Главная / Русский язык и литература / исследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина

исследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина

ОУ : « Нижнечуманская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Баевского района Алтайского края»













Фольклорно-обрядовая основа рассказа Л.Н.Толстого

«После бала»







Выполнила работу: Черкасова Алена

ученица 9 класса

научный руководитель: Голуб Е.В.

учитель русского языка и литературы







с. Нижнечуманка

2011 год



Введение.

Рассказ « После бала» был написан Толстым в1903 году и опубликован посмертно в 1911 году. Принятая в критике интерпретация рассказа акцентирует разоблачение николаевского строя, основанного на лицемерии и насилии. Стержень повествования усматривается в контрасте между сценами на балу и после бала. Именно с этих позиций изучается произведение Л.Н. Толстого в школьной программе. Но всегда хочется заглянуть за официально принятое положение. Поскольку в современном литературоведении стало актуальным и даже модным рассматривать любое произведение, как архетип, я предлагаю материал, который представит изучение рассказа Толстого с другой стороны.

Актуальность своей работы я вижу в том. чтобы предложить вниманию восьмиклассников необычное прочтение программного рассказа Л.Н.Толстого в свете фольклорно-обрядовых мотивов.

Гипотеза: в рассказе Л.Н.Толстого « После бала» есть фольклорно-обрядовая основа.

Цель исследования: выявить фольклорно-обрядовую основу рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

Исходя из поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи:

  1. Соотнести текст рассказа с волшебной сказкой

  2. Выявить обрядовую основу рассказа

  3. Выяснить, как влияют имена героев на их характер

Объект исследования- текст рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Предмет исследования - фольклорно-обрядовая основа рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Методы исследования: анализ и синтез художественного произведения

Форма работы: научная статья

Практическую значимость своего исследования я вижу в том, чтобы учащиеся 8 класса более глубоко проникли в текст рассказа Л, Н. Толстого, с интересом изучали ее на уроках.

Литературоведы утверждают. что Л. Н.Толстой превосходно знаком с русским фольклором , в частности, со сказками и былинами, что помогло ему при составлении «Русских книг для чтения», хотя его подход к сказкам был сугубо рационалистическим и морализаторским. Среди его обработок есть произведения, свидетельствующие о мотивах, существенных для «После бала». Таковы: сказка «Три медведя» , «Уж», «Работник Емельян и пустой барабан», «Сказка об Иване- дураке и его двух братьях». Обращает внимание и сказка « Дурень», где мотив побивания плетьми возникает именно при встрече со свадьбой.

3

Глава 1.Рассказ Л. Н.Толстого «После бала» как волшебная сказка.

В книге В.Я. Проппа « Морфология сказки» сюжет русской волшебной сказки был сведен к последовательности из 30 с лишним постоянных мотивов «функций»- таких , как « отлучка старших», «запрет», нарушение запрета, «вредительство». «испытание героя» «свадьбы героя и героини» и их воцарение и т. д. Последователь Проппа Е.М. Мелетинский установил центральную роль семейно- свадебной темы в структуре волшебной сказки. Семейно-свадебную тему я увидела в рассказе Л,Н. Толстого «После бала» Именно с позиции волшебной сказки я намерена исследовать текст рассказа. Я увидела сказочные параллели, которые можно выделить в рассказе Л.Н. Толстого.

  1. Сходство полковника с Николаем 1 и подчеркнутая «величественность» и «царственность» Вареньки задают классическую сказочную ситуацию царя и царской дочери на выданье.

  2. Претендентом на ее руку выступает герой по имени Иван (Васильевич), причем из двух типов сказочного героя- Ивана-царевича и Иванушки- дурачка -он ближе ко второму, в то же время отчество «Васильевич» указывает на царские корни.

  3. Сказочным мотивом является перо от веера, как перо жар- птицы, которое не дает герою ни сна, ни покоя, заставляя идти на поиски царевны. Для этого герою предстоит получить волшебное средство или помощника и перенестись в иное царство. Перенос часто совершается путем полета. Перенос может происходить и во сне. В рассказе «После бала» действие происходит ночью, герой чувствует себя «неземным существом», находится в состоянии зачарованности и бессонницы.

  4. Роль помощника, знающего дорогу, помогающего разобраться в ситуации, играет кузнец, очень важный сказочный персонаж, связанный со свадебными обычаями, «где славится кузнец, которого просят сковать венец, перстень, булаву или выковать язык и голос».

  5. Тридесятое царство представляет потусторонний мир и в то же время владения невесты. Это открытое пространство, среди которого располагается дворец царя. В рассказе герой выходит на плац около дома полковника. Подвиги сказочного героя совершаются при магических звуках флейт и барабанов. В рассказе есть прямые аналогии. Иван Васильевич слышит «нехорошую» музыку, предвещавшую что-то ужасное.

  6. В тридесятом царстве герою предстоит жениться на царской дочери, и его действия направлены на завоевание невесты. Герой должен пройти испытания ,задаваемые царем или царевной, причем царевны бывают двух типов- действующие заодно с героем и такие, которые держат сторону отца. В рассказе «После бала» Варенька, в большей степени, относится ко второму типу, хотя она ласкова и мила с героем, но слишком много деталей, делающей ее девой-воительницей, амазонкой, с которой герою придется сразиться:

4

  1. это ее внешность- сходство с отцом-воином, высокий рост, худоба вплоть до костлявости и острых локтей, эмоциональная близость отца и дочери (после бала влюбленный герой видит внутренним зрением не столько Вареньку, сколько ее в паре с отцом,) На ней в глазах Ивана Васильевича были «бронзовые одежды», прекрасно идущие деве –воительнице. Любовь героя рассказа носит платонический характер, для него Варенька бестелесна.

7. В сказках отец царевны часто выступает соперником героя в испытаниях. Один из вариантов отношений царевны с отцом представлен в сюжете «исплясанных туфель». Девушка исчезает по ночам, а возвращается в разбитых от танцев туфлях; герой выслеживает ее, убивает змея или колдуна, к которому она ходит, и получает ее в жены. Параллели в рассказе, построенном вокруг танца Вареньки с отцом , очевидны; отметим также обещание кадрили после ужина, «если меня не увезут»

8. Сказочный герой должен опознать невесту под любыми личинами: она может быть превращена в животное или облечена в его шкуру, может быть герою представлена мнимая невеста, от которой надо отличить настоящую. И здесь мы можем провести параллель с мотивом перчаток, одна из которых подарена Варенькой Ивану Васильевичу и прочими атрибутами одежды вплоть до « бронзовых одежд», а также с подменой Вареньки татарином. В сказке укрощение царевны происходит путем истязания ее тремя сортами прутьев. У Толстого – истязание татарина- двойника героини, вплоть до приказа : «Подать свежих шпицрутенов». Отсюда свадебная тема связана с мотивом насилия, что близко к мотивам битвы. В «После бала» с этим перекликаются военный строй, «бронзовые одежды», полковник.

Таким образом, я провела параллель между рассказом Л.Н. Толстого и сказочными сюжетами, в центре которых находится свадьба, брак. поиск и борьба из-за невесты и с невестой.

















5

Глава 2 .Культурно - обрядовая основа рассказа.

Герой рассказа Иван Васильевич справедливо « боялся…чтобы что-нибудь не испортило моего счастья» Механизм чрезмерного нарастания любви не дает ему заснуть, гонит на улицу и приводит к дому Вареньки и ее отца- на роковой плац. Сцена экзекуции, заставляет героя разлюбить героиню и духовно переродиться. Прогон сквозь строй ,как и бал, представляет собой массовое, культурное, «законническое» мероприятие ( наказание за побег) Так столкновение лицом к лицу с «голым фактом», освещенным общественными институтами жестокости полковника, символом которой становится истязаемое, обнаженное тело татарина, приводит к крушению бестелесной , условной , светской любви, обнаруживший свою неспособность обнять действительно «весь мир», включая его теневые стороны. Духовное прозрение героя отмечено характерными толстовскими чертами. Бал проходит «в последний день масленицы»(масляной недели, сырной , предшествующей великому посту. Это весенний праздник дохристианского происхождения у славянских народов. Символика обряда связана с древне -славянскими традициями проводов зимы и встречи весны.)Соответственно , порка совершается в первый день Великого поста.(Великий пост- период 7 недель перед Пасхой, в течении которого Христианская церковь предписывает верующим воздержание от скоромной пищи, запрещает участие в увеселениях, вступление в брак, требует ряда других ограничений.)Приуроченность событий к языческо -христианскому календарю сама по себе уже свидетельствует о важности культовых аспектов рассказа. Для Толстого масленичный бал является демонстрацией не карнавальной стихии, ,а напротив, фальшивого веселья и, в случае « бестелесности героя»- игнорирование плоти. И наоборот, откровение об истине, явленной во плоти наказываемого солдата, приходится на время поста, то есть умерщвления плоти, а в широком смысле- время страстей Господних. Этим христианские мотивы эпизода не ограничиваются. Истязаемый все время повторял какие-то слова, которые герой разобрал, лишь, когда процессия подошла ближе: «Братцы, помилосердуйте»В этот момент спутник героя, кузнец , проговорил: «О господи». И именно за «милосердное битье» набросился полковник с кулаками на мазавшего солдата. Тем самым,в сцене , варьирующей Голгофу ,полковник демонстрирует свои императорские- кесаревы и николаевские- установки, противопоставленные божескому телу жертвы и состраданию, проявляемому героем, кузнецом и , возможно, слабосильным солдатом. А поскольку татарин в этой ситуации выступает своего рода заместителем Вареньки. то сцена в целом символизирует вытеснение светской любви любовью к страдающему телу Христову. Физически обнаженное истязаемое тело облечено в культурные одежды христианского мифа. Такое замыкание сюжета придает достоверность финальному обращению героя. Толстой как бы говорит, что неземная доброта и любовь, эксплуатируемая языческо - официальной культурой, вовсе не бессмысленны и находят естественное место в рамках подлинного христианства.





6

Глава 3. Влияние имен героев на их характер.

Я считаю, что немало важную роль в финале рассказа сыграли имена героев. Оказывается, что имя Варенька в переводе с латинского означает «жестокая» «грубая, а с греческого - «иноземка». Русская форма латинского имени Барбара. Варвара- совершенное существо, «гордость королевства». Больше всего она похожа на отца и наследует во многом не только его внешность, но и черты характера. Это «варвар», идущий к добру, к свету- хотя из тех, кто мягко стелет, да жестко спать. Из этого современного толкования имени Варвара можно провести параллель к рассказу Л.Н.Толстого. Варенька действительно дочь своего отца . Она на него похожа внешне, но вполне можно предположить , что и внутренне, ведь не зря любовь героя с того дня пошла на убыль.

НЕ менее интересно значение имени Иван. Это имя не так однозначно, как может показаться, слишком много прошло по Руси Иванов и даже в сказках он бывает разным. Похоже, что русский народ решил вложить в это имя свое представление о себе самом, со всеми противоречиями, исканиями и мечтами. Иван- русская форма древнееврейского имени Иоанн- милость Божия. По энергетике это имя довольно уравновешено, в нем ощущается внутренняя сила, незлобливость и основательнось. Вот и герой рассказа Иван Васильевич остался при своем мнении, не стал служить и не женился на Вареньке. В этом чувствуется его внутренняя сила. В сказках Иван может подвергаться насмешкам. Его называют Иван-дурак, Ванька- Встанька, но в тех же сказках Иван может рано осознать выгоды спокойного отношения к насмешкам , пусть, мол, считают кем угодно, но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Все это приводит к тому, что многие Иваны остаются , что называется, себе на уме. Они весьма честолюбивы, к лидерству обычно не стремятся, его тянет не командовать, а просто занимать высокое положение в обществе.

Герой Л.Н.Толстого , оправдывая значение своего имени, занимает высокое положение а обществе, к его словам все прислушиваются.

Таким образом, имена героев рассказа влияют на их характер.

















7

Вывод:

В ходе проведенного исследования мной были решены поставленные задачи и цель достигнута.

  1. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» есть фольклорно- обрядовая основа. Текст рассказа можно анализировать с позиций волшебной сказки.

  2. Жизненные перипетии героев связаны с культурно - обрядовыми законами.

  3. Имена героев предопределяют их судьбу.



Заключение:

В ходе моего исследования я научилась работать с различными источниками , в том числе и с информационными ресурсами Интернета. Благодаря этой работе я убедилась в том, что любое художественное произведение можно рассматривать с позиции архетипа.

Данная работа настолько оказалась для меня интересной, что в дальнейшем я планирую продолжать изучать литературу, подводя архетипическую основу под анализ текстов.































8

Список литературы:



1. Пропп В.Я. «Морфология сказки». Издательство «Живая старина» М., 1946.с.308

2. Жолковский А. Морфология и исторические корни рассказа Толстого «После бала». Сб. Статей ,Издательство « Советский писатель» М., 1992

3. Жолковский А. Блуждающие сны. Издательство « Советский писатель» М., 1992

4. Мелетинский Е. М. Структурно- типологическое изучение сказки.Издательство «Наука» 2000 .

5. Элиаде М. Священное и мирское.Издательство МГУ, 1994

6. Красных В.В. Этнопсихолингвистика. Гнозис М., 2002

7. Маслова В.А. Лингвокультурология. Издательский центр « Академия» М.,2001

8. Г.А. Левинтон и Бабурин «Легенда о Сигурде».- М., 1972 .с 70-71.

9 Елизаренкова и Сыркин. Свадьба как убийство. Издательство «Мысль», 1964 .с.72.

10. Энциклопедический словарь .Издательство «Советская энциклопедия» .М., 1984

























9



Оглавление:

  1. Введение____________________________________________________________3

  2. Глава 1. Рассказ Л. Н. Толстого « После бала» как волшебная сказка__________4-5

  3. Глава 2. Культурно- обрядовая основа рассказа_____________________________6

  4. Глава 3. Влияние имен героев на их характер______________________________7

  5. Заключение___________________________________________________________8

  6. Список литературы____________________________________________________9

  7. Приложение





































2




исследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина
  • Русский язык и литература
Описание:

Введение

На уроках литературы мы узнали, что в основу любого литературного произведения положен миф как решающий фактор для понимания всей художественной продукции человека, древней и современной. Все   произведения или прямо называют мифами, или в них отыскиваются столько структурных и содержательных элементов мифа, что они становятся определяющими для понимания данного произведения, поэтому выбранная мною тема является актуальной. Я считаю, что в повести А.С. Пушкина есть мифопоэтические загадки.

Цель исследования: выявить мифопоэтические загадки повести А.С.Пушкина

«Станционный смотритель».

Исходя из поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи:

1.      Соотнести текст повести с притчей о блудном сыне

2.     Выяснить значения имен героев (используя библейскую мифологию)

Автор Голуб Елена Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 600
Номер материала 45405
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓