- 30.09.2020
- 362
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
XVI региональная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее - 2014»
Изучение экологической обстановки
поселка Агинское
методом флуктуирующей асимметрии
Российская Федерация
Забайкальский край
Городской округ «Поселок Агинское»
Дондокова Нимажап Борисовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»
11 класс
Научный руководитель: Олзобоева Хандама Дашиевна,
учитель математики
муниципального общеобразовательного учреждения
«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»
Изучение экологической обстановки поселка Агинское
методом флуктуирующей асимметрии
Дондокова Нимажап
Российская Федерация
Забайкальский край
Городской округ «Поселок Агинское»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»
11 класс
Краткая аннотация
Цель работы: выявить зависимость асимметрии листовых пластинок березы плосколистной (Betula platyphylla) от неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Для человека природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид он нуждается в определённом составе воздуха, чистой воде, растениях, животных. Своей жизнедеятельностью человек влияет на окружающую среду, это влияние приобрело настолько крупные масштабы, что превратилось в угрозу нарушения существующего в природе равновесия.
Так как загрязнение окружающей среды негативно сказывается на живых организмах, то оценка здоровья окружающей среды – одно из актуальных направлений исследований.
Изучение экологической обстановки поселка Агинское
методом флуктуирующей асимметрии
Дондокова Нимажап
Российская Федерация
Забайкальский край
Городской округ «Поселок Агинское»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»
11 класс
Аннотация
Цель работы: выявить зависимость асимметрии листовых пластинок березы плосколистной (Betula platyphylla) от неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ теоретического материала, метод флуктуирующей асимметрии, сравнительный анализ.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что деревья очень чувствительны к изменениям окружающей среды, и в первую очередь это проявляется в строении их листьев.
Изучение экологической обстановки поселка Агинское
методом флуктуирующей асимметрии
План исследований
Введение.
Теоретическая часть
Симметрия в математике
Симметрия у растений
Виды загрязнений окружающей среды
Асимметрия
Биоиндикация
Метод флуктуирующей асимметрии
Практическая часть
Практическое применение симметрии для экологической оценки окружающей среды.
Измерения параметров листа в черте поселка Агинское (улица Земляничная).
Измерения параметров листа в 2 км от поселка (Западный микрорайон).
Вычисление среднего относительного различия на признак.
Результаты.
Литература.
Введение
Основополагающим понятием исследовательской работы является понятие симметрии, играющее важную роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни. Симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты.
Симметрия - одно из величайших таинств в природе. Она проявляется не только на уровне изображения и внешнего вида. Это явление и природное, и математическое, и художественное, и космическое.
Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором, как отмечал академик В. И. Вернадский (1863—1945), «слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений". Не только симметричные формы окружают нас повсюду, но и сами многообразные физические и биологические законы гравитации, электричества и магнетизма, ядерных взаимодействий, наследственности пронизаны общим для всех них принципом симметрии.
Симметрией обладают объекты и явления живой природы. Она не только радует глаз и вдохновляет поэтов всех времен и народов, а позволяет живым организмам лучше приспособиться к среде обитания и просто выжить. В живой природе огромное большинство живых организмов обнаруживает различные виды симметрий (формы, подобия, относительного расположения).
Для человека природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид он нуждается в определённом составе воздуха, чистой воде, растениях, животных. Своей жизнедеятельностью человек влияет на окружающую среду, это влияние приобрело настолько крупные масштабы, что превратилось в угрозу нарушения существующего в природе равновесия.
Наибольшее значение для всех живых организмов имеет состав атмосферы, который в настоящее время претерпевает качественные изменения. За последние 10 лет в атмосферу выброшено 4,4 млн т свинца, 3,3 млн т цинка, 585 тыс. т меди, 4,5 тыс. т никеля, 74 тыс. т кадмия.
Транспорт «снабжает» атмосферу выхлопными газами, бензолом, свинцом, смолами, угарным газом, копотью (всего более 200 вредных веществ).
Так как загрязнение окружающей среды негативно сказывается на живых организмах, то оценка здоровья окружающей среды – одно из актуальных направлений исследований.
Наиболее простым и доступным для использования способом оценки экологического состояния местности является определение величины асимметрии листьев деревьев.
В основу методики, используемой при выполнении данной исследовательской работы, положена теория «стабильности развития» («морфогенетического гомеостаза»), разработанная российскими учеными А.В.Яблоковым, В.М.Захаровым и др. в процессе исследований последствий радиоактивного заражения, в том числе после Чернобыльской аварии. Сущность ее сводится к оценке стабильности развития живых организмов по морфологическим признакам.
Главными показателями изменений в стабильности развития являются показатели флуктуирующей асимметрии - ненаправленных различий между правой и левой сторонами различных морфологических структур, в норме обладающих билатеральной симметрией. Такие различия обычно являются результатом ошибок в ходе развития организма. При нормальных условиях их уровень минимален, возрастает при любом стрессовом воздействии, что и приводит к увеличению асимметрии.
Оптимальным объектом биоиндикации антропогенных воздействий данным методом являются растения, так как они в течение всей своей жизни привязаны к одной территории и подвержены влиянию почвенной и воздушной сред, а значит, наиболее полно отражают весь комплекс воздействий на экосистему.
Также удобство использования растений состоит в доступности и простоте сбора материала для исследования.
В моей исследовательской работе приведена оценка экологического состояния поселка Агинское по интегральным характеристикам асимметрии листьев березы плосколистной (Betula platyphylla ). Береза - это наиболее чувствительный к загрязнению объект. В связи с этим, именно этот вид растений был выбран для исследований.
В основу методики положена теория о том, что различие между левой и правой половинами листа - есть взаимосвязь со степенью общей нарушенности окружающей среды.
Гипотеза: если состояние окружающей среды неблагоприятное, то показатель асимметрии листьев березы будет выше.
Объект исследования: окружающая среда в поселке Агинское Забайкальского края.
Предмет исследования: берёза плосколистная (Betula platyphylla) как индикатор загрязнения окружающей среды.
Цель работы: выявить зависимость асимметрии листовых пластинок березы плосколистной (Betula platyphylla) от неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Задачи исследования:
Ø изучить математическую литературу, связанную с понятием «симметрия», видами симметрии, симметрией в окружающем мире;
Ø познакомиться с методом биоиндикации, методом флуктуирующей асимметрии;
Ø провести сбор материала;
Ø произвести измерения по 5-ти показателям;
Ø провести расчеты (рассчитать показатель асимметричности листьев);
Ø на основе полученных данных сделать вывод о состоянии окружающей среды поселка Агинское.
Методы исследования: анализ теоретического материала, метод флуктуирующей асимметрии, сравнительный анализ.
Материалы и оборудование: линейка, транспортир, циркуль-измеритель, персональный компьютер, конверты для сбора листьев, блокнот, карандаш.
Этапы подготовки и проведения исследования:
Ø На первом этапе исследования изучалась специальная литература об основных математических и биологических понятиях и методах, используемых для оценки экологического состояния окружающей среды, история биоиндикационных исследований, метод флуктуирующей асимметрии. Отрабатывались практические приёмы применения симметрии для оценки окружающей среды.
Ø На следующем этапе проводился выбор площадок, сбор листьев и отбор проб материала для исследования.
Ø Обработка материала: измерения параметров листа с использованием линейки, циркуля – измерителя, транспортира.
Ø Вычисление показателя асимметричности листьев.
Ø Определение степени загрязнения окружающей среды по пятибалльной шкале.
Ø Анализ результатов.
План работы
Теоретическая часть
Восхищаясь красотой окружающего мира, мы не задумываемся, что лежит в основе этой красоты.
Известный ученый Герман Вейль Клаус Хуго говорил: «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство».
Об этой закономерности задумывались многие великие люди.
Например, Л. Н. Толстой говорил, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры: « Я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия понятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?...”.
Действительно симметричность приятна глазу. Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными или творениями человека: зданиями, техникой, – всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого развития. В своих размышлениях над картиной мира человек с давних пор использовал идею симметрии. По преданию, термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский, живший в городе Регул. Отклонение от симметрии он определил термином «асимметрия».
Идея симметрии часто является отправным пунктом в гипотезах и теориях учёных прошлых веков, веривших в математическую гармонию мироздания и видевших в этой гармонии проявление божественного начала. Древние греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.
Древнегреческий философ Платон придавал особое значение правильным многогранникам, считая их олицетворением четырёх природных стихий: огонь-тетраэдр (вершина всегда обращена вверх), земля-куб (наиболее устойчивое тело), воздух-октаэдр, вода-икосаэдр (наиболее "катучее" тело). Додекаэдр представлялся как образ всей Вселенной. Именно поэтому правильные многогранники называются также телами Платона.
Греческий скульптор Поликлет, очевидно, был первым, кто использовал этот термин ещё в V в.до н. э.
Во время Пифагора и пифагорейцев понятие симметрии было оформлено достаточно чётко. В то же время они смогли подвергнуть его серьёзному анализу и получить результаты универсального назначения.
Вот некоторые из них:
1. Для симметрии важны равенство, однообразие и пропорциональность: однообразно (в смысле подчинения какой-либо математической закономерности) располагая равные части, можно построить симметричную фигуру, допустим, квадрат из четырёх равнобедренных треугольников.
Если же нарушить закон однообразия в расположении равнобедренных треугольников, то мы получим уже менее симметричную, в пределе – ассиметричную, фигуру.
2. Пифогорейцы выделили 10 пар противоположностей, среди них «правое» (D) и «левое» (L). Выделим важный момент в учении пифагорейцев. Диалектичность и современность: «мир – это множество, и состоит из противоположностей», «то, что приводит противоположности к единству, и создаёт всё в космосе», есть симметрия».
Математически строгое представление о симметрии сформировалось сравнительно недавно - в 19 веке. В наиболее простой трактовке (по Г. Вейлю) современное определение симметрии выглядит примерно так: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же, с чего начали. Современное представление о симметрии предполагает неизменность объекта по отношению к каким-то преобразованиям, выполняемым над ними.
СИММЕТРИЯ В МАТЕМАТИКЕ
Простейшими видами пространственной симметрии являются центральная, осевая, зеркально- поворотная и симметрия параллельного переноса.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ОСЕВАЯ СИММЕТРИИ
Точки и называются симметричными относительно точки О (центр симметрии), если О – середина отрезка (рис. 1,а). Точка О считается симметричной самой себе.
Точки и называются симметричными относительно прямой а (ось симметрии), если прямая а проходит через середину отрезка и перпендикулярна к этому отрезку (рис. 1, б). Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе.
Точки и называются симметричными относительно плоскости (плоскость симметрии), если плоскость проходит через середину отрезка и перпендикулярна к этому отрезку (рис.1,в). Каждая точка плоскости считается симметричной самой себе.
Точка (прямая, плоскость) называется центром (осью, плоскостью) симметрии фигуры, если каждая точка фигуры симметрична относительно неё некоторой точке той же фигуры. Если фигура имеет центр (ось, плоскость симметрии), то говорят, что она обладает центральной (осевой, зеркальной) симметрией.
Преобразование, переводящее каждую точку А фигуры (тела) в точку А1, симметричную ей относительно центра О, называется центральной симметрией.
Преобразование фигуры F в фигуру F1, при котором каждая ее точка переходит в точку, симметричную относительно данной прямой, называется преобразованием симметрии относительно прямой а. Прямая а называется осью симметрии.
ЗЕРКАЛЬНО-ПОВОРОТНАЯ
Преобразование, при котором каждая точка А фигуры (тела) поворачивается на один и тот же угол вокруг заданного центра О, называется вращением или поворотом плоскости. Точка О называется центром вращения, а угол - углом вращения.
Центральная симметрия есть поворот фигуры на 180о.
ПЕРЕНОСНАЯ СИММЕТРИЯ.
Если при переносе плоской фигуры F вдоль заданной прямой АВ на расстояние а (или кратное этой величине) фигура совмещается сама с собой, то говорят о переносной симметрии. Прямая АВ называется осью переноса, расстояние а элементарным переносом или периодом.
СКОЛЬЗЯЩАЯ СИММЕТРИЯ
Скользящей симметрией называется такое преобразование, при котором последовательно выполняются осевая симметрия и параллельный перенос.
Все перечисленные преобразования обладают следующими свойствами:
1) отрезок переходит в равный ему отрезок;
2) угол переходит в равный ему угол;
3) окружность переходит в равную ей окружность;
4) любой многоугольник переходит в равный ему многоугольник и т. д.;
5) параллельные прямые переходят в параллельные, перпендикулярные в перпендикулярные.
Симметрия присутствует и в прошлом, и в будущем. Симметрия – это не только математическое понятие. Его заимствовали из природы. А так как человек – это часть природы, то человеческое творчество во всех его проявлениях тяготеет к симметрии.
Слово «симметрия» греческое. Оно означает: «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
Симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Но, конечно, первая в нашей жизни симметрия, которой мы любуемся еще будучи незнакомы с ней по имени – это симметрия природы.
Все мы год за годом с приходом весны и все лето до глубокой осени можем любоваться растениями, деревьями, цветами, жучками, паучками, бабочками на лугу, поздней осенью узорами на замерзших лужах, а зимой снежинками и узорами на окнах…и не думать о том, что перед нами проявление законов симметрии.
СИММЕТРИЯ У РАСТЕНИЙ
На явления симметрии в живой природе обратили внимание ещё в Древней Греции пифагорейцы в связи с развитием учения о гармонии (V век до н.э.). В XIX веке появились единичные работы, посвящённые симметрии в растительном и животном мире. В XX веке усилиями российских учёных В Беклемишева, В Вернадского, В Алпатова, Г.Гаузе - было создано новое направление в учении о симметрии - биосимметрика, которое, исследуя симметрии биоструктур на молекулярном и надмолекулярном уровнях, позволяет заранее определить возможные варианты симметрии в биообъектах, строго описывать внешнюю форму и внутреннее строение любых организмов.
Посмотрим на кленовый лист, он симметричен.
Если прочертить вертикальную прямую вдоль центральной прожилки листа, то получившиеся части листа совпадут друг с другом. И перед нами две половинки – правая и левая! Можно провести опыт и с зеркалом; отражение в зеркале дополнит половину кленового листа до целого. Кленовый лист обладает зеркальной или осевой симметрией.
Плоскость, разделяющая листок на две зеркально равные части называется «плоскостью симметрии». Ботаники и зоологи нередко называют симметрию листка «билатеральной» (в переводе с латинского – «дважды боковой»), а мы ее будем называть попросту «симметрией листка».
Зеркальной симметрией обычно обладают листья растений.
Удивительно симметричны
листья дуба, вербы, крапивы.
У цветковых растений в большинстве проявляется радиальная и билатеральная симметрия. Цветок считается симметричным, когда каждый околоцветник состоит из равного числа частей. Цветки, имея парные части, считаются цветками с двойной симметрией и т.д. Тройная симметрия обычна для однодольных растений, пятерная - для двудольных.
Многие цветы обладают характерным свойством: цветок можно повернуть на некоторый угол так, что каждый лепесток займёт положение соседнего, иными словами, цветок совместится сам с собой. Такой цветок обладает поворотной осью симметрии.
Например: цветок шиповника.
Этот цветок можно повернуть вокруг некоторой прямой на угол, равный (или кратный ему), и он совместится сам с собой.
Необходимый для совмещения угол поворота в разных случаях неодинаков. Для цветка колокольчика он равен 72о, для нарцисса – 60о. Цветок анютины глазки совместится сам с собой только при повороте на 360о. Это значит, что цветок обладает лишь осью первого порядка.
Центральную симметрию можно наблюдать на изображении следующих цветов: цветок одуванчика, цветок мать-и-мачехи, цветок кувшинки, сердцевина ромашки. В некоторых случаях центральной симметрией обладает и изображение всего цветка ромашки.
Весь же цветок обладает центральной симметрией только в случае четного количества лепестков. В случае же нечетного количества лепестков, как анютины глазки, он обладает только осевой.
Если внимательно приглядеться к стеблю растения, то окажется, что и здесь действует закон симметрии. Стебель обладает винтовой осью симметрии.
У подсолнечника каждый листок появляется после поворота на 72о.
Листья на стебле располагаются по спирали так, чтобы, не мешать друг другу воспринимать солнечный свет.
Центральная симметрия характерна для различных плодов, ягод и фруктов. Рассмотрим разрез плодов (ананас и киви). В разрезе они представляют собой окружность, а окружность, как нам известно, имеет центр симметрии.
А вот плоды (яблоко или груша) достаточно правильной формы могут оказаться совмещёнными сами с собой при повороте на любой, в том числе сколь угодно малый угол вокруг оси, идущей вдоль черенка.
Если присмотреться внимательнее к прожилкам на левой и правой половинках берёзового листа, то можно заметить некоторую разницу между ними.
Кажущееся симметричными листья березы на самом деле далеко не симметричны. Причиной возникновения асимметрии (несимметричности) развития, обычно являются факторы окружающей среды. В последнее время окружающая среда серьезно изменилась из–за все возрастающего влияния на нее человека. Чаще всего это связано с загрязнениями окружающей среды.
ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Выделяют различные виды загрязнения. Это и выбросы вредных веществ в атмосферу, попадание в водную среду производственных и коммунально-бытовых отходов, минеральных солей, тяжелых металлов; засорение ландшафтов мусором и твердыми отходами; широкое применение пестицидов; повышение уровня ионизирующей радиации, накопление тепла в атмосфере и гидросфере, усиление шумовых и электромагнитных воздействий.
Насчитывают несколько видов загрязнений:
1. Механическое загрязнение характеризуется наличием
6 669 355 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Олзобоева Хандама Дашиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.