Главная / Классному руководителю / Исследовательская работа "Духовные наставники России"

Исследовательская работа "Духовные наставники России"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МО ГО «ВОРКУТА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14» Г. ВОРКУТЫ




VI Крещенские чтения

на тему «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется»

(послание к Римлянам 10:13)




Исследовательская работа

Духовные наставники России




Автор Семяшкина Елизавета, учащаяся 8 класса

МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты


Руководитель И.А. Петухова, учитель русского языка и литературы



г. ВОРКУТА

2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Вступление. Обоснование темы, проблемный вопрос (вопрос для исследования), актуальность, цели и задачи исследования

  2. Что такое «духовность», «духовно-нравственное воспитание»?

  3. Жизненный путь и духовное наследие Серафима Саровского

  4. Амвросий Оптинский – духовный наставник России

  5. Великая мудрость духовной жизни Иоанна Крондштатского

  6. Жизненный подвиг и наставления Святой Матроны

  7. Заключение. Результаты проведенного исследования, составление проекта

  8. Использованная литература и другие источники

  9. Приложения





























ВВЕДЕНИЕ

Душу снабдевать надобно словом Божиим:

ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов,

есть хлеб ангельский, имже питаются души,

Бога алчущие.

Серафим Саровский «Духовные наставления»

Обоснование темы исследования

В современном мире существует недостаток моральных ценностей, особенно у моих ровесников - подрастающего поколения. В настоящее время идёт тенденция к спаду нравственности, очерствению человеческих душ и сердец, ухудшению духовного здоровья общества. Поэтому особую актуальность в наши дни приобретает проблема воспитания современной молодежи.

Думаю, очень важно с юных лет закладывать правильные жизненные основы в души и сердца детей. Чтобы решить насущную проблему духовного оздоровления всего общества в целом и каждого человека отдельно, необходимо оздоровить его малые части. Но как это сделать? Может ли церковь стать одним из источников решения данной проблемы? Кого можно назвать духовными наставниками русского народа? Вот тот круг проблемных вопросов, которые я попыталась решить на материале данной работы.

Гипотеза:

Считаю возможным предположить, что благодаря работе, проводимой с литературой, посвященной роли Русской Церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма современной молодёжи.

Русскому человеку всегда в его бедах, нуждах и горестях помогали святые – помощники и заступники простых людей перед лицом Господа. Немало на Руси святых, которые денно и нощно пекутся о нас в Царствие Небесном. Преподобные Серафим Саровский и Иоанн Крондштатский, блаженная Матрона Московская и Амвросий Оптинский – пожалуй, нет ни одного верующего русского человека, который бы не слышал и не ведал об их чудесах…

Православный народ всегда глубоко чтил подвижников, искал в их жизни примеры для подражания, а любимым чтением для него, кроме Житий Святых, являлись патерики и творения святых. Эти люди нам бесконечно дороги, и каждому важно знать их подвиги, помнить, как они поступали среди нашей русской обыденной жизни. У подвижников христианских есть чему поучиться!

Я выбрала тему «Духовные наставники России», потому что, прочитав об этих людях, познакомившись с их нравственными наставлениями, задумалась о простых, на первый взгляд, но очень важных вещах. Святые доступным языком рассказывают о Боге, о наших поступках, о жизни. Они не заставляют читателей, а подводят их к правильному решению. Мне кажется, их слова проникают в душу. Каждое наставление есть пример жизни.

Цель исследования – изучение жизни и наставлений, нравственных уроков, которые давали людям некоторые особо почитаемые Православной церковью святые: Серафим Соровский, Иоанн Крондштатский, Амвросий Оптинский, Матрона Московская, чьи имена христиане с особенной теплотой вспоминают в канун Рождества и Крещения.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить факторы становления личности и охарактеризовать основные направления пастырско-педагогической деятельности Святых наставников;

2. Проанализировать содержание их духовного наследия

3. Дать определение таким понятиям, как «духовность», «духовно-нравственное воспитание».

4. Охарактеризовать понимание христианского воспитания и образования в трудах Серафима Соровского, Иоанна Крондштатского, Амвросия Оптинского, Матроны Московской.

5. Подвести итоги и сформулировать выводы и самостоятельные суждения о ходе исследовательской работы.

6. Провести анкетирование учащихся МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты.

Актуальность темы не вызывает сомнения. Нашему обществу очень не хватает хороших людей, умных и вдумчивых поступков. Современную молодежь обвиняют в бездуховности. Работая с наставлениями Преподобного Серафима Саровского, Иоанна Крондштатского, Амвросия Оптинского, святой Матроны, заметила за собой небольшие положительные изменения. Хочется познакомить и других юношей и девушек с нравственными уроками Святых.

Более того, в настоящее время, когда социальные и нравственные изменения в российском обществе привели к тому, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным остро поставлен вопрос о необходимости возрождения нравственности как «важнейшего элемента общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем», считаю важным и полезным еще раз обратиться к изучению православия, на протяжении долгого времени влиявшего на духовный потенциал русского народа.

Ведь и в наши дни православное христианство остается источником нравственности, учит людей бескорыстной помощи, сочувствию, преданности своему народу и любви к Отечеству.

Кроме этого, обращение к данной теме необходимо еще потому, что о ней мало знают современные школьники. В ходе исследовательской работы мною было проведено анкетирование учащихся 7-10 классов, в котором приняли участие 98 человек (Приложение 1). Результаты удручающие. На основе результатов этого опроса родилась идея написания работы.

Источники исследования: литературное наследие Святых: Серафима Соровского, Иоанна Кронштадтского, Амвросия Оптинского, Матроны Московской: проповеди, поучения, беседы, речи, дневники, а также сборники, составленные на основе их записей; биографические исследования жизни и деятельности Святых, а также воспоминания их современников, последователей и учеников; работы философов, педагогов, церковных деятелей и подвижников XIX — XX вв.; современные работы, посвященные религиозным вопросам; издания периодической печати; материалы конференций, образовательных чтений, полученные из Интернета.

Степень изученности темы

Раскрытию педагогического потенциала христианского опыта воспитания посвящены работы многих ученых: И.К. Сурского, Ю.В. Головиной, М. Анашкевича, А. Соловьева, а также современных пастырей и ученых-педагогов - архимандрита Зиновия (Корзинкина), архимандрита Иоанна, игумена Георгия (Шестуна), игумена Киприана (Ященко), игумена.Владимира (Перевертайло) и других.

Однако, по мнению исследователей, на сегодняшний день малоизученными остается воспитательная деятельность пастырей Православной церкви, внесших неоценимый вклад в развитие отечественного образования и воспитания.

Для достижения поставленной цели я определила методы:

- изучение источников литературы и периодической печати;

- работа с Толковым словарем, философским словарем, этимологическим словарем;

- анкетирование;

- наблюдение;

- сравнение;

- составление проекта «Наставления святых для меня и моих сверстников».

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке к урокам литературы, истории, при проведении классных часов, создании классных уголков, стендов, при создании обобщающих работ, исследований по проблеме «Духовно-нравственное воспитание молодежи».

Святой Иоанн Златоуст, изображая современную иноческую жизнь, говорит: «Приди и учись у иноков. Это - светильники, сияющие по всей земле; стены, коими ограждаются и поддерживаются самые города. Они для того удалились в пустыню, чтобы научить и тебя презирать суету мирскую. Они, как мужи крепкие, могут наслаждаться тишиною и среди бури; а тебе, обуреваемому со всех сторон, нужно успокоиться и хотя мало отдохнуть от непрестанного прилива волн. Ходи к ним чаще, дабы, очистившись их молитвами и наставлениями от непрестанно приражающихся к тебе скверн, ты мог настоящую жизнь провести сколько можно лучше и сподобиться будущих благ. Как тот, кто взойдет на высокое место, хотя бы и очень мал был, кажется большим, так и те, восходя в беседах к высоким помыслам праведных, и сами кажутся такими же, пока с ними пребывают» (Из беседы на Евангелие от Матвея).









ГЛАВА 1

Что такое «духовность», «духовно-нравственное воспитание»?

Человек состоит из души и тела, а потому

и жизненный путь его должен состоять из действий

телесных и душевных - из деяния и созерцания.

Серафим Саровский


За время своего существования человечество приобрело огромный опыт, изменился уровень его жизни. Но неизменными остаются духовные ценности, которые, к сожалению, утрачиваются.

В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что в жизни нет места лжи, зависти и лести; что лишь добро, ответственность и взаимопомощь сделают нас счастливее. Мы часто слышим от учителей и других взрослых людей слова «нравственность», «духовность», но не всегда понимаем их. Поэтому первый вопрос, на который я попыталась ответить в данном исследовании: что такое «нравственность» и «духовность».

Духовно-нравственное воспитание во все времена и эпохи являлось и является важнейшей частью воспитания и образования, потому что учит нас доброте, справедливости, чести. Это «особая форма общественного сознания и общественных отношений, один из способов регуляции действий человека с помощью норм». Мне показалось интересным проследить истоки духовно-нравственного воспитания.

Корни его лежат в православии. Все наши нравственные ценности - родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и к Родине, бескорыстность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать, прощать…

В самом слове «воспитание» заложен глубокий и сокровенный смысл. Воспитывать – значит «питать» духовно. Питало душу, воспитывало слово Божие. В былые времена, когда в семьях и учебных заведениях светом Евангельских истин питали, наполняли душу, изначально закладывали в человеке его высокое предназначение, рожденный по образу и подобию Божию человек всей своей жизнью, всем своим поведением должен был уподобиться Господу. Личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали, им обязан был следовать каждый христианин, независимо от происхождения. Воспитание на Руси всегда основывалось на христианских заповедях: почитай отца своего и мать свою; не убий; не укради; не судите, да не судимы будете…

В наше время в повседневной жизни мы часто используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», но далеко не всегда употребляем их в истинном значении.

Что же такое духовность? «Духовность – духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными», - такое определение дает Толковый словарь С. Ожегова. Если рассматривать происхождение этого слова, то изначально оно имело точный церковный смысл: говорить о духовности – значило говорить о Духе Святом. Все начинается с детства и юности, когда душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к миру, милосердия. Заботясь о развитии личности, люди не должны забывать о главном, что выделяет человека из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей.

Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в человеке необходимо с самого рождения, используя уже созданные и проверенные средства, которые помогут вырастить достойного человека.

По моему убеждению, одним из действенных методов является знакомство с Житиями Святых, с их нравственными заветами.

ГЛАВА 2

Жизнь и духовное наследие Серафима Саровского

Всякий успех в чем-либо мы должны

приписывать Господу и говорить с пророком: 

"Не нам, Господи, не нам,

но имени Твоему дай славу" (Псал. 13:9).

Серафим Саровский «Подвиг»


В православии много великих имен. Зачастую это простые люди, которые не совершали громких деяний, но вся их жизнь есть пример христианской добродетели. Одним из таких людей был преподобный Серафим Саровский (Приложение 2).

«Немногих следует поставить рядом с ним и никого - над ним в значении для духовной исторической жизни нашего народа», - так писал о нем современный исследователь наследия Переподобного Серафима Соровского.

И это несмотря на то, что биография сына курского купца бедна событиями - большая часть её прошла вокруг Саровской пустыни и в ней самой. Однако именно в старце Серафиме жило сердце России, «то сердце, которое есть средоточие духа».

Преподобный Серафим родился 19 июля 1754 года в семье Исидора и Агафьи Мошниных, жителей Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Прохор (так звали преподобного Серафима до пострижения его в монахи) остался на попечении матери.

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Так, с раннего детства Господь хранил мальчика.

Прохор не был похож на своих сверстников: он любил не шумные игры, а уединение, церковные службы, чтение священных книг. Учился он хорошо, а когда подрос, стал помогать старшему брату, который занимался торговлей. Но душа Прохора не лежала к земным делам, он мечтал стать монахом.

В 1778 году, получив благословение матери и старца Досифея, монаха-затворника Киево-Печерского монастыря, он отправился в Саровскую обитель, где в 32 года принял постриг. Его новое имя «Серафим» означало «пламенный». Дни и ночи проводил Серафим в молитве, время от времени уходя из обители в лес, где ничего не отвлекало его от общения с Богом. Когда преподобному Серафиму исполнилось 39 лет, он оставил обитель и поселился в деревянной келье, которая находилась в густом лесу на берегу реки Саровки, в пяти верстах от монастыря. Здесь он начал вести пустынническую жизнь, жил и молился по чину древних пустынножителей, питался лесной травой, а за плечами носил сумку, наполненную камнями и песком, поверх которых лежало Евангелие. Когда преподобного Серафима спрашивали, зачем он носит на спине такую тяжесть, он отвечал кротко: «Томлю томящего меня».

Три года (с1804 по 1807 гг.) преподобный Серафим ни с кем не говорил ни слова, 1000 дней и 1000 ночей он провел в молитве, стоя на камнях. Камней у него было два: один находился в его келье, другой лежал в лесной чаще. На камне в келье святой стоял с утра и до вечера, а на ночь шел в лес. Воздев руки к небу, он молился: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

После 16-летнего пребывания в пустыне, в 1810 году, преподобный Серафим вернулся в монастырь. А вернувшись, он на долгие годы ушел в затвор монашеской кельи, где, кроме иконы, перед которой всегда горела лампада, да пня, служившего ему стулом, не было ничего. Старец никого не принимал, только молился.

Только через 17 лет он вышел из затвора, получив на это благословение Царицы Небесной. В видении Богородица повелела ему принимать посетителей и помогать им духовно.

Очень скоро по всей России разнеслась весть, что в Саровском монастыре живет великий подвижник, который исцеляет больных, утешает скорбящих, наставляет на праведный путь заблудших.

С тех пор ежедневно, с завершения ранней литургии и до глубокого вечера, старец принимал у себя людей. К этому времени он уже обладал даром прозорливости: чувствовал духовное состояние, знал помыслы и жизненные обстоятельства каждого пришедшего к нему человека. Тысячи людей благодаря молитвам и советам преподобного Серафима счастливо устраивали свою жизнь, избегали опасности, порой даже смерти, получали исцеления от тяжелых болезней.

Всех приходящих к нему преподобный Серафим встречал улыбкой, к каждому обращался: «Радость моя!» «Радость моя, Христос воскресе!» – говорил он всякому посетившему его паломнику и обнимал его.

И после кончины преподобного старца от его святых мощей происходило множество чудес и исцелений. И сейчас находятся они в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, куда едут и едут к преподобному люди, чтобы просить его защиты и помощи (Приложение3).

Вся жизнь Старца – следование Заветам Божьим. Преподобный Серафим является примером высокой духовности. Он наставляет и нас на путь духовной нравственности.

Духовное наследие Серафима Саровского – два основных литературных источника: «Духовные наставления Преподобного Серафима мирянам и инокам» и беседа Преподобного с Н.А. Мотовиловым, записанная по настоянию Старца. В разных источниках упоминается от 30 до 40 кратких духовных наставлений, которые затрагивают различные сферы жизни. С большой мудростью и человеколюбием Серафим Саровский рассуждает о вере в Бога, о страхе Божьем, о молитве, о слезах, о болезнях, о милостыни, о надежде и других темах. Язык наставлений прост, Старец изъясняется доступно и весьма образно.

В чем сила духовных наставлений преподобного Серафима Саровского? Поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого Старца.

Я прочитала 30 наставлений Серафима Соровского. Но особо мне хотелось бы остановиться на некоторых.

Рассуждая о вечной теме добра и зла, Старец говорит: «Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению». Считаю это одним из главных наставлений.

Многие считают, что посещение церкви показывает веру и спасает душу. Но Преподобный абсолютно верно подмечает: «Вeра безъ дeлъ мертва есть; а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела» («О вере в Бога»).

Человек обычно думает, что жить по вере и исполнять волю божию очень трудно. На самом деле - легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи и стараться отклоняться от зла даже в малых и легких вещах. Это способ самый верный и простой - войти в духовный мир и приблизиться к Богу. «Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе; духу давать духовное, а телу - телесное, потребное для поддержания временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, чего она законно требует от нас» («О подвигах»).

В современном мире у большинства людей основным смыслом жизни является накопительство, а Старец напоминает, что «излишнее попечение о вещах житейских, устраивание себя и своих близких в лучшие условия свойственно человеку неверующему и малодушному» («Против излишней попечительности»). Часто слышна фраза: «Сильнее любить тебя можешь только ты сам». Следование ей разрушает нашу душу, потому что тогда мы забываем о ближнем и о Боге. Серафим Саровский говорит: «Кто любит себя, тот любить Бога не может» («О любви к Богу»).

Народная мудрость гласит: «Обращайся с другим так, как хочешь, чтобы обращались с тобой». Серафим Саровский: «С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится».

Понятие «духовность» иногда заменяют словом «нравственность» или «сердечность», но совершенно по-другому понимаешь фразу «сердечный человек», когда прочтешь слова Старца: «Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всякимъ храненiемъ блюди твое сердце отъ сихъ бо исходища живота», «Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же вся выльется, то оно хладеет, и человек замерзает» («О хранении сердца»).

По учению преподобного Серафима есть три воли: одна дьявольская – губящая, побуждающая делать добро ради тщеславия и гордости; другая – человеческая – не спасающая и не губящая, а третья – Божия – спасительная. «Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается» («О распознавании действий сердечных»). Эту волю мы можем узнавать из чтения слова Божия. Такое чтение вызывает слезы «У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды - Христа Бога» («О слезах»), согревает душу теплотой и наполняет сердце дарами для духовной благодатной жизни. «Из разнообразных действий сердечных может человек познать - что есть божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: от действа убо возможеши познати воссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанин» («О распознавании действий сердечных»). Благодатная сила Духа Святого поддерживает в нас духовную чистоту, дает силы для непрерывного стремления к совершенству через постоянное послушание Творцу, наполняет душу радостью бытия и приводит нас к Богу для бессмертной жизни с Ним. «Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле. … все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа» («О попечении о душе»).

«Следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою вести согласно его Божественному учению, дабы через это спасти наши души», - писал Серафим Саровский в своей работе «Причины пришествия Христа»

Сегодня в Церковь приходит много людей, которые еще вчера сами жили современной жизнью атеиста. Найдя Бога, они обретают душу: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…».

Как же вырасти духовным человеком? И на этот вопрос Серафим Саровский дает ответ: «Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем». («Духовный мир»)

Хочется верить, что мы идем по дороге к Богу и вырастим, действительно, духовными людьми, что уйдут из нашей жизни злоба, зависть, себялюбие, а в дом придет покой, счастье, мир – Бог.

Неоценима жизнь Преподобного Серафима Саровского. Его наставления это не назидательный документ, а великая мудрость духовной жизни.

ГЛАВА 3

Амвросий Оптинский - духовный наставник России

Придет время, когда об отце Амвросии

заговорит весь крещенный мир Русской земли,

и тогда всякая черта его жизни,

его кратчайшее слово, станет дорого.

Е.Поселянин, духовный писатель

Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского - святого, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней.

Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен, он принял схиму и стал иеросхимонахом. В это чине он и умер.

Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) (Приложение 4) родился в день памяти святого Александра Невского 21 или 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича, отец которого был священник. При крещении новорожденному дано было имя Александр в честь святого благоверного князя.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек.

В 1830 году Александр Гренков продолжил обучение в Тамбовской семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия.

Но пути Господни неисповедимы...

В семинарии любимым занятием Александра было изучение Святого Писания, богословских, исторических и словесных наук. И поэтому ему никог­да и в голову не приходила мысль о монастыре. За год до окончания семинарии, в 1835 году, семинарист Гренков опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Господь внял его молитве, и юноша выздоровел. Последний год обучения в семинарии запомнился Александру беззаботным весельем в кругу общества молодых товарищей. В 1836 году Александр Гренков закончил семинарию, но не спешил поступать в монастырь. Полгода Александр Михайлович был домашним учителем в одной помещичьей семье. В 1838 году он занял освободившуюся должность наставника духовного училища в г. Липецке и приступил к преподавательской работе.

Часто вспоминая о данном обете идти в монастырь, молодой человек чувствовал угрызения совести. Чтобы облегчить душевные страдания, Гренков стал по ночам уединяться и молиться. Узнав об этом, его коллеги подтрунивали над ним. Тогда Александр стал уходить молиться на чердак, а потом за город в лес. Так приближалась его развязка с миром.

Летом 1839 года по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру Александр Михайлович заехал в Троекурово к известному затворнику отцу Илариону. Святой подвижник принял молодого человека отечески и дал ему вполне определенное указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». В лавре, у гробницы преподобного Сергия, после горячей молитвы, Гренков решается наконец-то оставить мирскую жизнь и исполнить свой обет. Прося у святого благословения на новую жизнь, он вдруг ощутил предчувствие какого-то громадного захватывающего счастья.

Судьба Александра Гренкова была определена. Но какое-то время он ещё продолжал вести светскую весёлую жизнь. Решение пришло внезапно, после одного вечера в гостях, где он был в центре внимания, рассказывая смешные истории. Александр вдруг вспомнил свой обет, данный Богу, и решил бежать в Оптину Пустынь тайно от всех. Его побег был такой стремительный, что молодой человек даже не успел спросить разрешения епархиального начальства. О своём намерении стать монахом он доложил Тамбовскому архиерею уже из Оптиной (Приложение 5), куда прибыл 8 октября 1839 года.

Александр Михайлович имел такие черты характера, как жи­вость, сметливость, остроумие, общительность, обладал способностью все схва­тывать на лету. Это была сильная, творческая, богатая натура. Впоследствии все эти качества не исчезли в нем, но по мере его духовного возрастания преображались, одухотворялись, проникались Божией благодатью, давая ему возможность, подобно апостолу, стать «всем вся», чтобы приобрести многих.

Духовный руководитель Оптинской братии старец схиархимандрит Лев с лю­бовью принял Александра Михайловича и благословил предварительно пожить на монастырском гостином дворе. Живя в гостинице, он ежедневно посещал старца, слушал его наставления, а в свободное время, по его поручению, переводил рукопись «Грешных спасение» с новогреческого языка.

Полгода шла канцелярская переписка с епархиальными властями по поводу его исчезновения. Только 2 апреля 1840 года последовал указ Калужской духовной консистории об определении Александра Михайловича Гренкова в число брат­ства, и вскоре за тем он был одет в монашеское платье.

В монастыре он был некоторое время келейником старца Льва и чтецом. Отношения его к старцу были самые искренние. Почему и старец со своей стороны относился к послушнику Александру с особенной, нежно отеческой любовью, называя его Сашей.

В ноябре 1840 года Александра Гренкова перевели из монастыря в скит, где он был под ближайшим руководством старца Макария. Но и оттуда новоначальный послушник не переставал ходить к старцу Льву в монастырь для назидания.

После смерти старца Льва брат Александр стал келейником старца Макария. Послушание это он проходил четыре года (с осени 1841 г. по 2 января 1846 г.).В 1842 году, когда ему исполнилось тридцать лет, Александр был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия (память 7 декабря) и рукоположен в иеродиакона, а через два года - в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение недужным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

Иеромонах Амвросий стал помогать своему духовному отцу, преподобному старцу иеросхимонаху Макарию, в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в переводах и издании творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины преподобного Макария (†7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие.

Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» - он давал шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо видели преображенным. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.

Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Память празднуется 10 октября, а также 27 июня (обретение мощей) и 11 октября - в Соборе Оптинских старцев.

В научно-исследовательском Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится рукопись «Записки о Шамординском монастыре, поездках в Оптину Введенскую пустынь и о встречах там с духовными лицами: Макарием, Амвросием и др.», в которой есть воспоминания о старце Амвросии. Великая ценность этой книги прежде всего в том, что это свидетельство святой жизни старца Амвросия и его апостольской любви. Кроме того, она имеет два Приложения, одно из которых - «Собрание изречений старца Амвросия, датированное 1892 годом, с пометой карандашом рукой неустановленного лица, 31 л.»

Мудрые слова подвижника, собранные в этой книге, возвращали людей с пути безудержного стяжания земных благ на путь терпеливого собирания сокровищ духовных, добродетелей христианских, главной из которых является любовь. Словами апостола Павла старец говорил, что «любовь всё прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует. Любовь покрывает всё. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, такому диавол мешать не может. А где только по долгу, там он всё-таки старается помешать и тем, и другим». (Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Часть 2).  

Вот таким и был Амвросий, старец Оптинский. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки и барыня прогонит её со двора. И в то же время мог ответить на вопросы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени.

Слова его наставлений были простыми, меткими, порой с добрым юмором. Познакомившись с его духовными наставлениями, я выбрала те, которые, думаю, помогут мне и моим сверстникам стать лучше и чище:

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». 

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного».

«Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь».

«Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог».

«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет».

«Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, - это и есть жить проще».

«Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение».

«Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».

«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви».

А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Духовное наследие преподобного Амвросия Оптинского давно стало неотъемлемой частью истории и культуры России. Сохранить его - значит верно, глубоко и всесторонне осмыслить, сделать частью поведения человека, духовной основой жизни для народа России. Преподобный Амвросий является духовным наставником всей православной России. 

























ГЛАВА 4

Великая мудрость духовной жизни Иоанна Крондштатского

Что воздам Тебе, Господи, за то, что Ты даровал мне милость
родиться и воспитаться в Православной вере и Церкви,
и в дорогом неоцененном отечестве, России,
в которой издревле насаждена Православная Церковь. —
Благодарю и славлю Тебя, как могу, по благодати Твоей!
Иоанн Крондштатский


Эти слова, проникнутые любовью к Богу и Отечеству, незадолго до своей кончины оставил на страницах последнего дневника святой праведный Иоанн Кронштадтский. Оставил нам, своим потомкам, как назидание и наставление, как пример своей праведной жизни во Христе.

Иоанн Сергиев родился 19 октября 1829 года в селе Суре Архангельской губернии в семье чтеца местной церкви Илии и его супруги Иодоры. Малыш появился на свет таким слабым, что родители поспешили окрестить его, испугавшись, что он не выживет. И тут совершилось первое чудо: как только священник трижды погрузил младенца в купель, новорожденный оживился, порозовел, стал активно двигаться. При крещении дали ему имя Иоанн в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. С того дня мальчик стал быстро расти и крепнуть.

Иоанн рос необычным мальчиком: он не любил шумных игр, мало общался со сверстниками. Все свое время он проводил в приходской церкви с отцом или же помогал матери по дому – в многодетной семье нужно было много трудиться.

В первые школьные годы учеба не давалась Иоанну, но после горячей молитвы господу случилось чудо – ум его стал восприимчив к новым знаниям. И в училище, и в духовной семинарии Иоанн был лучшим учеником.

В 1880 году произошло первое чудо исцеления больного по молитвам святого Иоанна. Однажды, после размышлений о своем служении Господу, увидел Иоанн вещий сон – себя в соборе во имя святого Андрея Первозванного в городе Кронштадте. Через несколько дней Иоанн получил предложение вступить в брак с дочерью настоятеля того самого собора в Кронштадте – девицей Елизаветой.

Сразу после венчания Иоанн предложил жене посвятить жизнь свою служению Богу и людям и сохранять чистые отношения – как брату с сестрой. Ей не хотелось такого брака, но даже высшие церковные чины не смогли переубедить святого – на то была воля Божья.

Став священником, отец Иоанн (Приложение 6) служил Литургию ежедневно без выходных и отпусков, служил, даже когда болел. После службы отправлялся в бедные кварталы города – благословлял бедняков, раздавал щедрую милостыню. Случалось, что и одежду и обувь свою оставлял он неимущим.

На деньги благотворителей отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте «Дом Трудолюбия», в котором были церковь, школа, приют и мастерские; основал в своем родном селе Сура женский монастырь и воздвиг там большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь (Приложение7). Супруга батюшки еще в начале его священства часто укоряла его, что он совсем забывает семью и дом, но отец Иоанн отвечал коротко: «Я священник, чего же тут? Значит, и говорить нечего – не себе, а другим принадлежу».

Постепенно чудес, свершенных Богом по молитве отца Иоанна, становилось все больше, вскоре о нем уже знали во всех городах России. Никогда и никому батюшка не отказывал в помощи. И вскоре слава его была так велика, что, когда он ездил из города в город, на всем пути его встречали многочисленные толпы людей, становившихся на колени при приближении кареты.

Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, чтобы просить отца Иоанна о помощи в болезнях и нуждах. Он получал такое огромное количество писем и телеграмм, что кронштадтская почта вынуждена была открыть особое отделение для обработки его переписки.

Отец Иоанн для миллионов людей стал добрым пастырем, недаром в народе его часто называли «дорогой батюшка». И поэтому, наверное, по его молитвам сотни тысяч людей получили и получают исцеление в любых недугах и помощь в бедах и нуждах.

Когда «дорогого Кронштадтского батюшки» не стало, чудеса и исцеления по молитвам к нему не прекратились. Православные люди знают, что обращение к святому обязательно будет услышано, и просимая помощь обязательно придет, если только нужда наша будет настоящей, а молитва – искренней. После своей кончины отец Иоанн не только по-прежнему помогал людям в болезнях и нуждах, многим из них он являлся во снах, которые церковь толкует, как видения.

Пастырско-педагогическая деятельность святого Иоанна Кронштадтского, направленная на нравственное просвещение и личностное развитие: человека, выражалась во многих направлениях его служения, в частности, в нравственном воспитании и преображении людей посредством молитвенной помощи и наставлений.

Я прочитала замечательную книгу «Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского», которая была издана в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она составлена по многочисленным сочи нениям праведника и содержит подборку наставлений и высказываний святого по различным вопросам духовной жизни, нравственности и веры.

Наставления и поучения святого праведного Иоанна Кронштадтского, полные любви и веры, и сейчас звучат так, словно он обращался к нам, людям XXI века, напрямую. Привожу для примера те, которые запомнились мне:

«Для чего Господь даёт мне каждый день? – для моего обращения всем сердцем к Богу, для моего очищения и исправления. Помни и исправляйся».

«Для чего Господь прилагает нам день ко дню, год к году бытия нашего? – Чтобы мы постепенно отъяли, отбросили лукавство от душ своих (ср. Ис.1,16) – каждый своё, и усвоили себе блаженную простоту, чтобы, например, мы сделались как агнцы незлобивые, как младенцы простые».

В проповеднической деятельности отца Иоанна тема покаяния была одной из главных. Святой пастырь, как духовный врач, прежде всего советовал им заглянуть в свое сердце, очистить свою совесть покаянием и только потом приступать к Чаше Жизни. А истинное покаяние состоит в том, чтобы «искренно, с сокрушенным и смиренным сердцем перед Богом без пощады разобрать свою жизнь и свои грехи и беспристрастно осудить себя в них, искренно желать исправления… решиться покинуть совсем ту или другую страсть».

Подвиг христианской жизни не мыслится без молитвы. Эта тема широко раскрыта в дневниках святого праведника. Всероссийский пастырь использует простую речь, образные сравнения, живые примеры и, объясняя значение молитвы в жизни христианина. Молитва, по его словам, есть «пища души, воздух, свет, животворная теплота её»«вода живая, которой душа утоляет свою жажду».

А вот его слова об общении людей: «Ничто так не одушевляет человека в каком угодно деле, как сознание общения, общности в дружной работе. И в Божием деле, в служении ближнему особенно тяжело переживать чувство одиночества, …на земле необходима нам помощь от братии наших и духовная, молитвенная, и в самой жизни».

Современны высказывания Святого о воспитании: «Учившаяся и недоучившаяся молодежь редко ходит в церковь, вообще не ведет дела воспитания своего духовного, считая его как бы не нужным и отдаваясь житейской суете. На это надо обратить внимание. Это плод гордости, неразвитости духовной».

Поразили меня мысли отца Иоанна о воспитании: «Невелика заслуга человека пред Богом родить подобного себе или самому родиться. Это дело Божие, дело естества или природы, свойственное и всем животным…Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга перед Богом — воспитать ребенка и сделать его или самому человеку стать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином».

«Христианин неизменно должен заботиться о своем духовном воспитании, для которого он и возродился во святой купели Духом Святым, и воспринял паки бытие духовное, и запечатлен миром или печатью Духа Свято го, и удостоился права причащения пречистой Kрови Христовой. По намерению Божию Святая Церковь есть первая и самая законная воспитательница христианских душ».

«Занимайтесь все своим духовным воспитанием со всем вниманием и усердием; занимайтесь богомыслием, молитвой, самоиспытанием, самоосуждением, всесторонним исправлением себя, упражняйтесь в добродетелях кротости, смирения, послушания, терпения, милосердия, целомудрия, простоты, незлобия и отсекайте все греховные помыслы, вожделения, привычки, страсти».

Святой праведник был наиболее полным и совершенным воплощением евангельского идеала христианина и пастыря, душу свою положившего за овец (Ин. 10:11). Вся его жизнь была живой проповедью самой святости. Его устами были его дела. Ими он богословствовал, учил и наставлял. Этими устами говорил о величии Православной веры и указывал всем путь ко спасению.

И сегодня его духовный подвиг, его «жизнь во Христе», остается назидательным примером каждому христианину: «Земная жизнь наша должна быть непрерывною надеждою на Господа во всех обстоятельствах, ибо и мы и всё наше – от Господа».

Привожу стихотворение неизвестного автора, правдиво и прекрасно характеризующее о. Иоанна:


Во дни сомнения и лжи, и святотатства,
Когда безумный мир купается в крови,
Он проповедует разноплеменных братство,
И речь его полна евангельской любви.
Не склонный к прениям тщеславным и ненужным,
Идет он - ученик распятого Христа -
Ко всем надломленным, скорбящим и недужным,
Ко всем слабеющим под тяжестью креста.
И, проникая вглубь души пытливым оком,
Скорбит с печальными, спешит больным помочь...
Он нам является подвижником-пророком,
Светящим, как маяк, в
глухую эту ночь!







ГЛАВА 5

Жизненный подвиг и наставления Святой Матроны

Все, все приходите ко мне и рассказывай-

те, как живой, о своих скорбях. Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам. Всех,

кто обратится ко мне за помощью, я буду встречать при смерти, каждого.

Блаженная Матрона Московская


Святая старица Матрона (Матрена Димитриевна Никонова) (Приложение 7) родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (сейчас Кимовского района) Тульской губернии. Когда мать Матроны ждала появления младшей дочери на свет, она была уже немолода, а их семья терпела страшную нужду. Скорое рождение ребенка не радовало будущих родителей – они понимали, что он станет лишним ртом. Еще до появления девочки на свет решено было отдать ее в приют. Но видение белой птицы с плотно сомкнутыми веками на человеческом лице, посланное во сне будущей матери, стало для них знаком всевышнего, и маленькая Матрона, родившаяся слепой, осталась в семье.

Чудеса сопровождали Матронушку на протяжении всей ее жизни – от рождения и крещения до самой смерти. Как это часто бывает, Всевышний в своей великой мудрости, лишив Матрону зрения физического, дал ей духовную прозорливость. Встав в младенчестве на путь служения Господу, святая Матрона уже и сама не сходила с него и других вела за собой. С ранних лет она обладала способностью видеть прошлое и будущее, а по молитвам праведницы происходили различные чудеса и исцеления.

В 17 лет святая лишилась возможности ходить, но еще несколько десятилетий люди сами шли к ней с просьбами о помощи и совете. С 1925 г. и до самой смерти святая праведница жила в Москве (Приложение 8), помогая людям, не только избавляя их от физических страданий, но и спасая их души, во времена безверия обращая их к Свету и Любви господней. Эти годы своего подвижничества Матрона провела как бездомная странница. Никогда не было у нее своего угла, а из-за того, что старица жила в Москве без прописки, ее преследовала милиция. Но святая во всем следовала примеру праведников, которые веками терпели гонения, и всегда благодарила Всевышнего за то, что, посылая ей новые испытания, он укрепляет ее веру и смирение. Никогда не злилась угодница Божья на тех, кто обижал ее, а напротив – сочувствовала их нелегкой жизни. Они считала таких людей Божьими посланцами, рядом с которыми она воплощала в жизнь заповедь Христову – «Возлюбите врагов ваших».

Наставления матушки Матроны

Святая Матронушка никого не поучала, не была она никому ни духовным наставником, ни проповедником. Из смирения своего не могла она взять на себя роль учителя, не умела ни осуждать, ни воспитывать других. Вообще была она немногословной, просто так никогда ничего не говорила. Пустых разговоров, болтовни и вовсе не приветствовала.

Но если уж она говорила, если давала кому-то совет – то он всегда был конкретным, точным и единственно правильным, потому что она духовными своими очами видела, что именно требуется душе каждого человека. Чистая душа ее была чутка к высшей, Божественной истине. Бог многое открывал ей, что скрыто от обычных людей. И ее устами передавал людям то, что важно и нужно им знать.

Именно поэтому, хоть и не стремилась Матрона учить никого, а люди все равно у нее учились. Не хотела она давать наставлений – а люди слушали и записывали ее наставления. Вот и получилось, что для многих она стала все же и наставником, и учителем, и проповедником. Главным образом потому, что самой своей жизнью другим пример подавала. Ведь грош цена тому учителю, который учит одному, а сам делает по-другому. Матронушка же жила так, что и без слов многие стремились быть с ней рядом, видеть и слышать ее, подражать ее праведному служению, ее чистоте и устремленности к Богу, насколько это возможно было для них, простых смертных.

Те истины, которые звучали из уст матушки Матроны, в прямом смысле наставлениями назвать нельзя. Это были просто советы, предупреждения, высказанные с любовью и заботой о людях, которым она это говорила, с желанием им добра. Но и сегодня мы видим, что в ее словах звучит истина, не теряющая своей актуальности даже по прошествии многих лет. И по сей день ее слова заставляют нас остановиться, задуматься: правильно ли мы живем, не нарушаем ли завещанных нам от Господа законов, не предаем ли свою душу, не гонимся ли за ложными ценностями? При жизни Матрона боролась за душу каждого из приходивших к ней людей, отвоевывая ее у темных сил, направляя на путь истинный. Она и теперь продолжает бороться за каждую душу – за нас с вами, чтобы не забывали мы, что каждый из нас по образу Божию создан, и Бога в своей душе сберегли.

Матрона говорила, что не надо осуждать ближних: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»

Призывала матушка жить с молитвой. Почаще налагать на себя крестное знамение. «Враг подступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом – ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую – добрые дела. Чаще креститесь! Крест – такой же замок, как на двери».

Говорила, что надо обязательно крестить еду, а на ночь ее убирать и накрывать, чтобы из воздуха злые силы не проникли. Также она советовала почаще крестить все вещи, предметы вокруг себя. «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!»

Советовала причащаться. Говорила: «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».

Говорила, что хорошо бы иметь в доме комнату окнами на восток, и в этой комнате поставить стол – Престол Божий, для икон и молитв, есть и пить на нем нельзя.

Часто она говорила о том, что надо уметь отказываться от собственной воли, и отдавать себя в руки Божьи: «Тогда будешь жить, как дитя в саночках – тебя везут, и ты забот не знаешь, а Бог сам все устроит».

Призывала Святая Матрона каяться в своих грехах. Говорила, что «без покаяния жить нельзя, а если целый народ живет без покаяния, то его постигают бедствия, и он гибнет и исчезает с лица земли».

Святая Матрона не советовала постоянно искать духовных наставников, учителей, «старцев» и «прозорливцев». Говорила: «Если идете к старцу или священнику, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет».

Предвидя, что слишком многие люди далеко отойдут от Бога, вследствие чего в их душах поселится зло, матушка советовала вести себя осторожно даже в церкви, ведь там душа открыта как нигде. Нельзя отвлекаться от молитвы, чтобы не стать жертвой чьего-то дурного влияния: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону». Нечто похожее советовал и Серафим Саровский.

Призывала владеть собой, не пребывать в состоянии расслабления духа, не бояться, не нервничать: «Не дрожи – от Бога все равно не убежишь», «Какие нервы, вот на войне и в тюрьме нет нервов… Надо владеть собой, терпеть».

Учила праведница любить и прощать старых, немощных, больных: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».

Тем, кто желал совершенствоваться в христианской вере, Матрона советовала не носить черной одежды, не выделяться внешне из толпы, а одеваться и выглядеть обыкновенно, никак своим видом не подчеркивая свои духовные устремления.

Женщин матушка Матрона учила беречь свою естественную красоту, не скрывая ее под декоративной косметикой. Ведь «красота поддельная, не та, которую дал человеку Бог, ведет душу к развращению».

Матрона поддерживала тех девушек, которые хотели посвятить свою жизнь служению Всевышнему: «Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст».

Сама терпеливо несущая свой тяжкий крест, блаженная старица и других учила принимать скорби с благодарностью и смирением.

Принимая смиренно болезни, Матронушка все же не советовала отказываться от лечения: и сама исцеляла, и призывала людей лечиться, называя тело домиком для души, который надо ремонтировать – ведь этот домик от Бога. Верила в силу лечебных трав, говорила, что «Бог не даром их создал, а специально, чтобы людям помочь».

От обращения к колдунам и знахарям предостерегала: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».

Матушка Матрона учила своих близких, как защищаться от влияния бесовских сил. Говорила, что во время массовых демонстраций лучше оставаться дома, плотно закрыв двери и окна, так как, по ее словам, в воздухе в это время носятся полчища демонов, которые стремятся проникнуть в души людей. Сегодня эти слова, конечно, нужно толковать иносказательно – как призыв не поддаваться массовому гипнозу, тем идеям и лозунгам, которые кто-то навязывает нам, и к тому, чтобы беречь «окна души» (именно так святые старцы часто называют чувства человеческие). Ведь раскрывая душу кому попало, поддаваясь влиянию толпы, мы рискуем оказаться незащищенными перед силами зла.

А это наставление можно воспринимать и как шутливое, и как серьезное: «Цепляйтесь все, все за мою пяточку, и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче». Говорила, что после ее смерти таких, как она, уже не будет. И искать не надо, если не хотим, чтобы нас обманули. Лучше приходить на ее могилку, и разговаривать, и помощи просить, как у живой.

Годы идут, но вновь и вновь узнаем мы о многочисленных случаях чудесной помощи Матроны Московской. Воистину все, как она говорила, так и сбывается, ни одно ее слово не пропало зря.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я сделала попытку исследовать жизнь и духовные наставления Преподобных Серафима Саровского, Иоанна Крондштатского, Амвросия Оптинского, святой Матроны – Святых, оставивших след в истории России и русского православия.

В наше непростое время они помогают в исцелении от недугов, избавлении от бед и житейских невзгод. К ним обращаются с просьбами о детях и близких. Они спасают наши жизни и наставляют на путь истинный.

Святые угодники Божьи – наши молитвенники и заступники.

В ходе исследования первоисточников и литературы о жизни и деятельности духовных наставников России мною было сделано несколько выводов.

Во-первых, святым мы не поклоняемся и ни в коем случае их не обожествляем. Но искренне почитаем их за подвиги любви и веры, за их служение Господу при жизни, за то, что они Богом прославлены и после смерти, на небесах, за то, что они преподают нам уроки нравственности и духовности.

Во-вторых, святые – это вовсе не посредники между человеком и Богом. Каждый из нас может обратиться к Богу напрямую. В каждом из нас есть частичка Бога, и все-таки в нашей земной жизни мы подчас оказываемся очень далеко от Него, и забываем о той искре Божьей, что живет у нас в душе. Как мы, простые смертные, можем хотя бы немного приблизиться к Его величию и совершенству? Иногда нам кажется, что это попросту невозможно. И вот тогда нам на помощь приходит пример святых. Они ведь смогли это сделать – хотя вовсе не Боги, а обычные люди, такие же, как мы с вами. Они еще при жизни снискали Благодать, обрели Царствие Небесное. За жизнь праведную, за подвиги во имя веры и любви к людям и Всевышнему одаривает Он их удивительными способностями – прошлое и будущее видеть, чудеса творить и недуги исцелять, а самое главное – души заблудшие на путь истинный наставлять, вести их в Царствие Небесное.

Значит, подражая им, мы тоже можем идти тем же путем, двигаться к большей любви, к большему совершенству, к Благодати, к Царствию Небесному. А святые своим собственным примером просто помогают нам это сделать. Помогают найти нашу собственную дорогу к Богу.

Они духовные наставники России, заступники наши, они защищают нас в трудную минуту, помогают в нелегкой жизни земной и в нашем общении с Богом.

Мне было интересно работать над выбранной темой, я начала понимать смысл некоторых духовных наставлений Святых. В ходе работы я составила небольшой «нравственный кодекс» из наиболее запомнившихся наставлений Преподобных Серафима Саровского, Иоанна Крондштатского, Амвросия Оптинского, святой Матроны (Приложение 9). Думаю, что подобную работу можно провести учителям и классным руководителям со своими учениками и использовать материал на уроках по основам православной культуры и классных часах.

Закончить исследование я хочу словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Познать самого себя – это уже немало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви – это уже много. Если же человек поймёт, что второе имеет отношение к первому и что духовный опыт Церкви – это не только сокровищница прошедших столетий, но, прежде всего, рука, протянутая не из прошлого, а из вечности к нему самому, значит, свершилось чудо: Христос тихо постучался ещё в одну душу».





Список использованных источников и литературы

Источники

  1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка

  2. Краткий философский словарь под ред. А.П. Алексеева. М.: Проспект, 2000. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык: от А до Я. Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003.

  3. Духовные наставления Преподобного Серафима мирянам и инокам.

  4. Беседа Преподобного с Н.А. Мотовиловым, записанная по настоянию Старца.

  5. Записки о Шамординском монастыре, поездках в Оптину Введенскую пустынь и о встречах там с духовными лицами: Макарием, Амвросием и др.

  6. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. — М.: «Благовест», 2001.

  7. «Симфония по творениям святого праведного Иоанна Крондштатского», Москва, 2007.

  8. Святая блаженная Матрона Московская. — М.: Благовест, 2011.

Литература

  1. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / Сост. Агапит (Беловидов), схиархим., 2-е изд., М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.

  2. Анашкевич М. Я к вам любовью прорасту [Текст] / М. Анашкевич // Божий мир. – 2008, №4

  3. И.К.Сурский. Отец Иоанн Кронштадский. – Белград, 1938 (электронный вариант)

  4. Ю.В. Головина. Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Крондштатского. – Курск, КГУ, 2009.

  5. Сказание о житии блаженной старицы, матушки Матроны. – Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993.

  6. Святая блаженная старица Матрона Москов ская: Житие. Акафист. – С-Пб.: Царское дело, 2008.

  7. О жизни и чудесах блаженной Матроны:М.: Даниловский благовестник, 2009.

  8. Иеромонах Роман: Пред всеми душа виновата. Белорусский Экзархат, Минск 2006

  9. Православная культура в школе./ Издательский дом «Покров», Москва 2003

  10. http://www.optina.ru

  11. http://www.hnir.ru

  12. zavet.ru

  13. Diveevo .ru

  14. http://www.pravoslavie.ru

  15. http://ru.wikipedia.org/wiki

















ПРИЛОЖЕНИЯ


















Приложение 1

Анализ анкетирования учащихся МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты

В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование 98 учащихся 7-10 классов МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты. В анкете было 7 вопросов [см. таблицу]:


п/п

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Верите ли вы в Бога?

92

0

6

2.

Известны ли вам имена русских Святых наставников?

19

56

23

3.

Знаете ли вы о жизни и наставлениях Серафима Соровского?

75 - слышали

20

3

4.

Знаете ли вы о жизни и наставлениях Амвросия Оптинского?

7 - слышали

91

-

5.

Знаете ли вы о жизни и наставлениях Иоанна Крондштатского?

5 - слышали

93

-

6.

Знаете ли вы о жизни и наставлениях Матроны Московской?

67

-

31

7.

Бывали ли вы в святых местах, связанных с именами духовных наставников?

4

94

-



hello_html_m4dd9c22d.gif

Вывод: Мы видим, что о роли и делах русских духовных наставников не знают 100% учащихся. На основе результатов этого опроса родилась идея написания работы.















Приложение 2


Преподобный Серафим Соровский



hello_html_m44832647.jpg



hello_html_1414be1f.jpg


hello_html_m31518592.jpg




hello_html_mcabfb71.jpg

Приложение 3

Монастырь Серафима Соровского




hello_html_5708f416.jpg







hello_html_0.gif



Приложение 4

Преподобный Амвросий Оптинский

hello_html_m295d9faa.jpg



















hello_html_7dbcc8fb.jpg

















Приложение 5

Оптина пустынь

hello_html_4579c901.jpghello_html_6881a96c.jpg






















О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!.. О, благословенная Оптина!


Русский духовный писатель С. А. Нилус, проживший при обители 5 лет (с 1907 по 1912 г.) и оставивший бесценные описания как внешней, так и внутренней жизни прославленного монастыря.




Приложение 5

Преподобный Иоанн Крондштатский

hello_html_m10c14cde.jpg hello_html_283e7dd3.jpg



hello_html_m81d1e87.jpg hello_html_m630685f0.jpg



Приложение 6

Свято - Иоанновский женский монастырь

hello_html_m4f9e6ef4.jpg

hello_html_115e60f2.jpg

Приложение 7

Святая Матрона Московская

hello_html_m68ff98bc.jpg hello_html_1202b6c3.jpg



hello_html_7fa46a3c.jpg







Приложение 8

В Покровском монастыре

hello_html_424d5b77.jpg

hello_html_b350484.jpg

Рака с мощами Святой Матроны Перед монастырем

hello_html_4da28a34.jpg



Приложение 9

Духовный кодекс для меня и моих сверстников, составленный из наставлений Святых пастырей России

АВТОР

НАСТАВЛЕНИЕ

Серафим Соровский

Кто любит себя, тот любить Бога не может.

Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений.

Амвросий Оптинский

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно.

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем.

Иоанн Крондштатский

Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, просто взирать и на всякого врага как на создание Божие. Надо быть всегда кротким, незлобивым, благосердым, терпеливым, как бы не замечающим злобы в других, надо побеждать благим — ласкою, благотворением — злое или злых людей.

Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется.

Матрона Московская

Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?

Красота поддельная, не та, которую дал человеку Бог, ведет душу к развращению.





hello_html_m4d466bb7.png

50



Исследовательская работа "Духовные наставники России"
  • Классному руководителю
Описание:

Русскому человеку всегда в его бедах, нуждах и горестях помогали святые – помощники и заступники простых людей перед лицом Господа. Немало на Руси святых, которые денно и нощно пекутся о нас в Царствие Небесном. Преподобные Серафим Саровский и Иоанн Крондштатский, блаженная Матрона Московская и Амвросий Оптинский – пожалуй, нет ни одного верующего русского человека, который бы не слышал и не ведал об их чудесах…

 

         Православный народ всегда глубоко чтил подвижников, искал в их жизни примеры для подражания, а любимым чтением для него, кроме Житий Святых, являлись патерики и творения святых. Эти люди  нам бесконечно дороги, и каждому важно знать их подвиги, помнить, как они поступали среди нашей  русской обыденной жизни. У подвижников христианских есть чему поучиться!

Изучение жизни и наставлений, нравственных уроков,  которые давали людям некоторые особо почитаемые Православной церковью святые: Серафим Соровский, Иоанн Крондштатский, Амвросий Оптинский, Матрона Московская, чьи имена христиане с особенной теплотой  вспоминают в канун Рождества и Крещения.

 

Автор Петухова Ирина Алексеевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1241
Номер материала 18571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓