Главная / Русский язык и литература / исследовательская работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

исследовательская работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

hello_html_m3d647fe9.gifРайонная конференция гуманитарного направления

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»









Отражение личности поэта через его портрет





Научно-исследовательская работа









Выполнила работу: Черкасова Алена Дмитриевна,

ученица 9 класса МКОУ Нижнечуманская СОШ»

Научный руководитель: Голуб Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы МКОУ «Нижнечуманская СОШ»















Нижнечуманка 2012

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………………………….2

  2. Глава 1. Прижизненные портреты М.Ю.Лермонтова и отражение личности поэта в них… 3

  3. Глава 2.Сомнительные и «псевдолермонтовские» портреты поэта………………………….9

  4. Глава 3. Исследование репродукции портрета Лермонтова в кабинете литературы……10

  5. Заключение…………………………………………………………………………………… 11

6. Список литературы …………………………………………………………………………… 12

7. Приложение











































































1

Введение.

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова в 9 классе, я обратила внимание на противоречивость оценки внешности поэта его современниками. Мне стало интересно, какой портрет соответствует истинному образу поэта, тем более что в нашем кабинете литературы висит портрет Лермонтова. И, конечно, я привыкла считать его достоверным изображением поэта. Меня заинтересовало, репродукция кисти, какого художника всегда у нас перед глазами. Я узнала, что существует 15 бесспорных прижизненных портретов М.Ю.Лермонтова и 6 сомнительных. Мнения о портретах самые разные, противоречивые, очевидно, в его наружности было нечто столь неуловимое, трудно запечатлеваемое, что становится понятно, почему все дошедшие до нас портреты его так различны. Интерес к творчеству и личности М.Ю. Лермонтова не проходит. Многие современные скульпторы и художники по- прежнему работают над изображением поэта. Совершенно закономерен вопрос, - какой же из дошедших до нас портретов наиболее соответствует его облику. Изучением лермонтовских портретов занимались многие литературоведы, например, Н.П.Пахомов [6], В.К.Шульц[8], П.А.Ефремов [5]. Следуя их работам, я попытаюсь выяснить, какому высказыванию соответствует портрет М.Ю.Лермонтова в нашем кабинете литературы.

Актуальность своей работы я вижу в том, чтобы учащиеся 9 класса узнали о самом достоверном портрете Лермонтова.

Гипотеза: Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке художника Клюндера наиболее полно отражает личность поэта

Цель исследования: Выяснить личность поэта через его портреты.

Исходя из поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи:

  1. Соотнести прижизненные портреты Лермонтова М.Ю. с высказываниями современников о нем, увидеть черты личности поэта в его портретах

  2. Узнать о сомнительных и псевдолермонтовских портретах

  3. Выяснить, какому портрету соответствует репродукция с изображением М.Ю. Лермонтова в кабинете литературы

Объект исследования- портреты М.Ю. Лермонтова

Предмет исследования - личность поэта через его портрет

Методы исследования: историко-культурный.

Практическую значимость своего исследования я вижу в том, чтобы этот материал был использован на уроках литературы как дополнительный к теме, на факультативных занятиях как самостоятельная тема.



2

Глава 1. Прижизненные портреты М. Ю. Лермонтова и отражение личности поэта в них.

Первым опубликованным портретом Лермонтова является акварель К.А. Горбунова, исполненная в 1841 году [2]. На ней поэт изображен в сюртуке Тенгинского пехотного полка, без эполет, с повязанным вокруг шеи черным галстуком, с кавказскою шашкой, надетой через плечо. Весьма положительного мнения об этом портрете держался учитель Лермонтова- Зиновьев, который в своих воспоминаниях удостоверил, что портрет Горбунова «более всех схож» [2, С.12]. История этого портрета такова. Художник не успел до отъезда поэта на Кавказ закончить портрет. Когда же оттуда пришла весть о внезапной кончине Лермонтова, то А.А. Краевский обратился к Горбунову за портретом, который был закончен и передан ему. С этого оригинала появились многочисленные литографии. Портрет был испорчен. Об этом портрете сохранилось свидетельство А.А.Краевского: « Он (Лермонтов) имел короткую шею, и стоячий воротник был ему неприятен. В этом отношении портрет Горбунова, прилагавшийся к прежним изданиям, где поэт в сюртуке, без эполет и с отогнутым воротником, да с шашкой через плечо, очень характерен. Он даже похож, но у меня его взяли, испортили, а затем лицо было реставрировано, после чего глаза и лоб остались схожими, а нос стал каким-то армянским, какого у Лермонтова не было. Этот портрет, одно время самый распространенный, не передает черт Михаила Юрьевича. Он очень походил на свою мать, и если вы к лицу матери приделаете усы, измените прическу, да накинете гусарский ментик - так вот вам Лермонтов» [2,c.46], (приложение 1).

Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф. О. Будкину его парадный портрет (приложение 2). С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке — шляпа с плюмажем. О портрете работы Ф. А. Будкина Ефремов пишет, что университетский товарищ Лермонтова Меринский находил этот портрет прикрашенным. М. Н. Лонгинов же пишет о нем следующее: « Мы коротко знали Лермонтова, можем отнести этот портрет к1839 году, и засвидетельствовать, что он, хотя несколько польщенный, как обыкновенно бывает, очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова.» Лермонтов изображен по пояс в натуральную величину, в виц - мундире лейб-гвардии гусарского полка, с эполетами, в накинутой шинели с бобровым воротником, треугольной шляпой возле левой руки. Этот портрет интересен нам тем, что дает облик светского Лермонтова. В нем особенно подкупают прекрасные линии большого тонко очерченного лба [5, c.67].

Но как согласовать это изображение с другими портретами, на которых Лермонтов представлен с неправильными чертами, узеньким подбородком, с коротким, чуть вздернутым носом. Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом — портреты все разные (приложение 3, 4). Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат.

3

. Лермонтовские портреты принадлежат художникам— П. Е. Заболотскому, А. И. Клюндеру, К. А. Горбунову, способным передать характерные черты, а тем более сходство. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного — нет поэта! И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова — беглый рисунок Д. П. Палена (приложение 7): Лермонтов в профиль, в смятой фуражке, и акварельный автопортрет; Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Два эти портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова. Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. Глаза маленькие и быстрые? Нет! Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: "Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз". Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: "То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет он, — щели, полные злости и ума". На этого мальчика неизгладимое впечатление произвела внешность Лермонтова: огромная голова, широкий, но не высокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое, оканчивавшееся узким подбородком, желтоватое, нос вздернутый, фыркающий ноздрями, реденькие усики, коротко остриженные волосы. И — сардоническая улыбка... А один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица. Один говорит: "широкий, но не высокий лоб", другой: "необыкновенно высокий лоб". И снова: "большие глаза". И опять возражение: нет, "глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные". И решительно все стремятся передать непостижимую силу взгляда: "огненные глаза", "черные, как уголь", "с двумя углями вместо глаз". По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова "сверкали мрачным огнем", другой мемуарист запомнил его с "пламенными, но грустными по выражению глазами", смотревшими на него "приветливо, с душевной теплотой". Последние строки взяты из воспоминаний художника М. Е. Мелихова, который особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова. "Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, — пишет Мелихов, — он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и, по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, «вставить огонь глаз)". Однако на этот счет Карл Брюллов держался иного мнения, "Я как художник, — сказал он однажды, вспомнив лермонтовские стихи, — всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел".

4

Впрочем, и сам Лермонтов смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. П.В. Вистенгоф говорит так: «Роста он был небольшого, сложен некрасиво, лицом смугл, темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчетное к себе нерасположение».

И последняя выдержка принадлежит И.С. Тургеневу. Это лучшая характеристика, которая когда-либо была написана. «У княжны Шаховской я весьма редкий, непривычный посетитель светских вечеров, лишь издали,, из уголка, куда я забился, наблюдал за быстро вошедшем в славу поэтом. Он поместился на низком табурете перед диваном, на котором, одетая в черное платье, сидела одна из тогдашних столичных красавиц - белокурая графиня Мусина-Пушкина. На Лермонтове был мундир лейб- гвардии гусарского полка. Он не снял ни сабли, ни перчаток,- и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню. Она мало с ним разговаривала и чаще обращалась к сидевшему рядом с ним графу. В наружности Лермонтова было что-то зловещее трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура - приземистая , кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил себя в Печорине. Слова, «Глаза его не смеялись, когда он смеялся, действительно, применялись к нему». Словам Тургенева, по моему мнению, соответствует портрет работы А.И. Клюндера. Известно, что художник написал четыре портрета Лермонтова. ( Апреля 1878 года по апрель 1840) после возвращения поэта из ссылки, в пору расцвета поэтической деятельности [6, c. 240] (приложение 6).

В ноябрьском номере « Русской старины» за 1837 год была напечатана заметка: «Известно, что все изданные до сих пор портреты нашего знаменитого поэта, не выключая и того, который гравирован с акварели, принадлежащей князю Меньшикову - весьма плохи. Выразительное лицо автора «Героя нашего времени» и полные ума и прелести глаза его вовсе не переданы гравюрами и литографиями, до сих пор печатавшимися с наименованием « портреты Лермонтова». На них является какой-то дюжинный офицер, с самой пошлой физиономией. В виду этого читателям «Русской старины», конечно, приятно будет узнать, что наше собрание портретов обогатилось совершенно случайно превосходным, подлинным акварельным портретом Лермонтова».

Двумя годами позже П.А.Ефремов в своей заметке « Портреты Лермонтова» писал об этом портрете следующее: « Под портретом видно, что его рисовал тот же Клюндер в сентябре 1839 года. Между тем, этот портрет, схожий с оригиналом князя Меньшикова по одежде, существенно отличается в рисовке лица и обороту». Клюндер припоминает, что он рисовал несколько портретов лейб-гусарских офицеров для взаимного обмена между сослуживцами, между прочим, для М.Ю. Лермонтова, Хомутова, Потапова, князя Абамелика и князя Меньшикова. Этот клюндеровский портрет является наиболее популярным.

5


В дальнейшем к нему прибегал ряд художников, изображавших Лермонтова. Пастернак ( приложение 13), Фаворский. Этим же портретом пользовался для грима и артист Тамарин, игравший Лермонтова в фильме «Кавказский пленник». Мнения современников, относительно сходства этого портрета, противоречивы, но хочется довериться словам Эмилии Александровны Шан – Гирей, которая указывает на этот портрет, как на самый верный, более всех других передающий того Лермонтова, которого она знала.

Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка (1837 год) выполнен по заказу Е.А.Арсеньевой. Когда бабушка пожелала иметь для себя новый портрет внука, то, естественно, обратилась с заказом к художнику Заболотскому, преподававшему Лермонтову рисование. Поэт изображен сидящим на стуле, по пояс, в расстегнутом ментике, расшитом золотыми шнурами; левая рука закинута за спинку стула. Портрет написан Заболотским или во время болезни Лермонтова, когда поэт сидел дома и много занимался рисованием, либо вскоре после приказа о его высылке на Кавказ (приложение 5).

Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идет о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и веселостью. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение. Другого он привлекает "симпатичными чертами лица". "Язвительная улыбка", "злой и угрюмый вид", — читаем мы в записках светской красавицы. "Скучен и угрюм", — вторит другая. Высокомерен", "едок", "заносчив" — это из отзывов лиц, принадлежавших к великосветскому обществу. А человек из другого круга — кавказский офицер А. Есаков, бывший еще безусым в пору, когда познакомился с Лермонтовым, — вспоминает: "Он школьничал со мною до пределов возможного, а когда замечал, что теряю терпение (что, впрочем, недолго заставляло себя ждать), он, бывало, ласковым словом, добрым взглядом или поцелуем тотчас уймет мой пыл". И совсем другой Лермонтов в изображении поэта-переводчика Лермонтова на немецкий язык: "В его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение". И снова — портрет, открывающий новые грани характера, — воспоминания князя М. Б. Лобанова-Ростовского, с которым Лермонтов встречался в Петербурге, в компании своих сверстников: "С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своем обществе это был настоящий дьявол, - воплощение шума, буйства, разгула, насмешки..."Очевидно, Лермонтова можно было представить себе только в динамике — в резких сменах душевных состояний, в быстром движении мысли, в постоянной игре лица. А кроме того, он, конечно, и держался по-разному — в петербургских салонах, где подчеркивал свою внутреннюю свободу, независимость, презрение к светской толпе, и в компании дружеской, среди людей простых и достойных. "Когда бывал задумчив, — пишет узнавший его на войне артиллерийский поручик К. X. Мамацев, — что случалось нередко, лицо его делалось необыкновенно выразительным, серьезно-грустным; но как только являлся в компании своих гвардейских товарищей, он предавался тому же банальному разгулу, как и все другие; в это время делался более разговорчив, остер и насмешлив, и часто доставалось от его острот дюжинным его товарищам".


6

Лермонтов терпеть не мог рисоваться и, как пишет один из его современников, имевший случай беседовать с людьми, хорошо его знавшими, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними полон женской деликатности и юношеской горячности. "Оттого-то до сих пор в отдаленных краях России вы еще встретите людей, которые говорят о нем со слезами на глазах и хранят вещи, ему принадлежавшие, более, чем драгоценность". Эти строки взяты из журнальной статьи писателя А. В. Дружинина, высоко ценившего поэзию Лермонтова. Побывав на Кавказе, когда там еще была свежа память о нем, Дружинин близко узнал одного из друзей и сослуживцев поэта — Руфина Дорохова. Тот много рассказывал о Лермонтове. И кроме беглых впечатлений, изложенных на страницах журнала, Дружинин написал в 1860 году на основе этих рассказов большую статью о поэзии Лермонтова, о его характере и судьбе. В свое время эта статья осталась ненапечатанной и обнаружена только теперь, столетие спустя. Она опубликована в 1959 году, публикация Э. Г. Герштейн, но мало кому известна. А между тем мы находим в ней разъяснение многих черт личности Лермонтова и загадок его судьбы. Статья эта проливает некоторый свет на непостижимый творческий подвиг Лермонтова, за четыре с небольшим года после гибели Пушкина создавшего величайшие творения романтической поэзии — "Демона", "Мцыри", эпическую "Песню про царя Ивана Васильевича...", полную тонкой иронии по отношению к себе и к романтическому направлению в литературе поэму, названную им "Сказкою для детей", и гениальный роман "Герой нашего времени", знаменовавший начало русской психологической прозы, сборник стихов, означивший целый период в истории русской лирики, и другой поэтический сборник, которого в печати увидеть Лермонтову не довелось. Дорохова, человека безудержной отваги и пылкого темперамента, удивляла в Лермонтове эта сила характера. "По натуре своей предназначенный властвовать над людьми",— начинает и вычеркивает Дружинин, стремясь наиболее точно передать впечатления Дорохова. "По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера, — продолжает он начатую характеристику, — наш поэт был честолюбив и скрытен". И снова — о железном характере Лермонтова, который впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина: "Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество". С какой ясностью свидетельствуют эти строки о том, что Лермонтов, более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В. Г. Белинского, понимал собственное значение и роль, каковую ему было предназначено сыграть в русской литературе и — больше того — в жизни русского общества! Впервые с такой очевидностью мы узнаем из этой статьи, что на Кавказе, среди людей непривилегированных, у Лермонтова были истинные друзья, что он был знаменит не только в литературных салонах и в широком кругу своих почитателей в обеих столицах, но и на "всем Кавказе". "Большая часть из современников Лермонтова, — продолжает Дружинин, — даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, — говорят о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, — но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу" [7, c. 31].

7

При этом статья Дружинина раскрывает черты личности Лермонтова, о которых прежде мы могли только догадываться и которые объясняют нам его сложный и внешне противоречивый характер. Со слов Дорохова автор ее говорит о сохранившейся с детства привычке Лермонтова к сосредоточенной мечтательности и о другой особенности, старательно им скрывавшейся. "Лермонтов долго был нескладным мальчиком, — пишет Дружинин, — и даже в молодости, выезжая в свет, имея на всем Кавказе славу льва-писателя, не мог отделаться от застенчивости, которую только прикрывал то холодностью, то насмешливой сумрачностью приемов". Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим — среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Это можно сказать про каждого, но у Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков.

Н. П. Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, рассказывал: "Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти... Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков". «Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах". Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на последней — роковой — дуэли с Мартыновым. «Все плакали, как малые дети", — рассказывал тот же Раевский, вспоминая час, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск. «Вы думаете, все тогда плакали? — с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. — ...Все радовались".

Кому из них верить, если даже и декабрист Н. И. Лорер оставил недоброжелательную запись о нем? Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это — его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, и одну из самых удивительных книг во всей мировой литературе — "Герой нашего времени", мы невольно вспоминаем, что сказал Пушкин о Байроне: "Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии". Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в поэзии, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.









8

Глава 2 . Сомнительные и «псевдолермонтовские» портреты Лермонтова.

По словам мемуаристов, среди сомнительных портретов Лермонтова следует различать две обособленные группы. Одну из них составляют портреты, которые, несомненно, изображают поэта, но ввиду отсутствия прямых документальных указаний причислены к «сомнительным» Это портрет Лермонтова в детском возрасте неизвестного художника. Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье (приложение 9). Здесь отражена и его склонность к рисованию: правой рукой он что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, хорошо очерченные губы, слегка вздернутый нос.

Второй портрет 1820—22 также выполнен неизвестным художником, вероятно, тоже крепостным. На портрете 6—8-летний мальчик с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным и сосредоточенным взглядом, одетый в красную курточку и синий костюм с золотым шитьем. Портрет не документирован и у некоторых специалистов (И. Зильберштейн, с. 41—42; Е. Ковалевская) вызывает сомнение. Однако сходство с первым, достоверным портретом и с описанием наружности Лермонтова-ребенка, сделанным А. П. Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным (приложение 10).

Вторую группу составляют портреты, в которых имеются какие-то черты поэта, но это сходство отдаленное, а потому признать их за портреты Лермонтова нельзя. Сюда относится «автопортрет Лермонтова с трубкой» (приложение 8), а затем портрет, исполненный художником Челышевым маслом (приложение 11). Лермонтов изображен по пояс, влево, в красном застегнутом гусарском ментике с меховым воротником. Правая рука в белой перчатке, держит перчатку, снятую с левой. Темные волосы, темные глаза, пробор слева едва заметен. Портрет имеет с Лермонтовым весьма отдаленное сходство, и на нем поэт изображен без усов, тогда как мы знаем, что Поэт всегда носил усы, это подтверждают все его портреты. Поэтому достоверность челышевского портрета берется под сомнение.

Есть портрет, где Лермонтов изображен по грудь, в темном военном мундире со стоячим красным воротником на красной подкладке с вензелем Николая-1 на плоских эполетах (приложение 12). Волосы зачесаны вперед на виски, усы чуть пробиваются. ( Военная фуражка также служит подтверждением того, что перед нами не Лермонтов, так как форма не подходит ни к одному из полков, в которых служил поэт.)

На другом портрете, на безымянном пальце правой руки – обручальное кольцо, которое Лермонтов носить не мог, так как ни женат, ни обручен не был.

Дошедшие до нас посмертные портреты Лермонтова являются откровенными копиями, как, например, портрет Поливанова, повторяющий горбуновский акварельный портрет или копия Перова с портрета Заболоцкого. Пастернака (приложение 13) с Клюндеровского, Фаворского с Клюндеровского.





9

Глава 3.

Репродукция портрета М.Ю. Лермонтова в нашем кабинете литературы представляет нам поэта очень симпатичным молодым человеком. Особенно привлекают его глаза и мягко очерченные губы. Во взгляде мне чудится грусть, задумчивость, мечтательность; легкая усмешка играет в уголках его губ. Чувствуется некая ранимость поэта, и в то же время ощущаешь мощь и силу духа. Только такой человек, еще совсем молодым, смог выносить изгнание, насильственное удаление от общества, близких людей. Следуя тем высказываниям, с которыми я познакомилась, изучая данную тему, Лермонтов казался человеком двойственным, но в чертах лица так много обаяния, что я не могу с этим согласиться. Для меня он гениальный поэт и писатель, к сожалению, так мало проживший на Земле, но оставивший свои произведения, где чувствуется биение его горячего, неравнодушного сердца. Именно Лермонтов воспитывает в нас нетерпимость к порокам общества, (хотя они у нас другие), умение отстаивать свое мнение, выражать гражданскую позицию (приложение 14).





































10

Заключение:

Просмотрев все известные портреты Лермонтова, я сравнила их с тем, что находится в нашем кабинете и пришла к выводу, что это репродукция портрета неизвестного художника. А самое объективное воспоминание о внешности и личности поэта, на мой взгляд, принадлежит И.С.Тургеневу. Ему как мастеру слова и проницательному наблюдателю, нельзя не верить. Такие личности, как М.Ю.Лермонтов, не могут быть отталкивающими. Таков, каким он изображен на портрете, так просто красавец, покоритель сердец. Именно на этом портрете я вижу огонь его глаз, очарование которых просто магнетическое. На него хочется смотреть и верить в его поэтическое слово. Таким образом, исходя из поставленных задач, проведя собственное исследование, я узнала, что: 1.) высказывание И.С. Тургенева соответствует портрету Клюндера. Значит, я могу считать его портрет самым достоверным из всех.

2.) Существуют сомнительные и псевдо лермонтовские портреты, чему способствовало то, что книжный рынок 19 века не мог похвалиться предметами и книгами, связанными с именем Лермонтова, который так быстро ушел из жизни.

3.) Репродукция портрета Лермонтова в кабинете литературы принадлежит неизвестному художнику.

































11

Литература:

  1. Бабенчиков М., Лермонтов в живописи.- Современник, 1914, № 10;

  2. Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Лермонтов, ЛН, т. 45—46;

  3. Всесоюзная выставка, посвященная 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова. Каталог, [сост. Н. П. Пахомов], М., 1951;

  4. Выставка Лермонтовских фондов московских музеев, [сост. Н. П. Пахомов и М. Д. Беляев], М., 1940;

  5. Ефремов П., Портреты и рисунки, в кн.: Соч. Л., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873; , Портреты Лермонтова «РС», 1875, т. 14, кн. 9;

  6. Пахомов Н. П., Портреты Л., ЛН, т. 19—21; Огонек, 1939, № 25—26;

  7. Шугаев П., Из колыбели замечательных людей, Живописное обозрение, 1898, № 25;

  8. Шульц В. К., Портреты М. Ю. Л., изданные в 1842—1856 гг., там же, 1882, т. 33, кн. 3;

Интернет – ресурсы:

http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/1018903/

dil.akademus.ru

Каталоги и альбомы:

М. Ю. Л. К 125-летию со дня рождения (1814—1939). Каталог выставки в Ленинграде, [сост. В. Л. Бубнова, М. М. Калаушин и П. Е. Корнилов], М. — Л., 1941;

М. Ю. Лермонтов в портретах. Альбом, Л., 1959;

М. Ю. Лермонтов Альбом, [сост. Е. А. Ковалевская], [Л., 1964].

Литературное наследство, т. 67, 1959, с. 630 — 643, публикация Э. Г. Герштейн

















12

























































Приложение 1



hello_html_dfb13c.gif

Приложение 2



hello_html_m96b5e51.gif





Приложение 3

1.JPG

Неизвестный художник

Приложение 4

lermontov_19.gif

Неизвестный художник

Приложение 5

hello_html_m6d9619ef.gif



hello_html_m64996c3f.gif









Приложение 6





hello_html_64544554.gif







hello_html_m61cbd9.gif







Приложение 7



hello_html_m3b7c757d.gif



Приложение 8

hello_html_2b70af43.gif







Приложение 9



hello_html_m581dcd7b.gif





Приложение 10

hello_html_m1c6be66c.gif

Приложение 11

hello_html_24260538.jpg

А.Челышев. Портрет М.Ю. Лермонтова

Приложение 12



hello_html_m4ba937eb.jpg



Щербаков Б.В. Портрет М.Ю. Лермонтова









Приложение 13

hello_html_m22653580.jpg

Б.Л.Пастернак. М.Ю.Лермонтов

Приложение 14

hello_html_m607bc7cd.jpg

Неизвестный художник. Данный портрет находится в кабинете литературы МКОУ «Нижнечуманская СОШ»


исследовательская работа по творчеству М.Ю.Лермонтова
  • Русский язык и литература
Описание:

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова в 9 классе, я обратила внимание на противоречивость оценки внешности поэта его современниками.  Мне стало интересно, какой портрет  соответствует истинному образу поэта, тем более что в нашем кабинете литературы висит портрет  Лермонтова. И, конечно, я привыкла считать его  достоверным  изображением поэта.   Меня заинтересовало, репродукция   кисти, какого художника всегда у нас перед глазами. Я узнала, что существует  15 бесспорных прижизненных портретов М.Ю.Лермонтова и 6 сомнительных. Мнения о портретах самые разные, противоречивые, очевидно, в его наружности было нечто столь  неуловимое, трудно запечатлеваемое, что становится понятно, почему все дошедшие до нас портреты его так различны. Интерес к творчеству и личности М.Ю. Лермонтова не проходит. Многие современные скульпторы и художники  по- прежнему  работают над изображением поэта. Совершенно закономерен  вопрос,  - какой же из дошедших до нас портретов наиболее соответствует его облику.  Изучением  лермонтовских портретов занимались многие  литературоведы, например, Н.П.Пахомов [6], В.К.Шульц[8],  П.А.Ефремов [5].  Следуя их работам, я попытаюсь выяснить,  какому  высказыванию соответствует портрет М.Ю.Лермонтова  в нашем кабинете литературы.

Автор Голуб Елена Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1010
Номер материала 45465
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓