Главная / Начальные классы / Исследовательская работа "Почему дети стали читать меньше художественной литературы" (4 класс)

Исследовательская работа "Почему дети стали читать меньше художественной литературы" (4 класс)















Исследовательский проект

«Почему дети стали читать меньше художественной литературы».












Выполнила: Васильченко Екатерина

ученица 4 класса А

СОШ им.Б.Момышулы


Руководитель: Кравчук Е.Н.















Тема работы: «Почему дети стали читать меньше художественной литературы».

Объект исследования – родители младших школьников, дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – читательские предпочтения и потребности детей младшего школьного возраста

Цель исследования – выявление читательских предпочтений и потребностей детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Выявить специфику современного отношения к чтению в семьях;

2. Определить отношение ребенка к чтению;

3. Выявить любимые жанры художественной литературы.

4 .Выявить любимые занятия учащихся;

5. Установить необходимость профессиональной помощи в стимулировании детского чтения.

6. Выработать рекомендации по решению данной проблемы.

Гипотеза: Если изменить в семье отношение к книге, то ребенок станет больше читать, т.к. совместное чтение способствует привитию любви к художественному слову.

Введение.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без него он не может постичь окружающий мир. Книги раскрывают перед нами сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их. Они рассказывают о Родине, о ее людях, труде, животных и многом другом. Из них мы узнаем о прошлом и настоящем человечества, книги обогащают наш ум, помогают преодолевать трудности.

Психологи и социологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Читающие люди быстрее схватывают целое, быстрее анализируют информацию, принимают правильное решение, имеют большой объем памяти, точно излагают свои суждения. Но в последнее время все чаще можно услышать, что падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Поэтому я считаю, что эта тема актуальна.

Выявить и проанализировать данную проблему нам помогли анкетирование, тестирование, интервьюирование и социологический опрос. Практическая часть

Научить чтению можно только через чтение. Какой бы важной не была роль учителей, библиотекарей – первым руководителем детского чтения является семья. Именно родители формируют домашнюю детскую библиотеку, они оказывают влияние на формирование круга чтения детей. В связи с этим была опрошена 51 семья детей младшего школьного возраста.

Было проведено анкетирование родителей 2 класса, им было охвачено 21 человек. На вопрос - Принято ли в вашей семье читать книги вслух? Да – ответило-9 человек, что составляет 43%, нет – ответило 12 человек, что составляет 57%. На вопрос - Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

- Читать сам -7 человек, что составляет 34%, слушать чтение вслух – 4 человека, что составляет 19%, смотреть телевизор – 10 человек, что составляет 57%.

Анкетированием родителей 4 класса было охвачено 20 человек. На вопрос:

- Считаете ли Вы себя активным читателем? Да – ответило 8 человек, что составляет 40%, нет – 12 человек, что составляет 60%. Являетесь ли Вы примером для своего ребенка в чтении книг? Да ответило 9 человек, что составляет 45%, нет ответило 11 человек, что составляет 55%. Сколько времени проводит за книгой ваш ребенок? 1 ч и более-11 человек, что составляет 55%, меньше 1 часа – 9 человек, что составляет 45%

Вывод: ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Данное анкетирование показало, что семьи уделяют недостаточное внимание чтению детской художественной литературы. В большинстве семей отсутствует совместное чтение, в котором бы принимали участие все члены семьи. Родители не являются примером в чтении для своих детей и ссылаются на занятость, и отсутствие свободного времени.

Опрошено было 81 младший школьник в возрасте 7-10 лет, обучающихся во 2-4 классах..

Среди учащихся 4 класса (было охвачено 30 человек) был проведен социологический опрос. На вопрос - Любите ли вы читать? Да – ответило 27 человек, что составляет 90%, нет – 3 человека, что составляет 10%. При выборе источника чтения чему Вы отдадите предпочтение? Книге- 9 человек, что составляет 30%, журналу – 6 человек, что составляет 20%, страницам сайтов в Интернете – 15 человек, что составляет 50%. Какие жанры литературы Вы предпочитаете? Рассказы – 3 человека, что составляет 10%; фантастику- 17 человек – 56%, детектив – 5 человек, что составляет 17%, другое – 5 человек, что составляет 17%

Общий анализ полученных данных: дети любят читать, наиболее популярный жанр – это фантастика. Предпочтение отдается литературе, не требующей глубокого осмысления, анализа. Если за единицу времени принять серьезную книгу (ту, которая учит размышлять), то можно сказать, что ученики стали меньше читать.

Проводя исследования среди учащихся 2 класса (21 человек) мы пришли к выводу, что читать сами любят 11 человек, что составляет 53%, смотреть телевизор -6 человек, что составляет 28%. Чтобы убедиться в достоверности данных ответов, через неделю после проведенного анкетирования, учащимся был предложен рисуночный тест. Нарисуй, что ты любишь делать в свободное время. Были получены следующие результаты: читать книгу – 3 человека; 14%, играть на компьютере – 5 человек; 24% рисовать -4 человека; 19% ,смотреть телевизор – 6 человек; 29%, другое - 3 человек. 14%

Анкетирование учащихся 4 класса (30 человек) на вопрос, если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал волшебнику, чтобы жизнь была интересной? Компьютер – 9 человек (30%),телевизор – 7 человек (23%), сотовый телефон - 5 человек (17%), книгу - 3 человека (10%), другое: человек (20%). На вопрос. У Вас много книг? Да ответило 16 человек, что составляет 53%, нет 14 человек, что составляет 47 %. А на вопрос - Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке? Ответило полно – 10 человек, они смогли назвать произведение, автора. Это говорит о том, что учащиеся уделяют мало времени чтению, им больше нравится проводить времени игре на компьютере, просмотру телевизионных телепередач. Дети отдают предпочтение игре на компьютере, развлечениям, чем чтению художественной литературе. Анкетирование учащихся 4 класса (было охвачено 30 человек) показало, что смотрят телевизор дети ежедневно, время ежедневного просмотра составляет более 2 часов.

Отсюда можно сделать следующий вывод: падает интерес к чтению, его заполняет телевидение и другие технические средства. Легче придя, домой включить телевизор, компьютер и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься. Проблема потери интереса к чтению актуальна. И в связи с этим мы провели ряд интервью. Завуч начальной школы Корунец Н.А.

Вопрос. Считаете ли Вы проблему потери интереса к чтению актуальной?

Конечно, проблема потери интереса к чтению актуальна в наши дни. Много дети находятся у телевизора, компьютера, где они черпают информацию об окружающем мире и имеют возможность смотреть экранизацию любимых литературных произведений.

Вопрос. Что Вы нам посоветуете? А чтобы развить интерес к чтению усилий одной только школы недостаточно. Любовь к чтению, к книге надо с раннего возраста воспитывать в семье. Хотелось бы возродить вечера семейного чтения любимых книг, в которых принимали бы участие все члены семьи, любого возраста. Можно устроить просмотры диафильмов, где по очереди члены семьи читают титры под кадрами и т.п.

Вопрос. Чем Вы лично можете нам помочь? Лично я могу провести панорамные уроки с родителями по формированию навыков скорочтения у детей младшего школьного возраста

Библиотекарь Лесная В.С.

Вопрос. Считаете ли Вы проблему потери интереса к чтению актуальной?Да интерес к чтению падает. Эта проблема актуальна уже не один год. Дети стали больше времени проводить у телевизора и компьютера.

Вопрос. Что Вы нам посоветуете, какие можете дать рекомендации? Общая рекомендация одна – больше читать. Регулярно посещать библиотеку.

Вопрос. Чем Вы лично можете нам помочь? Лично я всегда готова помочь в выборе книги, познакомить с новинками литературы и детской периодической печати.

Вывод: интервью с компетентными людьми показало, что ни один телевизор, Интернет, не сможет заменить живого общения с художественной литературой. Нельзя не любить не читать. Литература учит многому- добру, милосердию и состраданию. Кроме того, были получены советы относительно того, как решить заявленную проблему.

Выводы.

Проанализировав всю собранную информацию. Мы вместе со своим учителем пришли к выводу, что интерес к чтению несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями – просмотром телепередач, игре на компьютере, прослушиванием музыкальных произведение, играми. Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, к домашней библиотеке добавляется компьютерная игротека, видеотека, фонотека.

Проанализировав, все мы предлагаем следующие варианты решения данной проблемы:

1. Библиотекарям и учителям на школьных собраниях проводить обзор детской литературы.

2. Родителям накапливать домашнюю детскую библиотеку. Книги должны подходить ребенку по возрасту, соответствовать интересам.

3. Совместное чтение книг в семьях.

4. Посещение театральных постановок, музеев, выставок, экскурсии, городской детской библиотеки.






































Список использованной литературы:

  1. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением/ И.Н.Тимофеева; РНБ. – СПБ,2000

  2. Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения./ Начальная школа, 200,№ 11.

  3. Светловская Н.Н.Когда и почему ребенку читать не хочется?/ Русский язык в нвчальных классах: теория и практика обучения./под ред. М.С.Соловейчик и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2000

  4. Ожегов С.И. «Словарь русского языка»/ Москва «Русский язык» 1985

  5. Тихомирова И.И.Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь – справочник для библиотекарей.- М.: Школьная библиотека,2004.
































Приложение


Анкетирование родителей

- Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых;

в) смотреть телевизор.


- Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

а) хвалите;

б) ругаете.


- Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да;

б)нет.

- Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

а) да;

б)нет.



Анкета для родителей.


1 .Нравится ли вашему ребенку читать книги?

2. Сколько времени он проводит за книгой?

3 Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

  1. Какие книги он предпочитает?

  2. Дарите ли своему ребенку книги?

6. Есть ли у вас на это счет какие-то убеждения?

7. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

  1. Считаете ли вы себя активным читателем?

  2. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?



Социологический опрос.

  1. Любите ли вы читать?

  • Да

  • Нет

  1. При выборе источника чтения чему Вы отдадите предпочтение?

    • Книге

    • Журналу

    • Страницам сайтов в Интернете

  2. Какие жанры литературы Вы предпочитаете?

  • Рассказы

  • Фантастику

  • Детектив

  • другие


Анкетирование учащихся


- Что ты больше любишь

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых;

в) смотреть телевизор.

- Как ведут себя родители во время твоего чтения?

а) хвалят тебя;

б) ругают.

- Читают ли в вашей семье книги вслух?

а) читают;

б) не читают.

- Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

а) да;

б)нет.



Анкета для учеников.

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?


  1. Нравится ли тебе читать книги?



  1. Какие книги ты читаешь с удовольствием?


  1. Нравится ли тебе получать книги в подарок



  1. Какую книгу ты теперь читаешь?


  1. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?



  1. У вас дома много книг?


  1. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?





Исследовательская работа "Почему дети стали читать меньше художественной литературы" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Исследовательский проект проводился с ученицей четвертого класса. Актуальность выбранной нами темы исследования определяется тем, что в последнее время все чаще можно услышать, что падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни.

            При проведении исследования мы проводили анкетирование учеников  2-4 классах, а также родителей учеников начальной школы посещая родительские собрания, устный опрос, рисуночный тест, брали интервью у завуча начальной школы, библиотекаря. Данные исследования отразились в диаграммах, где было видно, как же дети относятся к чтению художественной литературы. 

Автор Кравчук Елена Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2166
Номер материала 41748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓