Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 47
Научно-практическая
конференция младших школьников
«Я
- исследователь»
Секция
«гуманитарная»
«Каким
я вижу герб моего поселка»
Выполнили:
учащиеся
начальных классов (3 – 4 класс)
МОУ
СОШ № 47
Дик
Ульяна
Соловьева
Дарья
Фрей
Софья
Середкин
Андрей
Руководитель
проекта:
учителя
начальных классов
Чивикина
Ольга Николаевна
р.
п. Фролищи
2010
– 2011 учебный год
Содержание
1. Вступление.
2. Подготовительная
часть.
1) Знакомство
с историей создания герба Нижнего Новгорода
2) правилам
создания герба
3) Систематизация
материала и его оформление в виде докладов
4) Анкетирование
3. Практическая
работа
4. Заключительная
часть.
5. Список
литературы.
6. Приложение.
Давай
займёмся стариной! Представь себе, читатель мой,
Что там, где столько крыш вдали, огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли, шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей, а вместо улиц – перелоги.
И стаи диких лебедей, и рёв медведицы в берлоге,
И на заре на водопой, где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой, рогами сучья задевая…
Текла река в лесах, в лугах, ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах виднелись тут и там селенья.
Родина
– это место, где родился человек, где прошло его детство и юность. Это и родной
дом, и родители, и школа, и друзья. Это малая родина у каждого из нас своя. Мы
живём в посёлке Фролищ Володарского района Нижегородской области. На уроках
гражданского образования и на занятиях факультатива «Нижегородская сторона»
мы изучаем родной край, его богатую и интересную историю. Мы узнали историю
создания герба Нижнего Новгорода и других городов области. Нам стало интересно,
существует ли герб нашего посёлка? Оказывается, что в школе старшеклассники
работали над созданием герба. И мы решили внести свою небольшую лепту в это
общее дело.
Цель:
создать эскиз (модель) герба п. Фролищ
Задачи:
1. Собрать и
изучить информацию по истории создания гербов Нижнего Новгорода, городов области
и Володарского района с помощью сети Интернет, книг.
2. Изучить правила
создания герба.
3. Провести
анкетирование среди учащихся школы, учителей, жителей поселка.
Планируемый
продукт:
эскиз герба
Новизна проекта: мы
создадим эскиз, с учетом пожелания жителей посёлка, школы, администрации
поселкового совета.
Использование
продукта проекта: выйти с предложением к администрации поселка о
рассмотрении данного эскиза.
Методы
исследования:
- теоретическое
исследование
- собеседование
- анкетирование
- моделирование
1. Вступление.
Изучая данный вопрос в энциклопедической,
научно-популярной литературе, в Интернет-сети, мы выяснили, что символика – это
своеобразная визитная карточка каждой страны, города. Именно по ним нас узнают
во всём мире. В мире 170 независимых государств, каждое имеет свою символику.
Отношение уважительное и бережное человека к символам своей страны – это
показатель его гражданственности, а значит, проявление образованности,
культуры, нравственности.
Итак, мы считаем, что исследование по
данной теме актуально, герб нашей малой родины будет отражать жизнь посёлка,
его культуру, традиции, станет визитной карточкой посёлка Фролищи.
2. Подготовительная
часть.
Исследование
1. Из истории создания герба Нижнего Новгорода
Прекрасен герб Нижнего Новгорода – гордо шествующий
сквозь времени олень, фигура которого укреплена на шпиле древней Дмитровской
башни.
Известно,
что сначала на нижегородском гербе был изображен лось. Его можно увидеть среди
других гербовых знаков на большой государственной печати Ивана Грозного,
которой скреплялись договоры между Россией и Швецией, заключенные в 30-х годах XVII
века. Однако уже в «Росписи всем государевым печатям 1626 года» изображение на
собственно нижегородской печати называлось оленем. В 1781 году Екатерина II
утверждает вместе с гербом Нижнего Новгорода герб уездных городов губернии. В
1785 году было предписано: «городу иметь герб… и оный герб употреблять во всех
городовых делах».
Вот
с той поры олень красного цвета с черными рогами и копытами на белом поле, как
символ благородства, явился в наши дни.
Исследование
2. Правила создания герба.
Геральдика появилась с середины
средневековых рыцарей в XII – XIII веке как средство личной и родовой
идентификации во время битв и турниров. Первоначально гербы рисовались на
боевых щитах. Впоследствии изображения гербов стали украшать личные вещи
рыцарей. Гербами стали обзаводиться не только рыцари, но и государства,
города.
Щит.
Пространство щита
называется полем герба. Щит может быть одноцветным или многоцветным –
поделенным определенным образом. (приложение 1)
Геральдические цвета.
В геральдике используется чётко
определенная цветовая гамма.
Металлы
– золото (желтый) и серебро (белый).
Эмали
– красный, зеленый, голубой, черный, пурпурный.
Элементы герба
Фигуры
После выбора цветов и деления щита на герб
накладывается фигура или фигуры – изображения, животных (в том числе
мифологических), растений (цветов, трав), физических объектов (гор, рек,
облаков), орудий труда (молотов, плугов), оружия (мечей, копий, луков),
транспорта (телег, воздушных шаров), сооружений (крепостей, башен) и др. Если
фигур несколько их взаимное расположение также определяется специальными
геральдическими правилами. На современных гербах вполне допускается изображение
фигур, которые рыцари вряд ли могли представить – самолетов, атомных ядер
и.т.д. Так что выбор у нас большой.
Ленты
Если хотите - дополните герб изображением ленты с
девизом – кратким афоризмом (приложение 2)
Описание.
После того как герб нарисован, необходимо
составить его описание – текстовое объяснение поля щита, расположения фигур на
гербе, и их смыслового значения. Одна и та же фигура в геральдике может
символизировать разные вещи – в зависимости от того, какое значение в нее
вложил создатель. Описание также делается по специальным правилам, которые вы
может найти в специальной литературе.
Герб обязательно должен что-то
символизировать. Символизм в геральдике играет важную роль. При создании нового
герба следует наполнить его смыслом — тайным или явным. Смысл герба должен быть
ясен не только его обладателю. Необходимо заложить в герб такие идеи, которые
со временем не утратят своего значения.
Для этого герб должен быть по
возможности простым, легко запоминающимся.
Исследование 3. Доклады по теме исследования
(приложение 3)
Мы изучили герб Нижнего Новгорода, города
Володарска. Герб Володарского района является официальным символом Володарского
района. Герб отражает принадлежность района Нижегородской области. Золотая
мельница – символ мукомольной промышленности. Ели символизируют хвойные леса
района, показывают богатства природа. Опрокинутые накрест золотые мечи с
круглым щитом – символ частей Российской Армии. Лазурь символизирует множество
озер, болот и рек. Зелень символизирует лесные богатства. Золото означает
справедливость, могущество, постоянство. Серебро символ чистоты, ясности,
мудрости и взаимопонимания. Автор герба Надежда Петрова.
Исследование 4. Анкетирование
Было проведено анкетирование среди учащихся школы,
учителей, жителей поселка. Всего в анкетирование принимали участия 30 человек.
Мы задавали следующие вопросы:
1. Нужен ли герб нашему посёлку?
2.
Какие символы
ассоциируются с нашим посёлком?
3.
Какие элементы должны
присутствовать на гербе?
4.
Какие цвета должны
присутствовать?
5.
Как можно обосновать
символы?
6. Какие идеи вы можете предложить.
По результатам проведенного анкетирования был сделан
вывод, что основой герба п. Фролищи - щит четырёхугольный с заострённым
основанием. На гербе должен присутствовать символ Свято-Успенского мужского
монастыря Флорищевой пустыни - колокол. Можно нарисовать оленя красного цвета с
черными рогами и копытами на белом поле, как символ благородства. Дубовые
листья, жёлуди, сосну, берёзу – традиционный символ долголетия, вечной жизни,
источника силы.
3.
Практическая часть.
В ходе работы над проектом под руководством
учителей Григорьевой С.В., Чивикиной О.Н. нами была проделана следующая работа:
- были отобраны элементы для эскиза герба;
- выбрана форма щита для герба;
- смоделированы несколько вариантов эскиза с
использованием ПК.
Результаты нашей совместной работы представлены в приложении
4.
4. Заключительная часть.
Работая над проектом, нам удалось создать
несколько эскизов герба поселка Фролищи. В процессе работы мы более подробно
познакомились с правилами создания герба. Изучив литературу, материалы на
Интернет-сайтах, мы пришли к следующим выводам:
- для этого герб должен быть по возможности
простым, легко запоминающимся;
- герб обязательно должен что-то
символизировать;
- герб должен отражать странички истории
родного края.
Главным итогом нашей работы над проектом
является то, что мы смогли проявить себя в совместной деятельности. Наше
творчество воплотилось в выполнении эскизов. Наша самостоятельность проявилась,
когда мы работали с литературой по теме.
Самое главное мы смогли достичь то, что запланировали.
Благодарим тех, кто помогал, консультировал, советовал, объяснял и направлял
нас.
5.
Литература.
1.
Гройсман Я.И. Нижний
Новгород в объективе века. Деком, 2009.
2.
Пчелов Е.В.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 2002.
3.
Географический атлас
Нижегородской области. Верхневолжское АГП. 2005.
4.
Наш край. Книга для
учащихся школ, гимназий и лицеев. /Авт.
колл. под рук. В. Шамшурина. - Нижний Новгород: Изд-во «Нижегородская
ярмарка»,1997
5.
Не от златат и серебра
устроена (Флорищева пустынь) – в кн.: Путешествие в Гороховец. Губерния в
старой открытке. Владимир, 2003
6.
Наш край.
Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. Изд-во «Книга», 2006.
7.
Орлов С.А.
Флорищева пустынь. Нижний Новгород, 2002.
8.
Шальнов С.М.
Сказание о Флорищевой пустыни: Исторический очерк. Дзержинск, 2007
6. Приложение
Приложение 1
Щит
|
Форма
|
|
Треугольный с сужением в главе
|
|
Треугольный
|
|
Четырёхугольный с заострённым основанием
|
|
Четырёхугольный с заострённым основанием
и верхними углами
|
|
Четырехугольный с круглым основанием
|
|
Растянутая шкура
|
|
Овальный
|
|
Ромбический (косоугольный)
|
|
Круглый
|
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.