Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательская работа "Опасная пыль"

Исследовательская работа "Опасная пыль"

Скачать материал

Научное общество «Ньютон»

МБОУ « Саргатский лицей»

 

 

 

 

 

 

                  Опасная пыль

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнила: учащая 4б  класса

                                                                                               Глазкова  Дарья                                                                         

                                                                                   Руководитель: Чернявская

                                                                         Светлана Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саргатское 2014г.

 

              Содержание

 

 

Введение                                                                                                3

 Глава I. Опасная пыль                                                                       5

              1.1.Что такое пыль и откуда она берётся.                                            5

1.2.Чем опасна пыль.                                                                             7

              1.3.Места скопления пыли.                                                                   9

              Глава II. Материалы и методы исследования.                               10

              2.1. Исследование экологического пространства школы.                  10

              2.2.Изучение полученных результатов.                                             10

              Заключение.                                                                                        12

Список литературы.                                                                             13

              Интернет-ресурсы.                                                                               13

              Приложение 1.                                                                                     14

               Приложение 2.                                                                                    15

               Приложение 3.                                                                                    16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Пыль является нашим «неизбежным» соседом и активно влияет на все биологические объекты, в том числе и на человека.

   Посмотрев на луч солнечного света, пробившийся в ваш дом, и вы увидите, сколько пыли буквально висит в воздухе даже после генеральной уборки. Когда мы  убираемся в  доме, то часто начинаем чихать. Говорят, что это от пыли.

     Если рассмотреть пыль под микроскопом, вы увидите неприятное зрелище: «глыбы» странной формы, волокна, крупинки, кусочки, а также шестиногие чудища, которые поедают все вокруг себя.

Эти «глыбы», кусочки, волокна – частички всевозможных органических и неорганических веществ, которые сопровождают быт человека повсюду, где он находится. А шестиногие «монстры» – это пылевые клещи, которые невооруженным глазом не видны по причине их очень малых размеров – от 0,1 до 0,5 мм.

 

               Актуальность исследования :

Часто в школе говорят, что с пылью надо бороться, что она вредна для здоровья. Мне стало интересно, почему она вредна, насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, какой состав пыли, как она влияет на организм человека  и что нужно сделать для того, чтобы воздух стал чище. На эти все вопросы я попытаюсь найти ответы в ходе исследования.

 

Объект исследования: пыль.

 Цель – определить, отчего зависит уровень запылённости помещений школы.

Задачи:

 - узнать, что такое пыль, состав пыли;

               - узнать какую опасность представляет пыль для здоровья человека;

               - опытным путём определить самое чистое помещение школы;

                - узнать, как бороться с пылью.

 

               Предмет исследования: экологическое пространство помещений школы

               Метод исследования основан на  изучении теоритического материала и

наблюдении степени запылённости помещений школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Опасная пыль.

 

 

 

1.1.Что такое пыль и откуда она берётся.

     Пылью называют твердые частицы размером от 0,01 до 10 микронов. Пылинки размером менее 5-10 мкм постоянно плавают в воздухе, частицы от 10 до 50 мкм оседают постепенно, а более крупные практически сразу осаждаются.

Пыль бывает самая разная (Приложение 1.). Пыль попадает в атмосферу при сжигании твердого горючего, богатого зольными веществами, при переработке минеральных веществ. Способна она образовываться и в результате естественных процессов - таких, как извержение вулканов или выветривание скал, а также в результате сельскохозяйственной деятельности человека. Во время засухи над полями бушуют пыльные бури, а над пустынями поднимается песчаная пыль.

Пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и отверстия. Она есть всюду: в пещере, где никогда не ступала нога человека, в квартире, обитатели которой надолго уехали, в самолете, мчащемся над облаками, и даже высоко над землей, в стратосфере.

Мельчайшие кристаллики соли образуют пыль над океанами. Но ее количество ничтожно мало по сравнению с той пылевой массой, которая возникает на суше. Над океаном атмосфера загрязнена пылью в 10 раз меньше, чем над материками.

Домашняя пыль содержит шерсть и перхоть домашних животных, фрагменты перьев, частицы насекомых, волос и кожи человека, споры плесневых грибов, нейлон, стекловолокно, песок, частицы тканей и бумаги, мельчайшие фрагменты материалов, из которых сделаны стены, мебель и предметы обихода. (Приложение 2.)

Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие. Они переносятся ветром на огромные расстояния, так что в слое пыли, осевшем на ваш стол, можно найти песчинки Сахары, крошки пирамид, пепел вулканов, споры южноамериканских растений, частицы шерсти кенгуру, мраморные пылинки античных развалин, пыльцу французских лилий и даже космическую пыль с тех самых «пыльных тропинок далеких планет», о которых пели ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми.

Пыль не так уж безвредна, как это может показаться, поэтому с ней нужно постоянно бороться.

Во-первых, основную (до 80%!) и наиболее вредоносную часть домашней пыли составляют микроскопические пылевые клещи. Они обосновались в жилищах человека давно, попали в них с пухом и пером птиц, а некоторые виды — с продуктами сельского хозяйства. Домашний клещ не кусается и сам по себе не опасен для человека. Проблему представляют отходы его жизнедеятельности - экскременты, которые нередко вызывают сильнейшую аллергию. Каждый клещ ежедневно выделяет около 20 частичек экскрементов.

Особенно любят пылевые клещи обитать в постелях, поскольку там полно биологической пыли, образующейся из слущившихся чешуек нашей кожи. В двуспальной кровати можно насчитать порядка 2 миллионов клещиков.

Во-вторых, пылинки способны поглощать на своей поверхности любые вещества, в том числе и вредные, поэтому в домашней пыли можно найти практически половину таблицы Менделеева и более 100 органических соединений, вызывающих неизлечимые болезни.

В-третьих, кроме вредных примесей, на пылинках полно бактерий (они не перемещаются в воздухе свободно, а путешествуют на пылевых частицах). Один наперсток домашней пыли содержит 5 000 000 микробов. После гибели микроорганизмов высвобождаются бактериальные эндотоксины, которые также могут вызывать аллергию. Для бактерий это нормальные продукты метаболизма, а для людей и других крупных животных они ядовиты.

За сутки житель крупного города «пропускает» через свои легкие до 6 млрд. пылинок, которые уместились бы в двух столовых ложках.

Пыль мешает производить детали для микроэлектроники и высокоточных приборов. На подобных производствах с ней борются не на жизнь, а на смерть.

 

 

1.2. Чем опасна пыль.

     Чем же опасна пыль? Пыль – непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки. Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.

     Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов.
Ежегодно наша страна «обогащается» более чем на 10 миллионов тонн пыли. Две трети из общего количества данной пыли имеют природное происхождение, остальная треть является следствием антропогенной (человеческой) активности. Через обычную многокомнатную городскую квартиру ежегодно проходит около 35 кг пыли. Примерно 500 000 пылинок содержится в каждом литре воздуха городской квартиры. Стоит задуматься, чем мы дышим!Безусловно, не вся эта пыль имеет безопасное природное происхождение. Особенно часто в городских жилищах «обитает» токсичная пыль антропогенного происхождения. К счастью, не вся пыль, образовавшаяся в результате жизнедеятельности человека, является опасной.Не представляет серьёзной угрозы жизни и здоровью человека пыль антропогенного характера, источниками которой являются: стёртые частички мебели, ковров и паласов; частички омертвевшей кожи, ногтей, и волос человека и домашних питомцев; перхоть; пыльца и споры комнатных растений; волокна тканей.

  Источники небезопасной пыли антропогенного характера: грибки и другие микроорганизмы; частицы стёртых резиновых покрышек колёс автомобилей; продукты сгорания минерального топлива: угля, нефти и выхлопные газы автомобилей; всевозможные химические средства (порошки и жидкие средства для чистки и стирки, шампуни, аэрозоли и т.д.); сигаретный дым; мельчайшие остатки строительных материалов и облупившейся краски. Таковы основные источники образования домашней пыли. Однако мы видим, что не все источники образования пыли безопасны для жизни и здоровья человека. 

     Перейдём к рассмотрению вопроса о вреде пыли.

 Экологи всего мира единодушны во мнении, о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. Вдыхание воздуха с высокой концентрацией пыли, оказывает такоеже вредное воздействие на лёгкие, как выкуривание полсигареты. Кроме того, пыль, накапливающаяся в помещении, способствует обострению таких хронических заболеваний, как астма, аллергия и сахарный диабет, заболеваниям кожи, конъюнктивитам.

  Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.

  Не менее вредна пыль и для бытовой и компьютерной техники. Оседая на деталях механизма, она способствует затруднению и ухудшению работы приборов, может вызывать коррозию и даже замыкания. Помимо этого, скопление пыли внутри техники повышает шумность её работы.

                                  

 

 

   1.3. Места скопления пыли.

       Итак, теперь мы знаем, о том, что пыль небезопасна и что, с ней непременно надо бороться. Но как её обнаружить? Настала очередь познакомиться с основными «местами обитания» пыли в наших жилищах.

  Разумеется, в наших домах и квартирах пыль находится повсюду. Но можно выделить места, где она скапливается просто в грандиозных масштабах. Немецкие учёные провели массу исследований относительно пыли, её характера и мест скопления. На одном эксперименте было установлено, что пыли в сельских домах вдвое больше, чем в городских. Однако при этом деревенская пыль является менее вредной, так как в основном носит природный характер. Наибольшая концентрация токсичных веществ была обнаружена в пыли городских и пригородных квартирах промышленных зон. Здесь основными составляющими домашней пыли являются такие вредные элементы, как свинец и кадмий. В старых постройках накапливается намного больше пыли, чем в новых.

  Независимо от того, городское или сельское жилище, места наибольшего скопления пыли одинаковы: компьютерная техника, телевизор, мягкая мебель, ковры, шторы, плинтуса и углы комнат, мягкие игрушки. Особенно «старательным» накопителем пыли является коврик перед входной дверью.

По оценкам экологов, домашний воздух в 4-6 раз "грязнее" и в 8-10 раз токсичнее наружного.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения признали загрязнение воздуха в помещении главным фактором риска для здоровья людей

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Материал и методы  исследования.

 

 

 

2.1.Исследование экологического пространства помещений школы.

     После того, как мы узнали, что такое пыль и какой вред она приносит  человеку, мы решили провести исследования в лицеи. Мы уже знаем, что

в разных условиях отложения пыли может быть разной, в зависимости от того, насколько запылен окружающий воздух.  Чтобы проверить,  где наибольшая вероятность скопления пыли в лицеи, мы расположили таблички  с квадратиками липкой ленты в разных кабинетах:

- кабинет директора

- кабинет завуча

- кабинет 4б класса

- медицинский кабинет

 

  2.2.Обсуждение полученных результатов.

Через 5 дней листочки были сняты и рассмотрены через цифровой микроскоп. На них мы увидели прилипшие чёрные точки, волоски, загрязнение. Свои наблюдения мы записали в таблицу. Данные мы ранжировали путём присвоения каждой табличке определённого количества баллов. У нас получилось следующее:

 

Посещают в день (чел.)

Уборка помещения

Сменная обувь

Степень загрязнения

Кабинет директора

15 чел.

1раз в сутки

Больше половины в сменной обуви

2балла

Кабинет завуча

25 чел.

1раз в сутки.

Больше половины в сменной обуви

2балла

Медицинский кабинет

30-35чел.

2раза в сутки

Все в сменной обуви

1балл

Кабинет 4б класса

20-25чел.

1раз в сутки

Все в сменной обуви, родители в бахилах

2-3балла

Коридор

150-200чел.

1раз в сутки

Все в сменной обуви

3-4балла

 

 

Из таблицы мы видим, что самым чистым помещением оказался медицинский кабинет, т.к. влажная уборка в нём проводится 2раза в сутки и все заходят в сменной обуви. А самым загрязнённым – коридор. На нашем этаже обучается  140 учеников, каждый день приходят родители, ученики из старших классов, а влажную уборку делают 1 раз в сутки. Это приводит к сильной  загрязненности помещения, несмотря на то, что все в сменной обуви, а родители в бахилах.(Приложение 3.)

Из проведенного эксперимента мы можем сделать  вывод, что от пыли нам  никуда  не деться, но если чаще делать влажную уборку, проветривать помещения и пользоваться сменной обувью, то можно снизить концентрацию пыли в воздухе.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Проводя исследование по данной теме, я изучила большой теоретический материал о домашней пыли и мы выяснили, что пыль опасна для здоровья человека. Она может стать причиной появления различных заболеваний. Основным и самым эффективным способом уничтожения пыли является регулярная влажная уборка и увлажнение воздуха,аглавные враги пылевых клещей – свежий воздух, вода и солнце.

     Также мы выяснили, что самое чистое помещение школы – медицинский кабинет, так как в нём 2раза в день делается влажная уборка и в кабинет все заходят в сменной обуви. Значит: чистота помещений, зависит оттого, сколько раз в нём делают влажную уборку, как часто проветривают, много ли в нем зеленых растений и все ли ходят в сменной обуви.

     Мы решили, что для того, чтобы была чистота в помещениях, необходимо:

         - чаще делать влажную уборку, протирать мебель;

        - проветривать помещение;

        - убирать днём теневое затемнение, так как солнечные лучи уничтожают

          клещей;                    

         -озеленять помещения;

        - носить сменную обувьи следить за ее состоянием;

        - не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.

     Берегите своё здоровье! Будьте здоровы!

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     В.И.Бородулин, А.П.Горкин, А.А.Гусев, Н.М.Ланда и др.  Иллюстрированный энциклопедический словарь. Москва Научное издательство ·Большая Российская энциклопедия· 1998г.

2.     К.Мишина, А.Зыкова. Большая книга вопросов и ответов. – Москва: Эксмо 2007г.

3.     Мамедов Н.М. Экология. – М.: Школа-Пресс, 1996

 

Интернет-ресурсы

www.botsad.ru

www.cgham.grz.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Классификация пыли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Состав домашней пыли

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Скорость отложения домашней пыли

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа "Опасная пыль""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель работы:  Определить, от чего зависит уровень запыленности помещений лицея.

В данной работе описано влияние пыли на здоровье человека. Выявлены исследовательским путём места скопления пыли. Показаны виды домашней пыли, какой состав имеет домашняя пыль . Какой способностью могут обладать мелкие частицы продуктов жизнедеятельности пылевых клещей. Как бороться с пылью и её обитателями.

 

Материал может быть использован учителями и  учащимся начальных классов при подготовке к научно-исследовательской конференции младших школьников.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 817
    • DOCX 79 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чернявская Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 14282
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1105 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 689 человек

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек