и голод. Суточный паёк хлеба составлял 125 граммов. Вскоре и его не стало. Приходилось печь хлеб из опилок, бумаги и древесной коры. Жили одной надеждой: выжить во что бы то ни стало.И вот однажды

« дорога жизни », проложенная по Ладожскому озеру, вывела её и подруг из кромешного ада. Казалось, люди спасены. Однако, схоронила подруг навсегда. Это случилось так: В одном селе женщинам и детям дали еду. Полина Ивановна помнила слова провожатого о том, чтобы не есть много еды. Но как удержаться? К счастью, её котелок с едой замёрз на морозе.Он и стал её спасителем. Истощённый организм женщин- блокадниц не справился с нагрузкой. Детей с трудом удалось оторвать от трупов матерей.

Когда Полину Ивановну привезли домой в село Дмитриевка, от неё остался лишь скелет, обтянутый синей кожей. Молодая девушка была похожа на глубокую старушку. Вместо голоса- тяжёлые хрипы. Но родная земля, односельчане не дали ей погибнуть.

Заканчивая свой рассказ, Полина Ивановна всегда говорила: « Своей жизнью я довольна, хотя не всегда в ней было гладко. Несмотря на трудности, на страшные годы войны, я считаю себя вполне счастливым человеком. Живу в окружении своей дочери, внуков и правнуков. Очень хочу, чтобы никто не испытал того, что выпало на нашу долю».

К сожалению, на территории Сургодьского поселения сегодня нет ни одного ветерана войны. Но это не значит, что наша исследовательская работа остановится. Мы вновь и вновь будем обращаться к событиям, материалам той войны.


Заключение.


Вот так, шаг за шагом, открывается передо мной история. Далёкие земляки становятся роднее и ближе, словно ступая из туманной дали прошлого.

А пожелтевшие фотографии ожили и заговорили, рассказывая об их судьбах.

Работая с архивными документами, я задумалась над тяготами, которые выпали на долю нашего народа, в частности, и моих земляков во время Великой Отечественной войны.

В ходе исследования, проникшись переживаниями, пополнив запас знаний , приобрела тот фундамент, который даст уверенность в себе, в своих силах.

Я поняла, что основа духовного обогащения человека- вечная связь поколений. От того, как ты относишься к уходящему поколению, в значительной мере зависит, каким человеком ты станешь.

В ходе данной исследовательской работы я обнаружила, что прошлое, запечатлённое на старой фотографии, близко и дорого мне. Оно учит помнить своих земляков, с уважением относиться к их старости. Старый снимок пробудил память и воображение, помог по –новому взглянуть на жизнь.


Две старых фотографии, два деда

Со стен как будто смотрят на меня.

Один погиб почти перед победой,

Другой пропал в немецких лагерях.


Один дошёл до самого Берлина,

В апреле сорок пятого –убит.

Другой пропал без вести, словно сгинул,

И даже неизвестно, где лежит.


Защитники Отечества родного,

Две разных жизни, но с одной судьбой.

Со старых фотографий смотрят снова,

Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.










исследовательская работа "Село Сургодь в годы войны"
  • Начальные классы
Описание:

С большим интересом отношусь к исследовательским работам и вовлекаю в эту деятельность своих воспитанников.В прошлом году мы с ученицей Ждакаевой Алиной в очередной раз выезжали в г. Ковылкино на 4 Республиканскую научно-исследовательскую конференцию школьников по практическому краеведению "Историко-культурное и природное наследие родного края". Девочка с интересом выступила с данной работой. Её мы собирали по крупицам. Часть материала позаимствовали из местного краеведческого музея Хади Такташа.Этот материал будет использован на классных часах в начальных классах. Особенно актуальна эта тема в канун 70-летия Победы.

Автор Данилина Любовь Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 690
Номер материала 51744
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓