Главная / Русский язык и литература / исследовательская работа по творчеству Н.В.Гоголя

исследовательская работа по творчеству Н.В.Гоголя

Районная конференция гуманитарного направления

муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»






ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» И ЕЕ СВЯЗЬ С ИСТОРИЕЙ




Научно-исследовательская работа








Выполнила работу: Черкасова Алена Дмитриевна,

ученица 10 класса МКОУ «Нижнечуманская СОШ»

Научный руководитель: Голуб Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

МКОУ « Нижнечуманская СОШ»



Нижнечуманка

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ 5

1.1.Описание картины в 1 главе 5

1.2. Содержание картин в усадьбе Коробочки 7

1.3. Живопись в доме Плюшкина 10

ГЛАВА 2 . ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НА КАРТИНАХ В УСАДЬБЕ СОБАКЕВИЧА 12

2.1. Герои Греции 12

2.2. П.М. Багратион - герой Отечественной войны1812 года. 14

2.3. Бубулина Ласкарина - адмирал русского флота 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

ПРИЛОЖЕНИЯ 23
















3

ВВЕДЕНИЕ

Каждая эпоха по — своему судит о писателе, воспринимая в его творчестве близкие ей художественные начала. Чем велик Николай Васильевич Гоголь? Чем интересен он нам, нынешним юным читателям? Каждый мой ровесник может открыть в творчестве писателя интересующие его грани таланта Гоголя. Лично меня заинтересовал вопрос о связи поэмы « Мертвые души» с историческими событиями. Упоминание в тексте Кутузова, Багратиона, греческих генералов, Бобелины, изображенных на картинах, на первый взгляд, не имеет большого значения. Но если о русских полководцах мы хоть что-то знаем, но кто же такая Бобелина и другие? Тем более, Гоголь не мог их вплести в нить повествования без свойственной ему загадочности.

Текст поэмы исследовали с разных сторон. Например, по мнению Ю.В. Манна, «Мертвым душам» присуща особая универсальность, соответствие «внешнего внутреннему, материального существования человека – истории его души» [5, с.67]. Другой исследователь творчества Н.В. Гоголя, С. И. Машинский, анализируя образ губернского города, отталкивается от другого высказывания – обобщения творческого замысла писателя: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени» [6, с.164]

Но ни у кого из них нет исследования по роли живописи в поэме и ее связи с историей.

Актуальность своей работы я вижу в том, чтобы предложить учащимся 9 класса узнать о загадках живописи и ее связи с историей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Гипотеза: живопись на стенах помещичьих усадеб отражает исторические события.



4

Цель исследования: выявить связь живописи в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя с историей. Исходя из поставленной цели, мною были сформулированы следующие задачи:

1) исследовать описание картин по главам

2) соотнести изображения на картинах с историческими моментами

3) выяснить, какую роль сыграли в истории, упомянутые в тексте исторические лица.

Объект исследования: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Предмет исследования: живопись на стенах помещичьих усадеб.

Методы исследования: историко – культурный.

Форма работы: научная статья.

Практическая значимость: материал моей работы можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в качестве дополнительного материала, на факультативных занятиях по литературе, истории.















5

ГЛАВА 1. ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ

1.1.Описание картины в 1 главе

Известно, что Гоголь был хорошим знатоком живописи, но может показаться, что в «Мертвых душах» эти знания ему оказались не нужны: в поэме искусству уделено достаточно специфическое место. Никто из героев не увлекается живописью и не рассуждает о ней. Однако картины упоминаются уже в первой главе. Чичиков осматривает отведенный ему покой и замечает — вместе с автором, — что интерьер гостиницы не отличается оригинальностью. При рассмотрении первой главы уже шла речь о том, что в тексте неоднократно встречается местоимение тот же: «тот же закопченный потолок», «те же стены», «та же копченая люстра». В этом ряду упомянуты и «те же картины во всю стену, писанные масляными красками», но именно в них, раньше чем в других предметах, отмечена некоторая неожиданность: «…Все то же, что и везде; только и разницы, что на одной картине изображена была нимфа с такими огромными грудями, каких читатель, верно, никогда не видывал» [4, с.6] (Приложение 1). Нарушение нормы, пропорции в произведении искусства (каким бы оно ни было) быстрее бросается в глаза, чем в каких-либо предметах быта. Картина, пусть даже без какой-то конкретной цели вывешенная на стене, сразу попадает в поле нашего зрения, невольно побуждая задуматься о ее смысле. Откуда взялась столь странная «нимфа»? Что означает несоразмерность в ее облике? Бездарность художника? Личные его пристрастия к крупным формам? А, может быть, это попытка таким неудачным образом выразить ту тягу к богатырству, которая свойственна национальному характеру? То объяснение, которое предлагает автор, на самом деле далеко не все объясняет: «Подобная игра природы, впрочем, случается на разных исторических картинах, неизвестно в какое время, откуда и кем привезенных к нам в Россию, иной раз даже нашими вельможами, любителями искусств, накупившими их в

6

Италии по совету везших их курьеров» [4, с.6]. Даже если картина создана не российским живописцем, то «прижилась», обрела свое прочное место именно в российской гостинице. Во всем этом можно увидеть и отсутствие вкуса у «наших вельмож», и незнание ими искусства подлинного, но, вместе с тем, — тягу к нему, желание удовлетворить не всегда осознаваемые потребности души, и быстрое охлаждение к только что зародившемуся интересу или следованию моде: картина каким-то образом оказалась в провинциальной гостинице.

Вывод: много загадок таит эта вскользь упомянутая картина.





















7

1.2. Содержание картин в усадьбе Коробочки

А вот в доме Коробочки Чичиков находит картины. Приехав ночью, герой не очень внимателен, но главное все же улавливает — «картины с какими-то птицами». [4, с. 46] (Приложение 2). Проснувшись на другой день, он замечает, «что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова (Приложение 3) и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, что нашивали при Павле Петровиче» [4, с. 47].

Соседство исторических имен и многократно упомянутых птиц бросается в глаза. Перед нами своего рода модель русского мира, гротескно представленная: историческое и бытовое располагаются рядом, но это соседство далеко от продуманности, системы; всему находится место, но логика взаимосвязи не поддается моментальной расшифровке.

Об истории в поэме Гоголя говорят, прежде всего, имена исторических деятелей. Они приблизительно очерчивают и время действия «Мертвых душ» — описанные события происходят после войны 1812 г.: военные действия ушли в прошлое, о них напоминают портреты, но это прошлое еще достаточно живо, хотя и вытеснено на периферию национального бытия. Исследователи, определявшие хронологические рамки сюжета, назвали 1830—1840-е годы, но допускали и более ранние границы: 1810—1820-е. Апеллируя к упоминаемым в поэме реалиям (неурожаи, эпидемии, введение в обиход бумажных денег — ассигнаций), допускали и достаточно широкие границы.

Отечественная война и национальный герой Кутузов являют, таким образом, некий важный фон русской жизни, обыденной, подчас мелкой и пошлой, но помнящей о героическом прошлом. Убитый в результате дворцового заговора Павел I, удержавшийся на престоле всего четыре года, — напоминание о некоем важном историческом переломе, происшедшем в начале нового столетия: цареубийство произошло в марте 1801 г., и

8

взошедший на российский престол Александр I начал проводить иную политику, чем его отец. На картине в доме Коробочки изображен не Павел I, а неизвестный человек в мундире павловской эпохи. (Приложение 4) Сошедший с исторической арены император был педантом в воинском деле и «мундиру» уделял немало внимания. В александровскую эпоху люди старшего поколения (к которым могли относиться и родители Коробочки) подчас тосковали о прежних временах, хотя в общественном сознании Павел не без основания считался правителем, который наказывал без вины и вознаграждал без причины.

Соседство птиц и Кутузова не может не удивить. Неожиданный птичий контекст способен снизить героический ореол полководца. Но если вспомнить, что птицы — не случайные существа в мифологическом и фольклорном мире, а Кутузов имел репутацию полководца, особо чтимого народом и выражающего народное понимание истории, то все встает на свои места. А «безмозглая» хлопотунья Коробочка совершает действие, подобное доблестному штурму города, хотя и в мирное время. Приехавшая в губернский город, чтобы узнать, не продешевила ли, продав Чичикову мертвые души, Коробочка нарушает то спокойное состояние, в котором город находился: «Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город» [3, с. 190]. Так что к Коробочке вполне применимы меткие народные пословицы: «Курица кудахчет на одном месте, а яйца кладет на другом», «Птичка невелика, да ноготок востер».

Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая.

9

Вывод: портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она – обобщенный образ бережливых, а, следовательно, и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.




















10

1.3. Живопись в доме Плюшкина

И в доме Плюшкина мы встречаемся с картинами, вновь напоминающими о героическом военном прошлом. Среди «весьма тесно и бестолково» размешенных на стенах картин можно было увидеть «длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями» [4, с.119] (Приложение 5). Неизвестно, какое сражение изображено на гравюре. Сюжет можно истолковать и как напоминание об энергичном, действенном прошлом, и как знак бестолковости, суеты, сопровождающие исторический путь человечества. Оттеняют эти ушедшие в прошлое сражения другие изображения, становящиеся знаком иной жизни. На «огромной почерневшей картине» были изображены «цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанья морда и висевшая головою вниз утка» [4, с.120] (Приложение 6). В прежней жизни Плюшкина (когда приобретались или вывешивались эти картины) находили себе место и исторические сюжеты, и натюрморты. И у самого героя между историей и эмпирической жизнью не было раздора, противостояния. Заняв свои места в доме, эти полотна, теперь уже почерневшие, по-своему олицетворяли согласие между героической, воинской и обыденной жизнью. Но как в судьбе человечества в целом, так и в пути отдельного человека, гармония не удерживается долго. Плюшкин «воюет» с Маврой и крестьянами; арбуза и цветов не видно в их доме, а «кабанья морда» и «утка» — лишь изображения; Плюшкин давно ходит на другую «охоту»; на улицах деревни он собирает «всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок… Вон, уже рыболов пошел на охоту!" — говорили мужики» [4, с.123].

Тематически картины обоих помещиков сходны: анималистика и батальная тема (портрет Кутузова и «гравюр»). И в том и в другом случае живопись овеяна ореолом старины: на портрете у Коробочки изображен старик в старинном (павловском) мундире, на стене у Плюшкина висит старая

11

пожелтевшая гравюра, изображающая солдат в старинных шляпах (треугольных) (Приложение 7).

Утка отличается от птиц на картинах у Коробочки в двух отношениях: во-первых, она, очевидно, мертвая: была подстрелена и висит как охотничий трофей; во-вторых, висит она «головой вниз». Такое положение характерно для классических натюрмортов, но в данном случае эта деталь, по-видимому, наделяется дополнительными смыслами.

Вывод: Характеризуемый этой деталью, мир Плюшкина предстает как «более мертвый», чем дом Коробочки и как безнадежно отклонившийся от жизненной нормы, «перевернутый».




















12

ГЛАВА 2 . ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НА КАРТИНАХ В УСАДЬБЕ СОБАКЕВИЧА

2.1. Герои Греции

Третий помещик, картины в доме у которого перечисляются, - Собакевич; у него – в нарушение читательских ожиданий, связанных с пристрастием этого помещика к обильной, вкусной и здоровой пище, - нет на стенах натюрмортов, зато щедро представлена батальная тема (портреты героев греческого восстания и Багратиона). «Самые узенькие рамки» багратионовского портрета» соответствуют «тоненьким бронзовым полоскам» на раме гравюры и – наряду с «маленькими знаменами и пушками» – контрастируют с «огромными барабанами» на гравюре, эти внушительного размера музыкальные инструменты напоминают, однако же, греческих полководцев, изображенных на других картинах в доме Собакевича. Таким образом, на плюшкинских полотнах как бы собраны черты, «рассеянные» на картинах двух хозяйственных помещиков Коробочки и Собакевича.

«… Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!». Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно, каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел

13

дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича. …» [4, с.246]

Имена героев, которые украшали стены гостиной Собакевича, ничего не говорят современному читателю, но современники Н.В. Гоголя очень хорошо знали и уважали героев освободительной войны. Александр Маврокордато был одним из руководителей греческого восстания (Приложение 10). Теодор Колокотронис возглавлял крестьянское партизанское движение. Андреас Вокос Миаулис был греческим адмиралом, а Константин Канари – военным министром в греческих правительствах.





















14

2.2. П.М. Багратион - герой Отечественной войны1812 года.

Выдающийся русский полководец Петр Иванович Багратион (Приложение 8) участвовал в суворовских походах, был героем Отечественной войны 1812 года, генерал от инфантерии, князь. Участник Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова, войн с Францией, Швецией и Турцией (в 1809-1810 гг. – главнокомандующий Молдавской армией). В Отечественную войну 1812 г. – главнокомандующий 2-й армией. Происходил из грузинских князей царского рода Багратионов. Родственные связи в среде высшей имперской аристократии и личная храбрость молодого офицера способствовали взлету его быстрой воинской карьеры. За проявленную храбрость и боевые заслуги при штурме турецкой крепости Очаков в 1789 г. из подпоручиков он был произведен в капитаны, а отличившись при взятии предместья Варшавы, в 1794 г. обратил на себя внимание самого А. В. Суворова. В царствование императора Павла I пользовался большой благосклонностью этого монарха, а 4 февраля 1799 г. пожалован чином генерал-майора. В 1799-1800 гг. находился в Итальянском и Швейцарском походах, принимал активное участие во многих крупных сражениях, с блеском командовал авангардом. Это упрочило его репутацию как одного из самых боевых генералов русской армии, он считался любимым учеником прославленного Суворова. Свое воинское мастерство Багратион подтвердил в кампании 1805 г. против французов в бою под Шенграбеном, где возглавляемый им русский арьергард отразил все атаки и задержал продвижение превосходящего противника. В кампаниях 1806-1807 гг. он командовал 4-й дивизией и главным авангардом, принимал участие во всех главных боевых столкновениях с французами. Во время русско-шведской войны 1808-1809 гг. командовал 21-й дивизией, очистившей от шведов южное побережье Финляндии, а в 1809 г. возглавил крупный отряд, совершивший переход по льду Ботнического залива на Аландские острова, за что был произведен в генералы от инфантерии. В 1809 г. был назначен главнокомандующим Молдавской армией; под его

15

руководством русские войска захватили ряд крепостей на Дунае и смогли нанести туркам поражения под Рассеватом и Татарицей. В 1812 г., несмотря на личное нерасположение Александра I, он занял пост главнокомандующего 2-й Западной армии, прикрывавшей центральное направление. В Бородинском сражении его войска защищали левый фланг русской позиции и приняли на себя в начале боя главный удар превосходящих сил Наполеона. Стойко обороняя занятые рубежи, он лично водил свои части в контратаки, в одной из которых получил тяжелую рану осколком гранаты в берцовую кость левой ноги и был вывезен с поля боя сначала в Москву, а затем в селе Симы, где скончался во время лечения и был погребен. В 1839 г. его прах торжественно перезахоронили на Бородинском поле. По праву считался одним из лучших русских полководцев суворовской школы, он отличался личной отвагой в бою, славился своей энергией и напористостью при достижении поставленных задач, был любим простыми солдатами и офицерами.















16

2.3. Бубулина Ласкарина - адмирал русского флота

Бобелина была героиней войны за независимость Греции (Приложение 9). В доме Собакевича Чичиков видит лубочные картинки, на которых в соответствии со спецификой народной эстетики изображения известных исторических деятелей напоминают карикатуры. Реально-историческая Бобелина (точнее Боболина), имеет весьма отдаленное отношение к лубочной Бобелине, украшающей гостиную Собакевича. Она приобрела широкую известность в России, а в 1823 г. на русский язык был переведен роман немецкого писателя Христиана Августа Вульпиуса «Бобелина, героиня Греции нашего времени». Лубок, изображающий Бобелину, был чрезвычайно популярен в народе и являлся своеобразным украшением почтовых станций и постоялых дворов. Бубулина Ласкарина – первая и единственная женщина адмирал Российского флота.

Судьба распорядилась так, что Ласкарина родилась в тюрьме Константинопольской крепости, куда была брошена ее мать, жена греческого капитана Станиса Пинотсинса, принимавшего участие в боевых сражениях за свободу Греции в 1769-1770 годах. После смерти греческого патриота его жена и новорожденный ребенок освобождены из заключения. В поисках места проживания они остановились на острове Идра. Четырехлетняя борьба за выживание на свободе привела мать к заключению второго брака с капитаном Димитрио Лазару - Орлова (многие греческие патриоты, участники средиземноморских событий под общим руководством Орлова-Чесменского, в знак особого почитания России принимали решение брать себе двойную фамилию с именем Орлова). Состоявшая семья переехала на остров Спецопула.

Ласкарина росла настоящей гречанкой: энергичной, темпераментной, отважной. Патриотические чувства были очень важной составляющей его национального характера. Юная Ласкарина обожала море, с увлечением слушала рассказы бывалых греческих капитанов об извечном

17

желании обрести свободу и независимость. Такие характеристики для женщины того времени очень лестны, ведь женщина занимала в обществе позицию на ступень ниже и зависимую от мужчины, поскольку она не создана по образу Бога и, следовательно, не могла действовать самостоятельно. Женщина не обладала властным авторитетом и правоспособностью, являвшихся прерогативами мужчин. Социальная активность женщины, ее революционная инициатива ограничивалась властью мужчин, тем более в православном мире, на острие борьбы за создание греческого государства, открытом противостоянии османскому насилию. Современные историки и исследователи единодушно констатируют тот факт, что «руководство властью» и «революционная борьба» являлись сферами характерными исключительно для мужчин. Бубулина – тот немногий (единичный) подвиг женской индивидуальности и ярко выраженной самостоятельности. Когда ее муж Димитриос Бубулис погиб в морском сражении с алжирскими пиратами, она унаследовала его дело и парусные корабли. Сумела организовать предприятие начатое мужем деловито и результативно. В предреволюционный период Бубулина использовала несколько своих поездок в Константинополь для встречи с представителями греческого освободительного движения «Филики Этерия». Разделяя революционные взгляды с «Этеристами» Ласкарина на свои средства построила восемнадцатипушечный корвет «Агамемнон», снарядила его боевым вооружением, обучила экипаж, потратила много средств на закупку продовольствия, оружия, боеприпасов и экипировки для повстанцев. Свой дом, расположенный на острове Спецес приспособила под перевалочную базу, через которую на своем корабле выполняла постоянную переброску имущества в необходимые места базирования восставших. Гречанка посвятила свою жизнь борьбе за свободное государство Греция.

В 1816 году османские власти предприняли меры к конфискации ее имущества, как жены грека, принимавшего участие в русско-турецкой

18

войне на стороне русской Средиземноморской эскадры. Спасаясь от ареста, Бубулина встречалась с русским посланником в Константинополе графом Строгановым, прося у него защиты. Посол России способствовал временному укрытию отважной гречанки на территории Крымского полуострова. Здесь она вынуждена была находиться почти три месяца. Но тоска по родине, стремление принимать активное участие в революционной борьбе заставили вернуться ее в Архипелаг.

Особенно отличилась отважная женщина в 1821 году, когда она во главе греческой эскадры численностью в восемь боевых кораблей приняла участие в осаде крепости Нафплион. На всех кораблях отважной патриотки развивался флаг независимой Греции. Она организовала десантные отряды на решительную осаду. В переломный момент штурма, когда, силы осаждающих крепость, дрогнули, Бубулина, вырвавшись вперед отряда штурмующих, призвала соратников к новой атаке: «Кто вы? Мужчины или бабы? Вперед!». Ее пример подействовал на пошатнувшихся в действиях мужчин.

Моряки десанта, под градом турецких пуль обеспечили себе победный прорыв и взяли укрепленную турками цитадель. Мужественная женщина-капитан снискала славу национальной героини в борьбе за свободу Греции. Отважному флотоводцу Ласкарине Бубулине, первой и единственной женщине Император Александр 1 присвоил звание АДМИРАЛА Российского Флота, и вместе с адмиральскими отличительными знаками передал в дар монгольский меч в кожаных ножнах.

Ласкарина Бубулина погибла в вооруженном столкновении во время внутренних раздоров с семьей Коутисов. Имя отважной женщины – Адмирала Российского Флота особо почитается в современной Греции. Наследники Бубулины передали греческому правительству легендарный корвет «Агамемнон», который был переименован в «Спеце» и ходил флагманом в греческом национальном Флоте. Во многих городах Греции и

19

на острове Кипр в ее честь названы улицы. А в городе Спеце, на острове Спецопула создан музей в ее честь, установлен памятник славной греческой патриотке Ласкарине Бубулине.

Образ греков вставших с оружием в руках на борьбу за возрождение государства стал символом для многих граждан Греции и России. Бубулину, как и многих других греческих патриотов, старались запечатлеть в скульптуре, на многочисленных портретных картинах, на страницах книжных изданий. В их числе оказался и великий писатель Николай Васильевич Гоголь.

Собакевич, если соотнести его с портретами-картинками, окажется на фоне истинных полководцев и героев уподоблен Багратиону, едва заметному рядом с Бобелиной и другими великанами. «Между крепкими греками» русский полководец, «тощий» и «худенький» почти не бросается в глаза. Но, может быть, в нем, таким образом, подчеркнута именно «человеческая сила», которая не нуждается в фольклорно-мифологическом преувеличении и не допускает лубочной карикатуры. Герой Отечественной войны, получивший на поле боя смертельную рану, заслужил право быть изображенным в человеческий, а не исполинский рост. Его богатырство — не внешнее, не сугубо физическое. Наделенный изрядной физической силой Собакевич, быть может, мечтает о силе другой. Вспомним его сожаление, что ни разу еще не поболел. Судьба Багратиона — не судьба Собакевича, но высокий, героический и жертвенный смысл жизни полководца — бессознательная мечта помещика, похожего на медведя.

Недаром имена исторических лиц появляются в главе еще раз и в знаменательном контексте. Расхваливающему своих крестьян Собакевичу Чичиков напоминает, что их уже нет в живых, что все это «мечта». «Ну, нет, не мечта!», — возражает Собакевич и вспоминает наделенного необыкновенной «силищей» Михеева: «…Хотел бы я знать, где бы вы в


20

другом месте нашли такую мечту!» [4, с. 103]. Он произносит эти слова, «обратившись к висевшим на стене портретам Багратиона и Колокотрони», «как будто призывает» их в «посредники» [4, с.104]. Непрерывающаяся связь настоящего с героическим прошлым по-своему закреплена решительным словом Собакевича.

Вывод: Эти выдающиеся личности, которые отдали жизнь за родину, противопоставляются низким мошенникам-приобретателям, которые заботятся лишь о собственном благе.

Вывод по главе 2: Мы видим, что фольклорное и историческое в данном описании неотделимы друг от друга. Перед нами своего рода народный вариант истории. Но, следовательно, хотя и в лубочном варианте, но история в этой главе заняла свое полноправное место.

















21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер описания картин в домах помещиков в очередной раз высвечивает многоплановость гоголевского повествования. Изображения (людей ли, неодушевленных предметов) лишены правдоподобия, симметрии; живописные сюжеты производят впечатление случайного их присутствия в российской провинции. Создается впечатление, что рука безымянного художника не ведала, что творила, и тем более не ведают владельцы поместий, во имя чего помещены диковинные изображения в их домах. А, тем не менее, это странное искусство — в высоких ли его образцах, в лубочном виде или в массовом, почти ремесленническом варианте — упорно вторгается в жизнь, отвоевывает в ней свое место и успевает либо пародийно представить бездумно искаженную человеком жизнь, либо напомнить о тех потребностях и возможностях души, которые в обыденной жизни скрыты под «толстою скорлупою». Исследовав описание картин по главам, я пришла к следующим выводам:

1. Об истории в поэме Гоголя говорят, прежде всего, имена исторических деятелей. Они приблизительно очерчивают и время действия «Мертвых душ» — описанные события происходят после войны 1812 г.: военные действия ушли в прошлое, о них напоминают портреты, но это прошлое еще достаточно живо, хотя и вытеснено на периферию национального бытия.

2. Детали картин отражают большой исторический материал

3. Исторические лица, упомянутые в тексте поэмы Н.В.Гоголя, оставили свой заметный след в человеческой памяти.


В ходе моего исследования я улучшила навыки работы с текстом художественного произведения, с информационными ресурсами Интернета.

Задачи, поставленные в моей работе, были решены и цель достигнута.



22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 6т. – М., 1955. – Т.6. – С. 355

2. Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1934

3. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 2т. М., 1973.-Т.1.

4. Гоголь Н. В. Мёртвые души. – М., 1981.

5. Манн Ю.В. Творчество Гоголя.- М., 1977

6. Машинский С.И. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».

7. Смирнова- Чикина Е.С. Поэма Гоголя Мертвые души. –Комментарий. Л. 1974

8. klub- drug. ru/ kartihki-shkol|

9. litra.ru


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1





G:\мат. к. гоголю\нимфа Генрих семирадский1843-.jpeg


Нимфа





ПРИЛОЖЕНИЕ 6


G:\мат. к. гоголю\с дичью.jpg


Картина с уткой












Приложение 4


G:\мат. к. гоголю\мунд.1.jpgМундиры времени правления Павла 1


G:\мат. к. гоголю\мундир.jpg






ПРИЛОЖЕНИЕ 5



G:\мат. к. гоголю\батальная сцена.jpg

Батальная сцена

E:\мат. к. гоголю\с арбузом1.jpg


натюрморт

ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Солдаты в треугольных шляпах
G:\мат. к. гоголю\треугольная шляпа.jpg



ПРИЛОЖЕНИЕ 8


G:\мат. к. гоголю\BAGRATION_Petr_Ivanovich1_s.gif

Петр Иванович Багратион - генерал от инфантерии, князь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9


G:\мат. к. гоголю\бобелина фото.jpgЛаскари́на Бубули́на (греч. Λασκαρίνα Μπουμπουλίνα); 11 мая 1771, Константинополь — 25 мая 1825) — героиня греческой революции 1821 года, адмирал российского флота.














ПРИЛОЖЕНИЕ 10

E:\мат. к. гоголю\KOLOKOTRONIS_Teodoros1_s.gifТеодорос Колокотронис. греческий государственный деятель, главнокомандующий войсками Мореи (1825-1827) в ходе Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Руководил войсками при взятии Триполиса (октябрь 1821), при разгроме турецкой армии летом 1822 г. Сторонник Каподистрии. Член Государственного совета с 1835 г.

E:\мат. к. гоголю\KANARIS_Konstantinos1_s.gif





Константинос КАНАРИС

греческий государственный и политический деятель, премьер-министр Греции в 1844-1865 гг., 1877 г. Участник Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Сторонник конституции.


Александр МАВРОКОРДАТОС
E:\мат. к. гоголю\MAVROKORDATOS_Aleksandr1_s.gif

греческий государственный и политический деятель, президент Греции в 1822-1823 гг., премьер-министр в 1844, 1854-1855 гг., участник Греческой революции 1821-1829 гг. Выходец из семьи фанариотов, принял активное участие в Греческой революции. В январе 1822 г. Национальное собрание в Эпидавре избрало Маврокордатоса президентом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


hello_html_m7dd0b4ab.pnghello_html_67e3f2e0.png


Картины с птицами







ПРИЛОЖЕНИЕ 3


hello_html_4ba09232.png


Портрет Кутузова М.И.










исследовательская работа по творчеству Н.В.Гоголя
  • Русский язык и литература
Описание:

Каждая эпоха по — своему судит о писателе, воспринимая в его творчестве близкие ей художественные начала. Чем велик Николай Васильевич Гоголь? Чем интересен он нам, нынешним юным читателям? Каждый мой ровесник может открыть в творчестве писателя интересующие его грани таланта Гоголя. Лично меня заинтересовал вопрос о связи поэмы « Мертвые души» с историческими событиями.   Упоминание в тексте   Кутузова, Багратиона, греческих генералов,  Бобелины, изображенных на картинах, на первый взгляд, не имеет большого значения. Но если о русских полководцах мы хоть что-то знаем, но кто же такая Бобелина и другие? Тем более,  Гоголь не мог их вплести в нить повествования без свойственной ему загадочности.

 Текст поэмы  исследовали с разных сторон. Например, по мнению Ю.В. Манна, «Мертвым душам» присуща особая универсальность, соответствие «внешнего внутреннему, материального существования человека – истории его души» [5, с.67].  Другой исследователь творчества Н.В. Гоголя, С. И. Машинский, анализируя образ губернского города, отталкивается от другого высказывания – обобщения творческого замысла писателя: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени» [6, с.164]

Но ни у кого из них нет  исследования по роли живописи  в поэме и ее связи с историей.

Автор Голуб Елена Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 732
Номер материала 45427
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓