Главная / Другое / исследовательская работа "Приход Свято-Никольский"

исследовательская работа "Приход Свято-Никольский"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа c. Котиково

Вяземского района Хабаровского края



Исследовательская работа.



«Приход Свято-Никольский»











Выполнил: Отченаш Степан Валерьевич,

ученик 4 класса МБОУ СОШ

с. Котиково Вяземского района

Хабаровского края.

Руководитель: Отченаш Людмила Леонидовна,

учитель МБОУ СОШ с. Котиково Вяземского

района Хабаровского края.







2012



Об автореSAM_6009

Отченаш Степан Валерьевич

дата рождения - 20.02.2001 г.

Ученик 4 класса

Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Котиково Вяземского района Хабаровского края.

Место жительства: Хабаровский край , Вяземский район, с. Отрадное, ул. Строителей 7 кв. 1.





































Оглавление



Введение……………………………………………………………4 стр.

Основная часть

  1. История прихода Свято-Никольского………………………5 стр.

  2. Вклад жителей города………………………………………..6-7 стр.

  3. Настоятели церкви-прихода……………………………… 8 стр.

  4. Мое отношение и отношение населения к церкви……..9 стр.

Заключение….………………………………………10 стр.

Список литературы………………………………………………11 стр.

Приложения……………………………………………….…12 – 23 стр.































Введение

Благочестивые наши предки не могли жить без храма;

он был так же необходим для души народа,

как дом и пища для его телесного существования.

Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

У меня интересная фамилия! Оказывается, она произошла от молитвы « Отче наш» и связана с распространением христианства на Руси. А центром распространения христианства был и есть храмы. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Я задался вопросом, а знают ли мои односельчане о том, что у нас в городе Вяземский есть храм и как он называется? Результат анкеты показал, что из ?% посещающих только 1% знает название церкви г. Вяземского (приложение 1). Я задумался, если люди посещают храм, почему они не знают его название? Поэтому я хочу рассказать им об истории происхождения нашего храма.

Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней.

Проблема: У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Так и Церковь прихода Свято- Никольского имеет интереснейшую историю, но к сожалению многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.

Гипотеза: Если я соберу сведения очевидцев, сведения архивов, музея, материалов библиотеки г. Вяземского, то я воссоздам историю прихода Свято-Никольского.

Цель исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день церкви прихода Свято-Никольского г. Вяземского Хабаровского края.

Задачи:

  • Изучить отношение населения к церкви.

  • Найти сведения о строительстве православного храма.

  • Изучить и проанализировать материалы по истории церкви в советский и постсоветский период.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

Объект: хроника событий, связанных с церковью.

Предмет: церковь - приход Свято-Никольский г.Вяземского Хабаровского края.


1.

Свято-Никольский приход был создан в конце 19-го века для первых переселенцев. При станции Вяземская была построена церковь-школа во имя Святого Николая Чудотворца и Преподобной Марии (приложение 2). Первый храм строился с 1898 по 1901 годы на средства благотворительного фонда имени Александра III и на 5000 рублей, пожертвованные Марией Тепловой, известной благотворительницей, вдовой полковника Николая Теплова (приложение з). Церковь – школа была освящена 26 мая 1901 года. С 1899-1922 годы называлась приход ст.Вяземская Николо - Мариинской железнодорожной церкви Владивостокской Епархии (приложение 3).

С 1922 года здание церкви служило рабоче-крестьянской общеобразовательной школой.

В 1924 году были скинуты колокола, и здание было отдано под клуб железнодорожников. Позднее к нему с восточной и западной стороны были сделаны пристройки, в которых разместили библиотеку.

С 17 февраля 1926 года в здании существовал железнодорожный музей.

Затем последовало 60 – летнее скрытое от власти моление верующих по домам. В годы гонений верующие собирались тайно в частных домах для общей молитвы, храня чистоту православия, вот немногие из них: Карпушкина Мария, Парака Дарья, Вергулис Ирина, Цыбуля Александра, Понкратова Мария, Буряк Дарья, Пугач Анна, Бутенко Таисия (приложение 4).

В 1990 году директором Вяземского краеведческого музея Л.В. Корневой была высказана мысль о возвращении верующим здания бывшей церкви, ее поддержала мать, старейший работник музея Александра Филимоновна Жело. Сделали запросы и нашелся ходатай – Таисия Тихоновна Бутенко, которая тогда постаралась попасть на прием к бывшему епископу Хабаровскому Гавриилу.

13 февраля 1991 года было получено официальное разрешение администрации г. Вяземского на оформление документов и регистрацию православной церкви.

В 1991 году здание полностью передали православной общине (приложение 5).

С начала 1992 года в церковь стали приезжать из Хабаровской епархии священники для совершения таинства крещения.

13 декабря 1992 году было направлено прошение епископу Хабаровскому и Приамурскому Иннокентию о восстановлении здания.

15 апреля 1992 года был подписан первый Устав прихода епископом Иннокентием.

19 декабря 1993 года был освящен временный престол с западной стороны здания, на период ремонтных работ, во имя святого Николая Чудотворца (приложение 6). Первую божественную литургию отслужил епископ Иннокентий.


2.

В восстановление храма принимали участие многие жители нашего города: кто оказывал благотворительную материальную помощь, кто вносил свою лепту в оформление храма.

Все начиналось с пустого здания! Лидия Николаевна Писаненко и Лидия Григорьевна Токмакова это голова и шея (из воспоминаний Л.Н. Писаненко) (приложение 7). Лидия Николаевна ходила по организациям, просила хоть что-нибудь, начиная от гвоздей, досок до ложек, вилок. Лидия Григорьевна была первым священником, даже в холодном помещении, печи построены были позже, она собирала верующих для молитвы. Две Лидии возродили наш храм! Из беседы с Лидией Николаевной я узнал о том, как верующим досталось почти разваленное помещение. Как очень пожилые женщины забивали гвозди, как разбивали себе пальцы, потому что в их возрасте это очень трудно сделать, как Лидия Николаевна уходила поплакать от обиды за этих старушек, а потом возвращалась и подбадривала их своим живым голосом и шуткой: Ну что старцы, не все руки отколотили, есть еще, чем работать? Как она - председатель ездила на прием к Хабаровскому епископу, и не зная как правильно разговаривать, как приветствовать, просила о благословении церкви, о покупке плащаницы. Рассказывала она, где с юмором, а где и со слезами на глазах. Очень многое узнали о том, кто помогал им в не легкой затее. Так Августина Нардина внесла огромную лепту. С самого начала была была уборщицей, кассиром, сторожем, поваром и до сих пор работает в приходе.

Так рабочие НГЧ И ШРЗ сделали подсвечники, ажурные решетки на окна. Под руководством епископа Иннокентия был сделан алтарь столяром Владимиром Дубининым и прихожанином Михаилом Федорович Токмаковым с иконостасом, престол и аналои. Митус В.Ф. подарил храму тумбочки и посвечники.

С 1998 года занимались строительством колокольни и установкой куполов. Дмитрий Костромин сделал семь самодельных куполов(7 куполов - напоминание о 7 таинствах церкви: крещение, миропомазание, причащение, венчание, соборование, рукоположение, исповедь).

В 2003 колокольню подняли выше и отремонтировали (приложение 8). Теперь на православные праздники колокола нас радуют своим звоном. В этом же году Сергеем Новоселовым написана икона преподобного Зосимы Владимирского с частичкой мощей. В 2004 году им же написана икона Оптинских старцев с частичкой мощей.

В 2004 году иконостас был переделан, перенесен в большую половину здания, туда, где был ранее храм. Эскиз сделал Сергей Новоселов, он руководил всей работой, помогали ему в этом талантливые художники, мастера чеканки и художественной резьбы по дереву: Ковалевская Вера Павловна, Королев Александр Васильевич, сделав Царские врата в алтаре. Ходатский А.А., Чусовлянкин В., Жариков В.А. – резьба, а роспись – Хафизова Н.В. А также проходящий паломник Валерий помог сделать иконостас, а солею и амвон - Владимир Дубинин. Росписью и иконописью занимались матушка Наталья и ее сестра Ксения (из Марфо - Мариинской обители в послушании на приходе).

В 2006 году С. Новоселовым написана икона Блаженной Матроны Московской с частичкой мощей.










































3.

Первым настоятелем Свято-Никольского храма на станции Вяземская с 1901 года был отец Владимир (Михальчук Владимир Васильевич, 1866 года рождения), приблизительно по 1915 год, о чем свидетельствуют выписки из метрической книги за 1902 и 1910 годы.

По сведениям метрической книги вторым настоятелем храма с 1915 года был отец Хрисанф (Хрисанф Александрович Горбачевский), приблизительно по 1920 годы.

С 1991-1993 для служб направлялись священники Хабаровской епархии: игумен Товий, о. Павел, о. Анатолий, о. Виктор, о. Андрей.

4 января 1994 года настоятелем храма стал о. Владимир (Фомичев).

С августа 1994 по март 1995 года по совместительству два раза в месяц был настоятель Бикинского прихода о. Сергий (Исаченко).

В марте 1995 года настоятелем храма был назначен о. Константин (Кошлашев), который пребывал на этом посту до июля 2002 года.

С июля 2002 года настоятелем храма являлся о.Всеволод (Тютюнников).

С конца сентября 2011 настоятель отец Георгий (приложение 9).



























4.

Для меня понятие веры очень сложно, я еще не понимаю этого. Но для моей семьи вера имеет значение. У моих бабушек были в доме иконы, сейчас они находятся у нас (приложение 10). Мама ходит в церковь, хотя и не крещенная. Летом наша семья хочет совершить таинство крещения.










































Заключение

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришел к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы мы, дети, лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Наша малая родина полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог!

(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).























Литература:

  1. Архивы краевого музея г. Вяземского (приложение11).

  2. Материалы прихода Свято – Никольского.

  3. Статья «Вяземские вести» за 29 мая 2001 года (приложение 12).

  4. Фотоматериал газеты «Вяземские вести»

  5. Фотоматериал краевой библиотеки.







































Приложение 1

Я провел опрос жителей села Отрадное.

Задавал следующие вопросы:

  1. Вы ходите в церковь?

  2. Вы посещаете церковь г. Вяземского?

  3. Вы крещенный?

  4. Вы знаете как называется церковь г.Вяземского?

Получил следующие результаты:















Приложение 2

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\SAM_6041.JPG

Табличка у входа в церковь.





















Приложение 3



C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\SAM_6044.JPG

Приход ст. Вяземская 1901 год – 1922 год



















Приложение 4



C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\SAM_6050.JPG

Иконы семьи Усенко.



















Приложение 5

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\SAM_6040.JPG































Приложение 6.

Отремонтированное временное здание.hello_html_m4f62327a.png

















































Приложение 7.

Лидия Николаевна Писаненко.C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\SAM_6060.JPG

















































Приложение 8.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\SAM_6043.JPG



Церковь – приход Свято – Никольский г. Вяземского 2012 год.

















Приложение 9.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Георгий.jpeg

Отец Георгий





































Приложение 10.

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_6067.JPG

Иконы моей бабушки, хранятся у нас дома.





















Приложение 11.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\SAM_6052.JPG

Архивные записи Жукова.





















Приложение 12.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\SAM_6037.JPG

Статья в «Вяземских вестях» за 29 мая 2001 года.

23


исследовательская работа "Приход Свято-Никольский"
  • Другое
Описание:

исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. 

Проблема: У каждого храма есть  своя собственная история, свои особенности. Так и Церковь прихода Свято- Никольского имеет интереснейшую историю, но к сожалению многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.

Гипотеза: Если я соберу сведения очевидцев, сведения архивов, музея, материалов библиотеки г. Вяземского, то я воссоздам историю прихода Свято-Никольского.

 Цель исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день церкви прихода Свято-Никольского г. Вяземского Хабаровского края.

Задачи:

üИзучить  отношение населения к церкви.

üНайти сведения о  строительстве православного храма.

üИзучить  и проанализировать материалы по истории церкви  в советский и постсоветский период.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

Объект: хроника событий, связанных с церковью.

 

Предмет: церковь - приход Свято-Никольский г.Вяземского Хабаровского края.

Автор Отченаш Людмила Леонидовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 468
Номер материала 48164
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓