Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательская работа по теме "Сколько лет прянику?"

Исследовательская работа по теме "Сколько лет прянику?"

Скачать материал

 

МОУ«Бардымская средняя общеобразовательная школа №2»

НОУ «Юнис»

 

 

 

 

 

Сколько лет прянику?

 

 

 

 

 

 

 

                                       Автор работы:

Алапанова Аиша Алексеевна

 ученица 2Д класса

МОУ «Бардымская СОШ №2»

                                                 Руководитель работы:

Альмухаметова Рузалия Галимзяновна,

учитель начальных классов

 МОУ «Бардымская СОШ №2»

 

 

 

Барда – 2014

 

 

Оглавление

 

     Введение    ……………………………………………………………………3

1.     Основная часть 

1.1                                     История возникновения пряника……………………….…………5                                                              

1.2                                     Легенда о пряниках…………………………………….…………..8

2.     Исследовательская часть.

2.1                                     Разновидность пряников      ………………………………………10

2.2     Анализ опроса, проведенного среди учащихся 2  кл. БСОШ№2……..11

2.3     Рецепт приготовления пряника в домашних условиях. …………… …12

          Заключение    ………………………………………………… ………..…14                                                                                                               Список использованных источников и литературы             …………………..15               

      Приложение   ……………………………………………………………….16

                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отведал пряника настоящего –

Угости друга, рядом стоящего.

 

Мамина фраза: «Пойдемте пить чай» имеет на меня просто магическое влияние, потому что, это наверно одно из самых любимых занятий детворы. Так уж заведено в нашей семье, что ни одно чаепитие не проходит без сладостей. Часто на столе среди конфет и печенья бывают пряники, которые очень любит моя бабушка. Мятные, медовые, печатные, с корицей и патокой, анисом и гвоздикой, коричневые, золотистые, розовые, прослоенные и начиненные вареньями и джемами, цукатами и изюмом…Сегодня прилавки магазинов просто ломятся от этого изобилия, среди которого бабушка умеет выбрать именно то, что понравится всем.  Как-то я спросила: «Почему тебе нравятся именно пряники, а не шоколад, как мне?». На что она ответила: «Жили мы в трудное послевоенное время, про шоколад тогда и не знали, а пряники нам на новый год покупали. Да и моя мама, твоя прабабушка, их тоже очень любила». Получается, что пряники в нашей семье - один из важных атрибутов семейной традиции - чаепития. После этого мне стало интересно, сколько лет уже известен пряник, что даже моя прабабушка его любила.

Таким образом, когда наша учительница предложила мне написать исследовательскую работу, выбрать тему для меня не составило труда. Уж очень захотелось узнать, какова история возникновения такого любимого всеми нами лакомства - пряника.

Однако,  не только интерес к моим семейным  традициям побудил меня к написанию нашей исследовательской работы  на подобную тему.  На прилавках магазинов сейчас много разнообразных кондитерских изделий: торты и пирожные, различное печенье, зефир и мармелад и др. Все эти изделия выставляются в витрине, ближе к покупателю, а пряники остаются лежать скромно, где-то на нижней полке, дожидаются своего покупателя. Совсем не хочется, чтобы это старинное народное лакомство ушло в забытье.

Объектом исследования является сохранение интереса к семейным традициям

Предметом исследования является старинное народное лакомство-пряник

Методы исследования:

Теоретические – поиск и изучение информации.

Практические – опрос, анкетирование.

 

Целью настоящей работы является изучение истории возникновения пряника

Для достижения цели пришлось решить следующие задачи-

1.Изучить литературу и выяснить происхождение пряника.

2.Познакомиться с легендами о прянике.

2.Выяснить, какие бывают пряники.

3.Провести исследование, пользуются ли пряники успехом у детей и что они о нем знают.

4.Узнать рецепты пряников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.История возникновения пряника

 

История пряников уходит вглубь веков. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился ещё в неолитическую эпоху. Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепёшках — около 350 до н. э. Уже древние египтяне знали о них.

Во многих странах готовили прототип пряников, замешивая тесто с медом. В Древней Греции это были ячменные лепешки и хлеб с добавлением меда. В Шотландии смешивали с ним овсяную крупу и выпекали нечто вроде овсяного печенья. Но все-таки настоящие пряники, наряду с борщом и квасом, считаются русским изобретением. В Толковом словаре Даля им дается такое определение: «Пряник – лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями».

Самые первые русские пряники назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века. Они  не отличались сложностью рецепта: домохозяйки просто смешивали ситную муку, ягодный сок и мед – он составлял 50% всего теста. Позднее в пряники стали добавлять экзотические пряности из Индии и с Ближнего Востока, пахучие травы и коренья. Так коврижки, которые до того называли «медовым хлебом», стали называться «пряниками».

Для того чтобы создать специфический привкус пряников, в них обязательно закладывается смесь пряностей из черного перца, кардамона, гвоздики, корицы, бадьяна, имбиря, лимонной или апельсиновой цедры. Ведь не зря слово “ПРЯНИК” происходит от слова “ПРЯНЫЙ” (от древнерусского “ПЪПЪРЯНЪ”) как прилагательное от слова ПЪПЪРЬ – ПЕРЕЦ. 

Расцвет производства пряников приходится на средневековье, на XIV-XVII вв., до появления сахара в Европе и в период относительной дешевизны и массового производства меда. В отдельных странах производством пряников занимались определенные цеха, обосновавшиеся, как правило, в обусловленных городах. Так было и в России, где пряники разных городов отличались друг от друга существенными чертами. Самыми известными были тульские (жатые, с вареньем), вяземские (на крахмальной патоке, мелкие, с вареньем), архангельские, кемские (фигурные, глазированные сахарной цветной глазурью), городецкие или битые пряники (весом 8-10 кг), московские (мелкие, с медом и черной патокой) и др.

 В XIX веке традиционные пряники пекли из ржаной муки с медом, гвоздикой, имбирем, водой и спиртом. Готовое и сформованное тесто ставили на ночь в печь, горячую после выпекания хлеба, а утром – еще два раза, уже в заново затопленную. В пряники из пшеничной муки добавляли желтки или натуральный краситель – в Сибири, например, любили делать их нежно-розовыми, на сушеной малине.

Размеры пряников ограничивала только фантазия кулинара-художника. Самые большие достигали 71 см в длину и 54 см в ширину, а по весу доходили и до 16 кг. В Городце пекли пряник-великан, весивший 25 килограммов. Дорогие пряники украшались фигурами благородных барсов и орлов и сложными вензелями; простые, «народные» коврижки – незатейливым орнаментом. Резные пряники покрывали глазурью, посыпали цукатами, орехами и шоколадом. В Новохоперске на них наклеивали пух и перья, а в Путивле не жалели и сусального золота – все ради пряничной красоты.

На свадьбах молодым дарили корзинки цветов, сердечки, голубков, лебедей из пряничного теста. Пекли пряники для раздачи нищим и для панихид. В Прощеное воскресенье, накануне Великого поста, ходили просить прощения с подношениями в виде пирогов и огромных пряников, доходивших по весу до пяти килограммов. Были даже лечебные пряники: на их оборотной стороне вырезались инициалы ангела-хранителя больного. Пряники с буквами делали, чтобы дети учились грамоте.

   Существовали также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными. В них сочетались плоский силуэт из темного теста и вылепленная на нем фигурка из цветного сахара. Такие пряники, обычно выпекавшиеся в Коломне и Калуге, были  небольшого размера и предназначались для украшения новогодней ёлки. Они изображали тигров, верблюдов, коней, попугаев, клоунов.

 Самые известные пряники – тульские. Еще в XVII веке в Туле пекли пряники, украшенные узорами и специальными печатями. Формой служила особая «пряничная доска»: ее делали из нижней части ствола березы или груши. Когда доска была готова, художник-резчик наносил на нее рисунок. Как сегодня на особые праздники мы заказываем торт со сливками, раньше к специальным событиям пекли пряники в форме зверей, рыб и сказочных персонажей. В те, давние времена существовало несколько рецептов тульских пряников, но в начале XX века пряничное производство едва не погибло: после революции на некоторое время о пряниках пришлось забыть, хозяева и мастера исчезли - кто за границу уехал, кого репрессировали. А мастера-пряничники в своей работе никогда не пользовались гирями, заменяли их разновесами в виде камешков и кусочков железа, которые прятали в укромных местах. Рецепты хранились в строжайшей тайне и передавались по наследству. Уникальные традиции были, казалось, потеряны и остались лишь в преданиях старины глубокой.

 Пряничная культура в России в послереволюционные годы была почти забыта и начала возрождаться лишь в 70-х. Сейчас пряники снова отвоевывают свое место под солнцем. Сперва наряду с привычными, коричневыми, появились розовые пряники – каменно-жесткие, маленькие, но зато необыкновенно красивые. Потом ассортимент расширялся, их становилось все больше, и разнообразней – с начинкой, с рисунками и надписями на боках, круглые, квадратные и прямоугольные.       

 

 

 

 

1.2.Легенда о пряниках

История пряников насчитывает не одно столетие. За это время было придумано много легенд об этом лакомстве. Одна из них гласит, что в давние - предавние времена, один князь, отведав тульских пряников, тут же вознамерился печь такое же лакомство у себя в княжестве, чтобы дивить гостей посольских. Позвал он из Тулы-города искусного мастера пряничных дел и сказал ему: «Коли угодишь мне, коль пряники будут вкуса тульского, осыплю тебя жемчугом да золотом, а не угодишь — покрою позором». Согласился мастер, потому как в славе находился среди тульских пряничников. Стал он колдовать — работать, а когда пряники были готовы, попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в гневе обозвал мастера неумехой — мошенником за то, что пряники были вкуса не тульского и прогнал с позором.

Позвал князь из Тулы другого пряничных дел мастера и сказал ему то же, что говорил первому, с позором прогнанному. И второй мастер согласился, потому как еще в большей славе ходил среди тульских пряничников. Оглядел этот мастер сусеки с мукой, заглянул в колодец и говорит князю такие слова: «Подавай князь, сюда воду и муку тульскую, иначе работать не согласен». Подумал-подумал князь и ответил: «Будь по-твоему». И приказал своим людям доставить в княжество, что требовал мастер. Когда муку и воду привезли, стал колдовать-работать пряничник, а потом попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и еще в большем гневе прогнал мастера с позором.

А чудо-лакомство не выходило из княжеской головы, и позвал он из Тулы третьего пряничных дел мастера, совсем уж не имевшего себе равных, и сказал ему те же слова, какие говорил первому пряничнику и второму прогнанных с позором. Третий мастер взял муку на язык, попробовал и сказал: «Хороша мука». Оглядел он воду, зачерпнул ковшиком, отпил глоток, во рту подержал и сказал: «Хороша водица». «Ну, приступай к работе и помни наш уговор»,- сказал ему князь. Мастер подумал-подумал и ответил: «Приступлю князь, но при таком еще условии — «Окромя тульской муки, да окромя тульской воды, подай сюда, князь, и воздух тульский, тогда будет вкус у пряников такой, какой тебе надобен». Задумался грозный князь. Понимал он, что привезти воду и муку из Тулы не хитро, а воздух привезти нельзя. Думал — думал князь и мигом изменился, лицом посветлел. Отпустил он пряничных дел мастера, наградив его жемчугом и золотом за находчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Разновидность пряников

 

Раньше в России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства – лепной, печатный и силуэтный.

Лепные пришли к нам из языческой Руси. Их появление в виде ритуального хлеба связано с языческими представлениями древних славян, осознававших свою зависимость от природных явлений (дождя, снега, града, засухи), дарующих или губящих урожай, что и определило для них уважительное отношение к природе, и к многочисленным богам, олицетворяющим ее силы. Печатный пряник изготавливается с помощью пряничной доски, или "пряницы”, как рельефный оттиск на тесте. Его красота и качество в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. Любимым материалом резчиков по дереву считалась липа, но при изготовлении пряничных досок предпочтение все же отдавалось более твердым породам древесины: клену, ореху, груше, а чаще всего - березе. Доски из этих пород были долговечными, грани резьбы не "заваливались", соответственно и рисунок пряников долгое время оставался четким. Существовало два типа пряничных досок - "штучные", позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и "наборные", когда на доске размещались от 2 до 16 и более "шашек" с одним и тем же или разными сюжетами. Встречаются наборные доски и со 120 шашками. Силуэтные пряники появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века силуэтные пряники благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными.

Современные пряники в зависимости от способа производства, различают на два вида: заварные и сырцовые. Кроме того, все виды пряников можно вырабатывать как с начинкой, так и без неё. Также они могут выпускаться с различной внешней отделкой: глазирование сахарным сиропом с добавками и без них, шоколадной глазурью, обсыпкой сахаром, маком, ядрами орехов.

2.2. Анализ опроса, проведенного среди учащихся 2  кл. БСОШ№2

Для решения одной из задач мы провели исследование, с целью выяснения, пользуются ли пряники успехом  у детей и что они знают о его истории.

Мы в нашей школе провели анкетирование по следующим вопросам:

1.Любите ли Вы пряники?

2. Как часто в Вашей семье покупают пряники?

3.Пекут ли у Вас в семье пряники?

4.Знаете ли вы историю возникновения пряника?

          5.  Если не знаете, хотели бы узнать?

[приложение1]

Было опрошено 40 учащихся. Результаты оказались следующие:

 На 1 вопрос нужно было ответить однозначно – «да» или «нет». Получились такие результаты: «да» - 92,5%, (из них 10% ответили положительно, хотя в семье их даже не покупают); «нет», не любим –7,5%.

         На 2 вопрос ребята ответили так: покупают часто – 27,5%,  покупают редко, иногда – 60%; не покупают – 12,5%

На 3 вопрос тоже нужно было ответить однозначно – «да» или «нет».В семье  30% пряники пекут, не пекут- 70%. Историю возникновения пряника не знает 82,5% из респондентов, но узнать хотели бы 95% опрошенных. 

Вывод: учащиеся нашей школы очень любят пряники,   плохо знакомы с историей возникновения пряника, но хотели бы узнать про это народное лакомство. Мы выдвинули гипотезу: если провести разъяснительную работу, то учащимся это будет очень интересно,  для них это будет познавательно. Для этого я со своим руководителем прошла с информацией по классам и в занимательной форме рассказала об истории возникновении пряников и их многообразии.

 

 

 

2.3.Рецепты приготовления пряника в домашних условиях

 

Старинный рецепт пряника

Состав пряника довольно прост. Основу его составляет смесь ржаной муки и мёда (соотношение равное), желтки и молоко (1 стакан молока и 1-2 желтка на килограмм муки). В качестве вкусовых и ароматических добавок используют ароматные измельченные пряности, богатые эфирными маслами: корицу, гвоздику, бадьян, кардамон, душистый перец, мускатный орех, имбирь, анис, лимон, ваниль или отвары из ароматных трав (душицы, мяты). Компоненты перемешиваются до однородного состояния, после чего тесто нужно вымешивать в однородную пластичную массу. После проминания или, как говорили, «битья» тесту нужно дать отдохнуть минут 15, а затем выпекать пряники. Для глазури можно использовать жжёный сахар.

        

Современный рецепт пряника от мамы

 

Нужны мёд, масло или маргарин, сметана, яйцо, изюм, орехи. В качестве ароматических добавок можно использовать высушенную, молотую и просеянную апельсиновую корочку или цедру лимона и апельсина, сваренную в сахарном сиропе и нарезанную мелкими кусочками. Как разрыхлитель подойдет пищевая сода. Мука может быть пшеничная или ржаная, как высшего, так и первого сорта. Все компоненты смешиваются до получения однородной массы. Тесту необходимо дать отдохнуть 15 – 20 минут, после чего можно приступать к формированию пряника. Выпекать необходимо при температуре 200 – 220 С до готовности. Для украшения можно использовать орехи, изюм. На охлажденные пряники сахарной глазурью нанести различные рисунки, орнаменты или сделать надписи. Сахарная глазурь готовится из белка и сахарной пудры. Белок взбивается 5 – 10 минут до появления пены, затем постепенно вводится сахарная пудра, готовая масса должна быть тягучей и не растекаться. По необходимости можно добавить немного пудры.

 

Оригинальный  рецепт пряника от бабушки

 

Для начала 60г. сливочного масла, 1 стакан сахарного песка, 2 столовой ложки меда растопить на паровой бане, довести до однородной массы, затем при непрерывном помешивании добавить 2 яйца и 1 чайную ложку соды, масса должна вспениться. Далее добавляя муку, довести до загустения, снять с огня и замесить тесто. Затем раскатать, разрезать на кружочки и выпекать, разложив на противень, предварительно смазанный подсолнечным маслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Оказывается, пряник появился так давно, что ученые до сих пор не могут установить точную дату его появления. В нем словно застыла память о временах, когда корабли отправлялись за тридевять морей в тридесятое царство за пряностями редкими. Но ясно одно - пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился еще в неолитическую эпоху.

Хоть в наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков, все же не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит, есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет радовать всех от мала до велика, а пряничное искусство, основанное на многовековых традициях народного творчества, продолжает жить и развиваться…

 Покупая пряники,  мы поддерживаем производство этого русского лакомства. А если в семьях ещё и сами пекут их, то это просто замечательно.            Традиции не потеряны!

 

 

 

                                                                                            

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Л.С. Колесник, Т.Н. Сулимова, М.Н. Соколова, О.И. Кудряшова  «Тула - пряничная столица. Из истории кондитерского дела в России и Туле».

2. В. Малахин «Вокруг Света» №2, 2002г.

3. КФ «Старая Тула».

4. Пряничный дом.

5. Кондитера. Мир кондитерских изделий и сладостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Вопросы для анкетирования

1.Любите ли Вы пряники?

2. Как часто в Вашей семье покупают пряники?

3.Пекут ли у Вас в семье пряники?

4.Знаете ли вы историю возникновения пряника?

          5.  Если не знаете, хотели бы узнать?

 

Результаты анкетирования.

1вопрос: Любите ли вы пряники?

2вопрос. Как часто в вашей семье покупают пряники?

3вопрос: Пекут ли у Вас в семье пряники?

 

 

 

 

 

4вопрос:Знаете ли Вы историю возникновения пряника?

 

5вопрос.Если не знаете, хотели бы узнать?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по теме "Сколько лет прянику?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Исследовательская работа по теме "Сколько лет прянику?" Автор работы - Алапанова Аиша Алексеевна, ученица  МБОУ "Бардымская средняя школа№2".Руководитель работы-Альмухаметова Рузалия Галимзяновна

 

                                                

,

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 983 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 642
    • DOCX 90 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Альмухаметова Рузалия Галимзяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8605
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе