Главная / История / Исследовательская работа по теме "Православные и католические храмы Боханского района"

Исследовательская работа по теме "Православные и католические храмы Боханского района"

XIII Районная научно-практическая

конференция для школьников

«Шаг в будущее!»









Православный и католический храмы

на территории Боханского района





Автор: Шилина Виктория, учащаяся 10 класса

МБОУ Середкинская СОШ

С. Середкино Боханского района Иркутской области

Руководитель: Самсонова Елена

Николаевн,учитель истории первой квалификационной категории МБОУ Середкинская СОШ с . Середкино

Боханского района Иркутской области













С. Середкино, Боханский район

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. . ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ И ЕЕ КУЛЬТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………………………………5

    1. Христианство - одна из первых по времени создания мировая религия………………5

1.2 Раскол Христианской церкви……………………………………………………………..6

1.3 Структура католической церкви………………………………………………………….7

1.4 Обрядовые особенности католической церкви…………………………………………..8

1.5 Архитектура православной церкви……………………………………………………….9

ГЛАВА 2. ПРАВОСЛАВНЫЙ И КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМЫ НА ТЕРРИТОРИИ БОХАНСКОГО РАЙОНА……………………………………………………………………12

2.1. Православный храм Святого Уара, с. Тихоновка………………………………………12

2.2. Православный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, с. Олонки……………..13

2.3 Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Каменка…………………….14

2.4 Православный храм Ионна Предтечи, с. Буреть………………………………………....16

2.5 Римско-католический храм, с. Вершина………………………………………………….16

2.6 Строительство нового православного храма в п. Бохан…………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………20

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….22

ПРИЛОЖЕНИЕ









ВВЕДЕНИЕ

Боханский район – многонациональный район. Так сложилось, что здесь с давних времен проживают люди разного вероисповедания. Кто-то попал сюда в процессе переселения во времена столыпинской реформы (1902 г.), кто-то был отправлен в ссылку (например, декабристы в 1826 году). Основную часть населения составляют коренные жители – буряты, среди которых распространен шаманизм. Но это не мешает существованию других религий на территории Боханского района.

Толерантность к чужим взглядам всегда были частью менталитета боханцев. За 90 лет в Бохане не было зафиксировано конфликтов на национальной почве и конфликтов, связанных с религиозными убеждениями. Все национальные и религиозные праздники стали всеобщими народными. Так, боханцы дружно празднуют бурятский Сагаалган - Новый год по лунному календарю.

Эта тема для меня стала интересной, после того как я узнала на уроках обществознания, что существует множество религиозных учений и мировые религии. И поэтому целью моей исследовательской работы стало узнать, а есть ли на территории Боханского района святые места-храмы, и к каким религиям они относятся.

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать различные источники по данному вопросу;

  2. Выявить местонахождение храмов и посетить их;

  3. Исследовать историю их создания и узнать, какого сегодняшнее состояние храмов.

Объектом исследования являются православный и католический храмы.

Предмет исследования – православный и католический храмы Боханского района.

Актуальность данной темы заключается в том, что в результате анкетирования среди учащихся 8-11 классов нашей школы, мы выяснила, что 75% опрошенных не знают какие храмы и в каких населенных пунктах Боханского района расположены.

При написании работы я использовали методы исследования: анализ научной литературы и периодических изданий, анкетирование, работа с архивными документами, беседа, интернет-ресурсы.

Данная исследовательская работа имеет практическое значение: знания, полученные в ходе работы над данной проблемой могут быть использованы как краеведческий материал учащимися при изучении тем «Раскол христианской церкви», «Культовые особенности православного и католического храмов», подготовке сообщений и докладов. Прикладная ценность – в оформлении экспозиции в кабинете истории, издание буклета, создание схемы-карты экскурсионного маршрута по теме исследования..

Работа имеет традиционную структуру: состоит из введения, двух глав, заключения. В приложении представлены фотографии храмов Боханского района, туристический буклет, схема-карта экскурсионного маршрута по теме исследования.







































ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ И ЕЕ КУЛЬТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1 Христианство - одна из первых по времени создания мировая религия

Христианство - самая крупная по числу последователей мировая религия.

Возникла в Палестине в результате деятельности Иисуса Христа, а также его ближайших последователей. Распространение христианства, особенно в первые пять столетий нашей эры, шло очень быстро. Основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второе лицо Божественной Троицы, единого Бога в трёх лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным Писанием признаются Ветхий и Новый Заветы.

В краткой форме основные догматы христианства изложены в трёх исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никео-Константинопольском и Афанасьевском. В православии Апостольский символ фактически вытеснен Никео-Константинопольским. Он был принят на первых двух Вселенских соборах - 1-м Никейском (325 г.) и 1-м Константинопольском (381 г.).

Основная часть христиан верит в Боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мученической смертью искупившего грехи людей, воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскрешение мёртвых и вечную жизнь после воскрешения.

Большинство христиан признаёт необходимость совершения таинств - священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать. Православные, монофиситы и католики признают семь таинств: крещение, миропомазание (у католиков - конфирмация), причащение, покаяние (исповедь), елеосвящение, брак, священство. Большинство протестантов - только два: крещение и причащение (при этом многие рассматривают их как простые обряды).

Христианство имеет большое число направлений, течений, деноминаций. Основные направления - православие, католицизм, протестантизм, монофиситство, несторианство. Православие и монофиситство в организационном отношении делятся на значительное число поместных церквей.

Духовные ценности христианства прописаны в Евангелие (Новый завет), где Иисус Христос учит: преодолевать чувство злобы, быть целомудренными, верными своему слову, прощать всех, любить даже своих врагов и стремиться к совершенству, как надо оказывать милостыню, молиться и поститься, чтобы угодить Богу, нестяжанию и надежде на Бога, не осуждать ближних, охранять святыню от поругания, быть постоянными в добрых делах. Также предостерегает против лжепророков и объясняет, как следует укрепить себя для преодоления неизбежных в жизни испытаний.

1. 2 Раскол Христианской церкви

Католицизм (в пер. с греч. - всеобщий) - направление в христианстве, вероучение и церковная организация которого окончательно оформились после разделения в 1054 году христианства на западное и восточное. Предыстория раскола некогда единого христианства такова.
В 313 году император Римской империи Константин своим эдиктом сначала уравнял христианство как уже официальную религию с другими религиями, имевшими подобный статус, а в 324 году провозгласил его государственной религией на огромных пространствах всей многонациональной империи. Таким образом, в дальнейшем эволюция христианства оказывается связанной с исторической судьбой Римской империи.
В 330 г. ее столица по распоряжению Константина переносится в колонию Рима на Востоке - Византию. Между историческим центром империи (Римом) и официальным, расположенном на некогда периферийных территориях (Константинополем) возникает своего рода напряжение, вызванное притязаниями на верховенство в имперском мире. В 395 г. в результате нараставшего противостояния единая Римская империя распадается на Западную и Восточную части, что обозначает, соответственно, и определенную децентрализацию христианства. Западная империя прекращает свое существование в 476 г., будучи окончательно разрушенной германскими племенами. Несмотря на это, Рим еще длительное время сохраняет статус духовного центра формально единого христианского мира. Восточная, известная как Византийская, будет упразднена только в 1453 г. после завоевания Константинополя турками - сельджуками.
Разница в социально-политических условиях существования христианства в Западном мире и на Востоке предполагала различные акценты в интерпретации христианского вероучения и обусловливала церковные конфликты.
В VII — VIII вв. византийские императоры присваивают себе право возглавлять церковь и пытаются смещать не только восточных патриархов, но и главу западного христианства. После 7 Вселенского собора отношения между двумя центрами христианства еще более обострились вследствие дискуссии об исхождении Святого Духа только ли от Бога-Отца или же и от Бога-Сына (точка зрения западной христианской церкви). В результате в 60-е годы IX в. преданы Восточной церковью анафеме (отлучению от церкви, церковному проклятию) папа Николай I, а патриарх Фотий — западной. Таким образом, доктринальные теоретические разногласия вместе с комплексом социально-политических причин привели в 1054 г. к полному размежеванию и расколу христианства на две церкви. Западная стала именовать себя католической (т. е. вселенской), восточная -ортодоксальной (т. е. православной).

1.3 Структура католической церкви
Согласно решениям Вселенских соборов, признаваемых и католиками, и православными, даже в поздневизантийские времена, предполагается первенство римской кафедры перед остальными (римский примат). 5 кафедр имеют особое первенство перед остальными, а иерархически подчинены друг другу следующим образом — на первом месте Рим, на втором — Константинополь, на третьем — Александрия, на четвертом — Антиохия, на пятом — Иерусалим. Все это имело название «пентахия», т. е. пятиначалие.
Главой католической церкви и верховным правителем Государства Города Ватикан является Папа Римский, полный титул которого звучит следующим образом — епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик (доел, в переводе - делатель моста) вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства Города Ватикан, раб рабов Божиих. Сам титул обусловливает особый статус Папы Римского как наследующего руководство церковной жизнью христиан-католиков с благословения Иисуса Христа. Резиденцией Папы Римского является Государство Города Ватикан, занимающее относительно небольшую территорию (44 га). Еще в 756 г. эти земли были подарены французским королем Пипином I Папе Стефану и стали называться Папской областью (государством). В 1870 г. после объединения Италии Папская область была ликвидирована, а в 1929 г. возникло Государство Города Ватикан. Папа Римский избирается конклавом кардиналов («за» должно быть отдано 2/3 голосов + один) пожизненно. Официальный список Пап Римских хранит имена 262 руководителей католической церкви, включая ныне действующего Иоана Павла II (до избрания в 1978 г. - польского кардинала, носившего имя Кароль Войтыла).
Административный аппарат католической церкви - римская курия (состоит из конгрегации, канцелярий, секретариатов и трибуналов) - находится в непосредственном подчинении Папы Римского и осуществляет управление всей совокупностью, как религиозных структур, так и внецерковных организаций и объединений, находящихся под патронатом Ватикана,, т. е., кроме решения кадровых церковных проблем, контроля за обрядами, ведения монастырских дел, совершенствования системы религиозного образования и т.д., католическая церковь руководит политическими и общественными организациями: партиями, профсоюзами, объединениями молодежи, женщин и др.
Источником вероучения в католическом христианстве признаются тексты, являющиеся, согласно вероучению, нисходящим и объективированным словом самого Бога — Священное Писание и Священное Предание. Каноническими в католицизме признаны все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата).

1.4 Обрядовые особенности католической церкви

Обрядовые особенности католической церкви проявляются в следующем:
1. Богослужение (месса) проводится на латинском языке. Прихожане участвуют в нем сидя — встают лишь во время чтения Евангелия. Сопровождается органной музыкой (по выражению А. Ф. Лосева, если самая сущность православия выражается в колокольном звоне, то самая сущность католичества — в демоническом звуке органа). Хотя орган — византийское изобретение и еще Фома Аквинский как нормативный католик резко выступал против его применения в церкви, именно звучание органа подчеркивает своеобразие католического богослужения;
2. В оформлении интерьера католического храма (костёла) преобладают скульптурные композиции и живопись, а не иконы, как в православном. Фрески в храме зачастую «воссоздают» священную историю и наглядно иллюстрируют библейские сюжеты, таким образом, просвещая прихожан. После Триденгского собора (1545—1563 гг.) подобному убранству католических храмов стали уделять особое внимание, чтобы сразу напомнить вошедшему в костел, что он — католик, а не протестант;
3.Католики крестятся в отличие от православных христиан всей ладонью с левого плеча на правое;
4.Католическая церковь почитает, кроме общехристианских, ещё и собственно католических святых, а также реликвии, связанные с их жизнью и деятельностью.
Католицизм имеет свои особенности и в проведении таинств (культовые действия, которые полагают установленными Иисусом Христом. В них «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия», которая изменяет духовно-нравственную жизнь человека).
В католицизме, как и в православии, признается 7 таинств, в каждом из которых человеку сообщается определённый дар благодати. Согласно учению «opus operatum», действительность таинства и его спасительное действие не зависят от качеств лиц, его совершающих, но зависят от воспроизведения обязательных процедур (соблюдения установленного порядка, участия «законно поставленного» духовного лица, следования словесной формуле, особый настрой принимающего таинство).

Богослужение у католиков до самого последнего времени везде совершалось только на латинском языке, и лишь последний, Ватиканский собор (1962—1965) разрешил совершать его на родном языке молящихся. Богослужение совершается под аккомпанемент органа. Верующие в католических костелах молятся сидя. У католиков в храмах нет иконостаса — перегородки, отделяющей алтарь от средней части храма. Католическое духовенство совершает богослужения в облачениях, которые несколько отличаются от облачения православных священнослужителей.

В католицизме имеются некоторые праздники, которых нет в православной церкви, например праздник «тела господня» и др.

Архитектура католической церкви развивалась в романском стиле. Церковь напоминает крепость с массивными, толстыми каменными стенами, боевыми укреплениями. Так же выполнялись деревянные. Современная католическая церковь выполняется в различных архитектурных направлениях: неоготика, классицизм, барокко. Внутри располагается алтарь, огромная икона от пола до потолка, огромное распятие. По территории церкви расставлены маленькие длинные скамейки с подставками под колени для молящихся. По бокам — узкие решетки исповедан, скульптуры Христа, Божией Матери, подставки под свечи.

1.5 Архитектура православной церкви

Православная церковь символизирует Царство Божие, единство его трех областей: Божественного, земного, небесного. Архитектура православной отличается богатым разнообразием. Индивидуальность архитектуры соответствует церковному вероучению. Церковь формы креста символизирует Крест Христов, основу, ковчег спасения для человека, круглой формы — символ вечности Царства Небесного. Круг — вечность, не имеет ни начала, ни конца. Форма восьмиугольной звезды — символизирует путеводную звезду к спасению. Очень распространены нефные храмы прямоугольной формы, напоминающие вид корабля, практически квадратные, закругленным выступом, выдвинутым к востоку, где располагается алтарь. Так же распространены смешанные типы: внешний вид крестообразный, внутри форма креста, прямоугольные либо круглые — внутри круглые. Но во всех типах алтарь всегда отделен от других частей храма. Самый распространенный вид архитектуры православной церкви — прямоугольные, выдвинутым закругленным выступом алтарных абсид на восток. Кровля фигурная, внутри сводчатый потолок, поддерживающийся системой арок, колоннами, столпами, высоким подкупольным пространством, напоминающим катакомбы. Середина купола, это источник природного света, там изображают Иисуса Христа.

Архитектура православной церкви должна всегда отображать три основных элемента: купол, икону, крест. Купол — это символ покровительства Бога, Богородицы для прихожан, их устремление к Царствию Небесному. Икона — святыня, материальный объект поклонения. Крест — напоминание о мучениях Христа, который был распят во имя людей, любви к человеку. Внутри храма обязательно расположен алтарь, богато расписанными иконами слева, справа отдельные иконы, подставки под свечи.

Существует тип крестово — купольного храма, объединивший все направления храмового зодчества. Православная Россия соединила несколько архитектурных стилей. Выделяется классический тип — белокаменный прямоугольный храм с одним либо несколькими куполами фигурной кровли. Покрытие куполов щлемовидное. XV-XVII вв. Россия начала возводить храмы: прямоугольные, сильно вытянутые на восток полукруглыми абсидами, двухэтажные, одноэтажные, летней, зимней церквами, белокаменные, чаще кирпичные. С крытыми арочными галереями вокруг стен, крытыми крыльцами, четырехскатной, двухскатной, фигурной кровлей, одним, несколькими куполами формой луковиц, маковок. Стены украшаются изящными отделками, окнами красивой резьбы, из камня. Рядом возводят высокую шатровую колокольню, наверху крест.

Русская деревянная церковная архитектура — особый стиль. Свойства данного строительного материала — дерева довольно своеобразны, отличаются характерными особенностями. Очень трудно создать купол плавных форм из прямоугольных балок, досок. Именно поэтому деревянные храмы приобретают вид шатра остроконечной формы. Появились церкви как деревянные остроконечные конусы.

Сегодня архитектура православной церкви очень разнообразна, что подчеркивает выдумку, искусство русских мастеров, богатство художественных средств, характеров. Количество куполов символично. Один купол — совершенство творения, единство Бога, два — естество Иисуса Христа, две области творения. Три купола — символ Святой Троицы, четыре — четыре стороны света, четвероевангелие, пять — всегда пятый возвышается над остальными, что означает Иисус Христос, четыре евангелиста, семь куполов — семь таинств церкви, семь Вселенских Соборов.

Проанализировав научную литературу я узнала о том, что христианская церковь в 1054 году раскололась на две ветви - католическую и православную. В связи с этим появились и значительные отличия в структурном устройстве и архитектуре православного и католического храмов, в обрядовых особенностях католицизма и православия.





































ГЛАВА 2. ПРАВОСЛАВНЫЙ И КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМЫ НА ТЕРРИТОРИИ БОХАНСКОГО РАЙОНА

В Боханском районе функционируют четыре православных храма. Служба ведется в Бурети, Каменке, Олонках и Тихоновке и один римско-католический храм, каплица в селе Вершина. Строится новый православный храм в поселке Бохан.

2.1. Православный храм Святого Уара, с. Тихоновка

Тихоновка — село, муниципальное образование в Боханском районе Усть-Ордынского Бурятского округа, на северо-западе Иркутской области.

Почти сто лет назад переселенцы с Украины основали село на землях бурятского шаралдаевского рода. Освятил место нового поселения архиерей Тихон, и при выборе его названия большинство решило: быть Тихоновке. Долго еще на улицах села стояли украинские мазанки...

Достопримечательностью села является церковь святого Уара, куда приезжают православные из разных краев и областей России. Находят данные об этой церкви в интернете, узнают по сарафанному радио (Приложение 1).

Святой Уар — заступник перед Богом за некрещеных. Таких церквей на всю Россию немного, а на Сибирь и вовсе одна.

Уар был тайным христианином — лечил, кормил и утешал страдальцев за веру, за что и был казнен и брошен на растерзание псам. Сердобольная христианка Клеопатра тайно захоронила его рядом со своими некрещеными родственниками. Через некоторое время ей было видение о том, что Уар отмолил у Бога всех ее умерших близких. С тех пор Уара стали почитать заступником некрещеных.

Храмы святого Уара есть в России еще в двух местах — в Подмосковье и Ивановской области. В Тихоновке церковь этого святого появилась в 2003-м году по начальной инициативе местного жителя, Владимира Вигеры, в семье которого произошла трагедия — погиб сын. Отец решил увековечить память о нем: поставить в деревне церковь. Стены храма были возведены в короткий срок. Строили всем миром: помогали и простые люди, и депутаты, и писатели. В 2003 году прошло освящение престола и церковь получила свое официальное признание.

«Для меня это память о сыне, - рассказывает Владимир Павлович, сегодня он староста церкви.- Сколько людей приезжает, поживут у нас, проведут молебны о своих ушедших близких, успокоятся, с другими глазами уезжают. Никогда не пожалел о том, что взялся за это Богоугодное дело, храм нужен людям, что-то останется после меня нужное…».

Владимиру Вегеру была вручена грамота от Митрополита Иркутского и Ангарского Вадима «За усердные труды во славу Святой Церкви, в честь 10-летия».

Когда-то в Тихоновке уже была церковь Святой Троицы, однако в 1930-е годы ее разрушили. Так же, как и другие храмы в Усть-Ордынском округе. Церковь во имя святого мученика Уара стала одной из первых, построенных в постсоветское время.

1 ноября 2013 года храм в Тихоновке был полон, этот день – престольный праздник памяти Святого мученика Уара, заступника всех некрещенных. Только в Тихоновке можно заказывать молебны о некрещенных умерших. Рядом стоит дом для паломников, приезжающих издалека, он редко пустует.

На фоне пестрого пейзажа выделяется яркая, красного цвета, небольшая церковь с золотыми куполами. С недавнего времени она оформлена подсветкой и в темное время суток превращается в настоящее украшение села. А какое удивительно гармоничное красивое оформление. Иконостас, колокольня, вся эта сложнейшая тонкая работа дело рук мастера Виктора Михайловича Белоусова. Авиаинженер по профессии, Виктор, на протяжении двух лет трудился над внутренним убранством церкви.

2.2. Православный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, с. Олонки

Название села Олонки, по одной из версий, пошло от первооткрывателей Сибири, прибывших из Олонецкого края. Однако по мнению М. Н. Мельхеева, название Олонки произошло от эвенкийского слова «олоннго» — «брод»; по-бурятски «олом», «улам» также означает «брод», «переправа». Очевидно, здесь, где Ангара разбивается на множество протоков, в древности находилось более удобное место переправы через реку. Согласно ещё одной версии, название происходит от имени первопоселенца Ойланко.

О существовании первой церкви в с. Олонки сообщает передаточная опись 1727 года — времени образования самостоятельной Иркутской епархии. Церковь эта в феврале 1727 году сгорела. По указу Иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого в 1728 году начала возводиться новая церковь, а до окончания строительства богослужения временно проводились в древней часовне. Эта церковь так же сгорела в 1786 году. На месте пожарища в 1820 была возведена часовня. В 1797 году построили последнюю деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, сохранившуюся до середины ХХ века. Церковь была одноэтажная и имела два престола: главный холодный храм — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, теплый предел — во имя святого Василия Великого. В одной связке с церковью построили колокольню. Приход в начале ХХ века состоял из селения и двух деревень с населением более 3400 человек. В 1935 году церковь закрыли, а здание перестроили под сельский клуб. До наших дней оно не сохранилось.» Из исторической справки, хранящейся в храме.

Сейчас в селе есть храм Благовещения Пресвятой Богородицы, расположен возле здания почты.

В храме по воскресеньям  совершается Божественная Литургия — Таинство Исповеди и Причастия, в котором необходимо участвовать всем крещеным православным христианам. Начало Божественной Литургии в 9 часов. При наличии желающих креститься нужно подходить на Крещение к 13 ч по воскресеньям. Обряды и Таинства  введены в храмовую  и личную жизнь христианина в частности для того, чтобы через них Благословение Божие исходило на жизнь  и деятельность человека, святостью и благом укрепляя его духовные силы, так же всё окружение его жизни. Православная церковь верует, что каждый совершаемый ею обряд имеет определенное освящающее,  обновляющее и укрепляющее действие на человека (Приложение 2).

2.3 Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Каменка

Каменка – первое русское поселение на территории Боханского района. В 1669 году здесь был основан Усть-Идинский (Каменский) острог. Возле острога возникли слободы Верхне-Острожная и Нижне-Острожная, которые потом соединились и получили общее название «Каменка».

На 2013 год население Каменки составляло 1636 человек. Это одно из самых живописных селений района. С двух сторон Каменка омывается реками Идой и Ангарой. У села богатая и интересная история.

Первое известие о существовании здесь церкви относится к 1690 – по грамоте, выданной Тобольским митрополитом Павлом, черный диакон Михаил должен был собрать дань с церкви села Каменки. На карте С.Ремезова (1701 г.) в Идинском остроге также обозначена церковь. Известно, что Троицкая церковь в числе других 42 церквей была пирчислена к учрежденному в 1706 Иркутскому викариатству. Дальнейшая судьба этой постройки неизвестна, но в 1752 году (по другим сведениям – в 1782) строится новая деревянная теплая (зимняя) церковь во имя Святой Троицы, которая в 1845 году после ремонта была переименована в Покровскую В 1838 рядом с ней строится еще одна деревянная холодная (летняя) церковь Святой Троицы. Располагались обе церкви в уединенном месте, в двух верстах от села Верхне-Острожное и в полуверсте от села Нижне-Острожное. После советского периода обе церкви не сохранились.

В 2006 году в Каменке Боханского района было начато строительство православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Под церковь было отведено пустовавшее кирпичное здание бывшего магазина. Были приобретены иерейское облачение и церковная утварь. Односельчане сначала с недоверием отнеслись к такой переделке. Но первостепенную важность имеет не помещение, а священнослужители и прихожане, считают православные (Приложение 3).

5 апреля 2014 года митрополит Иркутский и Ангарский Вадим совершил архипастырскую поездку в поселок Каменка Боханского района (Приложение 3, фото 5).

Владыка Вадим освятил храм в Каменке в честь Покрова Пресвятой Богородицы и совершил Божественную литургию. Митрополиту Вадиму сослужили священники Верхоленского и Усть-Ордынского благочинных округов и Иркутских храмов.

По окончании Литургии митропополит Вадим поблагодарил за труды священника Марка Зуляра, - настоятеля прихода, а также жертвователей и благоустроителей храма и обратился к собравшимся прихожанам и гостям с проповедью: "Событие это имеет историческое значение. С 1930 года здесь не совершалась Божественная Литургия в святом храме. Храм доселе здесь существовавший был уничтожен, и, казалось бы, что у тех, кто это делал, было устремление, чтобы никакая память даже о духовной жизни, о том, чтобы говорить человеку о Боге, ни в какой мере не жила в сознании людей. И было истерто даже само основание храма. И сегодня мы с вами присутствуем при знаменательном событии, когда святой храм здесь возрождается.<…> Хотел бы, чтобы вновь эта открытая страница бытия нашей с вами жизни была исполнена Божественного смысла, исполнена любви, - любви к людям, любви к Богу, любви, о которой говорил нам сам Христос Спаситель, и без которой невозможно спасение…

Строительство и содержание церквей обычно идет за счет средств, которые жертвуют прихожане. Был установлен иконостас, сделанный мастерами из Хомутово, выполнили резную отделку колокольни и крыльца.

2.4 Православный храм Ионна Предтечи, с. Буреть

В 1873 году деревня Буреть получила статус села и была построен деревянный храм. В 1883 году по решению крестьянского схода и соответствующего прошения Иркутскому Генерал – Губернатору при храме было образовано церковно-приходское одноклассное начальное училище для обоего пола. Обязанности законоучителя выполнял священник местной Иоанно-Предтеченской церкви Громов Петр Порфирьевич.

В Иркутской епархии и среди крестьян этот священник пользовался уважением, был награжден бронзовым наперсным крестом в память о войне 1853 – 1856 годов.

В селе Буреть Боханского района, церковь Иоанна Предтечи расположена в помещении бывшего детского сада (Приложение 4).

Жители села поддерживают в хорошем состоянии внутреннее убранство храма, занимаются ремонтом.

Прихожане храма Иоанна Предтечи села Буреть в Радоницу, день поминовения усопших, подарили церкви первую икону — Божией Матери. Потом были приобретены иконы Николая Чудотворца, Богородицы, Георгия Победоносца, Петра и Февронии, икона Богородицы «Спорительница хлебов». Для них сделаны специальные резные полки — тяблы. Иркутянкой сшито облачение для церковной мебели. В октябре совершена первая литургия, а накануне церковь была освящена малым чином.

2.5 Римско-католический храм, с. Вершина

Вершина (польск. Wierszyna) — село в Боханском районе Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Население 529 человек (2002 г.). Национальный состав — полякирусскиебуряты, украинцы. 

Основано переселенцами из бывшего царства Польского, которое входило в состав Российской империи до революции 1917 года. Во время аграрной Столыпинской реформы поляки, основатели села, приехали на сибирскую землю. Сегодня село сильно отличается от деревень русских. Здесь сохранился самобытный уклад, обычаи, кухня и даже говор польской деревни начала ХХ века. В 2010 году село отпраздновало свое столетие.

В 1910 в 135 километрах от Иркутска, на так называемом Трубачеевском участке группа поляков из Петроковской и Келецкой губерний (ныне юг средней полосы территории Польши) основали село Вершина. Первые переселенцы, в основном, безработные шахтеры, приехали в Сибирь в поисках лучшей доли. Первую зиму переселенцы голодали. Многие такого испытания судьбы не выдержали, уехали на родину в Польшу. Остальные, чтобы прокормиться, работали на местных жителей. Только через несколько лет они образовали сельское общество во главе со старостой. Вскоре в селе появилась школа, водяная мельница, а за ними и главное — римско-католический храм, каплица. В мае 1915 новый храм открыли для богослужений (Приложение 5).

Костел - это польское название католического храма. Такая церковь находится на территории села Вершина Боханского района Иркутской области Российской Федерации.

В 1915 году для совершения религиозных обрядов был выстроен костел в селе Вершина Иркутской области. Здание построили из лиственницы, поэтому оно стоит до сих пор. В 1938 году храм был закрыт, и, оставшись без хозяина, здание начало постепенно разрушаться.

В 1992 году было принято решение среди местных жителей о восстановлении костела в Иркутской области. Перекрыли крышу, подновили стены и внутреннее убранство костела. До этого времени службы проводились только один раз в год, когда приезжал из областного центра священник.

В настоящее время село Вершина является современным населенным пунктом, в котором местные жители – потомки поляков-переселенцев сохрани свои язык, обычаи, культуру и даже национальную кухню.

В селе Вершина Боханского района готовятся к празднованию столетия костела . Удивительно, но здание костела в Вершине не перестраивалось ни разу. С
приходом советской власти перед костелом построили клуб — так дом не был виден с
дороги. В девяностые годы здание было отремонтировано, там поменяли пол, крышу и
окна. Сейчас в костеле ежедневно проходят службы, в селе постоянно живет ксендз
Карл Липчинский. Для занятий с детьми приезжают католические монахини. Столетие
планируют отметить с размахом.

Празднование назначено на 7 июля 2015 г. В этот день в 12 часов дня пройдет
праздничная месса, состоится концерт, всех угостят обедом с национальными
польскими блюдами. В Вершину уже начали съезжаться гости. Несколько дней живут
пятеро польских туристов. Они специально приехали в Иркутскую область, чтобы
побывать на столетии костела.



2.6 Строительство нового православного храма в п. Бохан

Первая церковь в Бохане была построена до революции на деньги известного бурятского купца Пирожкова. В советское время оно сгорело, а сейчас там расположено здание Дома культуры.

В Бохане Иркутской области в 2012 году было изменено место строительства православного храма по просьбе местной шаманской общины. Как сообщила председатель православного прихода «Вера» Лариса Бартле, место под строительство было выбрано удачно - храм должны были возвести в самом центре поселка, на территории парка. Но рядом с парком находится гора, на которой шаманы проводят обряды. Старейшины обратились с просьбой к православной общине выбрать для храма другое место. Их мнение совпало с желанием большей части православных поселка.

«Вначале мне казалось, что лучшего места, чем парк, не найти - расстояние до храма было бы одинаковым для верующих всех населенных пунктов Боханского района. Но потом нам предложили построить церковь на месте бывшей автозаправки в Северном, - говорит Лариса Бартле. - Плюс в том, что церковь будет располагаться на возвышении, как это было принято в старину. Храм станет настоящим украшением поселка. Кроме того, из-за переноса строителям удастся увеличить его площадь. От бывших хозяев нам в наследство останется часть построек, в них будет организована трапезная и другие церковные службы. В парке, где уже успели залить фундамент под храм, собираются построить современную детскую площадку. Она точно не будет мешать представителям местных религиозных конфессий».

Поучаствовать в возведении нового храма могут все желающие. Стройка ведется народным методом. Для перечислений открыт расчетный счет, в Бохане установлено восемь урн для пожертвований. «О церкви можно было бы только мечтать, если б не включились в дело организации Боханского района. Нам навстречу идут и строители, и энергетики, и предприниматели. Не буду называть их имен - пожертвования делаются не для того, чтобы разрекламировать свой бизнес, а от чистого сердца», - говорит Лариса Бартле.

«Сроки строительства будут зависеть от того, насколько быстро будут поступать пожертвования. Хоть храм еще и не до конца достроен служба в нем уже ведется. Мы со своей стороны сделаем все возможное, - рассказал Алексей Шоболов, представитель фирмы-застройщика. - Решено, что храм будет брусовой. Это, на мой взгляд, самый долговечный и прочный материал. Церковь будет возводиться по тому же проекту, что и храм в Смоленщине».

Проанализировав данные Районого архива, литературу периодических изданий мы узнали о том, что в Боханском районе у людей из разных конфессий есть свое место, куда они могут прийти и помолиться. Помимо православных храмов, в районе действует и католический храм в с. Вершина.

Божий храм такой необычный, притягивающий взоры и души. Веками церкви на Руси были воплощением всего самого лучшего в душе человека, устремляясь высокими куполами в синее небо, как символ высоких душевных качеств.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над данной темой и анализируя научную литературу, литературу периодических изданий, архивные документы, я узнала, что христианская церковь в 1054 году раскололась на две ветви - католическую и православную. В связи с этим появились и значительные отличия в структурном устройстве и архитектуре православного и католического храмов, в обрядовых особенностях католицизма и православия.

Я считаю, что цель исследовательской работы мною была достигнута и все задачи были решены. Я открыла много нового и интересного для себя при изучении православного и католического храмов. Мне стало известно, что в Боханском районе функционируют четыре православных храма. Служба ведется в Бурети, Каменке, Олонках и Тихоновке.

Помимо православных храмов в Боханском районе в селе Вершина расположен римско-католический храм – костел, построенный в 1915 году поляками-переселенцами.

Первая церковь в Бохане была построена до революции на деньги известного бурятского купца Пирожкова. В советское время она сгорела, а сейчас там расположено здание Дома культуры.

Сейчас в п. Бохан строится новый православный храм. Стройка ведется народным методом. Для перечислений открыт расчетный счет, в Бохане установлено восемь урн для пожертвований. Мы узнали, что и педагоги нашей школы собрали и перечислили денежные средства на строительство храма, никто не остался равнодушным.

Практическим выходом данной работы стало оформление экспозиции в кабинете истории, выпущен туристический буклет, составлена схема-карта экскурсионного маршрута по теме исследования.

Я надеюсь, что собранный нами материал поможет ребятам при подготовке сообщений и докладов по темам - «Раскол христианской церкви», «Культовые особенности православного и католического храмов» и др.

В дальнейшем я планирую продолжить исследование данной темы. В планах выступить перед ребятами и организовать сбор средств для строительства храма в п. Бохан, с помощью учащихся из Совета старшеклассников. В летние каникулы с желающими ребятами посетит строящийся храм.

Я уверена, что те люди которые занимаются строительством храмов делают благое дело. А государство в свою очередь должно поддерживать эти идеи и заниматься нравственным воспитанием народа, тем более в наше время, когда множество экстремистских организаций, различного рода сект, да и общая направленность к достижению материального, пытаются изменить, исказить нравственные ценности, к которым должен стремиться человек. В качестве нравственных ценностей вне зависимости от вероисповедания у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.



























ЛИТЕРАТУРА

1. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994

2. Мунчаев Ш.Н. Религия: история и современность. - М.: Культура и спорт, 1998

3. Митрополит Филарет Христианство на пороге третьего тысячелетия - материалы доклада конференции 20.06.2000

4.Михаил Тарусин. Исследование "Религия и общество" Институт общественного проектирования, отдел социологии, Москва, 2005 .

5. Общественно-политическая газета Сельская правда //Десятилетие храма Святого Уара в Тихоновке. Выпуск № 12 от11.18.2013

6. Л.Н. Веселова Путь в Вершину и путь Вершины Журнал Тальцы // Путь в Вершину и путь Вершины. Выпуск №4 (№27), 2005.

7. Интернет-ресурсы (www.religare.ru).

Источники

  1. Личные беседы

  2. Архивные документы



Исследовательская работа по теме "Православные и католические храмы Боханского района"
  • История
Описание:

Боханский район – многонациональный район. Так сложилось, что здесь с давних времен проживают люди разного вероисповедания. Кто-то попал сюда в процессе переселения во времена столыпинской  реформы (1902 г.), кто-то был отправлен в ссылку (например, декабристы в 1826 году). Основную часть населения составляют коренные жители – буряты, среди которых распространен шаманизм. Но это не мешает существованию других религий на территории Боханского района.

Эта тема для меня стала интересной, после того как я узнала на уроках обществознания, что существует множество религиозных учений и мировые религии. И поэтому целью моей исследовательской работы стало  узнать, а есть ли на территории Боханского района святые места-храмы, и к каким религиям они относятся.

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

1)      Проанализировать различные источники по данному вопросу;

2)      Выявить местонахождение храмов и посетить их;

3)      Исследовать историю их создания и узнать, какого сегодняшнее состояние храмов.

Объектом исследования являются  православный и католический храмы.

 Предмет исследования – православный и католический храмы Боханского района.

Актуальность данной темы заключается в том, что в результате анкетирования среди учащихся 8-11 классов нашей школы, мы выяснила, что 75% опрошенных не знают какие храмы и в каких населенных пунктах Боханского района расположены.

При написании работы я использовали методы исследования: анализ научной литературы и периодических изданий, анкетирование, работа с архивными документами, беседа, интернет-ресурсы.

 

Автор Самсонова Елена Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 931
Номер материала 31548
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓