Главная / Начальные классы / Исследовательская работа "Берегите зрение"

Исследовательская работа "Берегите зрение"


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 городского округа город Нефтекамск Республики Башкоротостан







Спорт- альтернатива пагубным привычкам.

Исследовательская работа “ Берегите зрение”







Выполнила:

Вечтомова АнастасияМаксимовна,

ученица 3 в класса,

452683, г Нефтекамск,

ул.Строителей,93-39












2014 г




Оглавление

1. Введение……………………………………………………………3

2. Берегите зрение смолоду…………………………………………..5

2.1. Болезни глаз……………………………………………………….5

2.2. Компьютер как причина ухудшения зрения ……………….......7

3. Практическая часть…………………………………………………8

3.1. Методика исследования………………………………………….8

3.2. Результаты исследования………………………………………...8

4. Заключение………………………………………………………....12

Литература…………………………………………………………….13

Приложение……………………………………………………………14























Введение

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум…

Уильям Блейк

Глаза самый ценный и удивительный дар природы. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Чтобы сохранить хорошее зрение, нам необходимо знать, какие факторы и заболевания могут ему угрожать и как их предотвратить.

Все мы хотим быть здоровыми, хорошо слышать, хорошо видеть, но лишь немногие могут похвастаться 100% зрением. Почему так происходит? Почему продолжает расти численность людей в России, подверженных болезням глаза и его придаточного аппарата. Почему, несмотря на увеличение количества методов оздоровления, новых лекарств, появление новых разнообразных продуктов питания, с каждым десятилетием наблюдается рост количества таких заболеваний, как глаукома и катаракта, близорукость, дальнозоркость, астигматизм? Причин много, и по-настоящему здоровое зрение, это не просто отсутствие заболеваний глаз.

По настоящему здоровое зрение - это отсутствие переутомления и недомогания, это наличие энергии и жизненных сил, это тот образ жизни, который вы ведете, включая правильное здоровое питание и своевременные посещения медицинского специалиста.

На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 80% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.

Компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. Большинство рефератов, работ для олимпиады невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать компьютер. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома.

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером — одна из самых напряжённых и утомительных.

По данным некоторых ученых 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А.М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение, - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит, и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

В нашем классе 4 учащихся носят очки,

В связи с этим тему для своей исследовательской работы мы выбрали «Берегите зрение смолоду!»

Цель: Изучение влияния компьютера на зрение человека.

Задачи:

1.Выявить причины нарушения зрения.

2.Определить влияние компьютера на зрение.

3.Изложить основные правила гигиены зрения.

4.Составить рекомендации на основе полученных данных для школьников и их родителей по сохранению зрения.

Гипотеза:

Если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует сохранению.

Объект, предмет исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: органы зрения.

Участники исследования: учащиеся.

Методы исследования: сбор информации из книг, журналов; Интернет - ресурсы; анализ; опрос.

Результаты исследования. Ознакомившись с дополнительной литературой, я узнала для себя следующее.



Берегите зрение смолоду

2.1. Болезни глаз

При чтении лежа ребенок невольно выбирает удобное положение для руки, а не для глаз, в результате книга, как правило, оказывается очень близко от глаз. Изображение букв не попадает на желтое пятно, и глазным мышцам приходится выполнять дополнительную работу, что приводит к зрительному утомлению. К глазу, как к любому работающему органу, усиливается приток крови, несущей питательные вещества. И если при этом тело читающего находится в горизонтальном положении, голова запрокинута или склонена, то прилив крови увеличивается. Это обстоятельство в свою очередь способствует растяжению стенок глаза в переднезаднем направлении и, следовательно, развитию близорукости.

При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость).

Близорукость (миопия) - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо-отдаленные. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.

Астигматизм - это нарушение рефракции глаза, характеризующееся снижением остроты зрения вдаль и вблизи из-за неравномерности преломления световых лучей роговицей глаза.

Косоглазие - мозг человека получает изображения предметов от обоих глаз для формирования единого образа, для этого обе зрительные оси при взгляде на объект должны пересекаться под одним и тем же углом. Нарушение такой гармонии называется страбизмом или косоглазием.

Особенности глаза активно используются для его же сохранения: при длительном по продолжительности чтении, работе за компьютером, глаз сфокусирован на объекте, находящимся на фиксированном расстоянии, что приводит к снижению его аккомодационной способности и со временем – к снижению остроты зрения.

Астенопия на сегодняшний день является одним из самых распространенных симптомов.

Астенопияпелена перед глазами, воспаление глаз, двоение в глазах, связанные с продолжительным использованием ПК.

Причины, по которым развивается астенопия, по мнению ученых - медиков:

  • работа на компьютере, независимо от типа монитора;

  • работа, требующая постоянного зрительного внимания;

  • длительное чтение;

  • ежедневный просмотр телепередач;

  • неправильно подобранные очки;

  • неправильно организованное освещение в помещении.

Симптомы астенопии: боль в глазных яблоках, головная боль, ощущение "песка в глазах".

Последствия астенопии: постоянная зрительная нагрузка вызывает перенапряжение мышц глаза.

Дети используют компьютер совсем в иных целях, нежели взрослые. В силу этого они гораздо более подвержены "компьютерному синдрому". Американская ассоциация изучала особенности влияния компьютера на зрение детей. Были сделаны следующие выводы:

  • Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд длительное время сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.

  • Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше.

  • Дети могут выдерживать высокие нагрузки. Они часто не обращают внимания на усталость глаз. Если же на экране высвёчивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от ПК несколько часов подряд.

  • Детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство использует "взрослые" мониторы.

Поэтому очень важно соблюдать особые правила деятельности, связанной с работой зрительного аппарата.

Первые признаки нарушения зрения:

  • Покраснение глаз.

  • Снижение остроты зрения.

  • Двоение предметов.

  • Быстрая утомляемость глаз.

  • Боли в области глазниц и лба.

  • Чувство жжения в глазах.

Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, т.к. возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этот период происходит формирование рефракции и чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая еще не достаточно развита или ослаблена, что может привести к развитию близорукости.

2.2. Компьютер как причина ухудшения зрения

В последнее время у людей, которые целый день работают за компьютером, отмечаются нарушения памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние. У них могут возникнуть даже проблемы в общении с друзьями и близкими.

Чтобы противостоять негативному влиянию компьютерной техники нужно откорректировать режим работы с компьютером. Соблюдать гигиенические правила и нормы. Своевременно делать перерывы в работе.

Иногда школьник, работающий за компьютером, так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат – переутомление.

Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека. Каждый ребенок и взрослый должен хотя бы иметь представление об их содержании.

Эти программы бывают разного действия: одни блокируют работу компьютера на определенное время (Eyes Guard, Computer and Vision), другие помогают следить за временем работы, утомляемостью пользователя (Break Time, Safe-Computer), третьи работают как тренажер для глаз (Eyes Keeper).

Также, наряду с программами, с целью снятия зрительного напряжения эффективно использование успокаивающих заставок. Они могут быть неподвижными, анимированными, мультипликационными, могут имитировать аквариум, водопад и т.д.

Таким образом, я узнала, что ПК влияет на зрение.










Практическая часть

3.1. Методика исследования

Работа состояла из трех этапов:

1-й этап – подготовительный

На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, определены объекты исследования. Посетив библиотеку, читала и рассматривала литературу по теме, в домашних условиях работала с Интернет – ресурсами.

2-й этап – исследовательский

1. Анкетирование учащихся

Был проведён опрос учащихся 3 «В» класса.

2. Анкетирование взрослых (учителей)

Я решила поинтересоваться, берегут ли учителя своё зрение.

3. Посещение библиотеки.

4. Встреча с медсестрой школы

5.Поездка в офтальмологический центр на ул.Комсомольская 44.).

3-й этап – обобщение результатов

  • Результаты анкетирования.

  • Классный час в 3 «В» классе на тему «Берегите зрение смолоду».

  • Изготовление буклетов для учащихся .

  • Рекомендации по сохранению зрения. Гимнастика для глаз.

  • Презентация проекта.

3.2. Результаты исследования

1. Диагностика.

Я обратилась к медицинскому работнику нашей школы за статистическими данными по глазным заболеваниям у нас в школе, поговорив с медсестрой, я выяснила, что с нарушением зрения-3 уч-ся, астигматизм -4 уч-ся, ангиопатия – 1 уч-ся, миопия – 36 уч-ся.


Изучив литературу по теме, я решила провести опрос. Участвовало 28 уч-ся 3 «В» класса, 20 учащихся 2 В класса, а также 12 учителей нашей школы.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм. ( Приложение)

Выводы: Я выяснила, что некоторые ребята превышают допустимое время работы за компьютером и просмотра телевизионных передач. Кроме того, не все опрашиваемые имеют достаточное освещение рабочего стола. Мало кто уделяет внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики. Перечисленные факторы могут стать причиной снижения зрения.

2.Врач офтальмолог.

Для получения профессиональных рекомендаций, я посетила офтальмологический центр на ул Комсомольская,44. Врач высшей категории проконсультировал нас и дал несколько рекомендаций.

Советы по сохранению зрения:

  • меньше смотреть телевизор, меньше сидеть за компьютером,

  • заниматься физической культурой, больше быть на свежем воздухе,

  • не читать книги в темноте,

  • тренировать глаза,

  • регулярно раз в полгода посещать окулиста,

  • не читать лежа,

  • смотреть телевизор на расстоянии меньше 1 метра,

  • делать гимнастику для глаз, правильно питаться.

Все эти упражнения способствуют улучшению кровообращения глаз, облегчают зрительную работу на близком расстоянии, снимают утомление глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

Не менее важное условие сохранения зрения - правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А. Это, как правило, тушеная морковь, морковный салат, но обязательно со сметаной или маслом, так как витамин А является жирорастворимым. Обязательно присутствие в пище капусты, лука, укропа, различных салатов, винегрета.

Особенно полезен для зрения свежий воздух. Прогулки, ходьба на лыжах, коньки, игры в мяч способствуют лучшему кровообращению глаз и постоянному притоку к ним крови, обогащённой кислородом.

3. Классный час на тему «Берегите зрение смолоду». Рекомендации учащимся.

В сети Интернет мы нашли компьютерные заставки. Рассказали об этом на классном часе. Чтобы запустить заставку на компьютере, ее нужно сохранить в папке «Windows». Потом ее можно запустить через окно «Свойства: экран» в меню «Заставка». Можно выставить любой интервал времени, через которое компьютер будет запускать эту заставку.

Успокаивающие заставки можно использовать и во время работы на компьютере и в конце занятия, перед тем, как выключить компьютер.

Я предложила ребятам нашего класса принять участие в эксперименте по использованию компьютерной заставки. 9 ребят установили заставку на домашних компьютерах и в течение 2-х недель регулярно ее использовали. В эксперименте также приняли участие учителя .

В ходе опроса по результатам применения заставки я выяснила, что:

  • отрицательных эмоций не испытывали ни взрослые, ни дети (100%)

  • компьютерная заставка избавляет от забывчивости делать перерыв (100%)

  • помогает расслабиться (85%)

  • снижает утомляемость глаз (65%)

  • поднимает настроение (85%)

  • уменьшились болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч (82%)

  • стали больше бывать на свежем воздухе (32%)

  • стали раньше делать уроки и ложиться спать (93%)

По результатам использования компьютерной заставки, я сделала вывод, что непродолжительный просмотр успокаивающей заставки благотворно влияет на зрительные органы и нервную систему человека.

Когда мы выполняли эксперимент, то весь класс активно помогал и даже предлагались новые идеи по созданию и использованию компьютерных заставок. Рекомендации ученикам записаны на буклете. (Приложение)

4. Рекомендации родителям.

Моя мама выступила на родительском собрании с рекомендациями.










Заключение

Задача ребенка, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, - снять или свести до минимума отрицательное влияние на здоровье.

В процессе этой работы я поняла одну простую истину. Любое действие хорошо в меру. Компьютер может быть очень полезен для человека, может упростить для него массу задач и помочь в решении проблем. С его помощью можно получить новые полезные и интересные знания. Даже в процессе игры за компьютером дети развивают свою реакцию, улучшают возможности ориентации в пространстве и многое другое, в зависимости от вида игры.

Но если не соблюдать режим работы за компьютером, польза легко может превратиться в серьёзный вред здоровью

Я считаю, что лучше не лечить, а предупреждать. На уроках мы всегда проводим для своих глаз профилактические упражнения. Они просты в применении и не требуют много времени и места.

Снять зрительное напряжение глаз можно, если:

  • соблюдать все гигиенические требования к процессу обучения;

  • ограничивать длительность занятий за компьютером,

  • проводить гимнастику для глаз (офтальмонтаж);

  • правильно обустроить рабочее место;

  • следить за правильной посадкой при работе за компьютером;

  • использовать компьютерные программы, соответствующие возрасту, программы-тренажеры для глаз,

  • использовать успокаивающие заставки.

Цель моего исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Я убедилась, что если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует сохранению.

«Береги здоровье смолоду!»

Эти слова мы и наши дети слышали не один раз.

Мы не вспоминаем про здоровье, пока оно у нас есть.

И это действительно так.

Здоровый ребенок счастлив и весел и легко усваивает программу.

При современных учебных нагрузках особое внимание следует уделять

детскому зрению.




Литература

  1. Александрова А.П. Медицинская энциклопедия

  2. Ревин А.И. Специфика зрения человека.- М.: Медицина, 2003.

  3. Сурков А.А. Энциклопедия. Влияние компьютерной техники на зрение человека.- Новосибирск: Академия, 2001.

  4. Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. – М.: Аванта+, 2001.


Интернет - ресурсы

Сайт IMA Vision энциклопедия нарушения зрения http://www.imavision.ru/

Зрительный компьютерный синдром

http://www.eye2eye.com/

http://www.cvconsulting.com/

Компания GlareGuard, производитель защитных фильтров для мониторов ПК http://glareguard.com/

http://www.yandex.ru

http://www.comp-doctor.ru/eye/eye_upr4.php


Приложение

1 Анкета.

2 Буклет.

3 Упражнения для глаз.


















АНКЕТА:



  1. Сколько часов в день Вы проводите за компьютером?


_____________________________________________________


  1. Сколько часов в день Вы проводите у телевизора?


______________________________________________________


  1. Достаточно ли освещено Ваше рабочее место?


ДА____________________НЕТ______________________


  1. Делаете ли Вы зарядку для глаз?


ДА____________________НЕТ______________________


Буклет


Упражнения для глаз

1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!

Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.




Правила

  1. Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше. 

  1. Кhello_html_m651a4b1d.jpgомпьютер

Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.


  1. Учебные нагрузки

Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.

В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.


  1. Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. 
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).

  1. Бедное полезными веществами питаниеhello_html_1f617d9a.jpg

Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

















Комплекс упражнений для улучшения зрения

1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко «соединятся».

7. Частое моргание глазами.

8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.


Каждое упражнение повторять не менее шести раз.















Исследовательская работа "Берегите зрение"
  • Начальные классы
Описание:

                                     Оглавление

1. Введение……………………………………………………………3

2. Берегите зрение смолоду…………………………………………..5

2.1. Болезни глаз……………………………………………………….5

2.2. Компьютер как причина ухудшения зрения ……………….......7

3. Практическая часть…………………………………………………8

3.1. Методика исследования………………………………………….8

3.2. Результаты исследования………………………………………...8

4. Заключение………………………………………………………....12

Литература…………………………………………………………….13

Приложение……………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Посредством глаза, а не глазом  

Смотреть на мир умеет разум…

Уильям Блейк

Глаза самый ценный и удивительный дар природы. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Чтобы сохранить хорошее зрение, нам необходимо знать, какие факторы и заболевания могут ему угрожать и как их предотвратить.

Все мы хотим быть здоровыми, хорошо слышать, хорошо видеть, но лишь немногие могут похвастаться 100% зрением. Почему так происходит? Почему продолжает расти численность людей в России, подверженных болезням глаза и его придаточного аппарата. Почему, несмотря на увеличение количества методов оздоровления, новых лекарств, появление новых разнообразных продуктов питания, с каждым десятилетием наблюдается рост количества таких заболеваний, как глаукома и катаракта, близорукость, дальнозоркость, астигматизм? Причин много, и по-настоящему здоровое зрение, это не просто отсутствие заболеваний глаз.

По настоящему здоровое зрение - это отсутствие переутомления и недомогания, это наличие энергии и жизненных сил, это тот образ жизни, который вы ведете, включая правильное здоровое питание и своевременные посещения медицинского специалиста.

На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 80% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.

Компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. Большинство рефератов, работ для олимпиады невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать компьютер. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома.

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером — одна из самых напряжённых и утомительных.

По данным некоторых ученых 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А.М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение, - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит, и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

В нашем классе 4 учащихся носят очки,

В связи с этим тему для своей исследовательской работы мы выбрали «Берегите зрение смолоду!»

Цель: Изучение влияния компьютера на зрение человека.

Задачи:

1.Выявить причины нарушения зрения.

2.Определить влияние компьютера на зрение.

3.Изложить основные правила гигиены зрения.

4.Составить рекомендации на основе полученных данных для школьников и их родителей по сохранению зрения.

Гипотеза:

Если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует сохранению.

Объект, предмет  исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: органы зрения.

Участники  исследования: учащиеся.

Методы исследования: сбор информации из книг, журналов; Интернет - ресурсы; анализ; опрос.

Результаты исследования. Ознакомившись с дополнительной литературой, я узнала для себя следующее.

 

 

Берегите зрение смолоду

2.1. Болезни глаз

При чтении лежа ребенок невольно выбирает удобное  положение для руки, а не для глаз, в результате книга, как правило, оказывается очень близко от глаз. Изображение букв не попадает на желтое пятно, и глазным мышцам приходится выполнять дополнительную работу, что приводит к зрительному утомлению. К глазу, как к любому работающему органу, усиливается приток крови, несущей питательные вещества. И если при этом тело читающего находится в горизонтальном положении, голова запрокинута или склонена, то прилив крови увеличивается. Это обстоятельство в свою очередь способствует растяжению стенок глаза в переднезаднем направлении и, следовательно, развитию близорукости.

При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость).

Близорукость (миопия) - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо-отдаленные. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.

Астигматизм - это нарушение рефракции глаза, характеризующееся снижением остроты зрения вдаль и вблизи из-за неравномерности преломления световых лучей роговицей глаза.

Косоглазие - мозг человека получает изображения предметов от обоих глаз для формирования единого образа,  для этого обе зрительные оси при взгляде на объект должны пересекаться под одним и тем же углом. Нарушение такой гармонии называется страбизмом или косоглазием.

Особенности глаза активно используются для его же сохранения: при длительном по продолжительности чтении, работе за компьютером, глаз сфокусирован на объекте, находящимся на фиксированном расстоянии, что приводит к снижению его аккомодационной способности и со временем – к снижению остроты зрения.

Астенопияна сегодняшний день является одним из самых распространенных симптомов.

Астенопияпелена перед глазами, воспаление глаз, двоение в глазах, связанные с продолжительным использованием ПК.

Причины, по которым развивается астенопия, по мнению ученых - медиков:

·                    работа на компьютере, независимо от типа монитора;

·                     работа, требующая постоянного зрительного внимания;

·                     длительное чтение;

·                     ежедневный просмотр телепередач;

·                     неправильно подобранные очки;

·                     неправильно организованное освещение в помещении.

Симптомы астенопии: боль в глазных яблоках,  головная боль, ощущение "песка в глазах".

Последствия астенопии: постоянная зрительная нагрузка вызывает перенапряжение мышц глаза.  

Дети используют компьютер совсем в иных целях, нежели взрослые. В силу этого они гораздо более подвержены "компьютерному синдрому". Американская ассоциация изучала особенности влияния компьютера на зрение детей. Были сделаны следующие выводы:

·                     Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд длительное время сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.

·                     Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше.

·                     Дети могут выдерживать высокие нагрузки. Они часто не обращают внимания на усталость глаз. Если же на экране высвёчивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от ПК несколько часов подряд.

·                     Детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство использует "взрослые" мониторы.  

Поэтому очень важно соблюдать особые правила деятельности, связанной с работой зрительного аппарата.  

Первые признаки  нарушения зрения:

·                     Покраснение глаз.

·                     Снижение остроты зрения.

·                     Двоение предметов.

·                     Быстрая утомляемость глаз.

·                     Боли в области глазниц и лба.

·                     Чувство жжения в глазах.

Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, т.к. возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этот период происходит формирование рефракции и чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая еще не достаточно развита или ослаблена, что может привести к развитию близорукости. 

2.2. Компьютер как причина ухудшения зрения  

В последнее время у людей, которые целый день работают за компьютером, отмечаются нарушения памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние. У них могут возникнуть даже проблемы в общении с друзьями и близкими.

Чтобы противостоять негативному влиянию компьютерной техники нужно откорректировать режим работы с компьютером. Соблюдать гигиенические правила и нормы. Своевременно делать перерывы в работе.

Иногда школьник, работающий за компьютером, так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат – переутомление.

Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека. Каждый ребенок и взрослый должен хотя бы иметь представление об их содержании.

Эти программы бывают разного действия: одни блокируют работу компьютера на определенное время (EyesGuard, ComputerandVision), другие помогают следить за временем работы, утомляемостью пользователя (BreakTime, Safe-Computer), третьи работают как тренажер для глаз (EyesKeeper).

Также, наряду с программами, с целью снятия зрительного напряжения эффективно использование успокаивающих заставок. Они могут быть неподвижными, анимированными, мультипликационными, могут имитировать аквариум, водопад и т.д.

Таким образом, я узнала, что ПК влияет на зрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

3.1. Методика исследования

Работа состояла из трех этапов:

1-й этап – подготовительный

На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, определены объекты исследования. Посетив библиотеку, читала и рассматривала литературу по теме, в домашних условиях работала с Интернет – ресурсами.

2-й этап – исследовательский

1. Анкетирование учащихся

Был проведён опрос учащихся 3 «В» класса.

2. Анкетирование взрослых (учителей)

Я решила поинтересоваться, берегут ли учителя своё зрение.

3. Посещение библиотеки.

4. Встреча с медсестрой школы

5.Поездка в офтальмологический центр на ул.Комсомольская 44.).

3-й этап – обобщение результатов

·                     Результаты анкетирования.

·                     Классный час в 3 «В» классе на тему «Берегите зрение смолоду».

·                     Изготовление буклетов для учащихся .

·                     Рекомендации по сохранению зрения. Гимнастика для глаз.

·                     Презентация проекта.

 3.2. Результаты исследования

1. Диагностика.

Я обратилась к медицинскому работнику нашей школы за статистическими данными по глазным заболеваниям у нас в школе, поговорив с медсестрой, я выяснила, что с нарушением зрения-3 уч-ся, астигматизм -4 уч-ся, ангиопатия – 1 уч-ся, миопия – 36 уч-ся.

 

Изучив литературу по теме, я решила провести опрос. Участвовало 28 уч-ся 3 «В» класса, 20 учащихся 2 В класса, а также 12 учителей нашей школы.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм. ( Приложение)

Выводы: Я выяснила, что некоторые ребята превышают допустимое время работы за компьютером и просмотра телевизионных передач. Кроме того, не все опрашиваемые имеют достаточное освещение рабочего стола. Мало кто уделяет внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики. Перечисленные факторы могут стать причиной снижения зрения.

2.Врач офтальмолог.

Для получения профессиональных рекомендаций, я посетила офтальмологический центр на ул Комсомольская,44. Врач высшей категории  проконсультировал нас и дал несколько рекомендаций.

Советы по сохранению зрения:

·                     меньше смотреть телевизор, меньше сидеть за компьютером,

·                     заниматься физической культурой, больше быть на свежем воздухе,

·                     не читать книги в темноте,

·                     тренировать глаза,

·                     регулярно раз в полгода посещать окулиста,

·                     не читать лежа,

·                     смотреть телевизор на расстоянии меньше 1 метра,

·                     делать гимнастику для глаз, правильно питаться.

Все эти упражнения способствуют улучшению кровообращения глаз, облегчают зрительную работу на близком расстоянии, снимают утомление глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

Не менее важное условие сохранения зрения - правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А. Это, как правило, тушеная морковь, морковный салат, но обязательно со сметаной или маслом, так как витамин А  является жирорастворимым. Обязательно присутствие в пище капусты, лука, укропа, различных салатов, винегрета.

Особенно полезен для зрения свежий воздух. Прогулки, ходьба на лыжах, коньки, игры в мяч способствуют лучшему кровообращению глаз и постоянному притоку к ним крови, обогащённой кислородом.

3. Классный час на тему «Берегите зрение смолоду». Рекомендации учащимся.

В сети Интернет мы нашли компьютерные заставки. Рассказали об этом на классном часе. Чтобы запустить заставку на компьютере, ее нужно сохранить в папке «Windows». Потом ее можно запустить через окно «Свойства: экран» в меню «Заставка». Можно выставить любой интервал времени, через которое компьютер будет запускать эту заставку.

Успокаивающие заставки можно использовать и во время работы на компьютере и в конце занятия, перед тем, как выключить компьютер.

Я предложила ребятам нашего класса принять участие в эксперименте по использованию компьютерной заставки. 9 ребят установили заставку на домашних компьютерах и в течение 2-х недель регулярно ее использовали. В эксперименте также приняли участие учителя .

В ходе опроса по результатам применения заставки я выяснила, что:

·                      отрицательных эмоций не испытывали ни взрослые, ни дети (100%)

·          компьютерная заставка избавляет от забывчивости делать перерыв (100%)

·                      помогает расслабиться (85%)

·                      снижает утомляемость глаз (65%)

·                      поднимает настроение (85%)

·                      уменьшились болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч (82%)

·                      стали больше бывать на свежем воздухе (32%)

·                      стали раньше делать уроки и ложиться спать (93%)

По результатам использования компьютерной заставки, я сделала вывод, чтонепродолжительный просмотр успокаивающей заставки благотворно влияет на зрительные органы и нервную систему человека.

Когда мы выполняли эксперимент, то весь класс активно помогал и даже предлагались новые идеи по созданию и использованию компьютерных заставок.Рекомендации ученикам записаны на буклете. (Приложение)

4. Рекомендации родителям.

Моя мама выступила на родительском собрании с рекомендациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Заключение

 Задача ребенка, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, - снять или свести до минимума отрицательное влияние на здоровье.

В процессе этой работы я поняла одну простую истину. Любое действие хорошо в меру. Компьютер может быть очень полезен для человека, может упростить для него массу задач и помочь в решении проблем. С его помощью можно получить новые полезные и интересные знания. Даже в процессе игры за компьютером дети развивают свою реакцию, улучшают возможности ориентации в пространстве и многое другое, в зависимости от вида игры.

Но если не соблюдать режим работы за компьютером, польза легко может превратиться в серьёзный вред здоровью

Я считаю, что лучше не лечить, а предупреждать. На уроках  мы всегда проводим для своих глаз профилактические упражнения. Они просты в применении и не требуют много времени и места.

Снять зрительное напряжение глаз можно, если:

·                     соблюдать все гигиенические требования к процессу обучения;

·                     ограничивать длительность занятий за компьютером,

·                     проводить гимнастику для глаз (офтальмонтаж);

·                     правильно обустроить рабочее место;

·                     следить за правильной посадкой при работе за компьютером;

·                     использовать компьютерные программы, соответствующие возрасту, программы-тренажеры для глаз,

·                     использовать успокаивающие заставки.

Цель моего исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Я убедилась, что если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует сохранению.

«Береги здоровье смолоду!»

Эти слова мы и наши дети слышали не один раз.

Мы не вспоминаем про здоровье, пока оно у нас есть.

И это действительно так.

Здоровый ребенок счастлив и весел и легко усваивает  программу.

При современных учебных нагрузках особое внимание следует уделять

детскому зрению.

 

 

 

Литература

1.                  Александрова  А.П.  Медицинская энциклопедия

2.                  Ревин  А.И. Специфика зрения человека.- М.: Медицина, 2003.

3.                  Сурков А.А. Энциклопедия.  Влияние компьютерной техники на зрение человека.- Новосибирск: Академия, 2001.

4.                  Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. – М.: Аванта+, 2001.

 

Интернет - ресурсы

Сайт IMAVision энциклопедия нарушения зрения http://www.imavision.ru/  

Зрительный компьютерный синдром

http://www.eye2eye.com/

http://www.cvconsulting.com/

Компания GlareGuard, производитель защитных фильтров для мониторов ПК http://glareguard.com/

http://www.yandex.ru

http://www.comp-doctor.ru/eye/eye_upr4.php

 

               Приложение

1 Анкета.

2 Буклет.

3 Упражнения для глаз.

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

                                       АНКЕТА:

 

 

1.     Сколько часов в день Вы проводите за компьютером?

 

_____________________________________________________

 

2.     Сколько часов в день Вы проводите у телевизора?

 

     ______________________________________________________

 

3.     Достаточно ли освещено Ваше рабочее место?

 

     ДА____________________НЕТ______________________

 

  1. Делаете ли Вы зарядку для глаз?

 

     ДА____________________НЕТ______________________

 

 

Буклет

 

Упражнения для глаз

1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!

Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

 

 

 

Правила

1.    Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше. 

2.    Компьютер

Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

 

3.    Учебные нагрузки

Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.

В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.


4.    Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. 
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).

5.    Бедное полезными веществами питание

Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс упражнений для улучшения зрения

1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко «соединятся».

7. Частое моргание глазами.

8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

 

Каждое упражнение повторять не менее шести раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Сулейманова Резида Фаниловна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2132
Номер материала 20801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓